Научная статья на тему 'Политическая карикатура в творчестве Андрея Мартынова'

Политическая карикатура в творчестве Андрея Мартынова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА / САТИРА / ХУДОЖНИК А.Е. МАРТЫНОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Элинсон Ульяна Валерьевна

Рассказывается о работе известного пейзажиста конца XVIII начала XIX века Андрея Мартынова в жанре политической карикатуры в эпоху Отечественной войны 1812 года. Эта графика представляет собой большую художественную ценность как совершенно оригинальное искусство; также она интересна и как одно из наиболее полных и ярких отражений народной войны в творчестве современника. Сравнительный стилистический анализ сатирических рисунков Мартынова позволил выделить авторскую манеру художника в изображении народных типов: своеобразная постановка фигур, особые пропорции, характерный типаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая карикатура в творчестве Андрея Мартынова»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 75.03 ББК 85.1

У.В. Элинсон

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ МАРТЫНОВА

Рассказывается о работе известного пейзажиста конца XVIII - начала XIX века Андрея Мартынова в жанре политической карикатуры в эпоху Отечественной войны 1812 года. Эта графика представляет собой большую художественную ценность как совершенно оригинальное искусство; также она интересна и как одно из наиболее полных и ярких отражений народной войны в творчестве современника. Сравнительный стилистический анализ сатирических рисунков Мартынова позволил выделить авторскую манеру художника в изображении народных типов: своеобразная постановка фигур, особые пропорции, характерный типаж.

Ключевые слова:

Отечественная война 1812 года, политическая карикатура, сатира, художник А.Е. Мартынов.

Элинсон У.В. Политическая карикатура в творчестве Андрея Мартынова // Общество. Среда. Развитие. - 2017, № 2. - С. 64-68. © Элинсон Ульяна Валерьевна - соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург; e-mail: elinsonul@gmail.com

О

3 ю О

Творческая жизнь Андрея Мартынова начиналась в стенах Академии художеств, в классе пейзажной живописи. Однако жизненный путь мастера складывался таким образом, что ему довелось много путешествовать; фиксируя увиденное, он формировался как рисовальщик, акварелист.

Мартынов как гравёр и график - явление необычайно интересное в истории русского искусства. Он был талантливым акварелистом, охотно совмещал разные графические техники, обращаясь к гуаши, пастели, рисунку тушью и углем. Художник осваивал различные техники печатной гравюры, при этом отдавая предпочтение тем, которые способны были передать трепетность движения руки мастера. В графике предпочитал работу в сериях, видя законченный образ в той вариантности, которая в конечном итоге позволяла создать целостный образ. Особый интерес вызывает тема политической сатиры в творчестве художника.

Начало широкого развития карикатуры относится к эпохе Отечественной войны 1812 года. Борьба за изгнание войск Наполеона пробудила гражданские чувства самых широких слоев русского общества

и в порыве патриотического подъема способствовала появлению нового профессионального искусства. Созданные различными мастерами, впервые выступившими в карикатуре, первые сатирические листы ещё близки народной картинке, но в то же время уже были проникнуты чертами классического искусства начала XIX века.

Жанр политической сатиры был чётко обозначен в первую очередь такими мастерами, как И.И. Теребенев, А.Г. Венецианов и И.А. Иванов. С именами этих художников связано около семидесяти из двухсот известных на сегодняшний день сатирических листов. Имя А.Е. Мартынова, видного пейзажиста конца XVIII - начала XIX века, в этом контексте до сих пор звучало не так отчетливо. Тем не менее, эта тема вызывает особый интерес при исследовании творческого наследия художника. Работы мастера в жанре политической карикатуры 1812-1813 годов нельзя обойти вниманием.

Сатира развивалась раньше всего в литературе, а потом, уже спустя значительное время, и в изобразительном искусстве. Сатирическая периодика пользовалась популярностью уже в 1780-1790-х годах,

Рис. 1. Продавец пирогов и плотник. Из серии «Собрание русских костюмов» 1821-1822 гг. Бумага, литография раскрашенная.

Рис. 6. Зимние наполеоновы квартиры. Копия с карикатуры Д. Круикшенка.

но журналы выходили без иллюстраций. Под влиянием сатирических памфлетов у А.Г. Венецианова возникла мысль о создании иллюстрированного сатирического журнала, в котором высмеивались общественные пороки. Но первенцу русской иллюстрированной сатирической периодики пришлось прожить не более трех недель. «Журнал карикатур на 1808 год» Венецианова за сатирический рисунок, направленный против бюрократии, по высочайшему указу был закрыт.

Уникальность нового жанра состояла в том, что с одной стороны он отражал народную войну в современном ей искусстве, а с другой являлся одним из первых примеров карикатуры, воплотившейся в форме народной картинки. Первоначально сатирические листы выполняли роль плаката. Основным приёмом в процессе создания карикатуры была аллегория. Сатирические листы 1812-1813 годов отличала идейная направленность, историческая правда, но в то же время в них присутствовали законченность образов и качество рисунка.

Научный интерес к политической графики эпохи Отечественной войны 1812 года актуален и по сей день. Не все вопросы, связанные с исследованиями в этой области окончательно раскрыты. В настоящий момент существует ещё много не-уточненных моментов, не все графические листы атрибутированы.

Проводя исследования в этом направлении уместно, обратиться к материалам Л.Р. Варшавского [1], исследователя творчества скульптора Теребенева, а также к статье Т.В. Черкесовой [5], в которой автор впервые обратился к данным архива Санкт-Петербургского цензурного комитета, через который проходила каждая карикатура. Скрупулёзное изучение архивных материалов позволило Черкесовой провести стилистический анализ и выявить «неизвестных» авторов нескольких сатирических листов, в числе которых и появилось имя Мартынова. Среди других мастеров, работавших в годы Отечественной войны в данной области можно назвать И. Туполева, К. Афанасьева, А. Чернышева, М. Богучарова, А. Смирнова, Д. Скотти, В. Лапина.

Наиболее значимым моментом в контексте данного научного исследования следует отметить тот факт, что Т.В. Черкесова провела стилистическое сравнение сатирических листов неизвестного автора с рисунками Мартынова [5, с. 12]. Это позволило ей атрибутировать несколько

листов. До этого момента имя Мартынова не связывалось с карикатурой 1812 года. «Обращение А. Мартынова к карикатуре, на первый взгляд неожиданное, будет убедительным и понятным, а его авторство по отношению к данным шести листам вполне очевидным», - отмечает автор статьи [5, с. 40].

В ходе атрибуции был проведен подробный стилистический анализ рисунков художника, особое внимание уделено изображению народных типов. Колоритные персонажи из зарисовок путешествия до китайской границы кажутся вполне сходны с карикатурными, хотя последние и являются иронично утрированными.

Проведя вслед за автором статьи, подобный сравнительный стилистический анализ, можно с уверенностью заключить, что в сценах из крестьянской жизни, в зарисовках отдельных крестьян можно увидеть точно такие же лица и фигуры, как на карикатурах. Следует отметить, что в подобных зарисовках для Мартынова характерны своеобразная постановка фигур, особые пропорции и рисунок лиц, рук, широкие плечи, характерный типаж. Однако аналогия Черкесовой при сравнении типажей с литографий Мартынова, к примеру «Продавец пирогов и плотник» (рис. 1) и карикатуры «Как прикажите написать в бюллетень?» (рис. 2) не кажется вполне очевидной [5, с. 41].

Публикуемые в периодике тех лет рапорты руководителей партизанских отрядов, партизанское движение как таковое, вдохновили Мартынова красноречиво отобразить подвиги народа в освободительной войне. На сегодняшний день известна и подписная акварель Мартынова на тему Отечественной войны: это «Партизанская война в деревне» из собрания Государственной Третьяковской галереи (рис. 3). Об этой работе упоминает Г.Ю. Стернин в своих очерках [4, с. 7], указывая, что сюжет Мартынова находится в числе редких законченных и самостоятельных листов не воспроизводившихся акварелей. Карикатуры «Обратный поход наполеоновой гвардии через Вильно» (рис. 4), «Как прикажете написать в бюллетень?!» (рис. 2), «Французы в России» (рис. 5), «Зимние наполеоновы квартиры» (рис. 6; копия с карикатуры Д. Круикшенка) ярко и образно передают дух народной борьбы.

В новой графике Мартынов прибегает к упрощению, некоторой схематизации и огрублению рисунка. Если обычно для него характерна мягкая, объемная трактовка лиц, то в карикатурах он сводит ее

о

3 ю О

к чисто линейной, особенно при изображении французов. Их лица приобретают элементы шаржа. Однако фигуры крестьян больше похожи на фигуры в бытовых рисунках Мартынова. На примере акварели «Партизанская война в деревне» очевидно, что Мартынов схематизирует рисунок именно вражеских лиц. На основе данного анализа можно сделать вывод о том, что у Мартынова проявился собственный подход к карикатуре, свои приемы и особенности рисунка. Всё приобретенное им в Академии - изощренность глаза, изучение пластических форм, усвоение самого существенного в трактовке природы и человеческой фигуры было использовано художником и при создании сатирических листов.

Известно, что в первые месяцы войны при штабе Кутузова была основана походная типография. В ней печатались листовки с обращением к армии и народу. Это были: военные сводки, публицистические статьи, литературные произведения, сквозь которые «красной нитью» проходила идея народной освободительной борьбы, в том числе и крестьянского партизанского движения. Эта идея была подхвачена столичными периодическими изданиями. Одним из таких журналов, активно печатающим на своих страницах сатирические картинки, стал «Сын Отечества». Более пятидесяти листов из известных на настоящий момент двухсот имеют ссылки на «Сына Отечества».

Периодическая печать того времени, сообщая о героизме и подвигах русского народа в Отечественной войне 1812 года, давала обильный материал для сатирических композиций. Первая карикатура на французов - «Французы голодные крысы в команде у старостихи Василисы» была сделана по статье журнала, как и работы Теребенева «Чем победил врага? Нагайкой!» и «Французские мародеры, испугавшиеся козы». Последняя карикатура переСписок литературы:

[1] Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1826. Каталог / Авт. вступ. стат. и сост. В.А. Наумов. - Л.: Государственный Русский музей, 1977.

[2] Варшавский Л.Р. Иван Иванович Теребенев (1780-1815) // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века. - М.: Искусство, 1954. - С. 103-124.

[3] Русский музей представляет: Андрей Ефимович Мартынов // Альманах. Вып. 419 / Авт. вступит. стат. Н. Соломатина. - СПб.: ГРМ, Palace editions, 2014. - 54 с., ил. 50.

[4] Стернин Г.Ю. Очерки русской сатирической графики. - М.: Искусство, 1964.

[5] Черкесова Т.В. Политическая графика эпохи Отечественной войны 1812 года и её создатели // Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. - М.: Искусство, 1971.- С. 11-53.

[6] Черкесова Т.В. Политическая графика эпохи Отечественной войны 1812 года / Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 1968.

даёт достоверный факт, опубликованный в печати: это случилось в одной из деревень Бельского уезда, когда пять французских мародёров, ворвавшись в избу с требованием хлеба и молока, сейчас же поспешили удрать, услышав от старухи, что у неё осталась только коза, приняв со страха слово «коза» за «казак».

Итак, подробное описание сатирических сюжетов Мартынова можно найти в каталоге выставки Государственного Русского музея 1977 года. Автор вступительной статьи и составитель каталога В.А. Наумов приводит уже упомянутый в тексте рисунок «Партизанская война в деревне» (рис. 3) и даёт краткую характеристику семи карикатур со ссылкой на предшествующие исследование Черкесовой [1, с. 44]. Все листы выполнены в технике мягкого лака. Это гравюры: «Казаки», «Северный Амур», «Французы в России» (рис. 5), «Зимние квартиры» (второе название «Как прикажете написать в бюллетень?») (рис. 2), «Чем победил врага? Нагайкой!», «Что ж, батюшка, бежишь...» и «Обратный проход Наполеоновой гвардии через Вильно» (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается сюжета «Северный Амур», то здесь уместно было бы отметить, что на нем изображен стремительно несущийся конь с крепко сидящим всадником, вокруг которого веером раскинулись сраженные стрелами тела французов. Надо сказать, что вряд ли во времена Отечественной войны 1812 года в ход шли стрелы, скорее всего данный лист относит нас к сюжету Мартынова «Охота на оленя», где можно видеть монгола, скачущего на коне и стреляющего на скаку из лука. В каталоге 2014 года эта акварель называется «Монгол на охоте» (рис. 7) [3, с. 54].Также Черкесова упоминает листы «Чем победил врага?!» и «Что ж, батюшка, бежишь?».

Все работы А. Е. Мартынова в политической графике свидетельствуют о том, что он был оригинальным и самостоятельным мастером в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.