Научная статья на тему 'КАРТЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

КАРТЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1536
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / КАРТЕЛЬ / КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ORGANIZATION OF PRODUCTION / INTERNATIONAL PRODUCTION / INTERNATIONAL TRADE / CARTEL / CARTEL AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зенкина Елена Вячеславовна, Тумин Валерий Максимович, Костромин Пётр Александрович

В мировой экономике чрезвычайно важную роль играют крупные международные компании холдингового типа, именуемые часто транснациональными корпорациями (ТНК), финансовыми, финансово-промышленными и прочими группами. Предприятия таких компаний размещены и действуют в большинстве стран мира и оказывают существенное влияние на основные параметры функционирования самых разнообразных рынков товаров и услуг. Располагая экономическим потенциалом, нередко превышающим соответствующий потенциал отдельных государств, данные компании в состоянии воздействовать на развитие рыночных отношений как в положительном, так и в отрицательном направлениях. Особенно остро отрицательное воздействие на рынки оказывают, так называемые международные картельные соглашения, под которыми в общем виде понимаются часто противоречащие действующему законодательству стран взаимные договоренности между компаниями, с целью установления монополии по тем или иным производимым товарам (услугам), с последующим контролем и захватом рынков. В этой связи в статье представлена краткая история деятельности международных картелей и правоприменительной практики по ограничению их деятельности. Охарактеризованы формы и ключевые положения картельных сговоров предприятий различной отраслевой направленности и сфер деятельности. Изложены некоторые компенсационные схемы и формы наказания для пресечения мошеннических действий участников картеля. Одновременно показаны ситуации, когда картельные соглашения оказывает положительное влияние на развитие производства, международной торговли и рыночных отношений. Несмотря на строгие антимонопольные законы, международные картели создаются и действуют на рынках, что должны учитывать отечественные компании, планируя результаты работы на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARTELS AND THEIR ROLE IN THE ORGANIZATION OF PRODUCTION AND INTERNATIONAL TRADE

N the modern world economy, an extremely important role is played by large international holding-type companies, often referred to as transnational corporations, financial, financial-industrial and other groups. The enterprises of such companies are located and operate in most countries of the world and have a significant impact on the main parameters of the functioning of a wide variety of markets for goods and services. With their economic potential, which often exceeds the corresponding potential of individual states, these companies are able to influence the development of market relations in both positive and negative directions. The so-called international cartel agreements, which generally mean mutual agreements between companies that often contradict the current legislation of countries, in order to establish a monopoly on certain goods (services) produced, control and capture markets, have a particularly acute negative impact on markets. In this regard, the article presents a brief history of the activities of international cartels and law enforcement practice to restrict their activities. The forms and key provisions of cartel collusion of enterprises of various industry orientations and spheres of activity are characterized. Some compensation schemes and forms of punishment for suppressing fraudulent actions of cartel participants are outlined. At the same time, there are shown situations when cartel agreements have a positive impact on the development of production, international trade and market relations. Despite strict antitrust laws, international cartels are created and operate in the markets, which should be taken into account by domestic companies when planning the results of work for them

Текст научной работы на тему «КАРТЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

DOI 10.6060/ivecofin.2020464.510 УДК 334.75; 339.92

КАРТЕЛИ И ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Зенкина Елена Вячеславовна

Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, 6, Москва, ГСП-3,

125993, Россия

E-mail: [email protected]

Тумин Валерий Максимович, Костромин Пётр Александрович

Московский политехнический университет, ул. Б. Семеновская, 38, Москва, 107023, Россия E-mail: [email protected], [email protected]

В мировой экономике чрезвычайно важную роль играют крупные международные компании холдингового типа, именуемые часто транснациональными корпорациями (ТНК), финансовыми, финансово-промышленными и прочими группами. Предприятия таких компаний размещены и действуют в большинстве стран мира и оказывают существенное влияние на основные параметры функционирования самых разнообразных рынков товаров и услуг. Располагая экономическим потенциалом, нередко превышающим соответствующий потенциал отдельных государств, данные компании в состоянии воздействовать на развитие рыночных отношений как в положительном, так и в отрицательном направлениях. Особенно остро отрицательное воздействие на рынки оказывают, так называемые международные картельные соглашения, под которыми в общем виде понимаются часто противоречащие действующему законодательству стран взаимные договоренности между компаниями, с целью установления монополии по тем или иным производимым товарам (услугам), с последующим контролем и захватом рынков. В этой связи в статье представлена краткая история деятельности международных картелей и правоприменительной практики по ограничению их деятельности. Охарактеризованы формы и ключевые положения картельных сговоров предприятий различной отраслевой направленности и сфер деятельности. Изложены некоторые компенсационные схемы и формы наказания для пресечения мошеннических действий участников картеля. Одновременно показаны ситуации, когда картельные соглашения оказывает положительное влияние на развитие производства, международной торговли и рыночных отношений. Несмотря на строгие антимонопольные законы, международные картели создаются и действуют на рынках, что должны учитывать отечественные компании, планируя результаты работы на них.

Ключевые слова: организация производства, международное производство, международная торговля, картель, картельное соглашение

CARTELS AND THEIR ROLE IN THE ORGANIZATION OF PRODUCTION AND INTERNATIONAL

TRADE

Zenkina Elena V.

Russian State University for the Humanities, Miusskaya Square 6, Moscow, GSP-3, 125993, Russia E-mail: [email protected]

Tumin Valery M., Kostromin Peter A.

Moscow Polytechnic University, st. B. Semenovskaya, 38, Moscow, 107023, Russia E-mail: [email protected], [email protected]

In the modern world economy, an extremely important role is played by large international holding-type companies, often referred to as transnational corporations, financial, financial-industrial and other groups. The enterprises of such companies are located and operate in most countries of the world and have a significant impact on the main parameters of the functioning of a wide variety

71

of markets for goods and services. With their economic potential, which often exceeds the corresponding potential of individual states, these companies are able to influence the development of market relations in both positive and negative directions. The so-called international cartel agreements, which generally mean mutual agreements between companies that often contradict the current legislation of countries, in order to establish a monopoly on certain goods (services) produced, control and capture markets, have a particularly acute negative impact on markets. in this regard, the article presents a brief history of the activities of international cartels and law enforcement practice to restrict their activities. The forms and key provisions of cartel collusion of enterprises of various industry orientations and spheres of activity are characterized. Some compensation schemes and forms of punishment for suppressing fraudulent actions of cartel participants are outlined. At the same time, there are shown situations when cartel agreements have a positive impact on the development of production, international trade and market relations. Despite strict antitrust laws, international cartels are created and operate in the markets, which should be taken into account by domestic companies when planning the results of work for them.

Keywords: organization of production, international production, international trade, cartel, cartel agreement

В современном мире, когда глобализация представляет собой не просто кооперацию государств, а четко направленный и взаимоувязанный курс развития стран, а транснациональные корпорации достигают масштабов, при которых по экономическому потенциалу и инвестированному капиталу становятся больше некоторых государств, их объединения в форме картелей способны принести не столько пользу, сколько нанести серьезный урон экономике не только отдельных регионов, но и всего мира. Это связано с тем, что картели могут контролировать производство и основные каналы сбыта продукции (услуг), создавать ценовые и иные препятствия для развития международной торговли, в том числе строить барьеры для входа на рынок новых игроков. Поэтому одной из ключевых тенденций в мировой экономике выступает активное использование

антикартельных мер [1, с. 8].

Картель - организация, которая образовалась вследствие легально разрешенного соглашения или тайного сговора, члены которой (группы фирм, или участники какого-либо рынка) действуют совместно и согласованно по принятию решений о выпуске продукции, установлению цен на товары, о границах территорий сбыта и другим вопросам. Иными словами, картель - это форма монополистического объединения

хозяйствующих субъектов-конкурентов,

результатом которого является их взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними [2, с. 214].

Картели создаются, в первую очередь, с целью снижения издержек, связанных с поддержанием уровня конкуренции на рынке, ограничения конкурентных сил и максимизации своей совокупной прибыли. Картель осуществляет сговор и договор между участниками по всей информации, которая 72

имеет коммерческий интерес. Это могут быть патенты и условия их обмена, определение квот производства, разделение и передача партнёров для сотрудничества в области сбыта или производства, определение и разделение новых технологий и внедрение достижений научно-технологического прогресса. Таким образом, ключевая цель создания картеля -повышение конкурентоспособности его участников как основополагающего фактора, определяющего коммерческий успех и характеризующего наличный и будущий потенциал выживания [3, с. 31].

Международный картель - это соглашение (союз) монополий или фирм (принадлежащих разным странам, но действующих чаще всего в одной отрасли) о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлении монопольных цен, об использовании патентов и других мер, обеспечивающих получение максимальной прибыли [4]. Международные картельные соглашения, как правило, направлены на то, чтобы избежать некоторых или всех форм конкуренции, участниками которых являются коммерческие предприятия, находящиеся под управлением более чем одного правительства и осуществляющие торговлю через национальные границы. Такой картель может включать в себя крупные предприятия, действующие в данной промышленной сфере по всему миру. Вместе с тем международные картели могут действовать также и в региональном, а не только в мировом масштабе. Подобный картель возможен, если районы, в которых он не доминирует, не экспортируют картелизированный товар, или если территория, включенная в картель, защищена от внешней конкуренции естественными или правительственными барьерами. Кроме того, концерны, торгующие по всему миру, иногда соглашаются ограничить свою картельную деятельность даже одним регионом, в котором их интересы могут быть

согласованы, в то время как они продолжают конкурировать между собой в других регионах.

В целом картельные соглашения, как форма антиконкурентных объединений в

производстве, могут приводить к следующим негативным последствиям: росту цен на сырьё, полуфабрикаты и производимую продукцию; к снижению качества и сокращению ассортимента производимой продукции; демотивированию инновационной активности; снижению эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятий и др. В итоге все это способно привести к стагнации развития не только производственной сферы, но и сферы международной торговли. Тем более сегодня, когда в мировой торговле наблюдаются тенденции к смещению акцентов в сторону роста капитализации и увеличения рыночной стоимости компаний, часто не соответствующих их реальным

производственным возможностям,

определяемым наличными производственными мощностями, реальной производительностью оборудования и состоянием последнего [5, с. 64]. В настоящее время распространение получили «цифровые» картели, использующие заранее настроенные аукционные роботы. Аукционный робот - это программа, используемая на электронных торговых площадках, которая позволяет подавать ценовые предложения по заранее установленной стратегии без участия пользователя [6, с. 92]. Появление цифровых картельных организаций уже сегодня оказывает значительное влияние на процессы как стратегического управления, так и на процессы учета и реализации прочих основных и дополнительных функций управления в организациях [7, с. 257].

Преследуя цель получить гарантированную долю прибыли на рынке какого либо товара или услуги, крупные компании во избежание больших издержек (при столкновении интересов) вступают в переговоры между собой. Цель переговоров - определить рамки по территориям производства и сбыта продукции (услуг), добычи полезных ископаемых^ по работе с конкретными партнерами, по установлению цен на продукцию и т.д. В результате переговоров на рынке возникают крупные игроки, объединенные компании, чье влияние на рынок становится решающим. Одно из таких объединений носит название картеля.

Большинство стран настороженно относится к картелям с самого начала из возникновения. Причем, независимо от того, состоят ли они из отечественных или иностранных фирм. Как результат, деятельность и национальных и международных картелей часто существенно ограничивается государством, в том числе

судебной практикой. В этой связи укажем, что еще в 1939 году Министерством юстиции США возбуждалось дело против 37 таких организаций, связанных с нефтью, химическими веществами (включая

синтетический каучук, пластмассы, красители, взрывчатые вещества), фармацевтической продукцией, фотоматериалами,

электрическими лампочками, оборудованием для флуоресцентного освещения, магнием, молибденом, титаном, авиационными принадлежностями и приборами, военными оптическими приборами, гибкими

металлическими шлангами и другими товарами [8].

Отметим, что довольно часто картель образуется в случаях, когда имеются интересанты в ограничении вывода на рынок какой-то конкретной продукции, с целью установления приемлемых для членов картеля цен. С помощью картельных соглашений они могут устанавливать целевые или минимальные цены, диктовать ставки на аукционах, формировать квоты на объем или долю рынка, распределять рынки географически или же распределять крупных клиентов среди участников картельного соглашения. Важно понимать, что картельные соглашения не заключаются по принципу: «однажды и навсегда». Они систематически пересматриваются. В первую очередь это связано с тем, что меняющиеся со временем внешние условия требуют от картеля корректировки соглашений. Например, колебания валютных курсов могут создавать значительные проблемы для международных картелей, пытающихся договориться о ценах и предотвратить международный арбитраж. При этом под международными картелями авторы понимают картели, в состав участников которых входят фирмы более чем из одной страны [9].

Картели также пересматривают свои соглашения, если их члены меняют собственное поведение в ответ на внешние воздействия, причем не всегда так, как это предусматривалось в ходе картельных соглашений. Например, когда фирмы договариваются о цене и количестве производимой продукции (услуг), но не договариваются об инвестициях. Как следствие, отдельные члены картеля могут увеличивать инвестиции, приводящие в итоге к непредусмотренному в соглашении росту масштабов производства. Эта и другие подобные ей проблемы "избыточной" конкуренции в областях, которые ранее не были согласованы сторонами, являются весьма частыми и распространяются на конкуренцию в сферах качества продукции (услуг), предоставления кредитов, сферах

использования транспортных систем и т.п. [10].

Принятые ранее картельные соглашения могут целенаправленно нарушаться и некоторыми их участниками, особенно в случаях, если появляется возможность получения существенной дополнительной прибыли, отступив от ранее оговоренных условий соглашения. Таким нарушителям соглашения со стороны картеля может быть объявлена «ценовая война», суть которой может заключается, например, в неоднократных действиях на рынке по последовательному снижению цен на их товары и услуги. Хотя угроза явных или скрытых ценовых войн для нарушителей картельных соглашений потенциально присутствует всегда, однако картели не всегда ее реализует, а стараются предотвратить разными методами. Это может быть уменьшение неопределенности и «белых пятен» при заключении соглашений, расширение сбора информации и детальный мониторинг действий участников, наказание нарушителей разными выплатами в счет компенсации потерь, понесенных другими участниками соглашения [11].

Так, в целях осуществления компенсационных схем и уменьшения неопределенности картели регулярно собирают, анализируют и обмениваются обширной информацией о деятельности участников. Это могут быть отчеты фирм о выпуске продукции и продажах, ценах, списках клиентов, а также отраслевые и правительственные отчеты, иная информация, подлежащая контролю. Картели используют коммуникации в форме личных и многосторонних встреч, телефонных звонков, электронной почты, иногда непосредственно встречаются друг с другом, а иногда через сторонних агентов, в том числе через торговые ассоциации или через вышедших на пенсию руководителей. В то время как руководители регулярно встречаются, чтобы договориться об условиях соглашения, менеджеры более низкого уровня встречаются и обсуждают вопросы, связанные с мониторингом выполнения этих соглашений.

Опубликованные данные свидетельствуют, что во многих случаях в картельных соглашениях участвует 5-6 компаний. Там, где в таких соглашениях участвует большое число компаний, активную роль играют торговые ассоциации. В период после Второй мировой войны, торговые ассоциации США, управляемые профессионалами

(независимыми от какой-либо конкретной фирмы и хорошо знающими законы против установления цен), неохотно вступают в картельные сговоры. В отличие от США, в европейских картелях по-прежнему активность демонстрируют торговые ассоциации. Поэтому 74

совсем не случайны факты,

свидетельствующие о том, что торговые ассоциации фигурировали в деятельности большого числа международных картелей, оштрафованных ЕС [12].

Заметим, что сбор, проверку и агрегирование информации по ситуации на рынках картели часто осуществляют не собственными силами, а привлекают для этого сторонние организации. Например, швейцарская трастовая компания Fides выполняла эту работу для нескольких европейских картелей. В Fides направлялись периодические информационные отчеты о заказах, производстве, продажах и использовании производственных мощностей фирм, затем полученная информация анализировалась, а результаты анализа направлялись участникам картельных соглашений [13].

Еще один интересный факт из работы картелей связан с тем, что входящие в картель фирмы с целью более четкого позиционирования и усиления положения на конкретных рынках могут менять свою отраслевую и территориальную структуру. В литературе приводятся примеры, когда в интересах картеля. одна из компаний, имея небольшую долю на рынке в Нидерландах, согласилась уйти с этого с рынка в обмен на увеличение своей доли на рынке в Италии. Другой же член данного картеля, наоборот оставил итальянский рынок в обмен на большую долю рынка в Нидерландах. В решении ЕС эта сделка описывается следующим образом: «Тем производителям, чья рыночная доля в конкретных странах считалась слишком низкой, предлагалось или требовалось уйти с этих рынков . . . В обмен на отказ от этого бизнеса они получали компенсацию в виде увеличения своих квот на других рынках, на которых они уже присутствовали...» [14].

В условиях глобализации экономики объективно возрастает потребность в картельных соглашениях между участниками рынка, особенно среди крупных компаний. Дело в том, что объединение в картель помогает участникам более эффективно решать свои внутренние и внешние проблемы: вести активные переговоры с субъектами отрасли, которые не являются участниками картеля; взаимодействовать с потенциальными членами картельного соглашения; налаживать многосторонние обмены мнениями; принимать максимально выгодные решения по вопросам разделения рынка; фиксировать цены; анализировать и исследовать рынки товаров-заменителей; взаимодействовать с

производителями товаров-заменителей [15].

Картель может объединять участников рынка на территории одной страны - такой картель носит название национальный. Картели, в которые вступают организации из разных стран, называются международными. Процесс формирования как национальных, так и международных картелей объективен по своей природе. Однако поскольку этот процесс может оказывать не только положительное, но и существенное отрицательное воздействие на экономику, он должен находиться под пристальным вниманием и регулированием соответствующих государственных органов стран-участников рынков. Одни из самых серьезных негативных последствий картельных соглашений связаны с ограничениями и даже полным устранением здоровой конкуренции на рынках, порождаемыми кулуарными договоренностями нескольких участников, а не самим рынком на состязательной основе, с формированием искусственных барьеров для входа на рынок сторонних участников, с возможностями установления цен выгодных прежде всего участникам картельных соглашений, а не другим представителям рынка. Именно поэтому картели вызывают со стороны государств опасения и диктуют необходимость установления

административных ограничений в своей деятельности [16].

В настоящее время в России разработана целая программа мер, направленных на выявление картелей и прочих ограничивающих конкуренцию соглашений. Её целями являются обеспечение экономической безопасности страны, защита конкуренции, а также пресечение монополистической деятельности [17]. Данная программа особенно актуальна для условий, когда на первый план в экономике выходят (вышли) не отдельные предприятия и фирмы, а их мощные объединения, так называемые, ТНК, финансовые или финансово-промышленные группы [18].

Вместе с тем существует множество ситуаций, когда создание картелей, напротив, помогает в развитии рынка. Например, картели, формирующие рынки принципиально новой продукции и способствующие тем самым формированию новых отраслей. Здесь же можно отметить картели, содействующие ускорению научно-технологического прогресса. Также существование картелей может быть оправданно случаями, когда целью картельных соглашений является созидание новых проектов, инвестирование средств в строительство новых предприятий и производств, объектов совместной

инфраструктуры или коммуникационных связей, объединение сил для закупки сырья и материалов, сбор данных, статистической информации о рынке и другие цели.

Эффективность картеля зависит от степени добросовестности его участников и выполнения ими условий картельного соглашения, не противоречащего законодательству. Основной принцип картельного соглашения заключается в том, что каждый участник должен получить размер прибыли не меньше того, чем если бы он не вступал в картельное соглашение. Картели могут подписывать соглашения на горизонтальном уровне, чтобы определить место на рынке своих участников, либо на вертикальном уровне, чтобы обеспечить себе выгодные условия с компаниями из других звеньев и отраслей, например, поставщиков или покупателей.

Поскольку картель - это результат олигополистического рынка, то и ценообразование в нем схоже с последним. Один из вариантов, когда фирма-лидер картеля рассчитывает вероятные показатели производства и прибыли, а остальные участники следуют за ней. Второй вариант -когда в картеле участники устанавливают определенную цену, и стороны, не боясь оттока покупателей, увеличивают свой выпуск продукции. При этом цены могут устанавливаться на таком уровне, при котором «чужим» компаниям будет существенно ограничиваться «вход» на рынок конкретной продукции [20].

В заключении отметим, что несмотря на строгие в большинстве стран антимонопольные законы против картельного установления цен и все более строгую практику их правоприменения, картели продолжают создаваться и действовать почти во всех странах мира. С этой действительностью должны считаться отечественные организации, учитывать ее как при планировании вывода своих товаров на рынки, так и при выборе управленческих решений, обеспечивающих необходимую конкурентоспособность при работе на них [19].

Литература

1. Зенкина Е.В., Ивина Н.В. Постиндустриализация: роль знаний в новой экономике // Международный технико-экономический журнал. - 2017. - № 1. - С. 712.

2. Тенишев А.П., Хамухов М.А. Роль экономического анализа при доказывании картелей // Вестник АКСОР. - 2016. - №1 (37). - С. 214-218.

3. Лифшиц А.С., Жерелова А.А. Конкурентоспособность предприятий в кризисных условиях: оценка и резервы роста // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2020. - №2 (44) - С. 31-39.

4. Большая Советская Энциклопедия. Картель

международный [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bse.sci-

lib.com/article059534.html (дата обращения 06.10.2020).

5. Малинина Е.В. Роль капитализации в современной мировой экономике // Финансы и кредит. - 2011. - № 13 (445). - С. 63-66.

6. Ахматов Х.А., Егоров М.О., Давиденко А.В. Цифровое противодействие электронному картелированию в сфере государственных закупок // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2019. - № 4 (42). - С. 92-97.

7. Тумин В.М., Зенкина Е.В., Костромин П.А. О принятии управленческих решений по развитию предприятий и территорий в условиях цифровизации экономики // Экономика и предпринимательство. -2019. - № 10 (111). - С. 257-260.

8. Эдвардс К.Д. Международные картели в экономике и политике. - М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947. - 181 с.

9. Мировая экономика / Щербанин Ю.А., Зенкина Е.В., Толмачев П.И., Грибанич В.М., Дрыночкин А.В., Королев Е.В., Кутовой В.М., Логинов Б.Б. - Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Москва, Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Юнити-Дана", 2020. (5-е издание, переработанное и дополненное). -503 с.

10.Мировая экономика в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Б. М. Смитиенко [и др.]; под редакцией Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -216 с.

11.Выявление, пресечение и профилактика картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в условиях цифровой экономики. Методические рекомендации / под общ. ред. А.П. Тенишева, А.В. Тесленко. - ФГАУ «Учебно-методический центр» Федеральной антимонопольной службы» (г. Казань), 2020. - 88 с.

12.Пепеляев Групп. Дела о картелях: роль экономических доказательств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pgplaw.ru/news/artide/cases-of-cartels-the-role-of-economic-evidence (дата обращения 06.10.2020).

13.Малинина Е.В. Совершенствование механизма защиты национальных интересов в финансовой сфере // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2010. -№ 6 (49). - С. 31-40.

14.Митрофанов И.О. Правовые аспекты разграничения компетенции институтов Европейского Союза в сфере антимонопольной политики // Актуальные проблемы российского права. - 2019. -№ 2 (99). - С. 170-175.

15.Истомин В.Г. Антиконкурентные соглашения: юридическая сущность и правовые последствия // Журнал российского права. -2018. - № 12 (264). - С. 62-71.

16.Федеральная антимонопольная служба. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/attachment/392495/download ?1598537607 (дата обращения 06.10.2020).

17. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2019 г. № 1314-р «Об утверждении межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 560474333 (дата обращения 06.10.2020).

18.Экономика предприятия [Текст]: учебник / П.П. Табурчак, А.А. Рудычев, Ю.А. Дорошенко [и др.]; под редакцией П.П. Табурчака и В.М. Тумина. - Ростов н/Д: Феникс. - 2002. - 320 с. (Издание третье). -С. 37-56.

19.Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. М.: ИНФРА-М, 2018. - 300 с.

20.Navrotskaia N.A., Kovaleva E.A., Kutlyeva G.M., Bogacheva T.V., Zenkina E.V., Bondarchuk N.V. Technological cooperation trends under conditions of the modern world economy // International Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. - Т. 7. -№ 3.15. - Special Issue 15. - С. 288-292.

References

1. Zenkina E.V., Ivina N.V. Postindustrialization: the role of knowledge in the new economy // International technical and economic journal. -2017. - No. 1. - P. 7-12.

2. Malinina E.V. The role of capitalization in the modern world economy // Finance and Credit. -2011. - No. 13 (445). - S. 63-66.

3. Tenishev A.P., Khamukhov M.A. The role of economic analysis in proving cartels // Vestnik AKSOR. - 2016. - No. 1 (37). - S. 214-218.

4. Lifshits A.S., Zherelova A.A. Competitiveness of enterprises in crisis conditions: assessment and growth reserves // News of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management. - 2020. - No. 2 (44) -S. 31-39.

5. Great Soviet Encyclopedia. The cartel is international [Electronic resource]. - Access

mode: http://bse.sci-lib.com/article059534.html (date of access 06.10.2020).

6. Akhmatov Kh.A., Egorov M.O., Davidenko A.V. Digital counteraction to electronic carteling in public procurement // News of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management. - 2019. -No. 4 (42). - S. 92-97.

7. Tumin V.M., Zenkina E.V., Kostromin P.A. On making management decisions for the development of enterprises and territories in the context of the digitalization of the economy // Economy and Entrepreneurship. - 2019. - No. 10 (111). - S. 257-260.

8. Edwards KD International cartels in economics and politics. - M.: State Publishing House of Foreign Literature, 1947. - 181 p.

9. World economy / Shcherbanin Yu.A., Zenkina E.V., Tolmachev P.I., Gribanich V.M., Drynochkin A.V., Korolev E.V., Kutovoy V.M., Loginov B. B. - Textbook for university students studying in the specialties "Finance and Credit", "Accounting, Analysis and Audit", "World Economy" / Moscow, Limited Liability Company "Publishing House" Unity-Dana ", 2020. (5th edition revised and supplemented) - 503 p.

10.World economy in 2 hours. Part 1: textbook for universities / BM Smitienko [and others]; edited by B. M. Smitienko, N. V. Lukyanovich. - 4th ed., Rev. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 216 p.

11. Identification, suppression and prevention of cartels and other agreements restricting competition in the digital economy. Methodical recommendations / under total. ed. A.P. Tenisheva, A.V. Teslenko. - FGAU "Training and Methodological Center" of the Federal Antimonopoly Service "(Kazan), 2020. - 88 p.

12.Pepeliaev Group. Cartel Cases: The Role of Economic Evidence [Electronic resource]. -Access mode: https://www.pgplaw.ru news/article/cases-of-cartels-the-role-of-economic-evidence (date of access 06.10.2020).

13.Malinina E.V. Improving the mechanism for protecting national interests in the financial sphere // Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: Economics. Control. Right. - 2010. - No. 6 (49). - S. 31 -40.

14.Mitrofanov I.O. Legal aspects of delimiting the competence of the institutions of the European Union in the field of antimonopoly policy // Actual problems of Russian law. - 2019. - No. 2 (99). - S. 170-175.

15.Istomin V.G. Anticompetitive agreements: legal essence and legal consequences // Journal of Russian law. - 2018. - No. 12 (264). - S. 62-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.Federal Antimonopoly Service. Report on the state of competition in the Russian Federation for 2019 [Electronic resource]. - Access mode: https://fas.gov.ru/attachment/392495/download ?1598537607 (date of treatment 10/06/2020).

17.Order of the Government of the Russian Federation of June 17, 2019 No. 1314-r "On approval of the interdepartmental program of measures to identify and suppress cartels and other agreements restricting competition for 2019-2023" [Electronic resource] - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/560474333 (date of treatment 10/06/2020).

18.Enterprise Economics [Text]: textbook / P.P. Taburchak, A.A. Rudychev, Yu.A. Doroshenko [and others]; edited by P.P. Taburchak and V.M. Tumin. - Rostov n / a: Phoenix. - 2002 .320 p. (Third edition) .- S. 37-56.

19.Management of the competitiveness of the organization / G.D. Antonov, O. P. Ivanova, V.M. Tumin. M.: INFRA-M, 2018 .- 300 p.

20.Navrotskaia N.A., Kovaleva E.A., Kutlyeva G.M., Bogacheva T.V., Zenkina E.V., Bondarchuk N.V. Technological cooperation trends under conditions of the modern world economy // International Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. - T. 7. - No. 3.15. - Special Issue 15.- S. 288-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.