Научная статья на тему 'Каким образом социально-экономические характеристики семьи связаны с благополучием ребёнка?'

Каким образом социально-экономические характеристики семьи связаны с благополучием ребёнка? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1056
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS / СЕМЬЯ / FAMILY / ДЕТИ / CHILDREN / БЛАГОПОЛУЧИЕ / WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Е.А.

Статья посвящена изучению вклада социально-экономических характеристик семьи в благополучие детей. В качестве ключевых характеристик рассмотрены структура семьи и социально-экономический статус, включающий образование, профессиональное положение и уровень дохода родителей. Анализ эмпирических исследований позволяет сделать вывод о том, что наиболее мощными факторами защиты в отношении детского благополучия и важных результатов развития являются высокий социально-экономический статус семьи и проживание с двумя биологическими родителями; в то время как факторами риска выступают низкий социально-экономический статус, неполная семья и неофициальный союз. Нерешенным продолжает оставаться вопрос о механизмах, лежащих в основе этих эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW ARE SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS LINKED TO THE CHILD’S WELL-BEING?

The article examines the contribution of socio-economic characteristics to the child's well-being. Family structure and social-economic status, including parental education, occupation and income, are the key characteristics. The analysis of empirical researches leads to the conclusion that protective factors for child well-being are a high-level social-economic status and living with two biological parents; whereas risk factors are a low-level social-economic status, single-parent family and informal marriage. The issue of the mechanisms underlying these effects is still unresolved.

Текст научной работы на тему «Каким образом социально-экономические характеристики семьи связаны с благополучием ребёнка?»

со стороны общества, но продолжает курить. Он не пытается понять себя как курильщика в контексте общества. Он закрывается от этого тем, что считает себя слабым человеком или, наоборот, крутым.

Следовательно, понять себя вне контекста невозможно. Попытка понять себя как вещь в самой себе часто приводит к неудовлетворительному результату. Это превращается в гонку по пути самокопания и самобичевания. Постоянные размышления человека о самом себе вне социума приводят к стремлению сохранить комфортное состояние. Зачем человеку осуществлять действия в том или ином направлении, когда лучше сесть и сделать видимость занятости - «покопаться» в себе. Человек привыкает копаться в себе, но при этом не пытается изменить себя. Понять себя вне контекста - абстракция. Тоже происходит, если человек решает задачу на нахождение смысла своей жизни. Решая эту задачу, он рассматривает себя в контексте тех функций, которые он выполняет: функций родителя, супруга или супруги и т. д.

Активное взаимодействие человека с социумом увеличивает шанс выхода из зоны комфорта, что усиливает напряженность, актуализирует стремление что-то сделать и изменить и, следовательно, «включает» самопонимание, которое рассматривается нами как процесс когнитивного и эмоционального согласования продуктов самосознания и реальности [5; 6].

Как мы уже отметили выше, снижение или отсутствие комфорта воспроизводит потребность в понимании себя. Субъект понимания себя ставит перед собой следующие вопросы: «Что я могу сделать в этой ситуации и с этой ситуацией?», «Есть ли у меня возможности для выхода из этой ситуации?». Ставя эти вопросы, субъект активизирует себя на поиск ответов. Он становится деятельным. Он не только разбирается в себе, но стремится примерить выделенные в ходе понимания свойства своей личности и индивидуальности к контексту ситуации. Для этого ему надо знать условия и другие параметры ситуации, уметь их анализировать, соотносить свои свойства с этими параметрами и действовать. Например, человеку надо срочно попасть из пункта А в пункт Б. Он привык каждый день ездить на своем автомобиле. Но придя в гараж, он обнаруживает, что автомобиль не заводится. Тогда человек ставит перед собой задачу: «Как добраться

Библиографический список

до пункта Б?». Он ищет варианты решения задачи. Можно обратиться за помощью к другу, вызвать такси, а можно добраться на маршрутке. Все три варианта требуют понимания себя как друга, пользователя такси, пассажира маршрутки с целью расширения возможности эффективного и оптимизированного решения данной задачи. Решение данной задачи также будет зависеть от опыта обращения к этим вариантам. Если человек часто обращается за помощью к другу или пользуется услугами такси, то он также действует в ситуации, требующей решения «транспортной» задачи.

Есть убеждённость в том, что у человека схема понимания одна и не зависит от ситуации и личностных особенностей субъекта понимания. Она разворачивается следующим образом. Если есть потребность понять, значит, есть способы удовлетворения потребности с учетом контекста, в котором разворачивается ситуация. Умение выделять контекст является основой понимания себя в конкретной ситуации.

Процесс понимания - это многоаспектный акт. С одной стороны, социум устроен так, чтобы он был максимально понимаемым для субъекта деятельности. Если что-то нарушается, то это приводит к непониманию со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, сам человек должен быть понимаемым для социума. Только в этом случае понимаемый социум и понимаемый человек создают основу для продуктивного взаимодействия. Следовательно, если человек понимает самого себя, то он будет «легок» для понимания его окружающими людьми.

Таким образом, для понимания себя необходимы волевые усилия, которые актуализируются выходом человека из зоны комфортного состояния. Выход из зоны комфорта будет способствовать осознанию человеком собственных желаний, принятию их, выстраиванию эффективных контактов с окружающим миром, принятию в этом мире себя и ответственности за свою жизнь, дальнейшей реализации своего потенциала.

Развитие самопонимания идёт от понимания социума к пониманию самого себя. Обратное возможно только тогда, когда накоплен опыт понимания себя, благодаря которому человек разбирается в свойствах своей личности. Понимание себя зависит от контекста ситуации и тех задач, которые выполняет человек.

1. Арцимович И.В. К вопросу о страдании как свойстве человеческой ситуации или зоне комфорта. Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции, 22 января, Чебоксары: Интерактив плюс, 2016: 405 - 408.

2. Ушакова В.Р. Психологические детерминанты невротической личности. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 20l6; № 3 (5): 128 - 135.

3. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. Москва: Канон+, 2008.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: Директ-Медиа, 2014.

5. Кайгородов Б.В., Еремицкая И.А. Концептуальные основы психологии самопонимания. Мир науки, культуры, образования. 2012; 6 (37): 163 - 166.

6. Кайгородов Б.В., Еремицкая И.А. Самопонимание как процесс согласования человеком представлений о себе и окружающем мире. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014; 4:_80 - 88.

References

1. Arcimovich I.V. K voprosu o stradanii kak svojstve chelovecheskoj situacii ili zone komforta. Psihologiya i pedagogika XXI veka: teoriya, praktika i perspektivy: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 22 yanvarya, Cheboksary: Interaktiv plyus, 2016: 405 - 408.

2. Ushakova V.R. Psihologicheskie determinanty nevroticheskoj lichnosti. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. 2016; № 3 (5): 128 - 135.

3. Kasavin I.T. Tekst. Diskurs. Kontekst. Vvedenie vsocial'nuyu 'epistemologiyuyazyka. Moskva: Kanon+, 2008.

4. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Moskva: Direkt-Media, 2014.

5. Kajgorodov B.V., Eremickaya I.A. Konceptual'nye osnovy psihologii samoponimaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 6 (37): 163 - 166.

6. Kajgorodov B.V., Eremickaya I.A. Samoponimanie kak process soglasovaniya chelovekom predstavlenij o sebe i okruzhayuschem mire. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 4: 80 - 88.

Статья поступила в редакцию 16.07.18

УДК 159.922.2

Kozlova E.A., junior research associate, Institute of Physiology and Basic Medicine (Novosibirsk, Russia),

E-mail: kozlova_ea@physiol.ru

HOW ARE SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS LINKED TO THE CHILD'S WELL-BEING? The article examines the contribution of socio-economic characteristics to the child's well-being. Family structure and social-economic status, including parental education, occupation and income, are the key characteristics. The analysis of empirical researches leads to the conclusion that protective factors for child well-being are a high-level social-economic status and living with two biological parents; whereas risk factors are a low-level social-economic status, single-parent family and informal marriage. The issue of the mechanisms underlying these effects is still unresolved.

Key words: socio-economic characteristics, family, children, well-being.

Е.А. Козлова, мл. н. с., Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины,

г. Новосибирск, E-mail: kozlova_ea@physiol.ru

КАКИМ ОБРАЗОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ СВЯЗАНЫ С БЛАГОПОЛУЧИЕМ РЕБЁНКА?

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00022.

Статья посвящена изучению вклада социально-экономических характеристик семьи в благополучие детей. В качестве ключевых характеристик рассмотрены структура семьи и социально-экономический статус, включающий образование, профессиональное положение и уровень дохода родителей. Анализ эмпирических исследований позволяет сделать вывод о том, что наиболее мощными факторами защиты в отношении детского благополучия и важных результатов развития являются высокий социально-экономический статус семьи и проживание с двумя биологическими родителями; в то время как факторами риска выступают низкий социально-экономический статус, неполная семья и неофициальный союз. Нерешенным продолжает оставаться вопрос о механизмах, лежащих в основе этих эффектов.

Ключевые слова: социально-экономические характеристики, семья, дети, благополучие.

Многочисленные исследования свидетельствуют о значительной роли средовых факторов для благополучия детей. Сре-довые факторы разделяют на две группы: дистальные (безопасность соседства, социально-экономический статус, структура семьи) и проксимальные (семейная атмосфера, стили и методы воспитания) [1]. Вклад проксимальных факторов изучен значительно лучше, поэтому в рамках данной статьи будут рассмотрены исключительно дистальные факторы детского благополучия.

В последние десятилетия особую важность для благополучия детей обрела структура семьи, которая претерпевает существенные изменения: число разводов и воспитание одним родителем увеличивается, а незарегистрированные («гражданские») браки становятся все более распространенными [2; 3]. Согласно мета-анализу 122 исследований, дети, растущие в полных семьях, как правило, социально и психологически благополучнее детей, воспитанных одним родителем [3]. Данные других исследований указывают на то, что значительно выше уровень психологических и когнитивных проблем у детей, растущих в семьях с одним родителем и с отчимом/мачехой [2; 4].

В национальном британском исследовании было обнаружено, что одинокие матери больше склонны к дистрессу, депрессии, тревоге и менее счастливы, чем женщины, состоящие в браке [5]. Вероятно, это связано со стрессирующим действием таких факторов, как финансовая неопределенность, недостаток социальной поддержки и увеличение общей занятости. Однако наличие в семье второго биологического родителя, не всегда оказывает положительный эффект на благополучие и важные результаты развития ребенка. В эпидемиологическом исследовании пятилетних близнецов и их родителей [6] показано, что в тех случаях, когда биологический отец обладает высоким уровнем антисоциального поведения и живет вместе с семьей, у детей отмечается больше поведенческих проблем, чем у их сверстников, чьи отцы живут отдельно. В подобных условиях дети могут испытывать двойной риск - вследствие генетической предрасположенности к антисоциальному поведению и вследствие той среды, которую создает отец.

Стоит упомянуть про относительно нераспространенную структуру семьи, где воспитанием ребенка занимаются прародители (бабушка и/или дедушка). Они могут выступать в качестве официальных опекунов ребенка или членов семьи, взявших на себя заботы о нем на длительный период. В американском исследовании на основе данных Национального обследования здоровья детей [7] показано, что дети в подобных семьях примерно в четыре раза чаще имеют эмоциональные и поведенческие нарушения и почти вдвое чаще - проблемы с соматическим здоровьем. Важно учитывать, что дети попадают на попечение прародителей в силу различных причин: родительского злоупотребления психоактивными веществами, жестокого обращения с детьми или пренебрежительного отношения к ним, нахождения в месте лишения свободы или гибели родителей. Соответственно, проблемы с соматическим и психическим здоровьем могут быть следствием прежних условий жизни ребенка и пережитых им событий.

На благополучие детей также могут оказывать существенное влияние изменения в структуре семьи в виде развода и повторного брака, а также частота этих изменений на протяжении всего периода развития ребенка. Согласно мета-анализу 93 исследований, дети, пережившие развод родителей, отличаются меньшими учебными достижениями, высоким уровнем поведенческих

и эмоциональных проблем, низкой самооценкой и слабыми эмоциональными связями как со сверстниками, так и с родителями [8]. При этом некоторым детям, оказавшимся в ситуации развода родителей, удается справиться с произошедшим достаточно успешно. Результаты лонгитюдного исследования благополучия тех, чьи родители развелись 20 лет назад, продемонстрировали важность сохранения отношений между родителями [9], то есть адекватного, неконфликтного взаимодействия друг с другом и совместного участия в жизни ребенка. В ретроспективном исследовании [10] показано, что одним из наиболее болезненных последствий развода для детей является потеря контакта с отцом, которая в немалой степени зависит от тех отношений, которые складываются между бывшими супругами.

Многие разведенные родители, в конечном счете, повторно вступают в брак. Ожидается, что добавление в семейную структуру второго взрослого, умножая родительские ресурсы вдвое, должно увеличивать и возможность создания благоприятной среды для развития ребенка. К сожалению, эмпирические исследования свидетельствуют об обратном: повторный брак родителей создает значительный риск для возникновения психологических нарушений у ребенка [8]. Однако отчим или мачеха способны сделать позитивный вклад в жизнь ребенка. Если членам семьи удается относительно спокойно пройти ранний кризис, в долгосрочной перспективе у них есть все шансы выстроить прочные и доброжелательные взаимоотношения, которые могут служить важным ресурсом для благополучия детей и семьи в целом.

Социально-экономический статус семьи (СЭС) определяют образованием, профессиональным положением и уровнем дохода родителей [11]. В соответствии с результатами исследований, уровень СЭС является мощным предиктором многих аспектов развития ребенка: соматического здоровья, когнитивного развития, социальной компетентности и учебных достижений, а также психологических нарушений - эмоциональных и поведенческих [4; 12]. Родители с низким уровнем дохода могут быть более подавленными, раздражительными или, наоборот, более лабильны в своих эмоциях, в том числе по отношению к ребенку. Их психологические проблемы могут сопровождаться менее последовательным воспитанием детей и частым применением наказаний. Однако фактором риска может выступать и высокая материальная обеспеченность семьи. По данным скринингового исследования психического здоровья детей и подростков из г. Новосибирска, у воспитывающихся в семьях с высоким уровнем дохода отмечалось больше симптомов гиперактивности\ невнимательности и менее выраженное просоциальное поведение [13].

В развитых странах социально-экономический статус имеет более существенное значение для детского благополучия, так как социальные классы четырехкратно различаются по частоте психологических и психических нарушений у детей [14]. В российских исследованиях значительно больший вклад вносили проксимальные факторы, такие как семейная атмосфера и родительские воспитательные практики [15; 16]. Однако эти данные были получены в срезовых исследованиях и не позволяют судить о вкладе семейных факторов в детское благополучие и важные результаты развития.

Краткий обзор эмпирических исследований позволяет сформулировать следующие выводы и обозначить перспективы дальнейших исследований. Во-первых, факторами защиты в отношении благополучия детей и важных результатов развития выступают высокий социально-экономический статус семьи и

воспитание двумя биологическими родителями; в то время как факторами риска выступают - низкий социально-экономический статус, неполная семья, неофициальный союз, а также изменения в структуре семьи (развод, повторный брак).

Во-вторых, социально-экономические характеристики семьи являются формальными и не оказывают непосредственное воздействие на ребенка, при этом их влияние может реализовы-ваться через психосоциальные факторы ближайшего окружения (семейная атмосфера, психологическое благополучие родителей, используемые ими стили и методы воспитания). Поэтому улучшение социально-экономических показателей семьи может позволить снизить уровень родительского стресса, тем самым увеличив ресурсы родителей и, соответственно, улучшить условия развития ребенка, в частности психологические.

В-третьих, важно учитывать, что рассматриваемые социально-экономические характеристики не обладают однозначным эффектом. С одной стороны, в зависимости от контекста

Библиографический список

они могут выступать в качестве фактора риска или фактора защиты в отношении детского благополучия. Например, развод родителей является психологически тяжелым событием для детей; однако в долгосрочной перспективе он может оказаться благотворным для ребенка, если в семье проявляется хронический и открытый конфликт. С другой стороны, определенные социально-экономические характеристики не гарантируют, что возникнет конкретное нарушение или его определенно можно избежать.

И наконец, в одних и тех же условиях разные дети могут развиваться по-разному в зависимости от индивидуально-психологических особенностей. Поэтому проведение масштабных лон-гитюдных исследований с учетом средовых и индивидуальных факторов позволит уточнить значение социально-экономических характеристик семьи для благополучия детей и приблизиться к решению вопроса о механизмах, лежащих в основе этих эффектов.

1. Bornstein M.H. The proximal to distal environments in child development: Theoretical, structural, methodological, and empirical considerations. Mayes L.C., Lewis M. (Eds.) The Cambridge handbook of environment in human development. New York: Cambridge University Press, 2012.

2. Brown S.L. Family structure and child well-being: The significance of parental cohabitation. Journal of Marriage and Family. 2004; 66: 351 - 367.

3. Chapple S. Child well-being and sole-parent family structure in the OECD: An analysis. OECD Publishing, 2009.

4. Green H., McGinnity A., Meltzer H., Ford T., Goodman R. Mental health of children and young people in Great Britain - 2004. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005.

5. Hope S., Power C., Rodgers B. Does financial hardship account for elevated psychological distress in lone mothers? Social science and medicine. 1999; 49: 1637 - 1649.

6. Jaffee S.R., Moffitt T.E., Caspi A., Taylor A. Life with (or without) father: The benefits of living with two biological parents depend on the father's antisocial behavior. Child development. 2003; 74: 109 - 126.

7. Bramlett M.D., Blumberg S.J. Family structure and children's physical and mental health. Health affairs. 2007; 26: 549 - 558.

8. Amato P.R. The impact of family formation change on the cognitive, social, and emotional well-being of the next generation. The future of children. 2005; 15: 75 - 96.

9. Ahrons C. Long-term effects of divorce on children. Family Therapy Magazine. 2006; 5: 24 - 27.

10. Fabricius W.V. Listening to Children of Divorce: New Findings That Diverge From Wallerstein, Lewis and Blakeslee. Family Relations. 2003; 52: 385 - 396.

11. Achenbach T.M., Rescorla L. Multicultural understanding of child and adolescent psychopathology: Implications for mental health assessment. Guilford Press, 2007.

12. Loeber R., Farrington D.P., Stouthamer-Loeber M., Moffitt T.E., Caspi A., Lynam D. Male mental health problems, psychopathy, and personality traits: Key findings from the first 14 years of the Pittsburgh Youth Study. Clinical Child and Family Psychology Review. 2001; 4: 273 - 297.

13. Сафронова М.В. Психосоциальное благополучие учащихся: факторы риска и защиты. Новосибирск: НГТУ, 2004.

14. Meltzer H., Gatward R., Goodman R., Ford T. Mental health of children and adolescents in Great Britain. London: The Stationery Office, 2000.

15. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health A cross-sectional study of prevalence and risk factors. European child and adolescent psychiatry. 2005; 14: 28 - 33.

16. Слободская Е.Р., Ахметова О.А., Кузнецова В.Б., Рябиченко Т.И. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков. Психиатрия. 2008; 1: 16 - 23.

References

1. Bornstein M.H. The proximal to distal environments in child development: Theoretical, structural, methodological, and empirical considerations. Mayes L.C., Lewis M. (Eds.) The Cambridge handbook of environment in human development. New York: Cambridge University Press, 2012.

2. Brown S.L. Family structure and child well-being: The significance of parental cohabitation. Journal of Marriage and Family. 2004; 66: 351 - 367.

3. Chapple S. Child well-being and sole-parent family structure in the OECD: An analysis. OECD Publishing, 2009.

4. Green H., McGinnity A., Meltzer H., Ford T., Goodman R. Mental health of children and young people in Great Britain - 2004. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005.

5. Hope S., Power C., Rodgers B. Does financial hardship account for elevated psychological distress in lone mothers? Social science and medicine. 1999; 49: 1637 - 1649.

6. Jaffee S.R., Moffitt T.E., Caspi A., Taylor A. Life with (or without) father: The benefits of living with two biological parents depend on the father's antisocial behavior. Child development. 2003; 74: 109 - 126.

7. Bramlett M.D., Blumberg S.J. Family structure and children's physical and mental health. Health affairs. 2007; 26: 549 - 558.

8. Amato P.R. The impact of family formation change on the cognitive, social, and emotional well-being of the next generation. The future of children. 2005; 15: 75 - 96.

9. Ahrons C. Long-term effects of divorce on children. Family Therapy Magazine. 2006; 5: 24 - 27.

10. Fabricius W.V. Listening to Children of Divorce: New Findings That Diverge From Wallerstein, Lewis and Blakeslee. Family Relations. 2003; 52: 385 - 396.

11. Achenbach T.M., Rescorla L. Multicultural understanding of child and adolescent psychopathology: Implications for mental health assessment. Guilford Press, 2007.

12. Loeber R., Farrington D.P., Stouthamer-Loeber M., Moffitt T.E., Caspi A., Lynam D. Male mental health problems, psychopathy, and personality traits: Key findings from the first 14 years of the Pittsburgh Youth Study. Clinical Child and Family Psychology Review. 2001; 4: 273 - 297.

13. Safronova M.V. Psihosocial'noe blagopoluchie uchaschihsya: faktory riska izaschity. Novosibirsk: NGTU, 2004.

14. Meltzer H., Gatward R., Goodman R., Ford T. Mental health of children and adolescents in Great Britain. London: The Stationery Office, 2000.

15. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health A cross-sectional study of prevalence and risk factors. European child and adolescent psychiatry. 2005; 14: 28 - 33.

16. Slobodskaya E.R., Ahmetova O.A., Kuznecova V.B., Ryabichenko T.I. Social'nye i semejnye faktory psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. Psihiatriya. 2008; 1: 16 - 23.

Статья поступила в редакцию 22.06.18

УДК 159.9

Kondratieva O.N., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: o.kondrateva88@yandex.ru Korlyakova S.G., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: s.k2002@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF STUDENT'S EDUCATIONAL ACTIVITY.

The article discusses various aspects of organization of students. The educational activity is considered on the basis of the analysis of modern psychological and pedagogical research. The main attention is focused on a problem of constructing the learning process, taking into account the needs and abilities of the student. The author concludes that there is now a strong need to find new ways of organizing training and managing the learning activity of students.

Key words: educational activities, students' independent work, forms and methods of organization of educational activity.

О.Н. Кондратьева, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: o.kondrateva88@yandex.ru

С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: s.k2002@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассмотрены различные аспекты организации учебной деятельности студентов на основе анализа современных психолого-педагогических исследований. Основное внимание акцентировано на проблеме построения учебного процесса с учетом потребностей и способностей студента. Автор приходит к выводу, что в настоящее время наблюдается острая потребность в поиске новых путей организации обучения и управления учебной деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная работа студентов, формы и методы организации учебной деятельности.

В настоящее время современная система образования в первую очередь ориентируется на индивидуальные потребности обучающихся и запросы общества. Наблюдаемые трансформации в обществе изменяют потребности, интересы и способности современных студентов, которые неотъемлемо являются частью этого общества. С позиций гуманистической модели образования студент рассматривается как носитель природного источника развития. Следовательно, возникает необходимость пересмотра традиционной парадигмы обучения, смещая акцент на гуманистическую (личностно-ориентированную), которая предполагает наличие изменений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей студентов и требований столь динамично меняющегося современного общества.

По мнению И.А. Зимней, центральные характерологические особенности студентов - это значительный образовательный уровень (в отличие от других групп населения), высокая мотивация к познанию, совмещение интеллектуальной и социальной зрелости, социальная активность [1, с. 183]. Студенческий возраст можно также охарактеризовать стремлением к самопознанию, переживаниями о своем месте в будущей профессии, сопоставлением «идеального Я» и «реального Я».

Организация учебного процесса строится на основе потребностей студента развивать личный потенциал, в зависимости от того, какие индивидуальные цели были поставлены им в период обучения. Изучая внутренний мир студентов, наблюдая за ними, определяя их интересы, способности, слабые и сильные стороны, преподаватель помогает студентам решать их проблемы способами, соответствующими их индивидуальному стилю обучения. Это обусловливает взгляд преподавателя на студента как партнера педагогического процесса.

Однако реальный процесс обучения в высшем учебном заведении обнаруживает, что значительный процент студентов не умеют слушать и конспектировать лекции, учебную литературу, планировать свое время для выполнения самостоятельной работы. Поэтому возникает противоречие между потенциальной возможностью студента быть субъектом осуществляемой деятельности и реально низким уровнем его готовности к выполнению роли субъекта своей учебной деятельности. Для разрешения данного противоречия перед преподавателем становится ответственная задача - сформировать студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, главным образом, необходимость научить его навыкам планирования, организации собственной деятельности, мотивации полноценно обучаться, общаться на профессиональном уровне и быть способным и готовым к дальнейшему самообразованию.

Основная проблема в организации учебной деятельности сегодня - это перевести студента из пассивного потребителя

знаний в инициативного субъекта образовательного процесса. Не стоит также забывать, что современная система образования существует в условиях информационного общества, которое определяет появление новых форм и методов организации учебной деятельности. Вследствие этого мы наблюдаем постоянный рост объёма и содержания учебной информации, которой должны овладевать студенты, хотя сроки обучения остаются прежними. Так же, по мнению ряда исследователей (С.В. Михейкина, И.Ю. Лясина, Р.В. Соколов, Н.С. Хван), данные трансформации в целом изменяют социальную среду, в которой развивается современная личность, влияют на характер ее отношений, в том числе и в системе «педагог-учащийся» [2, с. 364]. В итоге педагог вынужден искать новые пути организации обучения и управления учебной деятельностью студентов. И современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р.Г. Габдрахманова предлагает в качестве эффективной групповой формы организации учебного занятия включить работу студентов над творческим проектом «кейс-видеоситуация». По мнению автора, результат коллективной творческой деятельности (кейс-видеоситуации) дает возможность студенту развить теоретические способности, а педагогу оценить самостоятельность студента в различных ситуациях [3].

А.Н. Мешалкин выделяет следующие формы организации учебной деятельности студентов, оказывающих содействие их профессиональному становлению: лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, исследовательские студенческие лаборатории и другие [4, с. 113].

В последнее время в учебном процессе стала увеличиваться доля самостоятельной работы обучающихся, особенно в высшей школе. Самостоятельная учебная деятельность студентов - это вид организации индивидуального изучения определенного учебного материала в контактной и внеаудиторной форме. По мнению ряда авторов, максимально раскрыть весь свой потенциал самостоятельной учебной деятельности студент может лишь в условиях индивидуализации образовательного процесса.

Проблему индивидуализации самостоятельной учебной деятельности рассматривали в своих работах И. Бех, П. Гусак, И. Унт, М. Кривко, Л. Мартиросян. Формы и методы индивидуализации обучения раскрыты в трудах и зарубежных ученых, таких, как Р. Гронмунлд, А. Чикеринг, Дж. Дьюи и другие.

Организация самостоятельной учебной деятельности студентов, как правило, ориентируется на личные индивидуально-психологические характеристики обучающихся в сочетании с поэтапным контролем. Индивидуализация образовательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.