ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 4 (41), 2018_
© Бектимирова Н.Н.
ИСАА МГУ
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ в КАМБОДЖЕ в 2018 г.: ОТСУТСТВИЕ ВЫБОРА
Очередные парламентские выборы в Камбодже, состоявшиеся 29 июля 2018 г., не несли в себе никакой интриги. В победе правящей - Народной партии Камбоджи (НПК) никто не сомневался, так как политическое поле страны было расчищено от конкурентов более чем за полгода до электоральных сражений. После успеха ведущей оппозиционной партии - Партии национального спасения Камбоджи (ПНСК) - на парламентских выборах 2013 г. и местных 2017 г., когда за нее проголосовала половина избирателей, правящий режим, опасаясь жесткого соперничества со стороны ПНСК, прибегнул к судебному манипулированию и добился роспуска партии, а также запрета на политическую деятельность для ее руководящего звена.
К началу 2018 г. политическое пространство страны фактически оказалось расщеплено на три автономные структуры: 1. Реальную, представленную исполнительной властью, которая в лице правительства и лично премьер-министра в «ручном режиме» управляет другими ветвями власти и самостоятельно принимает все основные государственные решения. 2. Имитационную в лице законодательной власти, которая полностью зависима от правительства и премьер-министра, но внешне создает картину демократического разделения властей; 3. Оппозиционную, представленную бывшими активистами распущенной ПНСК, лишенных каких-либо действенных рычагов воздействия на обстановку в стране, но концентрирующих общественное недовольство.
В результате подготовка к выборам проходила в полностью подконтрольной НПК политической и юридической обстановке, в условиях не прекращающегося давления на критиков власти.
Пожалуй, единственная проблема, которая продолжала серьезно беспокоить правящую элиту даже в условиях нулевой
политической конкуренции, это уровень электоральной активности граждан. Отсутствие интриги, как правило, отрицательно влияет на явку, так как у избирателя нет мотивации идти на выборы, когда все заранее предрешено. Для власти же было крайне важно получить высокий кредит доверия от населения, что послужило бы не только важнейшим показателем легитимности режима, но определенным сигналом для США и Европейского Союза, которые выражали серьезные сомнения в возможности международного признания безальтернативных выборов.
Острота проблемы явки на избирательные участки была обусловлена еще и тем, что руководство распущенной ПНСК, большая часть которого из-за опасения уголовного преследования вынуждена находиться за пределами страны, активно призывало граждан бойкотировать выборы. Бывший председатель партии Сам Ронгси аргументировал свои призывы к бойкоту тем, что если 3 млн избирателей, которые на прошлых выборах голосовали за ПНСК, сохранят ей верность, останутся дома, то выборы будут нелегитимны из-за низкой явки. Кампания проходила под девизом «чистые пальцы» и «оставайся дома». «Бойкот выборов, заявлял Сам Ронгси, это акт пассивного сопротивления, который означает, что в душе вы голосуете за ПНСК»1. Однако призывы к бойкоту не увенчались успехом. Явка избирателей была почти на 15% выше, чем в 2013 г., она составила 83%.
Изначально было понятно, что оппозиция выбрала неверную тактику действий, что бойкот выборов в силу целого ряда объективных обстоятельств не мог быть реализован в условиях Камбоджи. Во-первых, власти публично заявляли, что бойкот означает нарушение закона о выборах, и грозили уголовным наказанием всем, кто к нему призывал. Рядовые граждане, не сведущие во всех тонкостях избирательного законодательства, боялись возникновения проблем с правосудием. В публичных выступлениях премьер-министр Хун Сен утверждал, что те, кто поддерживают бойкот, нарушают 142 статью закона о выборах и будут привлечены к уголовной ответственности. Хотя, в действительности, закон предписывает штраф за призывы к бойкоту. Рядовые камбоджийцы опасались репрессивных действий в
отношении всех не проголосовавших. Так, жители сельской местности понимали, что неявка на выборы по неуважительной причине создала бы для них множество трудностей в повседневной жизни. «В сельской местности невозможно бойкотировать выборы - признавались некоторые из них в частных беседах. Местная власть все держит под своим контролем, у неё везде есть свои информаторы. Открытый бойкот будет иметь ужасающие последствия и просто разрушит нормальное течение жизни: власти «случайно» потеряют твое свидетельство на землю, не дадут разрешение на ведение мелкого бизнеса, на вступление в брак и т.д.» В преддверии этих выборов агитация представителей местных комитетов, которые выполняли указания вышестоящих органов власти, была особенно активной. Они ходили по домам и открыто заявляли: «Мы строим для вас дороги, школы, медпункты. В случае если вы не придете голосовать, то не сможете ничем этим пользоваться». Правящей элите был необходим высокий показатель явки избирателей, который являлся бы косвенным свидетельством неприятия взглядов оппозиции и легитимности претензий НПК на власть еще на пять лет.
Часть наиболее преданных сторонников ПНСК все же смогла выразить свои протестные настроения, придя на выборы и испортив бюллетени. Численность недействительных бюллетеней была в 500 раз больше, чем в прошлые электоральные циклы. Она составила 8,6% - 600 тыс., в то время как обычно,
3
не превышала 1,5% - около100 тыс. . Самая высокая численность недействительных бюллетеней была зарегистрирована в Пном Пене. Она достигла 14,5%, а 2013 г. не превысила 0,9%. Власти заявили, что испорченные бюллетени - это вполне нормальное явление, так как всегда есть избиратели, которые не знают, как надо правильно заполнять бюллетень. Однако совершенно очевидно, что это протестное голосование сторонников распущенной оппозиционной партии, которые таким образом продемонстрировали верность ПНСК.
Правящая партия впервые с 1993 г. одержала столь уверенную победу, она набрала 76,8% голосов избирателей (4 млн 899 тыс.) и получила все 125 мест в парламенте. Подобный расклад голосов был обусловлен как негативной, так и пози-
тивной мотивацией избирателей. Хотя сама электоральная кампания характеризовалась полным отсутствием каких-либо актов прямого насилия, однако, предвыборные лозунги НПК изобиловали угрозами потенциального массового насилия, в частности, неизбежностью гражданской войны в случае поражения правящей партии. С началом предвыборной кампании во всех провинциях прошли учения полицейских сил по быстрому реагированию в чрезвычайных ситуациях, связанных со стихийными протестными движениями. Хотя власти уверяли граждан, что учения носят рутинный характер и направлены на поддержание общественной безопасности, однако внешне они имели устрашающий эффект4. Страх перед возможным насилием со стороны власти в случае каких-либо нежелательных для нее перемен являлся для части избирателей побудительным моментом голосования за правящую партию.
Весь политический блок предвыборной кампании НПК носил малопривлекательный для избирателя характер. Он состоял из давно набивших оскомину лозунгов о необходимости сохранения политической стабильности и преемственности власти в лице Хун Сена, который уже в течение трех десятилетий предстает в образе лидера, сумевшего спасти страну от режима «красных кхмеров» и вывести ее из глубочайшего политического, экономического и социального кризиса. В ходе избирательной кампании Хун Сен позиционировал себя как политик, который превратил страну, некогда известную своими «полями смерти», в страну, ныне именуемую «остров мира» и «королевство чудес». Героизация образа Хун Сена как спасителя Камбоджи от режима геноцида с каждым годом принимает все большие масштабы и разнообразные формы. В 2018 г. на экраны страны вышел документальный фильм «Долгая дорога к спасению», в котором Хун Сен предстает главным организатором и руководителем движения сопротивления режиму Пол Пота. Событие, которое произошло 40 лет назад, - разгром режима «красных кхмеров» - по-прежнему преподносится как
______ТЛ
главный козырь в политической копилке премьер-министра. К важнейшим позитивным «достижениям» премьера официальная пропагандистская машина причислила и разгром оппозиционной партии, который, по версии властей, помог предотвра-
тить «цветную революцию» и тем самым удержать страну от гражданской войны5.
Что же касается социально-экономического блока предвыборной программы, то НПК впервые вышла к избирателям со столь тщательно разработанным планом действий, в котором нашли отражение многие «болевые» точки социально-экономического развития страны, в первую очередь, неразвитость социальной сферы, незащищенность социальных прав наемных рабочих, сохранение невысокой заработной платы многих категорий городского населения. Причем, предвыборные обещания по развитию социальной сферы премьер-министр стал озвучивать задолго до дня голосования - в ходе его еженедельных встреч с рабочими, занятыми в текстильной промышленности6. Так как именно этот сегмент горожан в своем большинстве на предыдущих выборах голосовал за оппозицию, то премьеру было особенно важно получить поддержку данной категории избирателей. Социальный блок содержал целый пакет предложений, реализация которых могла реально позитивно повлиять на качество жизни наиболее уязвимых слоев населения. Причем, избиратель не сомневался, что все предложенные премьер-министром социальные реформы будут обязательно реализованы. Реформы, в частности, включали:
1. Упорядочение выплаты заработной платы государственным служащим, военнослужащим, а также рабочим текстильной и обувной промышленности. Отныне зарплата должна выдаваться через банковские переводы в строго определенные дни два раза в месяц. Данное нововведение должно предотвратить задержку выплат со стороны работодателей, а также обеспечить более регулярное поступление денежных средств гражданам7. Планируется, что жители центральных районов начнут получать зарплату по новой схеме уже в первой половине 2019 г., а жители окраинных провинций, где еще недостаточно развиты банковские услуги, в конце 2019 г.
2. Введение социального пакета для рабочих текстильной отрасли, который включает: обязательное, оплачиваемое за счет работодателей, медицинское страхование, оплачиваемый декретный отпуск, а также отмену в течение двух лет платы за пользование городским транспортом.
5. Отмена налога на бизнес для мелких торговцев, а также предоставление им права передавать свое место на рынке без каких-либо ограничений родственникам.
6. Отмена налога на наследство для близких родственников.
7. Постепенное снижение в 2019-2020 гг. тарифов на электричество для всех категорий граждан, которое для избирателей являлось наиболее желаемым подарком со стороны властей.
8. Введение с 2019 г. значительных социальных льгот для беременных женщин из малообеспеченных семей. Так, в частности, им будет предоставлено бесплатное медицинское обслуживание в период беременности, выплачено пособие размером 200 тыс. риелей после родов, а также будет проводиться бесплатная вакцинация их детей в возрасте до двух лет.
9. Внедрение программы страхования от несчастного случая на рабочем месте для государственных служащих и системы пенсионного обеспечения для работающих в частном секторе.
10. Сельскому избирателю обещали увеличение выдачи социальных земельных концессий для безземельных крестьян, ускоренное развитие ирригационной системы, а также увеличение инвестиций в сельское хозяйство8.
На прошлых выборах 2013 г. в обществе был сильный запрос на обновление политических элит, населению хотелось видеть новых людей во власти, что и нашло отражение в электоральной поддержке оппозиционных лидеров. В 2018 г. этот запрос никуда не делся. Однако уже длительное время запрос на перемены и запрос на сохранение стабильности одновременно и конкурируют, и существуют в своеобразном симбиозе в камбоджийском обществе. Но, так как власть «вытоптала» политическое поле, то реальные политические фигуры общенационального масштаба, которые могли бы составить какую-либо конкуренцию представителям НПК, отсутствовали. Поэтому на данных выборах избиратели имели возможность реализовать лишь запрос на стабильность, гарантом которой выступали кандидаты от правящей партии.
Хотя в выборах кроме НПК принимали участие еще 19 партий, по сути, выборы можно назвать безальтернативными. Большинство партий образовались в преддверии избирательного цикла, были практически неизвестны гражданам и не имели достаточных ресурсов - финансовых, организационных, людских - для ведения полноценной предвыборной кампании. В общей сложности все остальные партии набрали 23,2% голосов и не получили ни одного места в парламенте. Из партий, достаточно укорененных в политическом пространстве, следует выделить ФУНСИНПЕК, которая в течение последних десяти лет фактически пребывала в состоянии «загнивания». Крайне низкая популярность партии уже проявилась в ходе выборов 2013 г., когда она впервые не получила ни одного места в парламенте. Еще больше лидеры ФУНСИНПЕК подмочили свою репутацию, когда с энтузиазмом поддержали репрессивные действия властей против оппозиционной Партии национального спасения Камбоджи, а затем с радостью заняли ее депутатские места в парламенте. По итогам голосования ФУНСИНПЕК оказалась на втором месте9. Ее поддержало всего 376 тыс. избирателей (5,9%). Третье место заняла партия Лига за демократию (ПЛД), набравшая 309 тыс. голосов (4,9%). Четвертое место досталось Партии кхмерской воли (ПКВ) с 202 тыс. голосов (3,3%), пятое - Кхмерской национальной объединенной партии (КНОП) с 100 тыс. голосов (1,6%)10. Остальные 15 партий набрали 7,5% голосов избирателей. Все мелкие партии в ходе предвыборной кампании в той или иной степени эксплуатировали тему распущенной ПНСК. Они обещали освободить политзаключенных, в первую очередь, председателя ПНСК Кем Сокха, вернуть в страну основателя ПНСК - Сам Ронгси, заключить союз между всеми политическими силами страны.
Сами выборы прошли достаточно гладко, каких-либо серьезных жалоб на нарушения в ходе голосования не наблюдалось. На избирательных участках работало около 150 международных наблюдателей из 32 стран. Впервые с 1993 г. США и Европейский Союз отказали Камбодже в финансовой помощи для проведения выборов и не прислали своих наблюдателей, считая, что выборы не соответствуют демократическим прин-
ципам в связи с роспуском оппозиционной ПНСК. Япония оказала существенную финансовую и техническую помощь в подготовке выборов, однако также не прислала своих наблюдателей, тем самым выразив неудовлетворенность политической ситуацией в стране.
За выборами наблюдали 50 тыс. волонтеров от правящей партии. Кроме НПК своих представителей на некоторые избирательные участки направили ФУНСИНПЕК и ПДЛ, остальные партии заявили, что у них отсутствует человеческий ресурс. При этом все партии отметили хорошую организацию процедуры голосования и признали результаты выборов.
Сразу после выборов премьер-министр Хун Сен объявил, что он созывает «Консультативный форум», к участию в котором приглашает представителей всех партий, принявших участие в выборах, с тем чтобы совместно вырабатывать повестку дня социально-экономического и политического развития страны. Позднее премьер уточнил, что партии смогут делегировать по два человека для работы в Форуме, который, по его мнению, станет «важным шагом на пути к возрождению культуры политического диалога». Лидерам же партий, принявшим приглашение к участию в Форуме, Хун Сен пообещал предоставить оплачиваемые должности советников правительства11.
Следует отметить, что в предыдущие электоральные циклы результаты выборов всегда являлись важнейшим инструментом политического торга между правящей партией и оппозиционными группами. Однако на этот раз, когда НПК получила все места в парламенте, то предмет для торга отсутствовал. Но Хун Сен очень строго соблюдает «правила игры», гарантируя лояльным группам политических элит участие во власти. Он кооптирует новых представителей в правящую элиту, причем не за счет ротации кадров, а путем расширения элитных рядов. Премьер-министр рассматривает подобную тактику как
важнейший способ сохранения внутри элитной консолидации и
12
устойчивости . Все участвовавшие в выборах партии (кроме двух) заявили о своей готовности сотрудничать с правительством в рамках новой общественной структуры, а их лидеры подтвердили желание стать советниками при правительстве. В конце сентября уже состоялось первое заседание, на котором
обсуждались различные достаточно острые вопросы социально-экономического развития страны. Принято решение, что председательствовать на Форуме, который отныне собирается ежемесячно, будут по очереди руководители всех партий.
Сохранив свои позиции во власти еще на следующие пять лет, НПК после выборов пошла на определенное смягчение политического климата в стране. Были освобождены некоторые политические заключенные, а председателю ПНСК Кем Сокха тюремное заключение было заменено на домашний арест. Хотя в камбоджийском законодательстве нет подобной меры пресечения, премьер министр заявил, что власти учли состояние здоровья Кем Сокха и посчитали возможным смягчить условия его содержания.
В сентябре состоялось открытие первой сессии вновь избранного Национального собрания. На нем в соответствие с конституцией выступил король, которому депутаты парламента принесли присягу верности. Главным лейтмотивом приветственной речи короля Сиамони был призыв к «укреплению национальной солидарности и национального союза». Традиционно на официальной церемонии приведения к присяге вновь избранных депутатов присутствуют послы всех аккредитованных в Камбодже стран. Однако на этот раз послы США, Австралии, ЕС, а также многих европейских стран воздержались от участия в церемонии в знак неудовлетворенности качеством прошедших выборов.
Вообще правительства многих западных стран пока не спешат признавать итоги выборов. Так, США, Канада и Австралия выразили разочарование ситуацией в стране в связи с проведением выборов. Три страны посчитали их «недемократичными, проходившими в условиях отсутствия свободы слова и серьезных ограничений в деятельности гражданского общества». На сайте Белого Дома было опубликовано заявление, о том, что Вашингтон не признает выборы в Камбодже и предпримет дальнейшие шаги по введению санкций против политической элиты страны, в частности, это будет касаться расширения списка визовых ограничений для представителей правящей
13
элиты и замораживания их счетов в США . Офис Верховного комиссара по правам человека ООН выпустил пресс-релиз, где
оценил выборы как недемократичные, так как они проходили в обстановке серьезного политического давления на избирателей и репрессивных действий в отношении СМИ, оппозиционных партий и неправительственных организаций.
В середине сентября парламент ЕС принял резолюцию из 13 пунктов по Камбодже, которая представляет собой своеобразную «дорожную карту» по возвращению страны на путь демократизации, рассчитанную на три месяца. Главные требования, которые выдвинули европейские парламентарии, сводятся к следующему: полностью прекратить судебное разбирательство в отношении Кем Сокха, предоставить право активистам распущенной Партии национального спасения Камбоджи заниматься политической деятельностью, разрешить оппозиционным лидерам вернуться в страну, прекратить преследование журналистов и общественных деятелей, вернуть рабочие места в органах местной власти представителям оппозиционной партии, избранным туда на местных выборах 2017 г. и лишившихся их после роспуска ПНСК. В случае невыполнения требований, предъявляемых к правящим кругам Камбоджи, ЕС оставляет за собой право ввести визовые санкции против правящей элиты, а также прекратить предоставление стране торговых преференций по схеме «Все кроме оружия».
Отказ в торговых квотах на рынках европейских стран является очень серьезной угрозой для страны. В настоящее время на долю Камбоджи приходится 18% всех торговых квот, выделяемых ЕС слаборазвитым странам. По объему квот она занимает второе после Бангладеш место. Камбоджа поставляет в ЕС не только одежду и обувь, но и велосипеды, по экспорту которых она вышла на первое место в 2018 г.14. Отмена квот крайне негативно отразится на экономике страны, она затронет отрасль, в которой занято более 800 тыс. рабочих.
Однако вопрос заключается в том, насколько последовательной и жесткой будет позиция ЕС. Как показал опыт предыдущих лет, страны ЕС не шли дальше словесной критики и угроз, а на любые предложения отменить для Камбоджи торговые льготы всегда отвечали отказом, справедливо полагая, что это нанесет удар по наименее защищенным слоям камбоджийского общества. К тому же руководители стран ЕС отлично по-
нимают причину, по которой Хун Сен стал менее восприимчив к критике западных стран. Он имеет мощного союзника в лице Китая, который безоговорочно поддерживает политический курс Камбоджи. Руководители КНР заявляют, что отношения между политическими элитами двух стран сродни семейным15. Учитывая все эти обстоятельства, вполне возможно, что страны ЕС будут удовлетворены частичными уступками со стороны Хун Сена по смягчению политического климата. Так, парламентарии ЕС уже заявили, что перевод Кем Сокха под домашний арест - это первый важный шаг правительства в правильном направлении. А канцлер ФРГ А. Меркель и вовсе поздравила Хун Сена с переизбранием на пост премьера.
Не менее важен вопрос о том, на какие уступки готов пойти Хун Сен, чтобы отвести от страны угрозу санкций. Среди кхмерских политологов высказывалось мнение, что во время поездки премьер-министра в Нью-Йорк на сессию Генеральной Ассамблее ООН у него состоятся неформальные переговоры с представителями оппозиции в изгнании. Однако, скорее всего, главной уступкой с его стороны станет прекращение уголовного преследования Кем Сокха и предоставление ему королевской амнистии. Во-первых, требование об освобождении бывшего председателя ПНСК выдвигается не только ЕС и США, но и другими, важными для Камбоджи, странами-донорами -Японией, Австралией, Канадой и др. Во-вторых, в случае королевской амнистии властям будет легко «сохранить лицо», мотивировав это состоянием здоровья подсудимого.
1 The Phnom Penh Post. 13.06.2018.
2 Aljazeere News. 28.08.2018
3 The Phnom Penh Post 16.08.2018.
4 Ibid. 18.08.2018.
5 Hun Sen. Cambodia is Heading to Better Achievements for the Construction and Defense of Motherland.//www.cnv.org.kh 07.08.2018.
6 Сразу после выборов в местные органы власти в июле 2017 г. премьер-министр объявил о том, что будет каждую неделю встречаться с рабочими текстильной и обувной промышленности и лично посещать фаб-
рики, чтобы отслеживать состояние дел в отрасли. С этого времени его встречи с наемными рабочими стали носить регулярный характер. На них присутствует, как правило, несколько тысяч рабочих.
7 Hun Sen. Practical Priority measures introduced by the Royal Govenment of Cambodia, Led by the CCP with Samdech Techo Hun Sen, to be implemented in 2019 after the Victiry in National Election on 29th July 2018. //ww.cnv.org.kh 07.07.2018.
8 Hun Sen. Statement at the Kicking off Campaign for the 6th Legislature General Election and 67th Anniversary of the Cambodian People's Party. //www.cnv.org.kh 29.07.2018
9 В июне 2018 г. в ходе предвыборной поездки председателя партии принца Ранарита в Сиануквиль, его автомобиль попал в аварию, в которой погибла его жена, а сам принц получил серьезные травмы и был отправлен на длительное лечение в Таиланд. До полного выздоровления Ранарита обязанности председателя партии стал исполнять его старший сын принц Нородом Чакравут.
10 The Phnom Penh Post. 31.08.2018.
11 The Phnom Penh Post. 22..08.2018.
12
Подробнее см.: Бектимирова Н.Н. Механизмы партийной мобилизации в современной Камбодже.//Власть и общество в странах ЮВА. История и современность. М., 2015.
13 Ibid. 31.08.2018; Меры подобного характера в отношении узкой группы политической элиты Камбоджи уже были введены в декабре 2017 г.
14 The Phnom Penh Post. 12.06.2018, 29.06.2018.
15 Ihe Phnom Penh Post. 20.09.2018.