Научная статья на тему 'Какие виды компетентности необходимо формировать в процессе дои последипломного образования врача?'

Какие виды компетентности необходимо формировать в процессе дои последипломного образования врача? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2922
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА / ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВРАЧА / ГУМАНИЗМ / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICIAN’S PROFESSIONALISM / COMPETENCE OF THE DOCTOR / EVIDENCE-BASED MEDICINE / HUMANISM / MEDICAL ETHICS / HIGHER MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Константин Петрович

В работе представлен обзор современных представлений о компетентности врача (КВ). Определены основные классификационные категории и компоненты КВ. Итоговая модель КВ включает иерархически взаимосвязанные категории: профессионализм, гуманистические характеристики врача и общественные предписания в виде медицинской этики и законов. Обсуждаются вопросы развития отдельных видов компетентностей применительно к особенностям программы и учебного плана на этапах образования врача. Проблема компетентности врача увязывается с развитием доказательной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What type of competencies has to be formed during physician’s pre-and postgraduate education?

The paper presents an overview of current understanding of medical doctor’s competence (DC). The main classification categories and components of DC are identified. The final model of DC includes hierarchically interrelated categories: professionalism, humanistic characteristics of a physician and the public prescriptions presented as medical ethics and law. The development of some competencies is discussed as distributed along the curriculum regarding to the stages of medical education. The medical competence is approached with the development of evidence-based medicine. The article proves a direct impact of new principles of evidencebased medicine on a competence of a doctor.

Текст научной работы на тему «Какие виды компетентности необходимо формировать в процессе дои последипломного образования врача?»

УДК 614.252-378.1

Вестник СПбГУ. Сер. 11. 2013. Вып. 3

К. П. Воробьев

КАКИЕ ВИДЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ДО- И ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧА?

В октябре 2012 г. по инициативе армянских коллег в Ереване состоялась международная конференция, посвященная вопросам доказательной медицины (http:// www.medlib.am/?page=13). Наименование конференции «Доказательная медицина в Армении: миф или реальность?» красноречиво характеризует два аспекта проблемы: существование доступных и содержательных знаний о сущности предмета «доказательной медицины» и неопределенная степень готовности социума (в данном случае армянского) к внедрению новой технологии медицинской практики. Эта ситуация также типична для России, Украины и других стран бывшего СССР, в которых за сотни лет сформировались однотипные культурные традиции, в том числе однотипные модели медицинской практики. Апологеты доказательной медицины этих стран всячески стремятся убедить медицинское сообщество в необходимости изменений основополагающих принципов медицинской практики, приведения их в строгое соответствие с результатами качественных клинических исследований. Другая, большая часть медицинского сообщества, не имея специальных знаний о сущности доказательной медицины, чаще всего не понимает эти нововведения и активно их отторгает. Несмотря на такую ситуацию, «модный» термин «доказательная медицина» широко используется медицинскими чиновниками и исследователями, но чаще всего без должных оснований.

Огромная заслуга армянских коллег состоит в том, что в Ереване была собрана группа наиболее квалифицированных экспертов России и других стран в области методологии доказательной медицины (http://www.medlib.am/conference/ lecturersengLast.pdf) и созданы условия для творческого обсуждения будущей международной декларации. Текст декларации обсуждался экспертной группой в процессе нескольких вебинаров после окончания конференции, затем прошел согласование и был опубликован на английском (http://www.medlib.am/conference/ Yerevan_declaration_final_engl.pdf) и русском языках (http://www.biometrica.tomsk.ru/ Yerevan_declaration_final_rus.pdf).

Авторы декларации взяли обязательство «последовательно продвигать принципы доказательной медицины», что подразумевает информационную работу в медицинском сообществе по раскрытию основных положений Ереванской Декларации. Первый пункт Декларации затрагивает фундаментальную категорию медицинской деятельности — компетентность врача (КВ). В специальной публикации, целью которой явилось определение взаимосвязи уровня знаний основных положений доказательной медицины с уровнем КВ, автору данного исследования пришлось достаточно глубоко погрузиться в проблему [1]. Оказалось, что привычное понятие «КВ» не имеет сколько-нибудь строгого согласованного определения в русскоязычном

Воробьев Константин Петрович — доктор медицинских наук, ассистент, Луганский государственный медицинский университет, Украина; e-mail: [email protected]

© К. П. Воробьев, 2013

информационном пространстве. В англоязычном информационном пространстве, несмотря на определенные традиции, в последнее десятилетие идет активная дискуссия о сущности понятия «КВ». В соответствии с поставленной целью, наша работа над этой публикацией носила аналитический характер, в результате которой нам удалось найти современную и непротиворечивую модель объекта под наименованием «КВ». В рамках этого объекта было определено важнейшее место специальных знаний врача в области методологии доказательной медицины для роста квалификации в процессе непрерывного последипломного образования.

Эти новые знания имеют целый ряд прикладных аспектов в здравоохранении, из которых наиболее актуально определение классификационных характеристик КВ, среди разных специальностей и у врачей разной специализации, в рамках одной специальности. В свою очередь, такая классификация позволит выстроить ряд важнейших для современного здравоохранения критериев уровня КВ и методологию экспертизы КВ. Именно на эти конечные пункты направлены силы исследователей экономически развитых стран, так как в наш век глобализации врач все больше становится участником конвейера медицинских услуг. По отношению к этому утверждению могут существовать различные суждения, но сам факт превращения врача из представителя свободной профессии в один из элементов процесса производства медицинских услуг нельзя игнорировать.

Второй важнейший аспект новых знаний о КВ связан с процессом очного обучения. Обучение врача можно рассматривать как выполнение программы освоения набора необходимых компетенций. Исходя из этого становится очевидным примат образования в формировании и утверждении современной модели КВ. Поэтому в данной работе мы попытаемся перейти от аналитических суждений к синтетическим, которые позволят нам сформулировать приоритетные компетенции, которые должны закладываться и формироваться в процессе до- и последипломного образования.

Цель исследования. На основании предшествующего анализа понятия «компетентность врача» определить набор компетенций, которые должны формироваться в процессе до- и последипломного образования врача.

Источники информации. Мы не обнаружили в русскоязычном информационном пространстве каких-либо систематизированных обобщений на тему «КВ», поэтому в качестве материала исследования будем использовать аналитические обзоры и исследования по обсуждаемой теме, которые были опубликованы на английском языке в последние 10-15 лет. В значительной степени эти материалы уже обобщены в предыдущей нашей работе, которая находится в открытом доступе (в соответствии с международной инициативой HINARI) на сайте украинского медицинского журнала [1]. В данной работе мы постараемся ограничить неизбежные повторения в рамках цели исследования и будем использовать предыдущие наши обобщения как основу для новой модели КВ применительно к высшему медицинскому образованию.

Для реализации плана создания новой модели вначале перечислим основные наиболее важные компоненты КВ. Новая модель позволит определить, на каком этапе врачебного образования и в какой форме следует формировать каждый компонент КВ.

Определение понятия «компетентность врача». Любое определение понятия «КВ» обречено на неполноту в силу двух проблемных аспектов:

• это комплексное понятие, которое, в свою очередь, включает ряд неоднозначно трактуемых определений;

• между многочисленными компонентами модели под наименованием «КВ» существуют различные взаимосвязи, которые невозможно качественно описать в рамках привычных понятий.

Определенной новацией явилось определение КВ, которое предложили авторы достаточно обстоятельного аналитического обзора литературы за период 19662001 гг., которое они сформулировали следующим образом: «всеобъемлющее определение компетенции — привычное и разумное использование общения, знаний, технических навыков, клинического мышления, эмоций, оценок и рефлексий в повседневной практике на благо человека и общества» [2]. Оба автора этого определения представляют, в том числе, и кафедру психиатрии американского университета, что, очевидно, объясняет акцент в определении КВ на таких категориях как общение, эмоции, рефлексии. Эти категории относятся к общим характеристикам врача, которые не имеют отношения к медицинским знаниям и навыкам. Подобные общие характеристики врача также предлагают другие авторы, и они все чаще становятся предметом научного анализа. Немаловажное значение в оценке КВ занимает степень соответствия образа действий врача с различными общественными предписаниями. Учитывая многообразие анализируемых компонентов, целесообразно вначале выделить основные категории КВ, обозначить их составляющие, а затем построить соответствующую модель и обозначить взаимоотношения ее компонентов.

При разработке теорий широко используется понятие «категория» как наиболее общее априорное понятие, которое является основой любой классификации. То есть, используя категорийные понятия, мы можем построить абстрактную модель объекта. В докладе Федерального совета США по образованию в области внутренней медицины, который основан на результате опроса экспертов, выделены 24 характеристики КВ. Эти характеристики на более высоком уровне обобщаются тремя важнейшими категориями: гуманизм, профессионализм и этика [3]. Мы предлагаем взять за основу эту классификацию, но использовать несколько иные акценты с учетом иерархии анализируемых категорий, а именно: профессионализм, личностные характеристики врача, общественные предписания.

Следующее ключевое замечание нашего исследования состоит в том, что, описывая характеристики компонентов модели КВ, мы выражаем определенные ожидания государства, медицинских чиновников, коллег и пациентов [1]. Эти ожидания разных участников медицинской деятельности всегда различны в силу разных мотиваций, но внешне не противоречивы. В последние десятилетия ожиданиям пациента уделяется все больше внимания.

Профессионализм. Некоторые авторы используют понятие «профессионализм врача» вместо понятия КВ. Типичным примером является публикация Н. М. Swick (2000), в которой представляется природа профессионализма и природа врачебной деятельности, определяется набор качеств, характеризующих врачебный профессионализм, но не дается определения термина [4]. Профессионализм трактуется как высокий уровень овладения определенным видом деятельности, с точки зрения согласованной оценки профессионалов, т. е. специалистов. Автор выделяет девять

основных характеристик профессионализма врача, в которые вошли все ожидания общества, а не только знания и навыки.

Мы поддерживаем тезис авторов из клиники Мейо (США), которые прямо заявляют, что «профессионализм является основой компетентности врачей» [5]. А в докладе Рабочей группы Королевской коллегии врачей Лондона «Врачи в обществе: медицинский профессионализм в меняющемся мире» не только подтверждается указанный выше тезис, но также говорится, что качественная оценка категории «профессионализм» может быть выполнена только в среде профессионалов [6].

Для более точного определения компонентов категории «профессионализм» обратимся к Оксфордскому словарю английского языка, который предлагает следующее определение: «деятельность, основной элемент которой основан на овладении сложным объемом знаний и навыков» [7]. В свою очередь, в иерархии профессионализма знания занимают более высокий уровень по отношению к навыкам. Именно в этом контексте определен профессионализм в Докладе Федерального совета США по образованию в области внутренней медицины [8]. Под профессионализмом подразумевается приверженность к постоянному обучению, а также понимание различий научно обоснованных знаний и личного опыта. Понятие «научно обоснованные знания» подразумевает определенный методологический подход, который относится к предмету новой фундаментальной клинической науки: клинической эпидемиологии. Эта наука представляет собой основы методологии клинического исследования и необходима врачу для понимания современной научно-прикладной медицинской литературы, в которой описываются результаты клинических исследований на людях.

Таким образом, категория профессионализм включает специальные знания и навыки, которые связаны с освоением предмета будущей медицинской деятельности, а также включает знания и навыки, необходимые врачу для правильной трактовки новой клинической информации.

Личностные характеристики врача. Эти характеристики закладываются к моменту начала обучения, развиваются в процессе додипломного образования и профессиональной деятельности во врачебной среде. Они включают множество, прежде всего нравственных, характеристик личности, которые традиционно связывали с врачебной деятельностью. В самых ярких красках эти характеристики выражены в готовности служить интересам пациента, уметь чувствовать чужую боль, иметь высокую культуру общения с разными пациентами и четкую иерархию жизненных приоритетов, которая позволяет эффективно развиваться и безупречно выполнять свою работу. Попытаемся дать характеристику отдельным компонентам этой категории.

Система приоритетов врача подразумевает высокую степень совпадения ожиданий общества с теми типовыми приоритетами выбора, которые врач определяет на каждом шагу своей деятельности. Эти приоритеты формируются на протяжении всей деятельности, но должны закладываться на этапе додипломного образования. Система приоритетов является наиболее общей гуманистической характеристикой и взаимосвязана с другими личностными характеристиками врача.

Гуманизм в узком смысле определяется как надлежащее отношение к проблемным пациентам, их личным переживаниям и проблемному поведению. Основной девиз гуманизма — это ориентация на приоритеты и предпочтения пациента, с учетом его принадлежности к определенной культуре [3].

Способность к эмпатии или к сочувствию позволяет войти в эмоциональное состояние другого лица, «вчувствоваться». Интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другого человека позволяет лучше распознать признаки болезни и способствует более правильному этическому выбору при общении с пациентом. Но эту способность также можно отнести и к условию профессиональной пригодности, так как страдающие алекситимией имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, поскольку затрудняются различать даже свои обычные эмоции. Эта особенность вполне может в будущем стать критерием непригодности для занятий врачебной деятельностью. Поэтому оценка этой способности на этапе выбора специальности может быть полезной и для социума, и для личности, которая ищет альтернативы профессиональной ориентации.

Коммуникабельность или коммуникативные навыки. Способность эффективно общаться с разными собеседниками является одной из важнейших характеристик, которая во многом определяет социальный успех личности. Умение правильно выбирать формы взаимоотношений в каждом конкретном случае позволяет наилучшим образом достичь цели общения. Тактичность, вежливость, общее расположение со стороны врача позволяют создать доверительную атмосферу, выяснить тонкости анамнеза и особенности течения заболевания. Кроме всего прочего, такое поведение врача улучшает результат диагностики заболевания. Хорошие коммуникативные навыки и эмпатия в большинстве случаев также повышают уровень КВ в глазах пациента. Поэтому такие компетенции, как работа в команде и коммуникативные навыки становятся одним из обязательных компонентов КВ в условиях современной интегрированной модели медицинской деятельности [8].

Ответственность как характеристика личности является необходимым условием в тех сферах социальной деятельности, которые связаны с сохранением основных человеческих ценностей: здоровья, жизни, безопасности, воспитания, образования. Именно поэтому в соответствующих структурах социальной деятельности ответственность всегда являлась желанной добродетелью личности. С учетом наиболее высокого приоритета здоровья и жизни к ответственности врача предъявляются наиболее высокие требования.

Безупречность. Эту категорию мы ввели вместо понятия «excellence» (мастерство, совершенство), которое было включено в перечень добродетелей КВ в модели P. S. Mueller (2009) [5]. В техническом приложении к докладу Рабочей группы Королевской коллегии врачей Лондона Harry Cayton считает, что такая добродетель КВ, как мастерство, является архаизмом, так как оно подразумевает владение некими тайными и недоступными знаниями, что противоречит духу современной медицинской практики, которая подразумевает постоянное обучение и обмен опытом с целью выработки и распространения наивысших стандартов медицинской помощи [9]. В данном случае под безупречностью подразумевается тщательное выполнение правил и предписаний различных аспектов медицинской деятельности с постоянным осознанием ценности объекта, над которым работает врач. В отличие от мастерства и совершенства, которые оценивают другие, безупречность является внутренней личностной характеристикой и подразумевает высокий уровень критической оценки собственных поступков.

Взаимозависимость. Это еще одна добродетель КВ, которую предложил вышеупомянутый Harry Cayton. Автор утверждает, что взаимозависимость должна при-

йти на смену автономности [9], которая до сих пор являлась одной из трех важнейших этических добродетелей врача, наряду с компетентностью и сочувствием [10]. Если раньше автономия врача, при надлежащем контроле врачебного цеха за его деятельностью, обеспечивала приемлемые для пациентов клинические решения, то в нынешнее время происходит два одновременных тренда: снижение самоорганизации врачебных сообществ и увеличение роли государства в контроле над деятельностью врача. Взаимозависимость, в широком социальном смысле, противопоставляется эгоизму. Развитие этого внутреннего убеждения у будущего врача позволит ему эффективно взаимодействовать с коллегами и пациентами.

Стремление к знаниям воспитывается в достаточно раннем возрасте, поэтому уже на начальном этапе подготовки врача можно оценить это качество личности. Без воспитания этой страсти обучение и развитие будущего врача происходит вяло и неэффективно. А с учетом современного лозунга врачебного самообразования — «образование — через всю жизнь» человек, лишенный постоянного стремления к получению новых знаний, просто не состоится как врач.

Общественные предписания для врача. Во все времена врачебная деятельность управлялась двумя типами общественных предписаний — этическим кодексом врачебной деятельности и государственными законами. Взаимоотношения между этими двумя типами предписаний можно описать как универсальные международные принципы врачебной деятельности и ограничительно — направляющий регламент государства, который взаимосвязан с политическим устройством и уровнем экономического развития конкретной страны.

Этический кодекс врача в различных странах может иметь существенные различия. Чем они обусловлены? Если попытаться провести анализ различий международного кодекса медицинской этики (2006) [11] с национальными кодексами, то можно определить закономерность, которая заключается в увеличении количества этических предписаний и в смещении основных смыслов международного кодекса в странах с более низким уровнем врачебной самоорганизации. Красноречивым примером может служить этический кодекс украинского врача, который был составлен при активном участии медицинских чиновников и который более чем в десять раз превышает по объему текста международный аналог. Наш анализ этого документа (2009) можно сформулировать следующим образом: «Главная цель этого документа — это накинуть новое (этическое) ярмо на шею украинского врача, врача, который введен государством в криминальное поле взаимоотношений государство—врач—пациент, так как находится на нижней ступеньке социума по уровню заработной платы, но при этом обязан выполнять некий долг» [12].

Культурные и религиозные различия разных стран предполагают разные нравы в общественных взаимоотношениях. Поэтому, при разработке национального аналога, представляется более правильным не создавать новый документ с «чистого листа», а вынести на обсуждение аргументированные поправки к международному кодексу врачебной этики, а затем провести голосование врачей. В таком случае подобный документ может стать национальным этическим кодексом. С другой стороны, если национальные кодексы врачебной этики будут верстаться в министерствах здравоохранения, то они никогда не будут приняты врачебным сообществом.

Вероятнее всего, в ближайшие десятилетия будут нарастать процессы глобализации и, соответственно, национальные правительства будут пытаться усилить управ-

ление деятельностью врачей. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что целый ряд вопросов взаимоотношений врач—пациент, врач—врач невозможно регулировать законами. Для регулировки этих взаимоотношений необходимы неформальные обязательства сообщества врачей, которые в большей степени будут представлять идеологию врачебной деятельности. Основная задача этой идеологии — сохранить примат гуманистической составляющей во врачебной деятельности.

Таким образом, этические предписания являются ожиданиями по отношению к врачам в широком смысле этого понятия. Эти ожидания имеют один из наиболее высоких приоритетов среди других ожиданий, так как затрагивают гуманистический компонент взаимоотношений. Соответственно, этика врачебной деятельности формируется на лучших исторических примерах. Одним из современных учебных пособий по этике врача и ее взаимоотношениям с законом и правами пациента является книга ^ Faunce: «Пилигримы в медицине — совесть, закон и права человека». Диссертационное исследование автора на эту тему было удостоено премии Дж. Кро-уфорда (Австралийский национальный университет, 2001, http://www.anu.edu.au/ sas/prizes/crawford.php). Преподаватель медицинского законодательства, этики и прав пациента, юрист и бывший врач интенсивной терапии на примере сюжетов мировой литературы представляет широкий взгляд на вопросы медицинской этики и прав человека в медицине [13].

Законодательная база здравоохранения будет укрепляться и совершенствоваться во всех странах как следствие усиления роли государства в управлении медицинской деятельностью. В законах четко и однозначно выражены конкретные ожидания государства по отношению ко многим вопросам врачебной деятельности. Качественные медицинские законы могут являться своеобразной страховкой пациента в отношении некомпетентности и обмана со стороны врача с низким уровнем профессионализма и этических приоритетов. Другие законы регулируют распределение ограниченных ресурсов здравоохранения, определяют взаимоотношения между различными специалистами при оказании медицинской помощи и пр. Законодательные ожидания являются наиболее жестким набором обязательных компетенций врача, роль которых будет все более возрастать.

Модель компетентности врача. На основе всего доступного материала мы выбрали одну из моделей КВ и расширили ее, включив в нее все вышеперечисленные компоненты КВ. В результате образ КВ представлен гибридным храмом с крышей в виде пагоды (рис.).

Основу КВ составляет профессионализм, который состоит из знаний предмета профессиональной медицинской деятельности и методологии клинического исследования. Степень профессионализма определяется уровнем навыков в области медицинской специализации и понимания современной клинической информации, выраженной в отчетах о качественных клинических исследованиях. Профессиональные навыки (знания и умения) проецируются через ряд колонн, которые представляют собой важнейшие внутренние нравственные характеристики врача. Только при обязательном соизмеримом представительстве указанных нравственных характеристик формируется гуманистическая целостность врача. Фундамент указанной модели состоит из этических и законодательных общественных предписаний, которые представлены явно обозначенными ожиданиями врачебного сообщества и государства.

Рис. Модель компетентности врача (разработана на основе идеи P. S. Mueller, 2009)

Обсуждение. Представленный образ модели КВ является продуктом синтеза на основе предыдущего анализа. Строго говоря, наш творческий вклад состоит лишь в выделении классификационных категорий и построении модели из компонентов КВ, которые широко обсуждаются в текущей литературе. Каждая категория актуальна в портрете КВ, но в нашей модели предложена определенная иерархия составляющих компонентов. Последнее обстоятельство позволяет выделить этапы формирования КВ в процессе до- и последипломной подготовки врача.

Формирование компетентностей в области знаний предмета профессиональной деятельности врача является наиболее важной и явной задачей додипломного образования. Обучение этому вопросу имеет устоявшиеся традиции и не требует обсуждений. Второй компонент профессионализма, который связан с приобретением навыков понимания языка отчетов о результатах современного клинического исследования, заслуживает особого внимания. Этот компонент профессионализма обеспечивает врача навыками свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном поле медицинской науки, воспринимать новую информацию, формировать собственные суждения и эффективно внедрять достижения науки в текущую врачебную практику. Образовательные проблемы в данном разделе подготовки врачей до сих пор не решены на институциональном уровне в большинстве стран бывшего СССР. В этих странах не проводится систематизированная подготовка врачей в области клинической эпидемиологии, которая позволяет врачу понять язык современного клинического исследования. Дефицит этих знаний также существенно тормозит развитие научных клинических исследований и снижает их эффективность.

Гуманистические компетентности врача являются еще одним компонентом, который подвергался в последние десятилетия некоторым деформациям во всем мире. Ускоренное развитие технологий в конце ХХ в. привело к такому же отставанию гуманистического развития человека. Теперь во многих экономически развитых странах, когда человек стал жить в гораздо более комфортных условиях, оказались утерянными многие гуманистические ценности. Новые медицинские технологии не смогли заменить потребность пациента в человеческом общении при решении проблем его здоровья. Поэтому последнее десятилетие характеризуется повышенным вниманием к интересам пациента-субъекта, а не объекта. То есть, клинические решения принимаются с учетом личностных предпочтений, а не исходя из прежней патерналистской модели. Такая новая модель принятия клинического решения иногда вызывает внутренний протест у врача, который «точно знает, что нужно пациенту». Современный пациент, получив более высокий материальный комфорт, хочет такого же психологического комфорта при решении проблем своего здоровья. Я также не встречал пациента, который бы хотел, чтобы его лечили «как всех». Каждый пациент хочет, чтобы врач распознал в его болезни некие отличия от других типичных случаев и назначил «индивидуальное лечение». Все эти тенденции предъявляют повышенные требования к гуманистическим качествам врача.

Гуманистические компетентности закладываются до начала обучения будущего врача, поэтому профессиональный отбор всегда был актуален и для государства, и для будущего врача. В процессе до- и последипломного обучения, в хорошо организованной национальной модели здравоохранения, указанные гуманистические компетентности развиваются и укрепляются, а врачи, не соответствующие определенным нормам поведения, просто покидают врачебный цех. Одним из главных условий хорошо организованной модели здравоохранения является не только высокий социальный статус врача и преподавателя, но и доминирующие нравы в обществе. Когда нормой социума становится двойная мораль и происходит запредельное расслоение общества по уровню материального благополучия, тогда рушатся все гуманистические ценности, прежде всего в образовании и медицине.

Гуманистическая целостность врача является темой оживленных дискуссий, суть которых заключается в обсуждении допустимости антигуманных поступков врача за пределами лечебного учреждения [9]. Совершенно очевидно, что гуманистическая целостность, по определению, требует прогнозируемого поведения врача вне лечебного учреждения. Любой пациент хочет видеть в своем враче некий идеал человека, доброго, отзывчивого и лишенного пороков. По крайней мере, врач обязан напоминать пациенту такой образ.

Классические этические компетентности в странах бывшего СССР часто замещаются либо рудиментами прежней эпохи, либо ложными этическими предписаниями, которые насаждает чиновничий истеблишмент от медицины, с целью манипуляций недостаточно организованным врачебным сообществом. Крайне важно в процессе обучения врача проводить анализ основных положений международного кодекса медицинской этики и сопоставлять их с реалиями. В противном случае существующие уродливые нравы завтра станут для будущих врачей нормой их профессиональной деятельности.

Компетенции, связанные со знанием медицинских законов, традиционно плохо понимаются врачами. Более высокий уровень социальной защиты и равенства

в годы существования СССР, с одной стороны, и необязательность выполнения законов, с другой, сформировали у наших врачей традиции сдержанного интереса к законодательной базе здравоохранения. Современные тенденции законодательного регулирования всех аспектов медицинской деятельности делают актуальным введение специального курса подготовки в процессе до- и последипломного образования врача.

Проблема определения наиболее качественной модели КВ далека от полного решения. Следует ожидать продолжения исследований с привлечением широкого круга специалистов и выработкой согласованной модели, так как существует, по крайней мере, два важнейших прикладных аспекта этой модели:

• идеологический аспект связан с необходимостью описания идеального образа современного врача;

• экспертный аспект определяет необходимость наличия формальных критериев для оценки уровня компетентности каждого врача.

Литература

1. Воробьев К. П. Доказательная медицина и компетентность врача // Украинский медицинский часопис. 2013. № 1. С. 134-140 (http://www.umj.com.ua/wp-content/uploads/2013/02/4067.pdf).

2. Epstein R. M., Hundert E. M. Defining and assessing professional competence // JAMA. 2002. Vol. 287 (2). P. 226-235 (http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=194554).

3. Graduate Education in Internal Medicine: A Resource Guide to Curriculum Development / eds J. Ende, M. A. Kelley, P. G. Ramsey, H. C. Sox // The Report of the Federated Council for Internal Medicine Task Force on the Internal Medicine Residency Curriculum. American College of Physicians. Philadelphia, 1997. 224 p.

4. Swick H. M. Toward a normative definition of medical professionalism // Acad. Med. 2000. Vol. 75 (6). P. 612-616 (http://journals.lww.com/academicmedicine/Fulltext/2000/06000/Toward_a_Normative_De-finition_of_Medical.10.aspx).

5. Mueller P. S. Incorporating professionalism into medical education: the Mayo Clinic experience // Keio J. Med. 2009. Vol. 58 (3). P. 133-143 (http://www.kjm.keio.ac.jp/past/58/3/133.pdf).

6. Working Party of the Royal College of Physicians. Doctors in society. Medical professionalism in a changing world // Clin. Med. 2005. Vol. 5 (6 Suppl. 1). P. S5-S40 (http://www.rcplondon.ac.uk/sites/default/ files/documents/doctors_in_society_reportweb.pdf).

7. The Oxford English Dictionary / eds J. Simpson, E. Weiner. Second Edition. Clarendon Press, 1989. 728 p.

8. Eraut M., du Boulay B. Developing the attributes of medical professional judgement and competence: a review of the literature. University of Sussex, 2000. 518 p. (http://www.cogs.susx.ac.uk/users/bend/doh/ index.html).

9. Royal College of Physicians. Doctors in society: medical professionalism in a changing world. Technical supplement to a report of a Working Party of the Royal College of Physicians of London. RCP, London, 2005. 138 p. (http://www.rcplondon.ac.uk/sites/default/files/documents/docs_in_socs_tech_navigable.pdf).

10. Medical Ethics Manual (2nd edition). World Medical Association, 2009 (http://www.wma.net/en/30 publications/30ethicsmanual/index.html).

11. WMA International Code of Medical Ethics, October 2006 (http://www.wma.net/ en/30publications/10policies/c8/).

12. Воробьев К. П. Какой этический кодекс врача выносится на голосование 24 сентября 2009 г.? Открытое письмо к 10 съезду Всеукраинской врачебной ассоциации. Евпатория, 24-27.09.2009 (http:// www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=44297).

13. Faunce T. Pilgrims in Medicine — Conscience, Legalism and Human Rights. Brill Academic Pub, 2004. 673 p.

Статья поступила в редакцию 21 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.