Научная статья на тему 'Советский карнавал: от политического шествия до «Праздника для народа»'

Советский карнавал: от политического шествия до «Праздника для народа» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1445
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / СОВЕТСКИЙ ПРАЗДНИК / КАРНАВАЛ / ВСЕМИРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ / ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ / КОНЦЕПТЫ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ / HOLIDAY / SOVIET HOLIDAY / CARNIVAL / THE WORLD FESTIVAL OF YOUTH AND STUDENTS / LEGITIMATION OF POWER / CONCEPTS OF THE FUTURE LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зеверт Даниэль

Статья посвящена истории карнавала в Советском Союзе. Карнавал использовался большевиками в качестве политического праздника. Даты и поводы для празднования менялись с течением времени. В первые послереволюционные годы карнавал был средством легитимации новой власти. После фазы относительно свободного художественного оформления он превратился в средство представления концептов о будущей жизни в Советском Союзе. После Второй мировой войны карнавал лишился своей выдающейся позиции в праздничном каноне. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. наступил апофеоз карнавальной традиции в Советском Союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet carnival. From a political procession to the “feast for people”

The article analyzes carnival history in the Soviet Union. In the Bolsheviks' eyes the carnival had the function of a political feast. Dates and motives for celebrating varied in the course of time. The new power used the carnival as a legitimating mechanism in the first post-revolutionary years. After the period of relatively free artistic development the carnival culture turned into a mechanism for the representation of those communicative concepts that were connected with the future life in the Soviet Union. In post-Second World War era the carnival lost its outstanding position within the festal canon. The carnival tradition reached its apotheosis in 1957 during the 6th World Festival of Youth and Students.

Текст научной работы на тему «Советский карнавал: от политического шествия до «Праздника для народа»»

Общественно-политические процессы и социальные коммуникации: теория и методология

Д. Зеверт

Советский карнавал: от политического шествия до «праздника для народа»

Статья посвящена истории карнавала в Советском Союзе. Карнавал использовался большевиками в качестве политического праздника. Даты и поводы для празднования менялись с течением времени. В первые послереволюционные годы карнавал был средством легитимации новой власти. После фазы относительно свободного художественного оформления он превратился в средство представления концептов о будущей жизни в Советском Союзе. После Второй мировой войны карнавал лишился своей выдающейся позиции в праздничном каноне. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. наступил апофеоз карнавальной традиции в Советском Союзе.

Ключевые слова: праздник, советский праздник, карнавал, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, легитимация власти, концепты будущей жизни.

Революционные события и карнавал по своей природе - тесно связанные друг с другом события. Карнавал как форма революции создал свой собственный образ действия, свои собственные правила и, в конце концов, как и революция, был введен в порядок, создавая новые общественные правила1. Новая советская власть нуждалась в новых формах выражения своей легитимности. Соответствующую этому требованию форму большевики нашли в карнавале или в «карнавализации», отражавших темп и импульсивность революции.

Для того чтобы понять, чем был карнавал в Советском Союзе, необходимо отметить, что это не был карнавал в классическом понимании. Поводы для проведения карнавала менялись по желанию

© Зеверт Д., 2016

властей. Советская власть, прежде всего, использовала карнавал в качестве политического праздника, причем интенсивность его содержания варьировалась на различных этапах существования Советского Союза. Помимо символичного и образного содержания политический праздник всегда служит идентификации власти и способствует рождению патриотизма. При этом политический праздник всегда связан с историей, его содержание отсылает к историческому контексту2.

Рассматривая феномен карнавала в советский период, можно выделить несколько фаз карнавала, характеризующихся по содержанию, интенсивности и цели проведения.

В ранней фазе, которую можно назвать карнавальной в целом, в 1920-е годы карнавальное мироощущение как доминанта массового сознания постепенно теряло почву. Праздник превратился из революционного в панегирический ритуал власти и солидарности. Карнавал, однако, остался любимой темой в праздничной культуре. На смену импровизированному карнавалу в середине 1920-х приходил замысел инсценировки с карнавальными признаками, которые часто называли термином «карнавал»3. Самой известной формой карнавала в этом периоде стал индустриальный карнавал, который в своем художественном исполнении показывает изумительное сходство с формами выражения в Западной Европе4.

После голода 1932-1933 гг. в 1934-1936 гг. можно было вздохнуть спокойнее. В это время праздники вошли в обиход не только как бережно лелеемая часть культурной практики советской власти, но и служили метафорой нового состояния общества, в котором государство мысленно находится. Праздники служили эмблемой достигнутого и открывали перспективу движения вперед5.

Считается, что 1935 год стал годом рождения нового советского карнавала. Организаторы с восторгом заявляли, что они создали необыкновенный грандиозный массовый праздник со 120 000 участников: «Итак, 8 июля 1935 г. на свет появился родоначальник огромного и все умножающегося веселого потомства. Имя ему - Карнавал, прозвище - Советский первый»6. Проведение второго карнавала такого формата уже декларировалось как традиция, которая, правда, длилась всего лишь до 1940 г.

В послевоенное время карнавал лишился своего особенного положения в праздничном календаре. Как и другие советские праздники, он подвергся процессу «оповседневнования» и, таким образом, отличался от обычных молодежных гуляний только внешним оформлением.

Кратким периодом возрождения и одновременно кульминационным пунктом развития карнавала в Советском Союзе стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. в Москве. Комиссия по организации и проведению Всемирного фестиваля имела ряд преимуществ в деле подготовки карнавала по сравнению со своими коллегами в 1930-х годах. Подготовительный комитет работал не на пустом месте, основные принципы карнавала были разработаны еще перед войной. Несмотря на то что в 1947 г. состоялись мероприятия под названием «карнавал», все-таки в послевоенное время карнавалы не занимали значительное место в праздничном репертуаре. Но эта форма использовалась уже в предыдущих фестивалях молодежи и студентов, которые проходили в Праге (1947 г.), Будапеште (1949 г.), Берлине (1951 г.), Бухаресте (1953 г.) и Варшаве (1955 г.).

Готовиться к фестивалю начали заранее, в отличие от предшествующих карнавалов. Это был большой плюс, так как у организаторов было достаточно времени для подготовки нового карнавала. Проведение республиканских фестивалей молодежи, проходивших с сентября 1956 г. по май 1957 г., в свою очередь, дало возможность репетиции и совершенствования всех элементов карнавала.

Цель организаторов состояла в создании особенного карнавала, в первую очередь по масштабности и грандиозности, которых на предыдущих фестивалях не было. При этом одной из главных проблем карнавала 1957 г. было отсутствие у советской молодежи навыков празднования карнавала, так как такие масштабные праздничные мероприятия уже долго не проводились7. Фестиваль в Москве должен был «показать идейный и культурный рост советской молодежи, ее высокие моральные качества»8. В целях такой идеальной презентации на Всемирном фестивале в программу республиканских молодежных фестивалей были включены карнавалы. Особенно выделялся ташкентский карнавал, который по своей массовости (100 000 участников) напоминал карнавалы 1930-х годов9.

Доказательством того, что карнавал на Всемирном фестивале был важным мероприятием, служит та бурная дискуссия, которая развернулась в подготовительном комитете фестиваля. Члены комитета зачастую не сходились во мнениях о положении, масштабе, оформлении и содержании карнавала. Главный вопрос, который обсуждался, заключался в определении того, можно ли расценивать все время проведения Всемирного фестиваля как карнавальное. Мнения колебались от резкого уменьшения элемента карнавала в сценарии фестиваля, так как «карнавал - одно из меропри-

ятий, и шуметь о нем, как предлагается в программе, надобности нет», до подчеркивания карнавала как главного действа и сокращения карнавальных моментов в других мероприятиях. Несмотря на то что высказывалось мнение, что проводить общемосковский карнавал - немыслимое дело (по мнению члена организационной комиссии, такое мероприятие превышало бы возможности организации), члены художественного совета убедили организационную комиссию комитета в необходимости обеспечения масштабности и грандиозности такого карнавала10.

В документах Комиссии по организации и проведению VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, отложившихся в РГАСПИ, сохранились сведения, что комиссия была нацелена на, по крайней мере, частичное изменение советских карнавальных традиций. По мнению организаторов, идея театрализованных выступлений провалилась, так как «суть в них не ясна и человек в них не существует. Лишь свободное, радостное собрание может выражать идею дружбы»11. Кроме того, было очень важно, что исполнялась мечта организаторов о выходе карнавала из загороженной тесноты городских парков в город. Комиссия подчеркивала, что большой карнавал Всемирного фестиваля должен стать общегородским, «охватить самые широкие просторы Москвы». Таким образом, оформлены должны были быть не только центр, но и различные точки города. Для Парка культуры им. Горького была предусмотрена идея русского народного гулянья, выражавшая праздничные традиции различных эпох: от святочных ряженых и лихих русских троек, и девичьих гаданий на суженого до современных карнавальных викторин. Традиционное оформление включало карусели, русские горки, перетягивание каната и другие национальные русские игры. В Парке культуры в Сокольниках должна была быть отражена тематика 15 советских республик, принимающих у себя гостей12. Также разнообразно были оформлены и украшены на все время фестиваля городские улицы и площади. Они включили в себя социалистические, научные, исторические и сказочные сценарии оформления на темы «Герои мировой литературы», «Сохраняй природу», «Мир, труд, дружба, любовь, счастье» или «Покорители Арктики и Антарктики»13. Особенная карнавальная окраска была осуществлена в основном в дни перед карнавалом. С целью привлечения внимания к предстоявшему событию и создания карнавального настроения на улицах Москвы появились «конные и пешие кавалькады глашатаев, затейливо убранные карнавальные колесницы, шествия ряженых, процессия слонов, верблюдов, осликов (из Зоопарка), ватаги зазывал, пробные проезды карнаваль-

ных поездов, конные и автоповозки с костюмированными конферансье». Чтобы обеспечивать участников карнавала костюмами, во всех районах Москвы были организованы карнавальные базары со всевозможным выбором карнавальной продукции и оркестрами14. Организаторы также подхватили идею карнавала 1935 г. как витрины будущего Советского Союза и, в частности, Москвы.

Карнавал 1957 г. раскрывал также воспитательную функцию советских праздников. На карнавале состоялся конкурс лучших девушек и юношей. Награждение победителей состоялось в форме свадьбы. Предполагалось, что признанные лучшими девушки и юноши (при подготовке конкурса спорили, по каким признакам -красоте или внутреннему содержанию - должен пройти выбор) должны были в результате этого конкурса найти свое личное счастье и отпраздновать его вместе с обществом15.

Отчеты Советского подготовительного комитета об итогах VI Всемирного фестиваля свидетельствуют о том, что в глазах организаторов карнавал удался. Вместо ранее планировавшихся 100 000 участников на карнавале присутствовало более двух миллионов человек. Во всех районах Москвы, во всех парках и садах, на многих площадях и улицах проводились карнавалы и карнавальные гулянья. Все парки и сады были художественно оформлены. Город был охвачен весельем. Повсюду проводились массовые танцы и игры, концерты. Клоуны приглашали жителей Москвы и прохожих к участию в карнавале. На шествиях визуально доминировали огромные, 12-метровые бутафорские фигуры клоунов, охотников, баянистов, шахматиста, волка и др. Выбор таких фигур свидетельствует о том, что политическая нагрузка предшествовавших карнавалов на фестивале 1957 г. отсутствовала16. Успех карнавала дружбы в значительной степени можно также объяснить участием иностранных делегатов. Они придали мероприятию особенный колорит, и появление большого количества молодых иностранцев также привлекало многих жителей Москвы. Таким образом, была создана настоящая карнавальная атмосфера, освобожденная от страха и трудностей повседневности.

Карнавал дружбы на Всемирном фестивале молодежи и студентов являлся апофеозом карнавальных событий в Советском Союзе. Впоследствии карнавалы не проводились в таком масштабе. В связи с уменьшением масштаба место проведения все чаще перемещалось из парков культуры в дома культуры.

Трансформировалась и идеологическая составляющая карнавального действа. В 1961 г. на семинаре, который был посвящен организации и методике проведения карнавалов, обсуждался во-

прос согласованности карнавала и политики. В частности, в центре дискуссии стоял вопрос, можно ли отказываться от политической направленности карнавалов. Организаторы согласились с тем, что это невозможно, ссылаясь на высказывание Н.С. Хрущева, который в этом году определил коммунизм как «счастье человечества, коммунизм - это радостная, веселая, счастливая жизнь». И эта радость советского человека, идущего к коммунизму, может быть выражена разными формами, в том числе карнавалом. Таким образом, центральными темами карнавалов должны были стать идеи радости и счастья в коммунистическом обществе17. Однако и эти намерения оказались не в состоянии вывести карнавал из кризиса. По сравнению с другими массовыми праздниками карнавал отмирал. Ленинградский режиссер массовых праздников С.В. Якобсон говорит даже о регрессе карнавала, особенно в областях творческой выдумки и динамики. Сотрудники Ленинградского парка культуры и отдыха накануне летнего сезона 1961 г. высказывали мнение о том, что не стоит проводить карнавалы, так как они «не удаются» и не увлекают молодежь18.

Однако с возрождением традиционных праздников, например масленицы, карнавальные свойства и ощущения переходили на эти старые языческие формы, которые в официальной риторике теперь считались нужными и городскому человеку в плане восстановления психологического равновесия. Признавалось, что в быстротечном времени настоящего человек нуждается в магических моментах, наполненных фантазиями, гротеском и забавами, которые дают ему полную свободу19.

Таким образом, советский карнавал являлся карнавалом в полном смысле данного понятия лишь частично. Карнавал в том смысле, который вкладывал в него М.М. Бахтин20, происходил только в самом начале существования Советского Союза и частично в 1957 году. Бахтин говорит, что всенародность принадлежит самой природе карнавала. Однако здесь возникает вопрос, насколько можно говорить о всенародности, если карнавалы происходили в изолированных пространствах городских парков отдыха и культуры. Немецкий славист Н. Друбек-Майер указывает на то, что карнавал не обязательно является контркультурой и также не обязательно является смеховой культурой21. Этим можно объяснить явление карнавала в 1930-х годах, в которых теория Бахтина уже не действует. Если в 1920-х годах карнавальный смех еще чувствовался, то в 1930-х годах он превращался в усмешку. Кроме того, важно отметить, что восприятие времени советским человеком принципиально отличался от человека средневековья, на основе которо-

го М.М. Бахтин создал свою теорию. Для советской культуры был характерен ключевой концепт «счастья», который одновременно был связан с концептами «свобода» и «любовь». Это счастье, однако, было полностью достижимо только в будущем. Поэтому советские карнавалы позволяли взглянуть на «светлое» будущее. С укреплением советского строя разделение будни - праздники было упразднено. Участники карнавала хотя и могли отдыхать от тяжелых будней, однако будничные задачи всегда окружали праздничных людей.

С самого начала советская власть использовала карнавал в качестве политического инструмента, который был в состоянии объяснить цели новых властителей. Элементы крестьянской игровой культуры были сознательно использованы для трансляции новых идей. С укреплением власти народное гулянье отойдет на задний план, как и самодеятельность. Таким образом, был создан новый, «советский» карнавал. Антрепренерство перешло от партийных деятелей к сотрудникам парков культуры и отдыха и профсоюзам. Участники карнавалов все больше и больше превращаются в статистов самоинсценировки элиты. С 1935 г. карнавал лишается своей выдающейся позиции в культурной жизни города, уходит с улицы за стены домов культуры. Но все-таки в праздничном репертуаре Советского Союза карнавал сохраняет свою особенную роль. В отличие от других праздников, в которых участие было обязательное, в карнавалах оно было добровольное. Ограниченное количество входных билетов и достаточно высокие цены приводили к отсеву празднующих. Участие в карнавале, таким образом, становилось привилегией. Однако такой карнавальный спектакль люди воспринимали как ненастоящий, бездушный. Впоследствии, с 1940-х годов, карнавал лишился своего высокого статуса. Как своего рода апофеоз развития карнавала в СССР карнавальное время хрущевской оттепели со своей открытостью и свободой было в состоянии возродить карнавал и охватить весь город. Но этот настоящий карнавал одновременно стал и концом больших карнавалов. В переполненном праздничном календаре стандартизованные, монотонные шествия были все же предпочтительнее.

Примечания

Eco U. The frames of comic 'freedom'// Eco U., Ivanov V.V., Rector V. Carnival! Berlin et al: Walter de Gruyter, 1984. P. 6-7.

Сарайкина Д.Ю. Политический праздник как элемент политической культуры // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3. С. 77-78.

3 Ермолин ЕА. Демонстрация и карнавал в русской культуре первой четверти ХХ в. // Русская провинция и мировая культура: Тезисы II межвузовской научной конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. С. 33-34.

4 Захаров А.В. Карнавал на две шеренги: к истории советских массовых празднеств // Человек. 1990. № 1. С. 54; Цехновицер О. Демонстрация и карнавал. Л.: Долой неграмотность, 1927. С. 115-119.

5 Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009. С. 251.

6 Добровольский И. Первый советский карнавал // Массовые праздники и зрелища: Сб. М.: Искусство, 1961. С. 86.

7 РГАСПИ. Ф. М-3. Оп. 15. Д. 10. Л. 143-144.

8 Там же. Ф.17. Оп. 172. Д. 34. Л. 4.

9 Там же. Ф.М-3. Оп. 15. Д. 18. Л. 7.

10 Там же. Д. 10. Л. 143-144, 149-150.

11 Там же. Л. 148.

12 Там же. Д. 12. Л. 92; Д. 96. Л. 14-15.

13 Там же. Д.11. Л. 7, 12-13; Д. 39. Л. 2.

14 Там же. Д. 96. Л. 5-6.

15 Там же. Д.10. Л. 143; Д. 96. Л. 2, 4.

16 Там же. Д. 84. Л. 15-17.

17 Глан Б. Массовые театрализованные представления и праздники: Литературная обработка стенограмм Н.Д. Синцова. М.: Всероссийское театральное общество, 1963. С. 90-91.

18 Там же. С. 87; Конторович С. Карнавал тоже нужен // Культурно-просветительная работа. 1961. № 5. С. 38.

19 Рюмина И. Народный карнавал: Из прошлого - в будущее // Декоративное искусство СССР. 1987. № 2. С. 39-43.

20 См.: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. С. 8-16.

21 Drubek-Meyer N. Die Frage der Urheberschaft im Karneval und die Kehrseite des Dialogbegriffs: Eine Lektüre von Bulgakovs Master i Margarita mit und gegen Bachtin // Welt hinter dem Spiegel: Zum Status des Autors in der russischen Literatur der 1920er bis 1950er Jahre / Städtke K. (ed.). Berlin: Walter de Gruyter, 1998. P. 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.