Научная статья на тему 'Канберра. В поисках образа идеального города'

Канберра. В поисках образа идеального города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД КАНБЕРРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНКУРС / ПРЕДПРОЕКТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова М.В.

В статье рассматривается, на примере столицы Австралии городе Канберры, предварительный этап крупнейшего международного градостроительного конкурса XX столетия, поиск художественного образа будущего города, и идеи, которые были положены в основу создания плана города Канберры, процесс формирования градоконцепций при проведении конкурса. Акцентируется внимание на содержании предпроектных материалов, предшествующих проведению конкурсного проектирования. Проводится обзор проектов-победителей, проанализированы композиционные основы построения планов. Отмечена полнота исходных данных и четкость поставленных перед проектировщиками задач, что может явиться положительным примером для проведения градостроительных конкурсов в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Канберра. В поисках образа идеального города»

КАНБЕРРА. В ПОИСКАХ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА

М.В.Кузнецова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассматривается, на примере столицы Австралии городе Канберры, предварительный этап крупнейшего международного градостроительного конкурса XX столетия, поиск художественного образа будущего города, и идеи, которые были положены в основу создания плана города Канберры, процесс формирования градоконцепций при проведении конкурса. Акцентируется внимание на содержании предпроектных материалов, предшествующих проведению конкурсного проектирования.

Проводится обзор проектов-победителей, проанализированы композиционные основы построения планов. Отмечена полнота исходных данных и четкость поставленных перед проектировщиками задач, что может явиться положительным примером для проведения градостроительных конкурсов в настоящее время.

Ключевые слова: город Канберра, градостроительный конкурс, предпроектные материалы, формирование творческих концепций

CANBERRA. SEARCHING OF AN IMAGE OF THE IDEAL CITY

M. Kuznetsova

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

This thesis examines the capital of Australia in Canberra from the point of view of the organization of the competitions. The article considers the preliminary stage of a major international urban planning competition of the 20th century, searching artistic vision of the future city, and the ideas that were the basis for creating a plan of Canberra. Particular emphasis is placed on the content of pre-material preceding the contest for the design. George Sydney Jones first suggested a competition to design the federal capital at the 1901 town planning conference in Melbourne.

The author provides an overview of the winning projects and analyses composition basics of the construction of the plans. The ideas that underpin Canberra's creation and continued evolution are drawn from a wider base than any other city in the world. These findings indicate that completeness and clarity of the original data set for the designers can be a positive example for urban planning competitions nowadays.

Keywords: Canberra, urban planning competition, pre-materials, creative concepts formation

В 1901 году было принято решение о строительстве новой федеральной столицы Австралийского союза, поделенного на 6 колоний в ХУШ-Х1Х веках. В то время наиболее весомыми городами считались Сидней (столица штата Новый Южный Уэльс) и Мельбурн (столица штата Виктории). Оба эти города, расположенные на значительном расстоянии друг от друга, соперничали между собой, претендуя на роль столичного центра. Идея создания новой столицы была не только шагом на пути сближения Австралии и Европы, но и символической необходимостью создания памятников национального достояния и

объединения всех штатов в единую федерацию. Правительством было принято решение, что место под застройку будет находиться в штате Новый Южный Уэльс, с условием, чтобы выбранная территория располагалась не ближе 100 миль от Сиднея, исключая тем самым превращение новой столицы в город-спутник. В 1908 году покрытая редкой растительностью, окруженная холмами, долина с полноводными реками была признана подходящей. Когда-то, в течение тысячелетия, эти земли заселяли племена аборигенов (нгуннавал и валгаллу), и только в 1820-х годах европейские переселенцы стали осваивать здесь первые фермерские хозяйства. Принято считать, что название места «Канберра» (Canberra, точная этимология неизвестна), в переводе с языка аборигенов означает «место встреч» или «место собраний».

В апреле 1911 года был объявлен Международный градостроительный конкурс на проектирование столицы Австралии. Всего 9 месяцев выделялось на разработку проекта. 137 участников со всех уголков земного шара подали запрос на предоставление исходных материалов для участия в нём. Каждый участник получил, кроме 12 листов условий конкурса, все необходимые для проектирования исходные материалы (топосъемку участка, карту почв и особенности климатических условий, рек и выпадающих дождей). В дополнение участникам настоятельно рекомендовали изучить «Труды конференции по планированию города», опубликованной Королевским Институтом Британских Архитекторов (RIBA), где основное внимание было сосредоточено на статье «Федеральная столица Австралии» эксперта по англоавстралийскому градостроительному развитию Джона Сульмана.

При изучении архивных материалов электронной Национальной библиотеки Австралии, Национального архива Австралии, многочисленных публикаций на английском языке, приуроченных к столетнему юбилею основания города Канберры, были найдены интересные факты о предварительном этапе градостроительного конкурса, ставшего первым и крупнейшим конкурсом ХХ столетия.

Интересно, что идея проведения конкурса возникла еще в 1901 году во время открытия первого парламента на «Конгрессе по планированию новой федеральной столицы» в Мельбурне. Архитектор Джордж Сидни Джон предложил провести соревнование на лучшее проектное решение. Тогда же были согласованы и утверждены общие принципы формирования плана будущей столицы. Среди них называли широкие озеленённые, обсаженные деревьями улицы, обязательно круглой формы площади, наличие садов и парков, широких бульваров. Как прямые, так и свободно изогнутые, живописные линии тоже должны были найти себе место. Говорилось также про соблюдение необходимого баланса общественных и частных жилых зданий, максимально комфортно дополняющих друг друга, приспособленных для каждого жителя, с учетом будущего роста и развития города.

Архитекторы, художники, инженеры, геодезисты - все предлагали свои планировочные идеи и художественные решения идеальной столицы. В 1901 году А. Оливер предложил схему генплана «Австралийский круг» (Рис. 1), разделенный на восемь секторов радиальными бульварами, названных в честь каждой из колоний. После более тщательного изучения территории, Джон Сульман также выступил с проектным предложением жесткой структуры радиального плана (в масштабе, см. Рис. 2), описанным им в брошюре о федеральной столице (1908 г.). Поиск художественного образа будущего города шёл также через акварели австралийских архитекторов (Чарльз Культер (Coulter), Рис. 3) и художников (Лионель Линдсей, Рис. 4).

Их ранние представления представляли собой идеализированные, романтические городские пейзажи, напоминающие архитектуру традиционных европейских городов. Осмысление ландшафта выбранной для строительства территории происходило через пейзажные зарисовки. Таким образом, идеи, положенные в основу создания плана города Канберры и её дальнейшего развития, взяты намного глубже, подход к проектированию

был намного серьезнее, чем в любом другом австралийском, а может быть и в любом европейском городе.

Представляется определённая последовательность погружения в тему, когда вначале появляется социальная программа (в данном случае, строительство новой столицы на свободной территории, отсекая её колониальное прошлое), далее выстраивается концепция (строительства идеального города), а потом графическое её выражение (архитектор делает это профессионально, насыщая планировочные приёмы своими субъективными представлениями об идеале). Конкурсные проекты - это всегда кладезь идей и планировочных приемов, своеобразный запас всевозможных ответов на возникающие вопросы, выстраивание образного ряда по заданному сценарию.

Рис. 1. А. Оливер. «Австралийский круг» (1901 г.)

Рис. 2. Джон Сульман. Радиальный план (1908 г.)

Рис. 3. Чарльз Культер. Идеальный город (1901 г.)

Рис. 4. Лионель Линдсей. Озера города (1908 г.)

Конкурс на разработку Канберры проводился в несколько этапов. После первого этапа конкурса из 137 было отобрано 46 проектов. Все они были сфотографированы и доставлены на место предполагаемого строительства. Основными критериями оценок жюри были:

- обязательное соблюдение выданных условий, учёт ливневых и дренажных систем;

- достаточная площадь для размещения садов и парков, декоративных водоёмов;

- органичное включение плана в ландшафт;

- символичность и величие будущей столицы.

В полдень 23 мая 1912 года победители были названы. Первую премию получил Уолтер Берли Гриффин, архитектор и ландшафтный художник из Чикаго, штат Иллинойс.

Про проект писали, что успех во многом зависел от подачи графических материалов, выполненных Махони Гриффин1, ставшей первой в мире (официально зарегистрированной) практикующей женщиной-архитектором. Золото и сепия с добавлением светоотражающих частиц пигментов, в точности воссоздавали истинно австралийский колорит (Рис. 5). Сегодня эти рисунки и материалы бережно оцифрованы и хранятся на сайте Национального наследия, представленном Национальным Архивом Австралии.

Рис. 5. Одна из четырех панорам, размером 6 метров в длину, выполненная Мэрион Махони Гриффин. Показан разрез через озеро с общественными зданиями, расположенными на самых высоких точках ландшафта (тушь, акварель, гуашь, масляные краски, золотой пигмент на ткани)

Конечно, Канберре, как будущей столице, запроектированной на свободной территории, не хватало истории, культурного наследия и памятников прошлого. Наверное, поэтому У.Б. Гриффин, объявив главной ценностью природу, продемонстрировал в представленном проекте внимательное и бережное отношение к ней. «Автор наметил три композиционные оси, связавшие вершины 4 холмов, расположенных по берегам излучин реки Молонго. Главная ось проходит через 2 вершины (Capitol Hill и Mount Ainsley) в направлении с юго-запада на северо-восток» [2, с.613].

Центром композиции выбран самый высокий - Капитолийский холм, от которого лучами расходились линии, объединяющие другие центры. «Еще 2 оси, отходящие от Капитолийского холма к центральной городской площади (Hexagon) и проектируемому вокзалу, образуют равносторонний треугольник, композиционно охватывающий ядро города; монументальная застройка вершин холмов, включенная в композицию городского плана, служит завершением зрительных перспектив радиальных улиц» [2, с.613]. Вода в плане воплощалась в цепочку декоративных водоемов-бассейнов (Рис. 6, 7).

В конкурсном проекте можно проследить и новаторские подходы к проектированию, состоящие в стремлении подчеркнуть и использовать уникальные данные территории, создать многофокусную композицию плана, с функциональной дифференциацией отдельных частей города.

Другие участники конкурса отреагировали на выданную подоснову (топографию участка) как на пустые страницы, активно преображая её, чтобы более эффектно подчеркнуть свои идеи новой столицы. Вторая премия была присуждена проекту Элиела Сааринена из Гельсингфорса (Хельсинки), Финляндия, закомпоновавшего генплан более централизованно, чем в проекте у Гриффина. «Вызвала сомнения излишняя обработка излучин реки: кольцевой в плане мост, регулярный поворот русла под прямым углом, канал и остров на главной оси городского центра» [2, с.613].

1 Мэрион Махони Гриффин - супруга У.Б. Гриффина, принимавшая участие в конкурсе вместе с ним.

Э. Сааринен разработал целую систему декоративных озер, на берега которых выходили основные доминанты города - здания монументальной архитектуры (Рис. 8, 9). Идея расстановки таких акцентов потребовала бы коренного преобразования рельефа созданием выемок и насыпей, что значительно удорожало бы строительство. «Традиционная композиция отдаленно напоминает его поздние концепции «органической децентрализации городов» [1, с.163]. Четко выраженная осевая композиция проекта поддерживалась полукруглыми завершениями застройки и дорог.

Рис. 6. У. Б. Гриффин. Конкурсный проект. Первая премия

+ ^ / "*■ * -1 :/

Щ у • 4 *•, ч

* а,

Рис. 7. У. Б. Гриффин. Проект центральной части. Первая премия

Рис. 8. Проект Элиела Сааринена. Вторая премия

Рис. 9. Перспективный вид на систему озер. Проект Элиела Сааринена. Вторая премия

Третью премию получил план, напоминающий «мини-Париж», Альфреда Агаша, архитектора из Парижа. В нём подчеркнута главная ось, на которой размещались правительственные и административные здания (Рис. 10, 11). «Река вместе с притоками оставлена в естественном русле, городской центр разбит на мелкие квадратные кварталы (для университета, промышленности, управления и бизнеса), 2 железные дороги проходят через жилую застройку, аэропорт проектируется в пределах города» [2, с. 613].

Четвертое место было присуждено команде архитекторов из Сиднея Уолтера, Скотта Гриффитса, Роберта Чарльза Культера, Чарльза Касвела (Рис. 12, 13). Согласно этому плану парламент расположен на одном из холмов - Camp Hill - в качестве основного и центрального ядра композиции, по кругу расположены несколько хаотично ведомственные здания. Озеро повторяет контуры линий зафиксированного максимального разлива реки Молонго, и граничит с парками, садами и игровыми площадками. В проекте недостаточно чётко прочитывается логика улично-дорожной сети города, в частности, некоторые дороги ведут «в никуда» Но главным преимуществом решения экспертами был назван грамотно выполненный план ливневой канализации и удаления отходов, основанный на доскональном знании ситуации.

1

Рис. 11. Проект Альфреда Агаша. Перспективный вид. Напоминает монументальное величие Версальского дворца. Третья премия

Рис. 12. Проект команды архитекторов из Сиднея, Уолтера Скотта Гриффитса, Роберта Чарльза Культера, Чарльза Касвела. Четвертая премия

Рис. 13. Проект команды архитекторов из Сиднея Уолтера Скотта Гриффитса, Роберта Чарльза Культера, Чарльза Касвела. Перспективный вид. Четвертая премия

Внимание жюри привлек также проект анонимного автора (Рис. 14 а,Ь), который ярко выраженными осями, прямоугольной сеткой плана с полукруглыми завершениями улиц и застройки, отдаленно напоминал проект Элиела Сааринена.

a) b)

Рис. 14(a,b). Анонимный конкурсант: а) перспективный вид; b) план центра города

Проведенный обзор конкурсных проектов показывает, что практически все они были выполнены на основе классических, геометрически жестких композиций, с подчеркнутыми осевыми линиями, навеянными идеями Версаля и регулярной композицией плана города Вашингтон. Идеи создания «Города-сада» (Garden City), «Идеального города» (Ideal city) эпохи Возрождения, идеи «Возведения прекрасного города» (City Beautiful Movement) вдохновляли участников конкурса. Конкурс показал устойчивость классических сложно проработанных композиций планов, в которых были заложены идеи преемственности к предыдущему градостроительному опыту.

Полковник О'Майли, находившийся во главе правительства Австралии, оставил за собой полномочия принятия окончательного решения по результатам конкурса, заявив, что полученные проектные данные будут положены в основу разработки рабочего проекта. Парки могут быть приняты от одного, бульвары от другого, площади от третьего проекта.

Но вскоре решение руководства было принято в пользу генплана У.Б. Гриффина. В обществе прокатилась волна критики и сомнения по поводу дальнейшей реализации проекта. Высказывалось мнение о чрезмерной стоимости и масштабности города, рассчитанного на 25 тыс. жителей с возможностью расширения до 75 тыс. человек (в то время считалось, что город едва достигнет 10 тыс. жителей). К минусам относили и то, что город одновременно должен возводиться на трёх различных площадках, удаленных друг от друга. Особо горячо обсуждалось разделение водной полосой различных функциональных центров города, не имеющее в то время аналогов в Австралии. В итоге, О'Майли уступил требованию сотрудников департамента, которые начали разработку сборного плана (Рис. 14) лишь отдаленно напоминающего изысканный, удивительно чутко вписанный в топографию местности, план У.Б. Гриффина.

Рис. 15. План Канберра, выполненный ведомственным советом после конкурса 1912 году

Счастливый поворот в проектной судьбе города Канберры произошел лишь спустя год, когда случились изменения в политической жизни государства. Лейбористское правительство Эндрю Фишера потерпело поражение на майских выборах, и портфель управления министра внутренних дел перешел к Уильму Келли, который и пригласил У.Б. Гриффина вступить в проектную группу по строительству столицы, внеся свой вклад в городское планирование (Рис. 15). На основе утвержденного плана в 1920 году и стала строиться Канберра (Рис. 16). Её активное заселение началось в 1930-е годы. Устройство водоёмов на реке было завершено в 1963 году в упрощенных естественных, а не геометрических формах. Многое из задуманного удалось воплотить в жизнь, но многое так и осталось на бумаге. Отдельные направления, намеченные У.Б. Гриффином в проекте, не получили дальнейшего развития: «1) на месте восточной вершины композиционного треугольника, отменено размещение вокзала; 2) искажена регулярная застройка торговой площади; 3) на северный берег реки не проложена железная дорога» [2. стр. 615].

По итогам конкурса на город Канберру следует отметить полноту исходных данных и четкость поставленных перед проектировщиками задач, что может явиться положительным примером для проведения градостроительных конкурсов в настоящее время.

Рис. 16. Предварительный план 1914 года

Автор считает своим долгом выразить благодарность академику РААСН Илье Георгиевичу Лежаве и профессору Александру Валентиновичу Мошкову за ценные консультации.

Используемые в статье изображения взяты из следующих источников:

Рис. 1. http://nla.gov.au/nla.map-rm2479

Рис. 2. http://www.idealcitv.org.au/zooms/2a-radial.html

Рис. 3. http://nla.gov.au/nla.pic-an5263460

Рис. 4. http://www.idealcitv.org.au/pic-2a-lindsav.html

Рис. 5. http://www.griffinsociety.org/BigImage.asp?Picfile=1205-

01 0081 CanberraElevat.jpg&Submit=Submit

Рис. 6. Cees de Jong, Erik Mattie. Arhitectural competition 1792 - today. Tachen. 1994. с. 232.

Рис. 7. Там же. с. 243.

Рис. 8. Там же. с. 239.

Рис. 13. Там же. с. 241.

Рис. 15. Там же. с. 239.

Рис. 9. http://recordsearch.naa.gov.au/scripts/Imagine.asp?B=4185423

Рис. 10. http://recordsearch.naa.gov.au/scripts/Imagine.asp?B=4185391

Рис. 11. http://recordsearch.naa.gov.au/scripts/Imagine.asp?B=4185403

Рис. 12. http://www.idealcity.org.au/zooms/10-Griffiths-col.html

Рис. 14a-b. http://nla.gov.au/nla.map-gmod48 http://nla.gov.au/nla.map-gmod47

Рис. 16. http://nla.gov.au/nla.map-gmod34

Рис. 17. http://nla.gov.au/nla.pic-vn3603884-s32 -v

Литература

1. Груза И. Теория города. - М.: Издательство литературы по искусству, 1972. - 163 с.

2. Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов. - М.: Архитектура-С, 2005. С. 613- 315.

3. Cees de Jong, Erik Mattie. Arhitectural competition 1792 - today. Tachen, 1994. pp.233235.

4. Harrison P. Walter Burley Griffin: landscape architect. Canberra, National Library of Australia, 1995.

6. Mackenzie S. Wood-Bradley, Ian et al, The Griffin Legacy: Canberra the Nation's Capital in the 21st Century. Canberra, National Capital Authority, 2004.

7. National Archives of Australia [Сетевой ресурс]. - URL: http://recordsearch.naa.gov.au/scripts/Imagine.asp?B=4185403

8. National Library of Australia [Сетевой ресурс]. - URL: http://nla.gov.au/nla.pic-an5263460

9. Reid P. Canberra following Griffin: a design history of Australia's national capital. Canberra, National Archives of Australia, 2002.

10. Rep J. W. Canberra 1912: Plans and planners of the Australian capital competition. Melbourne, Melbourne University Press, 1997.

11. Weirick J. The Griffins and Modernism. Melbourne. Transition Autumn, 1988.

References

1. Gruza I. Teorija goroda [Theory City]. Moscow, 1972. 163 p.

2. Kosickij Ja.V. Arhitekturno-planirovochnoe razvitie gorodov [Architectural Planning Urban Development]. Moscow, 2005. P. 613- 315.

3. Cees de Jong, Erik Mattie. Arhitectural competition 1792 - today. Tachen, 1994. pp.233235.

4. Harrison P. Walter Burley Griffin: landscape architect. Canberra, National Library of Australia, 1995.

6. Mackenzie S. Wood-Bradley, Ian et al, The Griffin Legacy: Canberra the Nation's Capital in the 21st Century. Canberra, National Capital Authority, 2004.

7. National Archives of Australia. Available at: http://recordsearch.naa.gov.au/scripts/Imagine.asp?B=4185403

8. National Library of Australia. Available at: http://nla.gov.au/nla.pic-an5263460

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Reid P. Canberra following Griffin: a design history of Australia's national capital. Canberra, National Archives of Australia, 2002.

10. Rep J. W. Canberra 1912: Plans and planners of the Australian capital competition. Melbourne, Melbourne University Press, 1997.

11. Weirick J. The Griffins and Modernism. Melbourne. Transition Autumn, 1988

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ М.В.Кузнецова

Архитектор, ассистент, соискатель, кафедры «Градостроительство», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: mariak09@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTOR M. Kyznetsova

Architect, the competitor, ass. of professor, chair of Town-planning, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: mariak09@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.