Научная статья на тему 'Каналы реализации продукции фермерскими хозяйствами'

Каналы реализации продукции фермерскими хозяйствами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каналы реализации продукции фермерскими хозяйствами»

3.3. Улучшение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей

к рынкам сбыта продукции

КАНАЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ФЕРМЕРСКИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ

Работа выполнена при поддержке Московского общественного научного фонда -грант №35/1-08. Поддержка данного проекта была осуществлена МОНФ за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID). Точка зрения, отраженная в данном документе и самим автором, может не совпадать с точкой зрения USAID или МОНФ.

Д.Д. Сазонова, к.э.н., доц., председ. правления Независимого экономического аналитического центра по проблемам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств

Уровень товарности фермерских хозяйств определяется целой совокупностью факторов. Например, как свидетельствуют результаты обследования фермерских хозяйств Тамбовской области, в

среднем за 2001-2007 гг. уровень товарности по основным видам сельскохозяйственных культур составил от 36,8% (ячмень) до 81,7% (подсолнечник) при среднем значении - 47,5% (табл. 1).

Таблица 1 - Уровень товарности среднего фермерского хозяйства

Основные виды сельскохозяйственных культур Площадь посева, га Убрано с площади, га Сбор в весе после подработки, ц Реализация, % Внутрихозяйственное потребление, % Семейное потребле- ние, %

всего в том числе

арендная плата за землю семена

Пшеница 25,0 23,3 287,1 51,3 44,7 9,5 35,2 4,0

Ячмень 17,7 17,4 207,6 36,8 55,9 30,1 25,8 7,3

ЗЕРНО 42,7 40,7 494,7 45,2 49,4 18,2 31,2 5,4

Подсолнечник 12,4 9,6 33,9 81,7 16,8 6,2 10,6 1,5

Всего 55,1 50,3 528,6 47,5 47,3 17,4 29,9 5,2

Полученные данные достаточно полно отражают специфику деятельности фермерских хозяйств. Например, из-за низкой урожайности удельный вес продукции, которая используется в качестве натуральной платы за арендованную у владельцев земельных долей землю, достаточно высок, потому что вне зависимости от урожайности она составляет от 1 до 2 т фуражного зерна за земельную долю. Как правило, это ячмень, чем и объясняется, что до 30% ячменя уходит на выплату арендных обязательств.

Очень высок удельный вес произведенной продукции, затрачиваемой на обеспечение фермерских хозяйств семенным фондом. Причина в том, что своего высококачественного семенного материала у фермеров, как правило, нет, поэтому для обновления семян используется обмен товарного зерна на семена в пропорции от 1:3 до 1:6.

Сравнительно невелик удельный вес продукции, которая используется семьей фермера на семейное потребление (5,2%), прежде всего для обеспечения кормом животных на личном подворье. Не случайно объемы и структура продукции, используемые на эти цели, корреспондируются с количеством животных, имеющихся на подворье фермера.

Вполне очевидно, что главными факторами, снижающими уровень товарности фермерских хозяйств, являются низкая урожайность и отсутствие собственных семян высоких кондиций. Важно подчеркнуть, что абсолютное большинство фермеров вынуждено реализовывать свою продукцию в тот период, когда цены на нее минимальные, практически незамедлительно вслед за уборкой урожая. Это объясняется и необходимостью выполнения долговых обязательств, и потребностью в средствах для ведения текущей производственной деятельности. Существенное значение имеет и отсутствие у фермеров собственных хранилищ, машин и механизмов для подработки и сушки зерна.

В 2001-2007 гг. фермеры использовали несколько каналов реализации продукции (табл. 2). Так, в сумме за 2001-2007 гг. через государственное унитарное предприятие «Областная продовольственная корпорация при управлении сельского хозяйства администрации Тамбовской области» прошло 4,1% объемов реализованной продукции. Объемы закупок со стороны корпорации были невелики и проводились только в счет погашения товарных кредитов, предоставленных ею фермерам в 20012002 гг. Частные перекупщики приобрели 43,8% продукции, реализованной фермерами в 2001-2007 гг. На долю оптовиков (хлебоприемные предприятия области и представительства аналогичных иногородних фирм) пришлось 29,3% объемов реализации сельскохозяйственной продукции. Предприятия (рыбхозы, птицефабрики) закупили за 2001-2007 гг. незначительную часть фермерской продукции -6,8%, при этом речь идет только о фуражном зерне. На долю переработчиков (крупяные и маслобойные заводы, мукомольные предприятия и т.д.) в среднем пришлось 5,4% объемов реализованной фермерами продукции. Местному населению фермеры продали за 2001-2007 гг. 10,6% своей продукции. В основном - это фуражное зерно с ненормируемыми показателями его качества.

В целом, если не учитывать цены продовольственной корпорации в 2001-2002 гг., основные участники рынка определяли цену, исходя из сложившейся конъюнктуры (табл. 2). Этим и объясняется тот факт, что разброс цен по основным каналам реализации составляет незначительную величину, несмотря на явно неравнозначное качество продукции. Например, наиболее высокие требования предъявляли к качеству продукции продовольственная корпорация, оптовики и переработчики. Реализация продукции по этим каналам идет только по зачетному весу, соответствующему требованиям государственного стандарта.

Другая группа потребителей фермерской продукции состоит из предприятий и населения.

Таблица 2 - Удельный вес объемов реализации и уровень цен по различным каналам _______________________________реализации продукции________________________________

Продук- ция Продовольственная корпорация Перекупщики Оптовики Предприятия Переработчики Население

Уд.вес продаж, % Цена от средней,% Уд. вес продаж, % Цена от средней, % Уд.вес продаж, % Цена от средней, % Уд.вес продаж, % Цена от средней, % Уд.вес продаж, % Цена от средней, % Уд.вес продаж, % Цена от средней, %

пшеница 2001 37,5 118 21,9 86 24,7 93 12,3 86 0 - 3,6 90

2002 3,2 198 31,0 88 33,5 101 0 - 28,3 100 4,0 105

2003 - - 33,1 90 49,3 109 0 - 10,5 96 6,6 91

2004 - - 76,8 97 11,4 123 0 - 0 - 11,8 100

2005 - - 69,2 97 14,9 106 2,8 109 0 - 13,1 109

2006 - - 32,4 87 59,1 106 0 - 0 - 8,5 109

2007 - - 32,5 95 54,6 101 0 - 0 - 12,9 109

В среднем 5,8 158 42,4 91 35,4 106 2,2 98 5,6 98 8,6 102

ячмень 2001 7,0 116 23,2 92 49,0 102 12,1 93 0 - 8,7 106

2002 6,9 176 59,7 92 2,7 98 12,7 101 0 - 18,0 100

2003 - - 57,1 99 14,9 107 16,4 102 0 - 11,6 94

2004 - - 51,1 95 20,4 120 13,1 93 0 - 15,4 97

2005 - - 47,6 92 21,1 99 15,2 108 0 - 12,4 117

2006 - - 13,5 88 8,9 96 29,5 100 0 - 48,1 104

2007 - - 24,1 95 10,8 97 48,5 102 0 - 16,6 103

В среднем 2,0 146 39,6 93 18,4 102 21,2 100 0 - 18,8 103

Подсолнечник 2001 - - 82,3 97 17,7 113 0 - 0 - 0 -

2002 - - 100 100 0 - 0 - 0 - 0 -

2003 - - 75,9 100 24,1 101 0 - 0 - 0 -

2004 - - 71,7 99 0 - 0 - 28,3 102 0 -

2005 - - 36,4 94 41,1 100 0 - 7,5 110 0 -

2006 - - 0 - 46,3 102 0 - 46,3 97 7,4 108

2007 - - 10,5 90 18,9 93 0 - 70,6 103 0 -

В среднем - - 53,9 97 21,2 102 0 - 21,8 103 1,1 108

Всего 2001 25,2 - 28,8 - 30,5 - 10,9 - 0 - 4,6 -

2002 3,7 - 45,6 - 22,5 - 2,9 - 18,5 - 6,8 -

2003 0 - 52,8 - 28,4 - 7,5 - 3,7 - 7,6 -

2004 0 - 63,7 - 14,9 - 6,5 - 2,3 - 12,6 -

2005 0 - 59,1 - 19,9 - 6,0 - 2,7 - 12,3 -

2006 0 - 26,6 - 45,8 - 7,6 - 1,4 - 18,6 -

2007 0 - 28,9 - 44,5 - 6,8 - 7,7 - 12,1 -

Среднее 4,1 - 43,8 - 29,3 - 6,8 - 5,4 - 10,6 -

Общей чертой, объединяющей их, служат значительно более низкие требования к качеству реализуемой продукции. Эти две категории покупателей используют приобретенную продукцию только в качестве фуража. Учитывая, что эти продажи осуществляются по физическому весу, нет жестких требований по засоренности и влажности продукции, продажа этим потребителям является для фермеров выгодной. Ее объемы сдерживаются только спросом со стороны такого рода покупателей. Фактически самая высокая цена реализации продукции у фермеров при продажах населению. Качество продукции - наименьшее, транспортные издержки или отсутствуют вообще, или минимальны (внутридеревенские перевозки), вес - физический, а цена реализации выше, чем у перекупщиков в среднем на 9-11%.

С точки зрения требований к качеству продукции перекупщики занимают промежуточное положение между упомянутыми выше двумя группами покупателей. Сделка осуществляется по месту нахождения продукции, возможностей лабораторно оценить ее качество нет, хотя специалист по внешнему виду и вкусу в состоянии довольно точно оценить ее качест-

во. Формально уровень цен, предлагаемый перекупщиками, является наименьшим. Так, в среднем за 2001-2007 гг. цены у перекупщиков были ниже, чем у оптовиков на 5-15%, но речь идет о физическом, а не о зачетном весе, транспортные издержки до недавнего времени брал на себя перекупщик, отгрузка продукции может осуществляться прямо в поле из бункера зерноуборочного комбайна в процессе уборки, оплата продукции может производится на месте и наличными. В результате уровень цен, предлагаемый перекупщиками, оказывается вполне сопоставимым с ценами и у оптовиков, и переработчиков.

Исходя из представленных материалов, несложно отметить, что за период реализации приоритетного национального проекта (2006-2007 гг.) объемы продаж продукции по различным каналам достаточно сильно изменились. Непосредственно с реализацией приоритетного национального проекта мы связываем увеличение в 2006 г. в сравнении с 2005 г. в полтора раза удельного веса внутридере-венских продаж фуражного зерна. Это объясняется развитием животноводства в личных подсобных хозяйствах сельских жителей.

В 2007 г. на волне ажиотажного спроса на продукты питания существенно повысилась активность перерабатывающих предприятий по приобретению сырья непосредственно у фермеров. В результате уровень продаж непосредственно переработчикам у фермеров возрос с 1,4% в 2006 г., до 7,7% в 2007 г.

Наиболее существенные изменения произошли в перераспределении объемов продаж от частных перекупщиков к оптовикам. Так, если в 2005 г. частные перекупщики контролировали закупку 59,1% фермерской продукции, то в 2006-2007 гг. удельный вес приобретенной ими продукции сократился более чем в два раза и составил, соответственно, 26,6% и 28,9%. Напротив, если оптовики в 2005 г. приобрели у фермеров 19,9% товарной продукции, то в 2006 г. уже 45,8%, а в 2007 г. - 44,5%.

Объясняя этот факт, следует учитывать следующие два аспекта. Первый состоит в том, что существенное повышение цен на сельскохозяйственную продукцию в 2006-2007 гг., несомненно, способствовало росту заинтересованности оптовиков к увеличению объемов ее закупок. Второй заключается в том, что реализация приоритетного национального проекта находилась под достаточно серьезным контролем правоохранительных и контрольноревизионных органов, что существенно усложнило деятельность мелких частных перекупщиков. Именно в 2006-2007 гг. немалая их часть была вынуждена или легализировать свою деятельность, или прекратить ее, или стать представителем одной из ком-

паний, осуществляющей оптовые закупки сельскохозяйственной продукции.

Естественно, беда не в том, что частные перекупщики перешли на легальные методы работы, а в том, что усилилось монопольное влияние крупных оптовых компаний. Невольно, но реализация приоритетного национального проекта расчистила поле деятельности именно для крупных оптовиков. К сожалению, абсолютно верные в стратегическом плане намерения, связанные с развитием межфермер-ской сбытовой кооперации, пока еще не получили заметного практического воплощения. Как показывают приведенные данные, ни в 2006 г., ни в 2007 г. нами не зафиксировано продаж фермерской продукции через межфермерские кооперативные структуры.

Справедливости ради следует отметить, что попытки создания таких кооперативов, в частности в Тамбовской области, в период реализации приоритетного национального проекта предпринимались. Например, в 2006-2007 гг. было создано не менее 25 снабженческих, заготовительных, сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Примерно 52% из них по состоянию на 1 января 2008 г. начали свою работу. Пока их участие в закупках зерна ничтожно (316 т), естественно, необходимо время для того, чтобы они встали на ноги, и результаты их деятельности смогли оказывать реальное влияние на нынешние каналы реализации продукции.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ В КАНАДЕ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК

Е.Е. Григорьева, Торгпредство России в Канаде

Во внешней торговле Канады важное место принадлежит агропромышленному комплексу (АПК). Канада является крупнейшим экспортером сельскохозяйственного сырья и продовольствия - она занимает четвертое место после США, ЕС и Бразилии по объемам экспорта, составившего в 2007 г. 32 млрд кан. долл. (около 3,5% от мирового объема). В целом на экспорт идет до 45% произведенной в Канаде продукции АПК (для США данный показатель находится на уровне 18%, для ЕС - 7%). В силу подобной зависимости вопросам, связанным с развитием экспорта продукции АПК, уделяется большое внимание.

Таблица 1 - Структура экспорта Канадой продукции АПК, млн кан. долл.

Основные экспортные товары 2006 г. 2007 г.

Пшеница (за исключением дурум) 2758 3600

Рапс (семена) 1607 2090

Скот крупный рогатый на убой 1188 1523

Пшеница дурум 895 1056

Говядина бескостная свежая 1046 898

Замороженные картофельные чипсы 818 841

Свинина свежая 873 804

Свинина замороженная 730 873

Печенье и крекеры 670 690

Прочие товары* 17425 19191

Всего 28010 31566

* В данную группу входит большое число позиций с незначительным объемом экспорта. Источник: AAFC

На систему организации экспорта продовольствия Канады оказывают воздействие ряд факторов. Прежде всего, это характер его структуры. Ос-

новными экспортными товарами являются зерновые и масличные и продукция из них, мясо (табл. 1).

Более половины экспорта составляет продукция с добавленной стоимостью, при этом для основного торгового партнера - США - эта доля достигает 60%.

Особенностью экспорта является также то, что до 77% его объема приходится на пять рынков: США, Япония, ЕС, Мексика, Китай, причем около 55% всего агропродовольственного экспорта поступает в США.

В последнее время большое значение для организации экспорта продовольствия страны стали приобретать обязательства Канады по международным торговым соглашениям (Соглашение о сельском хозяйстве ГАТТ/ВТО, НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), двусторонние соглашения Канады с Израилем, Коста - Рикой, Чили).

В силу характера экспортных поставок (торговля большими объемами) частные интересы производителей и экспортеров продукции удовлетворяются в основном через ассоциации этих производителей или через специальные правительственные организации. К последним следует, прежде всего, отнести Канадский пшеничный комитет (КПК) (Canadian Wheat Board), являющийся национальным агентством по экспорту пшеницы и ячменя из западных провинций Канады (непосредственно экспортом зерна КПК занимаются компании, имеющие лицензии Канадской зерновой комиссии). Экспорт мягкой пшеницы из восточных провинций Онтарио контролируется Советом Онтарио по сбыту пшеницы (Ontario Wheat Board). Федеральное агентство Канадская молочная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.