УДК 316.3:316.77 ББК 60.52 Я 47
И.И. Яковлев,
аспирант ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». E-mail:
ioanyakovlew2011 @yandex.ru
Каналы распространения социально значимой информации на уровне местных сообществ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье определяются основные способы (каналы) информирования населения о социально-значимой информации, приводятся данные социологических опросов граждан относительно механизмов получения информации, определяются наиболее эффективные способы информирования в современных условиях
Ключевые слова: информация, информирование, безопасность, социальная активность, социальное взаимодействие.
I.I. Yakovlev,
Post-graduate student of the Stavropol State University. E-mail:
ioanyakovlew2011 @yandex.ru
Channels of dissemination of the socially significant information in local communities
Abstract. This paper shows the basic ways (channels) of informing the population about the socially-significant events. Data on sociological polls of citizens concerning mechanisms of obtaining the information are cited. The most effective ways of informing in modern conditions are defined.
Keywords: the information, informing, safety, social activity, social interaction.
Основой конструктивного диалога населения с властными структурами любого уровня является только открытость самого процесса взаимодействия граждан с представителями власти. На уровне местного самоуправления проблема позитивного взаимодействия представляется как естественный процесс, поскольку органы муниципальной власти характеризуются наибольшим приближением к населению. В связи с этим налаживание процессов информационного взаимодействия представляется важнейшей задачей органов местной власти.
Рассмотрение сути информационного взаимодействия приводит нас к пониманию, что органами местного самоуправления организовывается выполнение следующих функций: информирование, разъяснение, сбор информации. Рассмотрим более подробно, как на практике выполняется реализация первой функции - информирования населения.
Функция информирования имеет целью передать информацию всем заинтересованным в ней лицам и организациям. Реализация данной функции в условиях муниципалитета организуется, исходя из характеристик самой информации, ее важности и степени настоятельности. Например, официальные документы органов местного самоуправления публикуются в средствах массовой информации, размещаются на страницах сайта. Степень настоятельности такой информации может быть различной, однако по закону, она должна быть опубликована. Информация, носящая срочный характер, распространяется
посредством радио- и телеобращений, прямым информированием населения через систему старших по дому, работников советов микрорайона. Как правило, срочный характер имеет информация о чрезвычайных событиях.
Цель распространения информации - корректировка поведения и действий населения и организаций. Например, сообщение о предстоящем отключении воды в ходе ремонта системы водоснабжения изменит сложившееся поведение граждан, которые приложат определенные усилия для создания запаса воды на некоторое время.
Насколько вовремя и через какие каналы попадает срочная информация населению муниципальных образований? Для поиска ответа на данные вопросы был проведен опрос населения города Ставрополя в июне-августе 2011 года, в ходе которого опрошено 1350 человек, распределенных по возрасту, полу и районам проживания. Выяснилось, что наиболее действенным каналом информирования является обход квартир старшим по дому, на втором месте - размещение информационных сообщений на дверях подъездов. Рейтинг способов информирования выглядит следующим образом (Таблица 1).
Таблица 1. Способы получения срочной информации населением города Ставрополя
Способ оповещения % упоминаний рейтинг
Получение информации от старшего по дому 78 1
Получение информации из объявления на дверях подъезда 64 2
Получение информации от соседей 32 3
Получение информации по телефону от знакомых, друзей, родственников 17 4
Получение информации из теле- радиосообщения 8 5
Получение информации из Интернета 1 6
Получение SMS-сообщения 0 7
Таким образом, первые три позиции в рейтинге каналов информирования занимают способы передачи информации без использования технических средств. Вопрос о получении срочной информации от органов местного самоуправления посредством SMS-сообщения выявил полное отсутствие такого способа информирования, хотя его потенциал чрезвычайно высок. На вопрос «Получаете ли Вы SMS-сообщения рекламного характера?» положительный ответ зафиксирован у 99% опрошенных граждан, имеющих сотовый телефон. Таким образом, потенциал SMS-информирования чрезвычайно высок.
На вопрос «Вовремя ли Вы получаете срочную информацию?» ответы распределились следующим образом (Рисунок 3):
Рисунок 3. Своевременность получения срочной информации
50,0%
45,0%
40,0%
35,0%
30,0%
25,0%
20,0%
15,0%
10,0%
5,0%
0,0%
46,7%
31,8%
12,3%
9,2%
1
□ Да, информацию получаю вовремя
□ Нет, информация, как правило, запаздывает
□ Не получаю вовремя
□ Не получаю информацию вообще
Как видим, только 31,8% опрошенных жителей города Ставрополя указали на своевременность получения информации. Еще 46, 7% указали, что срочная информация поступает с запаздыванием, 21,5% опрошенных или не получает информации вообще или получает ее слишком поздно. Результаты опроса явно указывают на низкую эффективность информирования населения в случае чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, практически 100% опрошенных высказали мнение о желании вовремя узнавать о каких-то чрезвычайных ситуациях.
Несколько другая картина складывается с информированием несрочного характера, например, планового отключения горячей воды (Таблица 2).
Таблица 2. Способы получения информации о плановых событиях населением
города Ставрополя
Способ оповещения % упоминаний рейтинг
Получение информации от старшего по дому 34 3
Получение информации из объявления на дверях подъезда 25 6
Получение информации от соседей 27 5
Получение информации по телефону от знакомых, друзей, родственников 57 1
Получение информации из теле- радиосообщения 28 4
Получение информации из Интернета 12 6
Получение SMS-сообщения 0 8
Получение информации из газет 47 2
Таким образом, в случае с плановыми мероприятиями, проводящимися на территории муниципалитета, возрастает доля теле- и радиосообщений, а также появляется такой способ, как получение информации через печатные СМИ, в которых, например в газетах «Вечерний Ставрополь», «Экстра-бизнес», размещаются сообщения о предстоящих событиях. К примеру, информация о плановом отключении горячей воды и график ее отключения публикуются задолго до первых отключений. Однако при этом сам факт наступления события (отключение горячей воды) стал в 2011 году неожиданностью для 3,8%
опрошенных граждан, указавших, что не получили своевременного предупреждения вовсе.
Результаты опроса показывают, что выполнение функции информирования населения в городе Ставрополе администрацией муниципального образования проводится в основном через традиционные и опробованные практикой каналы распространения информации.
Примерно такие же результаты были получены в результате социологического исследования «Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем» [1]. Основным источником информации о местных делах оказываются разговоры с другими жителями поселения (74%), второе место занимают средства массовой информации (местная газета - 15,7%, местное радио - 6,9%). Информацию же от органов местной власти получает лишь небольшая часть респондентов: 3,4% упоминают в качестве источника своей информации отчеты местных руководителей, 3,2% - сходы, собрания жителей и менее 1% -ответы на запросы в органы местной власти. В результате только 14,8% опрошенных считают, что они знают о намечаемых перспективах развития поселения (причем, по оценкам интервьюеров, свыше половины из них обладают лишь поверхностными знаниями), но 44% -не знают, но хотели бы об этом знать.
Результаты опроса показывают, что официальная информация, размещаемая в средствах массовой информации, отмечается 83,1% ответивших как «непонятная», «запутанная», «сложная». Кроме того, из числа граждан, обращавшихся в органы местной власти за предоставлением муниципальной услуги, 76,3% отмечают, что им потребовалось дополнительное обращение к специалистам за разъяснением сути механизма решения их проблемы. Особую тревогу в данном отношении вызывает некоторая пассивность работающей молодежи, которая, как правило, вообще не особо интересуется формами социального проявления активности [2].
Наличие у муниципалитетов собственных сайтов, на которых (по мнению чиновников) есть вся разъяснительная информация, не в полной мере в настоящее время помогает населению. Причина этого в большом объеме информации, среди которой очень сложно найти необходимую. Интернет-сайты муниципальных органов власти содержат сложные тексты «на языке документа». Например, все решения Совета местных депутатов либо постановлений и распоряжений главы муниципалитета за пять лет, размещенные на сайте, представляется как полная информация, но она может быть только предметом какого-либо исследователя (желательно специалиста с юридическим образованием), но не простого гражданина, желающего найти что-то конкретное. Отсутствие четкого разграничения между информированием и разъяснением в рамках попытки упорядочить процесс информационного взаимодействия с гражданами приводит к углублению противоречий в этом вопросе в области использования Интернет-сети в качестве площадки информационного взаимодействия власти и населения. Новый закон об информировании населения о деятельности власти [3], который вступил в силу с 1 января 2010 года, также способствует тому, чтобы органы местного самоуправления обеспечивали наличие информации в сети Интернет и других информационных площадях. Статья 19 данного закона, определяющая порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу, в пункте №3 гласит: «при запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в СМИ либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос в государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера СМИ, в котором опубликована запрашиваемая информация и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация». То есть, разместив информацию на сайте в Интернет, любая государственная и муниципальная структура может просто переадресовать просителя на сайт (закон не предусматривает более точную адресацию (сайт, рубрика, подрубрика и т.д.). Если на сайте не предусмотрена система поиска (а в рассматриваемом законе это отдельно не оговаривается), то у запрашивающего информацию гражданина очень мало шансов найти искомый документ, не
говоря уже о декодифицированной информации.
Подводя итог, можно отметить, что большие возможности для получения «упрощенной» информации предоставляет именно Интернет. Практически любая ситуация, с которой сталкивается гражданин, уже имеет аналог, рассмотрена и описана в Интернет-пространстве. В отличие от опубликованной в газете, информация, размещенная в Интернете, хранится там неопределенно длительное время, а наличие поисковых сервисов делает нахождение ее довольно простой задачей. Однако такая информация доступна только той части населения, которая хорошо представляет себе возможности Интернета, знает, как и где найти необходимый материал. Кроме того, к информации, размещенной на страницах неофициальных интернет-сайтов, необходимо относиться с осторожностью, поскольку она может быть неточной или не полностью достоверной.
Вместе с тем, перспективы взаимоотношений населения с органами муниципальной власти представляются именно через развитие электронного общения. Не умаляя возможности традиционных форм, можно отметить их основной недостаток - длительный период обработки и невозможность проследить состояние дела на текущий момент. Новые же технологии, приобретая глобальный характер, вносят изменения в характер деятельности и общения человека [4]. Подача обращения через Интернет-приемные, существующие во многих муниципальных образованиях, позволяет отслеживать перемещение обращения в режиме реального времени. Кроме того, функциональные возможности самой процедуры подачи обращения стандартизированы и автоматизированы, что уменьшает риск подачи обращения не по адресу или просто неправильного заполнения формы.
Примечания:
1. Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем. URL: www.vsmsinfo.ru/files/anali_otchet.doc
2. Лежебоков А.А. Наиболее значимые проблемы работающей молодежи г. Ставрополя // Социально-гуманитарные знания. М., 2011. № 11. С. 61.
3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». М., 2011.
4. Сергодеева Е.А. Коммуникативность личностной идентичности в глобализирующемся обществе // Научные проблемы гуманитарных исследований: научнотеоретический журнал / Ин-т регион. проблем рос. государственности на Северном Кавказе. Пятигорск, 2011. № 3. С. 222.
References:
1. The conditions of citizens’ social activity increase in the solution of local problems. URL: www.vsmsinfo.ru/files/anali_otchet.doc
2. Lezhebokov A.A. The most significant problems of working youth of Stavropol // Sociohumanitarian knowledge. М., 2011. № 11. P. 61.
3. On providing the information access on activity of state organs of government and local organs of self-government: the Federal law of February, 9th, 2009 № 8-FZ // SPS «Consultant Plus». М., 2011.
4. Sergodeeva E.A. The communicativeness of personality identity in a globalizing society // Scientific problems of humanitarian researches: theoretical journal / Institute of regional problems of statehood in the North Caucasus. Pyatigorsk, 2011. № 3. P. 222.