Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МАТЕРИАЛОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И ВЫВОДЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МАТЕРИАЛОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И ВЫВОДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
СВО / НАЦИОНАЛИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / МИФОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Венцель Сергей Владимирович, Волощук Антон Вадимович, Саенко Александр Владимирович

В 2022 году НЦПТИ из зоны проведения специальной военной операции получено 16 украинских информационно просветительских материалов, выявленных в библиотеках и учебных заведениях на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Харьковской областей. Аналитической группой НЦПТИ проведен анализ с целью определения потенциально опасных украинских информационно просветительских материалов, содержащих признаки фальсификации истории, разжигания ненависти и вражды в отношении русских и русскоязычных, а также реабилитации нацизма и одобрения деятельности националистических и неонацистских украинских организаций и движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МАТЕРИАЛОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА И ВЫВОДЫ»

Исследование украинских националистических информационно-просветительских материалов: результаты анализа и выводы

Аннотация: в 2022 году НЦПТИ из зоны проведения специальной военной операции получено 16 украинских информационно-просветительских материалов, выявленных в библиотеках и учебных заведениях на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Харьковской областей.

Аналитической группой НЦПТИ проведен анализ с целью определения потенциально опасных украинских информационно-просветительских материалов, содержащих признаки фальсификации истории, разжигания ненависти и вражды в отношении русских и русскоязычных, а также реабилитации нацизма и одобрения деятельности националистических и неонацистских украинских организаций и движений.

Параметры анализа:

— информация об авторах/издательстве;

— целевая аудитория;

— используемые приемы подачи информации;

— внедряемые идейные установки (нарративы);

— уровень доступности материалов для целевых аудиторий.

Состав аналитической группы НЦПТИ

Венцель Сергей Владимирович — начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ.

Волощук Антон Вадимович — специалист отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ.

Саенко Александр Владимирович — специалист отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ.

Результаты анализа

В рамках проведения специальной военной операции военнослужащие, военные корреспонденты и волонтеры находят большое количество печатных пропагандистских националистических материалов, направленных на формирование среди населения

представлений о древней истории украинской государственности, отсутствии братских связей между русским и украинским народом, превосходстве украинского народа над русским и т. д.

Объединяют данные материалы следующие показатели:

— все они представлены в широком спектре форматов: книги, учебники, брошюры, листовки, комиксы, фотоальбомы, диски. Авторами материалов преимущественно

выступают представители исторического и экспертного сообществ националистического толка. Все материалы украиноязычные, русский язык используется крайне редко;

Рис. 1 - Фрагмент проукраинского комикса «Звуки мира».

Рис. 2 - Фрагмент проукраинской брошюры, посвященной голодомору.

— целевой аудиторией выступает преимущественно молодежь

и представители отдельных социальных групп по профессиональному признаку: студенты, волонтеры, военнослужащие ВСУ и националистических батальонов;

— разработчики материалов используют широкий спектр приемов подачи информации: комбинирование политизированных и неполитизированных тем; апеллирование к исторических источникам, вырванным из контекста высказываниям исторических деятелей; намеренная фальсификация и искажение данных; использование специальных

графических элементов (фотографии, иллюстрации, выделение ключевых мыслей цветовыми элементами) (см. рисунок 1);

— язык большинства материалов — публицистический, не перегруженный научными терминами, доступный для большинства населения, в первую очередь молодежи.

Практически все материалы содержат идентичный набор идейных установок (нарративов) для внедрения в сознание целевых аудиторий:

Рис. 3 - Бой под Крутами, как пример мифологизации «российско-украинских войн» в проукраинской газете «Патриот Донбасса».

1. «Украинский народ — жертва многовековой агрессии со стороны России вне зависимости от политического режима в Москве. Украинцы со времен Переяславской рады 1654 года постоянно боролись за независимость от Москвы».

2. «Многовековая цель России в период контроля над украинскими территориями — изменение национального характера

самой Украины. Для достижения цели использовалось три инструмента: депортации (переселения), русификация (насильственное насаждение русского языка и культуры) и голод (голодомор 1932-1933 годов) (см. рисунок 2).

3. «Этнические украинцы являются большинством в ряде южных и центральных регионов Российской

Федерации: Воронежская, Брянская, Белгородская, Ростовская области и Краснодарский край. Русские же — это московиты, которые генетически являются смесью восточных славян, финно-угорских и татарских народов. Московиты украли у украинцев имя «русский», истинными русскими являются сами украинцы».

4. «Понятия «Отечественная война 1812 года» и «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» не имеют ценности для украинцев, поскольку веками украинский народ становился жертвой в борьбе империй».

Рис. 4 - Обложка одной из проукраинских книг, заложивших основу современной украинской националистической мифологии.

5. «Националистические организации, такие как ОУН и УПА* — национально-освободительные движения украинского народа, боровшиеся за независимость Украины. Внешними врагами украинской независимости всегда выступали Россия, в меньшей степени, Польша, Венгрия

и Румыния».

6. «Современная агрессия России в отношении Украины с 2014 года не является чем-то уникальным,

с 1991 года предпринимались неоднократные попытки лишить Киев независимости. Теперь же за независимость вновь предстоит пролить кровь» (см. рисунок 3).

Выводы

На основе анализа материалов, а также постоянного мониторинга украинского информационного пространства, аналитическая группа НЦПТИ сформулировала ключевые направления в деформации исторической памяти и радикализации сознания украинского общества.

Важно подчеркнуть, что данный процесс активно происходил на протяжении последних 30 лет.

Направление 1. Нормализация радикального национализма.

Происходило постепенное введение в публичное пространство националистических идей для их усвоения обществом (см. рисунок 4). Часть общества, особенно жители юго восточных регионов, с неприятием к ним относились, однако органы государственной власти и институты гражданского общества предпринимали все возможные меры для нормализации восприятия националистических идей.

Пример: идея о противопоставлении «украинцев как чистокровных славян» московитам «как смеси восточных народов» нашла широкое распространение в украинском обществе с 2014 года как противостояние истинной Киевской Руси и восточной Орды, которая вновь стремится «закабалить истинных славян».

Направление 2. Украиноцентризм.

Данное направление проявлялось в восприятии исторического процесса развития Украины как независимого и самодостаточного, без какого-либо взаимодействия с соседними странами. Более того, история Украины подавалась как уникальное явление, не похожее по своему историческому процессу на историю соседних народов и государств. Как итог — создана благодатная почва для принятия исторических мифов, фундаментом которых выступают эмоции, а не факты.

Направление 3. Мифологизация истории и общественного сознания.

Постепенное вытеснение из информационно-просветительских материалов реальных исторических фактов удобными мифами приводит к искаженному восприятию истории.

Полная версия интервью с Александром Кибовским.

Рис. 6 - Пример украинского националистического плаката с русофобским содержанием.

За последние 30 лет проводилась целенаправленная политика по вытеснению любых неудобных для украинского национализма фактов. Например, Переяславская Рада 1654 года из символа воссоединения русского и украинского народов превратилась в инструмент «оккупации Московией Украины»; предательство Мазепы в отношении Петра Первого превращается в «попытку обрести независимость»; террористическая деятельность ОУН УПа* больше не направлена на мирных жителей западных регионов Украины (хотя больше всего от рук украинских националистов пострадали именно жители Украины) и т. д.

Министр культуры Москвы Александр Кибовский (см. рисунок 5): «В 2002 году я был сотрудником министерства культуры/ и участвовал в больших переговорах в Киеве. После непросты/х дебатов сели в ресторане подвести итоги, и тут с моих яростных

оппонентов моментально все слетело. Они сказали: «Ну неужели вы/ думаете, что мыI такие все и не понимаем, что никакое Черное море не выкопали укры? Конечно, мы/ все знаем. Но это у вас все спокойно, и вы/ почему-то все позволяете, а если я что-то скажу не так, я даже в школу потом не устроюсь. Но только выI уже все проиграли». Я говорю - в смысле? А пойдем. Перешли улицу, зашли в большой книжны/й магазин. А там по всему магазину все завалено комиксами - «герой Бандера», «славный Мазепа», «Галичина - наше все», «москали и голодомор». Переверните - «отпечатано в Канаде, общество ветеранов УПА*». И это во всех школах, и не дай бог тыI не будешь распространять.

■■ Ик цнкав-о, як циклвоГ ■ украинца- рад^тся расшидонкьс ассартиые^та игрушек

Теперь на Укил^нс со0имЦеТЕ1^ можно чудить "чос^и русских солдат '

Рис. 7 - Пример дегуманизации военнослужащих России.

Это читают дети, но эти дети вырастут. И вот они выросли. То же самое творилось и в странах Балтии. Четко выстраивали идеологию, очень понятную, примитивную. А национализм он всегда примитивен - мы/ самые лучшие, а все остальные нам враги. И накачивают людей».

Направление 4. Развитие и навязывание в медиа образа врага.

По мере усиления ксенофобских и националистических компонентов в научной, информационно-просветительской и образовательной литературе происходил активный процесс навязывания образа врага в СМИ. Причем в украинском националистическом сегменте он имел двухуровневый характер: противопоставление «настоящих украинцев» (жителей Западной и Центральной Украины) «ненастоящим, полностью русифицированным украинцам» (жители юго-восточной Украины); противопоставление украинцев и русских (см. рисунок 6).

После 2014 года и в особенности 2022 года, враждебный образ русских стал доминирующим в украинских медиа.

Направление 5. Дегуманизация противостояния.

С началом специальной военной операции в украинском националистическом сегменте радикально усилился процесс расчеловечивания образа русских при минимальном общественном сопротивлении внутри Украины (см. рисунок 7). Как итог — резкий рост совершения военных преступлений со стороны военнослужащих ВСУ и националистических батальонов в отношении как русскоязычных

граждан Украины, так и российских военнопленных.

Рекомендации

Важно подчеркнуть — подобные идейные установки целенаправленно внедрялись в украинское общественное сознание на протяжении долгого времени. Украинская система образования и просвещения, средства массовой информации практически полностью приобрели националистический характер под воздействием политического режима.

Выстраивание эффективного противодействия уже достаточно сильно укоренившимся националистическим идейным установкам в украинском общественном сознании зависит от ряда факторов, ключевыми из которых являются успешное завершение специальной военной операции и достижение поставленных задач как военными, так и дипломатическими методами.

Однако работу следует выстраивать здесь и сейчас, поскольку в сентябре 2022 года в состав Российской Федерации принято 4 новых субъекта: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская область и Запорожская область. И часть территорий этих субъектов Российской Федерации находились в украинском информационном и образовательном пространстве в том числе в период с 2014 по 2022 годы, когда украинская националистическая пропаганда стала более агрессивной.

Для выстраивания работы в системе образования рекомендуется принять меры по следующим направлениям:

1. Образовательное направление.

Следует проанализировать все учебные программы новых регионов России гуманитарного и технического профилей в общеобразовательных организациях, средних профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на предмет нарушения действующего российского законодательства, в частности:

— нарушение запрета публичного отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии

и европейских стран оси в ходе Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы (ст. 13.48 КоАП РФ);

— отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны,

о ветеранах Великой Отечественной войны (ст. 354.1 УК РФ);

— действия, направленные

на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 282 УК РФ);

— публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ).

Анализ позволит составить перечень тех образовательных программ, использование которых в образовательном процессе будет невозможно.

Взамен следует разработать новые учебные программы, полностью соответствующие действующему российскому законодательству.

2. Профилактическое направление.

В образовательных организациях вне зависимости от уровня следует создать систему профилактики деструктивных явлений, которая уже сформирована в других регионах нашей страны. Система профилактики должна включать в себя общий, адресный и индивидуальный уровни. При этом важно понимать, что специфика и обстановка в новых регионах существенно отличается от других регионов страны:

— во-первых, особые группы риска: например, дети военнослужащих ВСУ или националистических батальонов; дети-сироты, потерявшие своих родителей во время военных действий; дети, бывшие ранее участниками молодежных националистических объединений (например,

«Азовец» — детский лагерь террористического батальона «Азов»);

— во-вторых, особое восприятие исторических событий. Так, в первое время памятные мероприятия в честь Дня солидарности в борьбе

с терроризмом 3 сентября могут не вызвать у обучающихся из новых

регионов никаких эмоций, поскольку дети росли в совершенно другом общественно-политическом пространстве;

— в-третьих, наличие воздействия украинской пропаганды, нацеленной как на обучающихся и педагогов, так и все население новых регионов. Важно подчеркнуть, что подобное воздействие может происходить по разным направлениям: от привлечения на свою сторону посредством преференций до прямых угроз совершения расправы над теми, кто решил жить нормальной жизнью в новых российских регионах.

Профилактическое воздействие должно быть направлено на предотвращение распространения среди молодежи ряда опасных явлений, среди которых:

1. Оправдание, пропаганда идеологии терроризма, финансирование и организация деятельности террористических и экстремистских организаций.

В Российской Федерации экстремистскими признаны 8 украинских националистических организаций: «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство», «СИЧ-14», «Добровольческое Движение Организации украинских националистов», «Черный комитет». Среди террористических организаций следует отметить батальон «Азов». Данные организации на протяжении многих лет системно работали с молодежью, проводили встречи в школах, привлекали в свои молодежные организации.

Если конструктивно не работать с детьми, которые подверглись воздействию украинской националистической идеологии, не заниматься их социализацией, то это может привести к деструктивным последствиям для национальной безопасности.

2. Рабилитация нацизма, героизация «бандеровцев», оправдание коллаборационизма.

Как было ранее указано в материале «Путь к началу СВО», героизация пособников нацистов проводилась систематически на государственном уровне: С. Бандера, Р. Шухевич, боевики дивизии СС «Галичина» и т. д. Память об истинных героях Великой Отечественной войны систематически вымывалась из общественного сознания на Украине.

Отдельным важным инструментом в рамках адресной и индивидуальной профилактики должно стать психологическое сопровождение обучающихся из групп риска для снижения напряжения и проработки посттравматического синдрома и иных приобретенных за период специальной военной операции психологических травм.

При проведении профилактической работы следует обеспечить сбор и анализ мнения обучающихся и педагогов на предмет:

— восприятия новых общественно-политических, экономических

и культурных реалий;

— уровня удовлетворенности своим положением;

— наличия возможностей решать свои проблемы, особенно те, которые появились в их жизни в период проведения специальной военной операции;

— видения своих дальнейших жизненных перспектив и возможностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для их достижения.

Конечной целью всей профилактики должно быть привитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также эффективная адаптация и социализация граждан России, переживших опыт проживания в условиях боевых действий и агрессивного внедрения националистической пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.