ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 75.03 ББК 85.1
КАЛМЫЦКАЯ АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ «ДЖУНГАРИЯ»: К ВОПРОСУ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
С. Г. Батырева
Культурное наследие калмыков формирует этническую идентичность современника, отождествляемую с опытом предков, концентрирующим творческий потенциал народа. Его средоточием является фольклор в совокупности духовных основ, транслируемых в философии буддийского учения. Художественная традиция, сохраняющаяся в этническом концентрате творческого самовыражения личности, является предметом исследования в данной статье. Образная память калмыцкого народа, передаваемая выразительными средствами изобразительного искусства, воплощает в себе ценностные доминанты культуры. Самосознание творческой личности адекватно реализуется в творчестве, обусловливая появление произведений, значимых для понимания калмыцкого искусства последнего десятилетия XX столетия.
Изобразительное искусство Калмыкии живо памятью поколений, выработанной на протяжении истории этноса, уходящей истоками в Азию и протекающей ныне в Европе. Память предков одухотворяет творческие поиски авторов, вызывая к жизни самобытные произведения. Преемственность художественных традиций продолжается и восполняется в творческом процессе, где особое этноинтегрирующее положение в изобразительном искусстве второй половины XX столетия отводится историческому жанру. Реконструктивное начало искусства, аккумулированное депортацией калмыков в восточные регионы страны в 1943 году, обусловлено этническим самосознанием художника.
Культурное наследие сохраняет нравственные ценности народа в почитании предков, стремлении жить в гармонии с природой, с другими этническими общностями в разумном равновесии. Самосозна-
ние этноса не дает ему раствориться в сложном современном мире с его попытками все унифицировать и стандартизировать. В целом это можно охарактеризовать как зрелое осознание творческой личностью своей роли в трансляции наследия. Оно обретает особую актуальность при переходе от одной исторической эпохи к другой. В искусстве синтезированы стилистика, концептуальнообразные модели художественного мышления в жанровых структурах и композиционных схемах изображения. В процессе культурной адаптации этнические особенности традиции все менее запечатлеваются в отдельных формах и все более — в неповторимом взаимодействии элементов [Щедрина 1987: 45]. Это наглядно демонстрирует художественный процесс в Калмыкии 90-х гг. прошлого столетия. Многообразие проявлений этнического в исторической памяти, в фольклорных и буддийских мотивах творчества авторов органично реализуется в образной картине мира, создаваемой изобразительным искусством.
Отметим: художественный процесс в Калмыкии второй половины XX века объ-емлет развитие от становления «сурового стиля» до отражения перестроечных событий рубежа веков. Рассматриваемое в широком спектре взаимосвязей традиции и новаторства, ориентации на исторические корни культуры монгольских народов, искусство одухотворено этническим самосознанием авторов. Вместе с тем ими ясно осознается судьба калмыцкого этноса в Европе. Предметом осмысления становятся Человек и Мир, их особые взаимоотношения в самобытном содержании традиционной культуры. Формируется мироощущение качественно иного уровня сознания художника, сохраняющего историческую память предков и вместе с тем открытого веяниям со-
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
временной цивилизации последнего десятилетия XX столетия.
Начало 1990-х гг. ознаменовалось празднованием 550-летия героического эпоса «Джангар». Торжественное открытие экспозиции Калмыцкой ассоциации художников «Джунгария» (Элиста, 1990) знаменует собой этап развития художественной культуры республики в период перестройки в стране. Восстановление калмыцкой автономии в послевоенный период советской истории и празднование 550-летнего юбилея эпоса в 90-е гг. ХХ в. оказали заметное влияние на культуру в целом и, в частности, на творческую деятельность художников республики.
Так, важным событием явилось создание новой творческой организации — Калмыцкой ассоциации художников (далее — КАХ) в декабре 1989 г., накануне празднования юбилея «Джангара». В нее вошло 13 постоянных членов, авторов-профессиона-лов. Творческое объединение (далее — т/о), фиксирующее зрелость этнического самосознания его членов, получило название «Джунгария». Далекая прародина калмыков — своеобразный уходящий в века творческий посыл авторов, реализованный в ряде произведений этого периода. Несмотря на краткость своего существования во времени (ограниченном четырьмя выставками на протяжении 1990-1992 гг.), объединение сыграло значимую этноконсолидирующую роль в среде калмыцких художников и в целом для всей творческой интеллигенции республики.
В Уставе творческого объединения указываются его цель и задачи: «создавать высокохудожественные произведения изобразительного искусства <...>, укреплять связи художников с жизнью народа <...>, содействовать развитию калмыцкого искусства и художественной культуры, всемерно участвовать в пропаганде искусства, эстетическом и культурном воспитании народа, хранить честь и достоинство членов т/о «Джунгария» [Устав Калмыцкой ассоциации художников: 1-2]. Деятельность творческого объединения строилась на принципах «демократического плюрализма», устав был разработан и принят на общем собрании т/о «Джунгария» 19 декабря 1989 г., на котором председателем творческого объединения был избран заслуженный художник России О. Х. Кикев, а секретарем — А. М. Поваев. Создание объединения было
поддержано правлением Калмыцкого фонда культуры (председатель А. С. Романов).
Процесс этнической консолидации проявлялся в деятельности творческой интеллигенции Калмыкии, определяя эволюционный темп развития национальной культуры на рубеже веков. Художественное объединение «Джунгария» собрало художников разных поколений. В названии творческого союза отражено наименование исторической прародины калмыков.
Самосознание социума, рефлексирующее процесс ассимиляции культуры, в творческой среде было целенаправленно ориентировано на ее истоки: в приобщении к ним виделось дальнейшее развитие национального искусства. На одноименной выставке КАХ «Джунгария» это получило достойное выражение в появлении живописных произведений на тему исторической прародины калмыков. Такова серия работ О. Кикеева, А. Поваева, В. Ургадулова, Г. Рокчинского. Скульптура С. Ботиева, посвященная образу сказителя Парчена, и живописные полотна из цикла «Джангариада» Г. Рокчинского определили лейтмотив юбилейной экспозиции. Идейным выражением творческой деятельности ассоциации «Джунгария» явились мощные по эпической выразительности монгольские пейзажи О. Кикее-ва, многожанровая плоскостная живопись А. Поваева, монументальные произведения на буддийскую тему В. Ургадулова, импульсивная пластика С. Ботиева, произведения молодых художников С. Болдырева, Э. Сангаджиева, Н. Монтышева и других. Евразийское содержание творческих работ одухотворяло экспозицию, органично объединившую поиски живописцев, скульпторов, графиков, прикладников.
Тематической линией первой выставки творческого объединения «Джунгария» явилась история народа до и после вхождения в состав России, воплощенная авторами в художественных полотнах. Калмыцкому героическому эпосу «Джангар» посвящены произведения Г. Рокчинского: «Джан-гарчи Ээлян Овла», «Джунгария», «Баатр», «Жа^рин ^индмн», «Вечное Синее Небо», «Это было в начале времен.». В них поэтически осмыслена и воссоздана евразийская целостность традиционной культуры этноса, творчески реконструирована система изображения в синтезе художественных традиций Запада и Востока. Образная память предков счастливо найдена и запе-
Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН
№ 1 2014
чатлена в знаковой сути мифопоэтического творчества [Батырева 2004: 58].
В художественном воплощении истории культуры реконструирован сложный, многообразный мир, выражающий в той или иной степени традиционное наследие, в котором искусство выступает в качестве языка, вбирающего и транслирующего коллективный опыт народа. Этническое ядро культуры сохраняется, одновременно в результате иноэтнических связей новые элементы включаются в этническую культуру, обусловливая ее современное бытие. Судьбоносное самоопределение этноса на рубеже XVI-XVII вв. определило особое отношение авторов к отправной вехе истории калмыцкого народа, имевшей начало в Центральной Азии, на обширной территории проживания ойратских племен. Эпоха «кочевого ренессанса» культуры ойратов отображается в искусстве как важный этап становления и формирования государственности ойратов, откочевавших из Джунгарии и положивших начало калмыцкому этносу.
Исторический жанр переживает подъем в творчестве калмыцких художников в 60-90-е гг. XX в., проходя этапы от этнографической фиксации исторического эпизода до монументального обобщения судьбы народа в художественном образе. Память авторов, ориентированная на традиционное Прошлое, выделяет образы выдающихся для калмыцкой истории личностей Зая-пан-диты, Аюки-хана, Мазан-баатра, сопряженные с национальной идеей.
В обращении к мифологии, религии и фольклорному наследию создаются произведения изобразительного искусства Калмыкии в 1990-е гг. и далее — в постсовет-
ской культуре. В кардинальном повороте от идеологии соцреализма к демократизации перестроечного периода рубежа тысячелетий формируется новый взгляд на историю народа за пределами недавней социалистической действительности. Умонастроение общества провозглашает идеи космополитизма, открытости миру, готовности к культурному диалогу в искусстве. Русло развития культуры беспредельно расширяется в тенденциях художественного процесса взаимопроникновения культур, предполагающего прозрачность их границ в искусстве, игре познавательных и творческих сил человека.
Историческая память калмыцкого народа, пережившего миграции и войны, переход к оседлости, октябрьский переворот и депортацию 1943 года, через призму культурных влияний досоветской, советской и постсоветской эпохи нашла воплощение в произведениях живописи, скульптуры и графики, представленных на выставках «Джунгарии».
Источники
Устав Калмыцкой ассоциации художников, творческого объединения «Джунгария». Рукопись, 1989. 5 с. // Архив автора.
Литература
Батырева С. Г. Образная память предков. Живопись Г. Рокчинского во времени и пространстве калмыцкой традиционной культуры. Элиста: АПП «Джангар», 2004. 104 с., ил. Щедрина Г. К. Искусство как этнокультурное явление // Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л.: Наука, 1987. 272 с.