Научная статья на тему 'Изобразительное искусство Калмыкии 60-90-х годов XX века (к проблеме этнической идентичности творческой личности)'

Изобразительное искусство Калмыкии 60-90-х годов XX века (к проблеме этнической идентичности творческой личности) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЭТНОС / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батырева С. Г.

Проблема этнической идентичности творческой личности приводит к необходимости анализа искусства как проекции этнического самосознания художника. Отсюда комплексный характер междисциплинарного исследования культуры, в системе которой осуществляется функционирование искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство Калмыкии 60-90-х годов XX века (к проблеме этнической идентичности творческой личности)»

С. Г. БАТЫРЕВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЛМЫКИИ 60-90-х годов XX века

(к проблеме этнической идентичности творческой личности)

Проблема этнической идентичности творческой личности приводит к необходимости анализа искусства как проекции этнического самосознания художника. Отсюда комплексный характер междисциплинарного исследования культуры, в системе которой осуществляется функционирование искусства.

Ключевые слова: изобразительное искусство, этнос, творческая личность, этническая идентичность.

Современное изобразительное искусство Калмыкии сформировалось в лоне советской художественной культуры, рожденной Октябрьской революцией, затем трансформировалось в русле новых поворотов истории Отечества как одна из многих региональных школ искусства социалистического реализма. Вместе с тем ограничиваться российскими рубежами культуры в анализе современного калмыцкого изобразительного искусства, как мы думаем, недостаточно. Творческий потенциал калмыцкого художника питает древняя предыстория монголоязычного народа, уходящая в далекое прошлое Центральной Азии. В ее европейском продолжении и переосмыслении самобытно выражается современное содержание искусства Калмыкии.

Взаимодействие евразийских художественных традиций в призме этнического самосознания творческой личности можно видеть в живописи и скульптуре, графике, декоративно-прикладном и театрально-декорационном искусстве республики. Содержание, формы и функции искусства в системе художественной культуры являются предметом искусствоведческого исследования, впервые поднимающего проблему этнических традиций современного калмыцкого изобразительного искусства. Такой ракурс изучения закономерно предполагает обращение к вопросу этнической идентичности личности, создающей самобытные произведения. Художественный образ несет ценностно-базовое ядро самосознания автора, в его выявлении естественным является обращение к методам комплексного исследования изобразительного искусства в системе традиционной культуры.

В анализе этнического содержания художественных традиций важно выявить структурообразующую роль культуры. Подчеркнем, что в историческом процессе бытия этноса искусство выполняет миссию «самосознания культуры» в развитии общественных отношений. Здесь осуществляется преемственность художественных традиций на уровне творческих индивидуальностей, созидающих современное изобразительное искусство Калмыкии. Личность является призмой преломления объективной реальности, трансформирующей ее в художественную, детерминированную характером культуры. В ее мировоззрении выражаются общественное сознание и самосознание, определяющие в целом развитие искус-

ства в современном художественном процессе. Отсюда методологический треугольник в изучении искусства, в понимании того, как в обществе реально взаимодействуют культура и искусство, осуществляя социальные связи в цепи «культура - личность - искусство».

Многообразный материал исследования искусства естественно рассматривать в широком евразийском поле российской художественной культуры второй половины XX века, содержанием которой является строительство социализма, получившее отражение в советском искусстве национальных регионов 1960-1990-х годов. Как метод отображения реальности, социалистический реализм постепенно переходил от становления «сурового стиля» к отражению перестроечных явлений в изобразительном искусстве. Его изменение в общем процессе движения цивилизации на межфор-мационных рубежах должно стать направлением исследования, выявляющего важность межэтнических аспектов культурного обмена в целостности всемирно-исторических стадиальных и этнических локальных закономерностей, проецируемых в изобразительном искусстве.

Культурное наследие народа, каким рассматривается искусство в социо-культурологическом комплексном подходе, изучается нами на основе музейных памятников, отечественных коллекций, архивных источников и научной литературы. В анализе источников мы обращаем особое внимание на этнические особенности художественного процесса в целом и в творчестве той или иной личности. С ретрансляцией традиционной, фольклорной в своей сути, и канонической, обусловленной религиозным мировоззрением, культуры сопряжено локальное своеобразие современного изобразительного искусства Калмыкии. Оно питается художественными традициями, выработанными на протяжении непростой истории народа, уходящей истоками в Центральную Азию и протекающей ныне на европейской территории его обитания. Традиция выступает своеобразным стержнем современного художественного процесса, дающим возможность определить закономерности его развития.

Репродуктивная способность этнической художественной культуры реализуется, проецируясь в ее самосознании - искусстве. Утрата целостности культуры этноса обусловливает стремление художников к ее реконструкции. Образная память

предков одухотворяет творческие поиски авторов, вызывая к жизни самобытные произведения, выходящие за идеологические рамки социалистического реализма. Нарушенная в силу исторических обстоятельств преемственность художественных традиций восполняется реализацией исторической памяти народа в современном искусстве. Отсюда особое этноинтегрирующее положение исторического жанра в системе калмыцкого изобразительного искусства.

В творчестве художников республики 6090-х годов XX столетия исторический жанр находился на подъеме. От этнографической фиксации эпизодов мастера перешли к монументальному обобщению исторической судьбы народа. Это выразилось в таких живописных произведениях, как «Герой Отечественной войны 1812 года Цо-Манджи Буратов» и «Это было в начале времен, в стародавний век золотой...» Г. Рокчинского, «Командарм Ока Городовиков» и цикл «Исход и возвращение» К. Ольдаева, «Супруги» У. Бадма-ева, «Слово о герое» О. Кикеева и многих других. Становление современного гражданского общества проходит путь от статики к динамике творческого осмысления бытия, что объясняется возросшим самосознанием его субъектов. Этническое «мы», существенно меняясь в процессе эволюции, сохраняет целостность, передаваясь посредством исторической памяти из поколения в поколение. Таковы образы исторических личностей, сопряженных с национальной идеей, ориентированной на прошлое в обращении к мифологии, религии, этнической картине мира (1).

Изучение динамики художественного процесса предполагает исследование феномена этнической культуры, сущностным ядром которой являются архетипы. В поисках этнической идентичности личности обозначен широкий спектр художественных традиций - от реализма социалистической эпохи до постмодернистских исканий рубежа ХХ-ХХ1 веков. Формалистические искания художников, обращающихся к фольклорной тематике, далеко не всегда обретают органичное выражение.

Пространство и время - важнейшие категории культуры, образующие основную систему координат, в рамках которой возникают, функционируют и развиваются явления искусства. Вне их немыслимо рассмотрение проблем изобразительного искусства в этническом аспекте художественной культуры. Это предполагает обращение к индивидуальному мировосприятию, соединяющему исходное мифопоэтическое и рационально-логическое, обусловленное новым этнокультурным ландшафтом. В самосознании творческой личности органично соединяется двуединство креативного и консервативного в совокупности сознательных и бессознательных установок. Личность воссоздается, опираясь на архетипические конструкции сознания, этноконфессиональную принадлежность, национально-территориальную государственность, историю народа, которые исследователи определяют как доминирующие в национальном самосознании.

Слитность, нерасчлененность и взаимосвязанность пространства и времени традиционной культуры формирует мифопоэтические черты современного искусства (2), которые определяются особенностями мироощущения калмыцких художников. Таковы эпические произведения «Морн-эрдни», «Жангрин жиндмн», «Джунгария» народного художника России Г. Рокчинского, органично воплощающие образную память предков. Живопись несет архаику коллективного бессознательного, одухотворенную индивидуальным ми-рочувствованием с сохраняющимися архетипами родового начала культуры. Символическая картина мира создается у художника средствами изобразительного искусства и проецирует современное состояние идентичности общества. Индивид творит в совокупности смыслов - установок этнической культуры, реализуя тем самым свою культурную идентичность (3).

Особый уровень идентичности предполагает обращение художника к эпическому творчеству народа. Исследователи характеризуют его «эпическим сознанием - чрезвычайно сложной реальностью этнической культуры, которую можно интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах, раскрывающих творческую активность этноса» в сакральности его деяния (4). Осмысливая культурное наследие, автор созидает правременной мифопоэтический образ в плоскостных параметрах трехчленного пространства Вселенной. В их неразрывной целостности воплощается хронотроп традиционной культуры. Здесь проецируется универсальный вектор этнической идеи, демонстрирующий непрерывность исторического прошлого и настоящего в художественном поле российской культуры.

Творчество художников-реалистов в целом определяет лицо современного калмыцкого искусства. Мы имеем в виду реалистическое формовы-ражение сюжета, связанного с историей и современным состоянием народа. Этническое содержание несут исторические произведения живописца В. Ургадулова («Вдовы», «Процессия», «Похороны при луне») и других авторов.

В структуре художественного наследия соединены материальное и духовное начала, взаимообусловленные историческим развитием традиционной культуры. Это народное творчество -фольклор, отражающий бытие кочевого народа, и его духовность, оформленная в нравственно-этическую систему философии буддизма. Отметим, что с переходом к оседлому образу жизни утрачиваются позиции фольклора, сопряженные со значительными потерями языка. Поэтому не случайно архетип мифопоэтического мышления целостно воссоздавался в творчестве старшего поколения художников.

В настоящее время актуально обращение калмыцких художников к традициям буддизма. Примером может служить строгое исполнение канонических требований в иконописи В. Монты-шева («Будда Шакьямуни», «Белая Тара», «Цаган Аав») и др. Вместе с тем современное содержание бытия, не укладывающееся в рамки иконо-

графии, заставляет авторов сознательно трансформировать канон. Это закономерно приводит к эклектичности художественного образа, несущего внешние буддийские признаки современного сюжета в композиционном решении. Каноничное оформление указывает на иконописные истоки изображения в произведениях народного художника Калмыкии А. Поваева («Цаган Аав», «Тара в Шин-Мере», «Далха») и др. Здесь фокусируется поле развития изобразительного искусства республики, вбирающее современное переложение буддийского канона и поиски формовыражения фольклорного сюжета.

Художники создают новые формы, предвосхищая изменение общества в развитии причинно-следственной связи бытия. Чутко реагируя на социальные изменения, они интерпретируют их в своей творческой деятельности, формирующей тенденции современного художественного процесса в Калмыкии.

Анализ этнических художественных традиций в современном искусстве строится нами на основе опыта научной реконструкции калмыцкого народного декоративно-прикладного и буддийского изобразительного искусств (5). В соотнесении того, что было и что есть сегодня, мы предпринимаем попытку проследить дальнейшую судьбу изобразительного искусства в современном художественном процессе. Именно здесь осуществляется диалог традиций, обусловливающих открытый характер современной культуры.

Отметим, что проблема исследования реконструкции традиций в современной художественной культуре трудно решаема в условиях размывания ее этнических особенностей. Пробивающийся на поверхность художественного процесса животворный родник традиций требует изучения изобразительного искусства в этносоциокультурном пространстве его функционирования. Этническое самосознание художника необходимо поддерживать, выращивая его в новом поколении творческих кадров. В свою очередь, оно способно сформировать этническую среду, воздействующую на общество и создающую условия для воспитания нового поколения.

Культурологический подход в изучении изобразительного искусства дает возможность выявить его глубинные исторические и этносоциальные истоки. В художественном воплощении реконструируется сложный, многообразный мир, выражающий специфику традиционной культуры, в котором искусство - язык, транслирующий и сохраняющий коллективный художественный опыт.

В процессе исторического этносоциогенеза закладывалась устойчивость традиций. Механизм их реализации менялся в тот или иной период развития культуры, условно называемый исследователями традиционным, каноническим или креативным (6). Этническое ядро культуры сохраняется, трансформируясь в иноэтнических связях, в результате иноэтническое входит в этническую культуру, обусловливая ее современное состояние.

Не ограничиваясь реалистической фиксацией истории, этническое самосознание художников проецирует явление «культурного номадизма» в широком спектре взаимосвязей традиций и новаций. Синкретизм художественного явления обусловлен ориентацией на древние истоки культуры монгольских народов, предполагающей сохранение тонкой нити этнического самосознания авторов. Его трепетное воплощение можно видеть в скульптуре Н. Евсеевой («Номад», «Летящий монах», «Седло», «Эхо»). Вместе с тем в противовес номадическому программированию тематики наблюдается ясное осознание европейской судьбы современной калмыцкой культуры. Таковы евразийские мотивы произведений С. Ботиева «Лучник», «Джангарчи», графические серии «Ца-ган-Нурские мотивы» и «Посвящение В. Хлебникову». Предметом их осмысления становятся Человек и Степь, их особые взаимоотношения в самобытном содержании традиционной культуры. Формируется качественно новый уровень самосознания калмыцкого художника, открытого культурным веяниям современной цивилизации.

Творческая деятельность личностей в искусстве формирует национально-культурную идентичность общества, синтезирующую мировоззренческое поле бытия этноса. Мы рассматриваем в качестве объединяющего начала в искусстве путеводную нить этнического самосознания, связывающую на переломном этапе прошлое и будущее народа, выстраивающую его ориентиры в этническом сотворчестве слоев и поколений. Здесь концентрируется система нравственно-духовных ценностей, связанных с почитанием предков и стремлением жить с природой и другими общностями в разумном равновесии. Это духовный стержень этноса, не дающий ему раствориться в сложном современном мире с его попытками все унифицировать и стандартизировать. В целом его можно охарактеризовать зрелым осознанием своего культурного наследия, обретающего актуальность на сломе исторических эпох (7).

Традиционная модель мира, образно воспроизводимая произведениями народного декоративно-прикладного и буддийского искусства Калмыкии, в перипетиях российской истории была заменена искусством социалистического реализма, которое изменялось в перестроечное время и в постсоветскую эпоху. Конфликт между консервативной культурой и искусством, чутко улавливающим новые веяния, обусловливает появление нового содержания творчества в исторической эволюции российской художественной культуры. Как отмечают исследователи, ей свойственен инверсионный тип развития, в основе которого лежит логика «отрицания отрицания», т. е. деструкции (8), своеобразно трансформируемой в локальных особенностях художественной культуры. Этнические традиции, воспроизводящие архетипическую основу мировоззрения предков в художественной картине мира, следует рассматривать как стабилизирующую доминанту развития изобразительного искусства Калмыкии XX века.

Очевидна этносоциальная обусловленность искусства в средоточии этноинтегрирующих и эт-нодифференцирующих свойств культуры, продуцирующей стилистику, концептуально-образные модели художественного мышления в жанровых структурах и композиционных схемах изображения. В процессе взаимодействия культур этнические особенности фольклора, символа национальной художественной культуры, все менее запечатлеваются в отдельных формах и все более - в неповторимом взаимодействии элементов. Это наглядно демонстрирует современный художественный процесс Калмыкии, исследуемый в многообразии проявлений этнического: исторической памяти, фольклорных и буддийских мотивов творчества, органично реализуемых в образной картине мира. В этнических традициях искусства культура сохраняет способность к взаимодействию на уровне зрелой личности, осмысливающей в своей творческой деятельности традиционную культуру народа. Этническая роль искусства возрастает в трансляции художественных ценностей, активизирующих тонус национального самосознания общества.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем: анализ искусства невозможен вне культурного контекста, где оно рассматривается как одна из форм бытия культуры. «Культурология выступает системообразующей дисциплиной для искусствознания, а наука об искусстве - структурной частью науки о культуре. В пределах общей теории культуры возможно рассмотрение социальных явлений искусства, как возможно познание искусства в широком историко-культурном контексте» (9). В осмыслении культурного развития этноса в его исторических метаморфозах закономерно применять историко-типологический и семиотический подходы во взаимодействии с конкретно-историческим и социологическим. Мир духовных ценностей культуры, проецируемый в искусстве, формируется в эмоциональной природе сознания творческой личности, выражающей свое отношение к объективной реальности в художественных образах средствами искусства. Таким образом, самосознание личности выступает социорегуля-тором, нормативно регламентирующим сферу деятельности в политических и социально-экономических условиях евразийского поля культуры.

В русле прогноза будущего искусства интересным нам кажется замечание философа Б. Бичеева, оценивающего развитие культуры с точки зрения психологического подхода как «исторический процесс, заключающийся в переходе от переживаний архетипических (коллективных представлений) к различным трансперсональным переживаниям» (10). Соглашаясь, вместе с тем уточ-

ним, что время перехода затянется, надолго определяя самобытное этническое лицо искусства. «Культура, сохраняющая комплекс коллективной идентичности, включает самоидентификацию в контексте выбора современной модели развития. В процессе идентификации важна степень изученности культуры, предполагающая необходимость целостного культурологического исследования народа» (11). Развитие современного калмыцкого изобразительного искусства определено исторической судьбой художественной культуры России. Здесь сформировано целое и частное, общее и специфическое рассматриваемого явления, духовным стержнем которого мы выделяем этническую идентичность индивидуальностей, создавших калмыцкое изобразительное искусство 60-90-х годов XX века.

Литература

1. Бичеев Б. А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: ав-тореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2006. С. 11, 31.

2. Жуковская Н. Л. Мир традиционной монгольской культуры // Российские труды по востоковедению. Т. 11. Lewiston Queenston Lampeter. The Edvin Mellen Press, 2000. С. 7.

3. Зверева Н. Ю. Культурное измерение понятия идентичности // Вопросы культурологии. 2006. № 5. С. 27-33.

4. Бичеев Б. А. Мифолого-религиозные основы. С. 29.

5. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX в. Опыт историко-культурной реконструкции. М., 2005; Она же. Народное декоративно-прикладное искусство XIX - начала XX в. Элиста, 2006.

6. Щедрина Г. К. Искусство как этнокультурное явление // Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 45.

7. Жуковская Н. Л. Мир традиционной монгольской культуры ... С. 241.

8. Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М., 2002. С. 18-21.

9. Яновский Р. Г, Агошков А. В. О культуре и культурологии // Вопросы культурологии. 2006. № 2. С. 28.

10. Бичеев Б. А. Мифолого-религиозные основы. С. 19.

11. Мосолова Л. М. Современный уровень изученности культуры народов и регионов России // Проблемы изучения регионально-этнических культур России и образовательные системы: тез. докл. на междунар. науч. конф. СПб., 1995. С. 4.

S. G. BATYREVA. THE KALMYK FINE ART IN 60-90-th YEARS OF XX CENTURY (To THE QuEsTioN oF cREATivE person's ETHNic IDENTITY)

The problem of creative person's ethnic identity causes the necessity to analyze art as the projection of painter's self-consciousness. That is why there is a Complex method of interdisciplinary cultural investigation where the art functioning is carried out.

Key words: fine art, ethnos, creative person, ethnic identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.