Научная статья на тему 'Капитальный ремонт жилья: проблемы и перспективы'

Капитальный ремонт жилья: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костышак М.М.

Грамотный подход к капитальному ремонту жилья позволяет несколько снизить напряженность жилищной проблемы. Однако включить жилой дом в план капитального ремонта не так просто. При этом важно дать правильную оценку необходимости проведения капитального ремонта в том или ином доме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костышак М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Капитальный ремонт жилья: проблемы и перспективы»

социальный <гсш(ст

УДК 332.8

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. М. КОСТЫШАК,

заместитель главы администрации

E-mail: anatoly-fa@mail.ru г. Электрогорск Московской области

Грамотный подход к капитальному ремонту жилья позволяет несколько снизить напряженность жилищной проблемы. Однако включить жилой дом в план капитального ремонта не так просто. При этом важно дать правильную оценку необходимости проведения капитального ремонта в том или ином доме.

Ключевые слова: капитальный ремонт, финансирование, муниципальное управление, товарищество собственников жилья, жилищно-коммунальное хозяйство.

Включение жилья в систему капитального ремонта является одной из важных задач, решаемых руководством муниципального образования. Включить жилье в план капитального ремонта не так просто. Основными критериями для получения муниципальными образованиями бюджетных средств из государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд ЖКХ) на капитальный ремонт являются:

- проведение государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

- долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, жилищных объединений и средств собственников жилья;

- наличие решений общих собраний собственников о включении в программу капитального ремонта;

- нормативная база для образования и деятельности товариществ собственников жилья и наличие таких товариществ до 2011 г. в 20 % многоквартирных домов;

- переход к адресным субсидиям на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в денежной форме;

- демонополизация системы управления коммунальным хозяйством с максимальной долей государства (муниципалитетов) не более 25 %;

- прекращение дотаций организациям коммунального комплекса [2].

Отдельной серьезной системой мер и стимулов в реформировании жилищно-коммунального комплекса являются Указы Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [3,4]. Этими документами введены перечни показателей для оценки деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В эти показатели включены:

- доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способ управления;

- доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства;

- время от подачи заявки на оформление земельного участка до получения документов;

- доля предприятий коммунального комплекса с участием в уставном капитале государства (муниципалитета) не более 25 % от общего числа коммунальных предприятий;

- доля многоквартирных домов на земельных участках с присвоенными кадастровыми номерами.

Все перечисленные критерии создают основу формирования конкурентоспособной, эффективной и антикоррупционной системы управления жилищным и коммунальным хозяйством и распределения финансовых средств. Однако в чистом виде указанные показатели, по мнению автора, во-первых, не предназначены для отбора и включения многоквартирных жилых домов в адресные программы проведения капитального ремонта, а во-вторых, их явно недостаточно для проведения процедур отбора. Поэтому возникает необходимость разработки системы критериальных показателей для включения многоквартирных жилых домов в муниципальную программу капитального ремонта жилищного фонда.

Исключительное значение для качества реализации программ капитального ремонта имеет участие собственников жилья в ремонте общего имущества многоквартирных домов через его со-финансирование. Финансовое участие помогает воспитывать ответственного собственника и реального бережного совладельца общего имущества, устраняет иждивенческие настроения, включает собственника в процесс управления жильем, способствует правовому и экономическому образованию, развитию самоуправления и самоорганизации на домовом и квартальном уровнях, планированию и контролю за расходованием средств на капитальный ремонт и качеству производимых работ. Поэтому в систему критериев для отбора необходимо включить показатели, отражающие степень участия собственников жилья в капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов.

Применение системы установленных критериев для отбора многоквартирных домов при формировании муниципальной адресной программы капитального ремонта может существенно снизить риски органов местного самоуправления при ее реализации. Необходимость этих критериев вызвана следующими соображениями:

- собственники помещений в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья и

управляющие компании должны понимать, на каких основаниях и почему орган местного самоуправления будет отдавать предпочтение тому или иному объекту при его включении в муниципальную программу для предоставления субсидий на проведение капитального ремонта;

- органы местного самоуправления получат простой механизм принятия решения о ранжировании многоквартирных домов (заявок на включение в муниципальную программу), позволяющий избежать возможных претензий по поводу необоснованного, необъективного подхода к отборудомов для участия в программе;

- у собственников помещений появится стимул принимать решение о проведении комплексного капитального ремонта с внедрением энергосберегающих технологий и создавать товарищества собственников жилья для его практической реализации.

Для оценки заявок товариществ собственников жилья и управляющих компаний в органе местного самоуправления на включение многоквартирного дома в муниципальную программу на проведение капитального ремонта и их отбора для предоставления субсидий существуетряд критериев. Технические критерии:

- продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта;

- техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме (наличие угрозы безопасности жизни или здоровью граждан, сохранности общего имущества и имущества граждан);

- комплексность капитального ремонта (включение в него всех или части законодательно установленных видов работ при наличии объективной потребности в их проведении);

- качественное улучшение технических характеристик многоквартирного дома в результате планируемого капитального ремонта (приоритет отдается повышению энергоэффективности). Организационные критерии:

- уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме в отношении управления им (приоритет товариществам собственников жилья с учетом продолжительности их работы до подачи обращения на участие в программе);

- доля собственников (голосов собственников), подавших голоса за решения о проведении

капитального ремонта и его долевом финансировании, от общего числа собственников помещений (голосов собственников) в многоквартирном доме;

- степень готовности многоквартирного дома к капитальному ремонту (наличие проектной документации, включая смету расходов, выбор и предварительный договор с подрядчиком). Финансовые критерии.

- доля финансирования из внебюджетных источников в общей стоимости капитального ремонта (доля прямых инвестиций частных собственников жилья и привлекаемых ими заемных средств);

- финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме (уровень суммарной задолженности по оплате жилищ-но-коммунальныхуслуг) [1].

Перечень критериев отбора рекомендован Фондом ЖКХ, но далеко не все субъекты Федерации в свою очередь рекомендовали их своим муниципальным образованиям, а те далеко не всегда принимали и использовали их при формировании муниципальных адресных программ проведения капитального ремонта. Особенно важно, какие именно значения критериев были приняты и как эти критерии использовались. Иными словами, наибольший интерес представляет не сам перечень критериев, а механизм установления их приоритетности и весомости каждого из них при отборе многоквартирных жилых домов для включения в региональную адресную программу проведения капитального ремонта.

В качестве примера в табл. 1 приведены система критериев для отбора многоквартирных

Таблица 1

Критерии отбора многоквартирных домов для включения в муниципальную программу капитального ремонта жилищного фонда

Показатель Максимальное количество баллов Коэффициент весомости

Технические критерии

Продолжительность эксплуатации

после ввода в эксплуатацию или пос-

леднего комплексного капитального

ремонта, лет:

- более 50 10 3

- 30-50 8

-20-30 6

- 10-20 4

-до 10 1

Окончание табл. 1

Показатель Максимальное количество баллов Коэффициент весомости

Техническое состояние общего имущества в доме:

- очень плохое 5 5

- плохое 3

- удовлетворительное 1

Комплексность капитального ремонта, %:

- 100 10 2

- более 50 6

- менее 50 3

Качественное улучшение технических характеристик в результате капитального ремонта:

- повышение энергоэффективности и внедрение ресурсосберегающих технологий 10 4

- внедрение ресурсосберегающих технологий 5

- восстановление проектных эксплуатационных характеристик 1

Организационные критерии

Уровень управления жилым домом:

- ТСЖ создано и функционирует более 1 года 5 2

- ТСЖ создано и функционирует менее 1 года 2

- ТСЖ не создано 1

Уровень поддержки решения о капитальном ремонте:

- более 90 % голосов общего собрания 5 3

- более 2/3, но менее 90 % голосов общего собрания 3

- 2/3 голосов общего собрания 1

Степень готовности дома к капитальному ремонту:

- представлены проектная документация и смета расходов, выбран подрядчик и представлен предварительный договор подряда 5 1

- представлены проектная документация и смета расходов 3

- представлена смета расходов 1

Финансовые критерии

Доля собственников в общей стоимости капитального ремонта, %:

- более 10 5 5

- более 5, но менее 10 3

-5 1

Уровень сбора платы за жилищно-коммунальные услуги (среднемесячный за 12 мес. до подачи заявки), %:

- более 95 5 3

- более 90, но менее 95 3

- 90и менее 1

жилых домов для включения в муниципальную программу капитального ремонта жилищного фонда, максимальное количество баллов, присваиваемых каждому критерию, и коэффициенты весомости этих критериев. Эта система критериев может использоваться практически всеми муниципальными образованиями для формирования перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках муниципальных адресных программ.

Для ранжирования поступивших в орган местного самоуправления заявок на включение дома в муниципальную программу используется сумма баллов, присваиваемых заявке при ее оценке по всей совокупности критериев. Тем самым реализуется принцип комплексной оценки заявок, в соответствии с которым каждая отдельная заявка оценивается набором критериальных показателей, а для ранжирования заявок используется сумма набранных баллов по всем критериям с учетом их весомости.

Несложные расчеты (умножение максимально возможного балла по отдельному критерию на коэффициент весомости данного критерия) позволяют понять, как распределяются критерии по степени важности для органов государственной власти и органов местного самоуправления (табл. 2).

Наибольшее количество баллов (40) может получить заявка в том случае, если собственники помещений приняли решение о проведении капитального ремонта, в результате которого повысится энергоэффективность дома. Дополнительно заявка может получить еще 20 баллов, если собственниками жилья будет принято решение о проведении комплексного капитального ремонта. Эти два критерия носят стимулирующий характер и поощряют заинтересованность собственников жилья в проведении энергоэффективных и комплексных ремонтов.

Критерий «доля внебюджетного финансирования в общей стоимости капитального ремонта» также носит стимулирующий характер. Предпочтение отдается тем, кто готов вкладывать в свой дом больше собственных средств. Если собственники помещений добровольно принимают решение о самостоятельном финансировании более 10% стоимости капитального ремонта, то их заявка может получить такое же количество баллов (25), как и заявка тех, чей дом находится в очень плохом техническом состоянии. Может показаться, что этот критерий работать не будет: кто же станет платить 10%, когда достаточно заплатить только

Таблица 2

Распределение критериев по степени важности

Показатель Максимальная сумма баллов

Качественное улучшение технических характеристик многоквартирного дома в результате планируемых ремонтов (повышение энергоэффективности) 40

Продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после ввода в эксплуатацию или последнего комплексного капитального ремонта 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме, для которых планируется капитальный ремонт (объективная потребность в ремонте) 25

Доля внебюджетного финансирования в общей стоимости капитального ремонта 25

Комплексность капитального ремонта 20

Уровень поддержки собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома и его долевом финансировании 15

Финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме 15

Уровень самоорганизации собственников помещений в отношении управления многоквартирным домом (приоритет отдается ТСЖ, созданным не менее чем за год до подачи заявки) 10

Степень готовности дома к капитальному ремонту (наличие проектной документации и подрядчика) 5

5 %? Но уже есть примеры того, как собственники помещений, узнав об этом критерии, соглашаются довести свою долю расходов не только до 10, но и до 20 и даже добО %.

Пока такие случаи немногочисленны, и такие решения принимаются преимущественно собственниками с доходами выше средних, но главное, что речь идет именно о дорогих, повышающих энергоэффективность дома ремонтах. Они выделяются из сегодняшнего общего ряда выборочных дешевых ремонтов, направленных на латание дыр. На их примере можно оценивать эффективность новых проектных решений и современных материалов и технологий, с тем чтобы затем рекомендовать их для более широкого использования другим собственникам в других домах.

Понятно, что критерии, связанные со сроком эксплуатации многоквартирного дома и его техническим состоянием, наиболее важны с точки зрения органов власти. При всей кажущейся похожести это разные критерии. Техническое состояние дома

зависит не только от того, как долго он эксплуатировался, но и от того, как он содержался все эти годы. А для сравнительно новых домов — от качества их строительства. Чем дольше срок эксплуатации многоквартирного дома, тем большее количество баллов получает заявка товарищества собственников жилья или управляющей организации.

Вполне понятна традиционная позиция муниципалитетов: в программу надо включать дома, в наибольшей степени нуждающиеся в ремонте. Но за выбранными домами стоят будущие получатели субсидий. Поэтому данный критерий должен обязательно дополняться показателями, подтверждающими готовность собственников жилья внести свою долю в финансирование капитального ремонта и их добросовестность как плательщиков за содержание общего имущества в доме и коммунальные услуги.

Например, если за решение о проведении капитального ремонта и его долевом финансировании в одном доме подано две трети голосов собственников помещений, а в другом — 99 %, то второму дому стоит отдать предпочтение. Если при этом орган местного самоуправления видит, что уровень сбора платы за жилое помещение и коммунальные услуги в первом доме составляет 80 %,ав другом — 98 %, то, видимо, собственники помещений во втором доме с большей вероятностью выполнят принятые на себя обязательства по долевому финансированию капитального ремонта. Следовательно, можно не опасаться неприятностей при включении этого дома в программу.

Риски муниципальной программы, связанные с неоплатой собственниками помещений своей доли стоимости капитального ремонта, будут меньше, если один из финансовых критериев сформулировать так, чтобы у муниципалитета было четкое представление о том, каким собственники помещений (товарищество собственников жилья, управляющая компания) видят порядок сбора собственных средств на долевое финансирование капитального ремонта: с какого момента, в каком размере и с какой периодичностью (ежемесячно или иначе) они будут вносить плату на капитальный ремонт, сколько времени, по их расчетам, понадобится, чтобы собрать нужную сумму, и т.д. В этом смысле преимущества явно будутутехмно-гоквартирных домов, которые на момент подачи заявки уже располагают нужной суммой (скорее всего, этого можно ожидать, если в доме создано товарищество собственников жилья, которое уже сформировало фонд ремонтов).

Однако предоставление товариществу собственников жилья или управляющей компании порядка финансирования капитального ремонта (за счет средств товарищества или средств собственников помещений) не является согласно законодательству условием, необходимым для включения многоквартирного дома в муниципальную адресную программу. Тем не менее этот показатель вполне может использоваться органами местного самоуправления как один из критериев при отборе заявок.

Критерий «готовность к капитальному ремонту (наличие проектной документации и подрядчика)» играет едва ли не определяющую роль при формировании многих муниципальных программ. Но на самом деле отсутствие проектной документации и подрядчика на момент подачи заявки на участие в муниципальной программе может и не иметь особого значения при условии, что формирование и реализация программ будут носить планомерный характер. Если программа формируется заблаговременно (например, в течение трех последних месяцев года принимаются заявки на участие в программе будущего года с реальным финансированием в мае — апреле), то у собственников помещений будет достаточно времени на то, чтобы обдумать и принять решение, собрать собственные средства, а у товарищества собственников жилья и управляющей компании — чтобы заказать проектную документацию и выбрать подрядчика в случае включения многоквартирного дома в программу.

Особое место среди критериев отбора многоквартирных домов занимает критерий, связанный с наличием в многоквартирном доме товарищества собственников жилья. Практика показывает, что именно товарищества демонстрируют лучший опыт участия в муниципальных программах. У них практически нет проблем со сбором средств на долевое финансирование капитального ремонта, организацией самих работ, контролем за подрядчиками. Кроме того, создание товарищества необходимо стимулировать, поскольку по действующему законодательству с 2009 г. для получения регионом средств Фонда ЖКХ доля многоквартирных домов, где созданы и действуют товарищества собственников жилья, существенно увеличилась.

Все перечисленные критерии отбора относятся напрямую к многоквартирному дому и его собственникам. Отбор участников для муниципальной программы проведения капитального ремонта, которая реализуется как программа субсидий, должен происходить на основании оценки именно

собственников помещений и их многоквартирного дома — никакие иные показатели, не зависящие от будущих получателей субсидий, их воли, желания, инициативы и ответственности, в расчет браться не должны. Но иногда муниципальные образования отбирают многоквартирные дома в программу на основании критериев, не имеющих отношения ни к дому, ни к собственникам помещений в нем. Например, судьба дома может зависеть оттого, в каком районе города он находится: если в «передовом» по числу созданных на его территории товариществ собственников жилья, то дому будет отдано предпоч -тение в сравнении с аналогичными домами в других районах. Еще один критерий — какая управляющая организация управляет домом (муниципальная или частная, надежная или ненадежная, т. е. имеет ли она задолженность перед налоговыми органами или поставщиками коммунальных ресурсов).

В условиях, когда законодательно сформулирован только ограниченный перечень условий, которым должны соответствовать многоквартирные дома (получатели субсидий), претендующие на включение в муниципальную программу (получение муниципальной субсидии), разработка и применение системы критериев помогают муниципалитету управлять рисками реализации муниципальной программы. Собственники жилья должны понимать, что муниципальная программа формируется через подачу заявок от собственников помещений (через товарищество собственников жилья и управляющую компанию), что существуют определенные критерии, соответствие которым помогает опередить других претендентов на бюджетную помощь. Такое понимание стимулирует к проявлению инициативы и повышает уровень ответственности самих людей зато решение, которое они принимают.

Основным параметром, призванным стимулировать собственников жилья на принятие решения о проведении комплексного капитального ремонта многоквартирного дома, может стать размер предельной стоимости капитального ремонта в расчете на 1 м2 помещений в доме. Назначение этого показателя заключается в ограничении максимального размера бюджетной субсидии в случае, если собственниками жилья будет принято решение о проведении очень дорогого ремонта. Так, если расчетная стоимость капитального ремонта окажется больше произведения суммарной общей площади помещений собственников жилья и утвержденного в региональной (муниципальной) адресной программе размера показателя предель-

ной стоимости капитального ремонта, то сумма субсидии будет определяться исходя из полученного в результате расчета объема средств. Затраты на капитальный ремонт сверх расчетного объема средств собственники помещений будут оплачивать самостоятельно.

При утверждении данного показателя органы местного самоуправления должны руководствоваться:

- полным перечнем работ по капитальному ремонту, включая мероприятия по энерго- и ресурсосбережению;

- техническими параметрами в конкретном муниципальном образовании, обеспечивающими требуемый уровень благоустройства;

- средним уровнем рыночных цен на отдельные виды работ по капитальному ремонту с использованием эффективных материалов и прогрессивных технологий. Утвержденный размер предельной стоимости

капитального ремонта в расчете на 1 м2 помещений в доме должен быть таким, чтобы он, с одной стороны, действительно позволял провести полноценный комплексный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, а с другой стороны — предоставлять собственникам помещений возможность участвовать в адресной программе, получая бюджетные субсидии при условии оплаты ими не менее 5 % стоимости капитального ремонта.

Вполне естественно, что применительно к разным муниципальным образованиям величина этого показателя будет различной. Так, для комплексного капитального ремонта стандартного панельного двенадцатиэтажного многоквартирного дома в Московской области с суммарной общей площадью квартир 12 800 м2 стоимость всех видов работ, на проведение которых в соответствии с законодательством может быть получена бюджетная субсидия, составляет 83 200 тыс. руб., или 6 500 руб. на 1 м2 помещений собственников (по данным на конец 2009г.). Полученная расчетная величина может служить примерным ориентиром для определения размера бюджетной субсидии, запрашиваемой собственниками для проведения комплексного капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

Однако эта величина остается пока еще недостаточно понятной, если учитывать интересы конкретного собственника. Поэтому ее необходимо увязать с этими интересами и наглядно показать преимущества и выгоды, законодательно предоставляемые для каждого собственника.

Для этого сначала определим затраты собственника двухкомнатной квартиры общей площадью 64 м2 на проведение капитального ремонта без предоставления субсидии, которые для взятого в качестве условного примера дома составят 416тыс. руб. (64 • 6 500). Это намного дешевле, чем купить аналогичную квартиру в новом доме по рыночным ценам, но и эта величина для большей части населения совершенно неприемлема. Именно для таких случаев предоставляется возможность собственникам оплатить до 95 % стоимости ремонта за счет средств бюджетной субсидии. Учитывая это обстоятельство, финансовая нагрузка по проведению капитального ремонта для собственника двухкомнатной квартиры уменьшится с 416тыс. руб. до 20,8тыс. руб. (при условии, что размер выделенной субсидии составит 95 % стоимости капитального ремонта). И хотя полученная новая расчетная величина все же остается достаточно значимой для большинства людей, собственники вправе установить такой порядок ее внесения, чтобы ежемесячная плата оказалась вполне приемлемой для каждого. Так, при условии проведения выплат в течение одного года ежемесячный платеж собственника двухкомнатной квартиры составит 1 733 руб. Таким образом, практически для каждого собственника можно подобрать оптимальный размер и сроки выплат, исходя из его финансовых возможностей и занимаемой им общей площади. Более подробно эти выкладки представлены в табл. 3.

Очевидно, что возможность получения бюджетных субсидий может стать очень хорошим стимулом для принятия собственниками жилья решения о проведении комплексного капитального ремонта.

Но этот стимул эффективно заработает только в том случае, когда утвержденный размер предельной стоимости капитального ремонта в расчете на 1 м2 общей площади действительно соответствует реальной рыночной стоимости всех видов работ и позволяет провести комплексный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома. Если же

утвержденный размер этого показателя в силу каких-то причин окажется оторванным от реальности, то собственники, скорее всего, не примут решения о проведении капитального ремонта, поскольку не смогут получить соответствующую его стоимости субсидию. В таком случае утвержденный размер предельной стоимости капитального ремонта будет только тормозить развитие адресных программ капитального ремонта на региональном (муниципальном) уровне.

Очередность включения многоквартирных жилых домов в адресные муниципальные программы проведения капитального ремонта жилищного фонда определяется путем сопоставления суммы баллов, полученных на основании оценки соответствующих заявок с использованием описанной системы критериальных показателей (технических, организационных и финансовых), значения которых фиксируются по каждому многоквартирному дому. При этом величина оценки ремонтных решений по каждому показателю в баллах корректируется в зависимости от коэффициента его весомости. Многоквартирный жилой дом, у которого сумма баллов более высокая, имеет преимущество при включении в региональную адресную программу. Адресная программа в разрезе города и районов строится в порядке убывания величины их суммарной балльной оценки до того момента, когда общая стоимость ремонтных работ в домах не достигнет размера выделенного бюджетного или консолидированного с платежами граждан и иных собственников помещений финансирования.

Решением органов муниципального управления может быть предусмотрена возможность включения резервного перечня многоквартирных жилых домов в региональную адресную программу проведения капитального ремонта жилищного фонда. Он формируется из многоквартирных домов, следующих в перечне в ранжированном списке за последним многоквартирным домом, включенным в программу. Наличие резервного перечня многоквартирных домов позволяет в

Таблица 3

Расчет затрат собственника на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома

Вариант финансирования затрат на капитальный ремонт Стоимость капитального ремонта всего, руб. Размер расходов, руб. Размер ежемесячной платы за капитальный ремонт собственника квартиры общей площадью 64 м2, руб.

на 1 м2 общей площади на квартиру площадью 64 м2 в течение 3 мес. в течение 6 мес. в течение 9 мес. в течение 12 мес.

Без субсидии - 6 500 416 000 138 667 69 333 46 222 34 667

При получении субсидии в размере 95 % стоимости капитального ремонта (79 040тыс. руб.) 83 200 ООО 325 20 800 6 933 3 467 2 311 1 733

случае, если на стадии выполнения региональной программы складывается ситуация, когда один или несколько многоквартирных домов из основного перечня многоквартирных домов не удовлетворяют условиям получения финансовой поддержки, направить полученные субсидии на проведение

Список литературы

капитального ремонта многоквартирных домов из резервного перечня. Таким образом, создаются необходимые условия для полного освоения выделенных из бюджета средств на проведение капитального ремонта жилищного фонда в течение конкретного планового периода.

1. Генцпер И. В. Капитальный ремонт. Стимулирование инициатив собственников жилья. Опыт первого года реализации Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». М.: Институт экономики города, 2009.

2. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2007 № 185-ФЗ.

3. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825.

4. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальныхрайонов: Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 28.04.2008 № 607.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.