Научная статья на тему 'КАРАБАХСКАЯ ВОЙНА 2020 г.: ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ СФЕРАХ АРМЕНИИ'

КАРАБАХСКАЯ ВОЙНА 2020 г.: ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ СФЕРАХ АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
752
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Амберд
Ключевые слова
Армения / Арцах / национальная безопасность / НагорноК арабахский конфликт / внешняя политика / международное сообщество / война / Armenia / Artsakh / national security / Nagorno-Karabakh conflict / external politics / in ternational community / war

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арег Петросян

Инициированная Азербайджаном война, направ ленная на завоевание территорий в краткосрочный период, должна была застать врасплох Нагорный Карабах. Такие факторы, как всесторонняя поддержка Турции и использование иностранных наемников, решили исход войны в пользу Азербайджана. Армении следует провести коренные реформы во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KARABAKH WAR OF 2020: THE CONSEQUENCES OF THE WAR IN THE POLITICAL, DIPLOMATIC AND MILITARY SPHERES FOR ARMENIA

The initiated war by Azerbaijan aimed to conquer territories in the short term, should have caught Nagorno-Karabakh unawares. Applying Turkey's full support and using foreign mercenaries as methods to achieve this goal led to a positive result for Azerbaijan. Armenia has the necessity to make reforms in all vital spheres.

Текст научной работы на тему «КАРАБАХСКАЯ ВОЙНА 2020 г.: ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ СФЕРАХ АРМЕНИИ»

ПАНОРАМА ВОЙНЫ

КАРАБАХСКАЯ ВОЙНА 2020 г.: ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЙНЫ В ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ И ВОЕННОЙ СФЕРАХ АРМЕНИИ

Ключевые слова: Армения, Арцах, национальная безопасность, Нагорно-Карабахский конфликт, внешняя политика, международное сообщество, война

Инициированная Азербайджаном война, направленная на завоевание территорий в краткосрочный период, должна была застать врасплох Нагорный Карабах. Такие факторы, как всесторонняя поддержка Турции и использование иностранных наемников, решили исход войны в пользу Азербайджана. Армении следует провести коренные реформы во всех сферах жизнедеятельности.

Анализируя хронологию событий, можно уверенно заявить, что обе стороны негласным образом вели подготовку к войне, однако важно понимать мотивы и заинтересованность сторон в инициировании войны. Армянской стороне незачем было начинать военные действия:

1. Армянское государство, создавшее пояс безопасности еще в 90-ых годах 20-ого столетия, имело целью сохранить стабильность и мир в регионе.

2. В связи со сформированными уникальными реалиями создания независимого государственного образования, Армения всячески помогала Арцаху, выступая гарантом его безопасности.

3. Ереван всегда заявлял о безальтернативности мирным переговорам, фактически исключая военный метод разрешения конфликта.

4. Война велась на линии соприкосновения Арцаха и Азербайджана, следовательно, Армения не могла иметь никакого отношения к инициированию военных действий.

5. Де-факто гармоничное сосуществование двух армянских республик полностью устраивало обе стороны и

Арег ПЕТРОСЯН

Магистрант Российско-Армянского университета

В2014 г. поступил в Российско-Армянский университет (РАУ), который окончил в 2018 г. С 2018-2020 гг. служил в ВС РА и на данный момент является магистрантом РАУ.

LD

си о

СИ <

-Ü I

о со

CL

0

1

<

1=

а с.

.D JT

(УЗ

е з ь ь

V и

b а b с.

.D

(УЗ

ь

имелся курс углубления отношений и сохранения статус-кво с последующей его международной легализацией. У Азербайджана были другие мотивы:

1. Сохранялись реваншистские настроения в связи с поражением в первой карабахской войне, и Баку многократно говорил на языке угроз и вражды. В этом свете отказ Азербайджана от переговоров с Арцахом выражало нежелание первого мирным путем урегулировать конфликт.

2. Безоговорочная поддержка Турции внушала Азербайджану победу в случае инициирования военных действий.

3. Иностранные наемники могли стать дополнительной мощью в случае войны. О фактах переброски боевиков из Ливии, Сирии в зону карабахского конфликта говорилось в заявлениях СВР' и МИД2 РФ, президентами Франции Э. Макро-ном3 и Сирии Б. Асадом4. Президенты указали Турцию в качестве организатора переброски, а госсекретарь США М. Помпео - как поддерживающую Азербайджан сторону5. Это дает возможность переиначить роль Арцаха как самостоятельного субъекта международных отношений. ЕСПЧ принял промежуточную меру против Турции за ее вовлечение в конфликт6.

4. Закрытые границы (в связи с инфекцией С0УЮ-19) затрудняли возвращение армян из диаспоры.

5. За счет реализации углеводородов Азербайджан покупал сверхсовременные вооружения и боеприпасы. По данным IЕА (Международное энергетическое

сообщество) нефть и газ составляют более 90% экспорта Азербайджана и предполагается спад ВВП (предопределяющийся COVID-19) на 0.7% к 2021 г.^ Однако, проблема коронавиру-сной инфекции, негативно влиявший на сбыт углеводородов, наличие внутреннего кризиса и образ проигравшего (в первой карабахской войне) подталкивали Баку аккумулировать легитимность внутри государства за счет провоцирования военных действий со Степанакертом. В корне лежат внутриполитические, социальные проблемы Азербайджана равно как проблема сохранения клановой власти Алиевых. Война началась 27 сентября и прерывалась четырехкратными договоренностями по прекращению огня (10, 17, 24 октября и 9 ноября). Данная война доказала, насколько быстро меняется сущность и ход войн. Карабахская война 2020 г. отличилась широким применением артиллерии и бронетехники, БПЛА и кибератак. Она стала ярким примером крупномасштабной гибридно-краткосрочной войны высокой интенсивности, показав все большую значимость цифровизации в военное время. Фактически война велась на трех фронтах: на поле боя, в интернете и в диаспоре.

Карабахская война 2020 г. констатировала изменение вооружений, задействованных в военных операциях и смещение акцента с преобладающей роли бронетехники и пехоты на БПЛА и авиацию. Велика также роль Турции, которая снабжала Азербайджан такими БПЛА как "TAI Aksun-gur", "Bayraktar TB2". Проникновение ту-

Служба внешней разведки Российской Федерации. О ситуации вокруг Нагорного Карабаха. 2020. Ссылка доступа: svr. gov.ru/smi/2020/10/o-situatsii-vokrug-nagornogo-karabakha.htm

Министерство иностранных дел Российской Федерации. Комментарий Департамента информации и печати МИД России

относительно переброски иностранных наемников в зону нагорно-карабахского конфликта. 2020. Ссылка доступа:

https://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4363834

Council of the European Union. Special European Council - 1 October 2020 (Day 1). Access: https://newsroom.consilium.

europa.eu/events/20201001-special-european-council-1-october-2020-day-1/128597-3-conference-de-presse-france-partie-3-

q-r-20201002

Ruptly. Syria: Assad calls Erdogan 'main instigator' of Nagorno-Karabakh conflict. 2020. Access: https://www.ruptly.tv/en/vid-eos/20201006-026

U.S. Department of State. Secretary Michael R. Pompeo at a Press Availability. 14.10.2020. Access : https://www.state.gov/ secretary-michael-r-pompeo-at-a-press-availability-14/

European Court of Human Rights. The Court's decision on the request for an interim measure lodged sby Armenia against Turkey. 2020. Access: https://hudoc.echr.coe.in^app/conve^ion/pdf/?library=ECHR&id=003-6816855-9120472&file-name=Court%27s+decision+on+the+interim+measure+request+introduced+by+Armenia+against+Turkey.pdf. International Energy Agency. Azerbaijan energy profile. 2020. Access: https://www.iea.org/reports/azerbaijan-energy-profile

ю С ю С

рецких беспилотников в рынок Азербайджана обозначало новую эру в концепции "два государства и одна нация"8. Причем поддержка отнюдь не ограничивалась продажей вооружений. Фактическое присутствие турецких истребителей F-16, подтвержденное президентом И. Алиевым9 (интервью "CNN Arabic" от 08.10.2020 -прим. Автора), один из которых сбил армянский Су-2510, расширяет понимание данного противостояния. Вовлечение турецкого военного руководства, инструкторов, вооружений, переброшенных ею иностранных боевиков в данный конфликт, трансформируют его в горячую точку межрегионального столкновения. Предложенный сирийский сценарий МИД М. Чаву-шоглу" в Арцахе и желание Турции войти в состав сопредседателей Минской группы свидетельствуют о стремлении Анкары обеспечить свое присутствие в регионе вкупе с безоговорочной поддержкой Баку, что неприемлемо, так как:

1) вовлечение в конфликт внешних игроков подразумевает собой срыв модели региональной безопасности и чревато непредсказуемыми последствиями.

2) Всякие утверждения о необходимости вовлечения Турции как стороны, которая может сдвинуть с мертвой точки мирный процесс, должны быть пресечены ввиду проазербайджанской и агрессивной позиции Анкары в конфликте.

3) Подстрекательство Баку со стороны Анкары должно стать предметом острых дискуссий на международной арене с последующим логическим принятием мер в отношении последней.

В первый день войны Азербайджан отключил доступ в знаковые социальные сети12 (Facebook, Youtube, Whatsapp, Skype, Zoom и т.д.). Это объяснялось желанием избежать "провокаций" с армянской стороны. Примечателен тот факт, что Баку в информационной войне применял против Еревана зеркальные меры с попыткой искажения действительности. То, что утверждалось последним - наличие иностранных наемников, таргетирование гражданской инфраструктуры - Азербайджаном сразу же было взято на вооружение и применялось против враждующей стороны (якобы в рядах арцахцев воюют боевики из РПК13 и они нацеливаются на гражданские инфраструктуры). Эти обвинения голословны, потому что:

1) у Армении не было финансовых ресурсов, чтобы нанять боевиков.

2) Различие в вероисповедании. Боевики/террористы, сражавшиеся на стороне Азербайджана, выступали против христианской религии и многие из них совершали теракты в разных европейских государствах.

3) Доводы относительно участия боевиков РПК на армянской стороне явно должны были быть убедительными в связи с проживающими на армянских территориях езидами (субэтносом курдов). Однако последние являются гражданами Армении и представителями национальных меньшинств (наряду с греками, русскими и т.д.).

4) Обвинения о таргетировании гражданского населения и гражданской инфраструктуры не имеют под собой почву. Вооруженные силы АО14 неоднократно заявляли о планировавшихся превен-

8 Kasapoglu C. Turkey Transfers Drone Warfare Capacity to Its Ally Azerbaijan // The Jamestown Foundation. Eurasia Daily Monitor Volume: 17 Issue: 144. 2020.

9 CNN Arabic. Interview with I. Aliev. 08.10.2020. URL: https://edition.cnn.com/videos/world/2020/10/10/azerbaijani-president-il-ham-aliyev-armenia-conflict-becky-anderson-intvw-ctw.cnn

10 Министерство обороны РА. Сообщение для прессы от 29.09.2020. Ссылка доступа: https://www.mil.am/ru/news/8440 " Агенство Анадолу. Армения своими провокациями игнорирует нормы международного права. 2020. Ссылка доступа:

https://www.aa.com.tr/ru/азербайджан-борьба-за-целостность/армения-своими-провокациями-игнорирует-нормы-международного-права/1990447

12 Netblocks. Social media restricted in Azerbaijan amid clashes with Armenia over Nagorno-Karabakh. 2020. Access: https://net-blocks.org/reports/social-media-restricted-in-azerbaijan-amid-clashes-with-armenia-over-nagorno-karabakh-pA5LMj87

13 Рабочая партия Курдистана.

14 Армия обороны Арцаха.

ю

СИ

о

СИ <

-О I

о со

£

0

1

<

1=

а с. .в

е з ь з

V и

ь

а

с. .в

тивных ударах исключительно по военным инфраструктурам противника^, тогда как противник целенаправленно подвергал ракетному и артобстрелу разные города Арцаха. Факты участия Турции, наличие иностранных наемников-боевиков говорят о том, что Арцах стал цивилизационным рубежом борьбы против международного терроризма. В своей правой войне по обеспечению независимости и международной безопасности Степанакерт и его армия продемонстрировали блестящую готовность и твердость духа. Тот факт, что Азербайджан фактически нацеливался на гражданские инфраструктуры (в частности в городах Степанакерт Гадрут, Шуши), стремился уничтожить исторические памятники культуры и духовенства (удары по собору Казанчецоц) указывают на акты вандализма и нарушение международных правил ведения боевых действий. В этом свете, многие армянские общины стран Европы и Америки развернули общедиа-споральное движение по признанию независимости Арцаха. Проводились митинги, шествия, люди перечисляли деньги разным армянским фондам, многие приезжали в Армению для участия в боях на передовой или организации тыловых работ.

К сожалению, исход войны несет тяжелейшие последствия для Армении и народа Арцаха. Однако мы верим, что данная война будет выходом из «летаргического сна» и Ереван сможет пойти по пути развития и благополучных реформ с целью восстановления исторической справедливости.

Исходя из реалий войны и ее последствий, армянской стороне следует развернуть деятельность в политико-дипломатической и военной сферах в будущем в следующих направлениях:

1) Провести коренные реформы по милитаризации общества, с вовлечением женской части населения (например, в

военно-медицинской сфере) в силовые структуры страны, более продуктивное использование человеческого капитала (людей со средним профессиональным и высшим образованием, создание научных рот, подготовка профессиональных инженеров с предоставлением определенных привилегий, льгот в течение службы и после).

2) Следует взяться за серьезные реформы в военной структуре по части укомплектования войск ПВО, ее модернизации и приобретении дальнобойных систем ведения боевых действий.

3) Факт вовлечения Турции, переброска боевиков-наемников в зону карабахского конфликта, таргетирование Азербайджаном гражданского населения и его инфраструктуры, культурных сооружений, применение запрещенных кассетных бомб и фосфорных боеприпасов использовать как аргументы о нежелании Баку разрешить конфликт мирным путем.

4) Обратиться к Минской группе ОБСЕ с призывом констатировать недопустимость членства Турции ввиду ее про-азербайджанской и агрессивной позиции в вопросе урегулирования Нагор-но-Карабахского конфликта с последующим принятием правовых мер против нее.

5) Проводить государственную систематизированную политику по переоценке потенциала и ресурсов армянской диаспоры с последующим ее вовлечением в процессы общенациональной деятельности с охватом всех сфер жизнедеятельности. В этом свете:

I. проводить политику по привлечению инвестиций от ведущих армян из Диаспоры в развитие экономики Республики Армении. Следует ввести в законодательство определенные механизмы для более "комфортного" капиталовложения.

II. Практиковать политику двойного

'5 Перед ударами по военному аэродрому в Гяндже было выложено в соцсетях предупреждение президента Арцаха А-Арутюняна о готовящихся ударах- См по: https://newsaгmenia■am/news/nagoгno_kaгabakh/sгochno-aгmiya-oboгony-ali:-sakha-naneset-udaгy-po-voennym-obktam-v-goгodakh-azeгbaydzhana-aгutyunyan-/

гражданства для усиления связей, возможной репатриации армян и их более массового вовлечения в жизнедеятельность Республики Армении (начиная с политико-экономической до научно-образовательной сфер).

III. Имплементировать взятый на вооружение руководством Армении концепцию панармянства посредством институциона-

лизации и ранжировании взаимоотношений "Диаспора-Армения" по сферам жизнедеятельности (необходимость восстановления министерства Диаспоры рассматривать как основу).

По мнению автора, выраженные выше пункты являются ключевыми, однако не исчерпывающими весь спектр нужных реформ.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Агенство Анадолу, Армения своими провокациями игнорирует нормы международного права. 2020. Ссылка доступа: https://www.aa.com.tr/ru/ азербайджан-борьба-за-целостность/армения-своими-провокациями-игнорирует-нормы-международного-права/1990447

2. Департамента информации и печати МИД России относительно переброски иностранных наемников в зону нагорно-карабахского конфликта. 2020. Ссылка доступа: https: // www.mid.ru/ ru/ foreign_policy /news /-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/4363834

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно переброски иностранных наемников в зону нагорно-карабахского конфликта. 2020. Ссылка доступа: https: // www.mid.ru /ru /foreign_policy/ news/-/asset_publisher /cKNonkJE02Bw /content/ id/4363834

4. Министерство обороны РА. Сообщение для прессы от 29.09.2020. Ссылка доступа: https://www.mil.am/ru/news/8440

5. Служба внешней разведки Российской Федерации. О ситуации вокруг Нагорного Карабаха. 2020. Ссылка доступа: svr.gov.ru/ smi/2020/10/o-situatsii-vokrug-nagornogo-kara-bakha.htm

6. СNN Arabic. Interview with I. Aliev. 08.10.2020. URL: https://edition.cnn.com/videos/ world/2020/10/10/azerbaijani-president-ilham-ali-yev-armenia-conflict-becky-anderson-intvw-ctw.cnn

7. Council of the European Union. Special European Council - 1 October 2020 (Day 1).

Access: https://newsroom.consilium.europa.eu/ events/20201001-special-european-council-1-octo-ber-2020-day-1/128597-3-conference-de-presse-france-partie-3-q-r-20201002

8. European Court of Human Rights. The Court's decision on the request for an interim measure lodged by Armenia against Turkey. 2020.

9. Access: https://hudoc.echr.coe.int/app/conversion/ pdf/?library=ECHR&id=003-6816855-912047 2&filename=Court%27s+decision+on+the+in-terim+measure+request+introduced+by+Arme-nia+against+Turkey.pdf.

10. International Energy Agency. Azerbaijan energy profile. 2020. Access: https://www.iea. org/reports/azerbaijan-energy-profile

11. Kasapoglu C., Turkey Transfers Drone Warfare Capacity to Its Ally Azerbaijan // The Jamestown Foundation. Eurasia Daily Monitor Volume: 17 Issue: 144. 2020.

12. Netblocks. Social media restricted in Azerbaijan amid clashes with Armenia over Nagorno-Karabakh. 2020. Access: https://net-blocks.org/reports/social-media-restricted-in-azer-baijan-amid-clashes-with-armenia-over-nagorno-karabakh-pA5LMj87

13. Ruptly. Syria: Assad calls Erdogan 'main instigator' of Nagorno-Karabakh conflict. 2020. Access: https://www.ruptly.tv/en/vid-eos/20201006-026

14. U.S. Department of State. Secretary Michael R. Pompeo at a Press Availability. 14.10.2020. Access: https://www.state.gov/secre-tary-michael-r-pompeo-at-a-press-availability-14/

LD

Upbq ^bsmu3U'b

D-mu-hwj^w^wh ifwqfruyipwhyi

& T|USbPU2U"h <UU"imUSMbPP

2020 ra-^UMULh T.UPUPUT.3UL ^USbPU2U. <U3UUSULh <UUUP ^USbPU2Uh

ai <

a c.

<bSb4UL£LbPG £UT.U£UinUL, ^h^ULU^hSUMUL b4 ^UQUUMUL PLPPSLbP^U

Uq.ppb2wti|i uwti5wqbp&w& n|wmbpwqdQ, npp n|bmg t hwtil|wp&wl|hh pbpbp Lbntiwjhti ^w-pwpwqji pbw^^mpjwbp, tp l|wp6 dwdwtiwl|nLd mwpw&gtibph qpwi^dwtip: l^nLpghwjh

|Jiwl|wiTiwp wgwigmpjmbp U ornwpbpl|pjw i^wp5l|wtitibph oqmwqnp&nLdp, npn|bu wawgw^p^wS tin|wmwl|hti hwubb[m qnp&ntitibp, hwtiqbgphti Uq.ppb2wti|i hwdwp q.pwl|wti wpq.jnLtig|i: Ul|ti-hwjrn t, np <wjwurnwti|iti wtihpwd^rn t pwpb^n^m^bp hpwl|wtiwgtibL pn|np l|btiuwl|wti n[npmbbpmd, h^h^1 tL wtip.pwq.wp5b|_ t hbq]itiwl|Q:

<^№wpwnbp. ¿iutjutuyiuih, Upguifri, uiqquijfth Luhls^tqmpjmh, luipuipuiqjuih

hutL/uiiJuipsnLpjnLh, Lupyiwpfth fwqwfwtywhnipjnih, huiiJui2friuiphuijfth

hwbpm^jmt, uiuiyihpuiqLf

WAR PANORAMA

KARABAKH WAR OF 2020: THE CONSEQUENCES OF THE WAR IN THE POLITICAL, DIPLOMATIC AND MILITARY SPHERES FOR ARMENIA

S

b e

Areg PETROSYAN

v MA studentin Russian-Armenian University

h

b a b c.

.13

S

The initiated war by Azerbaijan aimed to conquer territories in the short term, should have caught Nagorno-Karabakh unawares. Applying Turkey's full support and using foreign mercenaries as methods to achieve this goal led to a positive result for Azerbaijan. Armenia has the necessity to make reforms in all vital spheres.

Keywords: Armenia, Artsakh, national security, Nagorno-Karabakh conflict, external politics,

international community, war

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.