Научная статья на тему 'ФАЛЬСИФИКАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ К. ПОППЕРА'

ФАЛЬСИФИКАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ К. ПОППЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
323
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / МЕТОД / ИНДУКЦИЯ / ДЕМАРКАЦИЯ / PHILOSOPHY / FALSIFICATION / KNOWLEDGE / METHOD / INDUCTION / DEMARCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чеченова А.А.

В работе рассматривается логико-методологическая концепция К.Р. Поппера, которая явилась переломным пунктом в развитии позитивизма, и способствовала кризису его неопозитивистской доктрины. Показано, что принципиальные установки философии неопозитивизма, были внутренне несостоятельными и привели к существенным трудностям при реализации методологической программы абсолютной формализации научного знания и решении проблем индукции, демаркации, обоснования знания и т.д. Эти проблемы и сегодня волнуют философов и методологов науки. К. Поппер предложил оригинальные решения некоторых из них. Возможно, если мы вдумаемся в его аргументацию, то сможем приблизиться к нахождению правильных решений. Поэтому анализ основных идей философа позволяет более глубоко их понять и осмыслить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FALSIFIKATSIONNY METHODOLOGY OF K. POPPER

In work the logiko-methodological concept of K.R. Popper which was critical point in positivism development is considered, and promoted crisis of its neopositivistic doctrine. It is shown that neopositivism philosophy principles, were internally insolvent and resulted in essential difficulties at implementation of the methodological program of absolute formalization of scientific knowledge and the solution of problems of induction, demarcation, justification of knowledge, etc. These problems concern philosophers and methodologists of science also today. K. Popper proposed original solutions of some of them. It is possible if we ponder upon his argument, then we will be able to approach finding of the correct decisions. Therefore the analysis of the main ideas of the philosopher allows to understand more deeply them and to comprehend.

Текст научной работы на тему «ФАЛЬСИФИКАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ К. ПОППЕРА»

УДК 101.1

Чеченова А. А. студент магистратуры 1 года обучения факультета «Строительство и Землеустройство» Направление: Землеустройство и кадастры ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский Государственный Аграрный

Университет имени В.М. Кокова» Россия, г.о. Нальчик Научный руководитель: Дадашев А. А., профессор, д.ф.н.

Chechenova A. A.

magistracy of 1 year of training of faculty "Construction and Land

management"

Direction: Land management and cadastre "Kabardino-Balkarian State Agricultural University of V.M. Kokov"

Russia, Nalchik

Scintific adviser: Dadashev A. A., professor, d.p.s.

ФАЛЬСИФИКАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ К. ПОППЕРА FALSIFIKATSIONNY METHODOLOGY OF K. POPPER

Аннотация. В работе рассматривается логико-методологическая концепция К.Р. Поппера, которая явилась переломным пунктом в развитии позитивизма, и способствовала кризису его неопозитивистской доктрины. Показано, что принципиальные установки философии неопозитивизма, были внутренне несостоятельными и привели к существенным трудностям при реализации методологической программы абсолютной формализации научного знания и решении проблем индукции, демаркации, обоснования знания и т.д. Эти проблемы и сегодня волнуют философов и методологов науки. К. Поппер предложил оригинальные решения некоторых из них. Возможно, если мы вдумаемся в его аргументацию, то сможем приблизиться к нахождению правильных решений. Поэтому анализ основных идей философа позволяет более глубоко их понять и осмыслить.

Summary. In work the logiko-methodological concept of K.R. Popper which was critical point in positivism development is considered, and promoted crisis of its neopositivistic doctrine. It is shown that neopositivism philosophy principles, were internally insolvent and resulted in essential difficulties at implementation of the methodological program of absolute formalization of scientific knowledge and the solution ofproblems of induction, demarcation, justification of knowledge, etc. These problems concern philosophers and methodologists of science also today. K. Popper proposed original solutions ofsome of them. It is possible if we ponder upon his argument, then we will be able to approach finding of the correct decisions. Therefore the analysis of the main ideas of the philosopher allows to understand more deeply them and to comprehend.

Ключевые слова: философия, фальсификация, знание, познание, метод, индукция, демаркация

Keywords: philosophy, falsification, knowledge, knowledge, method, induction, demarcation

Интересы К. Поппера охватывают различные области знания, включая физику, математику, логику, теорию вероятностей, биологию, общественные и социальные науки. Стремление осмыслить все сферы человеческой жизни привело мыслителя к созданию концепций, которые довольно четко можно разделить на две группы. К первой относятся работы по философии науки, в частности, теории познания. Ко второй принадлежат работы по социальной философии. Но, как неоднократно отмечал сам философ, основная сфера его интересов лежит в области методологии физики и, следовательно, для решения любых проблем, как гносеологических, так и социальных, он использовал естественнонаучные методы.

Методологическая концепция К. Поппера получила название "фальсификационизм", так как ее основным принципом является принцип фальсифицируемости.

Прежде всего К. Поппер руководствовался некоторыми логическими соображениями. Логические позитивисты заботились о верификации утверждений науки, т.е. об их обосновании с помощью эмпирических данных. Они считали, что такого обоснования можно достигнуть или с помощью вывода утверждений науки из эмпирических предложений, или посредством их индуктивного обоснования. Однако это оказалось невозможным. Ни одно общее предложение нельзя вполне обосновать с помощью частных предложений. Частные предложения могут лишь опровергнуть его. Например, для верификации общего предложения "Все деревья теряют листву зимой" нам нужно осмотреть миллиарды деревьев, в то время как опровергается это предложение всего лишь одним примером дерева, сохранившего листву среди зимы. Вот эта асимметрия между подтверждением и опровержением общих предложений, и критика индукции, как метода обоснования знания и привели К. Поппера к фальсификационизму.

Однако у него были и более глубокие - философские - основания для того, чтобы сделать фальсификационизм ядром своей методологии. К. Поппер верит в объективное существование физического мира и признает, что человеческое познание стремится к истинному описанию этого мира. Он даже готов согласиться с тем, что человек может получить истинное знание о мире. Однако К. Поппер отвергает существование критерия истины - критерия, который позволял бы нам выделять истину из всей совокупности наших убеждений. Даже если бы мы в своем научном поиске случайно натолкнулись на истину, мы не смогли бы с уверенностью знать, что это - истина. Ни непротиворечивость, ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут служить критерием истины. Любую фантазию можно представить в непротиворечивом виде, а ложные убеждения часто находят подтверждение. В попытках понять мир люди выдвигают гипотезы, создают теории и

формулируют законы, но они никогда не могут с уверенностью сказать, что именно из созданного ими - истинно. Единственное, на что мы способны, - это обнаружить ложь в наших воззрениях и отбросить ее. Постоянно выявляя и отбрасывая ложь, мы тем самым можем приблизиться к истине.

Научная теория, считает Поппер, всегда может быть выражена в виде совокупности общих утверждений типа "Все тигры полосаты", "Все рыбы дышат жабрами" и т.п. Утверждения такого рода можно выразить в эквивалентной форме: "Неверно, что существует не полосатый тигр". Поэтому всякую теорию можно рассматривать как запрещающую существование некоторых фактов или как говорящую о ложности базисных предложений. Например, наша "теория" утверждает ложность базисных предложений типа "Там-то и там имеется не полосатый тигр". Вот эти базисные предложения, запрещаемые теорией, Поппер называет "потенциальными фальсификаторами" теории. "Фальсификаторами" -потому, что если запрещаемый теорией факт имеет место и описывающее его базисное предложение истинно, то теория считается опровергнутой. "Потенциальными" - потому, что эти предложения могут фальсифицировать теорию, но лишь в том случае, когда будет установлена их истинность. Отсюда понятие фальсифицируемости определяется следующим образом: "теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификаторов не пуст".

Фальсифицированная теория должна быть отброшена. К. Поппер решительно настаивает на этом. Такая теория обнаружила свою ложность, поэтому мы не можем сохранять ее в своем знании. Всякие попытки в этом направлении могут привести лишь к задержке в развитии познания, к догматизму в науке и к потере ею своего эмпирического содержания.

"Проблему нахождения критерия, который позволил бы нам провести различие между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также "метафизическими" системами - с другой, я называю, -говорит Поппер, - проблемой демаркации". Именно эта проблема, по собственному признанию Поппера, заинтересовала его в самом начале научной деятельности. В то время, т.е. в начале 20-х годов, было широко распространено восходящее еще к Бэкону и Ньютону мнение о том, что наука отличается использованием индуктивного метода, который начинает с наблюдений, констатации фактов, а затем восходит к обобщениям. Это мнение разделяли и логические позитивисты, принявшие в качестве критерия демаркации верифицируемость, т.е. подтверждаемость научных положений эмпирическими данными.

Подтвердить можно все что угодно - это еще не свидетельствует о научности. То, что некоторое утверждение или система утверждений говорят о физическом мире, проявляется не в подтверждаемости их опытом, а в том, что опыт может их опровергнуть. Если система опровергается с помощью опыта, значит, она приходит в столкновение с реальным положением дел, но

это как раз и свидетельствует о том, что она что-то говорит о мире. Исходя из этих соображений, Поппер в качестве критерия демаркации принимает фальсифицируемость, т.е. эмпирическую опровержимость: "Для эмпирической научной системы должна существовать возможность быть опровергнутой опытом".

К. Поппер соглашается с тем, что ученые стремятся получить истинное описание мира и дать истинные объяснения наблюдаемым фактам. Однако, по его мнению, эта цель актуально не достижима и мы способны лишь приближаться к истине. Научные теории представляют собой лишь догадки о мире, необоснованные предположения, в истинности которых мы никогда не можем быть уверены: "С развиваемой здесь точки зрения все законы и все теории остаются существенно временными, предпочтительными или гипотетическими даже в том случае, когда мы чувствуем себя неспособными сомневаться в них". Эти предположения невозможно верифицировать, их можно лишь подвергнуть проверкам, которые рано или поздно выявят ложность этих предположений.

В самом познании окружающего мира человек всегда опирается на определенные верования, ожидания, теоретические предпосылки; процесс познания начинается не с наблюдений, а с выдвижения догадок, предположений, объясняющих мир. Свои догадки мы соотносим с результатами наблюдений и отбрасываем их после фальсификации, заменяя новыми догадками. Пробы и ошибки - вот из чего складывается метод науки. Для познания мира, утверждает К. Поппер, "нет более рациональной процедуры, чем метод проб и ошибок - предположений опровержений: смелое выдвижение теорий, попытки наилучшим образом доказать ошибочность этих теорий и временное их признание, если критика оказывается безуспешной". Метод проб и ошибок характерен не только для научного, но и для всякого познания вообще. И амеба и Эйнштейн пользуются им в своем познании окружающего мира, говорит Поппер. Более того, метод проб и ошибок является не только методом познания, но и методом всякого развития. Природа, создавая и совершенствуя биологические виды, действует методом проб и ошибок. Каждый отдельный организм - это очередная проба; успешная проба выживает, дает потомство; неудачная проба устраняется как ошибка.

Итогом и концентрированным выражениям фальсификационизма является схема развития научного знания, принимаемая Поппером. Как мы уже отмечали, фальсификационизм был порожден глубоким философским убеждением Поппера в том, что у нас нет никакого критерия истины и мы способны обнаружить и выделить лишь ложь. Из этого убеждения естественно следует:

1) понимание научного знания как набора догадок о мире - догадок, истинность которых установить нельзя, но можно обнаружить их ложность;

2) критерий демаркации - лишь то знание научно, которое фальсифицируемо;

3) метод науки - пробы и ошибки.

Научные теории рассматриваются как необоснованные догадки, которые мы стремимся проверить - с тем, чтобы обнаружить их ошибочность. Фальсифицированная теория отбрасывается как негодная проба, не оставляющая после себя следов. Сменяющая ее теория не имеет с ней никакой связи, напротив, новая теория должна максимально отличаться от старой теории. Развития в науке нет, признается только изменение: сегодня вы вышли из дома в пальто, но на улице жарко; завтра вы выходите в рубашке, но льет дождь; послезавтра вы вооружаетесь зонтиком, однако на небе - ни облачка, и вы никак не можете привести свою одежду в соответствие с погодой. Даже если однажды вам это удастся, все равно, утверждает Поппер, вы этого те поймете и останетесь недовольны. - такова в общих чертах фальсификационистская методология Поппера.

Поппер внес большой вклад в философию науки. Прежде всего, он намного раздвинул ее границы. Логические позитивисты сводили методологию к анализу структуры знания и к его эмпирическому оправданию. Поппер основной проблемой философии науки сделал проблему развития знания - анализ выдвижения, формирования, проверки и смены научных теорий. Переход от анализа структуры к анализу развития знания существенно изменил и обогатил проблематику философии науки. Еще более важно то, что методологический анализ развития знания потребовал обращения к реальным примерам развития науки. Именно с методологической концепции Поппера философия науки начинает свой поворот от логики к истории науки. Сам Поппер - особенно в начальный период своего творчества - еще в значительной мере ориентировался на логику, но его ученики и последователи уже широко используют историю науки в своих методологических исследованиях. Обращение к реальной истории быстро показало существенные недостатки методологии Поппера, однако развитие философии науки после крушения логического позитивизма в значительной степени было связано с критикой и разработкой его идей.

Использованные источники:

1. Агацци Э. Реализм в науке и историческая природа научного познания // Вопр. философии. 2008. - N6.

2. Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии.1992. N10.

3. Вригт фон Г.Х. Логика и философия в XX веке //Вопр. философии. 2002. -N8.

4. Лакатос И. Доказательства и опровержения: Пер. с англ. -М.: Наука, 2015.

5. Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ: Пер. с англ. М.: Медиум, 2013.

6. Порус B .К Демаркации проблема / Новая философская энциклопедия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.