РЕЦЕНЗИИ
КАМЧАТКА—«ЖЕМЧУЖИНА В КОРОНЕ РОССИЙСКОЙ»*
Как уже сообщалось (Россия и АТР. 2007. № 2), в 2005—2006 г. в Петропавловске-Камчатском были изданы два выпуска нового, оригинального по замыслу сборника «Вопросы истории Камчатки», рассчитанного на историков-исследователей и краеведов, который получил положительную оценку рецензентов. Инициаторы издания этих сборников, сотрудники Камчатского государственного технологического университета, предполагали выпускать их ежегодно. В 2007 г. выполнен этот замысел — вышла в свет третья книга, в которой сохранена структура первых двух сборников: «Камчатская историческая библиотека», «Восполняя белые пятна» и «Автопортрет времени».Вниманию читателей представлены работы, посвященные истории отечественного флота, изданные ещё в XIX в. и ставшие сейчас библиографической редкостью. Это материалы вышедшей в 1872 г. книги военного моряка-гидрографа И.А. Ивашинцова «Русские кругосветные путешествия с 1803 г. по 1849 г.»; статья известного историка, капитана 1 ранга А.С. Сгибнева о судах, построенных на тихоокеанском побережье России в XVIII—первой половине XIX в. Впервые она была напечатана в журнале «Морской сборник». Эти публикации являются хорошим историческим справочником, который поможет краеведам и всем, кто интересуется данной темой, уточнить и дополнить картину морского освоения побережья Северо-Востока России.
Раздел «Восполняя белые пятна» начинается статьей доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН А.С. Зуева «Камчатский бунт 1731 г.: из истории русско-ительменских отношений». Отмечается, что выступление ительменов было вызвано чрезмерным сбором ясака, вымогательствами, незаконными поборами со стороны администрации и непосредственных исполнителей и, как утверждает автор, приняло антирусский характер. Оно было подавлено.
Научный сотрудник Института вулканологии ДВО РАН В.Е. Быка-сов опубликовал в сборнике две статьи: «Тропой Атласова» и «Поездки С. Н. Крашенинникова на Камчатке». Специалист в области природно-
RUIII-’UtfM
UST9PUU
ІиІМ'МТШІ
* Вопросы истории Камчатки. Петропавловск-Камчатский: Холд. комп. «Новая книга», 2007. Вып. 3.
го районирования, ландшафтоведения, экологии, он исследовал и обошел почти весь полуостров, уточняя маршруты Атласова и Крашенинникова по Камчатке. Это, безусловно, заинтересует читателей, особенно краеведов.
Преподаватель мореходного факультета Камчатского государственного технического университета С.В. Гаврилов, автор семи научных, учебнометодических и научно-популярных книг, предложил вниманию читателей содержательную статью о морском транспортном флоте АКО в годы Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945), о большом вкладе моряков в нашу победу. Автор, активный участник этих событий, наряду с архивными источниками использовал и собственные воспоминания.
Как отмечается в статье, от АКО было задействовано 14 судов. Приводятся таблицы выполнения планов грузовых и пассажирских перевозок в годы Отечественной войны, рассказывается о зарубежных рейсах, в основном в США, а во время кратковременной советско-японской войны — об участии советских воинов в десантных операциях на Курилах, в перевозке людей, вооружения, боеприпасов, снаряжения и горючего. К сожалению, опущены подробности высадки советского десанта 18 августа 1945 г. на о-в Шумшу.
Во втором разделе сборника опубликованы две статьи В.П. Пустови-та о событиях в Петропавловске-Камчатском в период Гражданской войны и следствии по делу антисоветской деятельности членов Петропавловской городской думы, проводившемся в 1923 г. Пустовит — историк и писатель Камчатки, автор четырех книг. Он, бывший директор Центра документации новейшей истории Камчатской области (ЦДНИКО), что отмечено в статье «Антисоветский переворот в 1918 г. в Петропавловске», имел исключительную возможность выявления и использования документов этого архивохранилища. В предыдущих сборниках серии В. П. Пустовит уже сделал заявку на исследование истории Белого движения на Камчатке, опубликовав две статьи. В нашей с В.Н. Чернавской рецензии на первый и второй выпуски мы отмечали важность исследования этой темы: история Гражданской войны советскими историками изучалась односторонне, только на основе формационной методологии, однако нужен и цивилизационный подход. Синтез того и другого подходов даёт возможность объективного освещения событий. Использование же только цивилизационной методологии грозит заменой одной идеологизации другой. Автору не удаётся избежать односторонности освещения событий, их оценок.
В. П. Пустовит знакомит читателя с жителями Петропавловска и окрестностей, которые участвовали в подготовке контрреволюционного переворота, убежденные в своей правоте. При отсутствии коммунистов в непролетарском областном центре это было сделать несложно. Но не все в деятельности большевиков, даже на Камчатке, было отрицательным. Неплохо было бы автору статьи обратить внимание на то, что в день контрреволюционного переворота в Петропавловске, 12 июля 1918 г.,
в стране была принята первая Конституция РСФСР, в основном демократическая по содержанию.
Белое движение до свержения колчаковской власти являлось реальной альтернативой советовластию, но с разгромом армии Колчака единственной альтернативой (в силовом отношении) оставалась советская.
Обращает на себя внимание, что упоминающийся в этой статье корабль «Адмирал Завойко» (с 1923 г. «Красный вымпел»), использовался в 1918 г. белыми для доставки арестованных сторонников советской власти во владивостокскую тюрьму. В исторической литературе «Красный вымпел» часто называют «Дальневосточной Авророй». У «Красного вымпела» есть свои революционные заслуги, но сравнивать его с «Авророй» нельзя.
В статье «Думское дело» В.П. Пустовит показывает, как после восстановления советской власти на Камчатке чекисты основательно расследовали антисоветскую деятельность Петропавловской городской думы. Были осуждены и думцы, и примкнувшие к ним деятели. Не обошлось без перегибов. Валентин Петрович сочувствует осуждённым, и это его право. Но все-таки, на наш взгляд, нужно было отметить, что в конце Гражданской войны другой властной альтернативы (кроме советской) не было. И при Советах были свои перегибы, но это уже другая тема исследования.
В статье В. Н. Арова, преподавателя кафедры истории и философии Камчатского государственного технического университета, автора ряда научных и учебно-методических работ, одного из старейших камчатских краеведов «Административно-территориальное управление Камчатским краем (1697—1917)», рассматриваются перемены в управлении, административном подчинении и устройстве в регионе в дореволюционное время на фоне Сибири и Дальнего Востока, говорится о людях, возглавлявших этот процесс, о росте народонаселения. Особо выделены периоды: Якутский (1697—1785), Нижне-Камчатский (1785—1812), Петропавловский (1813—1856), Приморско-Камчатский (1856—1917). Статья содержательная, представляет собой хороший справочник по затронутой проблеме. В ней отмечается, что для связи Камчатской области с «материком» большое значение имело строительство радиотелеграфной станции: в 1904 г. весть о начавшейся войне с Японией пришла в Петропавловск только через три месяца.
Теме «Старый Петропавловск и его окрестности» посвящены материалы, вошедшие в раздел «Автопортрет времени». Среди них—воспоминания В.С. Руднева об открытии памятника «Слава» в Петропавловске в 1882 г., статья М.Н. Симоновой «Петропавловск в 1880-х годах», «Впечатления Камчатки» из книги члена Приамурского отдела ИРГО В. П. Сильницкого, сведения о Петропавловске 1908 г. из дневниковых записей генерала М.С. Латернера.
Хотелось бы поздравить составителей сборника, его авторов с очень содержательным и интересным изданием о Камчатке, которое необходимо—краеведам, преподавателям, всем, кто любит Камчатский край и стремится знать его историю. Новый материал в сборнике найдут для себя и ученые-историки.
Б. И.МУХАЧЕВ, доктор исторических наук