Научная статья на тему 'КАНЦЛЕРИН ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ И КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2005- 2009 ГГ'

КАНЦЛЕРИН ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ И КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2005- 2009 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

430
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. МЕРКЕЛЬ / ANGELA MERKEL / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / THE CONSTITUTION OF THE EUROPEAN UNION / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР / TREATY OF LISBON / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черноперов Василий Львович

Предпринята попытка изучения роли канцлера Германии Ангелы Меркель в конституционном строительстве Европы. Особое место уделено участию германского политика в выходе из конституционного кризиса в ЕС 2005-2006 гг. и принятии Лиссабонского договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KANZLERIN ANGELA MERKEL AND CONSTITUTIONAL CONSTRUCTION OF THE EUROPEAN UNION IN 2005-2009

The article attempts to investigate the role of German Chancellor Angela Merkel in the constitutional construction of Europe. Particular attention is paid to the participation of the German politician in the decision of the constitutional crisis in the EU 2005-2006 and making the Lisbon Treaty.

Текст научной работы на тему «КАНЦЛЕРИН ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ И КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2005- 2009 ГГ»

ББК 63.3 (4)64-6

В. Л. Черноперов

КАНЦЛЕРИН ГЕРМАНИИ АНГЕЛА МЕРКЕЛЬ И КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2005—2009 гг.

Предпринята попытка изучения роли канцлера Германии Ангелы Мер-кель в конституционном строительстве Европы. Особое место уделено участию германского политика в выходе из конституционного кризиса в ЕС 2005—2006 гг. и принятии Лиссабонского договора.

Ключевые слова: А. Меркель, Германия, Европейский союз, Конституция Европейского союза, Лиссабонский договор, европейская интеграция.

The article attempts to investigate the role of German Chancellor Angela Merkel in the constitutional construction of Europe. Particular attention is paid to the participation of the German politician in the decision of the constitutional crisis in the EU 2005—2006 and making the Lisbon Treaty.

Key words: Angela Merkel, Germany, the European Union, the Constitution of the European Union, the Treaty of Lisbon, the European integration.

В сентябре 2005 г. в Федеративной Республике Германия прошли досрочные парламентские выборы. Результаты явного фаворита не выявили. В итоге было сформировано коалиционное правительство из христианских демократов и социал-демократов, которое 21 ноября 2005 г. возглавила лидер ХДС Ангела Меркель. Прежде чем говорить об участии этого канцлера (точнее канцлерин) ФРГ в конституционном строительстве Евросоюза, несколько слов следует сказать о ней самой.

Ангела Доротея Меркель родилась 17 июля 1954 г. в Гамбурге. Она была третьим ребенком в семье лютеранского пастора Хорста Каснера. В год рождения Х. Каснер перевез семью в ГДР, в маленький провинциальный городок Темплин недалеко от Берлина, выехав туда, как было сказано, на «укрепление церкви». Позднее этот факт дал повод журналистам искать связи пастора с органами государственной безопасности Восточной Германии, однако никаких письменных свидетельств этому не найдено [12, с. 425].

В школьные годы Ангела Меркель прошла все ступеньки взросления в ГДР: состояла в пионерской организации имени Эрнста Тельмана и Союзе свободной немецкой молодежи (ССНМ). Правда, одновременно являлась членом молодежной организации Лютеранской церкви. Была одной из лучших учениц. В 1968 г. вышла победительницей в общенациональной олимпиаде по русскому языку, за что была награждена поездкой в столицу СССР Москву. Позднее будущая канцлер выучила английский [18, S. 21].

После школы А. Меркель поступила в Лейпцигский университет им. К. Маркса, где изучала физику. По окончании вуза в 1978 г. претендовала на должность в Высшей технической школе Ильменау. Получив отказ, подала документы в Центральный институт физической химии Академии наук ГДР и была принята [12, с. 427]. В 1986 г. защитила диссертацию по квантовой химии.

© Черноперов В. Л., 2013

Работая в Институте физической химии, Меркель некоторое время занимала должность секретаря комитета ССНМ, ответственного за агитацию и пропаганду. При этом, как свидетельствуют воспоминания, особого интереса к коммунистической идеологии не проявляла [30]. Ее знания по окончании трехлетнего курса марксизма-ленинизма в 1983 г. были оценены лишь на «удовлетворительно», а Министерство государственной безопасности ГДР (Штази) зафиксировало высказывания будущей канцлерин с критикой социалистической системы и симпатиями к польскому профсоюзу «Солидарность» — главному оппоненту коммунистического режима в Польше [30].

В политику Меркель пришла в конце 1980-х гг. на волне растущего в ГДР оппозиционного движения. Начиная с 1989 г. она — активист «Демократического прорыва» (ДП) — партии, быстро прошедшей путь от «социализма с человеческим лицом» к христианской демократии.

Накануне первых в истории ГДР многопартийных выборов, намеченных на март 1990 г., ДП вступил в коалицию с другими демократическими силами. Хотя партия показала крайне слабый результат (0,9 % голосов), коалиция, куда она входила, победила. Это позволило лидеру ДП Райснеру Эп-пельману занять кресло министра обороны в правительстве Лотара де Мезье-ра. Меркель стала заместителем пресс-секретаря первого и единственного некоммунистического кабинета ГДР.

Как заместитель главы пресс-секретаря Меркель участвовала в переговорах, связанных с объединением ГДР и ФРГ и подписанием «Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии» (Договора «Два (ФРГ и ГДР) плюс четыре (СССР, США, Великобритания и Франция)»). В этот напряженный исторический момент молодой политик делает важный шаг — в августе 1990 г. она выступает на объединительном съезде ХДС и вместе с другими членами ДП становится частью Христианско-демократи-ческой партии. К этому времени А. Меркель заметил канцлер ФРГ Гельмут Коль. После выборов в первый объединенный немецкий бундестаг 2 декабря 1990 г. она стала депутатом парламента [27, S. 59]. Вскоре Г. Коль назначил ее министром по делам женщин и молодежи (1991—1994). В следующем правительстве, образованном после парламентских выборов в октябре 1998 г., Меркель заняла кресло министра по охране окружающей среды, природы и ядерной безопасности (1994—1998). Параллельно шла вверх ее партийная карьера. Позже журналисты назовут Меркель «девочкой Коля» [18, S. 139]. Однако это сравнение не вполне правомочно. Докажем примером.

После поражения христианских демократов на сентябрьских выборах 1998 г. на съезде ХДС новым лидером христианских демократов был избран Вольфганг Шойбле, по предложению которого Меркель заняла пост генерального секретаря партии [12, с. 428]. Коль стал почетным председателем ХДС. В ноябре следующего, 1999 г., вокруг Г. Коля начал раскручиваться скандал, связанный с незаконными внешними пожертвованиями на счета христианских демократов от крупных промышленников и финансистов. В этих условиях Меркель не только не поддержала почетного председателя ХДС, но и нанесла удар по всему прежнему руководству партии.

22 декабря 1999 г. в авторитетной «Frankfurter Allgemeine Zeitung» появилась развернутая статья А. Меркель, в которой осуждалось поведение Коля как «нанесшего партии ущерб» и содержался призыв к обновлению ХДС [26]. Развернувшаяся борьба и изменения в жизни Христианско-демократического

союза ударили и по В. Шойбле. В итоге он ушел с поста председателя партии. В апреле 2000 г. это кресло заняла Меркель.

В ноябре 2005 г. после очередных парламентских выборов Ангела Меркель, как мы отмечали выше, стала канцлером ФРГ. И здесь уникально многое. Меркель стала первой женщиной — федеральным канцлером. В свой 51 год она оказалась самым молодым главой правительства за всю историю ФРГ и первой представительницей новых федеральных земель (или земель бывшей ГДР) на посту руководителя кабинета, а также первым федеральным канцлером с естественно-научным образованием. И последнее. Меркель — первая протестантка, которая добилась успеха в сугубо мужском и весьма консервативном Христианско-демократическом союзе.

Меркель, несмотря на отмеченную выше самостоятельность, всегда следовала партийной дисциплине, поэтому анализ интересующих нас ее внешнеполитических взглядов и действий логично начинать с рассмотрения предвыборной программы ХДС/ХСС, опубликованной 11 июля 2005 г. В последней главе данного документа — «Германия: партнер в Европе и мире» — блок ХДС/ХСС позиционировал себя сторонником сохранения ведущих позиций ФРГ в Европейском союзе. Партия нацелилась на четкое разделение компетенций между ЕС и государствами-членами на всех уровнях власти, подчеркивала необходимость принятия Конституции Союза, проект которой разрабатывался с 2001 г., и «Хартии основных прав» [21, S. 35—38]. В вопросе расширения Евросоюза программа ХДС/ХСС 2005 года высказалась против вступления Турции в ЕС и сдержанно говорила о присоединении к сообществу Болгарии и Румынии. Кроме того, в предвыборной программе христианских демократов подчеркивалось стремление ХДС укреплять связи Германии с Францией и с новыми членами ЕС из Центральной и Восточной Европы.

Курс на укрепление Евросоюза предопределил активное участие А. Меркель и возглавляемого ею правительства в конституционном строительстве ЕС. А оно в момент занятия Меркель кресла канцлера переживало серьезный кризис: в 2005 г. на общенациональных референдумах французы и голландцы проголосовали против Конституции Евросоюза, после чего процедура ратификации этого документа была приостановлена в Великобритании, Польше, Португалии, Дании, Ирландии, Швеции и Чехии. В самой ФРГ еще до формирования кабинета во главе с Меркель депутат ХДС Петер Гаувайлер подал иск в Федеральный Конституционный суд (КС) в Карлсруэ с требованием признания Конституции ЕС противоречащей Основному закону ФРГ [6, с. 25—26]. Неожиданно его поддержал президент Германии Хорст Кёлер, который отказался подписывать документ о ратификации Конституции Евросоюза, к тому времени принятый обеими палатами немецкого парламента, до решения КС. Судьи Конституционного суда с решением не спешили. Лишь в октябре 2006 г. они постановили, что приступят к рассмотрению иска Гау-вайлера не ранее, чем станет известна окончательная форма договора, т. е. после принятия Европейским советом политического решения, заканчивающего «период размышлений» [6, с. 26].

Здесь следует несколько слов сказать о Конституции ЕС (официальное название «Договор о введении Конституции для Европы»). Этот Основной закон Евросоюза был принят 29 октября 2004 г. на римском саммите глав государств и правительств, в котором приняли участие 25 стран — членов ЕС и три кандидата на вступление (Румыния, Болгария и Турция) [34]. Консти-

туция должна была заменить все соглашения, подписанные в ЕС за последние 50 лет, за исключением договора 1957 г. об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Кроме того, составной частью Конституции предполагалось сделать «Хартию Евросоюза об основных правах».

Среди причин, приведших к провалу принятия проекта Конституции на референдумах 2005 г., выделяют следующие.

Во-первых, к моменту обсуждения Основного закона опыт конституционного строительства ЕС показал: наднациональные органы Союза окрепли настолько, что готовы оспаривать у национальных государств их полномочия. В Конституции 2004 г. совершенно отчетливо прослеживались попытки придать Евросоюзу государственноподобный федеративный характер. Однако, как выяснилась, далеко не все в ЕС оказались подготовлены к добровольному расставанию с национальным суверенитетом.

Вторым барьером на пути Конституции стали страхи перед тем, что усиление общеевропейских институтов повлечет ущемление прав отдельной личности, будет способствовать росту бюрократизма и еврочиновничества.

Третьей причиной стал скептицизм многих жителей так называемой «старой Европы» к перспективе совместного проживания с новыми членами ЕС.

Меркель для продвижения по пути интеграции необходимо было сломать сложившиеся стереотипы и ликвидировать отмеченные страхи. Возглавив правительство 21 ноября 2005 г., она уже через день совершила первый зарубежный визит во Францию — одну из стран — основательниц движения за европейскую интеграцию и наиболее близкого партнера ФРГ в Европе. Во вторую поездку Меркель отправилась в полуофициальную столицу Евросоюза — Брюссель. Третьей остановкой стала Великобритания, в тот момент председательствовавшая в Европейском Совете.

Маршруты первых визитов канцлерин ясно говорили о европейском приоритете внешней политики Меркель. Еще более очевидным это становится из ее выступлений. Во время встреч с политиками Франции, Англии и других стран глава правительства ФРГ указывала: конституционный договор необходим; он обеспечит институциональное обновление Евросоюза и более действенную защиту основных прав граждан, позволит отчетливее разделить полномочия между структурами Евросоюза и усилит роль национальных парламентов [13, с. 74]. Выступая перед депутатами бундестага в мае 2006 г., она заявила, что Конституцию ЕС «надо принять обязательно» [1]. В сентябре того же года в речи на берлинском форуме «Будущее Европейского союза» Меркель ввела понятие «переосмысление Европы», которое поддержали глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и его заместитель Райнгард Зильберберг [28].

В период первых зарубежных поездок Меркель выкристаллизовались три варианта преодоления конституционного кризиса в ЕС.

Первый предполагал сохранение версии Конституции образца 2004 г. и продолжение процесса ратификации. Предполагалось, что если до 1 ноября 2006 г. двадцать государств ЕС ратифицируют документ, то в тех странах, где первый раз проголосовали «против», следует провести новый референдум.

Второй вариант предусматривал частичное изменение текста конституционного соглашения. Например, пересмотреть Конституцию и сохранить только первые две ее части, в которых содержались институциональные принципы и фундаментальные права.

Третий вариант заключался в разработке совершенно нового соглашения с учетом реалий после референдумов 2005 г.

Первоначально позиция Меркель была близка первому варианту. 9 мая 2006 года канцлерин, выступая в Берлине по случаю Дня Европы, заявила о намерении Германии продвигать проект Конституции ЕС в изначальном варианте, не внося в текст никаких поправок [32, S. 3].

Первого января 2007 г. Германия, согласно существующей в ЕС процедуре ротации, стала председателем Совета Европы. Накануне правительство, возглавляемое Меркель, приняло специальное заявление, в котором подчеркивалось, что среди изменений, необходимых Евросоюзу, главным является принятие Конституции ЕС [5]. Прежде всего, потому, что Европейский союз как союз политический «нуждается в основополагающем документе, который ясно и понятно» регулировал бы деятельность этой организации. «Подписанный всеми правительствами и одобренный большинством государств-членов договор ЕС о Конституции, — декларировало правительство Германии, — по-прежнему представляет для этого наилучшую основу» (цит. по: [5]). В соответствии с заявлением девизом ФРГ в Евросоюзе с января 2007 г. стали слова: «Совместно строить Европу».

К моменту немецкого председательствования в ЕС подходы Меркель в борьбе за Евроконституцию стали более определенными (см., напр.: [10, с. 67—72; 15]). Основой взаимопонимания членов Союза канцлерин избрала согласованную социально-экономическую, внешнюю и оборонную политику, а также политику в сфере безопасности. При этом она решительно встала на защиту принципа «двойного большинства» [19, S. 57—58], в соответствие с которым решение считалось принятым, если за него проголосовали представители 55 % государств — членов ЕС, в которых проживало не менее 65 % населения Евросоюза. Данный принцип, по мнению Меркель, должен был отправить на свалку истории длительные и часто малоплодотворные дискуссии в ЕС при поиске консенсуса. Кроме того, канцлерин высказалась за персонализацию политического процесса, т. е. за наполнение обезличенных решений Евросоюза конкретными людьми.

Отмечая приверженность Меркель идеям единой Европы, следует отметить, что этот курс логически усиливал позиции ее собственной страны сначала в Европейском союза, а поскольку данное объединение становилось все более заметным мировым актором, то и на глобальном уровне. Действительно, обладая самой сильной экономикой в зоне ЕС, ФРГ при более глубокой интеграции получала дополнительные возможности для проникновения на рынки других стран и укрепления своего лидирующего положения. Принцип же «двойного большинства» давал Берлину максимально высокую пропорциональную долю при голосовании по судьбоностным вопросам жизни Евросоюза.

Председательствование Германии в Совете Европы продолжалось до 30 июня 2007 г. За это время было проведено 3 саммита Европейского союза (8—9 марта и 21—23 июня в Брюсселе, а также внеочередной 24—25 марта в Берлине) [4, с. 221].

Меркель, встав во главе ЕС, использовала любой шанс для изменения настроений в Западной Европе в пользу Конституции Евросоюза. В частности, говорила об этом 17 января 2007 г. перед депутатами Европарламента в Страсбурге [31]. Через месяц совершила визит в соседнюю Польшу — страну, активно отстаивавшую независимый курс в рамках Евросоюза и завое-

вавшую характеристику евроскептика (о евроскептицизме Польши подробнее см.: [3, с. 152—153]). Накануне поездки все аналитики отмечали резкое охлаждение германо-польских отношений, которое было связано с акцентированием внимания политиков двух стран на трагических страницах недавнего военного и послевоенного прошлого. Причем тон полемике задавали первые лица Варшавы братья-близнецы Качиньские — президент страны Лех и премьер-министр Ярослав. Меркель понимала, что без диалога с этими неуступчивыми политиками движение к единой Европе станет более чем затруднительным, поэтому приложила немало усилий по разряжению ситуации и сглаживанию взаимных обид во время мартовского визита в Польшу [8].

Меркель для пропаганды идеи европейской интеграции и Конституции ЕС умело использовала торжества по случаю 50-летия подписания Римских договоров, которые прошли в Берлине 24—25 марта 2007 г. На празднества прибыли главы всех стран Союза и многочисленные гости. Выступая с речью перед собравшимися, Меркель неоднократно отмечала: лишь дальнейшее укрепление единства ЕС при более четком распределении полномочий между разными структурами Евросоюза позволит Союзу стать одним из ведущих мировых акторов и поможет преодолеть разочарования 2005 г. [33]. Кроме того, А. Меркель подняла вопрос о «дорожной карте» ЕС, которая предусматривала принятие новой Конституции за два года. Проект основывался на включении в себя тех положений «Договора о введении Конституции для Европы» образца 2004 г., которые получили поддержку всех стран — членов ЕС. Меркель надеялась решить вопрос к выборам в Европарламент, намеченным на лето 2009 г.

Усилия германского канцлера и других сторонников евроинтеграции увенчались успехом. На берлинских торжествах в марте 2007 г. канцлер ФРГ Ангела Меркель, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Дуран Баррозу и председатель Европарламента Ханс Герт Пёттеринг от имени 27 стран ЕС подписали политическое заявление — «Берлинскую декларацию» [25]. Документ мыслился как преамбула к новой Конституции Евросоюза, текст которой предполагалось согласовать до 2009 г.

«Берлинская декларация» запустила новый переговорный процесс. В это время Меркель получила сильного союзника. На президентских выборах во Франции в мае 2007 г. верх одержали правые, лидер которых Николя Сар-кози считался сторонником глубокой интеграции Европейского союза. Возросшая активность еврооптимистов способствовала утверждению на саммите Евросоюза в Брюсселе 22—23 июня 2007 г. плана дальнейшего реформирования ЕС. Но далось это совсем не просто. Прежде всего, из-за сопротивления англичан и особенно поляков. Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер вспоминал, что переговоры с братьями Качиньскими иногда становились «практически невыносимыми», и в этот критический момент главную роль сыграла Меркель. Хотя канцлерин испытывала физическое недомогание, она проявила на переговорах завидное терпение и в зависимости от ситуации «боролась то как дрессированная, то как дикая львица» [36]. В итоге ей и ее сторонникам удалось достичь желаемого компромисса в изменении формата общеевропейского Основного закона и придать ему статус «Договора о реформе». При этом в неизменном виде осталось около 90 % содержательной части Конституции 2004 г. [4, с. 222]. Все 27 стран ЕС одобрили мандат межправительственной конференции, которая в октябре 2007 г. при

председательстве Португалии должна была разработать детали нового договора Евросоюза [16, с. 4].

Кстати, в Польше итоги Брюссельского саммита у многих вызвали крайнее недовольство. Отражением стал фривольный фотомонтаж в консервативном журнале «Wprost» (братья Качиньские сосут груди улыбающейся Меркель; под изображением подпись «Мачеха Европы») [14]. Немцы, естественно, восприняли публикацию крайне негативно, но решили не ставить под удар евроинтеграцию из-за этой провокации.

Прогресс в отношениях Берлина и Варшавы наметился лишь после внеочередных польских выборов в октябре 2007 г. и прихода к власти противников Качиньских во главе с Дональдом Туском. 11 декабря того же года Д. Туск в ранге премьер-министра вместе с министром иностранных дел Радославом Сикорским совершили визит в ФРГ, что было воспринято как желание установить доверительные связи с Германией [22]. Значение этого события становится особенно понятым, если принять во внимание тот факт, что 13 декабря 2007 г. (через день после официальных встреч немецких и польских лидеров) странам — членам ЕС предстояло подписать в столице Португалии «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» (далее Лиссабонский договор).

А. Меркель, выступая за европейскую Конституцию, ратовала и за конкретные ее положения. В итоге и на этом поле ей удалось достичь серьезных результатов. Так, ФРГ отстаивала принцип «двойного большинства» при голосовании в Совете ЕС. Против этой нормы активно выступала Польша. Ее лидеры настаивали на системе «квадратного корня», когда при голосовании «вес» каждого государства определяется величиной квадратного корня от численности его населения. После сложных дискуссий канцлер Ангела Мер-кель и ее союзники — президент Франции Николя Саркози, премьер-министры Великобритании Тони Блэр и Люксембурга Жан-Клод Юнкер — убедили польское руководство в том, что принцип «двойного большинства» не германская хитрость, а составная часть общеевропейского проекта. Для Польши была выработана особая «переходная процедура» в подсчете голосов [13, с. 75]. Сама норма «двойного большинства» должна войти в силу с 1 ноября 2014 г.

Меркель и ее сторонникам удалось также отстоять статью о введении поста постоянного президента Европейского Совета, избираемого на 2,5 года. Таким образом, Совет ЕС становился полноценным институтом Евросоюза [34].

В Лиссабонский договор вошло также предложение Германии о расширении функций Европарламента. Он стал обладать законодательной инициативой и участвовать в совместном принятии решений с Советом ЕС, включая утверждение бюджета. Состав Еврокомиссии было решено сократить к 2014 г. [34].

Отстаивая идею большей структурной определенности и централизации, в Берлине с удовлетворением восприняли укрепление и расширение юрисдикции Европейского Суда, который в будущем должен будет рассматривать все вопросы кроме проблем общей внешней политики и политики безопасности. Также было закреплено верховенство европейского права над национальным [24, р. 8].

Вычленяя успехи Меркель на фронтах борьбы за Евроконституцию, отметим и ее поражения.

Лиссабонский договор уже не назывался Конституцией и не заменял собой все предыдущие европейские интеграционные соглашения, за что выступала канцлерин. Он лишь вносил в них поправки. Кроме того, представители стран — членов ЕС учли возражения англичан и поляков об юридически обязательном характере «Хартии ЕС об основных правах». В итоге Хартия сохранила юридическую силу для всех членов ЕС, исключая Великобританию и Польшу. Не удалось Германии отстоять также статью о введении поста министра иностранных дел ЕС. Вместо него представительство Европы на международной арене поручалось Высокому представителю по иностранным делам и политике безопасности [24, р. 8].

Дискуссии вокруг Лиссабонского договора показали также, что Мер-кель и лидеры Польши не только спорили друг с другом. Иногда они оказывались союзниками в противостоянии другим странам Евросоюза. Наиболее наглядно это проявилось в позиции ФРГ и Польши, а также Италии и Ирландии по статьям Лиссабонского договора о Боге и христианских основах европейской цивилизации. Перечисленные государства настаивали на обязательном включении этих положений в итоговый документ, однако большинство их не поддержало. В итоге данные статьи были изъяты из проекта Лиссабонского договора еще на стадии подготовки [11]. В текст вошло лишь положение о культурном, религиозном и гуманистическом наследии Европы, что явилось «уступкой странам с сильными традициями антиклерикализма, а также сторонникам идеи европейского мультикультурализма» [17, с. 53].

Лиссабонский договор, чтобы вступить в силу, должен был пройти ратификацию во всех 27 странах — членах ЕС. Однако уже в июне 2008 г. ирландцы на референдуме его отклонили. Вслед за ними подписывать соглашение отказались президенты Польши Лех Качиньский и Чехии Вацлав Клаус. Меркель пыталась изменить мнение лидеров восточных соседей. В этот момент неожиданно проблема возникла у нее дома. Вновь, как и в 2005 г., о себе напомнил депутат бундестага П. Гаувайлер. Он опять подал иск в КС в Карлсруэ. Его поддержали оппозиционные партии и авторитетные в Германии лица — Франц Людвиг Шенк фон Штауффенберг (сын совершившего покушение на А. Гитлера графа Штауффенберга), бывший глава концерна «Тиссен» Дитер Шпетман, а также некоторые эксперты по правовым и экономическим вопросам [7].

Осложнения вокруг Конституции ЕС, возникшие в ФРГ, для европейской общественности стали неожиданными. У многих появились сомнения в возможностях немецкого руководства эффективно решить проблему. Усилились голоса о провале уже и облегченного варианта Евроконституции. Перед Меркель встала задача быстрой ликвидации набиравшего силу скепсиса относительно будущего строительства единой Европы как в самой ФРГ, так и за ее пределами.

Проблему удалось решить летом 2009 г. В июне Конституционный суд ФРГ хотя и признал обоснованной часть претензий оппонентов Меркель, критиковавших правительство за Лиссабонский договор, все-таки вынес итоговое решение о соответствии соглашения Основному закону Федеративной Республики Германия. 23 сентября мировые масс-медиа сообщили о подписании Лиссабонского договора германским президентом Х. Келером. Канцлер А. Меркель не скрывала своего удовлетворения. Ведь ее слова о том, что ФРГ продолжит курс на интеграцию и станет новым мотором этого процесса [29], получали реальное наполнение.

27 сентября 2009 г. в ФРГ прошли парламентские выборы, по результатам которых блок христианских партий ХДС/ХСС во главе с канцлером Ангелой Меркель набрал наибольшее количество голосов, и она вновь возглавила кабинет. Новое правительство, состоящее из христианских демократов и свободных демократов, 26 октября 2009 г. утвердило программу действий на четыре года. Внешней политике была посвящена пятая глава документа «Безопасность через партнерство и общую ответственность в Европе и мире». В ней в который раз подчеркивалась приверженность ФРГ идее европейской единства. «Только в рамках объединенной Европы, — говорилось в программе, — Германия может успешно представлять свои ценности и интересы в мире. Лиссабонский договор сделает ЕС более демократичным и действенным» [35, S. 114].

Вскоре до Меркель дошли новые хорошие вести. В октябре 2009 г. состоялся повторный референдум в Ирландии. Теперь большинство населения высказалось за договоренности в Лиссабоне. Вскоре Чехия и Польша, получив ряд уступок, также поддержали соглашение.

19 ноября 2009 г. в Брюсселе открылся внеочередной саммит Евросоюза, на котором лидерам 27 стран предстояло выбрать первого в истории президента и Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности объединенной Европы. Данный факт говорил о завершении очередного этапа в институциональном развитии Евросоюза.

Первым президентом ЕС был избран в тот момент действующий премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпёй. Наиболее активно за его кандидатуру выступали А. Меркель и Н. Саркози [21]. Пост Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности заняла британка Кэтрин Эштон. 1 декабря 2009 г. Лиссабонский договор официально вступил в силу. С того же дня к исполнению своих новых обязанностей приступила К. Эштон. Х. Ван Ромпёй вступил в должность 1 января 2010 г.

В завершение отметим следующее. Роль Меркель в деле европейской интеграции в 2005—2009 гг. была высоко оценена общественностью. Ее наградили медалью Роберта Шумана [9] и премией Карла Великого, которые вручаются за вклад в строительство единой Европы. Авторитетный американский журнал «Forbes» четыре года подряд (с 2006 по 2009 г.) признавал Меркель самой влиятельной женщиной мира [23]. Однако для нее самой, как нам представляется, не меньшее значение имели запущенные европолитика-ми и журналистами прозвища — «мать-основательница Европы» и «мать Лиссабона», которые более чем определенно говорили о вкладе канцлерин в интеграцию ЕС.

Библиографический список

1. Ангела Меркель призвала европейцев спасти Евроконституцию // Новый Регион, 2006. 12 мая. URL: http://www.nr2.ru/inworld/66642.html (дата обращения: 28.10.2012).

2. Бавырин Д. Евросоюз возглавит бельгиец // Взгляд, 2009. 19 окт. URL: http://www. vz.ru/politics/2009/11/19/350677.html (дата обращения: 15.10.2012).

3. Браницкий Д. Г., Савов Д. Д. Евроскептицизм в Польше: причины, проявления и последствия // Власть. 2011. № 12. С. 152—153.

4. Германия. Вызовы XXI века / под ред. В. Б. Белова. М. : Весь мир, 2009. 792 с.

5. Германия призывает Евросоюз к перестройке. URL: http://emigration.russie.ru/ news/5/11195_1.html (дата обращения: 12.11.2012).

6. Есень Л., Война Б. Состояние дискуссии по институциональной реформе в избранных государствах Европейского союза // Европа : журн. польского ин-та междунар. дел. 2007. Т. 7, № 4 (25). URL: http://www.pism.pl/zalaczniki/ Europa25TUK.pdf (дата обращения: 26.10.2012).

7. Жолквер Н. Судьбу Лиссабонского договора решает суд в Карлсруэ. URL: www.dw.de/dw/article/0,4016420,00.html (дата обращения: 21.02.2013).

8. Канцлер Германии Ангела Меркель находится с визитом в Польше. 2007. 17 марта. URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/383267.html (дата обращения: 13.01.2013).

9. Муслядинова Е. Меркель вручена престижная награда Евросоюза — медаль Шумана // РИА Новости. 2007. 27 июня. URL: http://www.rian.ru/world/20070627/ 67943115.html (дата обращения: 02.10.2012).

10. Никитин А. Председательство ФРГ в Европейском союзе // Обозреватель — Observer : науч.-аналит. журн. 2007. № 3. С. 66—73.

11. Никонов В. Куда идет Европа? // Стратегия России. 2012. № 10. URL: http://sr. fondedin.runew/Mlnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1350110427&archive= 1352789301&start_from=&ucat=14& (дата обращения: 15.02.2013).

12. Патрушев А. И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель. М. : Изд-во МГУ, 2009. 432 с.

13. Погорельская С. В. Ангела Меркель. Политический портрет : аналитический обзор. М. : ИНИОН РАН, 2008. С. 104 с.

14. Польский журнал «раздел» Ангелу Меркель. 2007. 26 июня. URL: http://lenta.ru/ news/2007/06/26/merkel/ (дата обращения: 16.02.2013).

15. Тарасов И. Перспективы внешнеполитического единства ЕС // Международные процессы. 2007. Т. 5, № 3 (15). URL: http://www.intertrends.ru/fifteen/007.htm (дата обращения: 25.11.2012).

16. Техау Я. Начать сначала, а не заниматься самокопанием // Internationale Pоlitik. 2007. Июль/август. С. 4.

17. Федорцев В. А., Мамедова Л. К. Европейский союз: поиск «европейской идентичности» // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 4 (9). С. 44—56.

18. Boysen J. Angela Merkel: Eine Karriere. Berlin : Ullstein, 2005. 280 s.

19. Cichocki M. A. The German EU-Presidency — The Polish Point of View // The German EU-Presidency 2007. Priorities and External Expectations // Foreign Policy in Dialogue. 2007. Vol. 8, № 21. S. 56—60. URL: http://www.deutsche-aussenpolitik.de/ newsletter/issue21.pdf (дата обращения: 29.11.2012).

20. Constitutional Treaty: the «reflection period». 2007. 25. März. URL: http://www. euractiv.com/en/future-eu/constitutional-treaty-reflection-period-archived/article-155739 (дата обращения: 25.11.2012).

21. Deutschlands Chancen nutzen Deutschlands Chancen nutzen. Wachstum. Arbeit. Sicherheit. Regierungsprogramm 2005—2009. 47 s. URL: http://www.cdu.de/doc/pdfc/ 05_07_11_Regierungsprogramm.pdf (дата обращения: 20.10.2012).

22. Deutsch-Polnische Zusammenarbeit. Politische Beziehungen. URL: http://www. auswaertiges-amt.de/diplo/de/Europa/DeutschlandInEuropa/BilateraleBeziehungen/Polen/ Politik/PolitischeBeziehungen.html (дата обращения: 23.02.2012).

23. Donner F. The World's Most Powerful Women // Forbes. 2009. 18. Aug. URL: http://www.forbes.com/2009/08/18/worlds-most-powerful-women-forbes-woman-power-women-09-angela-merkel-intro.html (дата обращения: 04.10.2012).

24. DuffA. True Guide to the Treaty of Lisbon. URL: http://www.alde.eu/fileadmin/files/ Download/True-Guide-NEW.pdf (дата обращения: 20.02.2013).

25. Erklärung anlässlich des 50. Jahrestages der Unterzeichnung der Römischen Verträge. URL: http://europa.eu/50/docs/berlin_declaration_de.pdf (дата обращения: 12.02.2013).

26. MerkelA. Die von Helmut Kohl eingeräumten Vorgänge haben der Partei Schaden zugefügt // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1999. 22. Dek. URL: http://fazarchiv.faz. net/?q=22.12.1999&search_in=q&timePeriod=timeFilter&timeFilter=&DT_from= &DT_to=&KO=&crxdefs=&NN=&TO=&CN=&BC=&sext=0&maxffits=&sorting=

&toggleFilter=%22%5EKohl%2C+Helmut%22.1D.&dosearch=y#hitlist (дата обращения: 15.09.2012).

27. MerkelA. Mein Weg. Ein Gespräch mit Hugo Müller-Vogg. Hamburg : Hoffmann und Campe, 2004. 271 s.

28. MerkelA. Rede von Bundeskanzlerin Angela Merkel anlässlich der Eröffung des Internationalen Bertelsmann Forums «Die Zukunft der Europäischen Union». Berlin, September 22, 2006. URL: http://www.bundeskanzlerin.de/nn_5296/Content/DE/Rede/ 2006/09/2006-09-23-bertelsmann.html (дата обращения: 10.11.2012).

29. One Step Closer to Ratification: German Parliament Paves Way for Lisbon Treaty // Der Spiegel. 2009. 8. Sept. URL: http://www.spiegel.de/international/germany/ 0,1518,647744,00.html (дата обращения: 13.02.2013).

30. Poor Marx: East German Ideology Was Not Merkel's Strong Suit // Der Spiegel. 2010. 1 February. URL: http://www.spiegel.de/international/zeitgeist/0,1518,675264,00.html #ref=nlint (дата обращения: 10.10.2012).

31. Rede der Bundeskanzlerin der Bundesrepublik Deutschland Angela Merkel am Mittwoch, 17. Januar 2007, im Europäischen Parlament in Straßburg. URL: http://www. eu2007. de/de/News/Speeches_Interviews/January/Rede_Bundeskanzlerin2.html (дата обращения: 12.01.2013).

32. Seeger S. Spiel auf Zeit — Die Debatte um die Zukunft der europäischen Verfassung // C.A.P. Aktuell, Mai 2006. № 3. URL: http://www.cap.lmu.de/download/2006/CAP-Aktuell-2006-03.pdf (дата обращения: 11.11.2012).

33. Speech by Dr Angela Merkel, Chancellor of the Federal Republic of Germany and President of the European Council, at the official ceremony to celebrate the 50th anniversary of the signing of the Treaties of Rome. 2007. 25. März. URL: http://www. eu2007.de/en/News/Speeches_Interviews/March/0325BKBerliner.html (дата обращения: 02.02.2013).

34. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 // Official Journal of the European Union. 2007. Vol. 50. URL: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri= 0J:C:2007:306:S0M:en:HTM (дата обращения: 28.10.2012).

35. Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP. 132 s. URL: http://www.cdu.de/doc/pdfc/091026-koalitionsvertrag-cducsu-fdp.pdf (дата обращения: 11.11.2012).

36. Weiland S. «Merkel Fought Like a Lioness». Spiegel Online Interview with Luxembourg PM Jean-Claude Juncker // Der Spiegel. 2007. 26. Juni. URL: http://www. spiegel.de/international/europe/0,1518,490857,00.html (дата обращения: 12.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.