Научная статья на тему 'Каналы распространения социально значимой информации на уровне местных сообществ'

Каналы распространения социально значимой информации на уровне местных сообществ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1732
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / THE INFORMATION / INFORMING / SAFETY / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлев Иван Иванович

В статье определяются основные способы (каналы) информирования населения о социально-значимой информации, приводятся данные социологических опросов граждан относительно механизмов получения информации, определяются наиболее эффективные способы информирования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Яковлев Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Channels of dissemination of the socially significant information in local communities

This paper shows the basic ways (channels) of informing the population about the socially-significant events. Data on sociological polls of citizens concerning mechanisms of obtaining the information are cited. The most effective ways of informing in modern conditions are defined.

Текст научной работы на тему «Каналы распространения социально значимой информации на уровне местных сообществ»

УДК 316.3:316.77 ББК 60.52 Я 47

И.И. Яковлев,

аспирант ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». E-mail:

ioanyakovlew2011 @yandex.ru

Каналы распространения социально значимой информации на уровне местных сообществ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье определяются основные способы (каналы) информирования населения о социально-значимой информации, приводятся данные социологических опросов граждан относительно механизмов получения информации, определяются наиболее эффективные способы информирования в современных условиях

Ключевые слова: информация, информирование, безопасность, социальная активность, социальное взаимодействие.

I.I. Yakovlev,

Post-graduate student of the Stavropol State University. E-mail:

ioanyakovlew2011 @yandex.ru

Channels of dissemination of the socially significant information in local communities

Abstract. This paper shows the basic ways (channels) of informing the population about the socially-significant events. Data on sociological polls of citizens concerning mechanisms of obtaining the information are cited. The most effective ways of informing in modern conditions are defined.

Keywords: the information, informing, safety, social activity, social interaction.

Основой конструктивного диалога населения с властными структурами любого уровня является только открытость самого процесса взаимодействия граждан с представителями власти. На уровне местного самоуправления проблема позитивного взаимодействия представляется как естественный процесс, поскольку органы муниципальной власти характеризуются наибольшим приближением к населению. В связи с этим налаживание процессов информационного взаимодействия представляется важнейшей задачей органов местной власти.

Рассмотрение сути информационного взаимодействия приводит нас к пониманию, что органами местного самоуправления организовывается выполнение следующих функций: информирование, разъяснение, сбор информации. Рассмотрим более подробно, как на практике выполняется реализация первой функции - информирования населения.

Функция информирования имеет целью передать информацию всем заинтересованным в ней лицам и организациям. Реализация данной функции в условиях муниципалитета организуется, исходя из характеристик самой информации, ее важности и степени настоятельности. Например, официальные документы органов местного самоуправления публикуются в средствах массовой информации, размещаются на страницах сайта. Степень настоятельности такой информации может быть различной, однако по закону, она должна быть опубликована. Информация, носящая срочный характер, распространяется

посредством радио- и телеобращений, прямым информированием населения через систему старших по дому, работников советов микрорайона. Как правило, срочный характер имеет информация о чрезвычайных событиях.

Цель распространения информации - корректировка поведения и действий населения и организаций. Например, сообщение о предстоящем отключении воды в ходе ремонта системы водоснабжения изменит сложившееся поведение граждан, которые приложат определенные усилия для создания запаса воды на некоторое время.

Насколько вовремя и через какие каналы попадает срочная информация населению муниципальных образований? Для поиска ответа на данные вопросы был проведен опрос населения города Ставрополя в июне-августе 2011 года, в ходе которого опрошено 1350 человек, распределенных по возрасту, полу и районам проживания. Выяснилось, что наиболее действенным каналом информирования является обход квартир старшим по дому, на втором месте - размещение информационных сообщений на дверях подъездов. Рейтинг способов информирования выглядит следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1. Способы получения срочной информации населением города Ставрополя

Способ оповещения % упоминаний рейтинг

Получение информации от старшего по дому 78 1

Получение информации из объявления на дверях подъезда 64 2

Получение информации от соседей 32 3

Получение информации по телефону от знакомых, друзей, родственников 17 4

Получение информации из теле- радиосообщения 8 5

Получение информации из Интернета 1 6

Получение SMS-сообщения 0 7

Таким образом, первые три позиции в рейтинге каналов информирования занимают способы передачи информации без использования технических средств. Вопрос о получении срочной информации от органов местного самоуправления посредством SMS-сообщения выявил полное отсутствие такого способа информирования, хотя его потенциал чрезвычайно высок. На вопрос «Получаете ли Вы SMS-сообщения рекламного характера?» положительный ответ зафиксирован у 99% опрошенных граждан, имеющих сотовый телефон. Таким образом, потенциал SMS-информирования чрезвычайно высок.

На вопрос «Вовремя ли Вы получаете срочную информацию?» ответы распределились следующим образом (Рисунок 3):

Рисунок 3. Своевременность получения срочной информации

50,0%

45,0%

40,0%

35,0%

30,0%

25,0%

20,0%

15,0%

10,0%

5,0%

0,0%

46,7%

31,8%

12,3%

9,2%

1

□ Да, информацию получаю вовремя

□ Нет, информация, как правило, запаздывает

□ Не получаю вовремя

□ Не получаю информацию вообще

Как видим, только 31,8% опрошенных жителей города Ставрополя указали на своевременность получения информации. Еще 46, 7% указали, что срочная информация поступает с запаздыванием, 21,5% опрошенных или не получает информации вообще или получает ее слишком поздно. Результаты опроса явно указывают на низкую эффективность информирования населения в случае чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, практически 100% опрошенных высказали мнение о желании вовремя узнавать о каких-то чрезвычайных ситуациях.

Несколько другая картина складывается с информированием несрочного характера, например, планового отключения горячей воды (Таблица 2).

Таблица 2. Способы получения информации о плановых событиях населением

города Ставрополя

Способ оповещения % упоминаний рейтинг

Получение информации от старшего по дому 34 3

Получение информации из объявления на дверях подъезда 25 6

Получение информации от соседей 27 5

Получение информации по телефону от знакомых, друзей, родственников 57 1

Получение информации из теле- радиосообщения 28 4

Получение информации из Интернета 12 6

Получение SMS-сообщения 0 8

Получение информации из газет 47 2

Таким образом, в случае с плановыми мероприятиями, проводящимися на территории муниципалитета, возрастает доля теле- и радиосообщений, а также появляется такой способ, как получение информации через печатные СМИ, в которых, например в газетах «Вечерний Ставрополь», «Экстра-бизнес», размещаются сообщения о предстоящих событиях. К примеру, информация о плановом отключении горячей воды и график ее отключения публикуются задолго до первых отключений. Однако при этом сам факт наступления события (отключение горячей воды) стал в 2011 году неожиданностью для 3,8%

опрошенных граждан, указавших, что не получили своевременного предупреждения вовсе.

Результаты опроса показывают, что выполнение функции информирования населения в городе Ставрополе администрацией муниципального образования проводится в основном через традиционные и опробованные практикой каналы распространения информации.

Примерно такие же результаты были получены в результате социологического исследования «Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем» [1]. Основным источником информации о местных делах оказываются разговоры с другими жителями поселения (74%), второе место занимают средства массовой информации (местная газета - 15,7%, местное радио - 6,9%). Информацию же от органов местной власти получает лишь небольшая часть респондентов: 3,4% упоминают в качестве источника своей информации отчеты местных руководителей, 3,2% - сходы, собрания жителей и менее 1% -ответы на запросы в органы местной власти. В результате только 14,8% опрошенных считают, что они знают о намечаемых перспективах развития поселения (причем, по оценкам интервьюеров, свыше половины из них обладают лишь поверхностными знаниями), но 44% -не знают, но хотели бы об этом знать.

Результаты опроса показывают, что официальная информация, размещаемая в средствах массовой информации, отмечается 83,1% ответивших как «непонятная», «запутанная», «сложная». Кроме того, из числа граждан, обращавшихся в органы местной власти за предоставлением муниципальной услуги, 76,3% отмечают, что им потребовалось дополнительное обращение к специалистам за разъяснением сути механизма решения их проблемы. Особую тревогу в данном отношении вызывает некоторая пассивность работающей молодежи, которая, как правило, вообще не особо интересуется формами социального проявления активности [2].

Наличие у муниципалитетов собственных сайтов, на которых (по мнению чиновников) есть вся разъяснительная информация, не в полной мере в настоящее время помогает населению. Причина этого в большом объеме информации, среди которой очень сложно найти необходимую. Интернет-сайты муниципальных органов власти содержат сложные тексты «на языке документа». Например, все решения Совета местных депутатов либо постановлений и распоряжений главы муниципалитета за пять лет, размещенные на сайте, представляется как полная информация, но она может быть только предметом какого-либо исследователя (желательно специалиста с юридическим образованием), но не простого гражданина, желающего найти что-то конкретное. Отсутствие четкого разграничения между информированием и разъяснением в рамках попытки упорядочить процесс информационного взаимодействия с гражданами приводит к углублению противоречий в этом вопросе в области использования Интернет-сети в качестве площадки информационного взаимодействия власти и населения. Новый закон об информировании населения о деятельности власти [3], который вступил в силу с 1 января 2010 года, также способствует тому, чтобы органы местного самоуправления обеспечивали наличие информации в сети Интернет и других информационных площадях. Статья 19 данного закона, определяющая порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу, в пункте №3 гласит: «при запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в СМИ либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос в государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера СМИ, в котором опубликована запрашиваемая информация и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация». То есть, разместив информацию на сайте в Интернет, любая государственная и муниципальная структура может просто переадресовать просителя на сайт (закон не предусматривает более точную адресацию (сайт, рубрика, подрубрика и т.д.). Если на сайте не предусмотрена система поиска (а в рассматриваемом законе это отдельно не оговаривается), то у запрашивающего информацию гражданина очень мало шансов найти искомый документ, не

говоря уже о декодифицированной информации.

Подводя итог, можно отметить, что большие возможности для получения «упрощенной» информации предоставляет именно Интернет. Практически любая ситуация, с которой сталкивается гражданин, уже имеет аналог, рассмотрена и описана в Интернет-пространстве. В отличие от опубликованной в газете, информация, размещенная в Интернете, хранится там неопределенно длительное время, а наличие поисковых сервисов делает нахождение ее довольно простой задачей. Однако такая информация доступна только той части населения, которая хорошо представляет себе возможности Интернета, знает, как и где найти необходимый материал. Кроме того, к информации, размещенной на страницах неофициальных интернет-сайтов, необходимо относиться с осторожностью, поскольку она может быть неточной или не полностью достоверной.

Вместе с тем, перспективы взаимоотношений населения с органами муниципальной власти представляются именно через развитие электронного общения. Не умаляя возможности традиционных форм, можно отметить их основной недостаток - длительный период обработки и невозможность проследить состояние дела на текущий момент. Новые же технологии, приобретая глобальный характер, вносят изменения в характер деятельности и общения человека [4]. Подача обращения через Интернет-приемные, существующие во многих муниципальных образованиях, позволяет отслеживать перемещение обращения в режиме реального времени. Кроме того, функциональные возможности самой процедуры подачи обращения стандартизированы и автоматизированы, что уменьшает риск подачи обращения не по адресу или просто неправильного заполнения формы.

Примечания:

1. Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем. URL: www.vsmsinfo.ru/files/anali_otchet.doc

2. Лежебоков А.А. Наиболее значимые проблемы работающей молодежи г. Ставрополя // Социально-гуманитарные знания. М., 2011. № 11. С. 61.

3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». М., 2011.

4. Сергодеева Е.А. Коммуникативность личностной идентичности в глобализирующемся обществе // Научные проблемы гуманитарных исследований: научнотеоретический журнал / Ин-т регион. проблем рос. государственности на Северном Кавказе. Пятигорск, 2011. № 3. С. 222.

References:

1. The conditions of citizens’ social activity increase in the solution of local problems. URL: www.vsmsinfo.ru/files/anali_otchet.doc

2. Lezhebokov A.A. The most significant problems of working youth of Stavropol // Sociohumanitarian knowledge. М., 2011. № 11. P. 61.

3. On providing the information access on activity of state organs of government and local organs of self-government: the Federal law of February, 9th, 2009 № 8-FZ // SPS «Consultant Plus». М., 2011.

4. Sergodeeva E.A. The communicativeness of personality identity in a globalizing society // Scientific problems of humanitarian researches: theoretical journal / Institute of regional problems of statehood in the North Caucasus. Pyatigorsk, 2011. № 3. P. 222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.