АВГУСТ №8 (240
47
КАРТА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДЕТСКОЙ АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ ВБЛИЗИ АВТОТРАСС И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН
Ю.А. Брудастов1, Н.В. Ермаков1, М.А. Левин1, Е.В.Мирошниченко1, Т.А. Филатова2
THE MAP OF RESIDENTIAL PROXIMITY CHILDREN
ATOPIC BRONCHIAL ASTHMA TO TRAFIC AND INDUSTRIAL ZONES IN MOSCOW
Yu.A. Brudastov, N.V. Yermakov, M.A. Levin, E.V.Miroshnichenko, T.A. Filatova
'ГБУЗ «Московский научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинской экологии» Департамента здравоохранения города Москвы (Москва, Россия), 2ГБУЗ «Детская городская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» Департамента здравоохранения города Москвы (Москва, Россия)
Исследована медицинская документация на первичных пациентов с атопической бронхиальной астмой (аБА), находившихся на обследовании и лечении в 4 детских городских клинических больницах (ДГКБ) города Москвы в 2011—2012 гг. Создана медико-экологическая карта города по аБА. Анализ мест проживания пациентов выявил высокую локализацию случаев аБА вблизи источников загрязнения атмосферного воздуха: автотрасс и промышленных зон.
Ключевые слова: пациенты ДГКБ; атопическая бронхиальная астма(аБА); распределение аБА по территории города; источники загрязнения воздушной среды.
Medical documents for all primary patients with аВА incident were explored; patients were registered and got medical treatment in 4 clinical city hospitals in period of 2011-2012. Only 797 clinically proved aBA records were used for making a patient ecology register and for creation the atmospheric air impurity map of Moscow city. Residence analysis of aBA patients revealed technical sources of atmospheric air pollution and their effect on aBA exacerbation.
Keywords: patients of children city hospitals; atopic bronchial asthma (aBA), distribution of aBA cases on territorial residence, sources of atmospheric air pollution.
Население города в возрасте 1—17 лет представляет собой контингент с ограниченным радиусом перемещения (дом — детский сад или школа — дом), длительно находящийся в пределах локальных зон города; дети и подростки испытывают на себе воздействие различных факторов загрязнения воздушной среды в пределах микротерриторий. Особенно чувствительны к экологическому загрязнению лица, генетически предрасположенные к развитию аллергических состояний, в частности атопической бронхиальной астмы (аБА). Атопическая бронхиальная астма у детей, подростков и юниоров относится к экологозависимым заболеваниям [2] и принята нами в качестве медицинского показателя загрязненности атмосферного воздуха на различных жилых территориях города.
Цели и задачи исследования: изучение характера распределения случаев аБА среди пациентов детских городских клинических больниц (ДГКБ) по территориям жилых кварталов Москвы с целью разработки алгоритма выявления возможных источников загрязнения воздушной среды города на основе медицинского показателя.
Материалы и методы. Исследована медицинская документация на первичных пациентов с аБА, находившихся в 2011—2012 гг. на обследовании и лечении в четырех ДГКБ г. Москвы: Измайловской, Морозовской, Тушинской, Филатовской. Обработаны 1 192 амбулаторные карты на пациентов с диагнозом аБА, находящихся на учете в поликлиниках ДГКБ, и 851 история болезни пациентов с диагнозом БА-приступ и астматическое состояние (код 11.9 в наименовании классов и отдельных болезней), которые находились на обследовании и лечении в стацио-
нарных отделениях ДГКБ и в стационаре одного дня. Выделены 797 случаев с подтвержденной документально аБА (код J45,0 по МКБ-X).
Для построения карты города сформирован в формате Excel медико-экологический регистр обезличенных данных на первичных больных с аБА; в регистр внесены: код пациента, номер медицинского документа, информация по полу, возрасту, дате первичного обращения, степени тяжести заболевания, уровеню IgE и наличию атопии к ингаляционным аллергенам, а также место фактического проживания без указания квартиры. В базу данных включена информация по возрасту пациента при формирования первых признаков БА, возрасту пациента при постановке диагноза заболевания и длительности проживания по месту нахождения.
Результаты и обсуждение. На основе информации из регистра о месте жительства пациентов нами составлена предварительная медико-экологическая карта г. Москвы по экозависимому заболеванию аБА, отражающая загрязненность атмосферного воздуха по территориям и направлениям города. Для построения карты использован прием привязывания случая аБА (705 точек) к месту проживания пациента.
Схематическая карта локализации детской аБА (пациенты ДГКБ) по территории жилых кварталов г. Москвы представлена на рисунке. На карте-схеме серым цветом обозначены жилые кварталы, из которых дети по направлению поступали в поликлиники ДГКБ, черным цветом — жилые зоны, из которых скорая помощь доставляла пациентов в стационары ДГКБ, серыми утолщенными линиями — основные транспортные магистрали, вблизи которых
48
ЗНиСО АВГУСТ №8 (240
Рис. Схематическая карта локализации детской аБА (пациенты ДГКБ) по территории жилых кварталов г. Москвы
регистрируется более 65 % случаев заболеваний.
Анализ распределения случаев аБА по территории города показал, что 51,4 % заболеваний приходится на жилые дома, располагающиеся вдоль крупных кольцевых и вылетных автомобильных магистралей на расстоянии не далее 150 метров от проезжей части; 11,4 % — в домах жилых кварталов вдоль улиц, с плотным транспортным потоком в часы пик. Это свидетельствует о том, что автомагистрали и автодороги являются значимым источником загрязнения воздушной среды города, к которому наиболее чувствительны детское и подростковое население, что совпадает с работами других авторов [3—6]. Автотранспорт вносит более 75 % вклада в загрязнение воздушной среды [1]. На жилые микрорайоны, соседствующие с промзонами города (воздействие предприятий), приходятся 16,7 % случаев аБА. Детское население этих микрорайонов испытывает на себе воздействие экотоксикантов, выбрасываемых в воздушную среду предприятиями промышленных зон, расположенных в непосредственной близости или на некотором расстоянии от жилых кварталов. Почти каждый одиннадцатый пациент с аБА (8,9 %) проживает в домах, располагающихся вдоль автомобильных дорог в микрорайонах, соседствующих с промышленными зонами (совместный техногенный эффект автотранспорта и предприятий). Только 11,6 % случаев аБА распределяются по другим (экологически благополучным) жилым территориям
столицы. Хотя и здесь возможно влияние стационарных техногенных источников (ТЭЦ и другие), которые в общей структуре загрязнения атмосферы столицы вносят до15 % вклада [1].
Средний возраст формирования аБА среди пациентов ДГКБ при проживании на загрязненных территориях составил (5,3 ± 3,6) (x ± s.d.) года.
Заключение. Химические соединения и взвешенные частицы, выбрасываемые в атмосферу автотранспортом и промышленными предприятиями, представляют собой физико-химический пул ксенобиотиков воздушной среды, который, воздействуя на растущий организм, может вызвать как прямое повреждающее действие, так и способствовать сенсибилизации, провоцируя формирование аБА, вызывая развитие обострений.
Заболеваемость детской атопической бронхиальной астмой в жилых кварталах города является медицинским показателем загрязнения воздушной среды в этих жилых зонах. Проживание пациентов с аБА на территориях вблизи источников загрязнения воздушной среды способствует неоднократному развитию астматических приступов. Снижение риска развития экозависи-мого заболевания среди детского и подросткового населения города может быть достигнуто проведением мероприятий по улучшению качества воздушной среды с учетом источников загрязнения атмосферы мегаполиса. Выявленные источники загрязнения воздушной среды представляет собой фактор воздействия и на другие группы населения города, длительно проживающие в этих жилых кварталах: лиц пожилого возраста и лиц с хроническими заболеваниями, беременных женщин и женщин с малолетними детьми до трех лет, инвалидов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авалиани С.Л. Оценка риска для здоровья населения от выбросов стационарных источников и автотранспорта на различных территориях г. Москвы. В кн.: Ревич Б.А.(ред.). Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей. М.: Адамант, 2006. С. 214—223
2. Чучалин А.Г.(ред.). Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактики» (3-е издание). М.: Атмосфера, 2008. 108 с.
3. Chang J., Delfino R., Gillen D. et al. Repeated respiratory hospital encounters among children with asthma and residential proximity to traffic. Occupational and Environmental Medicine 2009; 22(2): 90—98.
4. Li S., Batterman S., Wasilevich E. et al. Asthma exacerbation and proximity of residence to major roads: population-based matched case-contral study among children. Environmental Health 2011; 10: 34—40.
5. McConnell R., Islam T., Shankardass K. et al. Childhood incident asthma and traffic-related air pollution at home and school. Environmental Health Perspectives 2010; 118(7): 1021—1026.
6. Salam M., Islam T., Gilliland F. Recent evidance for adverse effects of residential proximity to traffic source on asthma. Current Opinion in Pulmonary Medicine 2008; 14(1): 3—8.
Контактная информация:
Ермаков Николай Валентинович, Тел. 8(499) 613-22-50, 8(916) 223-16-73, e-mail: [email protected]
Contact information: Yermakov Nikolaj,
phone8(499) 613-22-50, 8(916) 223-16-73, e-mail: [email protected]