Научная статья на тему 'Каталония - “замороженный конфликт”'

Каталония - “замороженный конфликт” Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
374
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
КАТАЛОНИЯ / СЕПАРАТИЗМ / НАЦИОНАЛИСТЫ / РЕФЕРЕНДУМ / ВЫБОРЫ / ПРАВА И КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ / КРИЗИС / БЕЗВЛАСТИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Верников Владимир Леонидович

Парламентские выборы в Каталонии в декабре 2017 г. принесли формальную победу партии “Сьюдаданос” (“Граждане”), но по сумме мандатов право сформировать региональное правительство получили две националистические партии. Однако по прошествии нескольких месяцев правительство так и не было сформировано. Причин несколько: почти весь ключевые фигуры сепаратистов оказались под следствие, а бывший глава регионального правительства К. Пучдемон сбежал в Брюссель, откуда безуспешно вновь пытался заочно избраться на тот же пост. Конституционный суд страны сорвал эти планы. Новый председатель регионального парламента Р. Торрент, не уступая требованиям закона, выдвинул для обсуждения ряд неприемлемых кандидатов, находившихся под следствием или подпиской о невыезде. На конец марта 2018 г. ситуация оставалась тупиковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каталония - “замороженный конфликт”»

УДК 321.013 Владимир БЕРНИКОВ

КАТАЛОНИЯ - "ЗАМОРОЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ"

Аннотация. Парламентские выборы в Каталонии в декабре 2017 г. принесли формальную победу партии "Сьюдаданос" ("Граждане"), но по сумме мандатов право сформировать региональное правительство получили две националистические партии. Однако по прошествии нескольких месяцев правительство так и не было сформировано. Причин несколько: почти весь ключевые фигуры сепаратистов оказались под следствие, а бывший глава регионального правительства К. Пучдемон сбежал в Брюссель, откуда безуспешно вновь пытался заочно избраться на тот же пост. Конституционный суд страны сорвал эти планы. Новый председатель регионального парламента Р. Торрент, не уступая требованиям закона, выдвинул для обсуждения ряд неприемлемых кандидатов, находившихся под следствием или подпиской о невыезде. На конец марта 2018 г. ситуация оставалась тупиковой.

Ключевые слова: Каталония, сепаратизм, националисты, референдум, выборы, права и компетенции, политическая неопределённость, кризис, безвластие.

Время, отведённое законом на формирование правительства, близко к точке невозврата. Дальше досрочные выборы, которых не хотят ни центральное правительство, ни каталонские националисты: Мадрид опасается ещё более тяжёлого поражения противников отделения, сепаратистские силы, лишившиеся лидеров, - потери большинства в пользу тех же "Сьюдаданос". Политическая система Каталонии, которая в постфранкистские годы долго сохраняла равновесие традиционных партий - Народной и Социалистической рабочей с правым националистическим объединением СШ - "Конвергенция и Союз" в управлении регионом, в последние 10-12 лет деградировала.

Законодательная и исполнительная власть оказалась в руках политической и интеллектуальной элиты, составлявшей ядро националистических партий, начавших медленный, осторожный, но целенаправленный дрейф в сторону отделения от Испании и создания независимой Республики Каталония. Последний отрезок этого пути - события, которые начались в ноябре 2016 г. антиконституционным опросом о праве на существование вне испанского государства, продолжились в минувшем

© Берников Владимир Леонидович - руководитель Центра иберийских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: vverkai@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22018129134

году столь же антиконституционным референдумом 1 октября о провозглашении независимости Каталонии, а затем и антиконституционными попытками провозглашения выхода из состава испанского государства

В испанской политологии, вслед за вердиктом Конституционного суда, эти действия сепаратистов получили однозначное определение антиконституционного мятежа: подрыв государственного устройства страны намерением выйти из состава испанского государства.

Надолго ли статус-кво?

Промежуточным финалом каталонской драмы является нынешний хрупкий статус-кво в регионе, виновником которого, сама того не желая, стала центральная власть в Мадриде. Противодействуя сепаратистам в строгом соответствии с Конституцией страны, она взяла на себя политическое управление мятежной автономией, отправила за решетку некоторых лидеров - подстрекателей, находившихся у власти, но недальновидно позволила эмигрировать в Брюссель бывшему главе правительства К. Пучдемону и нескольким его единомышленникам. Затем последовали не менее драматические внеочередные парламентские выборы с неожиданными для Мадрида результатами, заставившими аналитиков задуматься о тактической целесообразности его политических действий за последние год-полтора.

Антисепаратистские партии - Народная и Социалистическая рабочая, получив незначительное количество депутатских мандатов, фактически потерпели поражение. Испанские аналитики уже после драки апеллируют к главе правительства М. Рахою: "Неужели не рассматривалась возможность сепаратистских партий повторить успех предыдущих выборов, чтобы, набрав абсолютное большинство в парламенте, снова претендовать на власть в регионе?" [Ciudadanos gana pero...]. Ответа не последовало, но, судя по затянувшейся растерянности властей, не рассматривалась: была уверенность в том, что после болезненного для национального самосознания каталонцев введения в действие 155-й статьи Конституции общественное мнение выскажется за конституционный путь решения кризиса.

Даже исследовательский фонд FAES, близкий к Народной партии и возглавляемый её бывшим лидером и главой кабинета Хосе Мария Аснаром, в аналитической статье по итогам выборов считает, что М. Рахой допустил грубейшую ошибку, используя применение 155-й статьи конституции как главный козырь и аргумент для убеждения в предвыборной кампании. Недовольство каталонцев разных убеждений передачей рычагов управления автономией центральному правительству с самого начала было практически всеобщим, раздражение выплескивалось на улицы и не предвещало лавров ни Народной партии, ни правительству. "Граждане", напротив, "смогли интерпретировать требования сотен тысяч каталонцев - свыше миллиона -против разрыва с остальной страной и против изоляционизма, перевести их в узнаваемый и воспринятый политический дискурс и предложить надежду и уверенность в достижимости лучшего будущего" [La fundación de Aznar critica.].

Политический просчёт правительства углубил разгоравшийся кризис. В парламенте националисты в новом составе продолжили отстаивать свою идеологию, отринув предупреждения центральной власти об опасности попыток дважды войти в одну и ту же реку в условиях действия 155-й статьи Конституции. Но доводы не

действовали. Столь демонстративный и циничный афронт Мадрид снести не мог и не только категорически отверг возможных кандидатов, уголовно преследуемых юстицией за попытку мятежа, но и отправил за решетку ещё остававшихся на свободе пятерых лидеров сепаратистов, находившихся в колоде главы парламента Р. Торрента.

Неожиданный подарок преподнесла, как яичко к Христову дню, испанским властям Германия - арестовала на границе беглого К. Пучдемона, возвращавшегося из Дании. Международный ордер на его арест был выдан давно, но ни Бельгия, где он проживал, ни другие европейские страны, которые он посещал, не желали, очевидно, ввязываться в события в Каталонии. Испанские политологи высказывают самые невероятные догадки о мотивах действий правительства А. Меркель - от давних доверительных отношений лидеров обеих стран, до желания Берлина показать, кто в доме (читай - в Европе) хозяин, кто действует в правовом поле и может себе позволить то, на что другие не решаются. А вот выдаст ли Германия скандального политика, пока не ясно.

В каталонском парламенте все эти месяцы сепаратистские депутаты искали лазейки в законе, чтобы обыграть Мадрид, но не нашли, и тогда они блокировали процедуру представления своего кандидата, не соглашаясь на компромиссную фигуру из их же лагеря. Однако у такого противостояния есть законодательно ограниченный срок, не уложившись в который, то есть не предложив кандидата для голосования и не проведя его, должно последовать объявление новых парламентских выборов. Февральский опрос социологического института при правительстве Каталонии [La opcion autonomista... ] показал, что сепаратисты победили бы вновь, но с гораздо меньшим преимуществом.

Неожиданным для наблюдателей оказался другой показатель: впервые с 2012 г. 36,3% опрошенных высказались за "поиск будущим каталонским правительством двустороннего соглашения с центральным о сохранении автономии в составе единого государства".

И, что совсем даже предполагать было невозможно, резко упало количество сторонников независимой Каталонии - с 40,2% в октябре 2017 г., то есть накануне незаконного референдума, до 32,9% в конце января нынешнего. Логично, что при таких переменах в общественном мнении правительство М. Рахоя не видит причин для каких-либо новых законодательных инициатив. Оно пытается выиграть время, наблюдая затянувшийся торг лидеров Левых республиканцев О. Хункераса и блока "Все за Каталонию" за руководящие посты в будущем правительстве.

Мадрид маневрирует

Расчет Мадрида, что к концу марта Каталония получит свое правительство, не оправдался. Не желая, как мы уже говорили, новых выборов, власти уговаривают лидера "Сьюдаданос" А. Риверу выдвинуть своего кандидата, чтобы "соблюсти конституционную процедуру" со сроками, позволяющую таким образом оттянуть их до осени. Его подталкивают к совершенно противоестественному, пусть и временному союзу с "Подемос", используя тезис об опасности затягивать создание регионального правительства в интересах всего государства. Зная о невозможности добиться победы из-за нехватки голосов, а "хотя бы для того, чтобы послать сепа-

ратистам сигнал о том, что существует альтернатива, которую можно построить" [El PP presiona.], лидер партии вряд ли пойдет на такой рискованный для своего имиджа шаг.

Тем более что впереди - региональные (автономные) и местные (муниципальные) выборы в 2019 г. В этом контексте, считают испанские наблюдатели, М. Рахой пытается одним выстрелом убить двух зайцев, подставляя возможного соперника в глазах избирателей. Ясно, что никакой альтернативы националистам в Каталонии не просматривается на ближайший электоральный цикл, и правительство готовится в ближайшие недели продлить действие жесткой 155-й статьи, чтобы иметь в своем распоряжении законодательные рычаги оперативного управления социально-экономической жизнью региона.

Такая перспектива бьет по авторитету не только националистических партий, погрязших в межпартийных дрязгах за пост главы правительства, но и левоцентристских сил, оказавшихся неспособными вернуть Каталонии все ее автономистские права. Лидер каталонских социалистов М. Исета при поддержке местного отделения блока "Подемос" в отчаянии даже пробросил в парламенте идею создания некоего правительства технократов из представителей всех парламентских фракций во главе с внепартийным лидером, пользующимся уважением в обществе. Сепаратистские партии тут же назвали этот пробный шар нереальными фантазиями и напомнили, что не собираются никому отдавать право формирования правительства и власть в регионе.

Вопрос в том, сколь долго продлится эта политическая неопределенность, оказывающая негативное воздействие на экономическую жизнь всей страны. Экономический аспект кризиса оказался наиболее болезненным. Почти полторы тысячи средних и мелких предприятий, десятки крупных бизнесов, в том числе транснациональные и финансовые компании покинули Каталонию, сменив место "прописки" и налоговые отчисления на другие регионы Испании, главным образом на провинцию Мадрид.

Заметно снизилось число туристов даже в разгар прошлого сезона и, естественно, снизились поступления от этой сферы бизнеса в региональный бюджет. Выросла на 19% и сезонная безработица, чего никогда ранее не происходило [El ministerio informa.]. По подсчётам испанских экономистов и по результатам социологических исследований автономия уже потеряла из-за политической нестабильности последних месяцев около трети своего ВВП, включая значительное снижение продаж на внутреннем рынке [Sociometrica.]. Но ещё большие потери её ожидают в нынешнем году, если радикально не изменится политическая ситуация в стране, вызванная кризисом в Каталонии.

Социологи утверждают, что 26,8% испанцев настроены пессимистически и считают, что экономическая ситуация ухудшится. Это значительно больше, чем оптимистов, уверенных в скором преодолении безвластия в самом экономически развитом и благополучном регионе страны. "Политическая и экономическая безысходность (ситуации в Каталонии. - В.В.) взаимно подпитывают друг друга, это две стороны все более углубляющегося пессимизма. Бездействие правительства в каталонском кризисе способствует лишь росту разочарования большинства испанцев, -утверждают исследователи. - Кроме того, отсутствие доверия политикам, отвращение к бушующей коррупции и трудности новых политических образований в об-

новлении системы из-за постоянного бойкота старых партий усиливают состояние безнадежности" [Sociometrica...].

Правительство Испании, безусловно, знает и об этих настроениях, и о неутешительном макроэкономическом прогнозе МВФ на нынешний год - снижении ВВП страны на 0,3% и падении внутреннего потребления [Espana reduce.]. Но не спешит с программой действий по ликвидации "каталонского узла". Один из депутатов оппозиционной партии "Подемос" на прениях в Конгрессе депутатов - нижней палате парламента сравнил М. Рахоя с молчаливым Буддой, медитирующим на "Титанике".

Конечно, катастрофа - явное преувеличение, в стране всё не так плохо и не так страшно, но затянувшееся безвластие в Каталонии и политическая инертность и бессилие правительства вызывают в обществе вполне обоснованное беспокойство. В Испании все давно уже поняли, что каталонскую проблему нельзя решить административными и карательными мерами. Обезглавить националистический лагерь -временное, а для половины населения Каталонии, голосующего за независимость, скандальное решение, короткая передышка, потому что сепаратистские устремления не исчезнут сами по себе.

Не уверен, что правительство М. Рахоя готово к переговорам, чтобы, разумно уступив в экономических претензиях, лишить сепаратистов аргументов о необходимости предоставления независимости региону. Каталонская буржуазия, владеющая самыми крупными экономическими активами, давно уже вбросила в общественное сознание фальшивый тезис о том, что все беды региона происходят от того, что он "кормит" своими налогами миллионы бездельников с юга, слишком мало получая взамен. Официальная статистика [El ministerio informa.] легко опровергает такую пропагандистскую математику, но кому до этого дело? Обыватель верит своим вождям на слово и выходит на улицы, и голосует за отделение от страны, "которая его обирает".

Выводы

Очевидно, что нынешний региональный парламент и будущее правительство не смогут сами решить давние проблемы Каталонии, которые и привели в итоге к длительному противостоянию с испанским государством. В основе конфликта - не только экономические требования, справедливость которых очевидна далеко не всем политическим игрокам, но и стремление автономии играть более заметную роль во внешней политике и торговле государства. До сих пор начать диалог обеим сторонам не удавалось, вину за это они возлагали друг на друга, но объективно каталонские власти к нему и не стремились, а пытались добиться своего всевозможными предварительными условиями и ультиматумами.

Лишь консенсус всех политических сил страны способен привести к принятию поправок в Конституцию, предоставляющих национальным автономиям больше прав и компетенций. Если правительство националистов даже будет сформировано, оно скорее начнёт претворять в жизнь мандат референдума об отделении от Испании, чем стремиться к переговорам с Мадридом, - ведь именно с этой идеей они шли на выборы и победили. Рано или поздно они выберут нового главу правительства, но кризис не закончится, он лишь будет "заморожен". До тех пор, пока не

наступит оттепель в отношениях между Мадридом и Барселоной, способная сохранить единство Испании.

References

Ciudadanos gana pero el independentismo mantiene la mayoria. El Pais, 22.12.201. La fundacin de Aznar critica la campana del PP y elogia a Ciudadanos. El Pais,24.12.2017 La opcion autonomista se impone por primera vez desde el inicio del "process". CIS Cataluna. El Pais.23.02.2018

El PP presiona a Ciudadanos para que trate de formar gobierno en Cataluna. El Pais, 26.12.2017; El PP incita a Ciudadanos a que busqye un pacto con Podemos solo en Cataluna. El Pais, 03.01.2018

La opcion autonomista se impone por primera vez desde el inicio del "process". CIS Cataluna. El Pais.23.02.2018

http://www.exteriores.gob.es /Portal/ es/Sala de Prensa/ El ministerio informa/Documentos/Consecuencias economicas de una hipotetica independencia de Cataluna http://sociometrica.es/2018/01situacion-politica-economica-espana-2018 http://sociometrica.es/2018/01/situacion- politica-economica-espana-2018. Espana reduce al 2,3% PIB previsto para 2018 por situacion en Cataluna. El Pais, 16.10.2017 http://www.exteriores.gob.es /Portal/ es/Sala de Prensa/ El ministerio informa/Documentos/Consecuencias economicas de una hipotetica independencia de Cataluna

Catalonia - a Frozen Conflict

Author: Vernikov V., Head of Center for Iberian Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vverkai@gmail.com

Abstract. The Catalonia parliamentary elections in December 2017 brought a formal victory to the Cuidadanos party, but two nationalist parties got the right to form the regional government due to their combined number of mandates. Still after three months the government has not been formed. There are several reasons: most key separatists were put under arrest; the former head of regional government C. Puigdemont fled to Brussels and unsuccessfully tried to be reelected in absentia to this post. The constitutional court of Spain so far has disrupted these plans, but the new president of the parliament of Catalonia R. Torrent repeatedly put forward for nomination unacceptable candidates. By the end of March 2018 the situation was in conspicuous deadlock.

Key words: Catalonia, separatism, nationalists, referendum, election, rights and competences, political uncertainty, crisis, anarchy.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22018129134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.