Научная статья на тему 'Карл Ясперс: проблема коммуникации в философии и медицине'

Карл Ясперс: проблема коммуникации в философии и медицине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
768
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полищук А. И.

В статье исследуется проблема коммуникации, в частности, «врач-пациент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karl Yaspers: The problem of communication in philosophi and medicine

The paper deals with the communication problem, «doctor patient», in particular.

Текст научной работы на тему «Карл Ясперс: проблема коммуникации в философии и медицине»

О НРАВСТВЕННОСТИ

© ПОЛИЩУК А.И. - 2006

КАРЛ ЯСПЕРС: ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИ В ФИЛОСОФИИ И

МЕДИЦИНЕ

А.И. Полищук

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра философии, зав.

— к.ф.н., доц. Н.Н. Блохина)

Резюме. В статье исследуется проблема коммуникации, в частности, «врач-пациент». Ключевые слова. Экзистенция, коммуникация, душевное состояние.

«Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе,

просто как отдельный индивид...»

Карл Ясперс

«Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены

их пониманием свободы» Карл Ясперс

Среди наиболее выдающихся мыслителей мы, по праву, можем назвать и немецкого философа, медика по образованию, врача-психиатра Карла Ясперса (18831969). В 1901 году Карл Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет, но, проучившись три семестра, он перешел на факультет медицинский, который окончил в 1908 г., а в 1910 г. уже получил степень доктора медицины [1].

Будучи профессором Гейдельбергского университета, он публикует свои наиболее известные работы: «Психология мировоззрений» (1919) и «Всеобщая психопатология» (1913), которую защитил в качестве диссертации и получил степень доктора философии. Методологическую базу этой работы составил метод описательной психологии, как его развивал ранее Э. Гуссерль и «понимающая психология» В. Дильтея.

Но наиболее значительной работой Карла Ясперса стала трехтомная философия: «Философская ориентация в мире», «Прояснение экзистенцией» и «Метафизика». Из других сочинений можно выделить следующее: «Разум и экзистенция» (1935), «Экзистенциальная философия» (1938), «Философская вера», «Смысл и назначение истории» и другие [1-3,6].

Интерес к медицине сформировался еще у молодого Карла Ясперса, вероятнее всего, из-за его врожденной болезни: у него было неизлечимое заболевание бронхов, постоянно провоцировавшее сердечную недостаточность. Диагноз этот был поставлен Карлу уже в 18 лет, что лишило его возможности принимать участие в радостях молодежи. Но удивительно, как он сам отмечает, какую любовь к здоровью развивает состояние болезни. К. Ясперс по своему характеру склонный к общению и дружбе, рано познал тоску одиночества, хотя у него были немногие, но близкие друзья, интересовавшиеся философией.

В значительной мере интерес к философии развился у молодого естествоиспытателя не без влияния его жены — Гертруды Майер, которая изучала философию

профессионально. Поэтому и «философствование на уровне экзистенции», о котором так много писал Яс-перс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его семейной жизни.

На вопрос, что такое экзистенция, нельзя дать ответ в научных терминах. Экзистенция — это не просто переживание бытия человека как такового, а переживание его бытия-в-мире.

Представители экзистенциализма называют три основных категории своего учения: сам мир, бытие-в-мире и бытие.

Согласно Ясперсу, человек встречает свое сущее бытие в трех ипостасях: жизнь в мире, экзистенция и трансценденция; отсюда и три качественных уровня постижения человека. Первый уровень предполагает рассмотрение его фактической жизни в мире, по сути, это самый поверхностный уровень, характерный для естествознания и медицины [4,5].

Здесь познание человеческого индивида сводится к его описанию, ничем не отличающемуся от описания явлений природы. На следующем уровне происходит переход к более углубленному познанию жизни человека, а именно рассматривается его экзистенциальное состояние или собственно индивидуальное существование. И только на третьем уровне человек открывает для себя трансцендентный мир бытия, который связан с осознанием собственной души в результате некоего озарения.

Встреча с трансценденцией как с источником вдохновения всегда является сугубо индивидуальным и глубоко интимным моментом; о трансценденции сказать что-то более определенное нельзя, её даже не с чем сравнить в жизненной практике.

Идейные истоки этого течения восходят к религиозно-мистическому учению датского философа С. Къеркегора (1813-1855), а также воззрениям немецких романтиков и философов Ф. Ницше (1844-1900) и Э. Гуссерля (1859-1938). В основу экзистенциализма легла также «Философия жизни» В. Дильтея (1833-1911) и

Г. Зиммеля (1858-1918), которые мыслили жизнь как волю, внутреннее переживание, иррациональную жизнь духовных сил.

Все экзистенциалисты полагают, что лишь их философия является «философией человека», а К. Ясперс утверждал, что философия во все времена была экзистенциалистской.

Экзистенциализм, бесспорно, повлиял и на отношение современной философской мысли к медицине. Человеческий индивид, выступая как представитель определенной социально-культурной эпохи, воспринимает мир весьма избирательно и сугубо самостоятельно.

Общество дает человеку предпосылки для развития свободы личности, но и ограничивает личностную свободу, а человеку важно самостоятельно утвердить свое место в нем. Человек — это единственный субъект в познании и преобразовании мира. Его собственная жизнедеятельность находиться в экзистенции, существующей в строго индивидуальной форме.

Человек, как правило, стремится быть самим собой, он абсолютно уникален, самобытен и неповторим. Согласно К.Ясперсу, человеческий индивид постоянно переживает в душе сложные обстоятельства жизни, осмысливая некоторые из них, он испытывает сильное потрясение, которое способно побудить его выйти из пребывания в безликой толпе, он стремится оставаться самим собой и это его состояние называется экзистенцией.

И здесь для К. Ясперса все яснее становится предмет его исканий. Он, как врач, все отчетливее формулировал тему своей философии, ею оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия.

Тема общения, экзистенциальной коммуникации проходит через все его творчество, а ситуация «врач-пациент» есть лишь её наиболее яркий пример.

Бесспорно, что в центре философских размышлений всегда стоял человек, его взаимоотношение с природой и обществом. Экзистенциализм — лишь одно из течений в философии, предметом которой всегда был человек. Проблема человека первоначально встала перед К. Ясперсом под особым углом зрения. Начиная свою деятельность как врач-психиатр, он сразу же столкнулся с трудностями общения с душевно больными людьми. Здесь и возникла для него эта проблема общения или коммуникации.

К. Ясперс обнаружил ограниченность такого подхода, при котором болезнь исследуется главным образом физиологическим способом и, естественно, лечению подвергается тело, а болезнь человека рассматривается как частный случай определенного заболевания.

Стало быть, при этом не учитывается, что «жизнь человека не есть нечто чисто объективное, подобно жизни животного, а составляет одно целое с душой, которая столь же зависит от тела, сколь со своей стороны определяет его». При таком подходе врач держит больного в полном неведении и пациент полагается лишь на авторитет врача, полностью доверяя ему как человеку, неспособному причинить зло. Эта форма общения врача с больным менее эффективна и наиболее примитивна. Но в тех случаях, когда имеют дело с душевными заболеваниями, необходима иная форма общения, предполагающая включение в поле зрения врача и душевное состояние больного.

В этом случае больному не только сообщается все, что знает о нем врач и думает, но каждое слово, каждое действие должно предприниматься с учетом его влияния на состояние пациента. Врач обращается к нему, как к мыслящему существу, апеллирует к его разуму. Врач обсуждает состояние здоровья своего пациента, превращая его в своего ученого коллегу, то есть общается с ним на уровне «сознания вообще», на котором все люди равны между собой, то есть на уровне трансцендентального субъекта. Но врач вынужден сохранить и дистанцию; при этом врач и пациент в действительности чужды друг другу, то есть врач в любой момент может оборвать всякую коммуникацию, ибо, по словам самого же К. Ясперса, он «не говорит от своего собственного лица, а превращается в функцию процесса лечения».

В этом случае врач сознает, что он «натолкнулся на границу» и эта граница — сама личность пациента, которая остается вне поля зрения врача. Это натолкнуло К.Ясперса на мысль, которая впоследствии легла в основу его учения, что «человек как целое не объективируем. Поскольку он объективируем, он есть предмет..., но в качестве такового он никогда не есть он сам. По отношению к нему, как объекту, можно действовать только в исторической конкретности, в которой уже никто не есть «случай», но в которой свершается судьба. Теперь уже нельзя больше спутать объективно-предметное в человеке. в эмпирическом смысле с ним самим как экзистенцией, открывающейся в коммуникации».

Задача врача — наиболее эффективно помочь своему пациенту. К.Ясперс полагает, что это возможно только при отношении к человеку как экзистенции, то есть при личном к нему отношении. Только такое общение, при котором нет отношения к больному как предмету, а существует подлинная внутренняя связь двух людей, доверяющих друг другу, что может быть подлинной предпосылкой эффективного лечения.

KARL YASPERS: THE PROBLEM OF COMMUNICATION IN PHILOSOPHI AND MEDICINE

A.I. Polyschuk (Irkutsk State Medical University)

The paper deals with the communication problem, «doctor — patient», in particular.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс - Энциклопедия, 1994. - С.558-559.

2. Реале Д., АнтисериД. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 4. — СПб., 1997.

3. Современная западная философия: Словарь. — М.: Политиздат, 1991. — 414 с._

4. Чикин С.Я. Врачи-философы. — М.: Медицина, 1990. — 383 с.

5. Хрусталев Ю.М. Общий курс философии. — Т. 1. — М., 200з. — 608 с.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. — 450 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.