Научная статья на тему 'КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЕТ УКРАИНСКАЯ ПРОПАГАНДА И ПОЧЕМУ ОНИ ЭФФЕКТИВНЫ?'

КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЕТ УКРАИНСКАЯ ПРОПАГАНДА И ПОЧЕМУ ОНИ ЭФФЕКТИВНЫ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
916
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / СВО / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОПАГАНДЫ / ФЕЙКИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорченков Дмитрий Александрович

На фоне проведения специальной военной операции (далее - СВО) по демилитаризации и денацификации Украины актуальной проблемой стало выстраивание эффективной системы вражеской пропаганды. Граждане России подверглись массовой информационной атаке: в начале специальной военной операции, в период объявления частичной мобилизации и т. д. Сложность противостояния этой пропаганде заключается в том, что с другой стороны информационной войны находятся преимущественно русскоязычные люди, которые знают менталитет русского народа и его болевые точки. В этом выпуске мы попросили эксперта, имеющего широкий опыт в противодействии и разоблачении вражеской пропаганды, ответить на вопрос: «Какие инструменты использует украинская пропаганда и почему они эффективны?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Егорченков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЕТ УКРАИНСКАЯ ПРОПАГАНДА И ПОЧЕМУ ОНИ ЭФФЕКТИВНЫ?»

Какие инструменты использует украинская пропаганда и почему они эффективны?

На фоне проведения специальной военной операции (далее - СВО) по демилитаризации и денацификации Украины актуальной проблемой стало выстраивание эффективной системы вражеской пропаганды. Граждане России подверглись массовой информационной атаке: в начале специальной военной операции, в период объявления частичной мобилизации и т. д. Сложность противостояния этой пропаганде заключается в том, что с другой стороны информационной войны находятся преимущественно русскоязычные люди, которые знают менталитет русского народа и его болевые точки.

В этом выпуске мы попросили эксперта, имеющего широкий опыт в противодействии и разоблачении вражеской пропаганды, ответить на вопрос: «Какие инструменты использует украинская пропаганда и почему они эффективны?».

Егорченков Дмитрий Александрович

директор Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН), эксперт Изборского клуба, член экспертно-консультативного совета при Россотрудничестве. Автор известного медийного проекта «Metametrica», г. Москва.

Почти с самого начала СВО, если не раньше, Украина начала проводить активную информационную войну. Следует сразу отметить, что до военных действий украинский президент Зеленский боролся со внутренними противниками, подвергаясь критике «со всех сторон». Но после их начала он смог сосредоточить в своих руках все информационные ресурсы и тем самым жестко «закрутить гайки»: закрывались все нелояльные СМИ, блокировались ютуб-каналы и т. п. Зеленский получил «карт-бланш» и захватил повестку

дня, полностью переведя ее на войну с Россией.

Масштабно развернутая пропагандистская машина поддерживается ангажированными западными СМИ, что практически полностью перекрывает западным пользователям доступ к альтернативной информации. Пропаганда на Украине носит тотальный и агрессивный характер, создавая «нужную» атмосферу. При этом ее можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя, то есть обращенная в первую очередь к Западу, основана на тезисе «Украина сражается за западные ценности против варваров с Востока, которые хотят разрушить цивилизованный мир». Попытки «западного человека» усомниться в этом ему же и «выходят боком», поскольку он моментально обвиняется в «пособничестве России» и «неблагодарности», а обоснованием служит то, что «мы, украинцы, сражаемся и умираем, чтобы вы могли спокойно жить в Европе». Тем самым еще и доказываем, что «мы истинные европейцы» (но почему-то еще не в Евросоюзе).

Что касается внутреннего аспекта пропаганды, то здесь речь идёт, в первую очередь, о поддержании тезиса о «величии древнего украинского народа», который якобы снова стоит на грани уничтожения агрессивным диким соседом. При этом украинцы в большинстве своём крайне раздражительно относятся к любой альтернативной точке зрения. Любые попытки задать логичные вопросы относительно истории или культуры страны воспринимаются «в штыки», а задающий их человек автоматически становится «пособником врага». На волне

Рис. 1 - Ресурс «чатрулетка».

этой темы стал очень популярным ресурс «чатрулетка», где российские блогеры имеют прямой доступ к украинскому населению и проводят в беседах с ним большой социологический эксперимент, реакция и аргументация другой стороны зачастую шокирует (см. рисунок 1). Говоря о масштабной и массированной пропаганде на Украине, следует отметить и её ключевые инструменты.

Во-первых, ложь, а точнее, тотальная ложь, иной раз совершенно абсурдная. Как однажды отметил Алексей Арестович, бывший советник офиса президента Зеленского, «одна из центральных идей Украины состоит в том, чтобы как можно больше врать себе и другим. Потому что, если сказать правду, рухнет всё». Ложь проявляется в фейках и «искажении реальности» в интернете (главным образом, работа здесь нацелена на молодёжь) и на ТВ (объект воздействия -старшее поколение) (см. рисунок 2).

Фейки касаются, в основном, следующих тем: массовый захват или добровольная сдача в плен российских военных, потери среди российских ВС, обвинение ВС РФ в военных преступлениях (убийство гражданских лиц, массовое издевательство над ними, намеренное уничтожение объектов социальной инфраструктуры), очередные волны мобилизации в России. Фейковая информация массово распространяется в соцсетях и мессенджерах. Например, в Telegram создаются каналы с внешне пророссийскими названиями, но совершенно иным контентом, управляемые украинским ЦИПсО. Нередко такие каналы выдают за официальные, например, Telegram-канал Минобороны России, каналы министра Шойгу или генерала Суровикина (которых, само собой, в мессенджере нет), каналы известных военных

корреспондентов. В них не только размещается ложная информация, имеющая цель посеять панику в российском обществе или настроить его против действий властей, но и под благовидными предлогами собираются деньги для финансирования ВСУ или иных целей.

Во-вторых, расчеловечивание противника. В целом, ничего нового в этом методе нет: например, он применялся в США против японцев перед Второй мировой войной. Логика проста: когда враг теряет человеческое лицо, его нетрудно уничтожать. В украинских СМИ все россияне называются не иначе как «орки», «русня», «москали», «стадо», а слово «Россия» пишется с маленькой буквы. Такое уничижительное отношение сопровождается страшными (но при этом подробными - для большей убедительности) историями про чинимые российскими военными и гражданскими «зверства» и отсутствие в России даже намека на цивилизацию. У населения отбивается любое желание иметь

что-либо общее с русскими и Россией, а значит, проявлять к россиянам любые положительные эмоции, «жалеть их незачем».

В-третьих, искажение ситуации на фронте, моделирование восприятия.

«Победа,пусть и только в СМИ» - это негласный лозунг Киева. Все поражения и отступления преподносятся как «стратегические» и «заранее спланированные», а враг при этом «несет огромные потери». Успешно осуществленные диверсии становятся продуктом массового восхваления: вспомним фотозону с разрушенным Крымским мостом в Киеве.

В-четвертых, мифы. Украинское политическое и общественное сознание в целом мифологично. Чего стоили мифы вокруг «древних укров». Но с началом конфликта появились и новые мифы. Например, «призрак Киева» (пилот истребителя, уничтоживший чуть ли не всю российскую авиацию, создание на базе мифа комиксов и публикаций),

Рис. 2 - Пример проукраинской пропаганды.

Рис. 3 - Украинская иллюстрация с комплексом «Джавелин».

«чудо-оружие» (дроны «Байрактар», комплексы «Джавелин» (см. рисунок 3) и «Хаймарс», в честь которых некоторые украинцы даже называли детей), мифический персонаж - пушистый зверек «Бавовнятко» (от укр. «бавовна» - хлОпок, игра слов с хлопОк), который способен подрывать объекты инфраструктуры в России (метафора на дроны и отличный продукт для пропаганды среди детей), наконец, «президент-защитник» (бывший комик, который внезапно стал «героем, сменившим костюм на милитари-футболку, на плечи которого свалилось тяжёлое бремя войны, но который обязательно победит»).

В-пятых, замалчивание обстановки внутри страны. Это очень ярко проявляется в случаях насильственной мобилизации, видео которых просачиваются в Интернет, несмотря на запреты властей (см. рисунок 4). Другой пример - вскрывшиеся масштабы коррупции, в которую вовлечено

и военное ведомство Украины, и главы регионов, выдающие мужчинам «разрешение» на выезд из страны за огромные взятки,и обычные военкомы, которые также отпускают «кандидатов в мобилизованные» за крупные «вознаграждения».

Можно ли говорить об эффективности всех этих инструментов украинской пропаганды? Да, но с оговоркой: она является таковой в «шоковой» ситуации, в которой оказалась Украина. В условиях наспех выстроенного медиаконструкта об «Украине-жертве» население страны способно «потреблять» любую информацию, однако по мере завершения конфликта не в пользу Киева такая пропаганда будет всё больше сбоить и демонстрировать полную «смысловую пустоту». На продолжительном отрезке времени она начнёт «пожирать» саму себя.

Сегодня на Украину прибыла первая партия танков Leopard Будущий командир танка был отправлен сотрудниками военкомата на могилизацию.

Рис. 4 - Видео насильственной мобилизации в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.