Научная статья на тему 'Календарная символика щита Ахиллеса'

Календарная символика щита Ахиллеса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3018
612
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / HISTORY OF CULTURE / КАЛЕНДАРНАЯ СИМВОЛИКА / CALENDAR SYMBOLISM / ЭКФРАСИС / ECPHRASIS / ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ / FOLKLORIC TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фесенко А. В.

Статья посвящена рассмотрению древнейшего в античной литературе описания знаменитого «Щита Ахиллеса». На протяжении ряда столетий этот экфрасис актуализировался и стал объектом подражания. Описание «Щита Ахиллеса» представляет весьма обширное поле для исследования целого ряда аспектов, в том числе календарной символики. Светила, изображенные на щите, в древней Греции служили, прежде всего, для календарных целей и как важнейшие календарные небесные ориентиры. Особое место в описании «Щита Ахиллеса» занимают два города: «город мира» и «войны город». Тема двух городов свидетельство древнейших мифологических образов в эпоху становления эпоса, вероятно, имела большую популярность во II тысячелетии до н.э. Вслед за Гомером Псевдо-Гесиод в «Щите Геракла» тоже создает два противоположных образа «город вражды» и «город браков». По мнению автора, описание этих городов может содержать в себе календарную символику. Могут быть предложены два варианта. Первый: если два города это символика двух равноденствий, то речь идет просто о делении года на две части и Зодиака на две области от весеннего равноденствия до осеннего (Верхний Мир) и от осеннего равноденствия до весеннего (Нижний Мир). Второй: если же здесь представлены два Солнцестояния, то речь может идти, кроме простого деления года на две части, и о движении Солнца вверх от зимнего солнцестояния до летнего и вниз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calendar Symbolism of the Shield of Achilles

This article is devoted to a very ancient description of the famous «Shield of Achilles» in the ancient literature. For several centuries this ecphrasis has been actualizing and became an object of imitation. The description of the «Shield of Achilles» is a very broad field for study number of aspects, including calendar symbols. Lights, depicted on the shield, in ancient Greece, mainly, for the calendar objectives and how important calendar celestial cues. A special place in the description of «Shield of Achilles» occupy two cities: «city of the world» and «city of the war». The theme of two cities the testimony of ancient mythological images of the epoch of the formation of the epic, obviously had a lot of popularity in the second Millennium BC. After Homer Pseudo-Hesiod in «Shield of Heracles» also creates two opposite image of «city of hostility» and «city of marriages». According to the author, the description of these cities can contain a calendar symbols. May be offered two options. First: if the two cities is the symbolism of the two equinoxes, it is just about the division of the year into two parts and the Zodiac into two areas from the vernal equinox to the autumn (the Upper World) and the autumnal equinox to spring (the Lower World). Second: if there are two Solstice, then we can talk, except for the simple dividing the year into two parts, and the movement of the Sun up from the winter solstice to the summer and down.

Текст научной работы на тему «Календарная символика щита Ахиллеса»

Archaeoastronomy and Ancient Technologies 2013, 1(1), 1-4; http://aaatec.org/documents/article/fa1.pdf

Archaeoastronomy and Ancient Technologies

www.aaatec.org ISSN 2310-2144

Календарная символика "Щита Ахиллеса"

Андрей Фесенко 1

1 Институт Культурологии и Музеелогии, Московский Государственный Университет Культуры и Искусств, ул. Библиотечная, 7, Химки, Московская область, 141406, Российская Федерация; EMails: icaria@list.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению древнейшего в античной литературе описания знаменитого «Щита Ахиллеса». На протяжении ряда столетий этот экфрасис актуализировался и стал объектом подражания. Описание «Щита Ахиллеса» представляет весьма обширное поле для исследования целого ряда аспектов, в том числе календарной символики.

Светила, изображенные на щите, в древней Греции служили, прежде всего, для календарных целей и как важнейшие календарные небесные ориентиры. Особое место в описании «Щита Ахиллеса» занимают два города: «город мира» и «город войны». Тема двух городов -свидетельство древнейших мифологических образов в эпоху становления эпоса, вероятно, имела большую популярность во II тысячелетии до н.э.

Вслед за Гомером Псевдо-Гесиод в «Щите Геракла» тоже создает два противоположных образа - «город вражды» и «город браков».

По мнению автора, описание этих городов может содержать в себе календарную символику. Могут быть предложены два варианта. Первый: если два города - это символика двух равноденствий, то речь идет просто о делении года на две части и Зодиака на две области - от весеннего равноденствия до осеннего (Верхний Мир) и от осеннего равноденствия до весеннего (Нижний Мир). Второй: если же здесь представлены два Солнцестояния, то речь может идти, кроме простого деления года на две части, и о движении Солнца вверх от зимнего солнцестояния до летнего и вниз.

Ключевые слова: история культуры, календарная символика, экфрасис, фольклорная традиция.

Описание щита Ахиллеса занимает особое место в «Илиаде» (XVIII, 478-608) [1] и является наиболее ранним из дошедших до нас произведений подобного рода. «Щит Ахиллеса» является древнейшим образцом в древнегреческой литературе экфрасиса -описания произведения искусства или архитектуры.

Этот экфрасис стал объектом подражания уже в древности.

Например, «Щит Геракла», поэма неизвестного эпигона Гесиода [2]. В «Энеиде» Вергилия (VIII, 608-731) [3] описывается щит, изготовленный Вулканом для Энея по просьбе его матери Венеры, а в «Деяниях Диониса» Нонна Панополитанского есть описание щита Диониса работы Гефеста (XXV, 394 sq.) [4]. Византийский словарь Суда указывает на то, что младшему Филострату принадлежит отдельное произведение «Описание щита Ахиллеса» (Suidae, f 423) [5]. К сюжету щита Ахиллеса обращались Еврипид (Электра. 451-475) [6] и Овидий (Метаморфозы. XIII, 291-294) [7].

Некоторые античные авторы даже видели в нем символическое изображение формы земли и неба в связи с физическими элементами (как, например, Гераклид Понтийский в своем трактате «Гомеровские аллегории»). Были в древности и критики, посвящавшие щиту Ахиллеса целые трактаты. Современные ученые также потратили немало усилий, чтобы определить форму щита и расположение изображений на нем, а также найти археологические данные, подтверждающие его существование.

Фрагмент «Илиады» с описанием щита Ахиллеса представляет весьма обширное поле для исследования целого ряда аспектов. Так, например, неоднократно предпринимались попытки реконструкции щита, но сегодня можно считать доказанным тот факт, что щит Ахиллеса представляет собой поэтический образ, а не реальный объект предметного мира [8].

В нашей работе мы обратимся лишь к одному из аспектов - к календарной символике щита Ахиллеса.

Описание щита Ахиллеса у Гомера, которое, однако, считается поздней и инородной вставкой [9], начинается с описания и перечисления небесных светил [10]:

«Там представил он землю, представил и небо, и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц, Все прекрасные звезды, какими венчается небо: Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,

Арктос, сынами земными еще Колесницей зовомый; Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона И единый чуждается мыться в волнах Океана».

(Илиада. XVIII, 482- 489 пер. Н. Гнедича)

В первую очередь, здесь упоминаются Солнце и Луна, представленная у Гомера в фазе полнолуния. Но именно Солнце и Луна и являют собой основу всех календарей - как солнечных, так и лунных (а также лунно-солнечных).

Далее перечисляются созвездия: Плеяды, Гиады, Орион, Большая Медведица. Все эти перечисленные светила в древней Греции в первую очередь служили для календарных целей и как важнейшие календарные небесные ориентиры.

Поставив же перед собой задачу определить, в каком месяце в Греции звёздное небо (например, около полуночи) имеет такой вид, мы получим: в настоящую эпоху - в конце января, а в XIII веке до н. э., к которому приурочено взятие Трои александрийскими учёными, - в середине-конце декабря.

Гефест изобразил на щите и два города. В одном городе происходят пиры и браки, пляски, пение, базар, судебное состязание с народом, судьями, истцами (Илиада. XVIII, 490-508) [11]. Другой город осажден неприятелем: тут сами Арес и Паллада, оба из золота, являются воинам, тут также - и все детали войны: доспехи, лазутчики, грабеж, сражения, ранения и пр. (Илиада. XVIII, 509-540) [12].

Среди непосредственно самих античных свидетельств, которые ряд исследователей относил к свидетельствам об Атлантиде, есть одно любопытное сообщение Клавдия Элиана (ок. 170 г. - после 222 г.). В своих «Пестрых рассказах» он передает рассказ греческого историка и географа первой половины IV века до н.э. Феопомпа о неком погибшем огромном континенте. Он омывается со всех сторон морями и «населен крупными

животными, а люди там тоже великаны, в два обычных роста и живут они не столько, сколько мы, а вдвое дольше» (Пестрые рассказы. III, 3, 18) [13]. Именно это и Платон сообщает об Атлантиде. (Тимей. 24Е-25А) [14].

Нет сомнения, что речь идет об Атлантиде. Но вот какую примечательную деталь сообщает Элиан: «Среди множества городов наиболее примечательными были два: Махимос («воинственный город») и Эвсебия («мирный город»). Жители последнего жили мирно и в изобилии; земля их производила растения без применения плуга и быков. Жители же Махимоса были очень воинственны, и их город главенствовал над многими нациями» (Пестрые рассказы. III, 3, 18) [15].

Еще Псевдо-Лукиан в трактате «Об астрологии» писал: «Когда речь идет о цепи Зевса, о быках Гелиоса, то, по моему толкованию, под этим разумеются дни: так и значение городов, которые изобразил Гефест на щите, и хороводы, и сбор винограда» (Об астрологии, 22) [16].

Таким образом, уже в античных источниках мы находим сообщения о календарной символике загадочных городов на щите Ахиллеса.

Этим городам может быть придано особое календарное значение. Изображенные на щите «город вражды» и «город мира» могут представлять собой, соответственно, символы верхнего и нижнего миров греческого космоса. С календарной же точки зрения их можно рассматривать как две половины Зодиака - нижнюю (темную область Аида) и верхнюю (светлую, божественную).

Древнейшее деление календарного года действительно было на две части. Особая роль в этом делении на два основных сезона нередко отводилась как раз Плеядам и Сириусу. Например, аттический 11-й месяц был Фаргелион (©аруп^гюу май-июнь) - от праздника ©ару^Хга в честь Аполлона и Артемиды. Аполлона почитали при этом как бога жаркого лета, которое, по представлениям греков, начиналось во время утреннего восхода Плеяд, около 11 мая.

После описания «военного города» изображены три времени года. У греков их и было три - по важнейшим земледельческим занятиям: пахота, жатва и уборка винограда, которые также изображены на щите Ахиллеса.

В открытом греческим археологом Спиросом Маринатосом в 1968-1976 гг. на острове Фера древнем городе Акротири, погибшем (1500 г. до н.э - 1645 г. до н.э. по разным оценкам) от извержения вулкана, на фреске в, так называемом, «Западном Доме», находится фреска, условно называемая «Морской экспедицией». По концам длинного фриза размещаются два города - малый и большой, представленные минойским художником как «город смерти» и «город жизни».

Малый город - это город мужчин, который находится на болоте и имеет характеристику водного локуса - «морского дна», «преисподней». Большой город противоположен ему как «город горы». «Он занимает прямо противоположное место в иерархии космических зон». От малого города к большому движется флотилия из семи кораблей [17]. В изобразительной форме ее путь пролегает с востока на запад, в смысловой форме - снизу вверх.

Тема двух городов - свидетельство древнейших мифологических образов в эпоху становления эпоса, вероятно, имела большую популярность во II тысячелетии до н.э., поскольку Гомер в «Щите Ахиллеса» и эпигон Гесиода в «Щите Геракла», следуя фольклорной традиции, тоже создают два противоположных образа - «город вражды» и «город браков», причем морской контекст их почти совершенно исчезает.

В своем исследовании Л. И. Акимова приходит к очень важным наблюдениям и выводам, с которыми мы полностью согласны. «На носу ряда кораблей имеются еще эмблемы... звезды. Они стоят либо рядом с бабочками, либо отдельно и напоминают отчасти розетки - цветы.

...Если звезды - символы корабля, то и сами корабли должны были некогда представляться звездами — путешествующими по небесным водам светилами. ... «Морская экспедиция» по существу - звездная флотилия. Идет ли речь об отдельной звезде или целом созвездии из семи звезд, сказать затруднительно.

Образ «коллективного жениха» и «коллективной невесты», как кажется, говорит в пользу последнего предположения, т.е. речь идет о созвездии, в котором мыслятся семь звезд» [18].

Таким образом, могут быть представлены два варианта. Первый: если два города - это символика двух равноденствий, то речь идет просто о делении года на две части и Зодиака на две области - от весеннего равноденствия до осеннего (Верхний Мир) и от осеннего равноденствия до весеннего (Нижний Мир). Второй: если же здесь представлены два Солнцестояния, то речь может идти, кроме простого деления года на две части, и о движении Солнца вверх от зимнего солнцестояния до летнего и вниз.

Список литературы

1. Гомер. Илиада. Пер. с др. - греч. Н. Гнедича. - СПб: Азбука-классика, 2006, XVIII, 478-608.

2. Гесиод. Щит Ахиллеса // Эллинские поэты VII - III вв. до н. э.: Эпос, элегия, ямбы, мелика - М.: Ладомир, 1999, 383с.

3. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - М.: Художественная литература, 1971, 550 с.

4. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. - СПб: Алетейя, 1997, 608 с.

5. Suidae Lexicon; ex recoginitione Immanuelis Bekkeri. Berolini, typis et impensis G. Reimeri, 1854, 1158 p.

6. Еврипид. Трагедии. / Пер. Инн. Анненского. Т. 2. - М.: Ладомир-Наука, 2006, с.704 с.

7. Овидий. Метаморфозы. / Пер. С. Шервинского. - М.: Художественная литература, 1977, 429 с.

8. Алексинский Д.П. «Щит Ахилла»: гипостазированная метафора как источник исторической реконструкции // EYEEITIA. Сборник статей памяти Юрия Викторовича Андреева / В.Ю. Зуев (ред.). СПб.: Алтейя, 2000, с. 391-399.

9. Клейн Л.С. Анатомия «Илиады». Спб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 1998, с. 293.

10. Гомер. Илиада. Пер. с др. - греч. Н. Гнедича. - СПб: Азбука-классика, 2006, XVIII, 482- 489.

11. Гомер. Илиада. Пер. с др. - греч. Н. Гнедича. - СПб: Азбука-классика, 2006, XVIII, 490-508.

12. Гомер. Илиада. Пер. с др. - греч. Н. Гнедича. - СПб: Азбука-классика, 2006, XVIII, 509-540.

13. Элиан. Пестрые рассказы. / Пер. С. В. Поляковой. - М.: Ладомир-Наука. 1995, III, 3, 18.

14. Платон. Собрание сочинений. Т. 3. - М.: Мысль, 1994, 654 с.

15. Элиан. Пестрые рассказы. / Пер. С. В. Поляковой. - М.: Ладомир-Наука. 1995, III, 3, 18.

16. Лукиан. Избранное. / Сост. и пред. И. Нахова, комм. И. Нахова и Ю. Шульца. - М.: ТЕРРА, 1996, 536 с.

17. Акимова Л.И. Ферейские фрески (опыт реконструкции мифо-ритуальной системы). Дисс... докт. искусствознания.- М., МГУ, 1993, c. 215.

18. Акимова Л.И. Ферейские фрески (опыт реконструкции мифо-ритуальной системы). Дисс. докт. искусствознания.- М., МГУ, 1993, c. 220 - 221.

© This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution license (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.