Научная статья на тему 'Какие виды «Больших белых цапель» залетают на Камчатку?'

Какие виды «Больших белых цапель» залетают на Камчатку? Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
99
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какие виды «Больших белых цапель» залетают на Камчатку?»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 816: 2873-2877

Какие виды «больших белых цапель» залетают на Камчатку?

Ю. Б. Артюхин, Е. Г. Лобков

Юрий Борисович Артюхин, Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН,

пр. Рыбаков 19а, Петропавловск-Камчатский 683024, Россия, E-mail: artukhin@mail.kamchatka.ru Евгений Георгиевич Лобков, Камчатский государственный технический университет (КамчатГТУ), ул. Ключевская 35, Петропавловск-Камчатский 683003, Россия, E-mail: lobkov48@mail.ru

Поступила в редакцию 11 ноября 2012

Согласно последним отечественным орнитологическим сводкам (Коблик и др. 2006; Нечаев, Гамова 2009; Грищенко 2011; Нечаев, Глущенко 2011) в Дальневосточном регионе России обитают два близкородственных вида - большая белая цапля Casmerodius albus (Linnaeus, 1758) и южная, или восточная, белая цапля C. modestus (J.E. Gray, 1831). Таксономические отношения этих форм выяснены недостаточно. В течение долгого времени южную белую цаплю считали подвидом большой белой, и только недавно обнаруженные отличия в морфометрии, генетике, поведении и особенностях гнездовой биологии позволили придать ей статус самостоятельного вида.

Видовая идентификация этих форм в природе, особенно взрослых птиц во внегнездовой период и неполовозрелых особей - непростая задача, так как важная для диагностики окраска ног, клюва и голой кожи на «уздечке» имеет географические, сезонные, возрастные и индивидуальные вариации. Не случайно описания и изображения на рисунках этих признаков в разных сводках и полевых определителях неоднозначны и порой даже противоречат друг другу. Полезным и во многих случаях надёжным признаком могут быть существенные морфо-метрические различия этих видов. Так, длина крыла у большой белой цапли находится в пределах от 400 до 485 мм, а у южной - от 340 до 390 мм; размеры цевки и клюва у них перекрываются только незначительно. Поэтому C. albus — птица внушительных размеров с размахом крыльев 140-170 см, в то время как у C. modestus размах крыльев лишь немного больше метра (Глущенко, Коробов 2005; Грищенко 2011; Нечаев, Глущенко 2011). Как подчеркивает М.Брэзил (Brazil 2009), C. albus по размерам равна либо крупнее серой цапли Ardea cinerea, а C. modestus — слегка мельче.

На российском Дальнем Востоке гнездование южной белой цапли достоверно установлено только для озера Ханка в Приморье, где она обитает совместно с большой белой цаплей. C. albus, помимо этого, гнездится в Приамурье. Залёты обоих видов регистрировались в разных

районах Приморского края, в бассейне Амура, на Сахалине, Южных Курильских островах и полуострове Камчатка, в Беринговском районе Чукотки (Грищенко 2011; Нечаев, Глущенко 2011).

На Камчатке «больших белых цапель» наблюдали неоднократно в разных районах полуострова в период с апреля по ноябрь, в основном в 1980-2000-е годы. Помимо более чем десятка встреч, перечисленных Е.Г.Лобковым (1984), Н.Н.Герасимовым (2006) и Р.В.Бухаловой с соавторами (2010), мы можем добавить ещё ряд неопубликованных регист-раций: в середине 1990-х годов в июле в низовьях реки Карага на северо-восточном побережье Камчатки (С.А.Денисенко, устн. сообщ.), 30 октября 1997 на приморском озере в районе устья реки Камбальная на полуострове Лопатка (Т.Г.Дахно, устн. сообщ.), 17 апреля 2004 в окрестностях посёлка Лазо (Д.Гаврилов, информация представлена орнитологом Кроноцкого заповедника Ф.В.Казанским), 24 апреля 2004 на реке Камчатка в Усть-Камчатском районе близ бывшего посёлка Крахча (А.Мешков, рисунок и информация опубликованы в газете «Вести+ТВ» от 19 мая 2004, № 20), в августе 2007 (в течение месяца 2 особи), в июне 2008 (в течение недели 2 особи) и 25-27 августа 2009 на озере Налычево (С.К.Данилов, устн. сообщ.), в конце ноября 2008 у Налычевского кордона (В.М.Алексеев, информация представлена сотрудником Налычевского природного парка В.В.Зыковым). Для всех этих случаев отсутствует информация, позволяющая достоверно установить видовую принадлежность отмеченных птиц (детальное описание или фотографии). Только одна из птиц, встреченная в низовьях реки Авача 2 мая 1996, была сфотографирована (Малиновский 2002). Фотография опубликована в научно-популярном издании (Малиновский 2005), но её техническое качество недостаточно для того, чтобы точно определить вид изображенной на нем цапли.

Если исходить из географических соображений (области гнездования и географии залётов), то отмеченные на Камчатке «большие белые цапли» могли принадлежать как к C. albus, так и к C. modestus. Тем не менее, все залёты на Камчатку традиционно относят к южной белой цапле (Lobkov 1997; Артюхин и др. 2000; Нечаев, Гамова 2009). Основанием тому стал единственный пока добытый на Камчатке экземпляр «большой белой цапли», хранящийся в коллекции Зоологического института РАН (колл. № 137169). Это самка, добытая 19 мая 1949 в окрестностях Петропавловска-Камчатского И.Лагуновым. Птица определена как Casmerodius albus modestus. Информация об этом экземпляре под названием Egretta alba modesta приведена Ю.В.Авериным в его докторской диссертации (Аверин 1957). По нашей просьбе заведующий отделением орнитологии Зоологического института РАН В.М.Лоскот измерил длину крыла названного экземпляра; она составила 373 мм, что подтвердило его принадлежность к modestus. Таким образом, долгое

время единственным подтверждённым определением систематической принадлежности залетавших на Камчатку «больших белых цапель» была именно modestus.

В 2012 году нам удалось зарегистрировать очередной залёт белой цапли на Камчатку и сделать серию фотографий, благодаря чему появилась возможность определить вид этой особи (см. рисунок).

Большая белая цапля Casmerodius albus. Окрестности города Петропавловск-Камчатский,

25 октября 2012. Фото Ю.Б.Артюхина.

Птицу наблюдали 25 октября на небольшом озере, расположенном в окрестностях Петропавловска-Камчатского севернее посёлка Нагорный, в 9 км от берега Тихого океана (средние координаты — 53°03' 30"с.ш. 158°46'40"в.д.). С одной стороны к озеру вплотную подступают складские помещения военного городка, на остальном протяжении берег покрыт разреженным лесом из берёзы каменной Betula ermanii и ольхи волосистой Alnus hirsuta. Озеро мелководное, в его центральной части расположена отмель, заросшая полузатопленной травянистой растительностью. По словам местных жителей, цапля впервые появилась на озере 13-14 октября и находилась здесь неотлучно все последующие дни. Во время нашего посещения этого места птица сначала кормилась на прибрежном мелководье в наиболее укрытой северной части озера, а затем перелетела на середину водоёма, где отдыхала на отмели в окружении купающихся чаек. В это время на озере находилось

скопление чаек (230 Larus schistisagus, 25 L. canus, по 2 L. glaucescens и L. heuglini, по 1 L. hyperboreus и L. ridibundus), которые активно «опресняли» линное оперение. По берегу озера держались также около 30 чёрных ворон Corvus corone orientalis, некоторые из которых с криками преследовали цаплю, когда она поднималась в воздух. По отношению к наблюдателю белая цапля вела себя довольно настороженно. Она не подпускала ближе 120 м, а при сокращении этой дистанции поднималась в воздух и, полетав над озером, садилась в отдалении.

В результате осмотра цапли в бинокль и анализа фотографий, сделанных с помощью телеоптики, птица была определена как большая белая цапля. В пользу этого говорят, прежде всего, её крупные размеры. Мы наблюдали и фотографировали цаплю в полёте одновременно с находящимися рядом чайками и воронами. Сравнивая их размеры, полагаем, что размах крыльев цапли составлял не менее 1.5 м. Светлая окраска голени - ещё один признак, присущий C. albus. Предположительно, это была молодая особь, судя по отсутствию признаков линьки маховых перьев (у взрослых птиц они линяют в августе-ноябре; Грищенко 2011). Необычной особенностью этой цапли был буроватый налёт на больших и средних кроющих второстепенных маховых перьев на верхней стороне крыльев. Причина этого нам точно неизвестна. В описаниях нарядов этого вида мы не нашли ничего подобного - значит, это не связано с возрастными изменениями. По личному сообщению В.Н.Грищенко, буроватый цвет на части оперения у больших белых цапель встречается не так уж редко и, видимо, является проявлением аберрации окраски.

Представленные выше доказательства дают основание включить большую белую цаплю в состав авифауны Камчатского края в качестве ещё одного залётного вида. Несмотря на то, что её численность на российском Дальнем Востоке многократно выше, чем у южной белой цапли (Глущенко и др. 2007), вероятность залетов C. modestus в Камчатский регион, по-видимому, не меньше, чем для C. albus. Во всяком случае, неоднократные находки белых цапель на Алеутах, в том числе 2 экземпляра, собранные с острова Булдырь и 3 сфотографированные белые цапли с островов Шемья и Амчитка, относят именно к этой форме (Gibson, Byrd 2007).

Авторы благодарны респондентам за неопубликованные сведения о наблюдениях белых цапель на Камчатке, В.М.Лоскоту (ЗИН РАН) за информацию об экземпляре из коллекции ЗИН РАН, В.Н.Грищенко (Каневский заповедник) и В.А.Нечаеву (БПИ ДВО РАН) за оказанные консультации.

Литература

Аверин Ю.В. 1957. Птицы Камчатского полуострова. Дис. ... докт. биол. наук.

Л.: 1-561.

Артюхин Ю.Б., Герасимов Ю.Н., Лобков Е.Г. 2000. Класс Aves - Птицы // Каталог позвоночных Камчатки и сопредельных морских акваторий. Петропавловск-Камчатский: 73-99.

Бухалова Р.В., Герасимов Ю.Н., Герасимов Н.Н. 2010. Птицы города Елизово и его окрестностей // Биология и охрана птиц Камчатки 8: 3-28.

Герасимов Н.Н. 2006. Большая белая цапля Egretta alba (Linnaeus, 1758) // Красная книга Камчатки. Т.1. Животные. Петропавловск-Камчатский: 104-105.

Глущенко Ю.Н., Коробов Д.В. 2005. Южная белая цапля Egretta modesta (J.E. Gray, 1831) в Приморском крае: таксономический статус в свете новых данных // Рус. орнитол. журн. 14 (304): 1028-1032.

Глущенко Ю.Н., Коробов Д.В., Кальницкая И.Н. 2007. Весенний пролёт птиц в долине реки Раздольной (Южное Приморье). Сообщение 1. Цапли // Рус. орнитол. журн. 16 (388): 1551-1559.

Грищенко В.Н. 2011. Большая белая цапля Casmerodius albus (Linnaeus, 1758) // Птицы России и сопредельных регионов:. Пеликанообразные. Листообразные. Фламингообразные. М.: 304-329.

Коблик Е.А., Редькин Я.А., Архипов В.Ю. 2006. Список птиц Российской Федерации. М.: 1-256.

Лобков Е.Г. 1984. Фаунистические находки птиц на Камчатке в 1972-1981 гг. // Бюл. МОИП. Отд. биол. 89, 2: 41-50.

Малиновский Э.В. 2002. Птицы дельты реки Авачи // Биология и охрана птиц Камчатки 4: 37-43.

Малиновский Э.В. 2005. Птицы Камчатки. Петропавловск-Камчатский: 1-168.

Нечаев В.А., Гамова Т.В. 2009. Птицы Дальнего Востока России (аннотированный каталог). Владивосток: 1-564.

Нечаев В.А., Глущенко Ю.Н. 2011. Южная белая цапля Casmerodius modestus (J.E.Gray, 1831) // Птицы России и сопредельных регионов: Пеликанообразные. Аистообразные. Фламингообразные. М.: 329-334.

Brazil M. 2009. Birds of East Asia. London: 1-529.

Gibson D.D., Byrd G.V. 2007. Birds of the Aleutian Islands, Alaska // Series in Ornithology 1: 1-352.

Lobkov E. 1997. Die Vogelwelt Kamtschatkas //Acta ornithoecologica 3, 4: 319-451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.