Научная статья на тему 'Какой будет новая валютная система?'

Какой будет новая валютная система? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2150
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ASEAN +6 / РЕФОРМА МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / АСЕАН+6 / GLOBAL MONETARY SYSTEM REFORM / FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Мария Григорьевна

В статье Осиповой М.Г. анализируются тенденции и перспективы реформирования мировой валютной системы. Мир после финансового кризиса 2008 г. изменился. Ямайская валютная система не в состоянии более обеспечивать стабильность валютно-экономических отношений в мире. Кризисные явления всегда порождают проекты реформирования валютной системы. Нынешний этап реформирования валютной системы отмечается от предыдущих тем, что в настоящее время в нем резко возрастают роль и значение стран-членов АСЕАН +6 (Китай, Республика Корея, Япония, Австралия, Новая Зеландия и Индия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dr. Marina Osipova analyses trends and prospects of the global monetary system reform. The world has changed since the financial crisis of 2008. The Jamaican monetary system is unable to ensure the stability of global monetary and economic relations any longer. Crisis manifestations are sure to generate plans to reform the monetary system. The author underlines the growing role of ASEAN +6 (China, the Republic of Korea, Japan, Australia, the New Zeeland and India) in its contemporary reforming.

Текст научной работы на тему «Какой будет новая валютная система?»

© Осипова М.Г.

ИВ РАН

КАКОЙ БУДЕТ НОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА?

Мировой финансово-экономический кризис конца первого десятилетия 21 века вынес окончательный приговор Ямайской валютной системе: она недееспособна и не в состоянии более обеспечивать стабильность валютно-экономических отношений в мире. При этом обсуждение реформирования валютного мироустройства перестает быть прерогативой научных кругов и выходит на повестку дня экономических форумов «Группы двадцатки», становится проблемой номер один, которую обсуждают президенты, премьер-министры, министры и т.д. Именно реформирование мировой валютной системы будет определять не только мировую экономическую политику на земном шаре, но и выведет из тени нового «властителя», диктующего новые условия, по которым мир теперь будет развиваться. На сегодняшний день, в условиях глобализирующейся экономической системы это уже не будет одна страна, как прежде, но группа стран, на долю которых приходится около двух третей всего мирового населения, реальные финансовые активы которых многократно превышают дутые и пустые доллары и евро. Речь идет о финансовой интеграции стран-членов АСЕАН и присоединившихся к ним Китайской Народной Республики, Республики Корея, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Индии - АСЕАН +6. Это группа стран с развитой финансовой инфраструктурой (достаточно вспомнить рынок «азиатских долларов» и другие финансовые рынки в Азии, как формирующиеся, так и развитые) вполне может в самом ближайшем будущем на финансовой конференции в Шанхае или Сингапуре объявить миру о принятии новой азиатской валютной системы.

Из четырех, прежде существующих мировых валютных систем, две принимались в Европе, две в США, не настало ли теперь время, чтобы финансовой центр переместился в Азию, точнее в ее Восточную, Юго-Восточную и Южную части?

Нельзя больше игнорировать факт, набирающей силу, финансовой интеграции стран АСЕАН и присоединившихся к ним

Китайской Народной Республики, Республики Корея, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Океании и Индии.

Мир, после финансового кризиса 2008 года, изменился. Ни МВФ, ни США, ни европейские страны уже не в состоянии удерживать мировое финансовое господство. Страны АСЕАН плюс шесть еще не в состоянии диктовать миру свои условия по введению новой валютной системы. В настоящее время в сфере мировых финансов наступила революционная ситуация.

Недавняя встреча на 13-ом саммите ЕС-Китай главы КНР Вэнь Цзябао с президентом ЕС Херманом ванн Ромпеем и главой комиссии ЕС Жозе Мануэлем Барроу закончилась скандалом. Китайская сторона категорически отвергла требования ревальвации юаня. Низкий курс юаня по отношению к доллару объявлен странами западного мира инструментом китайской экспортной экспансии. Ни на какие требования поднять курс китайской валюты, китайские власти не соглашаются. Вэнь Цзябао категорически отверг все претензии к своей национальной валюте. Он объяснил необходимость поддержания относительной стабильности юаня тем фактом, что от неизменного валютного курса зависит процветание многих китайских предприятий, высокий уровень занятости населения. Рост безработицы, банкротств многих китайских компаний может негативно отразиться на экономике очень многих государств: мир глобализирован и ухудшение экономической конъюнктуры в одной стране влечет за собой снижение темпов роста в других странах...

Давление США на Китай и требование корректировки валютного курса юаня в пользу доллара остается без всяких последствий. Валютный рынок лихорадит, но юань остается стабильным. Ближайшее ежегодное заседание МВФ будет посвящено именно этому вопросу.

Мировой кризис способствовал развитию новых дискуссий о месте и роли Китая в современной глобальной экономике. Много лет в Китае поддерживалось «двойное положительное сальдо» (по счету текущих операций и по счету движения капитала), валютные резервы страны очень быстро росли: со 165,6 млрд.долл. в 2000 г. до 818,9 млрд.долл. В 2006 году по этому показателю КНР опередила Японию и вышла на первое

место в мире, а на конец 2009 года китайские валютные резервы достигли астрономической цифры-2131,6 млрд.долл. В результате Китай оказался одним из крупнейших в мире экспортеров капитала по официальной линии: только в 2008 году страна увеличила вложения в американские казначейские облигации с 477,6 млрд.долл. до 727,4 млрд.долл. и стала крупнейшим кредитором США.. В западных странах, после финансового кризиса произошло резкое ухудшение бюджетных показателей

Вплоть до 2007 года суммарный первичный дефицит развитых стран составлял 1% ВВП и в указанном году был уже нулевым. Вслед за падением ВВП начали сокращаться налоговые поступления. Одновременно правительства стали активно наращивать антикризисное бюджетное финансирование, что привело к резкому росту первичных бюджетных дефицитов развитых стран. По оценке Международного валютного фонда, суммарный показатель развитых стран G-20 вырос с нуля в 2007 году до 7% ВВП в 2010 году.

Резкое падение бюджетной дисциплины происходило на фоне постоянного смягчения монетарной политики. Но мягкая денежно-кредитная политика по оживлению спроса и/или производства должна быть сбалансирована ужесточением бюджетной дисциплины. Это не означает сбалансирование бюджетов любой ценой, но необходимо строго пересмотреть государственные расходы. В противном случае - будет наблюдаться рост государственного долга.

Изучение истории четырех мировых валютных систем свидетельствует, что основные закономерности их развития определяются воспроизводственным критерием, потребностями мировой и национальной экономик, соотношением сил мировых экономических и финансовых центров.

В условиях финансовой глобализации, которая обгоняет процесс глобализации экономики, формируется специфика современного воспроизводственного процесса, связанная с нарастанием отставания динамики производства реального сектора от бурного развития финансового сектора экономики. Например, до современного кризиса среднегодовой темп роста операций на мировом валютном рынке (30%) обогнал темп роста

мирового ВВП (6%) в пять раз, на кредитном рынке (25%) - в четыре раза, рынке производных финансовых инструментов - в 8 с лишним раз.

Структурные принципы Ямайской валютной системы, разрабатывающиеся в течение почти 10 лет с середины 60-х гг. и закрепленные Ямайским соглашением в 1976 году, были сформированы в интересах ведущих развитых стран, в первую очередь - США. Они перестали соответствовать условиям глобализации экономики, начавшейся с конца 20 века, многополярности мира, новой расстановке сил между ведущими экономическими и финансовыми центрами.

Одним из дискуссионных направлений реформы мировой валютной системы, развитые страны в попытке противостоять надвигающейся финансовой мощи стран «АСЕАН плюс шесть» выдвигают такую проблему как «судьба золота в мировой валютной системе».

Судьба золота в мировой валютной системе является одним из дискуссионных направлений реформы мировой валютной системы, поскольку возникло противоречие между официальным извлечением золота из Ямайской валютной системы и его использованием как международного резервного актива. Безусловно речь не идет о возврате к золотому стандарту, но периодически золото используют как чрезвычайное платежное средство. Для того, чтобы оценить перспективы использования золота, следует помнить о ныне действующем «Вашингтонском соглашении о золоте», подписанном в конце 1990-х гг. и пересматриваемом каждые пять лет. В нем закрепляется за золотом роль важного компонента международных резервов стран и регламентируются рыночные продажи золота центральными банками, в том числе Европейским центральным банком. Контроль за этим соглашением осуществляет Банк международных расчетов. Кризисные явления всегда порождают разные проекты реформирования валютной системы. В условиях современного кризиса повысился риск использования доллара как международного платежного и резервного средства в связи с его нестабильностью. Рост эмиссии денег и выпуска казначейских ценных бумаг в США для финансирования беспрецедентной антикризисной программы увеличивает долларовую лавину в

международном обороте, 2/3 эмитированных ФРС 100-

доллларовых купюр обращается за рубежом.

Для уменьшения риска потерь страны, накопившие долларовые резервы и американские ценные бумаги, снижают долю доллара в своих валютных резервах и меньше покупают американские казначейские обязательства. Доля доллара в мировых валютных резервах снизилась с 70,9% в 1999 году до 62,8% в 2009 году, а доля евро повысилась с 18 до 27,5%.

В Азиатско-Тихоокеанском региона разрабатывается проект азиатской валютной единицы. Мировой финансовый кризис стимулирует развитие региональных объединений и валют. Нарастает тенденция интернационализации использования национальных валют.

Дж.М.Кейнс в 1943 году в проекте послевоенного валютного мироустройства предложил выпустить вместо золотых денег банкоры - мировые кредитные деньги как валюту Международного клирингового союза. По замыслу Кейнса, Международный клиринговый союз предназначен для взаимного зачета требований и обязательств и международного регулирования. Для членов МКС - центральных банков - открывались бы текущие счета в банкорах для проведения зачета взаимных требований и обязательств. Банкоры служили бы базой для определения валютных паритетов и покрытия дефицита платежных балансов. Сальдо клиринговых расчетов должно было покрываться с помощью взаимных кредитов стран-членов. Для регулирования задолженности стран по отношению к МКС, выступающему одновременно как кредитор и должник, для каждой страны устанавливалась определенная квота в зависимости от экономических показателей.

На Бреттонвудской конференции США отвергли это предложение как противоречащее их стратегии, ориентированной на господство доллара в мире. Однако идея Кейнса о выпуске мировых кредитных денег находится сейчас также в центре внимания реформирования валютной системы. Наднациональные деньги могут стать единой точкой отсчета валютного паритета и заставить страны, в первую очередь США, подчиняться единой для всех экономической дисциплине и не наводнять мировые рынки нестабильными долларами.

В отличие от товарных (вещных) наднациональных денег, которые при золотом стандарте принимались по весу при международных расчетах, современным условиям соответствует их электронная форма. Об этом свидетельствует опыт выпуска международных валютных единиц (эпунит, ЭКЮ,СДР и др.).

Соблюдая принцип преемственности и развития мировой валютной системы, целесообразно использовать накопленный опыт корзинного метода определения условной стоимости будущей наднациональной валюты. История наднациональной валюты такова: вначале СДР рассчитывался на базе 16 валют, потом - 4, а ЭКЮ на базе 12 валют.

Для введения наднациональной валюты необходим центральный банк. Но где он будет базироваться? В Европе? В Юго-Восточной Азии? Будет ли расформирован Международный Валютный Фонд? Современный мир стоит на пороге глобальных изменений в сфере мировой валютно-финансовой системы. Безусловно, что стабильность современной валютной системы во многом зависит от состояния доллара и евро, в самой ближайшей перспективе их альтернативной частью могут стать некоторые региональные валюты.

Иногда не следует изобретать новое, без тщательного изучения того, что было прежде. Вся история человеческого развития предстает перед нами как непрерывное реформирование экономической системы, в которой финансовый сектор является одним из основополагающих ее компонентов. Нестабильное развитие финансовой составляющей является причиной кризисных процессов конца 20 и начала 21 веков. Кризисные явления всегда порождают проекты реформирования валютной системы. Нынешний этап реформирования Ямайской валютной системы отличается от предыдущих тем, что в настоящее время в этом процессе резко возрастает роль и значение стран ЮгоВосточной Азии, Китая, Японии, Австралии, Океании, Кореи и Индии. Какой будет новая валютная система - во многом теперь будет зависеть именно от Азиатско-Тихоокеанского региона.

Валютные войны, нерешенные проблемы банковского сектора, накачивание мировой экономики деньгами неумолимо ведут ее к новому кризису. Большинство экономистов сейчас

сосредоточены на проблемах финансовой, банковской стабильности, просроченных кредитов. Те проблемы, что не были решены в предыдущие годы, могут «откликнуться» в ближайшее время новой волной кризисных процессов. Кризис не преодолен. Ведь до сих пор банки в Америке, в Европе, в России не возобновляют кредитование реальной экономики. Правительственные круги принимают решения, связанные с государственным долгом проблемой свободной торговли и протекционизма.

В долгосрочной перспективе развития самой важной проблемой является способность частных банков эффективно работать в новых условиях, которые вызваны кризисной ситуацией. Смогут ли они осуществлять долгосрочные инвестиции в реальную экономику или же придется перестраивать государственные банки, чтобы этими задачами занимались теперь именно они.

Проблема государственного долга представляется не единственной, существуют и другие: занятость, выравнивание темпов экономического роста и многие другие. Несмотря на некоторые различия в подходах политиков и экономистов развитых стран Европейского экономического сообщества и США, наметились тенденции, по которым происходит сближение позиций. Это, во-первых, вопрос о нерушимости догмы свободы торговли. Большинство экономистов сегодня уже не против некоторых протекционистских мер.

Во-вторых, экономисты-теоретики и финансовые власти начали находить взаимопонимание,- это тема контроля над капиталами. С конца 80-х и все 90-е годы прошлого века Международный Валютный Фонд был абсолютно против самой идеи контроля над капиталами, но к началу нынешнего года диаметрально изменил свою позицию. Это явилось следствием долгих консультаций как внутри самого МВФ, так и споров и обсуждений сообщества ученых-экономистов. Существуют исследования, доказывающие, что абсолютная свобода движения всех типов капитала, особенно краткосрочных, спекулятивных является сильнейшим дестабилизирующим фактором. Именно свобода циркуляции капиталов явилась причиной того, что кризис

молниеносно перекинулся с американской экономики на мировую.

И, последнее. Среди теоретиков-экономистов, в кругах финансистов существует давнее убеждение, что международная Ямайская валютная система, в которой мы существуем последние сорок лет, не справляется с новыми реалиями глобализирующейся мировой экономики. И основная проблема в том, что США последовательно сопротивляются не только введению новой валютной системы, но даже последовательно отказываются поднимать этот вопрос на всех заседаниях МВФ.

Реформа новой валютной системы предполагает создание региональных резервных валют. Региональные резервные валюты должны восстановить баланс внутри своих торговых регионов. Это Европейский Союз, Азиатско-Тихоокеанский регион, СНГ. Международная торговля между регионами будет регулироваться несколькими резервными валютами: долларом США, евро, юанем, английским фунтом стерлингов... Но такая реформа может начаться не раньше чем через несколько лет. Пока она будет внесена на повестку дня, пока начнется ее обсуждение..пройдет не меньше трех-четырех, а то и больше лет. Даже краткосрочный дисбаланс в глобальной валютной системе может вызвать новые разрушительные последствия для мировой экономической системы.

Список использованной литературы

1.Л.Н.Красавина «Концептуальные подходы к реформированию валютной системы.» журнал Вопросы экономики №5 2010г. с. 52

2. П. Мозиас «Китай в период мирового кризиса». М. 2010

3. «Независимая газета» от 09.10.10 с.7

4.The Straits Times, june 9 2010 p.A4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.