Научная статья на тему 'Калужский предприниматель Стратегия развития'

Калужский предприниматель Стратегия развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ИНФРАСТРУКТУРА МСП / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МСП / МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ / REGIONAL ECONOMY / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / INVESTMENT ENVIRONMENT / WAYS OF THE SUPPORT OF ENTREPRENEURS / INFRASTRUCTURE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / COURSES OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES DEVELOPMENT / MECHANISMS OF THE FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Виктор Александрович

В статье анализируются состояние малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В частности, рассматриваются созданные условия для формирования инвестиционного климата, формы и механизма финансовой поддержки калужских предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KALUZHSKY OWNER DEVELOPMENT STRATEGY

In article are analyzed a condition of small and average business at regional level. In particular, the created conditions for formation of investment climate, a form and the mechanism of financial support of the Kaluga businessmen are considered.

Текст научной работы на тему «Калужский предприниматель Стратегия развития»

КАЛУЖСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Николаев Виктор Александрович

доцент Калужского филиала Российского Государственного аграрного университета — МСХА имени К.А. Тимирязева, РФ, г. Калуга

E-mail: vikt.nickolaev2010@yandex.ru

KALUZHSKIJJ OWNER — DEVELOPMENT STRATEGY

Nikolaev Viktor

Associate Professor Kaluga branch of the Russian State Agrarian University —

MTAA named K.A. Timirjazeva, Russia Kaluga

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются состояние малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В частности, рассматриваются созданные условия для формирования инвестиционного климата, формы и механизма финансовой поддержки калужских предпринимателей.

ABSTRACT

In article are analyzed a condition of small and average business at regional level. In particular, the created conditions for formation of investment climate, a form and the mechanism of financial support of the Kaluga businessmen are considered.

Ключевые слова: Региональная экономика; малое и среднее предпринимательства; инвестиционный климат; меры поддержки предпринимателей; инфраструктура МСП; направления развития МСП; механизмы финансовой поддержки.

Keywords: Regional economy; small and medium entrepreneurship; investment environment; ways of the support of entrepreneurs; infrastructure of small and medium enterprises; courses of small and medium enterprises development; mechanisms of the financial support.

Социальное, экономическое развитие, материальная обеспеченность, политическая и предпринимательская активность любого общества в большинстве случаев определяется тем, как представлен в нем средний класс. Средний класс

исторически сформировался за счет предпринимателей, мелких собственников и людей свободных профессий, которые является «поставщиком» предпринимателей. Развитие малого бизнеса во всех отраслях вместе способствует решению многих региональных проблем.

Основным влиянием на развитие региона является его территориальное присутствие, разделение по округам и муниципальным образованиям, его доля в системе территориального пространства региона и региона в составе Российской Федерации. В отдельно взятом регионе на его территории будут развиваться те виды бизнеса, которые здесь наиболее предпочтительнее, традиционно существующие и дающие больший эффект, по сравнению с другими территориями. Специфической особенностью территории является различия в природно-климатических условиях, географических, экономических условиях региона (местоположение территории, состояние рабочей силы, исторический опыт хозяйствования).

Калужская область является одной из наиболее развитых российских регионов с сформированной бизнес-средой европейского уровня. Этап становления и формирования высокого уровня начался порядка десяти лет назад. Регион являлся дотационным с массой предприятий, работающих на оборонный комплекс, не имея экспортоориетированных полезных ископаемых. Переломное значение имел курс на привлечение инвестиций в Калужскую область.

За прошедших пять лет в регион привлечено более 387 млрд. рублей инвестиций, из них 2,8 млрд. долларов привлечено в обрабатывающую промышленность — это 12 % всех инвестиций в это направление в России. Образовано 9 индустриальных парков, открыто 46 новых предприятий, создано более 25 тысяч рабочих мест. Зарплата выросла на 37 % при росте по России на 25 %. Рост реальных доходов населения составил 135 %. Развитие существующих и создание новых предприятий позволили Калужской области построить одну из самых эффективных промышленных экономик в России. Объем производства на одного человека увеличился с 89 тысяч рублей, до 437 тысяч — это 2-ое место в РФ. Налоговые поступления в федеральный бюджет в расчете на одного жителя,

возросли в 3 раза. По этому показателю в 2012 году регион занимает 2-ое место в ЦФО. Значительно улучшились условия оплаты труда в бюджетной сфере, и прежде всего в образовании и здравоохранении. В результате средняя заработная плата в регионе выросла за 5 лет в 3,2 раза [1, с. 990].

Выбранный курс развития Калужской области, повлиял на структуру промышленного комплекса, создала условия для появления высокотехнологичных производств. Сейчас в регионе сконцентрировано 770 различных предприятий, которые формирует порядка 35 % ВВП и обеспечивают более половины налоговых поступлений в областной бюджет. Треть населения области работает в промышленности.

Основная привлекательность региона для инвесторов - географическое место расположение. Калужская область расположена в центральной части ВосточноЕвропейской равнины. Большую часть Калужской области занимают равнины, поля и леса с разнообразным растительным и животным миром. Площадь территории составляет 29,777 тыс. км2. Через территорию области проходят важнейшие международные автомобильные и железнодорожные магистрали: Москва-Калуга-Брянск-Киев-Львов-Варшава. Калужская область граничит с Брянской, Смоленской, Московской, Тульской, Орловской областями, городом Москва [2].

Общая численность населения Калужской области более одного миллиона человек. Экономически активное население составляет более 50 %. Малым бизнесом занимается около третьи активного населения. С 2003 по 2013 годах предпринимательская активность в регионе претерпела различные изменения (рис. 1).

Рисунок 1. Количество индивидуальных предпринимателей, учтенных в БД «Индивидуальные предприниматели» по Калужской области, тысяч

Интересы предпринимателей выразились в различных видах экономической деятельности на рисунке 2.

Финансовая деятельность 10,4

Здравоохранение 10,6

Образование Ц 0,8

Гостиницы и рестораны □ 1,4

Сельское хозяйство, лесное хозяйство □ 2,9

Строительство □ 3,7

Промышленность 1 Ъ5,3

Коммунальные, социальные услуги 1 ■ 7,4

Операции с недвижимым имуществом Транспорт и связь Оптовая и розничная торговля 1 110,9

1 1 14,2

1 1 52,4

проценты

Рисунок 2.

Оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны (вИ); услуги транспорта и связи (I); операции с недвижимым имуществом (К) оказались

наиболее привлекательными сферами деятельности для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. За пять прошедших лет прослеживается тенденция по увеличению доли вновь зарегистрированных предпринимателей в области транспорта и связи с 14,7 % до 20,6 %, и, наоборот, сокращению в сфере оптовой и розничной торговли, гостиниц и ресторанов с 51,3 % до 43,1 %; предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг с 12,5 % до 6,7 % ».

По данным статистике по Калужской области официально прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей сокращается доля занятых в сфере оптовой и розничной торговли, гостиниц и ресторанов (с 70,6 % в 2007 г. до 51,5 % в 2012 г.) и растет доля, предоставляющих услуги в области транспорта и связи (с 7,4 % в 2007 г. до 16,9 % в 2012 г.) [1, с. 990].

Рисунок 3. Структура официально прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности в

Калужской области

ЛБ — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство — промышленность

Б — строительство;

ОН — оптовая и розничная торговля; гостиницы и рестораны;

I — транспорт и связь;

К — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

Ь — государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение;

ММ — образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг;

I — финансовая деятельность;

О — предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Изменение порядка расчета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонд обязательного медицинского страхования (с 14 тысяч 386 рублей до 35 тысяч 664 рубля), за 1 квартал 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года, по данным регистрирующих налоговых органов, повлияло количество индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность , более чем в 3 раза, по сравнению с предыдущими годами и составило в целом по области 3,4 тысячи.

Распределение по городам и районам области выглядит следующим образом:

Таблица 1.

Количество Январь-

индивидуальных март

предпринимателей, 2013 г.

прекративших деятельность к январю-

январь-март 2013 г. январь-март 2012 г. марту 2012 г., раз

Калужская область 3395 1087 3.1

Бабынинский 55 20 2.8

Барятинский 20 8 2.5

Боровский 121 31 3.9

Дзержинский 167 57 2.9

Думиничский 50 17 2.9

Жиздринский 31 14 2.2

Жуковский 160 51 3.1

Кировский 102 35 2.9

Износковский 22 14 1.6

Козельский 127 36 3.5

Куйбышевский 31 11 2.8

Людиновский 231 49 4.7

Малоярославецкий 209 50 4.2

Медынский 24 11 2.2

Мещовский 23 5 4.6

Мосальский 26 10 2.6

Перемышльский 42 17 2.5

Спас-Деменский 17 7 2.4

Сухиничский 84 24 3.5

Тарусский 34 8 4.3

Ульяновский 13 8 1.6

Ферзиковский 38 17 2.2

Хвастовичский 19 10 1.9

Юхновский 48 9 5.3

Калуга 1389 448 3.1

Обнинск 312 120 2.6

Правительством Калужской области утвержден план мероприятий для улучшение условий существования и развития малого бизнеса. В связи с принятым планом разработано ряд программ для удовлетворения потребностей и решение основных проблем мелкого и среднего класса. Одной из них является программа «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области». Основной целью этой программы является создание благоприятного делового климата для субъектов малого и среднего предпринимательства, что благотворно скажется на рост инновационной активности регионального бизнеса. Область взяла курс на развитие технопарков и территориальных кластеров. К 2020 году в данном секторе экономики планируется создать свыше 6 тысяч новых рабочих мест, и до 12,5 % довести долю инновационных товаров и услуг. Планируется потратить на программные мероприятия более одного миллиарда 183 миллионов рублей.

Сформированный гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Калужской области на базе Государственного фонда, обеспечит предоставление услуг поручительства при привлечении предпринимателями кредитов в условиях недостаточного собственного залогового обеспечения. Поддержка будет продолжена и на осуществление

компенсации расходов предпринимателей: основной объем финансовой поддержки направлен на оплату процентной ставки по кредитам, полученным в банках. Продолжается осуществление и субсидирование расходов на сертификацию продукции, участие в международных выставках объектом чего являются предприятия — производители товаров, работ и услуг, поставляемых на экспорт.

На постоянной основе ведется информационная поддержка малого бизнеса , в следствии чего, осуществляется еженедельная электронная рассылка новостей; издаются каталоги и буклеты, адресованные начинающим предпринимателям. Осуществляет свою работу портал поддержки малого и среднего предпринимательства, доступный в сети Интернет, функционирует круглосуточная телефонная линия «Скорая информационная помощь», предназначенная для оперативного решения проблем и затруднений, возникающих у предпринимателей.

За счет областного бюджета в районах и городах созданы межмуниципальные центры поддержки малого предпринимательства, оказывающие услуги как на платной, так и бесплатной основе.

Упрощен доступ субъектов малого предпринимательства к производственным и офисным помещениям для чего разработан и принят региональный закон «Об установлении в Калужской области предельных значений площади арендуемых помещений и срока рассрочки оплаты приобретаемого арендуемого имущества». Предельная площадь арендуемого предпринимателями имущества установлена в размере 1500 квадратных метров, на которое они могут претендовать в случае добросовестной аренды, а также срок рассрочки платежей за приобретаемое имущество в размере до трех лет.

Основной рост объемов оборота на малых предприятиях связан с выходом на проектный уровень производства ранее созданных предприятий, переходом из категории «крупных и средних» в категорию «малых предприятий», а также открытием новых предприятий. Планируемая численность занятых на малых

предприятиях составит более 93 тыс. работающих и претерпит нижеследующие изменения в разрезе территорий по сравнению 2011 годом:

Прогнозируемый рост в 2013—2014 годах по сравнению с 2011 годом увеличение количества малых предприятий на 5,9 % и численности работающих на 3,8 %. Планируется оборот малых предприятий довести в 2014 году до 188,6 млрд. рублей, что к уровню 2011 года увеличится в 1,2 раза.

Особую роль влияние принятые программы окажут на влияние малого предпринимательства в развитии депрессивных (сельских) муниципальных образований , а также вовлечение в сферу малого предпринимательства социально незащищенных (уязвимых) слоев населения и молодежи.

Достигнуть планируемых показателей и экономического роста в малом и среднем бизнесе не возможно без привлечения инвесторов в регион.

Для решения поставленных целей правительством области разработана «Стратегия развития Калужской области до 2030 г.». Главной целью которой является создание и развитие инновационной инфраструктуры, привлекательной для местных инноваторов и для инноваторов за пределами области. Администрацией области решается вопрос о привлечение людей и компетенций, т. е. носителей идей, инициаторов проектов.

Люди будут являться ключевым элементом Стратегии развития, а именно инвестиции в человека. Здесь на первый план выходят не инженерные площадки, и даже не столько сама инновационная инфраструктура, сколько качество города, городской среды, качество региона. Однако собственно эффект от программы может быть достигнут лишь на третьем этапе ее реализации — после 2020 г. То есть в том числе и после достижения эффектов от политики модернизации региона [4].

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб.

/ Росстат. М., 2012. — 990 с.

2. По данным Википедии [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2013. — 990 с.

4. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года по материалам Министерства экономического развития Калужской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.