Научная статья на тему 'КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ'

КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
565
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ / КАСПИЙСКИЙ ПОХОД ПЕТРА ВЕЛИКОГО / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОКА / ГЛАВНЫЕ БАЗЫ КАСПИЙСКОГО ФЛОТА / РАЗДЕЛ КАСПИЙСКОГО ФЛОТА ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сефербеков Р.И.

В статье освещается история развития русского мореплавания на Каспийском море. Начало этого процесса относится ко времени существования Древнерусского государства и связано с набегами русов на западное побережье Каспия. В начале XVIII в. особенно больших побед на побережье Каспийского моря Россия добилась под руководством Петра I. Завоевание Российской империей в результате Персидского похода 1722-1723 гг. Западного Прикаспия поменяло соотношение сил в геополитическом противостоянии региональных держав в пользу петровской России. Для удержания завоеванных территорий русское правительство основывает на Каспии постоянную флотилию с военным портом в Астрахани. 1722 г. считается годом основания Каспийской военной флотилии; в последующие годы Россия прочно закрепила за собой побережье Каспия и Южный Кавказ. В конце XIX - XX вв. главная база Каспийской флотилии размещается в Баку. Моряки флотилии были втянуты в события 1905-1907 гг., февраля-октября 1917 г., а также Гражданской войны на Кавказе, в ходе которой была создана Волжско-Каспийская флотилия. В начальный период Великой Отечественной войны Каспийская флотилия приобрела статус фронтового соединения. После распада СССР Каспийская флотилия была разделена между Россией и Азербайджаном, а главная база была перенесена из Баку вначале в Астрахань, а затем в Каспийск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CASPIAN FLEET: FORMATION AND DEVELOPMENT. PAST AND PRESENT

The article highlights the history of the formation and development of Russian navigation in the Caspian Sea. The beginning of this process dates back to the time of the Old Russian state and is associated with the raids of the Rus on the western coast of the Caspian Sea. At the beginning of the XVIII century. under the leadership of Peter I, Russia achieved especially great victories on the coast of the Caspian Sea. The conquest of the Western Caspian by the Russian Empire as a result of the Persian campaign of 1722-1723 changed the balance of power in the geopolitical confrontation between regional powers in favor of Peter's Russia. To hold the conquered territories, the Russian government establishes a permanent fleet in the Caspian Sea with a military port in Astrakhan. 1722 is considered the year of foundation of the Caspian military fleet. In subsequent years, Russia firmly secured the Caspian coast and the South Caucasus. At the end of the XIX-XX centuries the main base of the Caspian fleet was located in Baku. The sailors of the fleet were drawn into the events of 1905-1907, February-October 1917, the Civil War in the Caucasus, during which the Volga-Caspian fleet was created. In the initial period of the Great Patriotic War, the Caspian Fleet acquired the status of a front formation. After the collapse of the USSR, the Caspian fleet was divided between Russia and Azerbaijan, and the main base was moved from Baku, first to Astrakhan, and then to Kaspiysk.

Текст научной работы на тему «КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ, ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

УДК 93/94

DOI: 10.21779/2542-0313-2022-37-2-37-56 Р.И. Сефербеков

Каспийская флотилия: становление и развитие, прошлое и настоящее

Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН; Россия, 367025, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; ruslan-seferbekov@rambler.ru

В статье освещается история развития русского мореплавания на Каспийском море. Начало этого процесса относится ко времени существования Древнерусского государства и связано с набегами русов на западное побережье Каспия. В начале XVIII в. особенно больших побед на побережье Каспийского моря Россия добилась под руководством Петра I. Завоевание Российской империей в результате Персидского похода 1722-1723 гг. Западного Прикаспия поменяло соотношение сил в геополитическом противостоянии региональных держав в пользу петровской России. Для удержания завоеванных территорий русское правительство основывает на Каспии постоянную флотилию с военным портом в Астрахани. 1722 г. считается годом основания Каспийской военной флотилии; в последующие годы Россия прочно закрепила за собой побережье Каспия и Южный Кавказ. В конце XIX - XX вв. главная база Каспийской флотилии размещается в Баку. Моряки флотилии были втянуты в события 1905-1907 гг., февраля-октября 1917 г., а также Гражданской войны на Кавказе, в ходе которой была создана Волжско-Каспийская флотилия. В начальный период Великой Отечественной войны Каспийская флотилия приобрела статус фронтового соединения. После распада СССР Каспийская флотилия была разделена между Россией и Азербайджаном, а главная база была перенесена из Баку вначале в Астрахань, а затем в Каспийск.

Ключевые слова: Каспийская флотилия, Каспийский поход Петра Великого, торгово-экономические отношения России со странами Востока, главные базы Каспийского флота, раздел Каспийского флота после распада СССР.

Походы русов на Каспий во времена древнерусского государства

История освоения Каспийского моря русскими мореплавателями относится ко времени образования Древнерусского государства. Особенно частые и разрушительные набеги русских князей на побережье Каспия, в которых участвовали значительные силы, были зафиксированы в первой половине IX в. [50, с. 362-365]. По данным историка конца IX в. Масуди, русы на Каспии впервые появились в 880 г. в связи с их нападением на остров Абезгун. В 909 г. русы опять напали на Абезгун, а также появились на полуострове Анжиле [3; 36, с. 256; 40, с. 16]. В 913 г. дружина князя Игоря, стремясь установить торговые связи со странами Каспия, появилась на Каспийском (Хвалынском) море [4, с. 684-688; 15, с. 129-138]. Организовав на Днепре флотилию из пятисот кораблей, русы плавали вдоль берегов Тавриды в Черное море. По Керченскому проливу и Азовскому морю они доплывали до устья Дона и поднимались вверх по его течению до того места, где встречались Волга и Дон. Перетаскивая волоком свои суда на Волгу, русы по ней выходили в Каспийское море [29, с. 9-12].

В 943-944 гг. дружина русов появилась на берегу Каспия у устья реки Кумы и пошла на юг. Достигнув устья реки Куры и обогнув Апшеронский полуостров, ладьи русов достигли Ширвана, где захватили богатый город Бердаа [30, с. 99; 36, с. 259-261; 40, с. 18].

В 965 г. дружины князя Святослава Игоревича разбили войско Хазарского каганата, взяли и разрушили города Итиль, Семендер на Тереке, Саркел, сокрушили всех вассалов каганата [36, с. 263; 40, с. 19].

Известен поход русов на Дербент в 987 г. на 18 кораблях по просьбе эмира этого города Маймуна, в ходе которого русами были разграблены окрестности Дербента и побережье Ширвана [23, с. 261].

Помощь русов Дербенту потребовалась вновь в 1030 г. для решения пограничного конфликта с Ширваном. 38 судов русов пришли к Баку, где состоялось сражение с войском ширваншаха. Русы разбили эту армию и двинулись вверх по Куре. На реке Аракс состоялась еще одна битва, в которой русы одержали победу. Когда междоусобная борьба закончилась, ладьи русов вернулись на родину [36, с. 264; 40, с. 19].

Походы русов на Каспий продолжались вплоть до первой трети XIII в. и прекратились после монгольского нашествия [36, с. 265-266]. Монголы захватили низовья Волги и закрыли русским дорогу к Каспийскому морю [58, с. 17].

Роль Каспия в торгово-экономических и политических отношениях Московского государства с Востоком в Средние века

В ХШ-Х1У вв. отношения между Ширваном и Московским княжеством налаживаются, возникают первые торговые контакты и Каспийское море становится доступным российским торговым судам: они проходили вдоль западного побережья Каспия через Дербент к северному побережью Апшерона [40, с. 21-22].

В XV-XVП вв. по Каспийскому морю плавали струги и бусы, построенные на верфях Астрахани. Помимо Астрахани, их строили на верфях Ширвана и Гиляна [36, с. 284].

Тяга к «заморским плаваниям», интересы торговли и морского промысла были столь сильны, что даже иго золотоордынских ханов не смогло прервать связи Руси с Северным Причерноморьем и Каспием. Используя традиционно сложившиеся маршруты, купцы по Волге спускались вниз до Каспия и по нему доплывали до Ирана, Южного Кавказа и Средней Азии. В 1468 г. тверской купец Афанасий Никитин этим же путем совершил поездку в Иран, а потом по Аравийскому морю достиг Индии [40, с. 13; 58, с. 18].

В середине XVI в., с объединением русских земель, правители Московского государства возобновляют попытки овладения бассейном Волги и Каспия. После покорения в 1552 г. Казанского ханства и в 1556 г. - Астраханского ханства русские утвердились на Северо-Восточном Кавказе вплоть до реки Терек. Соорудив в низовьях Волги крепости и укрепления, русские вновь получили возможность беспрепятственного плавания по Каспийскому морю [30, с. 195-196, 227, 236-237; 36, с. 289-311; 40, с. 23-29]. С основанием в дельте Волги города-крепости Астрахань начинается бурное развитие судостроения, что позволило русским появляться в Каспийском море. Основание Астрахани усилило взаимосвязи русского государства со странами Востока, придало новый импульс торговле с Дербентом, Шемахой, Гиляном, Ургенчем. В Москву направлялись посольства правителей Хивы и Бухары, которые просили беспошлинной торговли своим купцам [36, с. 9, 10].

Обитая на крупнейших реках Восточной Европы, русский народ сумел накопить богатый опыт строительства речных судов, на которых отваживался отправляться в плавание вдоль берегов Каспийского и Черного морей. Бассейн Волги и ее притоков издавна был районом развитого судостроения. Верфи были в Нижнем Новгороде,

Козьмодемьянске, Казани, Чебоксарах, Свияжске, Вятке, Костроме, Ярославле, Самаре, Саратове, Царицине, Астрахани [40, с. 34; 58, с. 36, 37].

Упрочению положения России на Кавказе и Каспии, развитию отношений с Грузией послужил успешный поход в 1590 г. русских войск под предводительством Григория Засекина против дагестанского владетеля шамхала Тарковского. Для присоединения Восточного Кавказа к Московскому царству было направлено три стрелецких полка численностью 10 тысяч человек, к которым присоединились гребенские и донские казаки. Осенью 1604 г. от устья Терека войска выступили под командованием воеводы Ивана Бутурлина и астраханского воеводы Осипа Плещеева. Ими была захвачена вся прибрежная зона шамхальских земель между реками Терек и Сулак. Штурм крепости Тарки обеспечил свободную дорогу в Грузию. Бутурлин построил Койсинский острог на реке Сулак, обеспечивающий бесперебойную связь по морю с Астраханью [40, с. 46-47].

Продолжить продвижение на Кавказ помешало наступившее на Руси Смутное время. Но и в эти годы правители Московского царства старались укрепить свои позиции на Каспийском побережье, поддерживать с правителями Персии добрососедские отношения, развивать торговлю. Часто дипломатические миссии выполняли и купцы. Купец Федор Котов по поручению царя Михаила Романова отправился в Персию «с государевой казною» в сопровождении небольшого отряда из восьми человек. В 16231624 гг. он побывал во многих торговых центрах Персии, вел записи об увиденных местах, об удобных для плавания реках, указывал расстояния между городами и населенными пунктами. В столице Персии Исфахане он встретился с шахом Аббасом и насчитал 200 русских лавок, в которых торговали железными изделиями, мехом, скупали шелк [40, с. 48, 49].

В итоге этого путешествия русские мореплаватели получили подробное описание портов Каспийского моря [25, с. 139-140].

Становление Волжско-Каспийской флотилии

С 1624 г. астраханская верфь известна как Деловой двор, в обязанности которого входил учет речных и морских судов, возложена защита водных путей от разбойников. В штате этого двора состояли судовые мастера и знающие дорогу в Персию «царские кормщики». Для этой цели ему была переданы струги, которые послужили основой для будущей Волжско-Каспийской военной флотилии [36, с. 19].

Строительству морского флота на Каспии во многом способствовало усиление экономических связей России с Персией. 19 июня 1667 г. царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось: «...для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово и то корабельное дело ведать в Приказе Новгородские Чети боярину Офанасью Лаврентьевичу Ордыну-Нащекину» [22, с. 211; 35, с. 118; 58, с. 40].

Расположенное на берегу Оки, неподалеку от места-впадения в нее Москвы-реки, и окруженное девственным строительным лесом, село Дединово было удобным местом для судостроения. 14 ноября 1667 г. здесь был заложен первый русский военный корабль «Орел». Это был трехмачтовый корабль водоизмещением 250 тонн, при длине 24,5 м, ширине 6,5 м и осадке 1,5 м. Вооружение «Орла» составляло 22 пушки калибром от 2 до 6 фунтов, а экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Капитаном корабля был голландский моряк Давыд Бутлер (Ботлер). Полностью снаряженный «Орел» вышел на Волгу, чтобы достичь берегов Каспийского моря. 31 августа 1669 г. «Орел» приплыл в Астрахань [14, с. 88; 36, с. 26; 40, с. 58-61; 58, с. 46-49].

Большую роль в развитии мореходства на Каспии сыграли казаки Степана Разина. В 1667 г. на 24 больших стругах он спустился по Волге к берегам Каспийского моря. Опорным пунктом разинцы выбрали остров Чечень, расположенный напротив Аграханского полуострова. От острова Чечень флотилия Разина стала продвигаться на юг [58, с. 82].

В устье реки Яик (Урал) повстанцы захватили царскую крепость Яицкий городок, в которой перезимовали. В марте 1668 г. казачья флотилия направилась к берегам Персии. Обосновавшись на острове Свиной, флотилия Разина совершила ряд набегов на персидские города Решт, Астрабад, Ферахабад и др. Завладев богатой добычей, казаки перезимовали на полуострове Миан-кале [36, с. 318-328].

Весной 1669 г. Разин прошелся на своих стругах вдоль восточного побережья Каспия. Захватив добычу, казаки вновь возвратились на остров Свиной.

Набегами обеспокоили персидского шаха, который направил против казаков четырехтысячное войско под командованием Менеды-хана. Морской бой произошел у острова Свиной. Состоявшая из вооруженных пушками 70 судов персидская флотилия атаковала 24 казачьих струга. Однако персидский флот потерпел сокрушительное поражение [30, с. 258-261; 36, с. 32-38, 328-329; 40, с. 59-61; 46, с. 4-7; 58, с. 82-84].

Каспийское море и страны Востока в политике Петра Великого

В начале XVIII в. русские под руководством Петра I совершили новые походы в Каспийское море. После одержанных русской армиией в ходе Северной войны 17001721 гг. побед, Россия прочно утвердилась на берегах Балтийского моря. Однако Петр I придавал серьезное значение Каспийскому морю, по которому пролегал водный путь в страны Средней Азии и Индию. Особое внимание русское правительство уделяло землям, лежащим вдоль южного и юго-западного побережья Каспийского моря, где располагались Персия, Азербайджан и Дагестан. Экономика России нуждалась в сырье и восточных товарах - хлопке, шелке, шерсти, пряностях. Серьезную угрозу границам России, ее торговле с Востоком создавала утвердившаяся на западном побережье Каспия Турция, которая имела свои виды на Азербайджан, Восточную Грузию и Восточную Армению [46, с. 7-8].

Основным центром кораблестроения для Волги и Каспийского моря становится Казань [36, с. 46].

Идея создания водного пути, соединявшего Балтику с Волгой и Каспием каналами между малыми реками, зародилась и начала осуществляться Петром еще до завершения Северной войны. Строительство Вышневолоцкого канала началось в 1703 г., а в 1709 г. движение по каналу было открыто. Мариинская система каналов позволяла из Волги по Шексне, Ковже, Вытегре, Свири, Белому, Онежскому и Ладожскому озеру выйти в Неву. Задумывал Петр связать Каспий с Черным морем. Началось строительство канала, соединяющего Волгу с Доном [40, с. 63].

Победа над Швецией и заключение Ништадтского мира в 1721 г. придали новый импульс подготовке Петр I к походу на Каспий [36, с. 54-63; 39, с. 50-92; 42].

Летом 1722 г. русские десантные войска, погруженные на 200 речных лодок и 45 ластовых судов, прибыли в Астрахань, откуда под руководством генерал-адмирала Ф.М. Апраксина вышли в Каспийское море и доплыли до Аграханского залива. Передовой отряд под командованием Петра I без боя занял город Дербент, который рассматривался как база для дальнейшего освоения Каспием [13, с. 38; 39, с. 63-69; 40, с. 69-92; 45, с. 9-24].

В XVIII в. Дербент был важнейшим после Астрахани центром морской торговли на Каспии. Его правители имели высокий доход от пошлинных сборов и торговли [45, с. 113].

Завоевание Российской империей в результате Персидского похода 17221723 гг. Западного Прикаспия (современные прикаспийские территории Дагестана, Азербайджана и Северного Ирана) поменяло соотношение сил в геополитическом противостоянии региональных держав (Иран, Турция, Россия) в пользу петровской России. Российские приобретения на каспийском побережье были закреплены Петербургским договором 1723 г. с персидским шахом. Турция лишь формально признала переход Дербента и Баку, Гиляна, Астрабада и Мазендарана под российскую юрисдикцию. Данная территория представляла собой прибрежную полосу, обладающую стратегической значимостью, так как через нее проходили важные торговые пути из России на Восток и обратно. Кроме того, Каспийское море было важной природной контактной зоной между Западом и Востоком. Обладание Западным Прикаспием и монопольное право на военный флот на Каспии сыграли важную роль в восточной политике Петра Великого [44, с. 3]. Присоединение прикаспийских областей способствовало развитию в регионе товарно-денежных отношений. Эти области и Дагестан использовались как источники сырья для нарождающейся русской промышленности [45, с. 113, 120].

Русское правительство решает основать на Каспии постоянную флотилию, чтобы удержать за собой все северное побережье моря и часть западного. Этим целям должно было послужить строительство в Астрахани военного порта, указ о котором был издан в ноябре 1722 г. Астраханскому губернатору Артемию Волынскому было приказано основать у Четырех Бугров в дельте Волги лоцманскую станцию. 1722 г. по праву является годом основания Каспийской военной флотилии [12, с. 377; 36, с. 63-64].

Судьба Каспийской флотилии после смерти Петра I

В конце 1722 г. возглавляемый полковником П.М. Шиповым и капитан-лейтенантом Ф.И. Соймоновым отряд русских кораблей подошел к южному побережью Каспийского моря и высадил десант, занявший г. Решт. В 1723 году русские под командованием генерала М.А. Матюшкина овладели крепостью Баку. По подписанному 12 сентября 1723 г. Петербургскому договору к России отошли города Дербент и Баку, а также провинции Гилянская, Астрабадская и Мазандеранская [1, с. 40-42; 36, с. 63; 40, с. 96-101].

Однако после смерти Петра I военные действия были приостановлены. Екатерина I и Анна Ивановна не смогли продолжить начатые Петром I завоевания. Русское влияние на Южном Кавказе и в Персии стало ослабевать. По подписанному 20 января 1732 г. Рештскому русско-персидскому договору все завоеванные русскими прикаспийские земли и города отошли к Персии. По новому договору, подписанному Россией с Персией в 1735 г., русские войска должны были покинуть Дербент и Баку [1, с. 7179; 36, с. 70-71; 39, с. 334; 40, с. 104-111; 59, с. 194-202].

Русские войска были отведены за реку Сулак, которая отныне являлась границей с Персией. Крепость Святой Крест была разрушена, но на Тереке заложили новую крепость - Кизляр. Несмотря на возврат приморских территорий, Каспий оставался по преимуществу российским. Российские суда, построенные в Казани и Астрахани, были единственными военными судами на море, а преобладание российских торговых судов обеспечивало активный «персидский торг», ради которого Персидский поход Петра I и был организован [39, с. 349-352; 40, с. 111-112].

Оставшаяся в Каспийском море русская военная флотилия пришла в упадок. Боеспособность флота снизилась [36, с. 72-88; 40, с. 112-114; 46, с. 9-10]. Через несколько лет положение на Каспии неожиданно изменилось. В 1778 г. в Казанском адмиралтействе начали спешно строить военные корабли для Каспийской флотилии -снаряжалась секретная экспедиция [36, с. 88].

Каспийская флотилия в конце ХУШ - первой трети XIX вв.

В годы правления Екатерины II и в последующее время наступает новый период борьбы России за овладение Южным Кавказом и Средней Азией, занявший столетие (с 1780 по 1880 г.). Каспийское море, в особенности его западное побережье, становится ареной войн и вооруженного противостояния [30, с. 327; 36, с. 88-112]. Каспийская флотилия вновь становится важной для судеб России [40, с. 126-137].

В 1795 г. Россия предприняла военные действия против Персии в связи с вторжением в 1794-1795 гг. иранских войск Ага-Мохаммед-хана в Карабахское ханство и Грузию [30, с. 334; 31, с. 15; 36, с. 113-114; 39, с. 363]. Большую роль в этой войне сыграла Каспийская флотилия. На ее кораблях перевозили войска, снаряжение и продовольствие. В мае-июне 1796 г. при поддержке кораблей русские вторично овладели городами Дербент и Баку, всеми приморскими провинциями Персии, включая Гилян [36, с. 115; 39, с. 363]. Чтобы защитить кавказское побережье Каспия, флотилия была усилена тремя фрегатами, двенадцатью грузовыми судами и двенадцатью галиотами [36, с. 115-116; 40, с. 138-143]. Было решено основать военный порт в Баку. Правительством России были выделены большие финансовые средства на обустройство Бакинского и Астраханского портов [36, с. 116].

После смерти Екатерины II военные действия против Персии были приостановлены, а Баку как не закрепленный за Россией никакими международными договорами пункт был возвращен Персии [30, с. 334-335; 36, с. 118-121]. За Россией осталась северная приморская часть Дагестана с городом Петровск, а на границе от Черного моря до берегов Каспия стояла всего одна дивизия, включая гарнизоны в Царицыно, Астрахани, Азове и Таганроге [9, с. 548].

В 1800 г. у острова Сара Россия учредила временную военно-морскую базу (морскую станцию) для охраны русской торговли на Каспийском море и защиты союзного Талышского ханства [40, с. 149].

Вспыхнувшая в 1804 г. война с Персией продолжалась девять лет. Каспийская флотилия в составе семи военных и одиннадцати транспортных кораблей под командованием капитан-лейтенанта Ф.Ф. Веселаго перебросила крупный десант из Астрахани к персидскому побережью. Этот десант под прикрытием корабельной артиллерии овладел городом Энзели. В 1806 г. русские войска после продолжительной осады вновь заняли Баку [36, с. 129-130].

Каспийская флотилия участвовала и в штурме крепости Ленкорань, расположенной на западном берегу Каспия. Штурм крепости произошел после того, как в октябре 1812 г. русские войска под командованием генерала П.С. Котляревского разбили персидскую армию при Асландузе на реке Аракс. Четыре корабля непрерывно обстреливали крепость с моря, а батальон моряков штурмовал ее на суше. В результате кровопролитного боя 1 января 1813 г. Ленкорань была взята [40, с. 146-153].

В соответствии с условиями Гюлистанского мирного договора, заключенного между Россией и Персией 12 (24) октября 1813 г., к России отошло западное побережье Каспия до Астары - Дагестан, Северный Азербайджан, Восточная Грузия, Гурия, Име-ретия, Менгрелия и Абхазия [36, с. 141]. Таким образом, России были возвращены зем-

ли, завоеванные Петром Великим, которые после его смерти пришлось вернуть Персии. Вновь был выполнен его завет: «Береги по Каспийскому морю овладеть!» [40, с. 153].

Исключительное право держать военный флот на Каспийском море предоставлялось России [31, с. 29-30].

В 1826 г. персидский шах начал войну против России, рассчитывая захватить русские владения в Закавказье. Его подстрекали на это английские дипломаты, стремившиеся превратить Персию в военно-политический плацдарм для проникновения Великобритании в Закавказье и Среднюю Азию. Вторгшиеся в принадлежавший России Северный Азербайджан персидские войска были вскоре оттуда изгнаны. В 1827 г. русская армия под командованием генерала И.Ф. Паскевича заняла Южный Азербайджан и персидскую Армению. По условиям заключенного между Россией и Персией 10 февраля 1828 г. Туркманчайского договора в состав России вошли Нахичеванское и Эриванское ханства. Граница между Россией и Персией стала проходить от Астары и далее по реке Аракс. Было подтверждено исключительное право России держать военный флот на Каспийском море [36, с. 151-160; 40, с. 155-157; 52, с. 317]. В порту Энзе-ли было учреждено стационерство кораблей Каспийской флотилии, а у острова Ашур-Адэ устанавливалась Астрабадская морская станция, которые контролировали выполнение персами условий договора [31, с. 44; 36, с. 186-205].

Первая треть XIX в. отмечена непрерывным ростом и укреплением Каспийской флотилии. В 1828 г. она состояла из четырнадцати боевых кораблей, шести транспортов и двенадцати других вспомогательных судов, в том числе двух первых на Каспии паровых судов. Такая сильная и боеспособная флотилия помогала России удерживать побережье Дагестана с Дербентом, Баку и другими городами [40, с. 156].

В Русско-турецкую войну 1828-1829 гг. корабли флотилии подвозили к западным берегам Каспия подкрепление, снаряжение и продовольствие для русской армии, действовавшей против турок в Закавказье [31, с. 45-48].

Наиболее интенсивно Каспийская флотилия пополнялась кораблями в период Русско-персидской (1826-1828) и Русско-турецкой (1828-1829) войн [36, с. 151]. В 1828 г. в Астрахани спустили на воду первые колесные пароходы «Кура» и «Аракс» [11, с. 648].

Каспийская флотилия в событиях второй половины XIX - начала XX вв.

Борьба России за свободу мореплавания на южных морях сыграла большую роль в жизни народов, населявших их берега [58, с. 160]. 23 мая 1851 г. Ф. Энгельс в своем письме К. Марксу писал: «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку. господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей» [48, с. 241].

Прелюдией решительного похода для завоевания земель среднеазиатских ханств стала операция под командованием генерала В.А. Перовского, начатая в 1853 г., успех которой закрепил за Россией всю степь от Оренбурга до Аральского моря и земли по течению Сырдарьи. Для создания плацдарма будущего похода на Хиву вставал вопрос о контроле над восточным побережьем Каспия. Решено было создать военно-морскую станцию, которая будет контролировать морские торговые пути, обеспечит переброску войск и защитит корабли от пиратов.

10 ноября 1869 г. русский фрегат стал на якорь напротив селения Кизил-су, высадил десант, захватил плацдарм и закрепился на побережье, заложив опорный пункт Красноводск [40, с. 170, 171].

С окончанием Крымской войны (1853-1856) закончилась эпоха парусного флота России. Для Каспийской флотилии в 1855-1856 гг. на Нижегородской машинной фабрике закладываются пароходы. В 1861 г. во флотилии состояло 14 паровых (7 колесных и 7 винтовых) судов. В 1876 г. Каспийская флотилия состояла из трех канонерских лодок, семи пароходов с железными корпусами, четырех баркасов и трех деревянных винтовых шхун. На 1 декабря 1891 г. в Астраханском порту было 115 паровых и 123 парусных судов [36, с. 210, 211].

В 1867 г. главной военно-морской базой флотилии стал Баку. Он был расположен в удобной для якорной стоянки судов бухте. Новый этап в развитии флотилии наступил с вводом в строй паровых кораблей «Туча», «Геок-Тепе», транспорта «Чики-шляр» и других современных на тот период судов.

Силы Каспийской военной флотилии были в полной мере использованы во время Хивинского похода 1873 г., когда на паровых судах, транспортах и парусниках были осуществлены доставка войск на исходные позиции, перевозка военного снаряжения, лошадей и других грузов [20, с. 39, 117, 118].

В 1880 г. русское правительство, стремившееся овладеть Туркменией - последним звеном в цепи его завоеваний в Средней Азии, организует Ахал-Текинскую экспедицию [38, с. 98, 99]. Заведовал морской частью в действовавших в Закаспийском крае войсках капитан 2 ранга С.О. Макаров, впоследствии выдающийся русский адмирал [40, с. 179-182]. Под его руководством были мобилизованы пароходы общества «Кавказ и Меркурий» и зафрахтовано более 100 парусных шхун, которые доставили в район строительства каспийской железной дороги (южнее залива Михайловского) рельсы, шпалы, локомотивы и вагоны общим весом 2,5 млн пудов [51, с. 87].

Поход русских войск закончился штурмом Геок-тепе, и 27 марта 1881 г. вождь туркмен Тыкма-сердарь сдал саблю Скобелеву, присягнув на верность российскому императору. Ахалтекинская земля была присоединена к России [32, с. 580]. Завоеванный за Каспием Туркменский край составил область, входящую в Кавказский военный округ, и теперь все берега Каспия принадлежали России [40, с. 182].

В последующие годы за Россией прочно закрепились побережья Каспийского моря и Южного Кавказа. Добываемая в районе Апшеронского полуострова нефть была необходима для развития русской промышленности, железнодорожного и водного транспорта. В связи с тем, что Каспийское море стало приобретать важное экономическое значение в жизни страны, возросла и роль призванной защищать южные рубежи государства Каспийской военной флотилии [46, с. 12-13].

В конце XIX - начале XX в. состав Каспийской флотилии пополнился посыльным судном «Астрабад» и гидрографическим судном «Аракс».

Экипаж флотилии был укомплектован также матросами-черноморцами, которые носили на бескозырках гвардейские георгиевские ленточки. Они были присвоены флоту за героические подвиги в Синопском сражении 1853 г. и за оборону Севастополя в 1854-1855 гг. С этого времени каспийцы тоже стали носить на бескозырках георгиевские ленточки [46, с. 14-15].

В конце XIX - XX вв. Баку, где размещалась главная база Каспийской флотилии, становится крупным промышленным центром. Моряки флотилии были втянуты в события 1905-1907 гг., в противостояние возглавляемых Бакинской организацией РСДРП рабочих нефтепромыслов и властей. Наиболее активные участники волнений - 11 матросов Каспийской флотилии - были преданы военно-полевому суду, но благодаря поддержке бакинского пролетариата, который организовал митинг в их защиту, им был вынесен сравнительно мягкий приговор. Участие матросов на стороне бакинского про-

летариата обеспокоило морского министра. По его требованию 74 революционно настроенных неблагонадежных матросов были высланы из Баку в Кронштадт. Через некоторое время еще одна крупная партия каспийцев была переведена на Балтику, а взамен ей прибыли балтийские моряки. Такими перебросами матросов командование рассчитывало остановить брожение на флоте, но это не принесло ожидаемых результатов [19, с. 5-13].

С падением в феврале 1917 г. в России монархии моряки Каспийской флотилии встали на сторону борющегося народа. 3 марта 1917 г. в Баку началась всеобщая забастовка. 7 марта был образован Бакинский Совет рабочих, солдатских и офицерских депутатов. Матросы флотилии создали свой выборный орган - Центрокаспий, руководство в котором по их политической неопытности захватили эсеры и меньшевики [16, с. 185-186; 41, с. 59-60; 57, с. 17, 21].

13 октября 1917 г. в Баку был создан Временный исполком Совета, руководителем которого был избран руководитель бакинских большевиков С.Г. Шаумян. Матросы поддержали новое руководство Бакинского Совета [16, с. 186; 41, с. 63; 51].

К концу 1917 г. Каспийская флотилия состояла из канонерских лодок «Карс» и «Ардаган», посыльных судов «Геок-Тепе» и «Астрабад», гидрографического судна «Аракс», транспорта «Казбек» и буксира «Баилов», Бакинского военного порта, Каспийской отдельной флотской роты, Дирекции маяков и лоций, Службы связи, Школы морской авиации. Личный состав насчитывал на январь 1918 г. 836 человек [16, с. 186].

Весть о победе Октябрьской революции в Петрограде пришла в Баку 26 октября 1917 г. [26, с. 219]. 29 октября 1917 г. моряки-каспийцы провели демонстрацию с лозунгом «Вся власть Советам!». Ее поддержали рабочие и солдаты. Власть была передана Советам, которые установили контроль за нефтяной промышленностью, банком, транспортом, связью и начали улучшать бытовое и экономическое положение рабочих [34, с. 253].

Моряки Каспийской флотилии бок о бок с бакинским пролетариатом под руководством большевиков боролись за установление Советской власти в Баку. 3 ноября 1917 г. открылся Первый съезд матросов Каспийской флотилии, который принял резолюцию, приветствующую и поддерживающую революцию в Петрограде [7, с. 195].

Участие моряков Каспийской флотилии в событиях Гражданской войны

на Кавказе

Весной 1918 г. Советская власть сохранялась лишь в Баку и Бакинской губернии. Но этот район находился под угрозой оккупации турецкими войсками. К захвату этого экономически важного района стремилась и Великобритания [16, с. 186].

В начале 1918 г. положение в Закавказье было очень сложным: в феврале сюда вторглись турецкие войска, а в марте подняли восстание мусаватисты, пытавшиеся уничтожить Советскую власть, чтобы добиться затем отделения Азербайджана от России [19, с. 15; 41, с. 69-75]. Мусаватисты также рассчитывали на помощь наступавших в это время на Баку и захвативших Петровск воинских сил имама Гоцинского [8, с. 107-108].

Интервенты овладели Батумом, Ардаганом, Карсом, Александрополем, и ведущей на Баку железной дорогой на Джульфу. Они подошли к Еревану и угрожали Тбилиси. Решением Исполкома Бакинского Совета и Военно-революционного комитета Кавказской армии был создан Комитет революционной обороны. В этих схватках на стороне Красной гвардии, руководимой бакинскими большевиками, участвовали и матросы кораблей «Карс», «Ардаган», «Астрабад» [19, с. 16].

7 марта 1918 г. в Астрахани решением Военного совета Астраханского края была организована Красная флотилия Астраханского края. 8 марта Исполком Бакинского Совета подчиняет себе в политическом отношении Каспийскую флотилию. 30 марта штаб Каспийской флотилии направляет в Наркомат по морским делам просьбу о необходимости усиления флотилии. 30 марта - 1 апреля силы 1918 г. Каспийской флотилии принимают участие в подавлении антисоветского выступления в Баку, организованного мусаватистами. 31 марта - 2 апреля 1918 г. происходят полные перевыборы состава Центрокаспия, новым председателем избирается член РКП (б) А.Р. Кузьминский [16, с. 186-187].

После победы советской власти в Азербайджане Бакинский Совнарком мобилизовал все свои силы для окончательного разгрома контрреволюции в республике. В апреле 1918 г. по поручению Комитета революционной обороны Баку Каспийской флотилией в район Петровска и в другие занятые войсками имама Гоцинского населенные пункты Дагестана был переброшен экспедиционный отряд [16, с. 187].

17 апреля 1918 г. отряд судов флотилии, состоявший из канонерской лодки «Ар-даган», транспортов «Паризнен» и «Дагестан», принял на борт 36-й Туркестанский полк красногвардейцев. В сопровождении самолетов он вышел в море. В ходе боев и высадки десанта город Петровск был окружен и 20 апреля взят советскими войсками [28, с. 71-72; 29, с. 346-348].

Несмотря на одержанные победы, летом 1918 г. положение советской власти в Баку было очень тяжелым. Мусаватисты в сговоре с турками начали новое наступление на Баку. На помощь бакинцам Советское правительство послало отряд бронированных автомобилей, части Украинского фронта и отряд из 800 балтийских и черноморских моряков.

В результате предательства меньшевиков и эсеров в августе 1918 г. в Баку вступили английские интервенты. После падения советской власти в Баку весь бассейн Каспийского моря оказался в руках интервентов и местной контрреволюции [16, с. 188; 33, с. 131-132; 49, с. 108-109, 224].

Перед Советской республикой встала важная задача - защищать Астрахань, закрыть врагу доступ на Волгу, для чего нужно было создать военную флотилию. Начало ее формирования было положено матросами Астрахани: по их инициативе весной 1918 г. был создан «Союз моряков военного флота», в распоряжение которого Астраханский Совет выделил четыре небольших парохода и ледокол «Каспий». Переоборудованные в боевые корабли эти суда и составили Военный флот Астраханского края. Постановлением Военного совета Астраханского края от 3 октября 1918 г. Военный флот Астраханского края реорганизовали в Астрахано-Каспийскую военную флотилию. 25 октября 1918 г. в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии был включен Волжско-Каспийский военный и торговый флот, и его корабли перешли в Астрахань [16, с. 188189; 37, с. 391]. Первые экипажи кораблей создававшейся флотилии составляли моряки Астрахани и Черноморского флота. Первым командующим флотилией был назначен Петр Коптеев [19, с. 17-21].

Для укрепления Каспийской флотилии из Кронштадта по Мариинской системе, Волге было направлено восемь миноносцев. Четыре подводные лодки были переброшены из Петрограда до Саратова по железной дороге, а оттуда по Волге - в Каспийское море. Кроме того, к концу 1918 г. пять пароходов были превращены во вспомогательные крейсеры, на них были поставлены артиллерийские орудия, сделано усиление металлической обшивки. Несколько миноносцев и вспомогательных судов осенью 1918 г. прибыло с Волжской флотилии, все они составили ядро Астрахано-Каспийской флоти-

лии. Всего на Волгу и Каспий в 1918-1920 гг. из других флотов, главным образом с Балтийского, были переброшены 15 миноносцев, 4 подводные лодки и 6 посыльных судов [19, с. 22].

4 мая 1919 г. декретом Совнаркома был создан Северо-Кавказский военный округ [37, с. 390]. В начале августа 1919 г. решением Реввоенсовета республики Астра-хано-Каспийская и Волжская флотилии были объединены в Волжско-Каспийскую флотилию [19, с. 29].

В конце 1919 г. перед воинами XI Красной Армии и моряками флотилии была поставлена задача окончательного очищения Каспия и прилегающих районов Кавказа от английских интервентов, белогвардейцев и националистических банд [2, с. 50-72; 16, с. 190-194]. Видную роль в освобождении Кавказа была призвана сыграть Волжско -Каспийская военная флотилия, которая должна была очистить Каспий от вражеского флота [19, с. 36].

К концу марта 1920 г. Красная Армия полностью очистила от деникинских войск Северный Кавказ. В апреле войска XI армии освободили Порт-Петровск [37, с. 392]. XI армия Кавказского фронта в середине апреля подошла к северным границам Азербайджана; еще раньше войска Туркестанского фронта очистили восточное побережье Каспия. Моряки флотилии добились крупных успехов на Северном Каспии [19, с. 38].

В ночь с 27 на 28 апреля 1920 г. в Баку было свергнуто контрреволюционное правительство и установлена Советская власть. 30 апреля в Баку вошли основные силы XI армии во главе с Г.К. Орджоникидзе и С.М. Кировым [37, с. 99].

1 мая 1920 г. в Баку вошли корабли Волжско-Каспийской флотилии. Освобожденный Баку отныне стал главной базой флотилии на Каспии [16, с. 195].

Части XI армии вместе с моряками флотилии после свержения мусаватистского правительства оказали активную помощь азербайджанскому народу в установлении советской власти на всей территории Азербайджана. 28 апреля 1920 г. - день установления советской власти в Азербайджане - одновременно стал датой рождения Каспийской военной флотилии.

С захватом 18 мая 1920 г. военно-морской базы Энзели в Северном Иране, где были сосредоточены остатки деникинской армии и флота, войска английских интервентов, Каспий был окончательно очищен от противника [16, с. 194-197]. В 1923 г. морские силы Каспийского моря были переименованы в Каспийскую военную флотилию [19, с. 42-44, 48].

Каспийская флотилия в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны Каспийская флотилия под командованием контр-адмирала Ф.С. Седельникова имела 6 канонерских лодок, 3 плавучие зенитные батареи, 3 сторожевых корабля, 15 сторожевых катеров, 2 тральщика, минный заградитель и 3 торпедных катера [18, с. 65].

С первых дней войны Каспийская флотилия приступила к проведению мобилизации и переоборудованию гражданских судов для военных целей. Перед Каспийским военно-морским училищем встала задача ускоренной подготовки командующих кадров для действующего флота. С началом войны флотилия получила первое боевое задание - защитить морские коммуникации от авиации противника, организовать противодесантную оборону каспийского побережья и прикрыть государственную границу с юга [24, с. 37].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первым боевым заданием флотилии была высадка десанта на иранское побережье с целью недопущения возможной агрессии с юга. В соответствии с условиями со-

ветско-иранского договора 1921 г. [10, с. 113-118] правительством СССР было решено временно ввести войска на территорию Ирана [6, с. 25-33].

В конце августа 1941 г. десантные суда флотилии, приняв на борт части 105-го горно-стрелкового полка и батареи артиллерийского дивизиона, совершили под охраной боевых кораблей переход морем и высадили десант южнее иранской Астары у селения Хеви. Одновременно вдоль побережья продвигались части 77-й горнострелковой дивизии Закавказского военного округа. В результате этой операции угроза с юга была ликвидирована [19, с. 50-52; 43].

Летом 1942 г. фашистское командование бросило большие силы на Кавказ с целью овладения бакинской нефтью, что создавало угрозу нашим перевозкам в северной части Каспийского моря [17, с. 80-97].

В июне-октябре 1942 г. началось формирование военно-морских баз на Каспии. В строй вступили новые боевые корабли «Зенитчик» и «Боцман». Всего в 1942 г. кораблями флотилии проведено под конвоем 1200 судов и барж, отражено 216 атак авиации противника. По Каспийскому морю шли бесконечные караваны судов, они везли горючее танкам и самолетам, доставляли к берегам Кавказа и героическим защитникам Сталинграда войска, вооружение и боеприпасы [5, с. 141-157].

В конце 1942 г. фашистские войска овладели г. Моздоком и подошли к Тереку. Связывавшие Закавказье со всей страной сухопутные пути были фактически перерезаны. Построенная в ходе войны железная дорога «Махачкала - Кизляр - Астрахань» подвергалась атакам авиации противника. Это вынудило советское командование перевозить на Кавказ воинские части, боевую технику и различные виды снабжения, а также вывозить нефтепродукты из Баку исключительно морским путем [19, с. 56-57].

Где бы ни сражались моряки Каспия - на фронтах под Москвой, Одессой, Севастополем, Ленинградом или Сталинградом; на катерах прорывались с боями вверх по Дунаю, Березине, Висле; участвовали в обеспечении переправы через Шпрее; находились среди тех, кто штурмовал Берлин; в воздухе или водах бурного Каспийского моря - они всюду были образцами верного служения Отчизне. 27 апреля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в связи с 25-летним юбилеем и за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени [19, с. 73-74].

Каспийская флотилия в послевоенные годы

Как и для всех советских моряков, послевоенный период был для каспийцев временем напряженного труда, в ходе которого были освоены сложная боевая техника и вооружение, совершенствовались морально-боевые качества, готовность к защите Родины. Занятия и учения в море были максимально приближены к боевым условиям.

В 1946 г. Каспийская флотилия совершила длительное плавание с заходом в порты Красноводска, Шевченко, Гурьева, Астрахани, Махачкалы, Дербента и Ленкорани. Это проходившее в сложных морских условиях плавание явилось хорошей школой боевой выучки для экипажей кораблей. Поход способствовал дальнейшему укреплению традиционной дружбы и шефских связей моряков и трудящихся. Там, куда заходили корабли, происходили теплые встречи моряков с коллективами заводов и фабрик, выливавшиеся в демонстрацию единства народа и его вооруженных сил.

Летом 1972 г. состоялся визит отряда кораблей флотилии в иранский порт Энзе-ли. Достойно представили советских моряков за рубежом экипажи морского тральщика «Иван Фиолетов» и сторожевика «Советский Дагестан». Горожане Энзели были поражены царившими на кораблях чистотой и порядком, культурой поведения и внешним видом наших матросов.

Во время начального периода Великой Отечественной войны Каспийская флотилия приобрела статус фронтового соединения, а начиная с 1943 года, опять стала тылом. В таком тыловом статусе флотилия пребывала до 1991 года. Противников на море у неё не было. Каспийское море делили Советский Союз и Иран, поэтому Каспий был «морем мира» [46, с. 150, 152, 158, 163].

Раздел Каспийской флотилии после распада СССР и смена ее дислокации

После развала СССР и появления новых прикаспийских государств роль Каспийской флотилии вновь резко возросла. 7 октября 2015 года из акватории Каспийского моря ракетными кораблями «Дагестан» и малыми ракетными кораблями «Великий Устюг», «Углич», «Град Свияжск» был нанесен удар крылатыми ракетами «Калибр-НК» по террористам в Сирии. Внезапно мир понял, что каспийские корабли держат под прицелом весь Ближний Восток, а как-то им противостоять не получится в силу изолированности Каспийского моря [54].

Наиболее трагичной страницей в истории Каспийской флотилии в Новейшее время является ее раздел между Россией и другими странами бывшими союзными республиками в связи с распадом СССР.

26 декабря 1991 г. на сессии верхней палаты Верховного Совета СССР была принята декларация № 142-Н о прекращении существования СССР [21].

В 1992 году же было принято решение о передислокации флотилии из Баку в Астрахань. Официально раздел Каспийской флотилии между Россией и Азербайджаном состоялся в июле 1992 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями России досталось 75 % кораблей и имущества, а Азербайджану - 25%. Кроме кораблей, судов и военной техники, Азербайджан получил Бакинскую военно-морскую базу и всю ее инфраструктуру. При разделе флотилии Азербайджан получил все сверхмалые подводные лодки СМПЛ «Тритон-2» проекта 908, которые в дальнейшем были модернизированы в Хорватии.

Российская Каспийская флотилия сократилась на 18 боевых кораблей и 62 судна обеспечения. Она потеряла Главную базу и два пункта базирования, а также 18 районов боевой подготовки.

Астрахань была не очень удобна как военно-морская база, поэтому сначала часть кораблей и морских пограничников перебазировали в Каспийск. В 2018 году Министр обороны РФ принял решение о переводе Главной базы флотилии из Астрахани в Каспийск, где сейчас строится новая военно-морская база [47].

Способствует дальнейшему развитию Каспийска и строительство до 2025 г. нового глубоководного порта для судов с полезной нагрузкой от 15 до 25 тысяч тонн [56]. Названы сроки выполнения первого этапа строительства причалов базы Каспийской флотилии в г. Каспийске - с 11 июля 2018 года по 14 февраля 2020 года [53].

Выводы и обобщения

Таким образом, Каспийская флотилия в своем развитии проделала значительный по времени путь. Ее зарождение тесно связано с расширением границ Российской империи, отстаиванием ее геополитических интересов, которые противоречили интересам другой каспийской державы - Ирана, а также Турции и западноевропейских государств. Оснащение новыми образцами кораблестроения и морского вооружения Каспийской флотилии было напрямую связано с развитием военной инженерной мысли, российского судостроения и оборонной промышленности России. За время своего существования Каспийская флотилия несколько раз меняла свою дислокацию. Моряки

флотилии участвовали во всех наиболее значимых военно-политических событиях Средневековья, Нового, советского и Новейшего времени.

Литература

1. Абдурахманов А. Азербайджан во взаимоотношениях России, Турции и Ирана в первой половине XVIII в. - Баку: Нагыл Еви, 2011. - 136 с.

2. Абрамов Е.П. Морская пехота на фронтах Гражданской войны // Материалы и доклады участников седьмой научно-практической конференции «Рабоче-крестьянский Красный флот в отражении иностранной военной интервенции. 1918-1920. К 100-летию Гражданской войны в России» (г. Санкт-Петербург, Центральный военно-морской музей им. Петра Великого, 25 апреля 2019 г.). - СПб., 2020. - С. 50-72.

3. Абу-л-Хасан \Али ибн ал-Хусайн ибн \Али ал-Мас^уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749-947 гг.] / сост., пер. с араб., прим., комм. и указатели Д.В. Микульского. - М.: Наталис, 2002. - 800 с.

4. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Бартольд В.В. Сочинения: в 9 т. - М., 1967. - Т. 2, ч. 1. - 1016 с.

5. Басов А.В. Роль морского транспорта в битве за Кавказ // Народный подвиг в битве за Кавказ: сборник статей / отв. ред. Г.А. Куманев. - М.: Наука, 1981. - С. 141157.

6. Басов А.В., Гутенмахер Г.И. Персидский коридор // Военно-исторический журнал. - 1991. - № 1. - С. 25-33.

7. Большевики в борьбе за победу социалистической революции в Азербайджане: документы и материалы 1917-1918 гг. / под ред. З.И. Ибрагимова и М.С. Искен-дерова. - Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1957. - 700 с.

8. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Дагестане. 19171921: сборник документов и материалов / отв. ред. Г.А. Даниялов. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 537 с.

9. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.: в 3 ч. -СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1869. - Ч. I. - 621 с.

10. Васильева О.А. Советско-иранский договор 1921 года // Научные ведомости. Сер.: Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). - С. 113-118.

11. Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. - СПб.: Тип. морского министерства, 1872. - 754 с.

12. Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. - СПб.: Тип. Демакова, 1875. - Ч. 1. - 701 с.

13. Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. - М.-Л.: Военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1939. - 304 с.

14. Висковатов А.В. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия. - СПб.: Тип. Морского министерства, 1864. - 175 с.

15. Гаркави А .Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). - СПб., 1870. - 308 с.

16. Голубев А.М. Каспий. Битва за нефть. 1918-1920 гг. // Материалы и доклады участников седьмой научно-практической конференции «Рабоче-крестьянский Красный флот в отражении иностранной военной интервенции. 1918-1920. К 100-летию Гражданской войны в России» (г. Санкт-Петербург, Центральный военно-морской музей им. Петра Великого, 25 апреля 2019 г.). - СПб., 2020. - С. 184-200.

17. Горшков С.Г. Черноморский флот в битве за Кавказ // Народный подвиг в битве за Кавказ: сборник статей / отв. ред. Г.А. Куманев. - М.: Наука, 1981. - С. 80-97.

18. Гречко А. Битва за Кавказ. - М.: Воениздат, 1969. - 424 с.

19. Гритченко А., Меерович Е. Каспийская Краснознаменная. - Махачкала: Даг-книгоиздат, 1974. - 84 с.

20. Гродеков Н.И. Хивинский поход 1873 года: действия кавказских отрядов. -СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1888. - 470 с.

21. Декларация Совета Республик ВС СССР от 26.12.1991 № 142 -Н // Ведомости Верховного Совета. - 1991. - № 52.

22. Дополнение к актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией: в 12 т. - СПб.: Тип. Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1853. - 1846-1872 гг. - Т. 5. - 535 с.

23. Елисеев А.В. Скифия против Запада: взлет и падение Скифской державы. -М., 2013. - 330 с.

24. Жаднова Т. Вековой юбилей Краснознаменной Каспийской флотилии: вопросы теории // Морской сборник. - 2020. - № 4. - М.: Красная звезда, 2020. - 104 с.

25. Записки русских путешественников XVI-XVII вв. / сост., подгот. текстов и коммент. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной; вступ. ст. Н.И. Прокофьева. - М.: Советская Россия, 1988. - 525 с.

26. Исмаилов Э. Очерки по истории Азербайджана. - М.: Флинта, 2010. - 416 с.

27. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в 2 т. / отв. ред. А.И. Османов. - Т. 1. История Дагестана с древнейших времен до XX века. - М.: Наука, 2004. - 627 с.

28. История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в 2 т. / отв. ред. А.И. Османов. - Т. 2. - XX век. - Махачкала: Юпитер, 2005. - 664 с.

29. История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией: к 150-летию окончательного вхождения Дагестана в состав России / отв. ред. А.И. Османов. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2009. - 752 с.

30. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - М.: Наука, 1988. - 554 с.

31. История народов Северного Кавказа с древнейших времен (конец XVIII в. -1917 г.). - М.: Наука, 1988. - 659 с.

32. История русской армии. - М.: Эксмо, 2019. - 768 с.

33. Кадишев А.Б. Интервенция и гражданская война в Закавказье. - М.: Воениздат, 1960. - 510 с.

34. Каспийская военная флотилия // Гражданская война и военная интервенция в СССР: энциклопедия / отв. ред. Хромов С.С. - М.: Советская энциклопедия, 1983. -704 с.

35. Квашнин-Самарин Е.Н. Морская идея в русской земле: история до Петровской Руси с военно-морской точки зрения. - СПб.: Морской ген. штаб, 1912. - 189 с.

36. Кирокосьян М.А. Русский флаг на Каспии: Два столетия Каспийской флотилии (середина XVII - середина XIX века). Пираты Каспийского моря. - М.: Кучково поле, 2013. - 416 с.

37. Краснознаменный Северокавказский: очерк истории Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа. - Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1971. - 408 с.

38. КуропаткинА.Н. Завоевание Туркмении: Поход в Ахал-тепе в 1880-1881 гг.: с очерком воен. действий в Средней Азии с 1839 по 1876 г. - СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1899. - 224 с.

39. Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого: Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735). - М.: Квадрига, 2010. - 381 с.

40. Кучирь А.Г. «Каспийское мореходство - дело государево»: история борьбы за Каспий. - СПб.: Морское наследие, 2015. - 192 с.

41. Лобанов В.Б., Ализаде Д.И. К вопросу о Советской власти в Баку (1917 - лето 1918 г.) // Russian Colonial Studies. 2020. № 1 (5). - С. 55-90.

42. Лысцов В.П. Персидский поход Петра I. 1722-1723 гг. - М.: Изд-во МГУ, 1951. - 247 с.

43. Любин Д.М. Ввод Красной Армии в Иран летом - осенью 1941 года: Причины, осуществление, последствия: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Саратов, 2005. -36 с.

44. Магарамов Ш.А. Предисловие // Западный Прикаспий в составе Российской империи (1722-1735 гг.): сборник архивных документов / сост. Е.И. Иноземцева, Ш.А. Магарамов, Н.Д. Чекулаев. - Махачкала: МавраевЪ, 2020. - 376 с.

45. Магарамов Ш.А., Чекулаев Д.Н., Иноземцев Е.И. История Дербентского гарнизона Российской императорской армии (1722-1735): к 300-летию провозглашения Российской империи. - М.: Лотос, 2021. - 192 с.

46. Маковский А.А., Радченко Б.М. Каспийская Краснознаменная. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Воениздат, 1982. - 176 с.

47. Максимов А. Раздел Каспийской флотилии: в 1992 году Каспийская флотилия была разделена между Россией и Азербайджаном // Сайт Общероссийской газеты независимых журналистских расследований «Наша версия». - Режим доступа: https://versia.ru/v-1992-godu-kaspij skava-flotiliva-bvla-razdelena-mezhdu-rossiei-i-azerbaidzhanom (дата обращения: 18.03.2021).

48. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1962. -Т. 27. - 695 с.

49. Мешади Азизбеков - пламенный борец за власть Советов: речи, документы и материалы. - Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1976.

50. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. - М.: Наука, 1965. -С. 355-419.

51. Островский Б.Г. Адмирал Макаров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Воениздат, 1954. - 343 с.

52. Под стягом России: сборник архивных документов. - М.: Русская книга, 1992. - 432 с.

53. Проект базы Каспийской флотилии в Дагестане обойдется в 460 млн рублей // Сайт Информационного агентства «REGNUM». - Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2423487.html (дата обращения: 30.05.2018).

54. Рожков Е. Неожиданный удар: Москва атаковала «Исламское государство» с Каспия // Сайт «Вести^Ц». - Режим доступа: https://www.vesti.ru/article/2712337 (дата обращения: 07.10.2015).

55. Саакян Э. Рождение и гибель Бакинской коммуны // Сайт «Политштурм». -Режим доступа: https://politsturm.com/rozhdenie-i-gibel-bakinskoj-kommunv/ (дата обращения: 29.12.2018).

56. Селимов М. В Каспийске до 2025 года запланировано строительство глубоководного порта // Сайт РИА «Дербент». - Режим доступа: https://riaderbent.ru/v-kaspij ske-do-2025-goda-zaplanirovano-stroitelstvo-glubokovodnogo-porta.html (дата обращения: 12.08.2018).

57. Стельник Б.Я. Политическое положение в Азербайджане и деятельность большевиков в марте - апреле 1917 г. // Труды Азербайджанского филиала Института

марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - Баку: Объединённое издательство, 1958. -Т. XXII.

58. Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях (XVII век) I отв. ред. В.В. Мавродин. - М.: Наука, 1978. - 181 с.

59. Юзефович Т.П. Договоры России с Востоком: политические и торговые. -СПб.: Тип. О.И. Бакста, 1869.

Reference

1. Abdurahmanov A. Azerbajdzhan vo vzaimootnoshenijah Rossii, Turcii i Irana v pervoj polovine XVIII v. - Baku: Nagyl Evi, 2011. - 136 s.

2. Abramov E.P. Morskaja pehota na ffrontah Grazhdanskoj vojny II Materialy i dokla-dy uchastnikov sed'moj nauchno-prakticheskoj konferencii «Raboche-Krest'janskij Krasnyj Flot v otrazhenii inostrannoj voennoj intervencii. 1918-1920. K 100-letiju Grazhdanskoj vojny v Rossii» (g. Sankt-Peterburg, Central'nyj voenno-morskoj muzej im. Petra Velikogo, 25 aprelja 2019 g.). - Sankt-Peterburg, 2020. - S. 50-72.

3. Abu-l-Hasan 'Ali ibn al-Husajn ibn 'Ali al-Mas'udi. Zolotye kopi i rossypi samo-cvetov [Istorija Abbasidskoj dinastii: 749-947 gg.] I sost., per. s arab., prim., komm. i uka-zateli D.V. Mikul'skogo. - M.: Natalis, 2002. - 800 s.

4. Bartol'd V.V. Mesto prikaspijskih oblastej v istorii musul'manskogo mira II Bartol'd V.V. Sochinenija: v 9 t. - M., 1967. T. 2. Ch. 1. - 1016 s.

5. Basov A.V. Rol' morskogo transporta v bitve za Kavkaz II Narodnyj podvig v bitve za Kavkaz: Sbornik statej I о^. red. G.A. Kumanev. - M.: Nauka, 1981. - S. 141-157.

6. Basov A.V., Gutenmaher G.I. Persidskij koridor II Voenno-istoricheskij zhurnal. 1991. № 1. - S. 25-33.

7. Bol'sheviki v bor'be za pobedu socialisticheskoj revoljucii v Azerbajdzhane: doku-menty i materialy 1917-1918 gg. I рod red. Z.I. Ibragimova i M.S. Iskenderova. - Baku: Azerbajdzhanskoe gos. izd-vo, 1957. - 700 s.

8. Bor'ba za ustanovlenie i uprochenie Sovetskoj vlasti v Dagestane. 1917-1921. Sbornik dokumentov i materialov I о^. red. G.A. Danijalov. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1958. 537 s.

9. Butkov P. G. Materialy dlj a novoj istorii Kavkaza s 1722 po 1803 g.: v 3 ch. - SPb. : Tip. Imp. Akad. nauk, 1869. Ch. I. - 621 s.

10. Vasil'eva O.A. Sovetsko-iranskij dogovor 1921 goda II Nauchnye vedomosti. Seri-ja Filosofija. Sociologija. Pravo. 2014. № 16 (187). - S. 113-118.

11. Veselago F.F. Spisok russkih voennyh sudov s 1668 po 1860 g. - SPb.: Tip. morskogo ministerstva, 1872. - 754 s.

12. Veselago F.F. Ocherk russkoj morskoj istorii. - SPb.: Tip. Demakova, 1875. Ch. 1.

- 701 s.

13. Veselago F.F. Kratkaja istorija russkogo flota. - M.: L.: Voenno-morskoe iz-datel'stvo NKVMF SSSR, 1939. - 304 s.

14. Viskovatov A.V. Kratkij istoricheskij obzor morskih pohodov russkih i morehod-stva ih voobshhe do ishoda XVII stoletija. - SPb.: Tip. morskogo ministerstva, 1864. - 175 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Garkavi A.Ja. Skazanija musul'manskih pisatelej o Slavjanah i Russkih (s poloviny VII veka do konca X veka po R.H.). - SPb., 1870. - 308 s.

16. Golubev A.M. Kaspij. Bitva za neft'. 1918-1920 gg. II Materialy i doklady uchastnikov sed'moj nauchno-prakticheskoj konferencii «Raboche-Krest'janskij Krasnyj Flot v otrazhenii inostrannoj voennoj intervencii. 1918-1920. K 100-letiju Grazhdanskoj vojny v Rossii» (g. Sankt-Peterburg, Central'nyj voenno-morskoj muzej im. Petra Velikogo, 25 aprelja 2019 g.). Sankt-Peterburg, 2020. - S. 184-200.

17. Gorshkov S.G. Chernomorskij flot v bitve za Kavkaz // Narodnyj podvig v bitve za Kavkaz: Sbornik statej / otv. red. G.A. Kumanev. - M.: Nauka, 1981. - S. 80-97.

18. Grechko A. Bitva za Kavkaz. - M.: Voenizdat, 1969. - 424 s.

19. Gritchenko A., Meerovich E. Kaspijskaja Krasnoznamennaja. - Mahachkala: Dagknigoizdat, 1974. - 84 s.

20. Grodekov N.I. Hivinskij pohod 1873 goda: Dejstvija kavkazskih otrjadov. - SPb.: Tip. V.S. Balasheva, 1888. - 470 s.

21. Deklaracija Soveta Respublik VS SSSR ot 26.12.1991 № 142-N // Vedomosti Verhovnogo Soveta. 1991. № 52.

22. Dopolnenie k aktam istoricheskim, sobrannym i izdannym Arheograficheskoj komissiej: v 12 t. - SPb.: Tip. Jekspedicii zagotovlenija gosudarstvennyh bumag, 1853. 18461872 gg. T. 5. - 535 s.

23. Eliseev A.V. Skifija protiv Zapada: Vzlet i padenie Skifskoj derzhavy. - M., 2013.

- 330 s.

24. Zhadnova T. Vekovoj jubilej Krasnoznamennoj Kaspijskoj flotilii: Voprosy teorii // Morskoj sbornik. 2020. № 4. M.: Krasnaja zvezda, 2020. - 104 s.

25. Zapiski russkih puteshestvennikov XVI-XVII vv. / Sost., podgot. tekstov i komment. N.I. Prokofeva, L.I. Alehinoj; vstup. st. N.I. Prokofeva. - M.: Sovetskaja Rossija, 1988. - 525 s.

26. Ismailov Je. Ocherki po istorii Azerbajdzhana. - M.: Flinta, 2010. - 416 s.

27. Istorija Dagestana s drevnejshih vremen do nashih dnej / otv. red. A. I. Osmanov. V 2-h t. T. 1. Istorija Dagestana s drevnejshih vremen do XX veka. - M.: Nauka, 2004. - 627 s.

28. Istorija Dagestana s drevnejshih vremen do nashih dnej / otv. red. A. I. Osmanov. V 2-h t. T. 2. XX vek. - Mahachkala: Júpiter, 2005. - 664 s.

29. Istorija mnogovekovyh vzaimootnoshenij i edinenija narodov Dagestana s Rossiej: K 150-letiju okonchatel'nogo vhozhdenija Dagestana v sostav Rossii / otv. red. A.I. Osmanov.

- Mahachkala: Institut IAJe DNC RAN, 2009. - 752 s.

30. Istorija narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshih vremen do konca XVIII v. -M.: Nauka, 1988. - 554 s.

31. Istorija narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshih vremen (konec XVIII v. - 1917 g.). - M.: Nauka, 1988. - 659 s.

32. Istorija russkoj armii. M.: «Jeksmo», 2019. 768 s.

33. Kadishev A.B. Intervencija i grazhdanskaja vojna v Zakavkaz'e. - M.: Voenizdat, 1960. - 510 s.

34. Kaspijskaja voennaja flotilija // Grazhdanskaja vojna i voennaja intervencija v SSSR: Jenciklopedija / Hromov S.S. (otv. red.). - M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1983. -704 s.

35. Kvashnin-Samarin E.N. Morskaja ideja v russkoj zemle: Istorija do Petrov. Rusi s voen.-mor. tochki zrenija. - SPb.: Mor. gen. shtab, 1912. - 189 s.

36. Kirokos'jan M.A. Russkij flag na Kaspii: Dva stoletija Kaspijskoj flotilii (seredina XVII - seredina XIX veka). Piraty Kaspijskogo morja. - M.: Voennaja kniga; Kuchkovo pole, 2013. - 416 s.

37. Krasnoznamennyj Severokavkazskij: Ocherk istorii Krasnoznamennogo Severo-Kavkazskogo voennogo okruga. - Rostov-na-Donu: Rostovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1971.

- 408 s.

38. Kuropatkin A.N. Zavoevanie Turkmenii: Pohod v Ahal-tepe v 1880-1881 gg.: s ocherkom voen. dejstvij v Srednej Azii s 1839 po 1876 g. - SPb.: tip. Je. Arngol'da, 1899. -224 s.

39. Kurukin I.V. Persidskij pohod Petra Velikogo: Nizovoj korpus na beregah Kaspija (1722-1735). - M.: Kvadriga; Ob'edinennaja redakcija MVD Rossii, 2010. - 381 s.

40. Kuchir' A.G. «Kaspijskoe morehodstvo - delo gosudarevo»: Istorija bor'by za Kaspij. - SPb.: Morskoe nasledie, 2015. - 192 s.

41. Lobanov V.B., Alizade D.I. K voprosu o Sovetskoj vlasti v Baku (1917 - leto 1918 g.) // Russian Colonial Studies. 2020. № 1 (5). - S. 55-90.

42. Lyscov V.P. Persidskij pohod Petra I. 1722-1723 gg. - M.: Izd-vo MGU, 1951. -

247 s.

43. Ljubin D.M. Vvod Krasnoj Armii v Iran letom - osen'ju 1941 goda: Prichiny, osushhestvlenie, posledstvija: Avtoreferat dis. kandidata ist. nauk. Saratov, 2005. 36 s.

44. Magaramov Sh.A. Predislovie // Zapadnyj Prikaspij v sostave Rossijskoj imperii (1722-1735 gg.): sbornik arhivnyh dokumentov / sost. E.I. Inozemceva, Sh.A. Magaramov, N.D. Chekulaev. - Mahachkala: Mavraev, 2020. - 376 s.

45. Magaramov Sh.A., Chekulaev D.N., Inozemcev E.I. Istorija Derbentskogo garni-zona Rossijskoj imperatorskoj armii (1722-1735): K 300-letiju provozglashenija Rossijskoj imperii. - M.: Lotos, 2021. - 192 s.

46. Makovskij A.A., Radchenko B.M. Kaspijskaja Krasnoznamennaja. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Voenizdat, 1982. - 176 s.

47. Maksimov A. Razdel Kaspijskoj flotilii: v 1992 godu Kaspijskaja flotilija byla razdelena mezhdu Rossiej i Azerbajdzhanom [Jelektronnyj resurs] // Sajt Obshherossijskoj gazety nezavisimyh zhurnalistskih rassledovanij «Nasha versija». - URL: https://versia.ru/v-1992-godu-kaspijskaya-flotiliya-byla-razdelena-mezhdu-rossiej-i-azerbajdzhanom (data obrashhenija: 18.03.2021).

48. Marks K. i Jengel's F. Sochinenija. Izdanie vtoroe. - M.: Gospolitizdat, 1962. T. 27. - 695 s.

49. Meshadi Azizbekov - plamennyj borec za vlast' Sovetov: Rechi, dokumenty i ma-terialy. - Baku: Azerbajdzhanskoe gos. izd-vo, 1976.

50. Novosel'cev A.P. Vostochnye istochniki o vostochnyh slavjanah i Rusi VI-IX vv. // Drevnerusskoe gosudarstvo i ego mezhdunarodnoe znachenie. - M.: Nauka, 1965. -S. 355-419.

51. Ostrovskij B.G. Admiral Makarov. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Voenizdat, 1954. -

343 s.

52. Pod stjagom Rossii: Sbornik arhivnyh dokumentov. - M.: Russkaja kniga, 1992. -

432 s.

53. Proekt bazy Kaspijskoj flotilii v Dagestane obojdetsja v 460 mln. rublej [Jelektronnyj resurs] // Sajt Informacionnogo agentstva «REGNUM»; URL:https://regnum.ru/news/economy/2423487.html (data obrashhenija: 30.05.2018).

54. Rozhkov E. Neozhidannyj udar: Moskva atakovala «Islamskoe gosudarstvo» s Kaspija [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Vesti.RU»; URL: https://www.vesti.ru/article/2712337 (data obrashhenija: 07.10.2015).

55. Saakjan Je. Rozhdenie i gibel' Bakinskoj kommuny [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Politshturm». - URL: https://politsturm.com/rozhdenie-i-gibel-bakinskoj-kommuny/ (data obrashhenija: 29.12.2018).

56. Selimov M. V Kaspijske do 2025 goda zaplanirovano stroitel'stvo glubokovod-nogo porta [Jelektronnyj resurs] // Sajt RIA «Derbent». - URL: https://riaderbent.ru/v-kaspij ske-do-2025-goda-zaplanirovano-stroitelstvo-glubokovodnogo-porta.html (data obrashhenija: 12.08.2018).

57. Stel'nik B.Ja. Politicheskoe polozhenie v Azerbajdzhane i dejatel'nost' bol'shevikov v marte - aprele 1917 g. // Trudy Azerbajdzhanskogo filiala Instituta marksizma-leninizma pri CK KPSS. Baku: Ob'edinjonnoe lzdatel'stvo, 1958. T. XXII.

58. Tushin Ju.P. Russkoe moreplavanie na Kaspijskom, Azovskom i Chernom morjah (XVII vek) / Otv. red. V.V. Mavrodin. - M.: Nauka, 1978. - 181 s.

59. Juzefovich T.P. Dogovory Rossii s Vostokom politicheskie i torgovye. - SPb.: Tip. O.I. Baksta, 1869. - 326 s.

nocmynuna e peda^urn 20 Mapma 2022

UDC 93/94

DOI: 10.21779/2542-0313 -2022-3 7-2-37-56

The Caspian Fleet: Formation and Development. Past and Present

R.I. Seferbekov

Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45; ruslan-seferbekov@rambler. ru

The article highlights the history of the formation and development of Russian navigation in the Caspian Sea. The beginning of this process dates back to the time of the Old Russian state and is associated with the raids of the Rus on the western coast of the Caspian Sea. At the beginning of the XVIII century. under the leadership of Peter I, Russia achieved especially great victories on the coast of the Caspian Sea. The conquest of the Western Caspian by the Russian Empire as a result of the Persian campaign of 1722-1723 changed the balance of power in the geopolitical confrontation between regional powers in favor of Peter's Russia. To hold the conquered territories, the Russian government establishes a permanent fleet in the Caspian Sea with a military port in Astrakhan. 1722 is considered the year of foundation of the Caspian military fleet. In subsequent years, Russia firmly secured the Caspian coast and the South Caucasus. At the end of the XIX-XX centuries the main base of the Caspian fleet was located in Baku. The sailors of the fleet were drawn into the events of 1905-1907, February-October 1917, the Civil War in the Caucasus, during which the Volga-Caspian fleet was created.

In the initial period of the Great Patriotic War, the Caspian Fleet acquired the status of a front formation. After the collapse of the USSR, the Caspian fleet was divided between Russia and Azerbaijan, and the main base was moved from Baku, first to Astrakhan, and then to Kaspiysk.

Keywords: Caspian flotilla, Peter the Great Caspian campaign, Russia's trade and economic relations with the countries of the East, main bases of the Caspian fleet, division of the Caspian fleet after the collapse of the USSR.

Received 20 March 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.