Научная статья на тему 'Кампания по «Оживлению» Советов и отмена осенних выборов 1924 г'

Кампания по «Оживлению» Советов и отмена осенних выборов 1924 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИСТОРИЯ ВЫБОРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриевцева А. А.

Статья посвящена истории выборов в аграрных регионах в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кампания по «Оживлению» Советов и отмена осенних выборов 1924 г»

А.А. Дмитриевцева Кампания по «оживлению» Советов и отмена осенних выборов 1924 г.

Главная политическая задача в середине 1920-х годов выражалась в лозунге «оживления Советов». Речь шла о том, чтобы укрепить связь и воздействие партии на крестьянство за счет увеличения приема в партию беспартийных крестьян и создания вокруг них сочувствующего слоя середняков и бедноты. «...Для усиления и улучшения работы Советов надо посылать лучших коммунистов в Советы и советские органы <...> Но теперь политически для нас особенно важно подчеркнуть привлечение к жизни Советов, к участию в Советах более широких беспартийных рабочих и крестьянских масс. Именно лозунг «оживления Советов» подчеркивает эту основную политическую задачу»1. В круг задач, выдвинутых Пленумом ЦК РКП(б) в октябре 1924 г., наряду с «более правильным соблюдением выборности» входило также «устранение незаконного вмешательства в работу Советов» . Однако ни о каких демократических преобразованиях существовавшей избирательной системы речи не шло, что ярко продемонстрировали выборы, проходившие осенью 1924 года.

Первоочередной задачей к предстоящим перевыборам в Тамбовской губернии стала работа по выявлению «элементов, лишенных избирательных прав». В нее включались ячейки РКП(б) и РЛКСМ, профсоюзы, комитеты крестьянской взаимопомощи, крестьянские сходы и беспартийные крестьянские конференции, члены которых обязаны были «по долгу охраны Конституции, по классовому самосознанию» выявлять лиц, не имеющих по своему прошлому и настоящему права голоса. Пересматривались кадры всех предприятий, организаций и учреждений с целью выявления таких «элементов».

В результате «стараний», приложенных властями, пополнились списки т.н. «лишенцев». «Выявлено» было 3,2 % лиц, подлежавших лишению избирательных прав, от общего количества взрослого населения. То есть

число лишенцев увеличилось почти на 5 тысяч человек по сравнению с предыдущими перевыборами.

В рамках предвыборной кампании широкое распространение получила практика проведения беспартийных крестьянских конференций, заседаний комитетов крестьянской взаимопомощи. Членам этих объединений предлагалось «с помощью ячеек РКП (б) и в контакте (согласии) с ними взять инициативу по проведению предварительных собраний всех своих членов, всей бедноты» . Чтобы такие собрания «были полными» предполагалось «всю забитую бедноту и середняков вытащить на собрание. Для этого нужно их оповестить со двора на двор, убедить и т.д.». Основной целью таких собраний была подготовка крестьянства к перевыборам, на них заранее договаривались, кого выбирать: «для бедноты, для середняцкой крестьянской массы здесь сомнений нет, здесь двух выборов нет... Конечно, в первую очередь и, прежде всего, нужно выбирать коммунистов.». Из беспартийных выбирать не только просто бедняков и середняков, но тех из них, кто является преданными сторонниками советской власти, тех, кто действительно заботится о нуждах бедных»4. При этом «врагов советской власти и все чуждые ей элементы выбирать в Советы нельзя»5. Для проведения, как предвыборной кампании, так и самих перевыборов в деревню направляли «лучшие силы». Во время выборов перед ними стояла задача - «добиться большого участия честного и работоспособного крестьянина из бедняцкого и середняцкого слоя населения,

демобилизованных красноармейцев и женщин-крестьянок и, само собой

6

разумеется, коммунистов» .

«Как общее явление, население в перевыборах принимало активное участие» - отчитывался губизбирком. В действительности явка на выборы в сельские Советы оказалась существенно ниже, чем ожидала партия. Она составила всего 23 % против 32 в 1923 году. Так, в Моршанском уезде в выборах приняло участие 16,5 % граждан, в Тамбовском уезде - 18,6 % , а на выборах в Пахотно-Угловской волости собралось лишь 3 % избирателей .

Посещаемость городских избирательных собраний в среднем возросла с 28,8 % в 1923 до 34,2 %9 в 1924 году, но и она была очень низкой. Кампания по оживлению Советов не принесла ожидаемых результатов. «Начавшееся оживление масс шло в разрез с пережитками военных способов работы Советов (командование, назначенство «в целях проведения тех или иных мер»). В результате массы слабо шли на выборы ...»10 - признавались сами партийные чиновники. Недовольство местного населения теми методами, которые использовались для продвижения коммунистов, было слишком велико. Явное беззаконие и произвол властей привели к массовому бойкотированию выборов 1924 года.

Решением от 29 декабря 1924 года Президиум ЦИК СССР по рекомендации ЦК РКП (б) признал недействительными выборы, проведенные с сентября по декабрь, в тех местах, где доля участвовавших была ниже 35 % или имело место явное нарушение порядка выборов. Это касалось двенадцати губерний РСФСР, в том числе и Тамбовской.

Постановлением № 3 Президиума Тамбовского Губернского Исполнительного Комитета от 2 февраля 1925 года11 проведенные выборы в губернии были отменены, за исключением выборов трех городских Советов:

Тамбовского, Моршанского, Борисоглебского, а также Успенской волости

12

Козловского уезда , здесь явка составила выше 35 %.

В качестве основных недостатков прежней избирательной кампании Тамбовский Губизбирком отметил: «широкое толкование 23 и 65 статей

13

Конституции, нарушение, и подчас довольно грубое, прав избирателей» . Тамбовский уездный исполнительный комитет по опыту выборов в своем уезде, где участие населения колебалось от 10 до 20 %, указал в качестве причин такого «колоссального размера абсентеизма» следующие14: 1. Несвоевременное создание Избиркомов <...> 2. Несвоевременное оповещение граждан о дне и месте собрания <...> 3. Отсутствие в некоторых пунктах достаточных помещений <... > 4. Отдаленность места сбора собрания от окраин <...> 5. Слишком энергичное навязывание избирателям со стороны Избиркомов своих кандидатов, ввиду чего население с недоверием относится

вообще к перевыборной кампании. Вследствие этого «основными моментами» новой избирательной кампании стали: осторожный и серьезный подход к лишению избирательных прав и составлению списков избирателей; втягивание возможно большего числа населения в активное участие в перевыборах, добившись участия в выборах не менее 35 % избирателей; сведение на нет командования с тем, чтобы трудящиеся массы могли проявить полностью свою волю при выборах.

Для руководства повторными перевыборами впервые в состав избирательных комиссий были введены представители общественных крестьянских организаций. Осуждению подверглись попытки давления на избирателей и навязывания кандидатов, сокращен круг лиц, лишенных избирательного права. Теперь правом выдвигать кандидатов в депутаты наделялись общественные организации и отдельные граждане.

В итоге при повторных выборах посещаемость избирательных собраний увеличилась. В 1925 году на выборы в сельские Советы явилось в среднем 41,5 % избирателей15, против 23 % - в осенние выборы 1924 года, на городские выборы - 57,4 %, против 22,3 %.

Как следовало из отчетов уездных избирательных комиссий «крестьянство встретило постановление об отмене первых выборов с большим интересом, отмечалась заинтересованность крестьян и уяснение ими основных причин отмены осенних выборов»16. Но чаще наблюдалось иное. Например, в Борисоглебском уезде: «Новые перевыборы, - говорили крестьяне, - нажим центра на местные партийные организации»17. Были случаи, когда население выражало недовольство порядком выборов, в частности, в селе Панском

Козловского уезда - вынесено было постановление: Долой назначенство под

18

видом рекомендации . В Моршанском уезде в одних селах заявляли, что «при перевыборах мы теперь проведем наших, а не ваших», в других говорили: «в сельсоветы надо выбирать людей не пришлых и присланных, а своих сельских, они лучше будут защищать при взимании налога»19. Открыто делались отводы коммунистам. Во время проведения предвыборных собраний затрагивались и другие наболевшие проблемы. В Тамбовском уезде

«преимущественно ставился вопрос: почему проходит не тайное

20

голосование?» . В Моршанском уезде избиратели также просили

21

разрешения голосовать «шарами» закрытой баллотировкой . Однако, согласно избирательному законодательству, единственной формой волеизъявления признавалось открытое голосование. Поэтому «после разъяснения все требования отпадали».

Результаты кампании, на которую партийцы делали высокую ставку,

оказались весьма противоречивыми. Для выполнения своей главной задачи -

широкому привлечению населения к участию в выборах - коммунисты были

готовы пойти на некоторое преуменьшение собственной роли. На совещании

по вопросам советского строительства М.И. Калинин подчеркивал:

«Выигрыш от правильных, всенародных (т.е. когда в них участвует

большинство народа) выборов в советы будет перевешивать зло, которое

22

получится от того, что в Совет попадет злостный человек» (имеется в виду кулак). В итоге, доля коммунистов в сельских Советах значительно снизилась по сравнению с прошлым годом. В Тамбовской губернии она составила 4,9 % против 11 % в предыдущих выборах. Эти изменения отразили реальный уровень поддержки большевиков среди населения. Партия рассматривала состоявшиеся выборы как поворот «лицом к деревне». Но одно лишь повышение числа участников выборов не свидетельствовало об устранении сложившейся дискриминации по отношению к сельским производителям. Население должно было увидеть от проведения этой кампании пользу для себя. А чтобы власть смогла завоевать народную симпатию и поддержку, выборы должны были проходить без вмешательства и нажима.

В действительности же Советы, по замыслу руководства, должны были остаться под партийным контролем. Главная идея заключалась в том, чтобы проводником коммунистического влияния в деревне стал крестьянин. Не случайно многие элементы, направленные на безусловную реализацию партийных установок, возмущавших крестьян не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие в ходе последующих выборов. Уже июльский

пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) в 1926 году указал на «неправильность сокращения числа лиц, лишенных избирательных прав». Через год количество «лишенцев» в Тамбовской губернии увеличилось в два раза.

1 Оживление Советов и партийное руководство // Коммунист. 1925. № 4. С. 27.

2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3: 1924-1927. М., 1970. С. 138.

3 Овсянников Г. Задачи, стоящие перед конференцией, Комитеты взаимопомощи и перевыборы // Тамбовская правда. 1924. № 228. С. 2.

4 Там же.

5 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 816. Л. 18.

6 Там же. Л. 1.

7 Там же. Д. 826. Ч. 2. О.Ц. Л. 663, 664.

8 Там же. Ф. Р-11. Оп. 1. Д. 208. Л. 438.

9 Там же. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 827. Л. 12, 14.

10 Там же. Д. 1609. Л. 29.

11 Там же. Д. 1133. Л. 48.

12 Центр документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО). Ф. 840. Оп. 1. Д. 2684. Л. 152.

13 Итоги и результаты вторичных перевыборов в губернии // Коммунист. 1925. № 4. С. 36.

14 ГАТО. Ф. Р-11. Оп. 1. Д. 279. Л. 78.

15 Там же. Д. 2684. Л. 159.

16 ЦДНИТО. Ф. 840п. Оп. 1. Д. 2685. Л. 51. Д. 2688. Л. 14 об.

17 Там же. Д. 2688. Л. 14 об.

18 Там же. Д. 2685. Л. 51.

19 Там же. Д. 2688. Л. 31.

20 Там же. Д. 2685. Л. 2.

21 Там же. Л. 77.

22 Калинин М.И. Статьи и речи. 1919-1935. М., 1936. С. 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.