Научная статья на тему 'КАССОВАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПУТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ'

КАССОВАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПУТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
бюджет / онлайн касса / оператор фискальных данных / фискальный накопитель / кассовый чек / интернет / программное обеспечение. / budget / online cash register / fiscal data operator / fiscal drive / cash register receipt / internet / software.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шутова Н.И., Кардава Е.Е., Ардашева А.Л., Лобанова Е.Н., Суяркова О.В.

Цель кассовой реформы сократить теневой сектор экономики и увеличить налоговые поступления в бюджет. Законодательная база формирует требования к технике и программному обеспечению, которое должно работать в режиме онлайн, что является прямым стимулом к цифровизации бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шутова Н.И., Кардава Е.Е., Ардашева А.Л., Лобанова Е.Н., Суяркова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASH REFORM IN RUSSIA: A WAY TO DIGITALIZE BUSINESS IN ACCORDANCE WITH CURRENT LEGISLATION

The goal of the cash reform is to reduce the shadow sector of the economy and increase tax revenues to the budget. The legal framework forms the requirements for equipment and software that must work online, which is a direct incentive for business digitalization.

Текст научной работы на тему «КАССОВАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПУТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ»

в yмовax децентрaлiзaцiï. Проблеми e^roMÍEn. 2021. № 1 (47) С. 185-191.

4. Влaсов В.1., Сaблyк В.П., Лисaк М.А. Ме-тодичш пiдxоди до оцiнки продовольчо1' безпеки крш'ни. Економiкa АПК. 2009. № 8. С. 43-45.

5. Кaрдaш О.Л. Сyчaснe методичне 3a6e3ne-чення оцiнювaння продовольчо1' безпеки Укрaïни. Вюник Хмельницького нaцiонaльного yнiвeрси-тeтy. Економiчнi нayки. 2015. № 5(1). С. 194-199.

6. ^менний В.Д., My3ma П.М. Стaн продо-вольчо1' безпеки гаселення Укрaïни нa почaткy ти-сячолiття. Нayковий вiсник Львiвського нaцiонaль-ного yнiвeрситeтy вeтeринaрноï медицини тa бюте-xнологiй iм. Гжицького. 2014. Т. 16. № 1(1). С. 134150

7. Мостова А.Д. Удосконалення методичного забезпечення аналiзу стану продовольчо1 безпеки краши. Економiка та держава. 2017. № 10. С. 42-47.

8. Продовольча безпека краши: стан та перс-пективи змщнення : монографiя / Р.1. Тринько та ш. Львiв : ЛьвДУВС, 2011. 303 с.

9. Dankevych V., Dankevych Y. Management of forest and water resources in the context of administrative-territorial reform: the experience of Poland. The scientific heritage. Budapest. Vol. 6, № 55. 2020. pp. 27-31.

10. Skydan O., Dankevych V., Dankevych Y. The Current State of Applying Space Technologies to Monitor Land Use Efficiency. The problems of economy. 2019. № 3 (41) p. 281-288.

КАССОВАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПУТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В СООТВЕТСТВИИ С

ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Шутова Н.И.

кандидат экономических наук доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Филиал в г. Белореченске

Кардава Е.Е.

кандидат экономических наук доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Филиал в г. Белореченске

Ардашева А.Л.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Филиал в г. Белореченске старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Лобанова Е.Н.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Филиал в г. Белореченске старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Суяркова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Филиал в г. Белореченске старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

CASH REFORM IN RUSSIA: A WAY TO DIGITALIZE BUSINESS IN ACCORDANCE WITH

CURRENT LEGISLATION

Shutova N.

PhD in Economics

Associate Professor at the Department of Economics and Management FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk

Kardava E.

PhD in Economics

Associate Professor at the Department of Economics and Management FSBEI HE «Adyghe State University»Branch in Belorechensk

Ardasheva A.

FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Lobanova E.

FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Suyarkova O.

FSBEI HE «Adyghe State University» Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Аннотация

Цель кассовой реформы - сократить теневой сектор экономики и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Законодательная база формирует требования к технике и программному обеспечению, которое должно работать в режиме онлайн, что является прямым стимулом к цифровизации бизнеса.

Abstract

The goal of the cash reform is to reduce the shadow sector of the economy and increase tax revenues to the budget.

The legal framework forms the requirements for equipment and software that must work online, which is a direct incentive for business digitalization.

Ключевые слова: бюджет, онлайн касса, оператор фискальных данных, фискальный накопитель, кассовый чек, интернет, программное обеспечение.

Keywords: budget, online cash register, fiscal data operator, fiscal drive, cash register receipt, internet, software.

Переход бизнеса Российской Федерации на новую систему кассового расчета начался с 3 июля 2016 года, когда стартовал первый этап кассовой реформы в соответствии с поправками к Федеральному закону № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Реформа должна была сократить теневой сектор экономики и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Закон 54-ФЗ регламентирует правила применения контрольно-кассовой техники на территории РФ. Согласно 54-ФЗ, денежные расчеты с населением разрешается выполнять только с использованием контрольно-кассовой техники — онлайн касс. На кассе должна быть установлена актуальная прошивка, обеспечивающая корректную передачу данных о транзациях в ФНС. Покупателю товаров или услуг продавец обязан выдать кассовый чек в бумажном или электронном виде.

Запрещено использование онлайн кассы без фискального накопителя (ФН). Это устройство является резервным хранилищем данных обо всех транзакциях (продажах, возвратах и пр.). Фискальный накопитель подлежит обязательной периодической замене — через 13 или 36 месяцев, в зависимости от вида деятельности и системы налогообложения владельца кассы.

Онлайн касса должна всегда быть подключена к интернету для онлайн передачи данных о каждой продаже (транзакции) в облачное хранилище. Следить за тем, что касса подключена к интернету обязан владелец кассы.

Сохранность данных о продажах и передачу их в ФНС обеспечивает оператор фискальных данных (ОФД), с которым владелец кассы обязан заключить договор на обслуживание.

Касса должна быть зарегистрирована в ФНС — по интернету через Личный кабинет на сайте nalog.ru.

У кассовой реформы есть неоспоримые плюсы. Предпринимателям собранная статистика помогает находить слабые места в бизнесе, а на чеках можно размещать рекламу. Бизнесмены смогут наблюдать за своими финансовыми потоками и выявлять недостачи. К тому же это способствовало автоматизация бизнеса, переходу на электронный документооборот.

Таким образом, закон обязал всех предпринимателей заменить традиционные кассовые аппараты онлайн кассами, которые упрощают процесс передачи данных в Федеральную налоговую службу (ФНС).

Основное отличие современной техники — способность передавать все фискальные данные в налоговую инспекцию в режиме онлайн. То есть ФНС увидит информацию о каждой покупке в каждом магазине.

Посредником между предпринимателем и налоговой инспекцией выступает оператор фискальных данных (ОФД), который собирает все чеки и в режиме онлайн передает их в ФНС.

Кассовая реформа охватила львиную долю бизнес-сообщества страны: согласно плану законодателей, перейти на онлайн-регистрацию чеков должны больше 2 млн компаний и ИП, работающих с покупателями. К 1 июля текущего года установить технику нового образца должна последняя многочисленная часть предпринимателей — около 400 000 компаний, работающих в сфере услуг и торговли. Это малый и микробизнес, который до этого вообще обходился без касс.

Главное отличие онлайн кассы от обычного аппарата — в специальном фискальном накопителе. Он фиксирует все операции, проходящие через кассу, и в режиме реального времени отправляет данные в ОФД, который передает их в ФНС. Для этого касса должна быть подключена к интернету. На чеках помимо стандартного набора реквизитов появились QR-коды. Это позволяет избежать платежей, проведенных «мимо кассы», и превращает покупателей в народных контролеров — поднеся смартфон к QR-коду, можно проверить, действительно ли с его платежа уплачен налог.

Вместе с тем теперь ФНС России будет проще отслеживать неуплату налогов. Благодаря расширению охвата контроля и получению информации в онлайн-режиме ФНС не понадобится проверять предпринимателя просто так, а большой объем собираемых данных позволит анализировать показатели сферы потребления, которые являются индикаторами всей экономики. Покупатель же сможет проверять подлинность чеков и законность работы предпринимателя.

Кроме того, тотальный переход на контрольно-кассовую технику (ККТ) позволит кардинально изменить подход к решению вопроса сокращения отчетности для малого бизнеса. По существу, рассматривается возможность отказа от бухгалтерской и налоговой отчетности для предприятий в части бизнеса, который администриру-ется через ККТ, без ущерба для бюджета.

Первый этап кассовой реформы — 2017 год.

В 2017 году на онлайн кассы перешли все предприятия, работающие на основной системе налогообложения (ОСН), а также торгующие подакцизными товарами (алкоголь, табак, бензин, автомасла и пр.) независимо от формы собственности и типа налогообложения

Второй этап - 2018 год.

С 1 июля 2018 года на онлайн кассы перешла значительная часть ИП на ЕНВД и ПСН, преимущественно имеющие в штате наемных работников.

Третий этап — 2019 год.

С 1 июля 2019 года онлайн кассы стали обязательными практически для всех сфер бизнеса

Четвертый этап — 2021 год.

1 февраля 2021 года: еще одно изменение в он-лайн-кассах, которое уже вступило в силу с 1 февраля 2021 г., касается отображения номенклатуры в кассовых чеках. Ранее ее указывали только организации и все, чья деятельность связана с маркированными товарами и алкоголем.

Реквизиты кассовых чеков обновлены с 1 февраля 2021 года. Новый регламент вводится для всех категорий налогоплательщиков. Причем применяемый режим налогообложения роли не играет.

Понятие «номенклатура» включает в себя наименование товара (работы, услуги), цену за единицу и количество. Реквизит отображается таким образом, чтобы быть понятным покупателю.

Вместо безликой позиции «товар» помимо существующих реквизитов, в чеке теперь обязательно прописываются:

- наименование товара,

- количество товара,

- цена за единицу товара с учетом скидок, наценок и НДС,

- общая сумма.

Конкретных требований к номенклатуре не предъявляется. Главное - название товара должно быть конкретным и понятным, чтобы покупатель мог сразу же распознать покупку. Длина реквизита не должна превышать 128 символов с пробелами. Допускается добавление артикулов, допускается объединять товары в группы с условием одного признака и одной цены - в «ассортименте».

Полный перечень обязательных реквизитов приведен в статье 4.7 Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 года.

Так, кассовый чек, выбитый после 01.02.2021 года, должен содержать обязательные реквизиты:

- наименование фискального документа, который формирует ККТ;

- ИНН налогоплательщика (фирмы или ИП) и режим его налогообложения;

- порядковый номер чека, который указывается в хронологическом порядке в пределах одной рабочей смены (нумерация обновляется в начала каждой смены работы);

- признак расчета фиксации, например, приход или возврат;

- сумма расчета операции, на который выбивается фискальный документ;

- форма расчета, например, наличными или банковской карточкой;

- фискальный признак операции;

- специфичный рЯ-код, который раскрывает все обязательные реквизиты при считывании в приложении; номер фискального накопителя, который установлен на заводе изготовителя ККТ;

- номер кассового агрегата, полученный при регистрации в государственной инспекции; и другие.

Если фискальный чек или бланк строгой отчетности, сформированный уже после 1 февраля 2021 года, не будет отвечать указанным требованиям, то документ признают недействительным. В таком случае, предпринимателя ждет штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей.

Работа с онлайн-кассами с 2021 г. предусматривает обновление прошивки, которая поддерживает формирование чеков в новом формате. Возможно, потребуется обновить и товароучетное программное обеспечение или вовсе заменить кассу, если модель не позволяет работать по предъявленным требованиям.

За невыполнение этого требования установлены серьезные штрафы: от 1 500 до 3 000 рублей для должностных лиц и от 5 000 до 10 000 рублей для организаций.

1 июля 2021 года: переход индивидуальных предпринимателей на новый порядок применения контрольно-кассовой техники.

Заканчивается отсрочка для индивидуальных предпринимателей без наемных сотрудников. ИП, независимо от того, есть у них сотрудники или нет, с 1 июля 2021 года обязаны применять кассы при реализации товаров, в том числе собственного производства, выполнении работ и оказании услуг.

Для продажи маркированных товаров применение ККТ обязательно в любом случае.

Налогоплательщики, перешедшие до указанного срока на уплату налога на профессиональный доход освобождаются от применения ККТ, поскольку расчеты по данному специальному режиму производятся через приложение ФНС России «Мой налог».

6 августа 2021 года: ФНС меняет требования к онлайн кассам и фискальным накопителям.

С 6 августа 2021 года будет разрешено регистрировать и перерегистрировать кассу только с фискальным накопителем нового образца — ФН-М. Только этот ФН поддерживает формат фискальных данных 1.2 для продажи маркированных товаров.

В ФФД 1.2 в отличие от ФФД 1.05 и 1.1 применяются новые фискальные документы:

- запрос о коде маркировки;

- ответ на запрос;

- уведомление о реализации маркированного товара;

- квитанция на уведомление.

Но использовать в кассах фискальный накопитель нового образца обязаны все владельцы касс, даже те, кто работает без маркировки, в общепите или оказывает услуги.

Кассы с действующим фискальный накопитель можно использовать до окончания срока его действия, всем предпринимателям, даже тем, кто торгует маркировкой. Но после того, как старый фискальный накопитель закончится, его можно будет заменить только на новый — фискальный накопитель старого образца уже сняты с производства, а после 6 августа 2021 года буду исключены из Госреестра.

Также возможны изменения в Госреестре контрольно-кассовой техники — если онлайн касса не сможет поддерживать ФФД 1.2, она будет изъята из Госреестра контрольно-кассовой техники и запрещена к эксплуатации.

Если ФНС в ходе проверки обнаружит, что предприятие работает без кассы, ему грозит штраф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме штрафов за онлайн кассы, для ИП и ООО в 2021 году предусмотрены и ограничительные меры в отношении отдельных операций. Например, налоговая служба при выявлении правонарушений наделяется правом блокировать доступ к соцсетям, сайтам, используемым в коммерческих целях. Может приостанавливать операции по банковским счетам, а также закрывать розничные магазины.

Если нарушитель продолжает работать без кассы и его выручка уже составила как минимум 1 млн рублей, руководителю запретят занимать эту должность на срок от одного до двух лет, а деятельность организации или ИП приостановят на срок до 90 дней.

Ключевое следствие законодательных инициатив заключается в формировании требований к технике и программному обеспечению, которое должно работать в режиме онлайн, что станет прямым стимулом к цифровизации бизнеса.

У предпринимателя появляются новые возможности: знание динамики и структуры продаж здесь и сейчас позволяет оперативно влиять на снижение издержек при работе с плохо оборачиваемыми товарами, оценивать результативность акций и т. д. А совокупность создаваемых данных формирует массив больших данных по торговле и услугам.

Большой импульс получило развитие облачного программного обеспечения автоматизации малого бизнеса. Сегмент автоматизации продолжит активно развиваться.

Список литературы

1. Ведение кассовых операций: новый порядок, новые вопросы, новые ответы: консультации экспертов. Консультации экспертов, ответы на вопросы, судебная практика. - М.: Инфотропик Медиа, 2020. - 323 а

2. Кандауров, Д. В. Комментарий к Федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт / Д.В. Кандауров, А.В. Щепотьев. - М.: Юстицинформ, 2018.

3. Лобанова, Е. Н. Показатели эффективности деятельности как главные индикаторы результативности деятельности компании // СПб: Материалы международной научной конференции «Наука. Исследования. Практика». ГНИИ «Нацразвитие». Апрель 2018: Сборник избранных статей. - СПб: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. С.89-94.

4. Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2020 г.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Шутова Н.И. Финансовый план как инструмент эффективности бизнеса //Материалы II Международной научно-практической конференции «Формирование инновационной экономики будущего» (19 декабря 2019г.)- Издательство ЦПМ» Академия бизнеса», Саратов, 2019. - 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.