Научная статья на тему 'Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников'

Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРНАВАЛ / ПРАЗДНИКИ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ / КАРНАВАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / ИСТОЧНИКИ / ЭТНОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / CARNIVAL / FESTIVAL / FESTIVE CULTURE OF GERMANY / CARNIVAL SOCIETY / HISTORICAL SOURCES / ETHNOGRAPHY / SOCIAL ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мауритц Наталья Владимировна

В данной статье осуществляется разбор и систематизация источников, используемых в диссертационном исследовании автора. Цель исследования представить немецкоязычную и русскоязычную литературу и современные источники информации (интернет, газеты и пр.). Ставится задача рассмотреть фундаментальные труды классиков в области теории мифа, праздника и карнавала, широко известных в российских научных кругах (Э. Б. Тайлор, М. М. Бахтин, Т. А. Агапкина и др.). Работы немецких исследователей карнавала (Д.-Р. Мозер, В. Мецгер и др.) рассматриваются на языке оригинала. Упоминаются малоизвестные описательно-повествовательные издания немецких карнавальных обществ, авторы которых используют уникальные материалы из труднодоступных региональных архивов. Анализ этих трудов позволяет выделить основные идеи и подходы авторов. Большое внимание уделяется современным видам источников: газетам (на русском и немецком языках), журналам, интернет-сайтам (карнавальных организаций и комитетов Европы и Германии). Используются аудио-, фотои видеоматериалы (собранные в ходе нескольких поездок в карнавальные города Германии), дневник личных наблюдений, «раздаточный материал» (рекламные брошюры клубов, кафе и ресторанов, планы движения общественного транспорта в карнавальные дни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Carnival in the German Speaking Countries: the Problem of Sources

This article reviews and systematizes the sources which are used for the author's dissertation. The aim is to introduce the reader to the German and Russian literature on the topic and also to present modern sources of information (web-sites, newspapers, etc.). The article reviews the classical works on myth, festival and carnival theory, by the famous Russian scientists: E. B. Tylor, M. M. Bakhtin, T. A. Agapkina and others. The literature of German carnival experts (D.-R. Moser, W. Mezger, etc.) is used in the original language. Other works little known in Russia include descriptive and narrative publications of German carnival societies, whose authors utilized unique materials taken from small local archives. The analysis of these works reveals their main ideas and the corresponding methodological approaches. Special attention is paid to modern types of sources: Russian and German newspapers, magazines, web-sites (of European and German carnival organizations and comities). Also audio, photo and video materials were used (taken during visits to some carnival cities in Germany), diaries of private observations and advertisements of coffee shops, restaurants, clubs, etc.

Текст научной работы на тему «Карнавал в немецкоязычных странах: проблема источников»

Н. В. Мауритц

КАРНАВАЛ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ:

ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ

Издавна тема праздников и празднеств изучается в этнографии в самых разных аспектах. Написано много солидных работ, авторы которых ставят перед собой задачу определить, что же такое праздник, какова его природа, откуда он берет свои корни, какова его роль в культуре народа и в жизни отдельных людей. В последние годы появилось немало книг, статей, эссе и т. п., посвященных праздничной культуре отдельных районов или же определенным типам праздников (календарным, религиозным, городским и сельским, «народным» и государственным, семейным и корпоративным и т. д.).

Сохраняет свое значение фундаментальное исследование Э. Б. Тайлора «Первобытная культура». Чтобы понять природу ритуала, обычая, праздника, необходимо обратиться к особенностям восприятия окружающего мира нашими предками. Для первобытных людей природа служила неисчерпаемым источником человеческой фантазии. Это относится, прежде всего, к представлениям о строении мира. Э. Б. Тайлор размышлял о процессе создания мифа, развитие мифа рассматривается им как неизменная часть культуры. Он считал, что первой и главной причиной превращения фактов ежедневного опыта в миф является вера в одушевление всей природы1. Это замечание Э. Б. Тайлора учитывают исследователи для трактовки, в частности, роли и места карнавальной традиции в праздничной культуре немецкоязычных народов Европы.

В работе современной исследовательницы Т. А. Агапкиной «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл» теории развития мифологии находят определенную конкретизацию. Автор рассматривает праздничный цикл, раскрывает его смысловую нагрузку, специально подчеркивает, что для славян праздник — это некий рубеж, время перехода (в данном случае — природы, но также и самой жизни) из одного состояния в другое2. Теоретические обоснования весенней календарной традиции европейцев позволяют провести множество параллелей между календарными традициями славянских и германских народов.

Авторы всех работ, посвященных теории праздника и теории карнавальной традиции, постоянно обращаются к трудам М. М. Бахтина. Как и Э. Б. Тайлор, он осознавал, что празднества всегда имеют существенное отношение ко времени, ибо связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Моменты смерти и возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном миро-ощущении3. Универсализм данного тезиса подтверждается материалами на страницах энциклопедии «Мифы народов мира»4.

Рассматривая период средневековья, М. М. Бахтин неоднократно подчеркивал, что официальные праздники в этот период санкционировали существующий строй и закрепляли его. Карнавал, в противоположность им, символизировал как бы временное освобождение от господствующей правды и регламентации, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. Таким

© Н. В. Мауритц, 2009

образом, если официальный праздник освящал неравенство, то на карнавале все считались равными5.

Тема карнавального смеха раскрыта в труде Д. С. Лихачева, А. М. Панченко и Н. В. Пронырко «Смех в древней Руси». Авторы сравнивали и сопоставляли два весенних праздника: западноевропейский (в католических регионах) Карнавал и древнерусскую Масленицу. Исследователи отмечали сходства и различия этих двух традиций. Авторы трактуют церковное видение взаимосвязи карнавала, поста и пасхального праздника. Они приходят к выводу о том, что карнавал символизирует грехопадение человечества (распятие Христа — грехопадение «наизнанку», пост — очищение перед возрождением, пасха — воскрешение6).

Г. Г. Стратанович, известный специалист по этнографии Юго-Восточной Азии, искал параллели в системе традиционных народных праздников. Он размышлял об этимологии слова «карнавал», о причинах, месте и времени возникновения этого праздника, выделял этапы его развития. По его мнению, правящей социальной верхушке было необходимо во время карнавала дать выход народному гневу, накопившемуся в течение года, «выпустить пар из котла», тем самым снижая возможность народного восстания7.

Попытка выявить корни праздничных традиций была предпринята этнографами в 1970-1980-е гг. и осуществилась в серии коллективных монографий «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы» под редакцией С. А. Токарева. В первом, вводном томе «Исторические корни и развитие обычаев» С. А. Токарев предлагает вариант классификации праздников. Весенние праздники (прежде всего, карнавал) он выделяет как своего рода начало года, «разлом» на месте встречи старого времени с новым8.

В последние годы заметно расширился круг источников, посвященных карнавалам. Рассмотрим ситуацию с трактовкой карнавальных традиций в немецкоязычной части Европы. Российский ученый М. Ю. Реутин немало своих работ посвятил проблемам происхождения названий немецких карнавальных празднеств, их характерным особенностям и семиотике. В монографии «Народная культура Германии» он предложил следующую периодизацию немецких карнавалов: эпоха раннего средневековья («карнавал до карнавала»), начало XIII — середина XVI в. («собственно карнавал») и новое время — середина XVI в. («карнавал после карнавала»)9. О карнавале как о высшем проявлении праздничной культуры средневековья пишет В. П. Даркевич10 в работе «Народная культура средневековья».

В конце ХХ — начале XXI в. карнавалы проводятся на территории практически всей Германии. В ряде регионов (например, в Восточной Германии) карнавал появился и встроился в систему праздников лишь во второй половине ХХ в. Таким образом, встает вопрос о том, как можно оценивать данное явление, и можно ли в такой ситуации говорить о карнавале как о «вновь изобретенной традиции»? К этой мысли нас подтолкнул английский исследователь Эрик Хобсбаум в статье «Изобретение традиций», русский перевод которой был напечатан в журнале «Вестник Евразии». «Изобретенная традиция», по мнению Э. Хобсбаума, — это совокупность общественных практик ритуального или общественного характера, обычно регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью ее является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения цели — повторение11.

Проблемы изучения немецкого карнавала начинаются с его обозначения. Существуют, как минимум, четыре основные названия этого праздника: карнавал, фаст-нахт, фаснет, фашинг. Трактовке этимологии данных слов, содержанию карнавалов

в региональных немецких культурах и ареалам их рапространения посвящено несколько объемных статей как в немецких12, так и в русских13 энциклопедических изданиях XIX и XX вв. Единого написания и объяснения вышеуказанных терминов в энциклопедиях и толковых словарях нет.

На немецком языке изданы и продолжают выходить в свет огромное количество публикаций, посвященных разным аспектам темы карнавал (фастнахт, фашинг). Одним из ведущих современных специалистов по этой проблематике является Дитц-Рюдигер Мозер. В 1986 г. вышла его фундаментальная работа «Фастнахт-фашинг-карнавал»14, в которой очень подробно цитируются исторические и церковные документы различных эпох, что позволяет проследить историю становления и изменения карнавальной традиции в Германии. Д.-Р. Мозера особенно интересует средневековье, когда карнавал переживал свой рассвет. В более поздней работе « Обычаи и праздники в христианском годовом цикле: формы современных обычаев в культурно-исторической взаимосвязи» он акцентирует внимание на наличии в современном карнавале традиционных карнавальных персонажей и сюжетов, объясняет их смысл и заложенные в них идеи15.

Для общего понимания роста интереса немцев к теме важны тематические сборники, освещающие разные аспекты праздничной культуры. В частности, нам представляется интересным сборник статей «Фастнахт-карнавал в европейском сравнении»16, составленный Михаелем Матойсом. В нем собраны работы ведущих современных исследователей карнавальной традиции. Особый интерес представляет идея, высказанная Гербертом Шведтом в статье «Принц, Рейн, карнавал. Пути городских Фастнахтов»: по его мнению, рейнский карнавал и развитие демократии в Германии тесно взаимосвязаны. Автор доказывает, что там, где преобладающим политическим курсом становится демократия, «расцветает» карнавал17. В таком качестве, следовательно, можно рассматривать Россию 1990-х гг., где карнавал появляется в различных регионах с конца ХХ в., когда демократизировался основной политический курс государства.

В вышеуказанном сборнике в статье Герберта Боневитца «Колпаки, культ и бессмыслица: карнавал в Майнце между претензией и противоречием — рефлексия очевидца», впрочем, звучат скептические нотки. Анализируя «притязания» майнцкого карнавала и его противоречия, он отмечает, в частности, что в середине ХХ в. под «колпаком шутовства» проходили политические протесты, и только «уличный» карнавал оставался истинно народным. Подвергая критике аксиому о том, что карнавал не знает классового расслоения, автор утверждает, что вторая половина ХХ в. свидетельствует о прямо противоположном18.

Ведущий немецкий ученый Вернер Мецгер на материалах швабско-алеманнского фаснахта говорит о двух формах немецкого шутовства — карнавальном и фастнахтском. В статье «Назад в будущее: метаморфозы швабско-алеманнского фаснахта» он поэтапно рассматривает историю развития традиции фастнахтских шутов с момента их первого

19

упоминания в средневековых документах до настоящего времени19.

Региональные особенности карнавалов в немецкоязычных регионах Европы в русской литературе описаны очень скудно. Одним из немногих таких трудов остается уже упомянутая выше серия работ группы авторов «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX — начало XX вв.». В них нашли отражение классические этнографические материалы о населении Германии. Впрочем, во многих местностях праздник частично сохранился в том виде, в котором он предстает в старых описаниях. Тем не менее, информация уже во многом устарела, поскольку карнавальные традиции

с течением времени постепенно меняют свою форму, развиваясь параллельно с другими сферами жизни людей, заимствуются новые элементы из соседних регионов; не следует сбрасывать со счетов и последствия развития информационных и прочих технологий.

В числе немецкоязычных работ, содержащих большой объем конкретных материалов, укажем книги Отто фон Райнсберг-Дюрингсфельда «Суеверия-обычаи-праздники германских народов: праздничный год»20, Отто Свободы «Народные обычаи в годовом цикле альпийских регионов»21, Ангелики Файльхауер «Празднование праздников в Гер -мании»22, Алоиса Деринга «Рейнские традиции в годовом цикле»23, где авторы описывают наблюдаемые ими карнавалы (фаснеты, фастнахты) в различных регионах.

В тех районах Германии, где издавна существует развитая карнавальная традиция, еще в 20-е гг. XIX в. начали создаваться карнавальные комитеты, которые берут на себя работу по организации ежегодных празднеств. Местные общины издали множество работ, посвященных своим собственным карнавалам, включив в текст многочисленные архивные документы. Называть эти работы научными трудами весьма сложно, они носят скорее описательно-повествовательный характер. Но, учитывая тот факт, что авторы пользуются информацией из труднодоступных архивохранилищ, с известной долей осторожности нам представляется возможным использовать эти труды в качестве источниковой базы. Из таких изданий упомянем «Союз четырех: Фаснет в Ротвайле, Оберндорфе, Ельцахе и Юбер-лингене»24 и книгу Доротеи Калленберг «Что празднует шваб: праздники и обычаи в городе и деревне»25.

Автор настоящей статьи имела возможность лично наблюдать и изучать карнавалы в Германии в течение 2006-2008 гг., записывала интервью с карнавалистами и зрителями. Оказалось, что важным источником популяризации современных карнавалов, фаснетов, фастнахтов и т. п. являются СМИ — газеты, телевидение, радио.

Общенациональные информационные издания широко освещают народные праздники, способствуя тем самым их продвижению и позитивной оценке. В карнавальных регионах эта тема доминирует в прессе в течение всей недели (карнавал обычно начинается в четверг — Weiberfastnacht, заканчивается в среду — Aschermittwoch, перед Великим постом). Местные (региональные, городские и пр.) власти выпускают специальные номера газет, содержащие отчетную информацию прошедшего дня и информирующие гостей и жителей об основных грядущих событиях. Карнавал заканчивается, и сразу же начинается подготовка к следующему. Газеты. “Süddeutsche Zeitung”, “Oberbergische Volkszeitung”, “Kölnische Rundschau”, “Express” (Köln), “General-Anzeiger” и др. регулярно освещают подготовительные мероприятия, продолжающиеся в течение всего предкарнавального года.

Некоторые карнавальные организации ежегодно издают один-два выпуска своих газетных или журнальных изданий. Так, “Narrenschelle” Рейнского горного Меркшира в числе прочих тем раскрывает историю более ранних газет этого региона — “Die Bütt” и “Die Närrische Post”. Другой пример — «„Старая мельница” в Волерау», Вернера Релина и Алоиса Бруина — эта книга подробно объясняет карнавальную традицию в регионе, ее истории, развитие и специфику26.

Пристальное внимание народным праздникам уделяется в немецкой научной традиции визуальной антропологии. Полевые фото-, аудио- и видеоматериалы, учебные и документальные фильмы распространяются в вузах и демонстрируются по телевидению (например, документальный фильм о подготовке и проведении карнавала в южногерманском городке Филлинген, снятый в 80-е гг. ХХ в., переведен в формат DVD).

Еще один относительно новый вид источников — рекламные брошюры клубов, кафе и ресторанов, предлагающих во все карнавальные дни особенные программы, вечеринки и увеселения, а также содержащие схемы движения общественного транспорта.

Исследуя современные карнавалы в Германии, невозможно не принять во внимание все возрастающее количество Интернет-источников. Самые свежие и оперативные материалы поступают с сайтов как немецких, так и международных карнавальных организаций. Полная информация о карнавальных организациях в различных регионах, контактная информация, отчеты и архивы событий, информация о спонсорах, состав оргкомитетов, правила вступления и членства в карнавальных организациях, изображения их гербов, цветов и другой символики, последние новости и т. п. свидетельствуют о размахе карнавального движения в Европе. Выделим некоторые разделы для будущих участников — например, сведения о танцевальных группах, их подготовке к карнавальным турнирам, в т. ч. общегерманским.

Карнавальные Интернет сайты можно объединить в следующие категории:

1. Центральные (генеральные) сайты, содержащие информацию и ссылки на все европейские или германские карнавальные комитеты и общества.

2. Сайты карнавальных комитетов Германии (официальных организаций, объединяющих местные карнавальные сообщества в рамках определенных земель; работа этих общественных структур четко налажена и строго контролируется).

3. Сайты карнавальных объединений и обществ (по всей Германии их более 1000).

4. Сайты, которые используют карнавал для привлечения покупателей (интернет-магазины), читателей (интернет-газеты, журналы) и т. п. к своей продукции.

В современных источниках большой объем сведений приходится на журналистские материалы, научная состоятельность которых нередко вызывает сомнения. В этой связи использовать новейшие источники самых разных видов надо внимательно и аккуратно, чтобы верно интерпретировать содержащуюся в них информацию. Глобализационные процессы в Открытой Европе, быстрое развитие СМИ и информационная революция в 90-х гг. ХХ в. изменили современную культуру. На европейский континент хлынула волна информации и ее визуального сопровождения из ранее недоступных регионов. Все чаще говорят о заимствованиях и интеграции новых элементов духовной и материальной культур, которые очень быстро оседают на благодатной почве традиционных культур.

Не всегда эти заимствования население понимает и принимает, и появление новых элементов содержит в себе возможность опасности (особенно это касается проявления эмоций и неконтролируемой свободы самовыражения во время таких многолюдных мероприятий, как карнавал). Городом с новой карнавальной традицией является Лейпциг (бывшая Восточная Германия), где имели место случаи молодежной агрессии. В Лейпцигском Университете в последние годы все большую популярность приобретает студенческий фашинг. Эту новую традицию продвигают красочные общеуниверситетские рекламные брошюры и плакаты; разные факультеты проводят свои фашинги. Власти вынуждены усиливать меры безопасности во время весенних и прочих гуляний.

Как показывает статистика, активное формирование карнавальных комитетов в Гер -мании приходится, в основном, на послевоенное (постнацистское) и на «послеперестро-ечное» время ХХ в. Таким образом, мы считаем, что правомерно говорить о зависимости развития немецких карнавалов от исторических и политических событий, происходивших в стране. Особенный всплеск карнавальных движений приходится на «послестрессовое» время, как то — посленацистский, послевоенный и постперестроечный период. Пропаганда

культуры карнавала (фашинга, фастнахта) среди населения способствует появлению соответствующих публикаций, предназначенных для разных категорий публики — от школьников до ученых. Не следует забывать о значительном количестве проживающих в Германии эмигрантов, которые не знают немецких традиций. Появление многочисленных публикаций научного и практического характеров, раскрывающих суть, символику и правила немецких карнавалов, таким образом, обусловлено потребностями современного общества, стремящегося поддерживать собственную самобытность и стимулировать позитивную творческую активность людей.

1 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 129.

2 Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002. С. 31-32.

3 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990. С. 14.

4 Мифы народов мира: в 2 т. М., 1980. Т. 1.

5 Мифы народов мира: в 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 15.

6 Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 179.

7 Стратанович Г. Г. Мистерия и карнавал. М., 1973. С. 11.

8 Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: исторические корни и развитие обычаев / отв. ред. С. А. Токарев. М.; Л., 1983. С. 50.

9 РеутинМ. Ю. Народная культура Германии: позднее средневековье и Возрождение. М., 1996. С. 58.

10 Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. С. 151.

11 Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 48.

12 Brockhaus Enzyklopädie: in 24 bd. / F. A. Brockhaus. Mannheim, 1988. Bd. 7; Mannheim, 1990. Bd. 11; Meyers Großes Konversationslexikon: Ein Nachschlagewerk des allgemeinen Wissens: in 20 bd. 6 auflage. Leipzig;Wien, 1907. Bd. 6; Leipzig und Wien, 1907. Bd. 10 etc.

13 Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1973. Т 11; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1981. Т. 1; Малый энциклопедический словарь: в 4 т. СПб., 1907. Т. 1. Вып. 2;

Новый энциклопедический словарь: в 29 т. / общ. ред. акад. К. К. Арсеньев Т 21. Петроград, 1914; Свод этнографи-

ческих понятий и терминов: Народные знания. Фольклор. Народное искусство / общ. ред. Ю. В. Бромлей. М., 1991; Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М., 1934. Т. 1; Энциклопедический словарь: в 41 т. / ред. К. К. Арсеньев и О. О. Петрушевский. СПб., 1895. Т. XIV и др.

14 Moser D.-R. Fastnacht-Fasching-Karneval: das Fest der “verkehrten Welt”. Graz, 1986.

15 Moser D.-R. Bräuche und Feste im Christlichen Jahreslauf: Brauchformen der Gegenwart in kulturgeschichtlichen Zusammenhängen. Graz; Wien; Köln, 1993.

16 Matheus M. Fastnacht-Karneval im europäischen Vergleich. Stuttgart, 1999.

17 Schwedt H. Der Prinz, der Rhein, der Karneval. Wege der bürgerlichen Fastnacht // Fastnacht-Karneval im europäischen Vergleich. Stuttgart, 1999. S. 73.

18 BonewitzH. Kappen, Kult und Kokolores: die Mainzer Fastnacht zwischen Anspruch und Widerspruch — Reflexionen eines Zeitzeugen // Fastnacht-Karneval im europäischen Vergleich. Stuttgart, 1999. S. 95-99.

19 Mezger W. Rückwärts in die Zukunft: metamorphosen der schwäbisch-alemannischen Fastnacht // Fastnacht-Karneval im europäischen Vergleich. Stuttgart, 1999. S. 121-173

20 Reinsberg-Düringsfeld O., von. Aberglaube-Sitten-Feste germanischer Völker: das festliche Jahr. Leipzig, 1898.

21 Swoboda O. Alpenländisches Brauchtum im Jahreslauf. München, 1979.

22 Feilhauer A. Feste feiern in Deutschland. Zürich, 2000.

23 Döring A. Rheinische Bräuche durch das Jahr. Köln, 2006.

24 Der Viererbund: Fasnet in Rottweil, Oberndorf, Elzach und Überlingen. Tübingen, 2002.

25 Kallenberg D. Was dr Schwob feiert: feste und Bräuche in Stadt und Land. Stuttgart, 1989.

26 Röllin W., BruhinA. “Die alti Rellete” von Wollerau. Wollerau, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.