ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Морозов В.А.
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Каким должно быть взаимодействие субъектов-организаций, которое приведет к высокой степени совместимости их работы
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются и даются определения различным видам взаимодействия. Сформирована объединенная классификация взаимодействий субъектов рынка товаров и услуг. Исследуется совместимость нахождения конкурентов и партнеров до и после взаимодействия, в том числе через интеграцию (квазиинтеграцию). Приводится вариант функционального соответствия - совместимости макро- и микросистем, а также форм и типов совместимости, зависящих от взаимодействия сторон. Предложена структурно-функциональную зависимость - каким должно быть взаимодействие организаций-субъектов, которое приведет к высокой степени совместимости их работы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, виды и формы, типы совместимости, комплексность, конструктивный конфликт
JEL: Ю2, И4, И5 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Морозов В.А. Каким должно быть взаимодействие субъектов-организаций, которое приведет к высокой степени совместимости их работы // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 5. — с. 601-616. —
http://journals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/289/
Морозов Владимир Александрович, д-р экон. наук, профессор, кафедра философии и методологии экономики экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 19.05.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 29.05.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/289/
(с) Морозов В.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Сегодня принято считать, что конкуренция и партнерство признаются основными видами экономического взаимодействия. При этом традиционно виды взаимодействия делятся на две группы. Партнерство-сотрудничество обозначают такими понятиями, как «кооперация», «согласие», «приспособление», «ассоциация». В свою очередь, конкуренцию обозначают следующими определениями: «соперничество», «конфликт», «оппозиция», «диссоциация». Конечно, в обозначениях существуют дискуссионные темы. Предлагается сузить эти определения в процессе изложения материала и приблизить противоположные стороны к совместимому решению - нахождению консенсуса в разноплановых вопросах.
По своей природе существуют краткосрочные и долгосрочные взаимодействия. Они зависят от того, что является предметом рассмотрения. Если это касается купли-продажи товаров или услуг, то их скорее можно отнести к краткосрочным взаимодействиям. Если предметом отношений становится земля, природные ресурсы с привязкой к ренте, аренде (или подобное) территорий или строительных объектов и строений - это более долгосрочные взаимодействия. В свою очередь, есть ценности, на основе которых взаимодействия (взаимосвязи, взаимовлияния и в целом взаимоотношения) сохраняются тысячи лет -это духовные, морально-нравственные сценарии взаимодействия наций и народностей с близкими корнями своего вероисповедания.
Причем, говоря об уровнях совместимости, нельзя не исследовать предлагаемую иерархическую классификацию взаимодействия отношений: товарно-денежных, финансово-экономических, социально-экономических, социально-политических, общественно-религиозных, культурно-мировоззренческих, научно-инновационных и
инновационно-внедренческих. Главное, как это взаимодействует в совокупности, так как в отдельности, по большому счету, существовать не может по своей природе. Совместимость этих семи основных уровней соответствия определяет качество взаимодействия по конкретно взятому направлению, куда относятся все организации по своей принадлежности - миссии. Поэтому, как говорится, чтобы все силы на каждом уровне совместимости собрать в один кулак, нужно, чтобы вектора событий имели похожие направления и цели взаимодействия.
Здесь следует сказать, что на каждом уровне присутствуют содержательные характеристики взаимодействия. Если стороны представляют организации одной страны и вертикали власти, то здесь приходится говорить о горизонтальном взаимодействии, так как два субъекта находятся в равных отношениях — одном организационно правовом и финансово-экономическом фискальном поле. Если привлекаются третьи и другие организации, то доверительные отношения, сложившиеся за период взаимодействия, уступают место отношениям высокой взаимной зависимости, когда каждый участник во многоходовой цепочке зависит от партнеров (в том числе фискальных) в определенных сферах деятельности. То есть вместе с горизонтальными взаимодействиями появляются вертикальные взаимодействия.
С образованием многосторонних взаимодействий появляются локальные коммуникативные сети, позволяющие группировать участников общего взаимодействия, которые появляются на основе многосторонних взаимодействий. Как правило, сети имеют управляющую функцию относительно финансовых, организационных, информационных и других координирующих потоков. Непосредственные контакты между субъектами, участвующими в процессе создания потребительской ценности, незначительны, так как конечным результатом считается покупка или продажа. Тем не менее, с каждым взаимодействием сторон появляются первые «ростки» доверительных взаимодействий, которые могут стать основой для будущих устойчивых коммуникативных связей.
Получается, что многоразовые взаимодействия на уровне товарно-имущественных и финансово-экономических отношениях проникают в сознание сторон, в культуру их производства и выстраивают идеологию доверительных взаимосвязей (диалога), позволяющих на уровне этики бизнеса проникать в моральную атмосферу деловых и личностных предпочтений участников взаимодействия.
Известна поговорка: «дружба дружбой, а табачок врозь». Здесь появляются уже сомнения, так как длительное взаимодействие объединяет участников процесса уже по поговорке «с одного поля ягода». Конечно, риски и конфликты на рынке товаров и услуг в России загонят с участием фискальных органов любого «под плинтус» и в этом беда нашей недемократичной финансово-правовой системы, которая
делает несовместимым порой то, что давно лежит на поверхности наладившихся отношений.
Бюрократия своей непрофессиональностью, недоверием, взяточничеством и косностью мышления лишает горизонтально-вертикальные взаимодействия, когда вдруг появился новый начальник или финансист в крупном бизнесе (или альянсе предприятий, в том числе государственно-муниципальные учреждения). Роль личности во взаимодействиях на разных уровнях менеджмента в России исключительно влиятельна, поэтому никакие правила и законы не будут уравнивать длительное время взаимодействия сторон без демократично-развитой экономико-правовой среды взаимоотношений
предпринимательских организаций по всей вертикали власти.
В существующей ныне среде не до демократического соперничества. За двадцать пять лет перехода страны к рынку постепенно начали проявляться долгосрочные взаимовыгодные взаимодействия (причем пока на основе кланов и кумовства). Появляющиеся периодически международные конфликты и экономические кризисы не позволяют добиться требуемого. Несмотря на это, начинают создаваться условия для формирования сложных группировок субъектов, связанных не только и не столько отношениями собственности и взаимных поставок.
Входящие в рыночные объединения организации сознательно строят и поддерживают долгосрочные взаимодействия, которые не только отражают их стратегические интересы, но в большей степени являются неким символом, демонстрацией нацеленности организации на долгосрочный, устойчивый характер сотрудничества. Важно, что эта нацеленность на стабильность во взаимодействиях содействует образованию единого пространства знаний и информационного поля, что позволяет общему качественному росту всех его участников.
Наиболее эффективным для развития коллективов организаций (и личности в ней) является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным
влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.
Сотрудничество участников бизнес- процесса - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование будущей деятельности, совместное распределение потенциалов, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника бизнес-процесса, совместный контроль и оценка результатов работы и далее - корректировка новых целей и плановых задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы.
При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они должны быть конструктивными, так как разрешаются на основе общего стремления к достижению цели. Они не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяя подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень.
Если направления взаимодействия рассматривать в различных аспектах: государство - предприятие или государство - некоммерческая организация, а нагляднее, например, на уровне «организация -организация», то объединенная классификация взаимодействий субъектов рынка товаров и услуг можно представить следующим образом (табл. 1).
Можно также взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, «субъектность» позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания указанных признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опеку, подавление, индифферентность, конфронтацию.
В девяностые годы, после «приватизации для богатых», рынки в России сложились теми, у кого были деньги (зарубежные и криминальные структуры) или кто мог «безболезненно» для себя воспользоваться государственными средствами - это чиновники высокого ранга и их близкие. Поэтому образование горизонтальных и вертикальных связей происходило быстро и конкретно (за исключением разборок за лакомые куски).
Как для партнеров, горизонтальные взаимодействия - это взаимодействия предприятий в одной отрасли. Соответственно, горизонтально-смежные отношения - это объединение организаций разных отраслей, связанных технологическим процессом и процедурами производства готового товара.
Таблица 1
Объединенный перечень взаимодействий участников рынка
Компонентырьшка Видыоценок Типы взаимодействия
Уровень конкуренции Свободная Соперничество
Умеренная Регулируемое соперничество
Ограниченная Диктаторство
Способ соперничества Стоимостной Стоимостной
Нестоимостной Нестоимостной
Оценка совместимости работы участников Несогласованность (-) Оппозиционный
Согласованность (+) Доверительный
Правовой уровень рыночной среды Высокий Контрактный
Низкий Рамочный
Результативность деятельности Устойчивая Одноцелевой
Неустойчивая Инвариантный
Участие фирм к захвату сегментов рынка Взаимный передел Горизонтальный
Параллельный передел Смежный
Диктующий передел Вертикальный
Состав субъектов Двасубъекта Конкретный
Много субъектов Разноплановый
Вектор активности Среда участников Внутренний
Окружающая среда участников Внешний
Взаимоотношение участников Прямое Прямой \ прозрачный
Непрямое Косвенный \ завуалированный
Функции менеджмента участников Обязательные Нормированный
Необязательные Ненормированный
Продолжительность действий Среднесрочная Технологичный
Краткосрочная Процедурный
Виды! целей участников Материальный Монетарный
Не материальный Благотворительный
Вертикальные взаимодействия — это взаимодействия, возникающие в укрупненных, в том числе кластерных структурах. Здесь могут присутствовать сформированные самими организациями (или по указанию сверху, например, сеть некоммерческих организаций) — ассоциации, альянсы и объединения различных правовых форм с участием государственно-муниципальных структур.
Влияние кризиса заставляет менять структуру рынка, приводя его к расширению монопольной и олигопольной среды. Что и происходит в настоящее время. В связи с этим число краткосрочных взаимодействий уступит числу среднесрочных и долгосрочных контрактов, однако число их несоизмеримо меньше из-за банкротства значительного числа предприятий малого бизнеса. Следствием таких процессов взаимодействия является:
- укрепление сотрудничества между организациями как в рамках одного региона, так и нескольких, с унификацией сторон взаимодействия в их деятельности;
- изменение барьеров в продвижении рассматриваемых ресурсов между этими организациями в рамках региона;
- объединение рынков отдельных регионов с образованием одного единого межрегионального рынка;
- устранение разного рода различий между экономическими потребителями, относящимися к разным субъектам РФ;
- обезличивание особенностей и возможное повышение дискриминации участников в каждой из субъектных экономик.
Взаимодействия участников сложившегося рынка формирует определенную систему отношений микроуровня, включающую:
- отношения между действующими продавцами на рынке;
- отношения между продавцами и покупателями;
- отношения между реальными и потенциальными продавцами.
В данном взаимодействии участников отражается весь комплекс мер, позволяющих воздействовать на спрос и на предложение. Если давление рынка (среды) товаров и услуг осуществляется на производителей (хотя такое возможно и со стороны государства-монополии) преобладающим типом взаимодействия, то это весьма опасно, так как у одних предприятий формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других организаций - деспотичность, агрессия по отношению к участникам бизнес-процессов, окружающей среде, чувство собственного превосходства. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации.
В рыночном взаимодействии проявляется также стратегическое поведение организации. Стратегическим принято называть всестороннее поведение, когда при выборе варианта деятельности (цена - количество и качество товара) предприятие принимает во внимание возможные ответные действия конкурентов. Стратегические поведение означает, что организация способна оказывать влияние на рынок, она может влиять на устанавливаемую на рынке цену равновесия. Степень такого влияния зависит от стратегической силы субъекта: доли рынка, имиджа, наличия информации о рынке. И только когда организации достаточно
равны по силам (уровням влияния), они могут воздействовать друг на друга и вынуждены считаться с таким обратным влиянием.
Основным критерием классификации взаимодействия организации служит степень конкуренции на рынке. Известны три категории рынков: рынок совершенной конкуренции с максимальной степенью конкурентных взаимодействий; его противоположность -рынок монополии с минимальной степенью конкуренции (отсутствием таковой); и рынок несовершенной конкуренции, где она присутствует, но ее действие искажается поведением отдельных влиятельных экономических субъектов.
Классификация взаимодействия субъектов в зависимости от степени конкуренции широко представлена в литературе. Поэтому, говоря о видах взаимодействия, хотелось бы только отметить, что при разных формах рынка взаимодействие представлено как:
- конкурентное поведение с высокой зависимостью поведения участников для совершенного рынка;
- рыночное поведение со средней зависимостью участников для олигополии;
- монопольное поведение при отсутствии зависимости в поведении других участников при монополии.
Взаимодействие участников рынка позволяет достичь высокой степени конкуренции, вместе с тем изменения экономической среды и пассивная реакция на это субъектов приводит к ослаблению взаимодействия сторон, что ухудшает состояние производителей и соответственно потребителей-партнеров рынка. Поэтому среднее состояние конкуренции, то есть олигополия (регулируемая государственно-муниципальными органами), сегодня является преобладающим типом взаимодействий фирм в странах с развитой рыночной (смешанной) экономикой. В этом случае ценовая и неценовая конкуренция привлекает вертикали власти (в том числе местной), способные смягчить скачки цен и качество продукта.
Совместимость нахождения конкурентов и партнеров ведет либо к оппозиционному конкурентному, либо самостоятельному характеру поведения в хозяйственном секторе экономики, либо согласованным (кооперативным) действиям соучастников рыночных процедур продвижения товара. Правовое поле хозяйственной деятельности позволяет игрокам рынка чувствовать себя защищенными при условиях,
когда отношений между организациями строго и однозначно определены. Тогда такие виды взаимодействий характерны для развитой рыночной экономики. В противном случае отношения между субъектами базируются в большей степени на неформальных договоренностях, чем на институционально оформленных контрактах.
Если среда более (правовая) институциональна, то рыночные отношения в ней носят более стабильный характер и наоборот. Для стабильных рынков характерны такие факторы, как минимально эффективный выпуск, диверсификация производства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, диверсификация продукта.
В этом смысле важно взаимодействие через интеграцию. Как показывают исследования выбора направлений интеграции (существует более 24 стратегий интеграции), в США в 30% случаев предпочтительной оказывается неинтеграционное развитие (отсутствие контроля собственности). Но большинство фирм, выбравших интеграцию, используют частичную (в 75—85% случаев), а еще 15—25% компаний - полную интеграцию. Квазиинтеграция составляет порядка 25% случаев при выборе формы контроля собственности в компаниях, но является наиболее перспективным вариантом интеграционной трансформации.
Наибольшая актуальность квазиинтеграции, в том числе и для России с ее территориями, объясняется необратимостью процессов глобализации и сопровождающими его качественными изменениями не только в конкурентной ситуации на рынке, но и в потребностях потребителей. Кроме того, интеграция в бизнес-объединения является закономерным результатом эволюции во взаимодействиях субъектов территорий (организаций среды). Поэтому далее необходимо рассмотреть возможные бизнес-объединения субъектов (организаций).
В случае исследования нестабильных рынков для совместимости организации с динамичной средой ей приходится активно реагировать не только на сильные, а главное — на слабые сигналы рынка со всех его сторон. Поведение организации происходит самостоятельно. Это может проявляться в стремлении субъектов вступать в вертикальные/горизонтальные или смешанные контракты, войти в какое-либо отраслевое или региональное промышленное объединение. Другими словами, большая величина затрат, возникающих при
заключении контрактов, сокращает стимулы организации к конкурентным взаимодействиям и увеличивает стремление к кооперативным.
Организация может стать частью (дочерней) другой компании, может разделиться на две-три, если вначале она совмещала разные направления деятельности, чтобы уйти от дополнительных затрат. Организация может перешагнуть свою отрасль и уйти в смежную (иную) отрасль, например, из сферы общественного питания в гостиничный или туристический бизнес. То есть обновленные взаимодействия предполагают повышение совместимости с окружающей средой в различных аспектах, начиная от новых требований бухгалтерской отчетности до кардинального рывка в повышении культуры производства новых товаров.
По существу, совместимость определяется развитием институциональной, системной, эволюционной, мировой и информационной экономик, конечно, с непосредственным участием социально-политических, общественно-религиозных структур, отвечающих за идеологию и культурные ценности наций и народностей, формирующих государственные пространства.
Поэтому прошедшая в нашей большой по территории стране неодновременная приватизация отраслей, а также масштабная переприватизация ведущих подотраслей добывающих и перерабатывающих экономик позволяет из стабильного рынка сделать аморфный (неинституциональный), то есть мало совместимую среду для стабильного обитания ее субъектов и, конечно, их взаимодействия.
Получается, чем активнее ведет себя участник рынка за счет многообразия используемых им форм взаимодействия, тем совместимей он в этой среде (тоже меняющейся), а также в интересующих его других межотраслевых средах. Для этого все подсистемы организации (а их основных существует всего семь) должны «работать на полную катушку».
Рассмотрим, как основные подсистемы организации совмещаются с подсистемами среды потребности общества, накладывая указанные структуры. Из таблицы 2 мы видим, что каждая подсистема предприятия (организации) находит своего оппонента, каждый уровень одной структуры корреспондируется с уровнем (мезо системой) совместимости другой макросреды (общества).
Таблица 2
эианты функционального соответствия - совместимости макро- и микросистем
Псдристемысредыразвишя обкцеава(аообкцес1ва) Форммррующие подсистемы органпзащит (в сообществе)
Познавательно (научно) - духовный уровень Когнитивная подсистема
Культурно-мировоззренческий уровень Ментальная подсистема
Религиозно-теологический уровень Культурная подсистема
Политический уровень Историческая подсистема
Социальный уровень Институциональная подсистема
Финансово-экономический уровень Имитационная подсистема
Продуктовый-имущественный уровень Организационшо-технологическая, имущественная подсистема
Отсюда следует, что гармонично совместимая среда развития общества складывается из семи уровней. Но главное, чтобы совместимость не нарушалась и общество шло не по повторяющемуся сценарию однообразных социально-экономических и социально-политических кризисов, а по пути инновационного развития. Для этого требуется взаимодействие всех уровней. В таблице 2 справа уровни предприятия, слева — уровни совместимости среды развития. Взаимодействие этих уровней предопределяет структуру совместимости среды для развития человека (как личности, соответственно, семьи), организации и сообществ, объединяющихся в семь миллиардов человек.
Из сказанного выше, возвращаясь к рыночным отношениям, следует, что в этом процессе важна не только работа предприятий, изготавливающих все товары, в том числе основные фонды. В бизнес-технологии также необходима активность финансово-экономических структур, формирующих рынок ценных бумаг. Последние годы они сильно увлеклись финансово-политической спекуляцией и работают сами на себя, формируя финансовые пузыри, при этом сократив известную формулу К. Маркса «деньги — товар — деньги», оставив только «деньги1— деньги2...».
В целом, после 90-х годов социально-политическая среда преимущественно была нацелена на решение стратегических задач и носила характер партнерства. В 1999 году враждебные объединения составили менее 5% по стоимости и менее 0,2% от общего количества соответствующих сделок. Но по теории циклов в 2015 году опять из-за передела мировых ресурсов и сфер влияния вспыхнули искусственно созданные политические очаги раздора в ряде стран Африки, на ближнем востоке и Украине, чтобы сохранить США свое прежнее геополитическое влияние. Опять все сначала.
Достижение совместимости - это взаимодействие всех организаций, составляющих не только продуктово-имущественный и финансово-экономический уровень. Здесь участвуют организации, формирующие социальный, политический, религиозно-теологический, культурно-мировоззренческий и научно-познавательный
(инновационный-творческий) уровни.
Основной путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных духовных переживаний, ощутимого вклада каждого участника (или стороны) в общий результат, возникновения отношений не материальной зависимости. В свою очередь, индифферентный тип взаимодействия может привести к конфликту и перейти в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов, достижений взаимодействующих сторон.
Здесь отдельно требуется выделить такой вид взаимодействия, как конфликт, поскольку он может сопутствовать всем другим видам и типам. Он носит обычно временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой, как правило, созидательный тип взаимодействия.
Конфликт - это следствие риска, когда происходит столкновение разнонаправленных задач, интересов, позиций, мнений или взглядов участников взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу или противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах. Это также может быть несовпадение интересов и желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием: поиска решения, когда обычно сталкиваются новаторство и консерватизм; интересов групп, когда организации или субъекты отстаивают интересы только своей стороны при игнорировании общих интересов в происходящем процессе; эгоистическими или корыстными побуждениями субъекта, когда материальная выгода подавляет все другие мотивации.
Конфликт может произойти, когда один субъект ущемляет интересы другого субъекта. Если другой субъект отвечает адекватно, то может развиться в сторону неконструктивного или конструктивного конфликта. Неконструктивный конфликт образуется, когда стороной
движет чисто материальные, безнравственные интересы и методы давления (борьбы), причем другая сторона дискредитируется и публично унижается (по другим уровням совместимости). Как правило, возникает откровенное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными неуступками и дополнительным давлением разного рода.
Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда стороны соблюдают правила обоснованного убеждения, без унижения чести и достоинства с применением реальных фактов или деловой аналитической аргументации. Конфликт вначале тормозит развитие событий, вызывая недоверие и дополнительное его осмысление, сопровождается (так как участвуют все слои совместимости) духовно-психологическим переживанием (осмыслением), но затем может стремительно изменить ситуацию для обеих сторон, придавая этому нахождение нового пути быстрого развития. Что позволяет субъектам, несмотря на взаимные уступки, затем более гармонично сплоченно развиваться не только на материальной основе в финансово-экономической сфере интересов.
Известно, что вертикальное взаимодействие практически определяет циклы развития. Сегодня политики в основном увлекаются финансово-экономическими задачами, так как многие стараются в этой игре лично больше приобрести. Эта звездно-денежная болезнь политиков, прилипших к власти, дорого стоит гражданам их государств.
Когда политическая элита все-таки поднимет глаза вверх от денег, возможно, во взаимодействиях вместе с потребительскими ценностями появится значительно больше и нравственно-этических реальных сценариев развития наций и народностей, их духовно-творческое и научно-познавательное взаимодействие, которые определяют совместимость всех ее уровней для всех и каждого члена сообществ.
В практической работе и жизнедеятельности характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этих процессов в достижении целостной совместимости среды и находящихся в ней субъектов.
Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог целесообразно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то из субъектов (организаций) нуждается при решении многоходовых контрактов и соглашений в опеке, проявлении финансового внимания и экономической заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения, и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жесткие требования.
Безусловно, применительно к конкретным условиям можно
«_» и «_» О ТТ
найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса. Возможно, за счет турбулентности приемов взаимодействия и сохранения относительно сбалансированной экономико-правовой среды при этом позволяет сохранить совместимость на всех уровнях вертикали потребностей развития общества и его участников.
Предлагаем обобщенную развернутую форму роста совместимости за счет развития взаимоотношений участников сторон (табл. 3).
Большинство современных экономистов стоит на позициях синтезирования, или комбинирования, экстернальных и интервальных теорий. Экономика взаимодействия, по сути, является материальной проекцией теории совместимости (взаимодействия). Факторами колебаний взаимодействия являются:
— биотехнические нововведения;
— нерегулируемая динамика роста населения;
— спонтанная миграция культур;
— конфликтное освоение новых ресурсных территорий.
Попробуем описать структурно-функциональную зависимость, то
есть каким должно быть взаимодействие (Vd) организаций-субъектов, которое приведет к высокой степени совместимости их работы:
Vd = £(Е, Р, I, К, ^ О)/ Rс
Е — единство интересов взаимодействия для всех 7 подсистем субъектов;
Р— прозрачность и открытость работы сторон-участников;
Таблица 3
Формы и типы совместимости, зависящие от взаимодействий сторон
Формыразвития совместимых отношений Типы совместимости
САМОИЗОЛЯЦИЯ Состояние не враждебной изоляции, где каждый сам по себе Взаимоизоляция
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ДИАЛОГ Рекомендательное предложение товара соседнего субъекта, с которым нет прямых взаимоотношений Посредничество
ДИАЛОГ Состояние в необходимости переговоров для совместного выживания. Состояние во взаимно заинтересованных переговорах разнопланового характера и на разных уровнях совместимости с подготовкой ответственности сторон в соответствующем поведении. Взаимовлияние
СОТРУДНИЧЕСТВО Состояние поставок товаров и услуг разного рода на отдельных уровнях совместимости. Состояние многофункциональных долгосрочных поставок товаров иуслуг Взаимосвязь
ПАРТНЕРСТВО Состояние многофункциональных долгосрочных поставок товаров и услуг с участием всех уровней совместимости Взаимодействие
ОБЪЕДИНЕНИЕ Общее состояние комфортных условий для участников с их едиными привилегиями внутри по отношению к внешней среде и ее субъектам Единоначалие
СЛИЯНИЕ Стирание различий по всем уровням совместимости с сохранением формального культурно-исторического статуса (нации, народности) Единство
I - иерархичность влияния (сверху вниз) уровней взаимодействия;
К- комплексность использования форм взаимодействия с учетом взаимовлияния человеческого фактора (лидеров сторон);
R - регулярность и системность отчетности сторон взаимодействия;
0£ - допустимо-принудительное (конструктивный конфликт) обновление форм для эффективного взаимодействия; Rс- риск допустимой совместимости1.
Заключение
Возникший кризис взаимодействий, в том числе допустимо-принудительный, должен быть более регулируемым, т.е. образующиеся
1 Морозов В.А. Совместимость социально-экономических систем. Основы теории совместимости. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013. - С. 253.
или запланированные количественно-качественные изменения в нем должны реализовываться полностью. Это позволит отложить или предотвратить последующий кризис, в противном случае — снизить его глубину и продолжительность, ограничившись локальными немногочисленными конфликтами на нижних уровнях совместимости.
ИСТОЧНИКИ:
1. Балабанова А.В. Управление экономическим ростом: модели и стратегии. — М.:
Российская Академия предпринимательства, 2004. — 240 с.
2. Беляков С.А., Клячко Т.Л. Российское высшее образование: модели и сценарии
развития. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 316 с.
3. Математическое моделирование экономических процессов и систем / О.А. Волгина,
Н.Ю. Голодная, Н.Н. Одияко [и др.]. — М.: КНОРУС, 2012. — 200 с.
4. Социально-экономические модели в современном мире и путь России: Кн. 1
«Трансформация постсоциалистического общества»: Монография / К. Микульский, А. Сидорович, Н. Симония [и др.]. — М.: «Экономика», 2003. — 758 с.
5. Морозов В.А. Совместимость социально-экономических систем. Основы теории
совместимости. — М.: Экономика, 2013. — 334с.; переиздана: Morozov V. Exploring compatibility: Foundations of a Theory. — England: Quickstone Publishing UK, 2014.
6. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник. — М.:
Экономика, 2005. — 727 с.
Vladimir A. Morozov, Doctor of Science, Economics, Professor, the Chair of Philosophy and Economic Methodology of the Economic Faculty of Lomonosov Moscow State University
What the interaction between enterprise entities should be like to make their work highly compatible
ABSTRACT:
The article defines various interaction types and provides an overview thereof. A unified classification of interactions of entities on the commodity and service market has been considered. The author pays special attention to the compatibility of finding partners and competitors before and after the interaction, including finding them through the integration (quasi-integration). He presents the variant of functional correspondence - compatibility of macro- and microsystems, and also the forms and types of compatibility depending on the parties' interaction. A structural-functional dependence showing what the interaction (Vd) of enterprise entities should be like to achieve a high-degree compatibility of their work has been proposed.
KEYWORDS: interaction, types and forms, coordination types, comprehensiveness, constructive conflict