Научная статья на тему 'Камбоджа в 2016 г. : от политики диалога к политике конфронтации'

Камбоджа в 2016 г. : от политики диалога к политике конфронтации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПАРТИЯ КАМБОДЖИ / ПАРТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ КАМБОДЖИ / ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФРОНТАЦИЯ / ОППОЗИЦИЯ / СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / CAMBODIAN PEOPLE'S PARTY / CAMBODIA NATIONAL RESCUE PARTY / ELECTIONS / POLITICAL CONFRONTATION / OPPOSITION / LEGAL ACTION / HUMAN RIGHTS VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бектимирова Надежда Николаевна

В статье рассматривается политическая ситуация в Камбодже в 2016 г., которая характеризовалась усилением конфронтации между двумя ведущими партиями страны правящей Народной партией Камбоджи и оппозиционной Партией национального спасения Камбоджи. Анализируются формы и причины конфронтации. Показано, что НПК прибегает к самым решительным мерам инициирует судебные дела против лидеров оппозиции, запрещает массовые шествия, урезает свободу слова для маргинализации ПНСК в преддверии выборов в местные органы власти в 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cambodia in 2016: From the politics of dialogue to the politics of confrontation

This article considers the political situation in Cambodia in 2016 which was characterized by an intensification of the political confrontation between the two main political parties the ruling Cambodian People’s Party and the oppositional Cambodia National Rescue Party. The author analyses the forms and reasons behind the confrontation. The paper demonstrates that the CPP resorts to drastic measures such as initiating legal action against opposition leaders, banning mass demonstrations and curtailing freedom of expression with the aim to marginalize the opposition ahead of the local elections in 2017.

Текст научной работы на тему «Камбоджа в 2016 г. : от политики диалога к политике конфронтации»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXIII (№ 33, 2016)_

© Бектимирова Н.Н.

ИСАА МГУ

КАМБОДЖА в 2016 г.: от ПОЛИТИКИ ДИАЛОГА к ПОЛИТИКЕ КОНФРОНТАЦИИ

23 октября 2016 г. исполнилось 25 лет со дня подписания Парижских соглашений по Камбодже. Четверть века тому назад представители 18 государств под эгидой ООН поставили свою подпись под документом, в котором подробно излагались принципы восстановления мира, а также провозглашалось внедрение демократических норм и институтов в политическую практику страны. Современные политические процессы в Камбодже свидетельствуют о том, что вторая задача данного международного проекта пока далека от завершения.

Свидетельством серьезного «зависания» процесса демократизации в Камбодже стало очередное обострение политической ситуации в ноябре 2015 г. и последующее нарастание напряженности, достигшее своего пика летом 2016 г., когда, по мнению ряда западных политических обозревателей, в стране были налицо все признаки политического кризиса. Наиболее важными вехами политической дестабилизации стали: возобновление судебного дела по иску 2008 г. в отношении председателя оппозиционной Партии национального спасения Камбоджи (ПНСК) Сам Ронгси, который был вынужден покинуть страну и временно обосноваться во Франции; аресты более 20 наиболее активных критиков правящего режима, включая двух представителей ПНСК в Национальной избирательной комиссии; убийство1 известного политического комментатора - 46-летнего Кем Лея, разделявшего взгляды оппозиции; судебное преследование заместителя председателя ПНСК Кем Сокха и вынесение ему приговора - пять месяцев тюремного заключения.

Все эти события происходили на фоне постоянного запугивания населения со стороны представителей власти угрозой «цветной революции» и - как результат - гражданской войны. Особую активность в этой пропагандистской кампании прояв-

ляют руководители силовых структур, которые выступают с резким осуждением всех действий, в том числе и любых форм протестных движений в защиту демократических прав, способствующих, по их мнению, возникновению подобных социальных катаклизмов. Так, министр обороны Теа Бань, рассуждая о пагубных последствиях «цветных революций», предупреждал, что не допустит «избыточного» использования гражданами предоставленных им по конституции свобод и прав . А начальник полиции генерал Нет Савын с целью противодействия «цветным революциям» провел в октябре учения провинциальных подразделений по предотвращению и разгону массовых демонстраций и протестных шествий3. Несмотря на то, что по конституции страны вооруженные силы должны сохранять нейтралитет в вопросах политики, высшие офицеры постоянно и демонстративно подчеркивают свою поддержку правящей партии. Например, генерал Чан Дара - заместитель командующего сухопутными войсками, неоднократно публично заявлял, что при любом повороте событий в стране, армия будет на стороне правящей Народной партии Камбоджи, так как «НПК стояла у истоков создания армии, а председатель партии премьер-министр Хун Сен проявляет о ней повышенную заботу»4. В знак полного взаимопонимания с армией Хун Сен нередко в ходе своих летних и осенних поездок по стране появлялся в военной камуфляжной форме. Иногда к нему присоединялась, также облаченная в камуфляж, его супруга Бун Рани. Усиление воинственной риторики происходило на фоне серьезного ухудшения ситуации со свободой прессы. Так, социологические замеры показали, что в 2015-2016 гг. 25,5% журналистов в своей профессиональной деятельности подвергались разного рода давлению, в том числе физическому, со стороны властей; 30% - получали угрозы в связи с публикацией материалов критического содержания по проблемам, затрагивающим интересы правящей элиты. 58% журналистов признались, что опасаются публиковать материалы на любые острые темы, так как это

5

чревато для них негативными последствиями .

На серьезное ухудшение политического климата в стране незамедлительно отреагировало международное сообщество. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который летом не-

однократно связывался с руководством страны, настоятельно рекомендовал не использовать судебную систему в политических целях и строго придерживаться конституции, гарантирующей соблюдение прав человека.

Европейский союз, являющийся одним из ведущих доноров Камбоджи, выразил свою тревогу по поводу политической обстановки в стране. В начале июля Европарламент принял резолюцию, осуждающую действия камбоджийских властей, «которые инициируют политически мотивированные судебные процессы против оппозиции». В документе отмечалось, что выделение помощи Камбодже в размере 465 млн долл. будет напрямую зависеть от ситуации с соблюдением прав человека.

В июльской резолюции Сената США также был озвучен призыв американских законодателей к властям Камбоджи прекратить преследование оппозиции. Правительство США предупредило, что помощь в размере 77.8 млн. долл., запланированная на 2017 финансовый год, останется на листе ожидания до тех пор, пока политическая ситуация в Камбодже не стаби-лизируется6. В ответ пресс-секретарь МИД Камбоджи заявил, что «правительство Камбоджи не волнуют подобные заявления США, что оно рассматривает их не иначе, как вмешательство

7

во внутренние дела страны» .

Опыт последнего десятилетия свидетельствует о том, что всякого рода угрозы сокращения или даже приостановления экономической помощи со стороны ЕС и США, которые являются подписантами Парижских соглашений 1991 г. и в этой связи считают себя в определенной степени ответственными за продвижение процесса демократизации в Камбодже, уже не оказывают существенного влияния на позицию правительства страны. Важнейшей причиной этого стало появление нового могущественного донора в лице Китая, который предоставляет большие объемы помощи Камбодже, невзирая на ее внутрен-

о

нюю ситуацию . Учитывая этот факт, следует откровенно признать, что у западных стран осталось крайне мало рычагов реального воздействия на положение с соблюдением прав человека и на процесс демократизации в Камбодже в целом. К тому же практика показала, что даже в том случае, когда ЕС и США претворяют в жизнь свои угрозы, то в конечном итоге Пном

Пень лишается небольшой по объему помощи, которая не затрагивает жизненно важных интересов страны. Это объясняется многими причинами: нежеланием вольно или невольно еще больше укрепить позиции Китая в Камбодже, осознанием того, что любые экономические санкции в первую очередь отразятся на положении наиболее уязвимых, в экономическом отношении, слоев камбоджийского общества. Да и мировая практика показала, что эффективность экономических санкций в целом невелика, особенно при умелой контрпропаганде национального правительства. О необходимости крайне осторожно относиться к принятию подобных мер говорит и негативная реакция девяти крупнейших профсоюзов текстильной отрасли Камбоджи на призывы оппозиции, в частности, Сам Ронгси - председателя оппозиционной Партии национального спасения Камбоджи (ПНСК), развернуть кампанию экономического давления на официальный Пном Пень.

Сам Ронгси стал первой жертвой ужесточения политики правящего режима в отношении оппозиции и краха «культуры политического диалога», провозглашенной руководством Камбоджи весной 2015 г. С ноября 2015 г. он находится в вынужденной эмиграции в Париже, так как на родине против него возобновлено политически мотивированное судебное дело по иску 2008 г., по которому он уже получил амнистию короля в 2013 г. Однако теперь оппозиционеру в очередной раз грозит двухлетнее тюремное заключение. За всю политическую карьеру Сам Ронгси с 1993 г. это уже третья его «ссылка» во Францию, когда он покидает родину, чтобы избежать ареста. Два предыдущих раза (в 2005 и 2009 гг.) ему удавалось вернуться в Камбоджу и получить амнистию короля во многом благодаря вмешательству Запада. Поэтому разные формы давления западных стран он считает важнейшими рычагами воздействия на своего политического оппонента премьер-министра Хун Сена.

Выступая в Брюсселе на заседании Европарламента, он обратился к депутатам с призывом заморозить торговые преференции Камбоджи на европейском рынке, на который приходится более 40% экспорта текстильной продукции страны. Сам Ронгси, в частности, заявил: «Следует дать понять правитель-

ству Камбоджи, что резолюции ЕС - это реальный механизм воздействия, а не пустые угрозы. Европейский рынок не может быть открыт для страны, не придерживающейся демократических принципов»9. На выступление лидера оппозиции немедленно отреагировали девять крупнейших профсоюзов страны, которые осудили призывы Сам Ронгси, заявив, что своими действиями он «хочет разрушить экономику и нанести непоправимый удар по текстильной отрасли, в которой занято 800 тыс. рабочих». В обращении к Европарламенту профсоюзные организации просили не только не применять никаких санкций, но еще больше расширить экономическое взаимодействие, которое помогало бы текстильной отрасли Камбоджи оставаться локомотивом экономического роста10.

В конце сентября в Женеве в Совете по правам человека ООН были проведены специальные слушания по ситуации в Камбодже. Р.Смит, специальный представитель Генсека ООН, трижды посещавшая Камбоджу в течение 2016 г., представила подробной доклад, в котором констатировала резкое ухудшение политического климата в стране. Она выступила с предложением более внимательно, чем обычно, отнестись к ситуации в Камбодже, указав прежде всего на судебные процессы в отношении оппозиционных лидеров. Р. Смит особо отметила, что «эти судебные дела имеют крайне слабую доказательную базу, сопровождаются серьезными процедурными нарушениями и носят ярко выраженную политическую окраску»11. Впервые за Камбоджу публично заступился участвовавший в слушаниях представитель Китая, который заявил, что «не следует предъявлять к Камбодже слишком высокие требования, разумнее учитывать особенности исторического развития этой страны и предоставить ей возможность выбирать собственный путь и модель политического развития, в том числе и в области прав человека»12. Раньше Китай, как правило, без лишних слов просто продолжал сотрудничать с Камбоджей по всем направлениям, игнорируя критику в ее адрес по вопросу соблюдения прав человека в этой стране. Теперь же он открыто встал на сторону своего стратегического партнера, возможно, в благодарность за стойкую прокитайскую позицию Пном Пеня в вопросе по Южно-Китайскому морю.

Очевидно, что в силу разных причин власти Камбоджи стали менее чувствительными к критике со стороны Запада. Премьер-министр Хун Сен вообще не видит никаких признаков ухудшения политического климата, а все судебные дела в отношении оппозиционных лидеров объясняет более профессиональной и четкой работой правоохранительных органов. «Высокий профессионализм» судебной системы Камбоджи ярко проявился в резонансном деле, возбужденном против заместителя председателя ПНСК Кем Сохка.

Весной 2016 г. в интернете неизвестными была выложена запись телефонного разговора некоего мужчины с парикмахершей, из которого косвенно следовало, что они состоят в любовной связи и что мужчина, делал возлюбленной подарки, в том числе в денежной форме. Выложившие запись утверждали, что голос мужчины принадлежит Кем Сокха. Сразу же инициативная группа студентов одного из столичных вузов потребовала разобраться с «аморальным» обликом политического деятеля и судебные органы приняли к производству дело в отношении Кем Сокха, которому было предъявлено обвинение в «сексуальной эксплуатации и поощрении торговли живым то-

13

варом» . С грубыми нарушениями процедурных норм он был лишен депутатской неприкосновенности. После неявки на первые слушания, суд выдал постановление на арест Кем Сокха, что вынудило его укрыться в штаб-квартире партии, где партийные активисты круглосуточно вели охрану здания, готовые провести массовые протесты в случае реальной угрозы ареста их лидера. В результате с 26 мая Кем Сокха безотлучно находится в штаб-квартире ПНСК. 9 сентября ему был вынесен приговор о пятимесячном тюремном заключении за неявку на судебные слушания. И хотя представители судебных органов заявили, что пока идет процедура подачи и рассмотрения апелляции со стороны его адвокатов, ему реальное тюремное заключение не угрожает, Кем Сокха лишь однажды - 7 октября отважился покинуть свое убежище на два часа, чтобы зарегистрироваться в списках избирателей на ближайших местных выборах. У Кем Сокха есть серьезные основания не доверять сотрудникам судебных органов, поскольку в последние годы государственная судебная система неприкрыто используется

для расправы с политическими оппонентами официальных властей. Взаимоотношения правящей партии и правоохранительных органов красноречиво иллюстрирует следующая тирада премьер-министра, брошенная в адрес Кем Сокха: «Правительство сможет арестовать Кем Сокха в любой момент, но пока этот момент еще не наступил. Когда наступит, он будет посажен за решетку на всю жизнь, и у него не будет шансов на освобождение»14.

«Нейтрализация» обоих руководителей ПНСК негативным образом сказывается на деятельности партии, не только потому, что эти два наиболее известных и авторитетных лидера оппозиции не имеют возможности ездить по стране, встречаться с населением, вести агитацию, но и вследствие возникших разногласий среди рядовых партийцев по вопросу о тактике действий руководства. Дело в том, что в партии все чаще поднимается вопрос о том, должен ли Сам Ронгси каждый раз, когда ему грозит арест на родине, отсиживаться в Париже. Многие молодые оппозиционеры открыто говорят, что Сам Ронгси следует вернуться в страну, что он должен показать пример мужества рядовым членам, что его возвращение, даже если он подвергнется аресту, сплотит партию, даст мощную мотивацию для дальнейшей борьбы за победу на выборах. Вот некоторые комментарии активистов ПНСК, выложенные в фэйсбуке: «Если он вернется и будет посажен за решетку, это сделает его настоящим героем в глазах сограждан и даст новый импульс к борьбе нашей партии. Если же Хун Сен его не посадит, как обещает, это покажет уязвимость самого Хун Сена и его слабость - и это тоже послужит нам определенным знаком». Сам Ронгси нередко проводит аналогии между Национальной лигой за демократию в Мьянме, которой удалось прийти к власти в результате выборов, и ПНСК, которой руководит он. Однако молодежь заявляет, что Сам Ронгси должен «пострадать» на родине, чтобы стать «иконой» демократии, как Аун Сан Су Чжи в Мьянме. Тем более что 20 активистов партии, у которых нет возможности скрываться за границей, уже год находятся в тюремном заключении по политическим мотивам. Лидер должен разделять с соратниками не только радость победы, но и их страдания. Если он будет все время убегать из страны в момент

опасности, то это вызовет кризис доверия к нему у его сторонников. В этом отношении позиция Кем Сокха, который категорически отказался уезжать за границу, когда против него было начато судебное разбирательство, вызывает у молодых активистов большее уважение. Семена раздора в рядах оппозиции постоянно сеет и правящая партия, которая явно взяла курс на раскол ПНСК. К примеру, Хун Сен в своих публичных выступлениях не упускает возможности упомянуть «оппозиционера, живущего в свое удовольствие на Елисейских полях», который по скайпу «из парижских кафе» руководит партией, тем самым противопоставляя его рядовым членам, жизнь которых состоит из тяжелых трудовых буден15.

Решение об отъезде Сам Ронгси было принято правлением партии, которое исходило из того, что главная задача их лидера состоит в том, чтобы подготовить предвыборную программу, с которой ПНСК пойдет на выборы, как местные, так и парламентские, а работать над ней можно и в Париже. Важным аргументом в пользу его отъезда был расчет на то, что, находясь в Европе, он сможет с большим эффектом обеспечить мобилизацию общественного мнения на Западе в пользу ПНСК. Кроме того некоторые сторонники Сам Ронгси утверждают, что в случае возвращения их лидера на родину, велика вероятность начала массовых демонстраций в его поддержку, которые непременно будут расценены властью как нарушение правопорядка и могут повлечь за собой новые репрессии против ПНСК или вообще отмену выборов.

Однако сейчас, год спустя все больше членов правления ПНСК разделяет мнение рядовых активистов о том, что настало время возвращения Сам Ронгси, несмотря на угрозу ареста16. Об этом открыто сказал Кем Сокха в недавнем интервью сингапурскому новостному каналу Channel News Asia: «Я хотел бы, чтобы Сам Ронгси вернулся в страну. Для партии было бы лучше, чтобы оба руководителя были вместе. Но если он решит

17

не возвращаться, то члены партии будут работать и без него» . Сходную позицию публично озвучил еще один видный деятель ПНСК - принц Сисоват Тхомико, который заявил: «Было бы лучше, если бы Сам Ронгси боролся за справедливость внутри страны, а не за ее пределами»18. Видимо ощущая давление сво-

их соратников по партии, но все же не желая подвергать себя риску ареста на родине, Сам Ронгси обратился к правительству с эффектным, но заведомо неприемлемым для властей «предложением об обмене». 18 октября лидер оппозиции публично заявил, что он готов вернуться в страну и подвергнуться аресту при условии, что находящиеся в заключении рядовые активисты его партии (по разным данным от 20 до 30 человек) будут отпущены на свободу. Ближайшее окружение Сам Ронгси, зная о его планах вернуться в Камбоджу лишь к парламентским выборам 2018 г. (если, конечно, ему не будет раньше дарована королевская амнистия), понимали, что данное «предложение» не более, чем политический блеф. Очевидное лицемерие Сам Рогси вызвало довольно резкую реакцию со стороны многих, не очень искушенных в политических интригах, однопартий-цев. Так, Кем Моновитха, отвечающая в партии за связи с общественностью, написала на своей странице в твиттере: «Шоу продолжается... Лгать надо более правдоподобно хотя бы даже

19

из уважения к своим сторонникам» .

Однако полной неожиданностью для всех стала крайне нервная реакция на акцию Сам Рэнси со стороны властей. Казалось бы, что в случае возвращения Сам Ронгси, правоохранительные органы, могли, не мудрствуя лукаво, исполнить свой служебный долг, арестовав его. Но в памяти Хун Сена, как видно, еще свежи стотысячные шествия рядовых граждан страны, пришедших встречать Сам Ронгси в аэропорт в день его возвращения из парижской ссылки в столицу в 2013 г. Вероятно поэтому в Департамент по делам иммиграции МВД поступило официальное письмо с инструкцией о принятии неотложных мер по недопущению возвращения в страну лидера оппозиции. В нарушение всех международных норм инструкция предписывает авиаперевозчикам, работающим в Камбодже, не принимать на борт своих авиалайнеров Сам Ронгси. В случае нарушения данного предписания, лайнер с оппозиционером на борту не получит разрешение на посадку в аэропортах Камбоджи. Если все же лайнер произведет посадку, то высадка

пассажиров не будет разрешена и воздушное судно будет от-

20

правлено в пункт своего вылета .

Своими действиями власть, которая, как стало очевидно, весьма напугана и озабочена силой оппозиции, фактически укрепила авторитет Сам Ронгси и сплотила ряды его сторонников.

Впрочем, этот эпизод вряд ли кардинально повлияет на расстановку внутриполитических сил накануне приближающихся выборов в местные органы власти. Сам Ронгси не сможет участвовать в них, поскольку регистрация списков избирателей заканчивается в ноябре. Разумеется, местные выборы уступают по своей значимости выборам парламентским. Уровень активности избирателей на них существенно ниже21, да и практика прошлых лет свидетельствует, что прямой корреляции между результатами партий на местных и парламентских выборах нет. И все же местные выборы 2017 г. имеют особое значение в силу того, что это первое испытание популярности ПНСК после ее успеха на парламентских выборах в 2013 г. Тем более, что Сам Ронгси неоднократно публично заявлял о намерении победить сначала на местных, а затем и на парламентских выборах.

Сейчас уже совершенно очевидно, что сделать это будет очень непросто ввиду заметного снижения политической активности ПНСК. Этот спад объясняется рядом причин: стремлением партии максимально избегать риска обострения конфронтации с правящей НПК, боязнью депутатов ездить по провинциям в силу возможных провокаций против них со стороны местных властей, а также бойкотом деятельности Национального собрания, начатым в мае в знак протеста против «судебного дела» в отношении Кем Сокха. Сейчас уже ясно, что данная форма протеста неэффективна. Бойкот не оказал ни малейшего воздействия на власть и не привел к каким-либо позитивным подвижкам в деле с Кем Сокха. Очевидно, что депутатам следует, не теряя времени, вернуться в стены парламента и продемонстрировать свой профессионализм в законотворческой деятельности, чтобы хотя бы в этой сфере было, что предъявить избирателю.

Линия членов ПНСК на «осторожность и осмотрительность» в любой публичной деятельности, в высказываниях, в том числе и в соцсетях является вынужденной мерой, направ-

ленной на самосохранение партии. Однако подобная тактика противоречит прежнему образу ПНСК, которая не боялась выступать с резкими критическими высказываниями в адрес властей, была готова в любой момент к организации протестных шествий, которая не только не опасалась обострения отношений с НПК, но часто сознательно инициировала конфронтацию. Между тем, именно этот имидж ПНСК во многом и сделал партию привлекательной для значительной части максималистски настроенной молодежи.

Местные выборы станут серьезным испытанием и для правящей партии, которая рассматривает их в качестве важного этапа подготовки к парламентским выборам 2018 г. Они покажут насколько успешно НПК удалось вернуть доверие населения после неудачи в 2013 г. За прошедшие три года правительство приняло ряд мер, направленных на развитие социальной сферы, повышение заработной платы разным категориям рабочих и служащих, оперативное реагирование на жалобы граж-дан22. Например, в бюджете на 2017 г. предусмотрено увеличение его расходной части, в частности, за счет очередного повышения заработной платы всем категориям государственных служащих, включая военнослужащих. Повышение запланировано осуществить в апреле 2017 г. - за полтора месяца до выборов.

Социологические опросы свидетельствуют, что значительная часть населения, в целом, позитивно оценивала деятельность правящей партии в 2015 г. Так, 52.2% респондентов считали, что последние полтора года НПК работает хорошо, а

23

11% - что очень хорошо .

Тактика действий НПК, высказывания ее лидеров свидетельствуют о том, что партия во главе с Хун Сеном намерена любыми способами удержать власть в своих руках. Но Хун Сен прекрасно понимает, что самый лучший путь для этого - победа на выборах. Однако данные социологических опросов показывают, что лишь 29% населения являются убежденными сторонниками правящей партии и отдадут ей свой голос, а 54% избирателей пока не определились за какую партию будут го-лосовать24. Поэтому НПК приложит максимум усилий для достижения своей главной цели - победы на выборах, не останав-

ливаясь перед самыми решительными методами борьбы с оппозицией в ходе предвыборной кампании.

В этих условиях возможность быстрого выхода из политической конфронтации двух ведущих политических партий страны не просматривается. ПНСК готова к компромиссу в большой степени, чем правящая НПК, так как остро нуждается в активизации деятельности по всем направлениям, а для этого ей необходима хотя бы минимальная гарантия свободы действий для членов партии, по крайней мере, отсутствие провокаций по отношению к ним и гарантия их личной неприкосновенности. Интересам правящей элиты, на наш взгляд, в настоящее время отвечает затягивание поисков компромисса, искусственное сдерживание активности оппозиции, изоляция ее лидеров. Однако уже в недалекой перспективе Хун Сену все же придется менять тактику. Парламентские выборы 2018 г. без участия руководителей крупнейшей оппозиционной партии страны ПНСК, которая имеет почти половину депутатских мест в Национальном собрании, ни при каких условиях не будут признаны западным сообществом легитимными.

Пока же, на церемонии памяти короля Нородома Сианука, ушедшего из жизни четыре года назад, Кем Сокха обратился к его «духу» с просьбой «помочь кхмерским политикам прими-

25

риться, объединиться и восстановить мир в стране» . При жизни Н.Сиануку не раз удавалось «разруливать» внутриполитические проблемы, находить выход, приемлемый для всех политических акторов. Может быть, обращение к духовному наследию отца камбоджийской независимости приведет к аналогичному результату и после его смерти?

1 Застрелен 12 июля в 8.30 утра в одном из кафе Пном Пеня.

2 Является ли «черный понедельник» стратегией по свержению законного правительства. Пном Пень, 2016. С. 3 (на кхмерском языке).

3 The Phnom Penh Post 17.03.2016.

4 The Cambodia Daily. 01.09.2016.

5 Ibid.10.05.2016.

6 Ibid.18.06.2016, 07.07.2016

7 Ibid. 18.06.2016.

8 Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Традиционные факторы во внешней политике Камбоджи на современном этапе. //ЮВА: актуальные проблемы развития. № 26. М., 2015.

9 Ibid.20.07.2016.

10 Расмей Кампучия. 18.07.2016.

11 The Cambodia Daily. 09.09.2016

12 Ibid.

13 Ibid 11.06.2016

14 Radio Free Asia. 29.06.2016.

15 www.cnv.org.kh

16 По утверждению принца Сисовата Тхомико, членов правления ПНСК, которые считают необходимым скорейшее возвращение Сам Ронгси в страну, немного.

17 Channel News Asia. 10.10.2016.

18 The Cambodia Daily. 21.10.2016.

19 Ibid. 19.10.2016.

20 Ibid. 22.10.2016.

21

65.7% респондентов считают всеобщие выборы имеющими очень важное значение. Важность местных выборов отмечают лишь 44.3%

опрошенных.

22

22 Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Стратегия политической борьбы Народной партии Камбоджи. //ЮВА: актуальные проблемы развития. № 30. М., 2016.

Babovic M., Vukovic D. Cambodia. A Survey of Livelihood Strategies and Expectations for the Future. The Asia Foundation. 2015. P. 46. 24 Babovic M., Vukovic D. Op. Cit., P. 47. Расмей Кампучия. 17.10.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.