Научная статья на тему 'Категориально-системный анализ экзистенциальной проблемы самореализации личности в контексте хронотопа'

Категориально-системный анализ экзистенциальной проблемы самореализации личности в контексте хронотопа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
321
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / РЯД ИНФОРМАЦИОННЫХ КРИТЕРИЕВ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЛИПСИЗМ / ХРОНОТОП / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ЭГОЦЕНТРИЗМ / CATEGORICAL-SYSTEM METHODOLOGY / A NUMBER OF INFORMATION CRITERIONS / SELF-REALIZATION / SOLIPSISM / CHRONOTOPE / EXISTENTIALISM / EGOCENTRISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скосырева А.С.

На основе категориально-системной методологии разработана схема ряда информационных критериев (РИК), в которой систематизированы «Великие философские проблемы» Н.С. Розова. Сформированный РИК применен для анализа экзистенциальной проблемы самореализации в контексте хронотопа. Сделан вывод о том, что самореализация выражается в центральном понятии экзистенциализма свободе воли, сознания и реализации потенциала личности. Выявлено и проанализировано противоречие понятий самореализации и эгоцентризма, которое можно выразить через сопоставление двух крайних философских позиций экзистенциализма и солипсизма по отношению к субъективному идеализму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Categorical-system analysis of self-realization as existential problem in the context of the chronotope

On the basis of categorical-system methodology developed a scheme of informational number of criterions (INC), to organize the "Great philosophical problems" of N.S. Rozov for analysis category self-realization from the position of existentialism in the context of the chronotope. It is concluded that self-realization is expressed in the central concept of existentialism, freedom of will, consciousness and realization of the potential of the individual. Identified and analyzed the contradiction of the concepts of self-realization and egocentrism can be expressed through the comparison of two extreme philosophical positions of existentialism and solipsism in relation to subjective idealism.

Текст научной работы на тему «Категориально-системный анализ экзистенциальной проблемы самореализации личности в контексте хронотопа»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 2. С. 66-69.

УДК 101; 123 А.С. Скосырева

КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ХРОНОТОПА

На основе категориально-системной методологии разработана схема ряда информационных критериев (РИК), в которой систематизированы «Великие философские проблемы» Н.С. Розова. Сформированный РИК применен для анализа экзистенцаль-ной проблемы самореализации в контексте хронотопа. Сделан вывод о том, что самореализация выражается в центральном понятии экзистенциализма - свободе воли, сознания и реализации потенциала личности. Выявлено и проанализировано противоречие понятий самореализации и эгоцентризма, которое можно выразить через сопоставление двух крайних философских позиций экзистенциализма и солипсизма по отношению к субъективному идеализму.

Ключевые слова: категориально-системная методология, ряд информационных критериев, самореализация, солипсизм, хронотоп, экзистенциализм, эгоцентризм.

В современной социальной реальности происходит процесс переосмысления ключевых принципов поведения и потребностей личности, таких как саморазвитие, самореализация, самоактуализация. Говоря о социальной реальности, мы, по существу, говорим о единстве личностных реальностей, или о единстве личностной и социальной реальности [1]. Современная личностная реальность такова, что человек обретает свободу коммуникаций, но вместе с этим теряет свою индивидуальность в условиях социальной реальности омассовления культуры и общества. Философия экзистенциализма акцентирует свое внимание на личностной индивидуальности, свободе выбора и развитии человеком своих возможностей, свободе сознания. Реализация потенциала личности в философии существования, по Ж.-П. Сартру, занимает следующую позицию: «Экзистенциализм хочет показать связь между абсолютным характером свободного действия, посредством которого каждый человек реализует себя, реализуя в то же время определенный тип человечества, действия, понятного любой эпохе и любому человеку, и относительностью культуры, которая может явиться следствием такого выбора. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление» [2]. Самореализация в экзистенциализме обоснована интересом к внутреннему потенциалу личности.

В современной философии для решения какого-либо вопроса появилась необходимость в межпредметном подходе к проблематизации. Миссией философии в XXI в. является осуществление синтезов [3]. В данной статье обратимся к категориально-системной методологии (КСМ) В.И. Разумова [4], позволяющей производить междисциплинарный анализ проблемы, и систематизируем «великие философские вопросы» Н.С. Розова [5] для анализа категории «самореализация» как социально-философской проблемы. Также привлечем к работе одну из моделей гомеостатики Ю.М. Горского [6].

Воспользуемся схемой РИК [4, с. 97-123], как одной из средств КСМ, которая предоставляет возможность производить синтез информацион-

© Скосырева А.С., 2016

ных критериев (ИК) для эвристического анализа и формирования поля исследования. Каждому ИК здесь соответствует одна «великая философская проблема» Н.С. Розова, выделенная им из всего многообразия философских вопросов как наиболее значимая:

1. Проблема смысла и идеала человеческой жизни. (В чем состоит смысл жизни и каков идеал - должная цель, принцип, главная добродетель - жизни человека с точки зрения философской мудрости?)

2. Проблема соотношения материального и идеального, бытия и мышления, чувственного и духовного, тела и души. (Какой полюс в такого рода дилеммах первичен в онтологическом, генетическом, причинном отношении?)

3. Проблема личности и общества. (Чьи интересы, потребности и права должны считаться приоритетными - личности или общества?)

4. Проблема свободы воли. (Есть ли свобода воли? Если да, то как ее совместить со всеобщностью принципа причинности? Если нет, то как ее отсутствие совместить с очевидным опытом свободного воления?)

5. Проблема универсалий. (Как существует общее - до вещей, в вещах, в уме и понятиях, в именах?)

6. Проблема теодицеи. (Если Бог всеблаг и всемогущ, то почему в мире существует зло?)

7. Проблема обоснования знания и источника познания. (Откуда человек черпает знания прежде всего: из чувственного опыта, разума, интуиции? На каком основании можно считать полученное знание достоверным?)

8. Проблема смысла истории. (Имеет ли человеческая история смысл? Если да, то в чем он состоит? Если нет, то как совместить общую бессмысленность истории с признанием смысла у частных исторических явлений?)

Проблемы перечислены с сохранением последовательности автора, учитывая, что они упорядочены по убыванию значимости. Ведущей является проблема смысла и идеала человеческой жизни. В скобках представлены вопросы, поставленные Н.С. Розовым, которые необходимо ставить при решении той или иной «великой» проблемы.

Построим РИК для систематизации «великих философских вопросов» (рис. 1).

Представленный в схеме РИК (рис. 1) перечень критериев является в высокой степени универсальным и способным выступать в роли когнитивного шаблона для описания любой философской проблемы. Путем эвристического анализа и сканирования всех полученных комбинаций на (рис. 1) обнаруживаем комбинацию 841, позволяющую синтезировать философские вопросы для формирования области исследования, получаем

следующую трактовку вопроса: «Влияние истории (8) на проблему свободы воли (4), как главной добродетели человеческой жизни (1)». Теперь проведем анализ, который позволит ответить на следующие вопросы:

1. Как комбинация 841 в схеме РИК соотносится с проблемой самореализации в философии экзистенциализма?

2. Как использование схемы РИК для систематизации философских проблем поможет проанализировать заявленную проблему?

876

865 875

854 864 874

843 853 863 873

832 842 852 862 872

821 831 841 851 861 871

| 81 82 83 84 85 86 87

Рис. 1. Схема РИК для систематизации философских проблем

Итак, разберем каждый ИК отдельно и выявим соответствие с заявленной проблемой. В «великой» проблеме, соответствующей ИК8 в комбинации 841 (рис. 1) Н.С. Розов ставит вопрос о смысле или бессмысленности человеческой истории. По мнению сторонников экзистенциализма, смысл истории заключается в том, чтобы помочь людям обрести свои истоки и осознать свои перспективы, раскрыть смысл своего индивидуального существования. Философия истории занимается изучением объективных закономерностей и духовно-нравственного смысла исторического процесса, а также возможностей реализации человеческого потенциала в истории. Реализация - это, как и процесс истории, всегда действие, движение, а не ощущение, не статичное состояние. А вот каков этот процесс: внутреннего или внешнего плана, чем он обусловливается, каковы его характеристики и что он имеет на выходе зависит от исторического момента, господствующей идеологии, социальной ситуации и философской школы, в рамках которой и решается эта проблема [7]. Для анализа проблемы самореализации с точки зрения философской школы экзистенциализма рассмотрим историю с позиции категории, раскрывающей соотношение пространства и времени - хронотопа. Руководствуясь воззрениями К.С. Пигрова: «Социальный хронотоп, т. е. социальное пространство-время, - это соответственно экстенсивная и интенсивная формы социальной реальности. Социальное пространство-время творится людьми в историческом процессе, когда географическое пространство организуется как территория, а астрономическое время - как история» [1]. Существуют две противоположные концепции пространства и времени в истории философии: субстанциальная и реляционная.

68

А.С. Скосырева

Основное отличие данных концепций состоит в отношении к материальному и идеальному, объективному и субъективному в вопросе хронотопа. История объективна, так же как и пространство и время в объективном идеализме, который относится к реляционной концепции. А сторонники субстанциального характера пространства и времени, выступают против существования независимой реальности от воли и сознания субъекта. Данная позиция отражена в философии субъективного идеализма. На основе данного направления и появляется экзистенциализм. Покажем в кругах Эйлера соответствие проблемы смысла истории с экзистенциализмом (рис. 2).

Рис. 2. Соответствие философии истории с экзистенциализмом: А - философия истории; В - хронотоп;

С - реляционная концепция; й - субстанциальная концепция; С - объективный идеализм; Е - субъективный идеализм; Р - экзистенциализм

Как показано на рис. 2, мы получаем соответствие философии истории с категорией хронотопа, который имеет две противоположные концепции: реляционную и субстанциальную. Реляционная концепция основана на объективном идеализме, а субстанциальная - на субъективном. Экзистенциализм является разновидностью субъективного идеализма.

В комбинации 841 ИК4 (проблема свободы воли) и ИК1 (проблема смысла и идеала человеческой жизни) образуют единую проблему - это экзистенциальная проблема самореализации. Экзистенциализм есть философия существования с идеологией свободы реализации потенциальных возможностей личности. Н.С. Розов формулирует вопрос о

смысле и идеале человеческой жизни таким образом: «В чем состоит смысл жизни и каков идеал - должная цель, принцип, главная добродетель жизни человека, с точки зрения философской мудрости?» [5] (рис. 1). Ответ экзистенциализма в лице М. Хайдег-гера, К. Ясперса, А. Камю, Ж.-П. Сартра един: в свободе воли, свободе существования, свободе выбора человека.

Соответственно, отвечая на вопрос о соотношении комбинации 841 в схеме РИК (рис. 1) с проблемой самореализации в философии экзистенциализма, проводим аналогию между первоначальной постановкой проблемы «Влияние истории на проблему свободы воли в человеческой жизни» и конечной «Влияние хронотопа на экзистенциальную проблему самореализации».

Философского осмысления требует также вопрос о том, насколько позитивной является концентрация на самореализации для индивида и существуют ли негативные ее проявления. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

В этике термином «солипсизм» обозначают крайние формы эгоизма и эгоцентризма. Определение эгоцентризма было введено Ж. Пиаже и формулируется как неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения, как единственной существующей (эгоцентризм) [8]. В. Франкл считал, что реализация себя как жизненной цели - крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия [9]. Пиаже рассматривал эгоцентризм как основание всех особенностей детского мышления. Противоречие между понятиями самореализации и эгоцентризма представим на (рис. 3), где обратимся к схеме компенсационного гомеостата (КГ), которая поможет проиллюстривать связи между самореализацией и эгоцентризмом как объектами-антагонистами.

Субъективный » Экзистенциализм

идеализм ( уК ) Самореализация -г

1

1

Субъективный ^ Солипсизм

идеализм -И С ] Эгоцентризм т

Рис. 3. Схема компенсационного гомеостата противоречия «самореализация-эгоцентризм» с обратной связью характера константы

В общей схеме компенсационного гомео-стата используется принцип «обратной связи», который имеет 4 типа функциональных режимов, но предложение добавить обратную связь «константу» предусматривает выделение пятого режима [10]:

1) «+ +» (обе обратные связи положительные). Данный тип связи характеризуется неустойчивостью. При увеличении противоречащих процессов до критического уровня система распадается. Может приводить к синдрому эмоционального выгорания, проявляющегося нарастающим эмоциональным истощением.

2) «+ -» (первая связь положительная, вторая - отрицательная). Режим относится к устойчивым. Поведение индивида в данном случае заключается в балансе своих интересов и уважении интересов других.

3) «- +» (первая связь отрицательная, вторая - положительная). Противоположная ситуация по сравнению с предыдущей. Система также является устойчивой. В поведении выражается проявлением детской позиции у взрослого человека. Характеризуется низкой степенью ответственности и социальным паразитизмом.

4) «- -» (обе связи отрицательные). Происходит постепенное угасание системы, что свидетельствует о ее неустойчивости. Если рассматривать данную связь как положительный случай поведения, то таким поведением может стать альтруизм. При полном угасании системы в поведении наблюдаются психические расстройства, безразличие, снижение активности.

5) Обратная связь «константа» заключается в том, что удовлетворение потребностей одного из антагонистов, снижение или увеличение влияния процесса самореализации не зависит от эгоцентризма и наоборот. Сохраняется баланс между данными процессами и человек находится в состоянии гармонии со своими потребностями и их реализацией. Данный тип обратной связи характерен для системы, представленной на рис. 3.

В заключение можно отметить, что схема РИК, в которой систематизированы «великие вопросы философии» Н.С. Розова позволяет решать задачи синтеза в философии для определения межпроблемного поля исследования. Путем эвристического сканирования была выделена комбинация 841, в контексте

которой была рассмотрена проблема экзистенциализма.

Сделаны следующие выводы:

1. Выявлено соответствие философии истории с экзистенциализмом через категорию хронотопа.

2. Самореализация выражается в центральном понятии экзистенциализма - свободе воли, сознания и реализации потенциала личности.

3. Составленная схема РИК философских вопросов (рис. 1) помогла путем дедуктивного анализа от общих философских вопросов перейти к экзистенциальной проблеме самореализации личности.

4. Выявлено и проанализировано противоречие понятий «самореализация» - «эгоцентризм», которое можно выразить через сопоставление двух крайних философских позиций экзистенциализма и солипсизма по отношению к субъективному идеализму.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Пигров К. С. Социальная философия: пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей. СПб., 1998. URL: http:// www.infinan.ru/philosophy/pigrov_social'naja_ filosofija.html (дата обращения: 25.12.2015).

[2] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М. : Политиздат, 1990. С. 319344.

[3] Разумов В. И., Сизиков В. П. Новая эпоха и философия: от проблематизаций к интуициям и синтезу // Идеи и идеалы. 2015. № 4 (26). Т. 1. С. 57-65.

[4] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Изд-во Ом. ун-та, 2004.

[5] Розов Н. С. Философия и теория истории. Кн. 1: Пролегомены. М. : Логос, 2002. URL: http://www. nsu.ru/filf/rozov/publ/fti/fti7-2.htm (дата обращения: 25.12.2015).

[6] Горский Ю. М. Основы гомеостатики. Иркутск : ИГЭА, 1998. 397 с.

[7] Шахмартова О. М. Социально-психологические особенности профессионально самореализующихся лиц, выбранных ассоциированными группами респондентов : дис. ... канд. пси-хол. наук. Самара, 2003.

[8] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : Педа-гогика-Пресс,1999. С. 436.

[9] Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990.

[10] Козлова К. С. Влияние сферы услуг на формирование типа постиндустриального общества (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.