Научная статья на тему 'КАРАКАЛПАКСКИЕ БАЗАРЫ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РОЛЬ В ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.'

КАРАКАЛПАКСКИЕ БАЗАРЫ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РОЛЬ В ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
481
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАКАЛПАКИ / БАЗАР / ТОРГОВЛЯ / ГОРОД / ТРАДИЦИИ / РЕМЕСЛЕННИКИ / ПЛОТНИКИ / ПРОДУКТЫ / НАРОДЫ / ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акимниязова Гульназ Абдинайимовна

Объектом исследования является каракалпакский базар, который, как любой другой базар на Востоке, был центром общественной жизни города и его окрестностей. Вокруг базара складывалась вся экономическая, социальная и культурная жизнь местного населения. Это было местом притяжения всех торговых сделок, последних новостей, повседневного общения. Базар у каракалпаков располагался в центральной части города. Расположение в центре играло определяющую роль для становления и развития всего города на протяжении его истории. Почти все каракалпакские базары описываемого периода располагались вдоль улиц, представляя собой переброшенные от одной стены к другой поверху жерди, покрытые камышовыми плитами, либо тканью, чтобы защититься от жары и дождей. Он представлял собой ряды с лавками по роду их торговли. Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые в отечественной историографии осуществлен анализ истории каракалпакских базаров в период XIX- начале XX вв., на основе изучения архивных данных и полевых материалов автора. Городские базары играли важную роль во внутренней торговле, которая помимо торга, состояла в обмене сельскохозяйственной продукции на продукцию промышленного производства. В исследуемый период базары функционировали не каждый, лишь два раза в неделю в строго определенные дни. Наиболее значительными по обороту капитала были Ходжейлийский, Чимбайский, Кунградский, Петро-Александровский базары, которые обслуживали население ближайших окрестностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KARAKALPAK BAZAARS IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES: THE PECULIARITIES OF FUNCTIONING AND ITS ROLE IN PEOPLE’S LIFE

The object of this research is the Karakalpak bazaar, which as any oriental bazaar, was the center of public life of the city and its vicinity. The entire economic, social and cultural life of the local population developed around the bazaar. It was a place of attraction for all trade deals, latest news, and everyday communication. The Karakalpak bazaar was located in the central part of the city, which played a major role for the establishment and development of the city throughout history. Most bazaars of the Karakalpaks of that time were located along the streets, resembling the poles stretching from one wall to another and with reed roofing or covered with cloth to protect from the heat and rain. The bazaar consisted of the rows of street-stands depending on what they were selling. The scientific novelty lies in the fact that this article is first within the Russian historiography to analyze history of the Karakalpak bazaars of the XIX - early XX centuries based on examination of archival sources and field materials acquired by the author. The city bazaars played an important role in domestic trade, in addition to selling goods, also included barter of agricultural commodities for industrial products. The bazaars of the period under revview were held twice a week, on specific days. Most profitable were considered Khodjeyli, Chimbay, Kungrad, and Turtkul bazaars, which served the population of the adjacent localities.

Текст научной работы на тему «КАРАКАЛПАКСКИЕ БАЗАРЫ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РОЛЬ В ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.»

Исторический журнал: научные исследования

Правильная ссылка на статью:

Акимниязова Г.А. — Каракалпакские базары в XIX - начале XX веков: особенности функционирования и роль в жизни населения // Исторический журнал: научные исследования. - 2021. - № 2. DOI: 10.7256/24540609.2021.2.35226 URL: htlps://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=35226

Каракалпакские базары в XIX - начале XX веков: особенности функционирования и роль в жизни населения

Акимниязова Гульназ Абдинайимовна

преподаватель, кафедра Методика преподавания истории, Нукусский государственный педагогический

инстшшуг им. Ажинияза

230100, Узбекистан, республика Каракалпакстан, г. Нукус, ул. Куанышпы, 2

El g_akimniyazova@mail.ru

Статья из рубрики "История повседневности"

DOI:

10.7256/2454-0609.2021.2.35226

Дата направления статьи в редакцию:

13-03-2021

Аннотация: Объектом исследования является каракалпакский базар, который, как любой другой базар на Востоке, был центром общественной жизни города и его окрестностей. Вокруг базара складывалась вся экономическая, социальная и культурная жизнь местного населения. Это было местом притяжения всех торговых сделок, последних новостей, повседневного общения. Базар у каракалпаков располагался в центральной части города. Расположение в центре играло определяющую роль для становления и развития всего города на протяжении его истории. Почти все каракалпакские базары описываемого периода располагались вдоль улиц, представляя собой переброшенные от одной стены к другой поверху жерди, покрытые камышовыми плитами, либо тканью, чтобы защититься от жары и дождей. Он представлял собой ряды с лавками по роду их торговли. Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые в отечественной историографии осуществлен анализ истории каракалпакских базаров в период XIX- начале XX вв., на основе изучения архивных данных и полевых материалов автора. Городские базары играли важную роль во внутренней торговле, которая помимо торга, состояла в обмене сельскохозяйственной продукции на продукцию промышленного производства. В исследуемый период базары функционировали не каждый, лишь два раза в неделю в строго определенные дни. Наиболее значительными по обороту капитала были Ходжейлийский, Чимбайский, Кунградский, Петро-Александровский базары, которые обслуживали население ближайших окрестностей.

Ключевые слова: каракалпаки, базар, торговля, город, традиции, ремесленники, плотники, продукты, народы,товары

Торговые отношения издавна играют важную роль в человеческом обществе. Они делятся на внутреннюю и внешнюю торговлю. В Центральной Азии внутренние и внешние торговые отношения развивались в соответствии с местными традициями. Важную роль в торговых отношениях в регионе играла социально-экономическая и политическая ситуация.

В центральноазиатском регионе место, где производилась торговля, называлось базар. Образованию их способствовала потребность сосредоточить торг в определенном месте. Наиболее емкое определение роли базара в жизни населения региона дано А. Вамбери, «Базар для восточного человека служит тем, чем был для римлян forum publicum, чем служит для современного европейца биржа, кофейня, клуб или иное какое-либо увеселительное место. Если человека, находящегося в тесном кругу своих домашних, начинает одолевать скука, и если он хочет избегнуть ссоры, - он отправляется на базар

искать развлечений среди шума и гама волнующей толпы» [9, Ci 2011.

В современной региональной историографии тема традиционного базара не поднималась, она остается одной из малоизученных. Несмотря на то, что торговые отношения имеют богатую историографическую традицию, базар, как объект изучения торговых отношений, а также как этнографический объект, со своими традициями, местом в социальной системе, повседневными практиками, не являлся предметом исследования. Однако, нельзя говорить о том, что тема совершенно не рассматривалась. Сведения об особенностях местной торговли, народных представлениях о торговых отношениях, пошлинах, товарообменных нормах нашли отражение в ряде публикаций авторов конца второй половины XIX - начала XX вв. (Небольсин 1856; Галкин 1868; Каразин 1875; Кун 1876; Каульбарс 1881; Авдакушин, 1891; Абаза 1902; Гиршфельд Галкин 1903; Архипов 1927; Алкин 1931). Между тем изучение особенностей функционирования базаров, ассортимента товаров, его роли в жизни населения может открыть нам множество интересных фактов, дополняющих этнографический облик народа. Ведь базар, по определению исследователя, феномен не только экономический, но и культурный, просто в силу того, что там встречаются и интенсивно взаимодействуют

массы людей различных социальных статусов, религий, этнических групп [12, Ci 5411.

Особенность среднеазиатских базаров, образовываться в каждом мало-мальском населенном пункте отмечена авторами последней четверти XIX века, «название «базар» придается всякому месту, большому или маленькому, богатому или бедному, где что-нибудь продается. Если даже вся торговля состоит из телеги с арбузами или мешка с хлебом, то и тогда употребляется это громкое название» [22, Ci 171].

Велика была роль базаров в социальном, экономическом и культурном развитии городов. Одним из факторов, подтверждающих существование городов, тоже было наличие базаров. На территории Южного Приаралья наиболее крупные базары располагались в Кунграде, Ходжейли, Чимбае, Петро-Александровске, Нукусе, Бийбазаре.

После завоевания в 1873 г. Хивинского ханства правобережная часть его была присоединена к России и включена в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Сюда вошли земли низовьев Амударьи, заселенные преимущественно каракалпаками.

Левобережная же часть ханства со столицей Хивой продолжала существовать как протекторат Российской империи. Таким образом, каракалпаки оказались разделены на две части.

На правом берегу Аму-Дарьи, вошедшей в состав Туркестанского генерал губернаторства был образован Аму-Дарьинский округ, в 1874 г. переименованный в Аму-Дарьинский отдел. В 1887 г., после введения «Положения об управлении Туркестанского

края», он был включен в состав Аму-Дарьинской области ГГ19———511 Во главе административного аппарата был поставлен начальник Аму-Дарьинского отдела, получивший обширные полномочия и подчиненный непосредственно туркестанскому генерал-губернатору

Численность каракалпаков согласно сведениям Гиршфельда и Галкина в конце XIX века в Хивинском ханстве составляла 19995 человек, в правобережной части 94464 человека, т. е. почти в пять раз больше. Основная масса каракалпаков, проживавших на левом берегу, принадлежала арысу (каракалпаки имеют сложную родовую структуру. Она состоит из двух крупных родовых подразделений Арыс. Каждый из этих Арыс делится на роды уруу , уруу подразделяется на еще более мелкие племена тийре , а тийре в свою очередь делится на квше ). Конырат 15 тыс. человек и около 5 тыс. - арысу Он торт урыу . В Аму-Дарьинском отделе преобладали Онторт урыу - около 67 тыс.,

Конырат насчитывал 27 тыс. человек Г11, Сш 711.

Каракалпаки как левого, так и правого берега Аму-Дарьи занимались земледелием и скотоводством, а часть каракалпаков, населявшая преимущественно берега моря и разливы дельты, вела комплексное скотоводческо-рыболовецко-земледельческое хозяйство. Эта особенность хозяйствования сказалась на товарном ассортименте каракалпакских базаров.

У левобережных каракалпаков в конце XIX - начале XX в. отмечено широкое развитие торговли. Торговали в основном продуктами животноводства (шерсть, кожа), рыбой, товарами ремесленного производства. В этот период, наряду с мелкими купцами, ведшими розничную местную торговлю, среди каракалпаков уже появились крупные оптовые торговцы-скупщики, занимавшиеся скупкой у населения семян люцерны, сухих фруктов, шерсти и рыбы. Торговыми центрами левобережных каракалпаков являлись города Кунград, Ходжейли, Жана кала.

Базар в Кунграде в конце XIX века собирался еженедельно два раза, по средам и воскресеньям и привлекал значительно число кочевых племен. Город занимал удобное положение на реке Аму-Дарье и караванной («Караумбетской») дороге в Россию и являлся важным торговым пунктом. По описанию Г. И. Данилевского «В городе имеется ханский дом, окруженный садом, дома начальника города и двух его помощников, 7 мечетей и 315 лавок и несколько частных домиков. Все строения сделаны из глины и не

обнесены стеной» Г27, С- 1061.

Кунградский базар играл заметную роль не только во внутренней, но и во внешней торговле. Его называли «Русский базар», так как он играл важную роль в сухопутной торговле ханства с Россией Г13, С- 721.

Базар в Кунграде продолжал играть значительную роль в торговле и в середине XX века. Вот как вспоминает Кунградский базар наша собеседница: «Казалось бы, небольшой базар, а продавалось все. В самой глубине базара располагались мясные лавки, лавки с хозяйственными товарами, там же располагалась рыбожарка. Больше

всего народ убывало на базарах, где торговали скотом и маслом. На базаре можно было купить различную ремесленную продукцию бойра (циновка из камыша, используемая в быту), шыпта (циновка, изготовленная из рогоза, используемая в качестве подстилки), сапоги, шПгирме (традиционный головной убор каракалпакских мужчин, изготовленный из каракуля), одежду. На отдельных лавках продавали дичь, в основном фазанов. До сих пор помню однорукого продавца дынь. Несмотря на свой изъян, он умудрялся нарезать дыню одинаково ровными ломтями. Таких сладких дынь я больше никогда не ела. Был казах, продавец молочной продукции. Он продавал катык по 20 копеек за пиалу. Хотя дома было достаточно молочных продуктов, базарный катык казался каким-то особенным. Вплоть до начала 1990 годов Кунградский базар располагался на этом месте. Позже в 1988-1989 годы его перенесли на другое место - возле железнодорожной станции »

Базар в Ходжейли один из старинных. Он играл большую роль во внутренней торговле, которая состояла в основном в обмене продукции сельского хозяйства на произведения фабрично-заводского производства. Обмен производится на базарах, торг на которых происходил один или два раза в неделю в строго определенные дни: узак базар ( дальний базар) собирался каждую пятницу, кыска базар (ближний базар) - в понедельник [21, Сш 91].

Большой ходжейлийский базар успешно конкурировал с кунградским и привлекал в базарные дни не только местное население, но и туркмен Порсунского и Куня-Ургенчского районов, каракалпаков южной части Чимбайского округа и казахов

Нукусского района, расположенного на правом берегу Аму-дарьи [24, Сш 91].

Ходжейлийский базар и ныне является одним из популярных у населения. Сюда приезжают жители Нукуса, Тахиаташа для покупки продуктов. Как вспоминает наша собеседница, в 1960-70-х годах Ходжейлийский базар располагался на берегу канала Таслы. «Раньше базар работал один раз в неделю. На базаре торговали одеждой, тканями, обувью, посудой, продукцией ремесленников - кетмени, лопаты, серпы, ножи, ступы и др. Из продуктов продавали сахар, чай, конфеты, печенье и др. Товар располагали на прилавках. Сельские жители на арбах и телегах везли на продажу излишки продуктов - картошка, лук, помидоры, фасоль, маш и другое. Бывало, привозили на тракторе и расположившись возле базара начинали торг прямо с тележки. Скотный базар раньше находился в глубине базара. Там был большой двор, где привязывали лошадей, ослов, на которых прибыли на базар. Здесь всегда был готов горячий чай. Прибывшие на базар приносили с собой еду, разложив которую они тут же обедали.

Пожилые женщины возили на продажу молочную продукцию - сузбе (творог), сливочное масло, курт, торак (вид творога, торак - высушенный творог), очищенный рис, просо. Если не успевали за день продать привезенное, то оставляли перекупщикам. Мастерица Алиймаапа продавала на базаре сшитые ею пахталы жецсиз (безрукавка стеганая ватным слоем). Продавали на базаре шерстяные носки, белые войлочные сапоги, различные платки. Я со своего огорода возила на продажу дыни, арбузы, а также молочную продукцию - торак, сливочное масло, курт. На вырученные деньги покупала

необходимые вещи ».

Завоевание Туркестанского края оказало заметное влияние на ход развития его народов. Как отмечает исследователь Ш. Мухамедов «В регион приходит совершенно иная цивилизация, которая была не знакома народам края... Соприкоснулись два мира -

два образа жизни. Естественно, что это взаимодействие затрагивает и глубинные

процессы в обществе» Г25, Сш 441. Изменения коснулись не только административного управления, быта и нравов, но и торговых отношений.

На рынке появились в большом количестве хлопчатобумажные и шерстяные ткани российского производства. В Каракалпакию ввозились предметы фабрично-заводской промышленности из Центральной России, сахар из Киева, керосин из Баку и т. д. Наиболее крупными торговыми центрами в отделе являлись Чимбай и Петро-

Александровск Г15, С- 461.

Значение и роль Чимбая в развитии торговли была значительной, после Ходжейли, Чимбай являлся вторым центральным рынком для кочевников: киргиз и каракалпаков

правого берега и дельты Амударьи Г23, Сш 2291. в XIX в. Чимбай еще называли главным хлебным рынком в дельте Амударьи. Сюда приезжали туркмены, казахи для покупки хлеба. Большое развитие получил здесь, в связи с близким расположением реки, рыбный промысел. В базарные дни - по средам и понедельникам, торг велся и на лодках, которые являлись с хлопком, рыбой и с красным товаром из Ходжейли, Ургенча и других мест. Чимбай ведет преимущественно торговлю красной рыбой, джугарой и

хлебом Г23, С' 2291.

Базар в Чимбае к концу XIX века работал два раза в неделю: в среду и пятницу. В среду был кыска базар, в пятницу узак базар ( дальний базар). Во время кыска базар народу бывало не так много, как в узак базар . Причиной тому, на ближний базар, земледельцы из отдаленных аулов, скотоводы пасущие скот в степи, по берегу реки, а также рыбаки, не успевали. Они могли провозить свою продукцию лишь раз в неделю.

Свое значение для экономической жизни региона Чимбайский базар сохранял на протяжении всего прошлого века. Жительница одного из аулов, расположенных недалеко от Чимбая вспоминает: Чимбайский базар был одним из больших базаров Каракалпакстана. Во времена нашего детства базар функционировал раз в неделю по воскресеньям. В этот день детишки аула выходили на дорогу и ждали возвращающихся с базара людей, в надежде получить «базарлык» (гостинцы). Проезжающие мимо угощали детей конфетами, печеньем и др. сладостями, купленными на базаре. После 1960 годов, когда я училась в 6-7 классе я вместе с родителями ездила на базар на арбе, запряженной лошадьми или ослами. Когда я стала старше, приблизительно в 13-14 летнем возрасте, ездила на базар, чтобы помочь родителям продавать овощи и бахчевые с собственного огорода. Мы продавал дыни, морковь, лук. Большинство жителей аула продавали излишки своих продуктов картошку, лук, джугару, маш, фасоль, баранов, коз, кур и т.д. Продавцы продовольственных товаров располагались в один ряд, те, кто продавал зерно, джугару, просо, маш занимали отдельный ряд, продавцы овощей в другом ряду. Ремесленники со своей продукцией располагались в отдельном ряду. Мясники отдельно. В середине 1960-х годов продавцы одежды, тканей, обуви не имели собственных рядов, обычно они стояли в центре базара, прямо на ходу предлагая покупателям свой товар. Скотный базар, базар строительных материалов располагались за городом. За возможность торговать платили орын пул (плата за место ). Внутри базара было помещение для весов. Те, кому нужны весы, брали их оттуда, а затем, сдавали

Начало царской колонизации ознаменовало собой построение русскими городов. Одним из таких городов являлся Петро-Александровск, который был основан в 1874 г. Петро-Александровск стоит на правом берегу Аму, на границе с Хивой, и как описывает его

М.В. Лавров «по типу почти русский город, так как туземцы живут в кишлаках. В слободке при городе поселены уральцы, сохранившие еще все черты русской национальности, вплоть до стариной русской песни и богатых национальных костюмов» Г20. с. 1111

Петро-Александровск стал первым и единственным тогда городом европейского типа в долине реки Амударьи. Он был построен строго по плану, состоял из многочисленных ровных улиц и кварталов. Главные улицы выходили на центральную площадь города. По обеим сторонам улиц тянулись аллейки, арыки, на берегу арыков были посажены и выращивалось много декоративных деревьев.

В старой части города работал квартал местных ремесленников - кузнецы, плотники, гончары, ювелиры, сапожники, медники и другие. Рядом с ремесленным кварталом находился большой базар.

Торговля производилась на базарах два раза в неделю. При этом торговый обмен велся не только среди местного населения, но и с российскими купцами. Хлопок, люцерна, шерсть приобретались на базаре скупщиками за бесценок, после чего ее реализовывали оптом. Наличие пристани позволило Петро-Александровску играть заметную роль в торговле продуктами сельского хозяйства. Здесь останавливали суда купцов из разных регионов. В начале прошлого века через него проходила значительная часть ввозимых товаров и сырья. В 1910 году обороты внутренней торговли в Петро-Александровске составили в среднем 700 тысяч рублей [29, Ci 17].

На ассортимент товаров каракалпакских базаров заметное влияние оказала специфика хозяйствования. Каракалпаки издавна сочетали несколько видов хозяйствования: земледелие, скотоводство и рыболовство. Оно давало возможность не только обеспечивать собственные нужды, но и получать излишек продукции для продажи и обмена. Как отмечают исследователи, основная особенность среднеазиатского дехканского хозяйства, состояла в его высокой товарности, превышающей нередко в 6-7 раз товарность хозяйства русского крестьянина, что делало торговлю одним из важнейших элементов в хозяйстве Средней Азии. Торговая сеть широко захватывает даже небольшие кишлаки, не говоря уже о городах; благодаря этому у незнакомого с местными производительными отношениями наблюдателя иногда легко создается

впечатление, что ничем, кроме торговли, население края не занимается [8, Ci 1291.

Возможно по этой причине, помимо крупных городских базаров в каждом населенном пункте существовал свой базар. У каракалпакского населения такие базары выполняли центра общественной и хозяйственной жизни. Сельские жители выступали на базарах и как покупатели, и как продавцы.

Характеризуя в целом среднеазиатскую торговлю Н. Б. Архипов отмечает многочисленность мелких торговцев. «Даже по данным официальной статистики, которой весьма вероятно не учтена огромная масса мелких торговцев, на 10 тыс. сельских жителей Средней Азии приходится 33,3 торговой единицы, тогда как в среднем по всему

СССР их приходится лишь 13,1» [8, с'—12Ш. Объяснение этому он видит в аграрной перенаселенности края толкающей избытки населения на занятие торговлей.

Огромное значение в хозяйственной жизни каракалпаков имел обмен. В сельской местности существовал натуральный обмен - «бартер». Происходил он, чаще всего на базаре. Обменяв скот на необходимые вещи - одежду, продукты, сельчане возвращались домой [6, Ci 91.

В исследуемый период ремесленно-кустарное производство в Каракалпакии представляло собой одну из развитых отраслей экономики. Ремесленно-кустарным делом занимались и каракалпакские женщины: выделкой кошмы, тканьем ковров, некоторых видов тканей. Часть из ремесленников помимо занятия ремесленным делом занималась земледелием, выращивая различные сельскохозяйственные культуры. Обычно такие дехкане-ремесленники выделывали одежду, обувь, кожу, ткани и т. д. В той или иной мере ремеслами и домашними промыслами у каракалпаков в Амударьинском отделе занимались около 25 тыс. человек Г30: 2331.

Во многих аулах имелись кузнецы, плотники, столяры и некоторые другие мастера, которые изготовляли отдельные орудия сельскохозяйственного производства соху гунде , борону мала , чигири, серпы, кетмени. Плотники, например, изготовляли двери, рамы, лодки и т. д. Среди приведенного выше количества ремесленников определенную прослойку составляли ювелиры, чеканщики и медники. Большим спросом на базарах Каракалпакии пользовалась продукция медников, чеканщиков и ювелиров. Ювелиры Каракалпакии из серебра и золота изготовляли различные украшения, но главным образом женские украшения. Ю велирное ремесло было специализированным: при выделывании, например, женского украшения одни делали лишь кольца, другие -серьги, третьи серебряные браслеты и т. д. На правобережье значительное распространение имела обработка меди: медники выделывали чаши, подносы, умывальники, коробочки для табака, различной величины кувшины и т. д. Г28, С. 1211.

Торговля и обмен между двумя правобережной и левобережной частями был интенсивным. Во внутренней торговле правобережья Амударьи активное участие принимали и многие жители левого хивинского берега, реализуя здесь свою сельскохозяйственную и ремесленную продукцию и в то же время приобретая необходимые для себя вещи. До 1879 года торговля левобережной Хивинской части в Амударьинском отделе велась без оформления торговых документов. Однако, в 1878 года царские власти решили регламентировать торговые операции хивинцев на правобережье реки Амударьи. Хивинская сторона была извещена письмом начальника Амударьинского отдела полковника Гротенгельм на имя хивинского хана Сейд Мухаммед Рахима: «По высочайшему государя императора повелению туркестанский генерал-губернатор предложил мне с 1-го января будущего года ввести в Амударьинском отделе положение о пошлинах за право торговли и промыслов с тем, чтобы подчинить этим правилам всех торговцев и вашего ханства, которые будут торговать у нас на правом берегу». Далее говорилось: «...означенный торговый устав состоит в том, что всякий торговец как наш, таки ваш подданный, по роду товаров, которыми торгует и будет торговать, должен иметь установленные торговые документы подобно тому, как торгуют ваши и наши купцы в России...». Гильдейские свидетельства были необходимы в случаях ведения торговли на правобережье реки Амударьи следующими товарами: русскими и иностранными ткацкими мануфактурными товарами (ситцем, кисеей и другими), хлопчатобумажными и льняными тканями, сукном, шелковыми изделиями фабричного производства, меховыми вещами, коврами и паласами привозными Г28, С. 125-1261.

Как видим, торговля между левым и правым берегами Амударьи отмечалась интенсивностью. В развитии торговли важное значение имели города Ходжейли, Чимбай, Кунград, Петро-Александровск. Развитие торговли служило развитию городов. У каракалпаков в исследуемый период преобладали базары с полунатуральными формами хозяйства. Базар вмещал большое количество товаров, произведенных сельскими жителями. Здесь же, на базаре реализовывалась различная ремесленная продукция, которая поставлялась непосредственно производителями.

Библиография

1. Полевые материалы автора 2019 № 1.

2. Полевые материалы автора 2020 № 2

3. Полевые материалы автора 2020 № 3.

4. Абаза К.К. Завоевание Туркестана. Рассказы из военной истории, очерки природы, быта и нравов туземцев в общедоступном изложении. Санкт-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1902.- 310 с.

5. Авдакушин И. Санитариый обзор Аму-Дарьинского отдела с 1887 по 1891 г. // Сборник материалов для статистики Сыр-дарьинской области. Ташкент: ТипоЛитография наследников С. И. Лахтина, 1892. С. 1-200.

6. Адилов А. Билгениннен билмегенин кеп дYнья. Некис: Билим, 2004. - 79 с.

7. Алкин Илиас. Средняя Азия. Экономико-географический очерк Кара-Каракалпакстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Ч. I. М.: Издание научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем , 1931. - 389 с.

8. Архипов Н.Б. СССР по районам. Средне-Азиатские республики. Москва-Ленинград: Государственное издательство,1927. - 138 с.

9. Вамбери А. Очерки и картины восточных нравов. Санктпетербург: Типография товарищества «Общественная польза». 1877. - 279 с.

10. Галкин М.Н. Этнографические и исторические материалы. По средней Азии и Оренбургскому краю. Санкт-Петербург: Издание Я.А. Исакова, 1868.-339 с.

11. Гиршфельд и Галкин. Военно-статистическое описание Хивинского оазиса. Ч. II. Ташкент, 1903. - 39 с.

12. Дятлов В.И. Советские базары - исторический предшественник современных «этнических рынков»? //Мир Большого Алтая, 2018, № 4. С. 536-544.

13. Жалилов О.XIX-XX аср бошларидаги к,орак,алпок, тарихидан. Ташкент: ФАН, 1986. -144 с.

14. Каразин Н.Н. В низовьях Аму. Путевые очерки //Вестник Европы. Санкт-Петербург, 1875. Т. II. С.186-229.

15. Каракалпаки (Краткий очерк истории с древнейших времен до наших дней) Ташкент: Фан, 1971. - 120 с.

16. Каульбарс А.В. Низовья Аму-Дарьи описанные по собственным исследованиям в 1873 г.// Записки русского географического общества СПб., Т. !Х. 1881 - 320 с.

17. Косбергенов Р. Положение каракалпакского населения в Хивинском ханстве в конце XIX-начале XX в. // ТХАЭЭ. Т. III. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 207-268.

18. Кун А. Культура оазиса низовьев Аму-дарьи //Материалы для статистики Туркестанского края. С-Петербург: типография и хромолитография А.Траншеля. Вып. Ш.1876. С. 223-259.

19. Карак,алпак,стан XIX эсирдин екинши ярымынан XXI эсирге шекем. Некис: Карак,алпак,стан, 2003. - 554 с.

20. Лавров М.В. Туркестан. География и история края. Москва: издание торгового дома Думнов, Клочков, Луковников и К0 , 1914.-198 с.

21. Лобачевский В. Военно-статистическое описание Туркестанского военного округа. Хивинский район. Ташкент: типография штаба военного округа, 1912. - 117 с.

22. Мак Гэхан. Поход на Оксус и падение Хивы. Военный сборник. 1874. № 12 декабрь.

С. 161-198.

23. Материалы для статистики Туркестанского края. Под ред. Н.А. Маева. Вып. IV. Спб., 1876. - 204 с.

24. Материалы по районированию Казакстана. Том II. Общая часть, описания округов и характеристики районов. Издание Казгосплана. Кызыл-Орда. Май-июнь 1928 года.

25. Мухамедов Ш. Б. Русская колонизация Туркестана: изменения в быту и нравах коренного населения // Социальная жизнь народов Центральной Азии в первой четверти XX века: традиции и инновации. Материалы международной конференции (Ташкент, 12—13 сентября 2008 г.). Ташкент, 2009. С. 44-48.

26. Небольсин П.О. Очерки торговли России со странами Средней Азии, Хивой, Бухарой и Кокандом (со стороны Оренбургской линии) // Записки императорского русского географического общества. СПб., 1856.Т. X. - 375 с.

27. Описание Хивинского ханства, Генерального штаба полковника Г.И. Данилевского // Записки Императорского Русского географического общества. Книжка 5. СПб., 1851. - 159 с.

28. Тохтаметов Т.Г. Амударьинский отдел (Социально-экономическое и политическое значение для Хорезмского оазиса). Нукус: Каракалпакстан, 1977. - 149 с.

29. Хожагелдиев А. Славная летопись Турткуля. Нукус: Каракалпакстан, 1993. - 67 с.

30. Очерки истории Каракалпакской АССР Нукус: Каракалпакстан,1964. - 233

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования: Представленная на рецензирование статья посвящена торговым отношениям каракалпаков в XIX-начале ХХ века, объектом исследования стали торговые пло щ а дки- ба з а ры, г д е про хо д ила то рг о в ля , обме н и то рг о в а я ж из нь. П о ка з а на ро ль и значение базара в социальной, экономической и культурной жизни каракалпаков. Исследуется и показано какое влияние на жизнь каракалпаков оказало вхождение в состав России и какое влияние оно оказало на развитие торговли и городов. Методология исследования: Методологической основой исследования послужили теоретические положения, научные принципы, понятийный аппарат, разработанные российскими исследователями. Актуальность: Актуальность исследования не вызывает сомнений и несомненно выходит за рамки хронологического периода статьи. Так важно понимать каково было влияние прихода России в регион и в статье довольно подробно показано какое позитивное влияние это имело на развитие торговли, наполнения рынка фабричными тканями, предметами быта и т.д. Автор подробно исследует хозяйственную жизнь каракалпаков, Отмечается, что после вхождения в состав России расширились торговые связи, возросла роль международной торговли. На рынке появляются фабрично-заводские товары из центральной России, сахар из Киева, керосин из Баку. Развитие международной торговли дает импульс развитию земледелия, животноводства и ремесел. Исследуется роль и значение города Петро-Александровска в жизни края. Особое внимание уделено развитию хозяйства каракалпаков, которое было разнообразным, т.к. каракалпаки занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. Т.к. товарность среднеазиатского хозяйствования была достаточно высокой, что позволяло обеспечивать не только потребности отдельной семьи, но и оставляло излишки, что несомненно было важным фактором для развития торговли. И потому торговая сеть была развита и была представлена не только базарами в городах,

но и в небольших кишлаках. Научная новизна: Научная новизна статьи связана с тем тем, что поднимается слабо разработанный вопрос о роли и значимости базара в экономической, социальной и культурной роли базара в XIX- начале ХХ века.Научная новизна также связана с тем, что роль и значение базаров остается не потеряла актуальности и в настоящее время, т.к. базары остаются одной из важнейших торговых площадок в настоящее время. Стиль, структура, содержание: Стиль статьи академический. Работа хорошо структурирована, логична и хорошо показывает хозяйственную жизнь каракалпаков, роль и значение базаров в прошлом и в настоящем. Библиография Библиография работы представлена в достаточном объеме, учтены все работы по исследуемой теме. Работу предшественников автору хорошо знакомы и критически осмыслены. Апелляция к оппонентам Апелляция к оппонентам заявлена на примере анализа литературы, как упомянутых в статье, так и не вошедших в список литературы, но имеющих признание в научной среде по вопросам развития торговли и торговых отношений в исследуемый период. Поэтому осмысление научно-теоретического опыта была достаточной в данной статье для постановки проблемы и формирования выводов. Полевые материалы автора также не позволяют сомневаться в их достоверности. Выводы, интерес читательской аудитории Следует согласиться с центральным выводом автора об интенсивности торговли между правобережными и левобережными каракалпаками. Также верен вывод и о значении городов в развитии торговли и о преобладании базаров с полунатуральными формами хозяйства. Статья представляет интерес как для исследователей, занимающихся широким кругом проблем, касающихся социальной, культурной и хозяйственной жизни народов Российской периферии в XIX- начале XX века , а также торгово-экономических связей в прошлом, роли и значения базара- как торговой площадки и социально-культурного феномена как в прошлом, так и в настоящий период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.