КАРТИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Голикова Е.Ю.*
Лицей № 410, г. Санкт-Петербург
Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая применения инновационной технологии.
В современном мире развивающихся технологий постоянно происходят обновления и совершенствования во всех сферах жизни. Не остается в стороне и образование, уровень которого должен соответствовать запросам развивающегося информационного общества. В связи с этим возникает ряд вопросов: как обучать и что надо пересмотреть в системе обучения, начиная со школы, чтобы воспитать современного человека, соответствующего новому современному инновационному обществу.
В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе [1, с. 10]. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием ребят в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий. Большое признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося.
* Учитель начальных классов.
118
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы и методы в организации учебного процесса. Одним из них может быть технология составления ментальных карт в начальной школе, являющаяся стартом для генерации и структурирования идей в дальнейшем. Современный ученик начальной школы, должен освоить огромное количество новой информации и сведений. Написание контрольных или проверочных работ, подготовка ответа, систематизация знаний - все это требует от обучающегося необходимости систематизировать и обобщить полученные ранее знания. Для решения таких проблем наиболее всего подходит метод картирования мышления (Mind Mapping). Интеллект-карты (Mind Maps), или ментальные карты, позволяющие графически отображать информацию [4, с. 18]. Картирование мышления - метод, который позволяет учащимся избавится от страха забыть или потерять какие-то сведения. Метод поможет при выполнении всех организационных и структурирующих задач урока. Ментальные карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а самое главное, как средство для самообучения. Их можно использовать в различных ситуациях с целями, отвечающими поставленной задаче: сбор и структурирование идей, для систематизации информации, в команде или по отдельности. В качестве орудия мышления этот метод потребует точности и ясности, но вместе с тем позволит справиться со сложными задачами. Результаты использования интеллект-карт поразили многих, поскольку в процессе их составления были выданы такие идеи и мысли, которые до этого даже не приходили им в голову. Подобные способы записи информации использовали мыслители третьего века нашей эры для изображения концепции Аристотеля. А в некоторых европейских странах ментальные карты уже давно используются при обучении детей в начальных классах школы [2, с. 25]. Что же такого особенного в картах ума, что они работают и для древних мыслителей и для маленьких детей?
При традиционном способе записи планов мы делаем длинный список с подпунктами и пояснениями. Используем текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. И даже эти простые вещи не всегда помогают собрать мысли воедино и сосредоточиться. Почему так происходит? Мы воспринимаем тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Пытаясь для запоминания пользоваться только текстом, мы почти вполовину уменьшаем наши способности воспринимать и запоминать. На ментальных картах можно и нужно рисовать смешные рожицы, выстраивать развилки и уровни, приклеивать картинки, добавлять краски, писать самые оригинальные и необычные словосочетания. Задача ментальной карты - отображать не строгую научную деятельность, а процесс вашего мышления и творчества. Поэтому хорошо все то, что подсказывает вам интуиция, что будет вызывать у вас эмоциональный отклик. Такую информацию вашему мозгу легко воспринимать и вспоминать впоследствии. Используя
Современные педагогические технологии
119
ментальные карты, можно быстро оценить и уловить структуру вашей задачи. Картирование мышления подходит любому ученику, готовому к освоению новой методики. Мой опыт показал, что картирование мышления может использовать любой человек независимо от своего типа восприятия (аудиаль-ный / слуховой тип, визуальный / зрительный тип, кинестетический / двигательный тип). Различие состоит лишь в способе составления интеллект-карт и обращения с ними представителей этих типов. По результатам психолого-педагогического тестирования в школах обучается 72 % учащихся кинестетического типа [3, с. 48] Поэтому метод картирования мышления оправдан при обучение в школах, так он позволяет задействовать в работе в равной степени оба полушария головного мозга. Мария и Катрин - ученицы старших классов гимназии. Обе с энтузиазмом используют интеллект-карты для конспектирования, подготовки к занятиям и проверочным работам. Мария - визуал - запоминает свои интеллект-карты, тихо сидя за столом, чтобы впоследствии представить себе карту во время контрольной работы и таким образом воспроизвести ее содержание. Катрин - кинестетик - действует совсем иначе. Она вешает интеллект-карту на дверь и начинает ходить по комнате, громко проговаривая содержание карты вслух. При этом Катрин то приближается к карте, то отходит от нее. Позже, во время контрольной работы, воспоминание о движении вызовет в ее памяти образ карты. (Возможно, еще больше ей бы помогла ходьба, но во время занятия это не так-то просто). Это пример из книги Хоста Мюллера очень ярко еще раз подтверждает выше сказанное о том, что метод картирования мышления в своем роде универсален при работе с учениками разного психотипа [2, с. 37] Полушария человеческого мозга выполняют разные функции. За ведение классических записей отвечает левое полушарие, а правое при этом отдыхает. А поскольку интеллект-карты интегрируют изображения цвета и символы можно говорить о них как о методе «целостного» мышления.
Существуют несложные правила построения ментальных карт: в центре располагается образ всей проблемы, задачи, либо ключевое понятие; от центра исходят основные ветви с надписями, которые делятся на более мелкие составляющие. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие. От центра исходят основные ветви с надписями - они означают главные разделы карты. Лучше использовать крупные печатные буквы. Форма, цвет, стрелки, значки - всё визуальное оформление не требует строгого оформления, напротив, поддерживается креативное, эвристическое начало [2, с. 22].
В практике применение ментальных карт на уроках русского языка и математики в начальной школе эффективно. Они увлекают учащихся процессом составления, способствуют реализации сложных учебных задач при изучении новых тем и закреплении пройденного материала. Беглое чтение будет весьма эффективно, если учащиеся будут отображать полученную информацию в интеллект-картах. Ментальные карты - идеальный инструмент для обработки большого количества информации на уроках литературного
120
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
чтения и окружающего мира. Использовать их можно не только с содержательной, но и с организационной точки зрения. Цели и задачи можно определить с учетом возраста обучающихся и их индивидуальной предметной подготовки. Разумеется, можно организовать и подготовку к экзамену с помощью ментальной карты, так как учащиеся начальной школы проходят итоговую аттестацию по учебным дисциплинам.
В данной статье рассматривался один из видов современных обучающих технологий, позволяющий по-новому думать, строить умозаключения, приводить в систему полученные знания учеников. Обучающиеся овладевают навыками самостоятельной работы, легко выполняют операции анализа и синтеза. Применение ментальных карт делает обучение природосообразным, а потому естественным и комфортным.
Список литературы:
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: «Просвещение», 2010. - С. 151.
2. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. - М.: «Омега-Л», 2007. - 126 с.
3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
4. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление = The Mind Map Book. - М.: Попурри, 2007. - С. 320. - ISBN 978-985-15-0017.
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
© Забанова М.А.*, Зиненко О.А.*, Куртубашева Т.Г.*, Машутина И.Б.*
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда», г. Новокузнецк
Особенности профессиональной ориентации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в условиях социально-реабилитационного центра. Профессиональное самоопределение личности. Этапы профориентационной работы. Процесс актуализации профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации деятельности воспитанников.
* Социальный педагог.
* Начальник Организационно-методического отдела " Методист.
* Социальный педагог.