Научная статья на тему 'Карикатуры Антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг.: что именно было опубликовано в журнале «Сын Отечества»?'

Карикатуры Антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг.: что именно было опубликовано в журнале «Сын Отечества»? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Сын Отечества» / карикатура / русская гравюра / Отечественная война 1812 г. / журнальная иллюстрация / антинаполеоновская карикатурная кампания / периодика XIX века / Syn Otechestva / caricature / Russian engraving / the Patriotic War of 1812 / magazine illustration / antiNapoleonic caricature campaign / periodicals of the XIXth century

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щербакова Анна Эдуардовна

Уже на протяжении нескольких десятилетий к журналу «Сын Отечества» не ослабевает исследовательский интерес. Одной из популярных тем среди искусствоведов, историков и культурологов являются карикатуры антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг., опубликованные в данном издании. Тем не менее сведения о том, что именно было помещено в журнале и кто автор иллюстраций, кардинально разнятся. В данной статье на основе междисциплинарного подхода установлен точный набор карикатур, выходивших в «Сыне Отечества» в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 годов. На основе широкого круга библиографических источников определяется коллектив рисовальщиков и граверов, работавших с журналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Caricatures of the Anti-Napoleonic Campaign of 1812-1814: What Exactly was Published in the Syn Otechestva Magazine?

Research interest in the Syn Otechestva magazine has not waned for several decades. One of the popular topics among art historians, historians and culturologists is the caricatures of the anti-Napoleonic campaign of 1812-1814 published in this magazine. However, the information about what exactly was published in the magazine and who the author of the illustrations was is radically different. On the basis of an interdisciplinary approach this article has established the exact set of caricatures published in the Syn Otechestva during the Patriotic War of 1812 and foreign campaigns of the Russian army of 1813-1815. Based on a wide range of bibliographic sources a team of draftsmen and engravers who worked with the magazine has been determined.

Текст научной работы на тему «Карикатуры Антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг.: что именно было опубликовано в журнале «Сын Отечества»?»

УДК 070.4+7.032.2+84(470)

001: 10.48164/2713-301Х_2024_16_108

А.Э. Щербакова

Санкт-Петербург Российская национальная библиотека aeshcherbakova.art0gmail.com

КАРИКАТУРЫ АНТИНАПОЛЕОНОВСКОЙ КАМПАНИИ 1812-1814 гг.: ЧТО ИМЕННО БЫЛО ОПУБЛИКОВАНО В ЖУРНАЛЕ «СЫН ОТЕЧЕСТВА»?

Уже на протяжении нескольких десятилетий к журналу «Сын Отечества» не ослабевает исследовательский интерес. Одной из популярных тем среди искусствоведов, историков и культурологов являются карикатуры антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг., опубликованные в данном издании. Тем не менее сведения о том, что именно было помещено в журнале и кто автор иллюстраций, кардинально разнятся. В данной статье на основе междисциплинарного подхода установлен точный набор карикатур, выходивших в «Сыне Отечества» в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1815 годов. На основе широкого круга библиографических источников определяется коллектив рисовальщиков и граверов, работавших с журналом.

Ключевые слова: «Сын Отечества», карикатура, русская гравюра, Отечественная война 1812 г., журнальная иллюстрация, антинаполеоновская карикатурная кампания, периодика XIX века.

В октябре 1812 г., в самый разгар Отечественной войны, вышел в свет первый номер знаменитого журнала Николая Ивановича Греча «Сын Отечества»1. Патриотическая направленность издания сразу же поместила его в авангард антинаполеоновских настроений. Связь редакции с походной типографией Главного штаба позволяла журналистам оперативно освещать события на фронте. Авторы стремились поднять боевой дух читателей и усилить их веру в скорейшую победу. Помимо новостей на страницах журнала печатались забавные рассказы и анекдоты. В них высмеивались неудачи французской армии: промахи военного руководства, убогий походный быт солдат, неуемные геополитические аппетиты Наполеона. Для большего впечатления к статьям прикладывались карикатуры.

1 Сын Отечества: ист. и полит. журн. Санкт-Петербург: В тип. Иосифа Иоаннесова, 1812-1825. Ч.1-104.

Так, в российской прессе набрал популярность жанр иллюстрации2.

Кто же был автором этих занимательных картинок, смакующих крушение захватнических планов противника? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть давно найден. «Сын Отечества» - издание, занимающее особое место в истории России и русской журналистике; его графическое содержание регулярно упоминается в искусствоведческих, исторических и книговедческих исследованиях уже более полувека. При этом круг лиц, имевших отношение к иллюстрациям из «Сына Отечества», имеет очень

2 Важно, что в 1812 г. карикатура не была новшеством для русской прессы. За четыре года до этого А.Г. Венецианов предпринял издание «Журнала карикатур». Всего им было выпущено три листа, дальнейший выход журнала прекратился из-за цензурного запрета. После этого эпизода власти были настороженно настроены к данному виду изопродукции. Однако к иллюстрациям патриотического характера в «Сыне Отечества» они отнеслись благосклонно.

расплывчатые очертания. В советских учебниках для вузов типа «Истории русской журналистики XVШ-XIX веков» под редакцией А.В. Западова указано: «Рисовали для "Сына Отечества" художники А.Г. Венецианов и И.И. Теребенев» [1, с. 119]. Этот же тезис повторяется в современных изданиях для будущих журналистов [2, с. 169]. В статье историка Е.А. Вишленковой «"Метки на память": сатирические образы войны 1812 года» фигурирует большая плеяда русских графиков: «В журнале работали такие мастера графики, как М. Богучаров, К. Зеленцов, И. Иванов, И. Тупылев, И. Теребенев, Е. Корнеев, А. Венецианов, И. Шифляр и целый ряд оставшихся анонимными художников» [3, с. 152]. Указывая на этих же авторов, Л.А. Кольцова в искусствоведческой статье «1812 год в графике художников-современников военных событий» [4] представляет вниманию читателей внушительный список их работ, опубликованных в журнале. Данные изображения регулярно упоминаются в статьях других авторов, а также демонстрируются в различных докладах на научных конференциях как иллюстрации к «Сыну Отечества».

Зачастую основанием для атрибуции становятся ссылки на статьи журнала, помещенные на самих гравюрах. В то же время значительная часть данных произведений фигурирует в исследованиях, посвященных летучим листкам антинаполеоновской карикатурной кампании 1812-1814 годов. Ее участники с энтузиазмом включились в борьбу с французами посредством визуального языка. Обстоятельная библиографическая реконструкция данной кампании была предпринята еще в 1960-х гг. С.А. Клепиковым. Ему удалось составить перечень из 241 произведения,попутно определив технику их исполнения [5]. Так было установлено, что данные работы представлены преимущественно офортами и в очень редких случаях резцовой гравюрой. Чуть позже воссо-

здать художественную картину их появления попыталась Т.В. Черкесова [6]. Исследователь выяснила, что среди авторов эстампов были как профессиональные художники, так и любители: И.И. Теребенев, А.Г. Венецианов, И.А. Иванов, А. Егоров, Ф. Толстой, А. Мартынов, К. Новоселов, К. Зеленцов, И. Тупылев, Е. Корнеев, А. Савинков, И. Бугаевский-Благодарный, С. Шифляр, Г. Гейслер, Н.И. Греч, А.Н. Оленин и др. Искусствовед также отметила тесную связь содержания изображений с журналом: «Более пятидесяти листов из двухсот имеют ссылки на "Сына Отечества" или сделаны по его заметкам» [6, с. 13]. С одной стороны, из текста статьи мы понимаем, что речь идет о посреднической роли издания между идеями сюжетов и художниками. С другой стороны, некоторые высказывания могут быть неоднозначно истолкованы читателями: «Нет ни одной статьи из раздела "Смесь" журнала "Сына Отечества", которая не имела бы иллюстрации в виде карикатуры или публицистической гравюры» [6, с. 15]. В каком значении здесь следует воспринимать карикатуры: как элемент самого журнала или исключительно как картинку, объясняющую какой-либо текст, но не опубликованную вместе с ним?

Ответ на вопрос «Что именно было помещено в журнале?» остается невнятным. Не удается найти точный ответ и в работах других современных специалистов. Помимо тех, кто смело относит листы карикатур к журнальным иллюстрациям из «Сына Отечества», есть исследователи, рассматривающие произведения вышеперечисленных мастеров графики в ином ключе. Одни аккуратно отмечают, что статьи из журнала служили сюжетами для листовых гравюр (опуская непосредственно вопрос о гравюрах как составляющей журнала) [7, с. 250-251]. Другие утверждают, что сначала карикатуры выходили в составе новых выпусков, а затем издавались отдельно

в виде летучих листков1. В данном случае непонятно, был ли «Сын Отечества» только зачинателем карикатурной кампании, или листы карикатур точь-в-точь повторяли иллюстрации в журнале. В публикациях же третьих предпринимается попытка выделить именно журнальные иллюстрации из всего массива политических карикатур 18121814 гг. [8]. Однако подобные исследования основываются на наличии подписи к картинке, что не может быть гарантией точности. И даже библиографические ссылки на конкретный выпуск в списке используемой литературы в таких исследованиях не подтверждают истинности данных высказываний. Взяв в руки журнал «Сын Отечества», читатель данных иллюстраций в нем не обнаружит.

Собиранием графики времен Отечественной войны 1812 г. занимались знаменитые библиофилы и любители гравюры. Обратимся к фундаментальным справочным трудам по теме русской карикатуры, составленным ими. В «Русских народных картинках» Д.А. Ровинского [9] почти все упоминания «Сына Отечества» встречаются только в цитированиях текста гравюр. На принадлежность этих листов к журналу составитель в библиографических записях не указывает. О внешнем виде карикатур мы узнаем из формулировок «крепкая водка», «в лист», «в длину».

Что касается «Русской карикатуры» В.А. Верещагина [10], то в этом указателе также атрибутирована немалая часть произведений. Часто приводятся иконографические описания гравюр. В записи включены краткие пересказы статей из журнала, послуживших сюжетами для карикатур. Часть из них содержит фразу: «описано в "Сыне Отечества" [год, номер, страница]». Эти сведения В.А. Верещагин взял из подписи к изо-

Тимофеев Л.В. Приют, любовью муз согретый: [дом Олениных в Петербурге и дача в Приютине: отзывы, воспоминания, стихотворные послания и письма современников, впервые собранные воедино и прокомментированные]. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2007. С. 37, 195.

бражениям. Тем не менее о том, что они находились в составе журнала, автор не говорит.

Действительно, нередко утраченные листы книжных и журнальных иллюстраций обнаруживаются исследователями благодаря имеющимся подписям на гравюрах. Иногда в периодических изданиях помещались картинки с указанием названия журнала, тома/части/номера и статьи, к которой относился визуальный ряд. Однако в случае с «Сыном Отечества» подобная подпись не может быть абсолютной гарантией. В каталоге можно обнаружить характерные примеры, заставляющие нас сомневаться в том, что данные карикатуры были помещены в журнале. Например, В.А. Верещагиным были включены в перечень карикатур гравюры с похожими названиями, но разными по визуальному содержанию [10, с. 167]:

1. «Чем он победил врага своего? Нагайкою! Из журнала Сын. Отеч. книг. 7, стр. 43» И.И. Теребенева (рис. 1).

2. «Чем победил его? Нагайкой» (составитель приписывает ее

A.Г. Венецианову) (рис. 2).

3. «Чем победил он врага? Нагайкою. Сын Отеч. 1812 г., № 7, стр. 43» (рис. 3).

Очевидно, что наличие подписи не может быть свидетельством того, что карикатура была элементом оформления журнала. Ведь в рамках карикатурной кампании появлялись изображения, выполненные по абсолютно разным рисункам, но ссылающиеся на одну и ту же статью. Все они просто не могли быть опубликованы в издании. Отдельные изображения уже в названии и сопутствующем тексте отрицают свой выход одновременно со статьей. Так, события гравюры «Французы голодные волки, терзают барана» были описаны в 1812 г. в № 3 «Сына Отечества», сам же лист был издан 28 января 1813 г. (рис. 4).

В каталогах Д.А. Ровинского [11, стб. 100-101 (2-й ряд)] и справочнике

B.А. Верещагина [10, стб. 109, 115] встре-

чаются только две картинки, в описаниях которых четко сказано, что они были приложены к изданию. Однако известно, что, несмотря на свою безусловную ценность, исследования искусствоведов не лишены неточностей и лакун. Дабы исключить вероятность ошибки, проведем анализ и сравнение внешних характеристик журнала и гравюр. Для начала рассмотрим комплект, хранящийся в РНБ (1/410). Высота переплетов с выпусками журнала - 20-21 см, длина - 13-14 см. В период с 1812 по 1815 г. (время военных действий против Наполеона и французской армии) нам встречаются всего две карикатуры. Первая - «Военное одеяние французской гвардии во время как большая армия свободно производила попятное движение свое от Москвы к Вильне за Вислу, Одер, Эльбу, и проч., и проч. и проч.» вышла в 1813 г. в Ч. 5, № 19. Офорт выполнен Михаилом Богучаровым и напечатан на бумаге верже (рис. 5). Размер листа - 43,8 х 18,3 см. Он сложен в 6 раз. Вероятно, позже бывшим владельцем этого экземпляра в журнал была вклеена еще одна, точно такая же гравюра, только раскрашенная и выполненная на очень тонкой бумаге (рис. 6). Она могла быть вырезана из другого экземпляра издания. Лист в плохой сохранности, имеет многочисленные надрывы.

Вторая гравюра так же за авторством М. Богучарова - «Бивак французских войск под Вильною, на попятном их пути», опубликована в 1813 г. в Ч. 7, № 27 (рис. 7). Размер - 37,9 х 21,7 см, техника исполнения - резец, раскрашена акварелью. Лист из тонкой бумаги с разрывами и утраченными фрагментами, сложен в 5 раз, подогнут снизу на 4-5 см. В каталогах Д.А. Ровинского и В.А. Верещагина указано, что обе картинки были вклеены в № 27. Эти расхождения с экземплярами РНБ могли появиться из-за ошибки составителей или из-за особенности экземпляра, с которым они работали. Тем не менее для настоящего исследования они не

существенны - комплект карикатур в журнале в обоих случаях совпадает.

Сверка экземпляров крупнейших книгохранилищ страны показывает этот же набор карикатур: по одному листу в № 19 и № 27. Его можно обнаружить в комплектах РГБ (ХХ 438/1; А 139/36; VI 15/2), БАН (шифр. 1813 Ч. 7/4823п; 1813 Ч. 5-6, № 13-26. прибавл. № 1-9/ 10416п; 5237), ГПИБ (УЖ/С-991). Помимо сатирических картинок, в Александровскую эпоху в «Сыне Отечества» публиковались и другие по содержанию гравюры. В комплекте РНБ (1/410) всего в номерах с 1812 по 1825 г. 16 листов изображений. Их облик говорит о том, в каком виде до нас доходят иллюстрации, опубликованные в журналах 200-летней давности. Например, «План позиции при селе Бородине близ города Можайска, 1812 года августа 26» (в 1812 г., Ч. 1, № 5, резцовая гравюра А.М. Шелковникова, размер листа - 31,5 х 21,6 см) сложен вчетверо, подогнут снизу на 5,5-6,5 см, имеет надрывы (рис. 8); Изображение медали «Освобождение Москвы. 1812»1 (в 1820 г., Ч. 60. № 9, очерковая гравюра, рисовал Ф.П. Толстой, гравировал Н.И. Уткин, размер - 18 х 20,1 см) сложено вдвое (рис. 9); «Рисунок с препаратов, устроенных на Императорской бумажной фабрике в Петергофе, для делания масляного газа» (в 1821 г., Ч. 68, № 11, рисовал И. Связов, литографировал К.П. Беггров, размер - 31,5 х 37,7 см.) многократно складывался по вертикали и горизонтали (рис. 10).

Все иллюстрации в журнале объединяют несколько признаков. Во-первых, из всего графического массива с 1812 по 1825 г. только две картинки имеют ссылки на часть, к которой они относятся (без указания статьи и страницы) - «Храм, воздвигнутый на вершине Ротенберга» в Ч. 83, № 5 за 1823 г. и литография с изображением пути под руслом Темзы в Ч. 100, № 8 за 1825 год. Во-вторых, при разворачивании всех листов иллюстраций, превышающих по размерам параме-

Также есть у Д.А. Ровинского [12, с. 158].

тры переплета, на бумаге видны явные следы от сгибов. В-третьих, все гравюры и литографии печатались на разных сортах бумаги. Этот факт как раз не исключает того, что карикатуры из числа летучих листков изначально печатались как журнальные иллюстрации, но так и не были вклеены в журнал. Плотность бумаги, на которой выполнены некоторые лубки, намного выше, чем у тех, что обнаружены в журнале. С одной стороны, это говорит о том, что листки предназначались для того, чтобы быть «в движении», проходить через множество рук и бытовых ситуаций. С другой стороны, среди всего этого массива картинок встречаются и те, чей оттиск получен и на неплотной бумаге. Данные производственные аспекты гравюр могут немного завести нас в тупик. Однако тот факт, что ни в одном из экземпляров «Сына Отечества» не было обнаружено хотя бы одно изображение из почти 250 карикатур, говорит о том, что они к нему просто не прилагались.

Предположим, что сразу все экземпляры крупнейших российских библиотек оказались дефектными: какие-то из иллюстраций были утрачены, очутившись в коллекциях страстных собирателей гравюры. Известно, что Д.А. Ровинский [13, т. 4, с. 572-573], П.А. Ефремов1 и другие библиофилы вырывали из книг и журналов интересующие их листы изображений, в некоторых случаях даже обрезая поля офортов. Допустим, таким образом карикатуры И.И. Теребенева когда-то стали частью собрания М.П. Погодина (ныне хранятся в РНБ). Часть данных листов имеет ссылки на журнал. Однако их внешние данные говорят о том, что иллюстрациями они просто не могли быть. Размеры офортов значительно превышают размер переплета: «Собранная на Эльбе обсервационная армия французская», изображение - 22,5 х 33,3 см,

1 Шилов Ф.Г. Записки старого книжника / ред. и предисл. В. Лидина. Москва: Искусство, 1959. С. 16-17.

с полями - 29,2 х 40,7 см (рис. 11); «Французские мародеры испугавшиеся козы», изображение - 20,7 х 26 см, с полями - 23,5 х 30,4 см; «Консилиум», изображение - 21 х 30,9 см, с полями - 30,9 х 39,3 см; «Чем он победил врага своего? Нагайкою!», изображение - 20 х 32,5 см, с полями -30 х 40 см. При этом ни одна из гравюр не имеет признаков того, что она была сложена, дабы быть умещенной в переплет журнала. То же касается гравюр И.А. Иванова: «Хлебосольство отличная черта в характере народа Русского», изображение - 22,2 х 31 см, с полями -29,8 х 37,6 см и «Руской Курций. Ратник Московскаго ополчения», изображение - 22,5 х 31 см, с полями - 31 х 39,5 см (данное изображение когда-то было сложено вдвое, но этого все равно было бы недостаточно для того, чтобы поместиться в журнале).

Такие же варианты с ссылками на «Сына Отечества» и без характерных следов от сгибов мы можем обнаружить и в других крупнейших собраниях гравюры. В ГИМ: «Володимирцы» Бугаевского-Благодарного И.С., с полями -34,5 х 43 см (рис. 12); «Казаки прокатывают французских офицеров» предположительно А.Г. Венецианова, сполями-23,1х31,9см. В Государственном Русском музее: «Кукольная комедия», изображение - 18,1 х 34,0 см (рис. 13), с полями - 26,9 х 35,3 см и «Русский Сцевола» И.И. Теребенева, изображение - 17 х 27 см, с полями - 24,3 х 34,2 см. В ГМИИ: «Крестьянин увозит у французов пушку» И.И. Теребенева, изображение - 20,5 х 29 см, с полями -29,4 х 38 см. Интересная карикатура хранится в коллекции лубков в РГБ: «Смотр французским войскам на обратном их походе чрез Смоленск» И.И. Теребенева (рис. 14). Помимо того, что ее размер близок к размерам других листов (изображение - 22,5 х 41,1 см, с полями - 30,6 х 44 см), она также имеет ссылку, но уже на другое издание.

Офорт иллюстрирует сюжет из газеты «Hamburgischer Correspondent»1.

В годы французской оккупации германских земель (1811-1814 гг.) она носила название «Journal du département des Bouches de l'Elbe» и выходила на немецком и французском языках. Иллюстрацией к нему-то картинка с русской подписью уж точно быть не могла, тем более что об изображенном происшествии И.И. Теребенев явно узнал из материалов «Сына Отечества»2.

Таким образом, у нас есть возможность внести ясность в вопрос о наборе карикатур в журнале и коллективе иллюстраторов, занимавшихся его оформлением. Разбор библиографических источников, сравнение физических характеристик издания и карикатур, а также анализ текстового и графического содержания показывают, что всего за первую четверть XIX в. в «Сыне Отечества» было опубликовано 2 сати-

рических изображения. Обе гравюры выполнены М. Богучаровым. Помимо этих мастеров с 1812 по 1825 г. с журналом сотрудничали А.М. Шелковников, И.А. Иванов (портрет А.У. Веллингтона в Ч. 43, № 1, 1818 г.), Н.И. Уткин, К.П. Беггров. Имена остальных граверов и литографов остаются неизвестны.

Список сокращений

РНБ - Российская национальная

библиотека РГБ - Российская государственная

библиотека БАН - Библиотека Академии наук ГПИБ - Государственная публичная

историческая библиотека России ГИМ - Государственный исторический музей

ГМИИ - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

1 Карикатура ошибочно ссылается на № 180 1812 года. Однако изображенные события были описаны в другом номере: VarsovLe, le 14 Novembre // Staats- und gelehrte Zeitung des Hamburgischen unpartheyischen Correspondenten. Hamburg: Grundsche Erben, 1812. 23 Nov. |№ 187). S. [43-44].

2 Выписки из иностранных ведомостей с замечаниями. Варшава, 14 ноября 1812 г. // Сын Отечества. 1812. Ч. 43, № 1. С. 37-40.

Рис. 1. Рис. и грав. И.И. Теребенев. Чем он победил врага своего? Нагайкою! Офорт, акварель. Изобр. - 20 х 32,5; лист - 30 х 40 см. Российская национальная библиотека

447.

'^■¿¿гг^-иЛ// г/ о

Рис. 2. Чем победил его? Нагайкой. Мягкий лак. Изобр. - 20,5 х 26,8; лист - 21,5 х 28,5 см. Российская национальная библиотека

Рис. 3. Чем победил он врага? Нагайкою! Офорт. Лист - 28,5 х 38,9 см. Российская национальная библиотека

Рис. 4. Французы голодные волки терзают барана. Офорт. Лист - 19 х 29,2 см. Российская национальная библиотека

Рис. 5. Грав. М. Богучаров. Военное одеяние французской гвардии во время как большая армия свободно производила попятное движение свое от Москвы к Вильне за Вислу, Одер, Эльбу, и проч., и проч. и проч. («Сын Отечества», 1813 г., Ч. 5, № 19). Офорт. Лист - 43,8 х 18,3 см. Фото автора статьи

Рис. 6. Грав. М. Богучаров. Военное одеяние французской гвардии во время как большая армия свободно производила попятное движение свое от Москвы к Вильне за Вислу, Одер, Эльбу, и проч., и проч. и проч. («Сын Отечества», 1813 г., Ч. 5, № 19). Офорт, акварель. Лист - 43,8 х 18,3 см. Фото автора статьи

Рис. 7. Грав. М. Богучаров. Бивак французских войск под Вильною, на попятном их пути («Сын Отечества», 1813 г., Ч. 7, № 27). Резец, акварель. Лист - 37,9 х 21,7 см. Фото автора статьи

Рис. 8. Грав. А.М. Шелковников. План позиции при селе Бородине близ города Можайска, 1812 года августа 26 («Сын Отечества», 1812 г., Ч. 1, № 5). Резец, акварель. Лист - 31,5 х 21,6 см. Фото автора статьи

Рис. 9. Рис. Ф.П. Толстой, грав. Н.И. Уткин. Изображение медали «Освобождение Москвы. 1812» («Сын Отечества», 1820 г., Ч. 60, № 9). Очерковая гравюра. Лист - 18 х 20,1 см. Фото автора статьи

Рис. 10. Рис. И. Связов, лит. К.П. Беггров. Рисунок с препаратов, устроенных на Императорской бумажной фабрике в Петергофе, для делания масляного газа («Сын Отечества», 1821 г., Ч. 68, № 11). Литография. Лист - 31,5 х 37,7 см. Фото автора статьи

Рис. 11. Грав. И.И. Теребенев. Собранная на Эльбе обсервационная армия французская. Офорт. Изобр. - 22,5 х 33,3; лист - 29,2 х 40,7 см. Российская национальная библиотека

Рис. 12. Грав. И.С. Бугаевский-Благодарный. Володимирцы. Офорт. Лист - 34,5 х 43 см. Государственный исторический музей

УШ

Рис. 13. Грав. И.И. Теребенев. Кукольная комедия. 1812-1814 гг. Офорт. Изобр. - 18,1 х 34,0; лист - 26,9 х 35,3 см. Государственный Русский музей

Рис. 14. Грав. И.И. Теребенев. Смотр французским войскам на обратном их походе чрез Смоленск: Хотя одеты некрасиво да тепло, а это главное дело! 1813 г. Офорт. Лист - 30,6 х 44 см. Российская государственная библиотека

Список литературы

1. Есин Б.И., Дементьев А.Г., Березина В.Г. История русской журналистики XVШ-XIX веков: [учебник для гос. ун-тов и полигр. ин-тов] / под ред. А.В. Западова. 3-е изд., испр. Москва: Высш. шк., 1973. 518 с.

2. Бадалян Д.А., Громова Л.П., Жирков Г.В. История русской журналистики XVШ-XIX веков / под ред. Л.П. Громовой. 3-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. 527 с.

3. Вишленкова Е.А. «Метки на память»: сатирические образы войны 1812 года // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / ред. А.В. Гладышев, Т.А. Булыгина. Саратов; Ставрополь: Сарат. гос. ун-т; СКФУ, 2012. Вып. 6. С. 150164.

4. Кольцова Л.А. 1812 год в графике художников-современников военных событий // Искусствознание. 2013. № 1-2. С. 330-357.

5. Клепиков С.А. Сатирические листы 1812-1813 годов // Труды. Т. 7 / М-во культуры РСФСР; Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. Москва: Книга, 1963. С. 176-352.

6. Черкесова Т.В. Политическая графика эпохи Отечественной войны 1812 года и ее создатели // Русское искусство XVIII - первой половины XIX века / под ред. Т. Алексеевой. Москва: Искусство, 1971. С. 11-47.

7. Епатко А. Тайны прошлого: занимательные очерки петербургского историка: от Петра I до наших дней. Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2013. 571, [3] с.

8. Березовая Л.Г. Наполеон в русской карикатуре 1812-1813 гг. // Вестник истории, литературы, искусства: альманах. Т. 2. Москва: Собрание, Наука, 2006. С. 139-150.

9. Ровинский Д.А. Русские народные картинки: [в 3 т.]. Т. 2. Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1881. 294-684 л.

10. Верещагин В.А. Русская карикатура. Отечественная война, 1812. Теребенев, Венецианов, Иванов: в 3 т. Т. 2. Санкт-Петербург: Тип. «Сириус», 1912. 180, [3] с., 5 л. цв. ил.

11. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.: в 2 т. Т. 2: К-Ф. Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1895. [2] с., 449-1248 стб.

12. Ровинский Д.А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. Санкт-Петербург: Тип. Акад. наук, 1884. [2], 196 с., 1 л. фронт. (портр.).

13. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4 т. Т. 4: Приложения, заключение и алфавитные указатели. Санкт-Петербург, 1889. [4] с., 878 стб.

Сведения об авторе:

Щербакова Анна Эдуардовна, ведущий библиограф сектора сводных каталогов отдела обработки и каталогов Российской национальной библиотеки

ул. Садовая, 18, Санкт-Петербург, 191069 aeshcherbakova.art0gmail.com

Дата поступления статьи: 22.01.2024

Одобрено: 14.05.2024

Дата публикации: 27.06.2024

Для цитирования:

Щербакова А.Э. Карикатуры Антинаполеоновской кампании 1812-1814 гг.: что именно было опубликовано в журнале «Сын Отечества»?. 2024. № 2 (16). С. 108-123. DOI: 10.48164/2713-301Х_2024_16_108

УДК 070.4+7.032.2+84(470)

DOI: 10.48164/2713-301X_2024_16_108

A.E. Shcherbakova

Saint Petersburg The National Library of Russia aeshcherbakova.art0gmail.com

CARICATURES OF THE ANTI-NAPOLEONIC CAMPAIGN OF 1812-1814: WHAT EXACTLY WAS PUBLISHED IN THE SYN OTECHESTVA MAGAZINE?

Research interest in the Syn Otechestva magazine has not waned for several decades. One of the popular topics among art historians, historians and culturologists is the caricatures of the anti-Napoleonic campaign of 1812-1814 published in this magazine. However, the information about what exactly was published in the magazine and who the author of the illustrations was is radically different. On the basis of an interdisciplinary approach this article has established the exact set of caricatures published in

the Syn Otechestva during the Patriotic War of 1812 and foreign campaigns of the Russian army of 1813-1815. Based on a wide range of bibliographic sources a team of draftsmen and engravers who worked with the magazine has been determined.

Keywords: Syn Otechestva, caricature, Russian engraving, the Patriotic War of 1812, magazine illustration, anti-Napoleonic caricature campaign, periodicals of the XlXth century.

References

1. Esin, B.I., Dement'ev, A.G., Berezina, V.G. (1973) Istoriya russkoj zhurnalistiki XVIII-XIX vekov: uchebnik dlya gosudarstvenny'x universitetov i poligraficheskix institutov [The History of Russian Journalism of the XVIIIth-XIXth Centuries: Textbook for the State Universities and Polygraphic Institutes]. Ed. by A.V. Zapadov. The 3rd Edition, Revised. Moscow: Vy'sshaya shkola. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Badalyan, D.A., Gromova, L.P., Zhirkov, G.V. (2013) Istoriya russkoj zhurnalistiki XVIII-XIX vekov [History of Russian Journalism of the XVIIIth-XIXth Centuries]. Ed. by L.P. Gromova. The 3rd Edition, Revised and Expanded. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University. (In Russian).

3. Vishlenkova, E.A. (2012) "Metki na pamyat'": satiricheskie obrazy' vojny' 1812 goda ["Memory Tags": Satirical Images of the War of 1812]. Istoriya i istoricheskaya pamyat': Mezhdunarodny'j sbornik nauchny'x trudov [History and Historical Memory: International Collection of Scientific Papers]. Ed. by A.V. Gladyshev, T.A. Bulygina. Saratov: Stavropol Saratov State University; North-Caucasus Federal University. Issue 6, 150-164. (In Russian).

4. Kol'czova, L.A. (2013) 1812 god v grafike xudozhnikov-sovremennikov voenny'x soby'tij [1812 in the Graphics of Artists who Lived at the Time of the Military Events]. Iskusstvoznanie [Art History], No. 1-2, 330-357. (In Russian).

5. Klepikov, S.A. (1963) Satiricheskie listy' 1812-1813 godov [Satirical Sheets of 18121813]. Trudy' [Proceedings], Vol. 7. Ministry of Culture of the RSFSR; the State Library of the USSR named after V.I. Lenin. Moscow: Kniga, 176-352. (In Russian).

6. Cherkesova, T.V. (1971) PoLiticheskaya grafika e'poxi Otechestvennoj vojny' 1812 goda i ee sozdateLi [Political Graphics of the Era of the Patriotic War of 1812 and its Creators]. Russkoe iskusstvo XVIII - pervoj poloviny' XIX veka [Russian Art of the XVIIIth - the First Half of the XIXth Century]. Ed. by T. ALekseeva. Moscow: Iskusstvo, 11-47. (In Russian).

7. Epatko, A. (2013) Tajny' proshlogo: zanimatel'ny'e ocherki peterburgskogo istorika: ot Petra I do nashix dnej [Secrets of the Past: Entertaining Essays of a Saint Petersburg Historian: from Peter I to the Present Day]. Moscow: CentrpoLigraf; Saint Petersburg: Russkaya trojka-SPb. (In Russian).

8. Berezovaya, L.G. (2006) NapoLeon v russkoj karikature 1812-1813 godov [NapoLeon in Russian Caricature of 1812-1813]. Vestnik istorii, literatury', iskusstva: al'manax [BuLLetin of History, Literature, Art: ALmanac], VoL. 2. Moscow: Sobranie, Nauka, 139150. (In Russian).

9. Rovinskij, D.A. (1881) Russkie narodny'e kartinki: v 3 tomax [Russian FoLk Pictures: in 3 voLs], VoL. 2. Saint Petersburg: The Expedition of Storing State Papers, 294-684. (In Russian).

10. Vereshhagin, V.A. (1912) Russkaya karikatura. Otechestvennaya vojna, 1812. Terebenev, Venecianov, Ivanov: v 3 tomax. [Russian Caricature. The Patriotic War, 1812. Terebenev, Venetsianov, Ivanov: in 3 voLs], VoL. 2. Saint Petersburg: "Sirius" PubLishing House. (In Russian).

11. Rovinskij, D.A. (1895) Podrobny'j slovar' russkix graverov XVI- XIX vekov.: v 2 tomax [A DetaiLed Dictionary of Russian Engravers of the XVIth-XIXth Centuries: in 2 voLs], VoL. 2. Saint Petersburg: Academy of Sciences PubLishing House. (In Russian).

12. Rovinskij, D.A. (1884) Nikolaj Ivanovich Utkin, ego zhizn' i proizvedeniya [NikoLai Ivanovich Utkin, his Life and Works]. Saint Petersburg: Academy of Sciences PubLishing House. (In Russian).

13. Rovinskij, D.A. (1889) Podrobny'j slovar' russkix gravirovanny'x portretov: v 4 tomax [A DetaiLed Dictionary of Russian Engraved Portraits: in 4 voLs], VoL. 4: Appendices, ConcLusion and ALphabeticaL Indexes. Saint Petersburg. (In Russian).

About the author:

Anna E. Shcherbakova, Leading bibLiographer of the ConsoLidated CataLogues Sector of

the Processing and CataLogues Department of the NationaL Library of Russia

18 Sadovaya Str., Saint Petersburg, 191069

aeshcherbakova.art@gmaiL.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.