Научная статья на тему '"КАПКАН": ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ М. А. ЗАХАРОВА'

"КАПКАН": ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ М. А. ЗАХАРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. А. ЗАХАРОВ / "КАПКАН" / ЛЕНКОМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРАМА / АБСУРДИСТСКАЯ ДРАМА / ЕДИНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ЭПИЗОДНОЕ СТРОЕНИЕ / АТТРАКЦИОН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ряпосов А.Ю.

Статья посвящена изучению сценической поэтики спектакля М. А. Захарова «Капкан» (Ленком, 2019). Предметом исследования выступают составляющие захаровской режиссерской методологии: режиссерский сюжет и его строение; принципы декорационного оформления спектакля; жанр постановки; композиция действия; и др. Кроме того, ставится задача определить место и роль спектакля «Капкан» в творчестве Захарова. В качестве источников исследования выступили рецензии на премьеру и видеозапись спектакля, любезно предоставленные автору статьи дирекцией театра «Ленком Марка Захарова». Изучена искусственно созданная режиссером по законам интеллектуальной драмы и представленная средствами абсурдистской драмы ситуация, когда современные герои попадают в сталинскую эпоху. Автор отмечает эпизодное строение спектакля, темп развития действия, обеспеченный единой сценической установкой и возможностями ее частичной трансформации, ритм, заданный музыкой и аттракционами. Делается вывод о том, что постановка сюжетно продолжает линию ленкомовских спектаклей второй половины 2010-х годов: речь идет о природе власти и особенностях национального менталитета, определяющих, по мысли Захарова, судьбу России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAP: THE LAST PERFORMANCE OF M. A. ZAKHAROV

The article is devoted to the study of the stage poetics of the play The Trap by M. A. Zakharov (Lenkom, 2019). The subject of the research is the components of Zakharov’s directorial methodology: director’s plot and its structure; the principles of the decoration of the performance; genre of staging; action composition; other. In addition, the task is to determine the place and role performance The Trap in the work of Zakharov. The sources of the research were reviews of the premiere and video recording of the performance, kindly provided to the author of the article by the directorate of the Lenkom Mark Zakharov Theater. The director stage studies the situation, artificially created according to the laws of intellectual drama, when modern heroes find themselves in the Stalin era, which is represented by the means of absurd drama. The play has an episodic structure, the pace of development of the action is provided by a single stage setting and the possibilities of its partial transformation, the rhythm is set by music and attractions. The production of the plot continues the line of Lenkom’s performances of the second half of the 2010s, it is about the nature of power and the peculiarities of the national mentality, which, according to Zakharov, determine the fate of Russia.

Текст научной работы на тему «"КАПКАН": ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ М. А. ЗАХАРОВА»

УДК 792. 01; 792. 03

«КАПКАН»: ПОСЛЕДНИЙ СПЕКТАКЛЬ М. А. ЗАХАРОВА

Ряпосов А. Ю.1

1 Российский институт истории искусств, Исаакиевская площадь, д. 5, Санкт-Петербург, 190000, Россия.

Статья посвящена изучению сценической поэтики спектакля М. А. Захарова «Капкан» (Ленком, 2019). Предметом исследования выступают составляющие захаровской режиссерской методологии: режиссерский сюжет и его строение; принципы декорационного оформления спектакля; жанр постановки; композиция действия; и др. Кроме того, ставится задача определить место и роль спектакля «Капкан» в творчестве Захарова. В качестве источников исследования выступили рецензии на премьеру и видеозапись спектакля, любезно предоставленные автору статьи дирекцией театра «Ленком Марка Захарова». Изучена искусственно созданная режиссером по законам интеллектуальной драмы и представленная средствами абсурдистской драмы ситуация, когда современные герои попадают в сталинскую эпоху. Автор отмечает эпизодное строение спектакля, темп развития действия, обеспеченный единой сценической установкой и возможностями ее частичной трансформации, ритм, заданный музыкой и аттракционами. Делается вывод о том, что постановка сюжетно продолжает линию ленкомовских спектаклей второй половины 2010-х годов: речь идет о природе власти и особенностях национального менталитета, определяющих, по мысли Захарова, судьбу России.

Ключевые слова: М. А. Захаров, «Капкан», Ленком, интеллектуальная драма, абсурдистская драма, единая сценическая установка, эпизодное строение, аттракцион.

THE TRAP: THE LAST PERFORMANCE OF M. A. ZAKHAROV

Ryaposov A. Yu}

1 Russian Institute of Art History, 5, St. Isaac's Square, St. Petersburg, 190000, Russian Federation.

The article is devoted to the study of the stage poetics of the play The Trap by M. A. Zakharov (Lenkom, 2019). The subject of the research is the components of Zakharov's directorial methodology: director's plot and its structure; the principles of the decoration of the performance; genre of staging;

action composition; other. In addition, the task is to determine the place and role performance The Trap in the work of Zakharov. The sources of the research were reviews of the premiere and video recording of the performance, kindly provided to the author of the article by the directorate of the Lenkom Mark Zakharov Theater. The director stage studies the situation, artificially created according to the laws of intellectual drama, when modern heroes find themselves in the Stalin era, which is represented by the means of absurd drama. The play has an episodic structure, the pace of development of the action is provided by a single stage setting and the possibilities of its partial transformation, the rhythm is set by music and attractions. The production of the plot continues the line of Lenkom's performances of the second half of the 2010s, it is about the nature of power and the peculiarities of the national mentality, which, according to Zakharov, determine the fate of Russia.

Keywords: M. A. Zakharov, The Trap, Lenkom, intellectual drama, absurd drama; unified stage setup, episodic structure, attraction.

Премьера спектакля «Капкан», представляющего собой вольную сценическую фантазию по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок М. А. Захарова (13 октября 1933 - 28 сентября 2019, Москва) и документальных источников, состоялась на сцене театра «Ленком Марка Захарова» 2 декабря 2019 года, два месяца спустя после кончины бессменного лидера театра с 1973 по 2019 год.

До июня 2019 года Захаров, по воспоминаниям его дочери Александры, завершил работу над отдельными сценами спектакля в репетиционных комнатах, но провести ни одной собственно сценической репетиции лидеру Лен-кома не удалось. Не было на тот момент и декораций художника-постановщика Мариуса Яцовскиса [1].

Захарову-режиссеру изначально (с «Доходного места» 1967 года в Театре Сатиры) было присуще делать развернутый режиссерской сценарий будущей постановки — сценарий, подобный тому, какой делается в кино, то есть сценарий, доведенный до рисунков-«раскадровок» каждого эпизода. Этот материал был использован Александрой Захаровой (в афише спектакля она значится сопостановщиком Захарова) и режиссером спектакля Игорем Фокиным.

Премьера «Капкана» вызвала множество отзывов рецензентов, в целом — благожелательных [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. Как справедливо заметила Т. Москвина, напрасно воспринимать «Капкан» как захаровское режиссерское завещание. Лидер Ленкома, готовясь к этой постановке, не мог знать, что она окажется последней, и ни о каком завещании не думал [2]. «Капкан», судя по отзывам рецензентов, явился логическим продолжением предыдущих режиссерских

работ Захарова — спектаклей «День опричника» (2016) и «Фальстаф и принц Уэльский» (2018).

В основу режиссерского сюжета «Капкана» была положена пьеса, написанная М. Захаровым по мотивам произведений В. Сорокина. И хотя большая часть действия спектакля отнесена к сталинской эпохе, захаровская постановка ни в коей мере не есть картина истории, но — поэтическое изображение драматических коллизий в излюбленном Захаровым жанре «сценической фантазии», обозначенном в афише. В очередной раз лидер Ленкома продемонстрировал свою приверженность вахтанговской традиции обращения театра к принципам «фантастического реализма».

Первая сцена захаровской постановки задает заложенные в ней «правила игры». На одной из платформ пригородной электрички сталкиваются профессор Зеленин (В. Юматов), специалист по гипнозу, и программист Юрий (А. Поляков), направляющийся на день рождения к своей приятельнице Виктории (А. Захарова), но перепутавший железнодорожные ветки и потому оказавшийся совсем не там, где нужно. Профессор объясняет Юрию, что существует особые формы измененного состояния сознания, в котором законы пространства и времени действуют совсем иначе, нежели в реальной действительности. Он предлагает, а затем перебрасывает Юрия в квартиру к Виктории. Однако во время телепортации происходит какой-то сбой, и на празднике по случаю дня рождения Виктории появляются посторонние люди «из другого времени» — двое в военной форме (специально не оговаривается, что это сотрудники НКВД). Они требуют от Зеленина, Виктории и Юрия «пройти с ними». Так герои захаровского сюжета попадают в сталинскую эпоху.

По способу организации сюжета перед нами — классический пример драматических событий, соответствующих жанру интеллектуальной драмы. Основой сюжета в таких пьесах выступает некая искусственно созданная ситуация, требующая изучения средствами театра. Так, например, в пьесе Д.-Б. Пристли «Визит инспектора» создается ситуация полицейского расследования, в ходе которого раскрываются характеры членов семьи и царящие в ней нравы. Изучение сложившей ситуации может быть вполне рациональным, как в пьесе М. Фриша «Биография», где главному герою предлагается «переиграть» свою жизнь с любой точки, но после нескольких попыток он убеждается, что, избегая случившихся с ним несчастий, он также теряет и счастливые моменты своей жизни. Анализ драматической ситуации, заданной Захаровым, ведется средствами абсурдистской драмы.

Лидер Ленкома предлагает изучать сферу национального менталитета, представив сюжет, состоящий из череды ментальных путешествий. В качестве примера можно привести эпизод, в котором Следователь, полковник Иван Иванович Иванов (А. Збруев) допрашивает Девушку в летном шлеме (А. Юганова). Герой

А. Збруева не носит офицерский мундир, но и гражданской его одежду не назовешь (художник по костюмам — Анастасия Образцова): на полковнике воинский китель без погон и брюки, заправленные в сапоги. Появление Следователя на сцене сопровождается лихорадочной стрельбой из револьвера. Абсурдны обвинения, адресованные героине А. Югановой (во время учебного полета муж Девушки в летном шлеме выпал из самолета и его тело рухнуло на крышу дачи одного из ближайших сподвижников Сталина — члена Политбюро ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановича). Следователь сообщает Девушке подробности произошедшего: «Муж пробил задницей крышу на даче товарища Кагановича, и только по счастливой случайности задница твоего мужа пролетела мимо товарища Лазаря Моисеевича, который отделался легким испугом. Что подумал товарищ Лазарь Моисеевич?» Ответ Девушки в летном шлеме был следующим: «Наверное, подумал, вот и осень пришла, всё опадает...» Абсурдные реплики, которыми обмениваются актеры А. Збруев и А. Юганова, строятся по законам столь любимой Захаровым репризы. Завершается эпизод текстом Следователя, отсылающим одновременно к двум известным песням («А ты мне нравишься, нравишься, нравишься.» и «Любимый город может спать спокойно.»): «.Ты мне очень нравишься, но придется тебя расстрелять, потому что муж и жена одна российская банда, а любимый город должен спать спокойно». Высказав это, Следователь хватается за лежащий на столе автомат ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) и палит из него короткими очередями.

Сценография М. Яцовскиса к спектаклю «Капкан», представляющая собой единую сценическую установку, достаточно проста и исключительно функциональна. Передняя часть авансцены на несколько метров в глубину полностью открыта. Слева и справа поставлены вертикальные щиты, параллельные порталу и сужающие зеркало сцены примерно наполовину. Внутренние грани этих щитов под прямым углом соединены с вертикальными щитами, уходящими вглубь сцены и образующие своеобразный коридор. Этот центральный коридор не доходит до арьерсцены, где может располагаться, например, выдвижная площадка с расположенными на ней несколькими стволами деревьев с обрубленными ветками. Такое оформление заднего плана сцены применяется в эпизоде, где празднуется день рождения Виктории. Но чаще всего арьерсцена используется как видеоэкран, на который проецируется то или иное изображение места действия (например, картинка набегающих на берег морских волн). Предложенная художником сценическая площадка позволяет легко осуществить многоэпизодную композицию действия: переход от одного эпизода к другому сопровождается переменой света и музыкальными отбивками (композитор Сергей Рудницкий).

Ритм действия регулируется музыкой, введенной в эпизоды, и включением в структуру действия разнообразных аттракционов. В упомянутом ра-

нее эпизоде допроса Следователем Девушки в летном шлеме представлены традиционные для Захарова аттракционы со стрельбой. Простое и минималистское декорационное оформление спектакля дополняется виртуозно выполненным сценографическим аттракционом: под музыку песни «Широка страна моя родная...» из глубины сцены выезжает площадка с большим контейнером, останавливается она на среднем плане сцены. Образующие стенки контейнера щиты убираются, и появляется скульптурная голова Ленина, размером значительно превышающая человеческий рост. Из люка в голове вылезает Сталин (Д. Певцов). Это первое появление вождя на сцене в спектакле. Актер совсем не стремится воссоздать исторически достоверный образ Сталина. Этой цели ближе персонаж, названный в захаровской постановке «Двойник Сталина» (Л. Мсхиладзе). Двойник в свободное от службы время, когда не нужно заменять настоящего Сталина, разгадывает кроссворд и обращается по телефону к разным ответственным товарищам с просьбой подсказать ему то или иное слово («Оружие, восемь букв?» — «Винтовка»).

Сталин Д. Певцова призван передать ментальный образ вождя — образ, который существует в головах как яростных противников Сталина, так и тех, кто при случае любит произносить: «Сталина на вас нет!» Герой Д. Певцова заявляет: «В обозримом будущем Сталин останется со своим народом. Сталин навсегда останется в сердцах и душах, нравится это кому-то или не нравится!» Захарова, последнего из режиссеров-шестидесятников [9], воспитанных в духе антисталинизма, тревожило повсеместное присутствие темы Сталина и в научных дискуссиях, и в обывательских разговорах. Образ Сталина оказался «живее всех живых», и в этом, по мысли лидера Ленкома, заключался интеллектуальный и эмоциональный капкан, сдерживающий возможности перемен в национальном менталитете, а значит, сдерживающий развитие России.

Захаров не был бы Захаровым, если в качестве аттракционов не использовал бы танцевальные (режиссер-хореограф Сергей Грицай) и вокальные номера (хормейстер Ирина Мусаэлян). Так, например, к агентурной операции по изъятию чемодана с золотом, который курьер с северного прииска вез для тайной передачи народному комиссару госбезопасности Ежову, привлечен вор-рецидивист Парасевич (А. Шагин) (его искрометный танец отметили практически все рецензенты). В эпизоде бала-маскарада у Ежова гости (исключительно мужчины в экзотических костюмах) исполняют весьма специфический танец, «намекающий» на нетрадиционную сексуальную ориентацию наркома внутренних дел СССР. И приведенные здесь, и другие танцевальные и вокальные номера представляли собой вставные номера, непосредственно не связанные с драматическими коллизиями и рассчитанные на непосредственное воздействие на зрителя, функция их в композиционном строении спектакля — изменение ритма действия.

Путешествующий по сталинскому времени программист Юрий исчезает неизвестно куда и неизвестно почему, а героиня А. Захаровой из нашей современницы Виктории превращается в агента госбезопасности с псевдонимом «Чайка», которую собираются забросить на территорию фашистской Италии. А. Заозерская в своей рецензии на постановку заметила: «Виктория — интеллигентная девушка с непокорным характером — чем-то напоминает Маргариту из романа Булгакова, чем-то — актрису Ольгу Чехову (которая, говорят, в Германии была нашим агентом под "чеховским" псевдонимом Чайка) <...> В ней много качеств романтических героинь русской литературы. И ответ на вопрос, почему так трудно Чайке найти себе любовь в реальном, очень грязном мире (курсив мой. — А. Р.)» [6]. Николай Александрович Орлов, герой страны, личный летчик Сталина и «по совместительству» куратор Виктории с агентурным псевдонимом «Цезарь» (В. Раков) искренне увлечен героиней А. Захаровой. Между ними возникает сильное чувство. Об отсутствии у этих отношений будущего зрители узнают из песенного номера: «Миленький ты мой, / Возьми меня с собой! / Там, в краю далеком, / Буду тебе женой», — поет Чайка. Орлов отвечает: «Милая моя, / Взял бы я тебя, / Но там, в краю далеком, / Есть у меня жена».

Заканчивается череда ментальных путешествий тем, что профессор Зеленин возвращается в современность. Спектакль завершает столь любимый Захаровым открытый финал. Со-постановщик «Капкана» А. Захарова высказалась об этом так: «Марк Анатольевич считал, что нельзя в театре людей погружать в полный мрак и безысходность. Должен быть какой-то выход. В финале произносятся такие слова: "Мы веруем в Бога и верим в великое будущее России"» [1].

Видеозапись постановки позволяет разглядеть важные детали концовки «Капкана». Зеленин заявляет: «В России нужно жить надеждой. Я русский и я верую!». Профессор считает необходимым назвать деятелей русской культуры, ставших жертвой сталинской эпохи. Вот имена, которые произносит Зеленин: Соломон Михоэлс, Александр Таиров, Михаил Булгаков, Всеволод Мейерхольд, Виктор Збруев . Сверху опускается большой портрет Марка Анатольевича Захарова, участники спектакля выстраиваются слева и справа от изображения лидера Ленкома, А. Захарова говорит: «Мы веруем.», переключая, тем самым, внимание публики с исполнителей ролей на образ главного создателя «Капкана».

Спектакль, конечно, не задумывался лидером Ленкома как завещание. Захаров, чье режиссерское профессиональное становление выпало на конец 1960-х годов, неизменно подчеркивал, что его театр — это театр социально-политического пафоса. «Капкан», как уже говорилось, стал завершением своеобразной сценической трилогии (включающей также постановки «День

опричника», 2016 и «Фальстаф и принц Уэльский», 2018), то есть продолжил линию спектаклей, посвященных мучительным размышлениям лидера Ленкома о природе власти, о специфике национального менталитета и о будущем России. Этот сценический сюжет, как и многие театральные и экранные произведения Захарова, оказался с открытым финалом: режиссер и лидер Ленкома был человеком верующим и верил в будущее России. Если «Капкан» — завещание, то оно именно о вере в будущее России...

ЛИТЕРАТУРА

1. «Я в "Ленкоме" вообще ничего не решаю». Дочь легендарного режиссера, народная артистка Александра Захарова о своих полномочиях в театре Марка Захарова, попадании в «Капкан» и игре на автомате [С актрисой беседовала Зоя Игумнова] // Известия. 2019. 23 дек. [Электронный ресурс]. URL: http:// iz.ru/957055/zoia-igumnova/ia-v-lenkome-voobshche-nichego-ne-reshaiu (дата обращения: 12.06.2021).

2. Москвина Татьяна. Последняя фантасмагория Марка Захарова // Аргументы недели. 2020. № 2 (696). 22-28 янв. [Электронный ресурс]. URL: http://argumenti. ru/culture/2020/01/646630 (дата обращения: 12.06.2021).

3. Завещание Мастера // Кинорепортер. 2019. 16 дек. [Электронный ресурс]. URL: http://kinoreporter.ru/zaveshhanie-mastera/ (дата обращения: 12.06.2021).

4. Казьмина Анастасия. Вслушивайтесь // Театрон. 2019. 17 дек. [Электронный ресурс]. URL: http://teatron-journal.ru/2019/12/17/spectacles-lenkom-kapkan/ (дата обращения: 12.06.2021).

5. Максимов Андрей. Пан или Капкан // Российская газета. 2019. 8 дек. [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2019/12/08/andrej-maksimov-kapkan-spektakl-zaveshchanie-marka-zaharova.html (дата обращения: 12.06.2021).

6. Заозерская Анжелика. Дочь за отца — ответчица // Труд. 2019. 6 дек. [Электронный ресурс]. URL: http://www.trud.ru/article/06-12-2019/1383660_ doch_za_ottsa_otvetchitsa.html (дата обращения: 12.06.2021).

7. Дьякова Елена. Поминальная премьера. «Капкан» Марка Захарова вышел в «Ленкоме». Посмертно // Новая газета. 2019. 5 дек. [Электронный ресурс]. URL: http://novayagazeta.ru/articles/2019/12/05/83019-pominalnaya-premiera (дата обращения: 12.06.2021).

8. Булова Елена. Премьера последнего спектакля Марка Захарова прошла при полном аншлаге // Вечерняя Москва. 2019. 3 дек. [Электронный ресурс]. URL: http://vm.ru/culture/766867-premera-poslednego-spektaklya-marka-zaharova-proshla-pri-polnom-anshlage (дата обращения: 12.06.2021).

9. Богданова П. Б. Формула успеха Марка Захарова // Богданова П. Б. Режиссеры-шестидесятники. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 155-168.

REFERENCES

1. «Ya v "Lenkome" voobshhe nichego ne reshayu». Doch' legendarnogo rezhissera, narodnaya artistka Aleksandra Zaxarova o svoix polnomochiyax v teatre Marka Zaxarova, popadanii v «Kapkan» i igre na avtomate [S aktrisoj besedovala Zoya Igumnova] // Izvestiya. 2019. 23 dek. [E'lektronny'jresurs]. URL: http:// iz.ru/957055/zoia-igumnova/ia-v-lenkome-voobshche-nichego-ne-reshaiu (data obrashheniya: 12.06.2021).

2. Moskvina Tat'yana. Poslednyaya fantasmagoriya Marka Zaxarova // Argumenty' nedeli. 2020. № 2 (696). 22-28 yanv. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://argumenti. ru/culture/2020/01/646630 (data obrashheniya: 12.06.2021).

3. Zaveshhanie Mastera // Kinoreporter. 2019. 16 dek. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://kinoreporter.ru/zaveshhanie-mastera/ (data obrashheniya: 12.06.2021).

4. Kaz'mina Anastasiya. Vslushivajtes' // Teatron. 2019. 17 dek. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://teatron-journal.ru/2019/12/17/spectacles-lenkom-kapkan/ (data obrashheniya: 12.06.2021).

5. Maksimov Andrej. Pan ili Kapkan // Rossijskaya gazeta. 2019. 8 dek. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://rg.ru/2019/12/08/andrej-maksimov-kapkan-spektakl-zaveshchanie-marka-zaharova.html (data obrashheniya: 12.06.2021).

6. Zaozerskaya Anzhelika. Doch' za otcza — otvetchicza // Trud. 2019. 6 dek. [E'lektronny'jresurs]. URL: http://www.trud.ru/article/06-12-2019/1383660_ doch_za_ottsa_otvetchitsa.html (data obrashheniya: 12.06.2021).

7. D'yakova Elena. Pominal'naya prem'era. «Kapkan» Marka Zaxarova vy'shel v «Lenkome». Posmertno // Novaya gazeta. 2019. 5 dek. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://novayagazeta.ru/articles/2019/12/05/83019-pominalnaya-premiera (data obrashheniya: 12.06.2021).

8. Bulova Elena. Prem'era poslednego spektaklya Marka Zaxarova proshla pri polnom anshlage // Vechernyaya Moskva. 2019. 3 dek. [E'lektronny'j resurs]. URL: http:// vm.ru/culture/766867-premera-poslednego-spektaklya-marka-zaharova-proshla-pri-polnom-anshlage (data obrashheniya: 12.06.2021).

9. Bogdanova P. B. Formula uspexa Marka Zaxarova // Bogdanova P. B. Rezhissery'-shestidesyatniki. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. S. 155-168.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ряпосов А. Ю. — канд. искусствоведения, alexandrryaposov@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ryaposov A. Yu. — Cand. Sci. (Arts), alexandrryaposov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.