Научная статья на тему 'Канадско-российское сотрудничество в области освоения Арктики в 1990-е и 2000-е гг.'

Канадско-российское сотрудничество в области освоения Арктики в 1990-е и 2000-е гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / Канада / Россия / Арктический совет / С. Харпер / Arctic / Canada / Russia / Arctic Council / S. Harper

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Василий И. Касенков

Данная статья описывает взаимодействие России и Канады по вопросам развития арктического пространства. Роль Арктики в условиях активно меняющегося климата является очень важной как для приарктических государств, имеющих непосредственные границы с регионом, так и для всего мира в целом. Автором рассматриваются действия двух стран в период с 1990-х и до начала 2000-х гг. Реформы Горбачева, а также активная позиция канадского правительства позволили начать кооперацию по гуманитарным вопросам еще до распада СССР. 1990-е годы ознаменовались активным формированием целого ряда юридических соглашений, посвященных вопросам сотрудничества между Россией и Канадой, а также других приарктических государств. В 1996 г. был основан Арктический совет – организация, призванная обеспечить устойчивое развитие региона. Поступательное развитие отношений двух крупнейших северных стран начало стагнировать после 2006 г., с приходом к власти Консервативной партии во главе со С. Харпером. Целью данной статьи является анализ межправительственных действий РФ и Канады, направленных на развитие арктического региона. Новизна данной работы заключается в том, что, несмотря на наличие в отечественной историографии исследований на эту тему, данная статья является первой попыткой обобщающего научного анализа канадско-российского сотрудничества в области освоения Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canadian-Russian cooperation in the field of Arctic exploration in the 1990s and 2000s

This article describes the interaction between Russia and Canada on the development of the Arctic space. The role of the Arctic in the conditions of an actively changing climate is very important both for the Arctic states that have direct borders with the region and for the whole world in general. The author analyzes the actions of the two countries in the period from the 1990s to the early 2000s. Gorbachev’s reforms, along with the active position of the Canadian government, made it possible to start cooperation on humanitarian issues even before the collapse of the USSR. The 1990s were marked by the active formation of a number of legal agreements on cooperation between Russia and Canada, as well as other Arctic states. In 1996, the Arctic Council was founded, an organization designed to ensure the sustainable development of the region. The progressive improvement of the relations between the two largest Nordic countries began to stagnate after 2006, with the coming to power of the Conservative Party led by S. Harper. The purpose of this article is to analyze the intergovernmental process between the Russian Federation and Canada aimed at the development of the Arctic region. The novelty of this work lies in the fact that, despite the presence in the domestic historiography of the studies on the topic, the article is the first attempt of a generalized scientific research of the Canadian-Russian cooperation in the development of the Arctic.

Текст научной работы на тему «Канадско-российское сотрудничество в области освоения Арктики в 1990-е и 2000-е гг.»

Страны и регионы мира: динамика развития и модели взаимодействия

УДК 339.9(470+71)

Б01: 10.28995/2073-6339-2024-2-62-72

Канадско-российское сотрудничество в области освоения Арктики в 1990-е и 2000-е гг.

Василий И. Касенков Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, kasenkov_basil@mail.ru

Аннотация. Данная статья описывает взаимодействие России и Канады по вопросам развития арктического пространства. Роль Арктики в условиях активно меняющегося климата является очень важной как для приарктических государств, имеющих непосредственные границы с регионом, так и для всего мира в целом. Автором рассматриваются действия двух стран в период с 1990-х и до начала 2000-х гг. Реформы Горбачева, а также активная позиция канадского правительства позволили начать кооперацию по гуманитарным вопросам еще до распада СССР. 1990-е годы ознаменовались активным формированием целого ряда юридических соглашений, посвященных вопросам сотрудничества между Россией и Канадой, а также других приарктических государств. В 1996 г. был основан Арктический совет - организация, призванная обеспечить устойчивое развитие региона. Поступательное развитие отношений двух крупнейших северных стран начало стагнировать после 2006 г., с приходом к власти Консервативной партии во главе со С. Харпером. Целью данной статьи является анализ межправительственных действий РФ и Канады, направленных на развитие арктического региона. Новизна данной работы заключается в том, что, несмотря на наличие в отечественной историографии исследований на эту тему, данная статья является первой попыткой обобщающего научного анализа канадско-российского сотрудничества в области освоения Арктики.

Ключевые слова: Арктика, Канада, Россия, Арктический совет, С. Харпер

Для цитирования: Касенков В.И. Канадско-российское сотрудничество в области освоения Арктики в 1990-е и 2000-е гг. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2024. № 2. С. 62-72. БОТ: 10.28995/2073-6339-2024-2-62-72

© KaceHKOB B.H., 2024 "Political Science. History. International Relations" Series, 2024, no. 2 • ISSN 2073-6339

Canadian-Russian cooperation in the field of Arctic exploration in the 1990s and 2000s

Vasilii I. Kasenkov Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, kasenkov_basil@mail.ru

Abstract. This article describes the interaction between Russia and Canada on the development of the Arctic space. The role of the Arctic in the conditions of an actively changing climate is very important both for the Arctic states that have direct borders with the region and for the whole world in general. The author analyzes the actions of the two countries in the period from the 1990s to the early 2000s. Gorbachev's reforms, along with the active position of the Canadian government, made it possible to start cooperation on humanitarian issues even before the collapse of the USSR. The 1990s were marked by the active formation of a number of legal agreements on cooperation between Russia and Canada, as well as other Arctic states. In 1996, the Arctic Council was founded, an organization designed to ensure the sustainable development of the region. The progressive improvement of the relations between the two largest Nordic countries began to stagnate after 2006, with the coming to power of the Conservative Party led by S. Harper. The purpose of this article is to analyze the intergovernmental process between the Russian Federation and Canada aimed at the development of the Arctic region. The novelty of this work lies in the fact that, despite the presence in the domestic historiography of the studies on the topic, the article is the first attempt of a generalized scientific research of the Canadian-Russian cooperation in the development of the Arctic.

Keywords: Arctic, Canada, Russia, Arctic Council, S. Harper

For citation: Kasenkov, V.I. (2024), "Canadian-Russian cooperation in the field of Arctic exploration in the 1990s and 2000s", RSUH/RGGUBulletin "Political Science. History. International Relations" Series, no. 2, pp. 62-72, DOI: 10.28995/2073-6339-2024-2-62-72

Введение

Глобальные климатические изменения и конец прежнего биполярного политического пространства предопределяют ключевую роль Арктики в современном мире. Таяние льдов открывает доступ к новым судоходным маршрутам и колоссальным залежам полезных ископаемых. В связи с этим такие северные страны, как Россия и Канада, стоят перед выбором, каким образом они будут выстраивать свою политику в данном регионе. Очевидным вариантом представляется общая работа по освоению территории в связи

с тем, что именно вместе можно ответить на глобальные вызовы, стоящие перед приполярными странами.

Чтобы достичь основной цели исследования - анализа межправительственных действий РФ и Канады, направленных на развитие арктического региона, необходимо выполнить следующие задачи: а) изучить межправительственные соглашения, связанные с деятельностью арктических стран; б) рассмотреть арктическую политику правительств Канады и России.

Для написания статьи были использованы российские и канадские материалы. В качестве источников выступают официальные речи лидеров государств - М. Горбачева в Мурманске, С. Харпера во время визита в Британскую Колумбию и Мюнхенская речь В. Путина; двусторонние соглашения: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о принципах и основах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями и территориями Канады; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о воздушном сообщении; международные декларации: Тромсе, Нуук-ская, Инарийская, Рейкьявикская, Салехардская, Илулиссатская. А также были задействованы: Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды Арктики между Правительством СССР и Правительством Канады; Договор о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой.

В российской научной среде проблематикой Арктики занимается определенный круг ученых. Д.А. Володин в своих работах обращает внимание на роль Канады в милитаризации арктического региона и на то, каким образом консервативное правительство Харпера обеспечивало защиту своих геополитических интересов [Володин 2015]. Т.Р. Кузьмина рассматривает изменения во взглядах канадских элит на арктическую проблематику, а также как это отразилось на канадско-российских отношениях [Кузьмина 2017; Кузьмина 2019]. Вопросам международного сотрудничества России и других арктических стран уделяется внимание в работах В.Н. Конышева и А.А. Сергунина [Конышев, Сергунин 2012].

Среди канадских авторов можно выделить труды У. Лакенбау-ера, посвященные вопросам безопасности в Арктике [Lackenbauer 2010]. О взаимодействии приарктических стран и Арктического совета повествуется в книге Д. Берк [Burke 2019]. Проблемы принадлежности арктических территорий и ископаемых ресурсов раскрываются в трудах М. Байерса [Byers 2010].

Для того чтобы достичь цели работы, был применен сравнительно-исторический метод. С его помощью удалось выделить общие и особенные черты двух стадий развития канадско-россий-ских отношений, выделенных в ходе исследования.

Формирование и развитие сотрудничества в сфере освоения Арктики

К концу 1980-х гг. советско-канадские отношения претерпели значительные изменения в положительную сторону. Арктический регион, прежде рассматриваемый лишь в качестве плацдарма для размещения военных объектов, стал территорией, вокруг которой Канада и СССР смогли найти точки соприкосновения. Этому способствовали существенные изменения в политике Советского Союза и, в частности, действия его лидера - Михаила Горбачева.

В своей речи, произнесенной в Мурманске, Председатель Президиума Верховного Совета назвал Арктику «зоной мира»1. Помимо стремления к снижению военной активности, были озвучены надежды на развитие сотрудничества как в экономической, так и в экологической сфере региона. Канадское правительство во главе с Брайном Малруни изначально было настроено весьма сдержанно к любым инициативам иностранных государств в арктическом регионе. Однако, принимая во внимание серьезность намерений советского руководства и осознавая перспективность сотрудничества со всеми приарктическими государствами, канадское правительство сделало ряд определенных шагов навстречу СССР.

В 1989 г. состоялся визит премьер-министра Канады Б. Малруни в СССР. За время этого визита было подписано множество межправительственных соглашений, в том числе и в области охраны окружающей среды, например Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды Арктики между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Канады2. Данный факт символизирует то, что военная риторика

1 Речь товарища Горбачева М.С., часть 1. 1987. URL: https://helion-ltd. ru/gorbachev-speech-part-1/ (дата обращения 05.05.2022).

2 Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды Арктики между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Канады, 1989. URL: https://base.garant.ru/71394996/3d3 a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/ (дата обращения 06.05.2022).

холодной войны перестала быть доминирующей в отношениях двух приполярных стран. Кроме того, в 1989 г. была проведена встреча представителей арктических государств в Финляндии, куда входили делегации Канады и СССР. На основании решений, принятых в ходе этих переговоров, впоследствии будет учрежден Арктический совет.

С распадом Советского Союза и приходом к власти Бориса Ельцина отношения между Канадой и Россией продолжили развиваться в положительном ключе. В ходе официальных визитов, осуществленных президентом России в 1992 г. в Канаду, было подписано несколько важнейших документов, посвященных арктической проблематике. В их число вошли: Договор о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой3 и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере4. Эти документы закрепляют стремление руководства обеих стран решать все спорные вопросы посредством международных институтов и исключительно в мирном русле. Сотрудничество в рамках развития Арктики представляется сторонами как основа развития отношений между странами в целом. Для того чтобы обеспечить экономическое и экологическое процветание региона, предлагается поддерживать постоянный контакт между РФ и Канадой посредством создания специальной Комиссии, в состав которой входят представители обеих стран.

После победы на выборах в 1993 г. к власти пришла Либеральная партия Канады во главе с Жаном Кретьеном. Во время своего премьерства он продолжил политику предшественника по выстраиванию взаимовыгодного диалога с Россией вокруг Арктики. Осознавая важность стабильного развития северных территорий для своей страны, Ж. Кретьен стремился закрепить за Канадой статус арктической державы на международном пространстве. В связи с этим в 1990-е гг. происходит формирование различных двусторонних соглашений с Российской Федерацией, а также стремление к развитию связей с другими приарктическими государствами.

Помимо отказа от милитаризации региона, на первый план арктической повестки выступили вопросы, связанные с экологией

3 Договор о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой. URL: https://docs.cntd.ru/document/901728233 (дата обращения 07.05.2022).

4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере. 1992. URL: https://docs.cntd.ru/document/901724056 (дата обращения 07.05.2022).

и коренным населением Севера. Россия и Канада участвовали в нескольких многосторонних встречах, объединяющих приарктиче-ские государства. В 1993 г. в Норвегии прошли две конференции, по итогам которых были приняты декларации.

Первая декларация посвящена сотрудничеству в Баренцевом / Евроарктическом регионе. Данная декларация была призвана закрепить отход от прежнего идеологического противостояния в Европе и объединить приполярные страны в их стремлении к стабильному развитию Севера. Также была выражена поддержка развития рыночных отношений и демократии в Российской Федерации, способствующих общей интеграции в регионе. Декларация Тромсё является второй декларацией5, принятой в Норвегии в том же году. В ее основе лежат приверженность стран к общему контролю над состоянием окружающей среды, готовность к оперативному ответу на чрезвычайные ситуации, а также развитие Северного морского пути.

Следующей декларацией, участниками которой являются Канада и Россия, является Нуукская декларация, принятая в 1993 г. в Гренландии6. Данной декларацией страны-участницы, в число которых также входят Дания, Норвегия, Швеция, Исландия, США и Финляндия, подтвердили свои намерения по защите окружающей среды и социально-экономическому развитию региона. Важным аспектом является принятие программы по арктическому мониторингу (АМАР). Участие России в подобных встречах и подтверждение своих намерений в виде конкретных шагов по снижению загрязнения и улучшения общего экологического состояния Арктики дали надежду мировому сообществу на сохранение природных условий и стабильное развитие региона.

Данные международные встречи и соглашения создали прочную основу для формирования Арктического совета. Эта организация была создана в 1996 г. по инициативе канадского правительства. Она является местом взаимодействия приполярных государств, международных институтов, а также представителей коренных народов Севера. Арктический совет является основным инструментом взаимодействия приарктических государств. На площадках форума было заключено множество соглашений, укрепляющих российско-канадское сотрудничество в Арктике.

5 Декларация Тромсё. 1993. URL: https://bellona.ru/assets/sites/4/ 2015/06/fil_tromse1.pdf (дата обращения 07.05.2022).

6 Нуукская декларация, 1993. URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16071#Gqigl6TE9K3pVQ2n (дата обращения 07.05.2022).

На протяжении 1990-х гг. между Российской Федерацией и Канадой формировался существенный перечень юридических соглашений, посвященных как экономическому, так и экологическому развитию арктического региона. Близость географического положения и схожесть климатических условий благоприятно сказывались на поиске политических решений, удовлетворяющих интересы обеих сторон.

Развитие сотрудничества между странами

Очередной этап развития российско-канадских отношений произошел с приходом к власти Владимира Путина в 2000 г. Во время официального визита в декабре этого года состоялась встреча президента РФ и канадского премьер-министра в столице Канады. В ходе переговоров были заключены два соглашения, регулирующие отношения между правительствами двух стран. Первым является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о принципах и основах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями и территориями Канады»7. В его основе заключается стремление обеих стран наладить взаимовыгодные отношения между отдельными регионами, в том числе и по вопросам торговли, что является одним из ключевых аспектов, улучшающих отношения между странами. Второй документ имеет название «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о воздушном сооб-щении»8. Его суть заключается в принятии условий авиаперевозок, удовлетворяющих экономическим интересам обеих сторон.

Данные соглашения являются актуальными в связи с совместной деятельностью двух стран по освоению Арктики. В 2000 г. состоялась инициатива канадского правительства по оказанию финансовой поддержки коренным народам Севера, проживающим на территории РФ, в общей сложности было выделено порядка 5 млн

7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о принципах и основах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и провинциями и территориями Канады, 2000. URL: https://docs.cntd.ru/document/901789249 (дата обращения 09.05.2022).

8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о воздушном сообщении. 2000. URL: https://docs. cntd.ru/document/901790720 (дата обращения 09.05.2022).

канадских долларов. В 2001 г. Россия и Канада начали реализовы-вать совместный план по «Обмену опытом управления северными территориями». Данная программа была направлена на использование успешного опыта управления территориями, на которых проживают коренные народы арктического региона.

В 2003 г. прошли очередные выборы в Канаде, в ходе которых Либеральная партия осталась у власти, а на посту премьер-министра Жана Кретьена сменил Пол Мартин. Новый лидер партии продолжил курс по развитию взаимодействия с Российской Федерацией по вопросам освоения Арктики. В этот период продолжалось активное взаимодействие в рамках Арктического совета. Были подписаны Инарийская9 и Рейкьявикская10 декларации. В рамках этих документов арктические страны подтверждают свою приверженность к устойчивому развитию региона, а также необходимости охранять и поддерживать окружающую среду. Отдельное внимание уделяется вопросам улучшения условий проживания человека в этом суровом климате.

В этот период Арктический совет выступает не только как площадка для вопросов развития Севера, но и как организация, способствующая выстраиванию позитивных международных отношений между странами-участницами в целом. Однако П. Мартину не удалось полностью реализовать свои планы, намеченные на первый срок премьерства. Коррупционный скандал, связанный с его правительством, заставил премьер-министра подать в отставку.

В ходе досрочных выборов 2006 г. в Канаде победу одержали консерваторы во главе со Стивеном Харпером. Данное событие предопределило дальнейший вектор развития отношений между Россией и Канадой. Несмотря на то что торговые отношения между странами оставались актуальными, программы по совместному освоению Арктики и помощи коренному населению стали постепенно сворачиваться. При новом правительстве канадская сторона стала претендовать на доминирующую роль в регионе и рассматривала остальные страны в качестве конкурентов.

Новый премьер-министр стремился сплотить канадцев как северную нацию, которой исторически принадлежат права на арктические территории. В связи с этим риторика С. Харпера разительно отличалась от миротворческих высказываний его предшественника. В 2007 г. в Британской Колумбии прозвучала официальная

9 Inari Declaration. 2002. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/ handle/11374/88 (дата обращения 10.05.2022).

10 Reykjavik Declaration. 2004. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/ handle/11374/89 (дата обращения 10.05.2022).

речь, в ходе которой были заявлены устремления на приобретение новых кораблей, развитие военной инфраструктуры и увеличение количества войск в регионе.

Изначально правительство С. Харпера было настроено весьма настороженно по отношению к действиям США в Арктике, учитывая возросшую активность последних в водах Северо-Западного прохода. Канада рассматривала данный судоходный маршрут как часть своих внутренних вод. Однако водружение флага Российской Федерации на дне Северного Ледовитого океана в 2007 г. привело к сближению позиций Канады и США. Изменилась и риторика российского правительства. В том же году В. Путин выступил со знаменитой Мюнхенской речью. Стало очевидным, что новое руководство России готово отстаивать территории, которые оно рассматривает как часть российской Арктики.

В новых условиях деятельность Арктического совета рассматривалась как некое ущемление канадского суверенитета в Арктике. Глобальные изменения климата и активность США и России в регионе дали консервативному правительству возможность проведения более ограниченной политики в рамках Арктического совета. Данная организация, созданная при существенной инициативе и поддержке Канады, стала терять свою значимость в вопросах регулирования тех или иных вопросов Арктики. В 2006 г. была упразднена должность приполярного посла Канады, в функции которого входило взаимодействие с Арктическим советом и рабочими группами, занимающимися проблемами Севера.

Стоит отметить, что, несмотря на определенное охлаждение в отношениях между Россией и Канадой, стороны продолжали поддерживать диалог по арктическим вопросам и поучаствовали в подписании некоторых совместных деклараций, в том числе Салехардской декларации11 и декларации Арктического совета, посвященной проблемам Северного Ледовитого океана12, в 2008 г.

Заключение

В период с начала 1990-х гг. и вплоть до второй половины 2000-х между Канадой и Российской Федерацией формировалось устойчивое взаимодействие по вопросам Арктики. Был заключен

11 Salekhard Declaration. 2006. URL: https://oaarchive.arctic-council. org/handle/11374/90 (дата обращения 13.05.2022).

12 The Ilulissat Declaration. 2008. URL: https://arcticportal.org/images/ stories/pdf/Ilulissat-declaration.pdf (дата обращения 13.05.2022).

целый ряд как двусторонних, так и многосторонних международных документов, регулирующих совместную деятельность двух крупнейших северных государств. Арктический совет приобрел статус весомой международной организации, в рамках которой появилась возможность отвечать на серьезные вызовы XXI в.

Однако после 2006 г. наметилась тенденция к снижению контактов между двумя государствами по вопросам совместного освоения арктических территорий. Политика нового консервативного правительства являлась односторонней и неизбежно вступала в противоречие с естественным стремлением России к обеспечению своего суверенитета в Арктике.

Анализируя сотрудничество двух стран по вопросам освоения арктического региона, можно выделить два этапа. Первый этап длился на протяжении 1989-2006 гг. Начался он с реформ, прошедших во времена М. Горбачева и официального визита Б. Малруни в СССР. Несмотря на дальнейшую смену политического ландшафта государств, на данном этапе сотрудничество продолжало активно развиваться. Второй этап начался с приходом к власти консервативного премьер-министра С. Харпера в 2006 г. и ознаменовался снижением уровня взаимодействия с Российской Федерацией. Окончанием данного этапа можно рассматривать 2014 г., после которого отношения между двумя странами ухудшились в большей степени в связи с введением экономических санкций.

Анализируя межправительственные соглашения, а также ключевые тенденции в сотрудничестве двух стран, данная работа выступает в качестве резюмирующего исследования в сфере российско-канадских отношений в Арктике.

Литература

Володин 2015 - Володин Д.А. Участие Канады в милитаризации Арктики // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 6. С. 47-53.

Конышев, Сергунин 2012 - Конышев В.Н., Сергунин А.А. Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли понимание? // Арктика и Север. 2012. № 8. С. 4-26.

Кузьмина 2017 - Кузьмина Т.Р. Новый министр иностранных дел Канады: новый курс? // Канадский ежегодник. 2017. № 21. C. 170-199.

Кузьмина 2019 - Кузьмина Т.Р. Эволюция взглядов канадских политических элит на арктический вопрос // Россия и Канада: арктические гиганты. СПб.: СКИФИЯ-принт, 2019. С. 120-135.

Burke 2019 - Burke D. Diplomacy and the Arctic Council. Montreal (Quebec); Kingston (Ontario): McGill-Queen's University Press, 2019. 208 p.

Byers 2010 - Byers M. Who owns the Arctic? Understanding sovereignty disputes in

the North. Vancouver: Douglas & McIntyre, 2010. 179 p. Lackenbauer 2010 - Lackenbauer W. Mirror images? Canada, Russia, and the circumpolar world // International Journal. 2010. No. 4. P. 879-897.

References

Burke, D. (2019), Diplomacy and the Arctic Council, McGill-Queen's University Press,

Montreal, Kingston, Canada. Byers, M. (2010), Who owns the Arctic? Understanding sovereignty disputes in the North,

Douglas & McIntyre, Vancouver, Canada. Kuz'mina, T.R. (2017), "The new Canadian minister for foreign relations: A new

course?", Kanadskii ezhegodnik, no. 21, pp. 170-199. Kuz'mina, T.R. (2019), "Evolution of Canadian political elites' position toward the Arctic issue", in Rossiya i Kanada: arkticheskie giganty [Russia and Canada: the Arctic Giants], SKIFIA-Print, Saint Petersburg, Russia. Konyshev, V.N. and Sergunin, A.A. (2012), "The strategy of Canada in the Arctic and Russia: is it possible to find mutual understanding?", Arktika i Sever, no. 8, pp. 4-26. Lackenbauer, W. (2010), "Mirror images? Canada, Russia, and the circumpolar world",

International Journal, no. 4, pp. 879-897. Volodin, D.A. (2015), "Canada and militarization of the Arctic", SShA i Kanada: eko-nomika, politika, kul'turaa, no. 6, pp. 47-53.

Информация об авторе

Василий И. Касенков, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; kasenkov_basil@mail.ru

Information about the author

Vasilii I. Kasenkov, postgraduate student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125047; kasenkov_basil@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.