Научная статья на тему 'КАРТЕЛЬ. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ТАЙНЫЙ СГОВОР'

КАРТЕЛЬ. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ТАЙНЫЙ СГОВОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфененкова А. Н.

Статья посвящена проблеме картельного сговора в современной экономике. В статье рассматривается отношения картелей как на одной территории, так и на международной арене. Рассматриваются глобальные проблемы, вызванные таким объединением. Так же рассматриваются вытекающие проблемы картельного объединения.The article is devoted to the cartel in the modern economy. The article discusses the relationship as the cartels on the same territory, and in the international arena. We consider the global challenges posed by such an association. Also discussed issues arising cartel association.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАРТЕЛЬ. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ТАЙНЫЙ СГОВОР»

УДК 033.334

Парфененкова А.Н. студент бакалавра, 1 курс Институт Экономики и Управления Научный руководитель: Ловянникова В.В., кандидат экономических наук доцент кафедры экономической теории и мировой экономики ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь КАРТЕЛЬ. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ТАЙНЫЙ СГОВОР.

Статья посвящена проблеме картельного сговора в современной экономике. В статье рассматривается отношения картелей как на одной территории, так и на международной арене. Рассматриваются глобальные проблемы, вызванные таким объединением. Так же рассматриваются вытекающие проблемы картельного объединения.

Ключевые слова: картель, ценовая дискриминация, тайный сговор, потребительские ожидания, национальные и международные объединения. Cartel. The collusion and price discrimination

The article is devoted to the cartel in the modern economy. The article discusses the relationship as the cartels on the same territory, and in the international arena. We consider the global challenges posed by such an association. Also discussed issues arising cartel association.

Tags: cartel, price discrimination, collusion, consumer expectations, national and international associations.

Картель - предприятие, сохранившее свою самостоятельность и являющееся одной из форм монополии. Особенность объединения заключается в сохранении своей экономической и производственной самостоятельности.

Картель характеризуется объединением нескольких предприятий, как правило, ведущих хозяйственную деятельность в однородной экономической сфере. Отличие картеля от других видов монопольных предприятий заключается в особенности его формального соглашения, а точнее (в большинстве случаев) его отсутствия. Это объясняется тем, что формируются негласные (скрытые) картели, что способствует тайному сговору. Создание данного объединения существует для поддержания высокой производительности труда, уничтожения конкуренции между сторонами соглашения и самое главное - максимизация монопольной прибыли путем сговора.

Картели делятся как национальные объединения, то есть объединения, основанные на соглашении в пределах одной территориальной единицы. Так же

различают международные картели, объединившиеся на основе сотрудничества стран между собой.

Тайный сговор - явная неофициальная (молчаливая) договоренность совместно работающих монопольных фирм с целью установления и разделения цен в рыночном механизме.

Ценовая дискриминация - неоправданное повышение цен монополистами, которое не обусловлено изменениями издержек производства, ресурсов.

Картель существует негласно, т.е. скрыто. Из-за ценовой дискриминации, тайного сговора рынок постепенно перестает быть свободным, что означает отсутствие конкуренции между товаропроизводителями. Это означает, что в рыночном механизме нарушается рыночное равновесие, где предложение может быть меньше спроса на продукт.

Если рассматривать ценовую дискриминацию и искать источник проблемы в союзе картеля, то можно выяснить то, что производитель без всяких весомых причин повышает цену на свой продукт, являясь монополистом в данной сфере.

Так же это может быть связано с территориальной дифференциацией сторон соглашения в картеле. Например, с целью снижения издержек и укреплению связей между сторонниками картельного соглашения, фирмы -производители условно «делят» издержки пополам, поэтому в большинстве случаях, покупатели, живущие в разных частях страны или мира могут по -разному отзываться о качестве однородного товара.

Так же страдает качество производимой продукции. Производитель, как и любой другой поставщик благ на рынок, старается максимизировать свою прибыль. Только в этом случае, он пытается снизить себестоимость продукта, т.е. производить его из дешевых ресурсов.

Пропадает доверие покупателя к продукту, который он употребляет.

В связи со снижением доверия к данному продукту покупатель старается больше не приобретать данный продукт потому, что были затронуты его потребительские интересы.

Помимо явных проблем картельного бизнеса существуют внутренние и внешние проблемы. В первом случае - это проблема возникает только между его участниками, это связано с распределением ресурсов, установлением одинаковой рыночной цены. Во втором случае - это, без всяких сомнений, конкуренция. Конкуренция возникает между членами картеля и других фирм-производителей, которые, как и они, борются за максимально благоприятные условия существования фирмы.

Чтобы выяснить решение основных проблем картельного сговора нужно обратиться к терминологии [1]. Так как картель - объединение, которое

применяет незаконные меры для увеличения своей прибыли, при этом уменьшая полезность самого продукта и затрагивании интересов покупателя, то многие страны вводят антикартельные законы, помогающие снизить риск образования неблагоприятных условий на рынке.

В современной истории много фирм - производителей, которые являются картелями (ОПЕК, СМИ)

На примере мультимедийных компаний (Walt Disney и другие) устанавливают соглашения, помогающие им полностью охватить интернет, радио и телевидение. Они вовлекают в свою сферу многие другие компании. Американские службы безопасности, такие как Пентагон и ФБР, стараются предотвратить возникновение картелей путем ограничения влияния в этой сфере.

На примере ОПЕК: 12 предприятий, входящие в эту отрасль, уменьшили закупочные цены на нефть, поэтому президент Никколсон ввел обязательный закон, ограничивающий скорость автомобилей днем в городе, что составляло 55 миль/час, что давало положительную оценку на развитие других типов машин.

Во многих странах картельные сговоры регулируются государством. Государство старается ограничить появление картельных сговоров путем введения антикартельных законов, санкций и уголовной ответственности. В статье 178 УК РФ говорится о том, что картельное неофициальное объединение в пределах Российской Федерации карается ограничением свободы (существует помилование в случае, если участник картельного сговора первый донесет о таком виде существования).

На основе собственных умозаключений в картельное сообщество необходимо ввести людей, которые будут отслеживать появления картелей в экономической сфере. Такие специально обученные люди, которые будут владеть необходимыми профессиональными навыками для выявления сговора. Этот пример положителен во многих факторах: будут восстанавливаться права человека, которые должны существовать в современном демократическом обществе; отрегулируется оптимальная рыночная цена; восстановится рыночное равновесие

Чтобы избежать поврежденные или некачественные погрешности в производстве можно ввести контроль продукта (такие уже существуют в России в мясоперерабатывающих и молокоперерабатывающих отраслях: «Гост», «ПМК», «ПЕТЭСК»). Только в этом случае необходимо ввести закон, выявляющий исключительное право на проверку качества продукта в картельной сфере. Это же предложение оправдывает ожидания покупателя при покупке товара.

Так как картель ограничивает среду совершенной конкуренции, при этом устанавливая огромные барьеры для вхождения в эту отрасль, то правительству необходимо восстанавливать рыночное равновесие путем введения новых законов. В таких законах должно быть написано о введение минимального или среднего барьера вхождения на рынок.

И самое последнее, что я могу предложить, как нововведение в сферу ограничения картельного сговора является уничтожение территориальной дифференциации товара, путем установления экспортных санкций.

Использованные источники:

1.«Картель», Вечканов Г.С., Микроэкономика 4-е изд., СПБ, 2012-464 с.

2. «Исследование о природе и о причинах богатства народов», А. Смит (книги 1-1п), 1056 с., 2016г.

3. «Торгово-промышленные стачки». Пихно Д.И, Киев 1985г., 1 с

4.Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Учебник Алексадр Гомола, Павел Жанин, Валерий Кириллов, 2013г., 336 с.

УДК 657.6

Паршина А.В. студент

ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт»

Россия

Научный руководитель: Шукшина Ю.А., канд. экон. наук доцент кафедры менеджмента и экономики образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Россия

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С ФП(С)АД и МСА

Статья посвящена исследованию содержания планирования аудита в соответствии с российским стандартом №3 и международным стандартом аудита 300.

Ключевые слова: аудит, планирование аудита, стандарты аудиторской деятельности, международные стандарты аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.