ИСКУССТВОЗНАНИЕ
^КАЛЕНДАРНАЯ СИМВОЛИКА «ЩИТА АХИЛЛЕСА»
УДК 008:1-027.21 А. В. Фесенко
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена рассмотрению древнейшего в античной литературе описания знаменитого «щита Ахиллеса». На протяжении ряда столетий этот экфрасис актуализировался и стал объектом подражания. Описание «щита Ахиллеса» представляет весьма обширное поле для исследования целого ряда аспектов, в том числе календарной символики.
Ключевые слова: история культуры, календарная символика, экфрасис, фольклорная традиция.
This article is devoted to a very ancient description of the famous «Shield of Achilles» in the ancient literature. For several centuries this ecphrasis has been actualizing and became an object of imitation. The description of the «Shield of Achilles» is a very broad field for study number of aspects, including calendar symbols.
Keywords: history of culture, calendar symbolism ecphrasis, folkloric tradition.
Ф
Описание щита Ахиллеса занимает особое место в «Илиаде» [5, XVIII, с. 478—608] и является наиболее ранним из сохранившихся произведений подобного рода. «Щит Ахиллеса» является древнейшим образцом в древнегреческой литературе экфраси-са — описания произведения искусства или архитектуры.
Этот экфрасис стал объектом подражания уже в древности.
Например, «Щит Геракла», поэма неизвестного эпигона Гесиода. В «Энеиде» Вергилия [3, VIII, с. 608—731] описывается щит, изготовленный Вулканом для Энея по просьбе его матери Венеры, а в «Деяниях Диониса» Нонна Панополитанского есть описание щита Диониса работы Гефеста [9, XXV, 394 sq.]. Византийский словарь Суда указывает на то, что младшему Филострату принадлежит отдельное произведение «Описание щита Ахиллеса» (Suida, f 423). К сюжету щита Ахиллеса обращались Еврипид (Электра) [6, с. 451—475] и Овидий
220 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-и
(Метаморфозы) [10, XIII, с. 291—294].
Некоторые античные авторы даже видели в нем символическое изображение формы земли и неба в связи с физическими элементами (как, например, Гераклид Понтийский в своем трактате «Гомеровские аллегории»). Были в древности и критики, посвящавшие щиту Ахиллеса целые трактаты. Современные ученые также потратили немало усилий, чтобы определить форму щита и расположение изображений на нем, а также найти археологические данные, подтверждающие его существование.
Фрагмент «Илиады» с описанием щита Ахиллеса представляет весьма обширное поле для исследования целого ряда аспектов. Так, например, неоднократно предпринимались попытки реконструкции щита, но сегодня можно считать доказанным тот факт, что щит Ахиллеса представляет собой поэтический образ, а не реальный объект предметного мира [2, с. 391—398].
В нашей работе мы обратимся лишь к
ч ь 2013 220-223
^ Искусствознание
одному из аспектов — к календарной символике щита Ахиллеса.
Описание щита Ахиллеса у Гомера, которое, однако, считается поздней и инородной вставкой [7, с. 293], начинается с описания и перечисления небесных светил:
«Там представил он землю, представил и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,
Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще Колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана»
Гомер. Илиада (пер. Н. Гнедича) [5, XVIII, с. 482—489].
В первую очередь здесь упоминаются Солнце и Луна, представленная у Гомера в фазе полнолуния. Но именно Солнце и Луна и являют собой основу всех календарей — как солнечных, так и лунных (а также лунно-солнечных).
Далее перечисляются созвездия: Плеяды, Гиады, Орион, Большая Медведица. Все эти светила в Древней Греции являлись важнейшими календарными небесными ориентирами.
Поставив же перед собой задачу определить, в каком месяце в Греции звёздное небо (например, около полуночи) имеет такой вид, мы получим: в настоящую эпоху — в конце января, а в XIII веке до н. э., в котором, по мнению александрийских учёных, была взята Троя, — в середине — конце декабря.
Гефест изобразил на щите и два города. В одном городе происходят пиры и браки, пляски, пение, базар, судебное состязание с народом, судьями, истцами (Илиада) [5, XVIII, с. 490—508]. Другой город осажден неприятелем: тут сами Арес и Паллада, оба из зо-
лота, являются воинам, тут также и все детали войны: доспехи, лазутчики, грабеж, сражения, ранения и пр. (Илиада) [5, XVIII, с. 509—540].
Среди непосредственно самих античных свидетельств, которые ряд исследователей относил к свидетельствам об Атлантиде, есть одно любопытное сообщение Клавдия Элиана (ок. 170 г. — после 222 г.). В своих «Пестрых рассказах» он передает слова греческого историка и географа первой половины IV века до н.э. Феопомпа о неком погибшем огромном континенте. Он омывается со всех сторон морями и «населен крупными животными, а люди там тоже великаны, в два обычных роста, и живут они не столько, сколько мы, а вдвое дольше» (Пестрые рассказы) [12, III, 3, с. 18). Именно это и Платон сообщает об Атлантиде (Тимей) [11, 24Е—25А].
Нет сомнения, что речь идет об Атлантиде. Но вот какую примечательную деталь сообщает Элиан: «Среди множества городов наиболее примечательными были два: Махимос ("воинственный город") и Эвсебия ("мирный город"). Жители последнего жили мирно и в изобилии; земля их производила растения без применения плуга и быков. Жители же Махимоса были очень воинственны, и их город главенствовал над многими нациями» (Пестрые рассказы) [12, III, 3, с. 18).
Еще Псевдо-Лукиан в трактате «Об астрологии» писал: «Когда речь идет о цепи Зевса, о быках Гелиоса, то, по моему толкованию, под этим разумеются дни: так и значение городов, которые изобразил Гефест на щите, и хороводы, и сбор винограда» (Об астрологии) [8, с. 22].
Таким образом, уже в античных источниках мы находим сообщения о календарной символике загадочных городов на щите Ахиллеса.
Этим городам может быть придано особое календарное значение. Изображенные на щите «город вражды» и «город мира» могут представлять собой, соответственно, символы верхнего и нижнего миров греческого космоса. С календарной же точки зрения
их можно рассматривать как две половины Зодиака — нижнюю (темную область Аида) и верхнюю (светлую, божественную).
Древнейший календарный год, действительно, делился на две части. Особая роль в этом делении на два основных сезона нередко отводилась как раз Плеядам и Сириусу. Например, аттический 11-й месяц был Фаргелион (©ару^Аг^ май-июнь) — от праздника ©ару^Ага в честь Аполлона и Артемиды. Аполлона почитали при этом как бога жаркого лета, которое, по представлениям греков, начиналось во время утреннего восхода Плеяд, около 11 мая.
После описания «военного города» изображены три времени года. У греков их и было три — по важнейшим земледельческим занятиям: пахота, жатва и уборка винограда, которые также изображены на щите Ахиллеса.
В открытом греческим археологом Спиросом Маринатосом в 1968—1976 годах на острове Фера древнем городе Акротири, погибшем (1500 г. до н.э. — 1645 г. до н.э. — по разным оценкам) от извержения вулкана, в так называемом Западном Доме находится фреска, условно называемая «Морской экспедицией». По концам длинного фриза размещаются два города — малый и большой, представленные минойским художником как «город смерти» и «город жизни».
Малый город — это город мужчин, который находится на болоте и имеет характеристику водного локуса — «морского дна», «преисподней». Большой город противоположен ему как «город горы». «Он занимает прямо противоположное место в иерархии космических зон». От малого города к большому движется флотилия из семи кораблей [1, с. 215]. В изобразительной форме ее путь пролегает с востока на запад, в смысловой форме — снизу вверх.
Тема двух городов — свидетельство древнейших мифологических образов в эпоху становления эпоса, — вероятно, имела большую популярность во II тысячелетии до н.э., поскольку Гомер в «Щите Ахиллеса» и эпигон Гесиода в «Щите Геракла», следуя фольклорной традиции, тоже создают два противоположных образа — «город вражды» и «город браков», причем морской контекст их совершенно исчезает.
В своем исследовании Л.И. Акимова приходит к очень важным наблюдениям и выводам, с которыми мы полностью согласны: «На носу ряда кораблей имеются еще эмблемы... звезды. Они стоят либо рядом с бабочками, либо отдельно и напоминают отчасти розетки — цветы.
...Если звезды — символы корабля, то и сами корабли должны были некогда представляться звездами — путешествующими по небесным водам светилами. ... "Морская экспедиция" по существу — звездная флотилия. Идет ли речь об отдельной звезде или целом созвездии из семи звезд, сказать затруднительно.
Образ "коллективного жениха" и "коллективной невесты", как кажется, говорит в пользу последнего предположения, то есть речь идет о созвездии, в котором мыслятся семь звезд» [1, с. 220—221].
Таким образом, могут быть представлены два варианта. Первый: если два города — это символика двух равноденствий, то речь идет просто о делении года на две части и Зодиака на две области — от весеннего равноденствия до осеннего (Верхний Мир) и от осеннего равноденствия до весеннего (Нижний Мир). Второй: если же здесь представлены два солнцестояния, то речь может идти, кроме простого деления года на две части, и о движении Солнца вверх от зимнего солнцестояния до летнего — и вниз.
Примечания
1. Акимова, Л. И. Ферейские фрески (опыт реконструкции мифо-ритуальной системы) : дис. ... д-ра искусствознания / Л. И. Акимова. — Москва : МГУ, 1993.
2. Алексинский, Д. П. «Щит Ахилла»: гипостазированная метафора как источник исторической реконструкции / Д. П. Алексинский // ^££1Т1А. Памяти Юрия Викторовича Андреева. — Санкт-Петербург, 2000.
^ Искусствознание
3. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий. — Москва : Художественная литература, 1971.
4. Гесиод. Щит Ахиллеса / Гесиод // Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. : Эпос, элегия, ямбы, ме-лика. — Москва : Ладомир, 1999.
5. Гомер. Илиада / Гомер ; пер. с др.-греч. Н. Гнедича. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006.
6. Еврипид. Трагедии / Еврипид ; пер. Инн. Анненского. — Москва : Ладомир-Наука, 2006. — Т. 2.
7. Клейн, Л. С. Анатомия «Илиады» / Л. С. Клейн. — Санкт-Петербург, 1998.
8. Лукиан. Избранное / Лукиан ; сост. и пред. И. Нахова, комм. И. Нахова и Ю. Шульца. — Москва : ТЕРРА, 1996.
9. Нонн Панополитанский. ДеянияДиониса / Нонн Панополитанский. — Санкт-Петербург : Алетейя, 1997.
10. Овидий. Метаморфозы / Овидий ; пер. С. Шервинского. — Москва : Художественная литература, 1977.
11. Платон. Собрание сочинений / Платон. — Москва : Мысль, 1994. — Т. 3.
12. Элиан. Пестрые рассказы / Элиан ; пер. С. В. Поляковой. — Москва : Ладомир-Наука, 1995.
13. Suidae lexicon / Ex recognitione Immanuelis Bekkeri. — Berolini, 1854.
Работа выполнена в рамках Государственного задания Минобразования и науки РФ по теме «Комплексное исследование механизмов межкультурной коммуникации в АТР», 2013 год
ЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА В ИЕРОТОПИИ ПРОТЕСТАНТИЗМА
УДК 008:1-027.21
Г. Н. Домбраускене
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского
Протестантизм является одной из быстро растущих религиозных систем, исповедующих христианство. Несмотря на отказ от таких атрибутов священнодействия, как иконы, статуи, мощи святых и прочие реликвии, в иеротопии протестантской церкви одним из важных элементов сакрального пространства является символика, как визуальная, так и музыкальная и риторическая. Религиозный символ рассматривается как специфическое семиотическое образование, в структуре которого аккумулирована важная для верующих духовная информация. Он репрезентирует док-тринальные принципы Священного Писания, признаваемого протестантами единственным авторитетом в вопросах веры.
Ключевые слова: протестантизм, религиозная символика, культурный символ, иеротопия, семиотика, Реформация, Мартин Лютер.
Protestantism is one of the fastest growing religious systems professing Christianity. Despite the rejection of such attributes as a rite icons, statues, relics of saints and other relics, in the Protestant Church Hierotopy important element is the symbolism of sacred space, both visual and musical, and rhetorical. Religious character is treated as a specific semiotic education, the structure of which is accumulated important for believers spiritual information. He represents the doctrinal principles of Scripture, the only authority recognized by the Protestants in matters of faith.
Keywords: Protestantism, religious symbols, cultural symbols, Hierotopy, semiotic, the Reformation, Martin Luther.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 223-227 223