мени к периоду беременности. Результаты исследования показали возможность перинатального воздействия ПХБ на детей, матери которых потребляли рыбу Великих Озер. Концентрации гомологов ПХБ с более короткой хлорированной цепью — С,,—С13 и С14—С16 — в пуповинной
крови были менее связаны с потреблением рыбы [10].
Содержание ПХБ определяли также в молоке женщин, потреблявших и не потреблявших рыбу оз. Онтарио. У первых ПХБ содержались в молоке в больших концентрациях, чем у вторых. Причем содержание ПХБ возрастало с увеличением возраста женщин, потреблявших загрязненную рыбу. Отмечено также, что длительность лактации находилась в зависимости от концентрации ПХБ в молоке.
Существовала также зависимость между потреблением рыбы и содержанием в молоке пестицида ДДЕ. Полученные данные, как отмечено в работе [9], могут быть использованы для оценки степени риска воздействия изучавшихся химических веществ на детей, чьи матери потребляли загрязненную рыбу озера Онтарио.
Сопоставление риска и выгоды от потребления рыбы производилось на примере индейцев-могавков, община которых расположена на южном берегу р. Св. Лаврентия вблизи Монреаля (Канада). В этом районе в 1996—1997 гг. были опрошены 42 человека, из которых 33 были активными рыболовами. Из видов вылавливаемой рыбы названы окунь, подкаменщик и некоторые другие, которые в данном районе являются наиболее употребляемыми. Средний уровень потребления рыбы составлял по рас-счету 23 г в день. Отмечаются высокие потребительские свойства рыбы как источника белка, полиненасыщенных жирных кислот, таких микроэлементов, как железо и цинк, элемента кальция. Содержание в рыбе ПХБ, других хлорированных соединений, кадмия, свинца и мышьяка было по меньшей мере в 10 раз ниже, чем допустимое. Концентрация ртути в некоторых видах рыб превышала рекомендуемый предел (0,5 мкг/г), но сред-ненедельное поступление ртути в организм человека не
превышало допустимого предела. На основании сопоставления полученных данных авторы сделали заключение, что в целом исследованная рыба загрязнена не очень сильно и ввиду ее питательной ценности рыболовство и потребление рыбы могут быть поощряемы [1].
В целом же, как отмечено на конференции, результаты исследований показывают, что при употреблении рыбы из Великих Озер, вода которых загрязнена многими опасными химическими веществами, возможно нарушение процессов жизнедеятельности человека, в том числе лактации у женщин, репродуктивной функции, деятельности нервной системы взрослых и детей, поэтому существует настоятельная необходимость в проведении оздоровительных мероприятий в изученном регионе [6].
Литер атур а
1. Chan Н М., Trifonopoulos М., IngA. et al. // Environm. Res. Sect. A. - 1999. - Vol. 80, N 2. - P. 213-222.
2. Courval J. M.y De Hoog J. V., Stein A. D. et al. // Ibid.
- P. 183-188.
3. De Rosa СИ. Т., Gilman А. Р., Rosemond Z. A. // Ibid.
- P. 1.
4. Falk С., Hanrahan L. P., Anderson H. et al. // Ibid. — P. 19-25.
5. Hanrahan L P., Falk C., Anderson H. et al. // Ibid. —
P. 26-37.
6. Jonson B. L., Hicks H. E.} De Rosa Ch. T. // Ibid. — P. 2-12.
7. Kearney J. P., Cole D. С., Ferron L. A. et al. // Ibid. —
P. 138-149.
8. Kosatsky Т., Przybysz R-, Shatenstein B. et al. // Ibid. — P. 150-158.
9. Kostiniak P. J., Stinfon C, Greizerstein et al. // Ibid. — P. 166-174.
10. Stewart P., Parvill Т., Lonky E. et al. // Ibid. - P. 87-
96.
Поступила 28.04.2000
Методы гигиенических исследований
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2001 УДК 616-006.04-02:614.7]-036.21:528.9
Л. П. Волкотруб, И. Н. Одинцова, Т. В. Чемерис
КАРТОГРАФИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПОВЫШЕННОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА В ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ
Сибирский медицинский университет, Томск
В последнее десятилетие онкологические заболевания занимают второе место в структуре смертности населения России, наряду с этим наблюдается устойчивая тенденция к росту числа случаев злокачественных новообразований [2].
Высокая частота возникновения рака, значительные трудности ранней диагностики, высокая летальность, большая стоимость и низкая эффективность лечения определяют особую актуальность и социальную значимость первичной, гигиенической профилактики этого заболевания, направленной на выявление и устранение этиологических факторов, а также вторичной, патогенетической профилактики, имеющей целью своевременное лечение больных с хроническими неспецифическими, пре-допухолевыми заболеваниями.
Основываясь на данных современной литературы по эпидемиологическим исследованиям в нашей стране и за рубежом, установлено, что онкологическая заболеваемость является индикаторной патологией, отражающей
высокую степень зависимости от загрязнения окружающей среды [1, 12].
Высокие уровни урбанизации и промышленного потенциала современных городов способствуют тому, что значительные по численности контингента населения подвергаются интенсивному воздействию атмосферных загрязнений, содержащих вредные химические вещества. Свыше тысячи из них являются потенциальными канцерогенами [3, 6, 7, 11, 13].
Согласно данным ВОЗ, 75—90% случаев возникновения онкологических заболеваний связано с воздействием экологически опасных факторов окружающей среды, в том числе химических [4, 9].
Статистические показатели онкологической заболеваемости и смертности населения, характеризующие интенсивность этого процесса, рассчитываются в целом для области, города, в лучшем случае административного городского района. Однако реальная онкоэпидемиологи-ческая ситуация в различных районах города может зна-
чительно различаться. Знание количественных и качественных особенностей этой ситуации, относящихся как к уровню, так и к структуре заболеваемости, превалированию определенных локализаций, имеет большое практическое значение, так как при дефиците материальных средств позволяет расставлять приоритеты в проведении профилактических мероприятий, направленных на устранение факторов онкологического риска и улучшение, специализацию медицинской помощи населению, проживающему в неблагополучных районах.
Одним из методов научного анализа эпидемиологической ситуации является картографирование, позволяющее не только провести описание, анализ пространственного распределения частоты смертности от онкологических заболеваний, получение новых характеристик и установления пространственных взаимосвязей изучаемых явлений, но и высказать предположение, рабочую гипотезу о причинных факторах возникновения заболеваний. Для эпидемиологической оценки причин заболеваемости раком в различных районах большого города наибольшую трудность представляет дифференциация различных факторов, характеризующих условия жизни населения. Решить эту проблему может онкогигиниче-ское картографирование [4]. На картограмме с помощью расцветки или штриховки четко определяются различия в распределении показателей уровней заболеваемости или смертности, а границы различных ареалов дают возможность проводить районирование территории, выделить зоны риска [10]. Современное широкое использование средств вычислительной техники во многих сферах деятельности, в том числе и в медицине, позволяет проводить автоматизированное картографирование. Санитарной практикой в числе первоочередных выдвинута задача разработки приемов картографирования территории с учетом уровней загрязнения окружающей среды и здоровья населения [8].
На основе обобщения собственного опыта мы выделили следующие основные этапы картографирования показателей онкосмертности:
— создание электронной карты-схемы изучаемой территории, поделенной на условные районы;
— создание банка данных по смертности населения от онкологических заболеваний;
— создание картограммы смертности населения от онкологических заболеваний;
— совмещение картограммы смертности с другой информацией, позволяющей изучить причинно-следственные связи.
Картографической основой картограммы является карта-схема застройки изучаемой территории, которая имеется в отделах архитектуры органов местного самоуправления. Изображение карты-схемы может быть введено в память компьютера с помощью сканера. Территория населенного пункта была поделена на условные микрорайоны, которые соответствовали отделам, выделенным в каждом городе на период последней Всесоюзной переписи населения 1989 г. Численность населения в каждом таком отделе была точно известна и составляла около 20 тыс. человек. Информация о численности населения этих условных районов необходима для вычисления относительных показателей, характеризующих частоту смертности от онкологических -заболеваний.
Первичные данные о смертности населения от онкологических заболеваний были получены в архиве загса города. Была составлена картотека лиц, умерших от злокачественных новообразований за исследуемый период. Из свидетельств о смерти выкопировывались фамилия, имя, отчество, даты рождения и смерти, домашний адрес, длительность проживания по данному адресу. В дальнейшую разработку включались только жители данного города, проживавшие по данному адресу более 1 года. Верификация диагнозов проводилась по картам больных в онкологическом диспансере. Шифрование по месту жительства умерших осуществлялось по условным районам, соответствующим вышеназванным перепис-
■«1
/ 2 3
Рис. 1. Картограмма распределения индекса загрязнения атмосферы Барнаула 5 ингредиентами (ИЗА-5), в наибольшей степени определяющими суммарные загрязнения.
Уровни загрязнения (ИЗА-5): 1 19,9, 5 - > 20.
< 5, 2-5-9,9, 3- 10-14,9, 4- 15-
ным отделам. Затем проводилось вычисление стандартизованных показателей онкологической смертности населения для каждого района. За стандарт принималось поло-возрастное распределение населения изучаемого города. При малой численности населения для накопления контингента можно использовать метод человеко-лет наблюдения, позволяющий набрать репрезентативную выборку за счет увеличения срока прослеживания при малой численности группы наблюдения. При вычислении показателей уровня онкологической смертности численность населения и его возрастной состав для каждого исследуемого года определялись путем интерполяции данных переписи населения. Для построения шкалы или ступеней картограммы проводилась группировка показателей, при этом оценивалась типичность средних величин. Для каждого уровня устанавливались соответствующие границы, форма штриховки.
Картограммы могут отражать различные характеристики онкологической смертности: показатели частоты, структуры, динамики процесса, среднего возраста умерших, половые и возрастные различия. Преимуществами картограмм в отличие от представления данных в виде таблиц и графиков являются их наглядность и обзорность. В принципиальном отношении картографировать можно показатели не только онкологической, но и любой другой неинфекционной и инфекционной патологии. Картограммы закладывают основу для глубокого осмысления и анализа эпидемиологического, экологического и других процессов, для изучения связи между пространственным распределением уровня онкологической смертности населения и полей приземных концентраций загрязнителей атмосферного воздуха, полученных из документа, подготовленного местным комитетом по охране окружающей среды, — тома предельно допустимых выбросов, где наряду с таблично-текстовым материалом представлены картограммы распределения в воздухе загрязняющих веществ, превышающих ПДК. Поля приземных концентраций получают расчетным путем, исхо-
Рис. 2. Картограмма распределения стандартизирован ного показателя смертности (СПС) от рака легкого на селения Барнаула.
Уровни СПС в случаях на 100 ООО населения (в %ооо): / — < 50, 2 — 50-
79, 3 — 80-109, 4- 110-139, 5 - > 140.
дя из предельно допустимых выбросов действующих предприятий в условиях их нормального функционирования с учетом условий рассеивания аэрозагрязнений.
Показатель интегрального загрязнения атмосферы (ИЗА) рассчитывали путем весового суммирования парциальных загрязнений [5]. Вес выбирался с учетом класса опасности каждого вещества и кратности превышения соответствующих ПДК. В итоге для каждого условного района грдода была определена величина ИЗА, показывающая, во сколько раз загрязнение приземного слоя атмосферы данного района превышает допустимое. При соблюдении гигиенических нормативов показатель ИЗА не должен быть более 1. Такая оценка, на наш взгляд, характеризует степень опасности проживания населения, а картографирование ИЗА позволяет выявить и наглядно представить зоны с различным уровнем загрязнения, со-
поставить их с дислокациеи промышленных предприятий на территории города.
На завершающем этапе совместная компьютерная обработка картограмм техногенного загрязнения территории и показателей смертности населения от онкологических заболеваний позволяет исследовать корреляции и сделать заключение о наличии или отсутствии связи между изучаемыми явлениями.
Описанная методика выявления территорий повышенного онкологического риска с помощью картограмм апробирована нами на 3 городах Сибири: Омске, Барнауле и Томске.
На рис. 1 и 2 представлены результаты картографирования территории Барнаула по уровню ИЗА и стандартизованному показателю смертности населения от рака легкого. Полученные результаты позволяют рекомендовать картографирование для решения задач в эпидемиологических и гигиенических исследованиях.
Литература
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
1995.
№ 8.
Гииев Ю. П. // Вестн. РАМН. — С. 52-54.
Дмитриева Т. Б. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1996. - № 5. - С. 3-9.
Долл Р., Пито Р. Причины рака. — Киев, 1984. Дыхно Ю. А., Иванова Ю. Д., Хлебопрос Р. Г. // Инженерная экология. — 1999. — № 1. — С. 37—42. Егоров И. М. Компьютерный мониторинг приземного слоя атмосферы по спектрозональным космическим снимкам территории: Дис. ... канд. техн. наук.
- Томск, 1996.
Забежинский М. А. // Вопр. онкол. — 1986. — № 1.
- С. 87-88.
Ильницкий А. П. // Обзор информации экономического природопользования. — 1995. — № 3. —
С. 23-30.
Сидоренко Г. И. // Гиг. и сан. - 1992. — № 4. —
С. 5-10.
Худолей В. В., Мизгирев И. Д. Экологически опасные факторы. — СПб., 1996.
Шелякина Т. В., Кораблина М. В. // Эпидемиология рака легкого / Под ред. Д. Г. Заридзе и др. — Ростов-н/Д., 1990. - С. 158-162.
Экология и рак / Быкорез А. И., Рубенчик Б. Л., Слепян Э. И. и др. — Киев, 1985. Smith /. Н., Willams F. L. R.} Lloyd О. L. L. // Br. J. In-dustr. Med. - 1987. - Vol. 44. - P. 795-802. Trichopoulos D., Li F., Hunter D. J. // Sei. Amer. — 1996. - Vol. 275, N 3. - P. 50-57.
Поступила 24.01.2000
© Ю. А. БУНЯТЯН, 2001 УДК 614.7:6331-074:543.544
Ю. А. Бунятян
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИХ ИНГИБИТОРОВ НИТРИФИКАЦИИ В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И БИОМАТЕРИАЛЕ
НИИ гигиены окружающей среды и профилактической токсикологии Минздрава Республики Армения, Ереван
Применение ингибиторов нитрификации (ИН) является одним из приемов снижения потерь азота удобрений и повышения их эффективности, получения низконитратной продукции [4]. Однако само применение ИН выдвигает ряд проблем, связанных прежде всего с контролем гигиенических нормативов.
Наиболее перспективными среди ИН являются препараты российской технологии: 1-карбамоил-3(5)-ме-тилпиразол (КМП), 1-гидроксиметил-3(5)-метилпира-зол (ГММП), 4-амино-1, 2, 4-триазол (АТГ) и препарат американской технологии — 2-хлор-6-(трихлорметил)-пиридин (синоним — нитрапирин) (НП). Интерес пред-
ставляют также метаболит КМП и ГММП — 3(5)-метил-пиразол (МП) и метаболит НП — 6-хлорпиколиновая кислота (6-ХПК).
Анализ микроколичеств ИН как и любого другого ксенобиотика в объектах окружающей среды и биоматериале представляет сложную задачу санитарной химии. Сложность ее заключается в том, что методы должны соответствовать ряду необходимых требований санитарного и экологического контроля, ужесточенных низкими гигиеническими нормативами. Они должны отличаться своей простотой и доступностью, достаточной эффективностью, надежностью, высокой чувствительностью,