Научная статья на тему 'Кандалакша как туристский регион. Проблемы и перспективы развития'

Кандалакша как туристский регион. Проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
501
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Емельянов А. В.

В статье рассматриваются вопросы развития туризма и формирования регионального туристского комплекса в городе Кандалакша и на подведомственных ему территориях. Важность поднимаемых в статье вопросов, обусловлена целым рядом факторов, определяющих возможности и проблемы развития туризма как в целом в стране, так и в рамках изучаемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кандалакша как туристский регион. Проблемы и перспективы развития»

Кандалакша как туристский регион. Проблемы и перспективы развития

А.В. Емельянов

Факультет менеджмента и экономики МГТУ, кафедра коммерции

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития туризма и формирования регионального туристского комплекса в городе Кандалакша и на подведомственных ему территориях. Важность поднимаемых в статье вопросов, обусловлена целым рядом факторов, определяющих возможности и проблемы развития туризма как в целом в стране, так и в рамках изучаемого региона.

Abstract. In the paper the problems of tourism and formation of the régional tourist complex in Kandalaksha and in the adjacent territoires have been considered. The importance of the problems highlighted in the paper is determined by a number of the factors defining possibility and problems of tourism development both in the whole country and in the studied region as well.

1. Введение

На сегодняшний день развитие регионального туризма и у нас в стране, и за рубежом остается одной из самых неизученных сторон работы туристской индустрии, и многообразие различных точек зрения в отношении того, как должен развиваться туризм в том или ином регионе, зачастую приводит не к объединению общих усилий заинтересованных сторон в решении данного вопроса, а напротив - к усугублению существующих противоречий.

Августовский кризис 1998 г. в России нарушил деятельность многих отраслей хозяйства и, в значительной степени, одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся - туристской. Резкий скачок курса доллара привел к тому, что предприятия потеряли не только большие финансовые средства, но и своих потребителей, большая часть которых в настоящее время не способна приобретать туристские услуги.

Но не все возникшие проблемы являются следствием кризиса. Большое их количество накапливалось годами, и необходим был лишь толчок, который продемонстрировал бы ошибки в работе туристских предприятий. Таким толчком и стал августовский кризис.

В туристской отрасли одной из глобальных проблем, которая ярко проявилась в послекризисный период, является ориентация российских туристских предприятий на выездной туризм. Внимание, которое уделялось туризму внутреннему и въездному, было явно недостаточным, и это привело к тому, что российская туристская индустрия оказалась не готовой к обслуживанию туристов, поток которых увеличился в силу резкого изменения спроса.

На фоне возникшего кризиса выделяются исторически сложившиеся туристские центры: Москва, Санкт-Петербург, побережье Черного моря. Наработанные схемы обслуживания отечественных и иностранных туристов позволили им в короткие сроки приспособиться к новым условиям работы. Поэтому наибольшая часть проблем развития внутреннего и въездного туризма связана с работой регионов.

Кризис продемонстрировал, что, несмотря на все усилия региональных предприятий туристской отрасли, они не способны в полной мере работать в новых условиях. Это связано с целым рядом причин: отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие знаний и опыта работы в области обслуживания зарубежных и отечественных туристов, незнание собственных рекреационных ресурсов и многое другое. Единственно возможным путем решения данных проблем является разработка региональной программы развития туризма, которая должна стать научной и практической основой развития туризма в регионе.

2. Перспективы развития Кандалакши как туристского региона. Анализ туристских возможностей

В конце 1998 г. по заказу Администрации города Кандалакша была выполнена научно-исследовательская работа "Кандалакша как туристский регион. Анализ возможностей". Работа представляет собой систематизированную информацию о возможностях развития на юге Кольского полуострова туристского бизнеса, как самостоятельного направления развития экономики, способствующего занятости населения и приносящего доход бюджету.

Емельянов A.B. Кандалакша как туристский регион

Актуальность работы обусловлена, прежде всего, изменением градостроительного и экономического значения Кандалакшского района в связи с открытием в 2000 г. перехода российско-финской границы "Салла", открывающего большие перспективы для развития региона.

Помимо этого можно с уверенностью сказать, что юг полуострова был "белым пятном" на туристской карте области. Его истинных возможностей не знают не только те, кто работает сегодня в туристском бизнесе нашей области, но и сами жители региона. Поэтому в основе работы лежит анализ существующих программ, планов, публикаций, научных трудов различных специалистов в области экономики, истории, управления, градостроительства и архитектуры и других отраслей наук. Этот анализ, по существу, являлся отбором тех элементов, которые представляют интерес с точки зрения туризма. Анализ туристских возможностей региона был построен на том, что любой туристский комплекс представляет собой совокупность четырех подсистем:

1) Основные элементы: природные особенности, культурно-исторические особенности.

2) Второстепенные элементы: система транспортного обслуживания, система питания и гостиничного обслуживания, зрелищно-развлекательная сфера.

3) Подсистема организационных элементов: организация планирования и управления, маркетинг, информация.

4) Подсистема спроса: туристские агентства, организаторы поездок (Квартальное, 1998).

Проведенный в соответствии с этими положениями анализ позволил выявить целый ряд возможностей для создания на территории региона целостного туристского комплекса.

1) Территория Кандалакшского района является наиболее привлекательной в Мурманской области с точки зрения насыщенности природными и культурными объектами, а также имеет благоприятный по сравнению с другими районами Кольского полуострова климат. Данный фактор можно считать основным, так как туристский продукт, в своей основе, - это рекреационные ресурсы (природно-климатические и историко-культурные), и только потом речь может идти о гостиничном и ресторанном обслуживании, зрелищно-развлекательной программе, транспортном обслуживании и т.д.

Помимо этого, сосредоточение в регионе большого количества природных и культурных объектов, представляющих интерес с точки зрения туризма, позволяет создавать туристские продукты для любого сезона и организовывать круглогодичный отдых туристов. Тем самым решается основная проблема любого туристского комплекса, в том числе туристских комплексов нашей области - проблема сезонности.

2) Кандалакша и Кандалакшский район являются "воротами" Мурманской области, через которые проходит значительная часть грузов, ввозимых на территорию региона и вывозимых из него. Открытие в 2000 г. перехода "Салла" приведет к определенному перераспределению транспортных потоков из стран Скандинавии с севера полуострова на юг. Район также является наиболее близким для россиян, проживающих в центральной части России и являющихся потенциальными потребителями туристских услуг Мурманской области. Все это вызывает необходимость развития инфраструктуры региона, в том числе социально-культурной.

В городе Кандалакша пересекаются все жизненно важные наземные транспортные артерии Кольского края. Кроме того, через город проходит единственная дорога, связывающая с "большой землей" Терский берег. Через Кандалакшский район проходит и дорога Кандалакша-Салла. Уникальностью региона, с точки зрения развития туризма, является и то, что имеется возможность выхода из Кандалакшского порта через Белое море и Беломоро-Балтийский канал в центральные водоемы страны.

3) Сохранившаяся туристская база. Гостиницы, предприятия питания, учреждения зрелищно-развлекательной сферы, огромный опыт разработки и производства туристских продуктов позволяют не создавать их заново, а восстанавливать и использовать уже в настоящее время.

3. Проблемы развития регионального туризма

Проведенный анализ позволил не только собрать информацию, представляющую интерес для развития туризма, но и сформулировать несколько основных проблем, характерных не только для Кандалакши, но и для всего туризма в Мурманской области. Эти проблемы не являются неожиданно возникшими, они назревают уже давно и рано или поздно окажут негативное воздействие на развитие туризма в регионе.

1) Основной проблемой туристской деятельности в области является отсутствие системного подхода к развитию туризма. Сейчас работа идет лишь над отдельными элементами туристского комплекса, основной целью которых является сиюминутная прибыль. Данная деятельность не учитывает стратегические интересы региона и не дает объективной картины перспектив развития туризма.

2) В настоящее время информация о различных компонентах туристского потенциала региона рассредоточена в десятках организаций разной ведомственной принадлежности. Отсутствует единый центр сбора данных и единая топогеодезическая основа, позволяющие соотносить различные части информации между собой. Это не позволяет провести полноценный анализ и начать оценку рекреационных ресурсов для планирования состава и содержания туристского комплекса.

3) Ведомственные планы освоения территорий, как правило, разрабатываются без учета планировочных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств (в том числе работающих в рамках ограниченного доступа к информации - военные ведомства, геологи и т.д.). В конечном итоге, отсутствие полноценной информационной базы и ведомственная несогласованность сдерживают развитие региона, приводят к значительным финансовым потерям.

4) Отсутствие квалифицированных специалистов в области управления туристским бизнесом. Отсутствие знаний в области экономики и управления туристской деятельностью, маркетинга туризма, туристских технологий приводит к элементарным ошибкам в работе. В области есть специалисты, которые уже давно работают в сфере туризма, однако их практическая деятельность, не подкрепленная фундаментальными теоретическими знаниями, ведет к большим потерям временных, финансовых и других ресурсов. Учитывая роль высшего образования в жизни современного общества и практические проблемы туризма, можно с уверенностью сказать, что туризм не может существовать без научного обоснования, равно как и теория туризма должна иметь практическую апробацию.

Кроме того, учитывая большое количество проектов, связанных с созданием новых туристских объектов и новых туристских продуктов, необходимо помнить, что специфика современной экономической ситуации в Мурманской области такова, что эффективно функционировать может лишь существующая инфраструктура, а создание новых производств (в том числе предприятий социально-культурной сферы) связано с гигантским риском. Поэтому для разработки и практической реализации проектов необходимо в первую очередь научное обоснование, создать которое могут лишь квалифицированные специалисты, владеющие и теорией, и практикой.

4. Заключение

Проведенный анализ показал необходимость дальнейшего исследования туристских возможностей региона, на основании результатов которого в дальнейшем можно будет разрабатывать региональную программу развития туризма, реализовывать конкретные проекты и вести работы по созданию на территории региона целостного туристского комплекса. Комплекс дополнительных исследований включает в себя:

1) Проведение предпроектных исследований и разработок в следующем составе:

- опорный межведомственный план территорий;

- схема планировочных ограничений;

- рекогносцировка на местности с фотофиксацией;

- инвентаризация существующих элементов туристской инфраструктуры и объектов, потенциально ценных для развития туризма в регионе.

2) Проектные работы планировочного характера, включающие градостроительное, экономическое, социальное и экологическое планирование.

3) Проектные работы по основным "узлам" структуры туристского комплекса:

- центры национальных парков и памятников природы;

- центры культурно-исторического и индустриального туризма;

- спортивные центры;

- туристская инфраструктура.

4) Проектные работы по конкретным, уже существующим, объектам туризма.

На основе изучения объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие туристской индустрии в Кандалакшском районе, в работе выполнена научно-исследовательская работа "Кандалакша как туристский регион. Анализ возможностей" предложено создание предприятия, которое будет заниматься созданием и развитием туристского комплекса - Ассоциация "Региональный союз".

Ассоциация - это общественное объединение, добровольное, самоуправляемое и некоммерческое формирование, которое объединяет органы управления, предприятия и организации, предпринимателей для решения общей цели - экономического развития региона путем организации единого регионального туристского комплекса и развития туристской индустрии.

Емельянов А. В. Кандалакша как туристский регион

В условиях современных экономических и социальных проблем жизни Кандалакши и Кандалакшского района, объединение усилий является единственным механизмом, который способен обеспечить развитие региона.

Литература

Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. Избранные труды. В 5 т. Новые цели и функции туризма: экономика и управление. М., Финансы и статистика, т.3, 384 е., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.