Научная статья на тему 'КАРЛ ПОППЕР КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПОСТПОЗИТИВИЗМА'

КАРЛ ПОППЕР КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПОСТПОЗИТИВИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
504
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТПОЗИТИВИЗМ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / НАУКА / РАЦИОНАЛИЗМ / ЭМПИРИЗМ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / POSTPOSITIVISM / PHILOSOPHY OF SCIENCE / SCIENCE / RATIONALISM / EMPIRICISM / FALSIFICATION / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дадашев А.А., Ермолаева М.Х.

Статья посвящена актуальной проблеме. Авторами изучен большой объем фактического материала. В статье рассмотрены основные постпозитивистские концепции философии науки и критический рационализм Карла Поппера. Авторы выразили достаточно смелую точку зрения, что человек - существо ошибающееся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KARL POPPER AS THE FOUNDER OF POSTPOSITIVISM

The article is devoted to the actual problem. The authors studied a large amount of factual material. The article deals with the basic post-positivist concepts of the philosophy of science and the critical rationalism of Karl Popper. The authors expressed a rather bold point of view that man is a wrong creature.

Текст научной работы на тему «КАРЛ ПОППЕР КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПОСТПОЗИТИВИЗМА»

Дадашев А.А., д.ф.н.

профессор Ермолаева М.Х. студент магистратуры ФГБОУВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова»

Россия, г. Нальчик КАРЛ ПОППЕР КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПОСТПОЗИТИВИЗМА Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме. Авторами изучен большой объем фактического материала. В статье рассмотрены основные постпозитивистские концепции философии науки и критический рационализм Карла Поппера. Авторы выразили достаточно смелую точку зрения, что человек - существо ошибающееся.

Ключевые слова: постпозитивизм, философия науки, наука, рационализм, эмпиризм, фальсификация, методология.

Dadashev А. А.

D. F. n...Professor. Of the "Kabardino-Balkarian state agrarian University named after V. M. Kokov", Nalchik

Ermolaeva M.H. master's student Of the "Kabardino-Balkarian state agrarian University named after V. M. Kokov", Nalchik KARL POPPER AS THE FOUNDER OF POSTPOSITIVISM Annotation: The article is devoted to the actual problem. The authors studied a large amount of factual material. The article deals with the basic post-positivist concepts of the philosophy of science and the critical rationalism of Karl Popper. The authors expressed a rather bold point of view that man is a wrong creature.

Key words: post-positivism, philosophy of science, science, rationalism, empiricism, falsification, methodology.

Развитие философии науки в конце XIX в. начало XX в. выступает одним из решающих импульсов развития самой науки. Процессы, которые происходили тогда в философии науки, оказали принципиальное влияние на последующее движение научной мысли. Становление философии науки как направления исследований имело в качестве своей предпосылки оформление философия науки в качестве части философии, части определённых философских учений. Философия науки как часть философии является процессом и результатом применением всего интеллектуального потенциала философии к освоению феномена науки. Как отдельное направление философии, философия науки сложилась приблизительно во второй половине XIX века в связи с необходимостью решения методологических проблем бурного развития науки и была ориентирована на выявление роли и

значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Основным предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания, взятого в его историческом развитии и рассматриваемого в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Одним из этапов развитии науки является постозитивизм, как попытка преодоления недостатков позитивизма. В отличии от предшествующих направлений, для которых было характерно ориентация на исследование только формально-логических конструкций научного знания, представители постпозитивизма обращались к истории науки, к анализу ее движущих сил.

Взамен разработки идеальной модели познания постпозитивизм использует факты реальной истории развития науки, демонстрируя зависимость познавательного процесса общества и от познающего индивида. Особое внимание в постпозитивизме стали уделять аномалиям и тупиковым ситуациям в науке, конкуренции теорий. Как следствие этого появились требования учитывать философский, культурно-исторический фон, на котором развертываются научные исследования.

Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов. Вместо резких противопоставлений науки и философии, постпозитивисты ищут связи между составляющими науки, между наукой и философией, наукой и ненаукой. Они вводят понятие «состояния революции» в науке и нормального ее развития.

Исторически первым учением, положившим начало постпозитивизму, был критический рационализм Карла Поппера, который подверг критике стандартную позитивистскую модель познания, в частности идею «чистого эмпиризма», утверждая, что эмпирические высказывания не менее подвержены ошибкам, чем теоретические. Карл Поппер выступил против существования чистого языка наблюдения, не содержащего никаких теоретических идей.

Верификационному принципу он противопоставляет принцип фальсификации - научной является такая теория, применительно к которой всегда найдется факт, ей противоречащий. При этом, если теория фальсифицирована, она должна быть целиком видоизменена или заменена более успешной теорией.

Принцип фальсификации Поппера был призван не только отделять научные теории от ненаучных, но и сравнивать научные теории по степени их предпочтительности.

При этом термин «факт» трактуется Карлом Поппером широко - это не только факты, но и все мыслимые утверждения о фактах. Поскольку результатом фальсификации теории является выдвижение другой, то в научном исследовании мы должны стремится не к спасению теории, а наоборот, пытаться любыми средствами опровергнуть ее.

В методологии К.Поппера акцент делался на негативных примерах, аргументах, фактах, опровержениях, то есть на критике существующих и

выдвигаемых теорий, с целью нахождения истинных научных знаний.

В познавательном смысле данные миры не сводимы друг к другу: человек, создав теорию и закрепив ее в научном языке, дает ей объективное существование и с этого момента она перестает принадлежать субъекту. Поэтому мир знаний существует независимо от мира состояния сознания.

Но именно в мире объективного знания происходит рост научного знания, под которым К.Поппер, прежде всего, понимал последовательную смену научных теорий с возрастанием степени их совершенства (каждая последующая теория способна объяснить не только эмпирические факты, описываемые предыдущей теорией, но и новые, не известные до сих пор).

Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие:

- проблема демаркации;

- принцип фальсификации;

- принцип фаллибилизма;

- теория "трех миров".

Карлу Попперу принадлежит концепция трех миров: мир вещей, мир человеческого знания, мир объективного знания.

Научное знание должно быть фальсифицируемо, т. е. знание является научным тогда и только тогда, когда его можно опровергнуть. Его можно не то что опровергнуть вообще. Научное знание должно быть опровергаемо, т. е. фальсифицируемо в принципе. Оно должно подвергаться опровержению, давать возможность с ним спорить. Такое знание есть научное знание, только такое знание дает прирост научного знания. Истина, как известно, рождается в споре, в умении опровергать положения и защищать их.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По К.Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.

Для постпозитивизма характерны попытки подвергнуть всестороннему анализу влияние на процесс роста научного знания различных так называемых «вненаучных» факторов - социальных, культурных, духовных, политических и т.д. Здесь наука перестает существовать в качестве замкнутого на себе самом вида деятельности, начинает активно взаимодействовать с культурными традициями и социальной средой. Конечно, такое взаимодействие всегда имело место, но теперь проблематика социокультурных измерений процесса научного познания становится для философов науки интересной и «перспективной» темой.

Несмотря на существование, как в неопозитивизме, так и в постпозитивизме неверных взглядов и отдельных тупиковых направлений, в

целом неопозитивисты и постпозитивисты сформировали основной блок проблем и направлений дальнейшего развития философии науки: отличие научного знания от других видов знаний; структура научного знания; модели развития научного знания; структура научного открытия; эволюция и революция в науке, методические нормы, стандарты, идеалы и ценности в науке. Постпозитивисты придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся. Все это актуально до сих пор, продолжает быть предметом исследования современных философов и методологов науки.

Использованные источники:

1. Купцова В.И. Философия и методология науки. - М.: Ин-т «Открытое общество», 1996. - 397 с.

2. Грязнов Б.С. Философия науки К. Поппера // Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. С 184.

3. Лекторский В.А., Садовский В.Н. Проблема методологии и философии науки. //Вопросы философии, 1980, № 3.

4. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.