Научная статья на тему 'Каким может быть профессиональный стандарт педагогической деятельности'

Каким может быть профессиональный стандарт педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИСТА / PROFESSIONAL STANDARD / VOCATIONAL TRAINING / THE SYSTEM OF EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов Владимир Игоревич

Статья посвящена актуальной проблеме созданию профессиональных стандартов педагогической деятельности. Автор разграничивает профессиональные и образовательные стандарты, описывает функции профессиональных стандартов и предлагает принципы их формирования с учетом особенностей сферы образования и отличий деятельности педагога от других видов экономической деятельности. Рассмотрены недостатки и достоинства существующих в настоящее время документов по стандартизации педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каким может быть профессиональный стандарт педагогической деятельности»

РЕАЛИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ

УДК 378.0

В.И.Блинов

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - созданию профессиональных стандартов педагогической деятельности. Автор разграничивает профессиональные и образовательные стандарты, описывает функции профессиональных стандартов и предлагает принципы их формирования с учетом особенностей сферы образования и отличий деятельности педагога от других видов экономической деятельности. Рассмотрены недостатки и достоинства существующих в настоящее время документов по стандартизации педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональное образование, система образования, образовательный стандарт, педагогическая деятельность, квалификационные уровни и квалификационные характеристики специалиста.

Abstract. The paper deals with the urgent problem of developing professional standards of pedagogical work. The author singles out professional and educational standards, describes functions of professional standards and offers principles for their formation, taking into consideration a peculiar character of the system of education and the difference of teachers’ work from others. Advantages and disadvantages of the present documents on standards of pedagogical activities are given.

Index terms: professional standard, vocational training, the system of education, educational standards

По мере развития в России механизмов рыночной экономики все очевидней становилось несоответствие деятельности системы профессионального образования требованиям рынка труда при использовании существующих классификаторов. Стало ясно, что необходима разработка новых документов, определяющих требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников в рамках каждого конкретного вида экономической деятельности, т. е. отраслевых инструментов сопряжения требований сферы труда и сферы профессионального образования. Таким новым инструментом призваны стать профессиональные стандарты.

Профессиональный стандарт (далее - ПС) - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической (профессиональной) деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

Следует отличать ПС от образовательных стандартов, которые направлены на обеспечение качества подготовки будущих специалистов (в нашем случае педагогов, психологов, менеджеров образования). ПС же содержат требования к конкретным видам экономической деятельности, например к деятельности в сфере образования. Вместе с тем эффективность взаимодействия сфер образования и труда определяется качеством и степенью сопряжения профессиональных и образовательных стандартов. В качестве основы такой взаимообусловленной связи можно рассматривать концепцию профессионализма и профессионального развития, позволяющую выделить профессионально-психологические компоненты, необходимые для разработки как ПС, так и создаваемых с их учетом образовательных стандартов профессионального образования.

Основные функции ПС определяются возможностью его использования:

• для проведения оценки квалификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

• формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

• решения задач управления персоналом (разработки систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры и др.);

• установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласования наименований должностей (в рамках определенного ее вида) и т. п.

Можно выделить четыре основные группы пользователей ПС: государство, сфера образования, работодатели, работники. Государство при помощи ПС формирует политику в области занятости населения. Система образования с учетом ПС осуществляет разработку проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) всех уровней профессионального образования, программ обучения в системе дополнительного профессионального образования, рабочих программ, а также использует ПС для оценки качества обучения в соответствии с требованиями работодателей, оперативного обновления содержания ФГОС в соответствии с изменяющимися требованиями к выпускникам. Работодатели применяют ПС для определения компетенций при найме сотрудников, для установления и повышения уровня квалификации и качества труда работников. Благодаря ПС работодатели могут получать подготов-

ленных специалистов всех уровней, а также иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли. Работник на основе ПС может оценить свой профессиональный уровень, выяснить и обосновать необходимость повышения квалификации и качества труда.

Все обозначенные позиции, как будет показано далее, имеют прямое отношение и к ПС педагогической деятельности.

ПС формируется на основе следующих принципов: учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям работников; измеряемость (в форме количественных или качественных уров-невых определителей) указываемых в ПС требований к выполнению трудовых функций; вертикальная интеграция всех квалификационных уровней в виде экономической деятельности (области профессиональной деятельности); учет образцов лучшей практики, опыта успешных компаний, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее [8].

Для многих открытым остается вопрос: применима ли идея профессионального стандарта к педагогической деятельности или же она является в силу тех или иных причин принципиально нестандартизуемой?

В самом деле, в последние полвека получает все большее распространение личностно-ориентированный подход в образовании, предполагающий повышение степени его креативности, элемента неповторимости и индивидуальности в решении конкретных педагогических задач. Однако, как отмечает целый ряд авторитетных ученых-педагогов, и отечественных, и зарубежных, в образовательной деятельности наблюдаются и противоположно направленные процессы. Американский педагог Т. Грин считает: «Представляется вероятным, что гуманистическое образование удовлетворит идеологические запросы педагогов, но менеджери-альное направление будет по-прежнему отражать реальность. Совокупные ценности последнего будут доминировать в деятельности педагогов. Таким образом, идеология профессии, вероятно, будет иметь гуманистическую направленность, в то время как оперативные установки - ориентироваться на социальную полезность» [10]. По мнению В. А. Болотова, «в современной педагогической деятельности сочетаются, хотя и не без противоречий, тенденции к возрастанию ее наукоемкости (стандартизация, модульность, информационная поддержка, диагностичность целей и результатов), возрастанию субъектно-авторской позиции педагога, смещению целей этой деятельности в область личностно-развивающих функций» [2].

Разработка ПС педагогической деятельности находится в русле того направления, которое Т. Грин обозначил как «менеджериальное», а В. А. Болотов - как «тенденцию к возрастанию наукоемкости». Общий вектор данного направления - повысить степень управляемости образования, его экономическую и социальную эффективность.

Чтобы еще более конкретизировать ответ на вопрос о возможности ПС стандарта педагогической деятельности, воспользуемся следующим

рассуждением, которое содержится в одном из американских учебников педагогики [11]. Можно выделить два уровня педагогической деятельности: низший («наука») и высший («искусство»). На уровне «науки» могут быть описаны принципы педагогической деятельности; на уровне «искусства» могут быть описаны принципы хорошей и выдающейся педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая наука способна отличить педагогическую деятельность от непедагогической, но по своей природе не способна развести посредственную педагогическую деятельность и деятельность «выдающуюся».

Вопрос о том, действительно ли правомерно обозначенное разграничение относительнопедагогической науки, выходит за рамки настоящей статьи. Однако, на наш взгляд, приведенное рассуждение наиболее четко характеризует и возможность, и первичное назначение ПС педагогической деятельности. Это, во-первых, возможность и целесообразность формирования набора характеристик, отличающих ее от любых других видов профессиональной деятельности, и, во-вторых, построение иерархии данных характеристик по степени их сложности с целью выделить различные уровни профессионализма педагога.

В настоящее время имеется целый ряд спорных аспектов относительно обсуждаемой проблемы. Один из них связан со степенью развития организационного компонента современной педагогической деятельности. Многие эксперты отмечают, что различные виды профессиональной деятельности утрачивают чисто исполнительский характер и приобретают все более значимую организационную составляющую. В педагогической деятельности это может выражаться в использовании учителем разнообразных ресурсов внешкольного контекста для повышения эффективности образовательного процесса; организации социальных проектов и акций с учащимися вне школы; координации деятельности учителей-предметников с классом как значимого компонента деятельности классного руководителя или тьютора в условиях обучения по индивидуальным учебным планам и др. Практически всегда организационный компонент педагогической деятельности требует выхода за рамки классно-урочной, предметной системы. Вместе с тем, сохраняется и традиционный подход к характеристике педагогической деятельности, центрирующий ее на работе учителя-предметника в классно-урочной системе.

Другой «болевая точка» связана с тем, что в современных образовательных стандартах педагогического образования, выстроенных без опоры на ПС, соответствующие видам деятельности педагога типовые задачи сформулированы с учетом современных тенденций гуманизации, индивидуализации, информатизации образования и т. д. Однако способность любого выпускника педагогического вуза успешно с ними справиться (например, «реализовать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей» или организовать работу по «обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии») вызывает серьезные сомнения.

На наш взгляд, требования реализации индивидуального и личностного подхода, профильных и разноуровневых программ, разработки авторских курсов по выбору и т. п. не могут быть предъявлены как обязательные по отношению к выпускнику вуза, поскольку характеризуют более высокие уровни профессионализма. Они должны быть отражены не в образовательных стандартах, а именно в ПС в области «Образование».

Разработка ПС педагогической деятельности - не как ведомственного документа, а как определенного общественного договора («содержание профессионального стандарта... формируется на основе мнения тех или иных экспертов, оценок и характеристик, сделанных работодателями, специалистами, занятыми в соответствующем производственном кластере» [4]) - призвана определить общепризнанные на сегодня рамки педагогической деятельности и границы уровней профессионализма и тем самым снять имеющиеся проблемные вопросы.

При разработке ПС педагогической деятельности области «Образование» необходимо учесть ее отличия от большинства других видов экономической деятельности. Особенности рассматриваемого вида деятельности заключаются:

• в монополизации и ограниченном количестве видов субъектов;

• ее контроле органами государственной власти (Минобрнауки РФ);

• низком, практически близком к нулевому уровне коммерциализации: качество педагогической деятельности определяется показателями не столько экономической, сколько социальной эффективности;

• очень компактном инвариантном компоненте (собственно педагогическая, психолого-педагогическая и управленческая составляющие) и очень объемном содержательно-предметном (методическом) компоненте, специфика которого лишь в малой степени влияет на особенности собственно педагогического инварианта.

Со второй половины 1980-х и особенно с начала 1990-х гг. в нашей стране предпринимались неоднократные попытки сформировать в том или ином виде ПС педагогической деятельности. Среди них можно отметить

• профессиограммы педагога, разработанные под руководством В. А. Сластенина (1980-90-е гг.);

• должностные инструкции (1995 г.);

• функциональный подход к описанию педагогической деятельности А. И. Пискунова (1999-2001 гг.) [1, 7];

• ПС к профессии «Преподаватель профессионального обучения (2003 г.) [6];

• проект стандарта учителя, созданный на основе компетентностно-го подхода в РГПУ им. А. И. Гецрена под руководством В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой (2004-2006 гг.) [3];

• проект профессионального стандарта педагогической деятельности, базирующийся на представлениях о функциональной системе деятельности

и разработанный под руководством В. Л. Матросова и В. Д. Шадрикова (2007 г.) [9];

• квалификационные характеристики должностей работников образования в составе Единого справочника квалификаций должностей (ЕСКД), разработанного в Минздравсоцразвития РФ (2009 г.) [5].

Все перечисленные попытки создания ПС стандарта педагогической деятельности обладают в той или иной степени следующими недостатками.

Во-первых, в большинстве из них характеристики (виды трудовой деятельности, профессиональные функции, требования к знаниям и умениям и пр.) представлены не в уровневом формате, а единым блоком. Это не позволяет использовать ПС для решения важнейших задач - выделения критериев для определения уровня квалификации педагогического персонала (в целях аттестации, тарификации), а также определения «стартового» уровня квалификации педагога, который может быть принят за основу для составления соответствующего образовательного стандарта (в части требований к выпускникам педвузов и педколледжей). Исключением, ориентированным на уровневый подход, является профессиональный стандарт к профессии «Преподаватель профессионального обучения» (2003).

Во-вторых, большинство обозначенных документов охватывает лишь часть видов трудовой деятельности (должностей) в рамках вида экономической деятельности «Образование», при этом целые группы должностей остаются вне зоны охвата. Исключением по полноте охвата является ЕСКД (2009), в который включены среди прочего и характеристики ряда новых должностей, востребованных современным образованием, таких как тьютор (в общеобразовательной школе), социальный педагог, диспетчер общеобразовательного учреждения и др.

В-третьих, ряд проектов неоправданно ограничивает педагогическую деятельность традиционными трудовыми функциями. Подобный подход заметен в проекте профессионального стандарта педагогической деятельности (В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков). В данном проекте зафиксированы 24 профессиональных компетентности педагога, при этом все они преимущественно ориентированы на работу в рамках классно-урочной системы [9]. Таким образом, сфера педагогической деятельности ограничивается лишь одной, хотя и наиболее распространенной на сегодня, системой преподавания, что уже противоречит развивающейся образовательной практике (в частности, системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в начальной школе, элементам модульно-компе-тентностного подхода, реализуемым в учреждениях начального и среднего профессионального образования и др.). Совершенно иной подход использован в разработках руководимого Г. А. Бордовским авторского коллектива РГПУ им. Герцена: в числе пяти основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного учителя, выделяются по крайней мере две преимущественно организаци-

онные: «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы» и «создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы)» [3].

В-четвертых, в ряде случаев ПС строится не на компетентностном подходе, выступающем на сегодняшний день наиболее современным и адекватным научно-методологическим основанием стандартизации профессиональной деятельности, а на основе других, более ранних подходов. Так, ПС к профессии «Преподаватель профессионального обучения» (2003) представляет собой, по сути, многоуровневую должностную инструкцию, а его основной единицей выступают должностные обязанности, требующие определенных знаний, умений и навыков. При этом требования к компетентностям и личностным качествам работника в данном стандарте отсутствуют. Противоположный случай представляет уже упомянутая работа авторского коллектива РГПУ им. Герцена, в которой основой ПС выступает профессиональная компетентность педагога, представленная как совокупность ключевой (необходимой для любой профессиональной деятельности), базовой (отражающей специфику педагогической профессиональной деятельности) и специальной (отражающей специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности) компетентностей. Все три вида компетентностей взаимосвязаны, их сочетание создает целостный образ специалиста [3].

В-пятых, все без исключения представленные документы, в которых предприняты попытки стандартизации педагогической деятельности, по своему формату не соответствуют макету ПС, утвержденному в 2007 г. распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей. А ведь макет стандарта - это не формальность, а способ отбора и структурирования информации, составляющей содержание ПС.

Наконец, ни один из рассматриваемых документов не проходил широкой экспертизы в научно-образовательном сообществе. Все они, таким образом, носят в лучшем случае ведомственный, а не социально-консенсусный характер и по этому признаку не могут быть отнесены к профессиональным стандартам.

Как видим, проблема создания полноценного ПС педагогической деятельности до настоящего времени в нашей стране не решена.

Следует отметить, что на протяжении последних двух десятилетий работа по выявлению и стандартизации значимых характеристик педагогической деятельности велась и в рамках подготовки Государственных образовательных стандартов (ГОС) среднего и высшего профессионального образования по педагогическим специальностям (направлениям). Но результат этой работы в силу целого ряда обстоятельств не может быть принят за основу при составлении ПС педагогической деятельности.

Так, в ГОС квалификационная характеристика учителя содержала нерядоположенные составляющие, выделенные по разным критериям:

функциям учителя, целям профессиональной деятельности, требованиям к профессиональным ценностным ориентациям выпускника, владению средствами педагогической деятельности и т. д. Однако не были определены виды и задачи профессиональной деятельности, что вызывало большие трудности при разработке оценочных средств для аттестации выпускников.

В стандарте сделана попытка исправить указанный недостаток, проведено обновление квалификационной характеристики специалистов; уточнены объекты и виды деятельности, впервые подробно прописаны типовые задачи профессиональной деятельности, к решению которых должны быть подготовлены выпускники. Но набор выделенных в этом стандарте «видов профессиональной деятельности» учителя (учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой), на наш взгляд, является спорным. Во-первых, терминологически более адекватно понятие «функции учителя», принятое в тарифно-квалификационных требованиях. Оно исключает тавтологию, имеющуюся в ГОС ВПО и ГОС СПО, когда в «профессиональной деятельности» выделяются «виды профессиональной деятельности». Во-вторых, вызывает вопросы выделение в качестве отдельных видов культурно-просветительской и социально-педагогической деятельности. По набору типовых задач они скорее входят в состав учебно-воспитательной деятельности; более целесообразным представляется выделение в качестве отдельной функции педагогической деятельности взаимодействие с родителями учащихся. Наконец, образовательные стандарты характеризуют только первичный уровень профессиональной квалификации педагога, тогда как ПС должен включать характеристики и всех последующих, более высоких уровней.

Литература

1. Блинов В. И., Пискунов А. И. Педагогическое образование и Государственный образовательный стандарт профессиональной подготовки будущего учителя в области педагогической науки / / Преподаватель. 1999, № 5. С. 22-27.

2. Болотов В. А. Развитие педагогического образования в условиях модернизации школы: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив. моногр. / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.

4. Методика разработки профессиональных стандартов / в надзаг.: Российский союз промышленников и предпринимателей. Национальное агентство развития квалификаций. СПб., 2008. 29 с.

5. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ

Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593.

6. Об утверждении профессионального стандарта к профессии «Преподаватель профессионального обучения»: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22 декабря 2003 г. № 87.

7. Пискунов А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. 2001. № 3. С. 41-47.

8. Положение о профессиональном стандарте: утверждено распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г. М., 2007. 11 с.

9. Профессиональный стандарт педагогической деятельности: проект / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестн. образования. 2007. № 7. С. 20-34.

10. Green T. F. Schools and communicates: A look forward // Harvard Educational Review, 1969. Vol. 39. № 2. Р. 236-237.

11. Knowledge Base for the Beginning Teacher / Edited by Maynard C. Reynolds. AACTE, 1990. Р. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.