Научная статья на тему 'Как железнодорожное сообщение во второй половине XIX начале XX века помогало распространять революционерам антиправительственную литературу (на примере Курской губернии)'

Как железнодорожное сообщение во второй половине XIX начале XX века помогало распространять революционерам антиправительственную литературу (на примере Курской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агитация / пропаганда / социал-демократы / эсеры / революционная литература / железнодорожный транспорт / пути сообщения / agitation / propaganda / Social Democrats / Social Revolutionaries / revolutionary literature / railway transport / communication routes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зарубина Кристина Александровна

Актуальность. Во второй половине XIX начале XX века в России наблюдалась нестабильная внутриполитическая обстановка. Активизации оппозиционных политических сил способствовали нерешенные злободневные для общества вопросы (например, крестьянский и рабочий вопрос). «Пробуждению» населения же способствовала организованная левыми политическими партиями (в первую очередь, такими как Российская социал-демократическая рабочая партия и эсеры) агитационно-пропагандистская работа. При этом распространение антиправительственной литературы по стране происходило, как правило, с помощью железнодорожного сообщения. Исследование опыта агитационно-пропагандистской деятельности (на примере типичной российской провинции) поможет не только обогатить историческую сферу научного знания, но и оценить эффективность реализуемых механизмов распространения революционной литературы в конкретных исторических условиях, это и составляет цель данного исследования. Материалы и методы. Использовались следующие методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, хронологический и сравнительно-исторический методы. Результаты исследования. Определено, что оппозиционно настроенными политическими партиями железнодорожные пути сообщения использовались как эффективное «средство» доставки в провинциальные регионы революционной литературы. Выводы. Подобная пропагандистская и агитационная деятельность не всегда приводила к нужному результату, и местное население с опаской относилось к обнаруженным «находкам» в виде революционных листовок, воззваний, прокламаций, брошюр и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зарубина Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How railway communication in the second half of the 19th early 20th centuries helped to spread anti-government literature to revolutionaries (on the example of Kursk province)

Importance. In the second half of the 19th early 20th centuries, an unstable internal political situation was observed in Russia. The activation of the oppositional political forces was facilitated by unresolved topical problems for society (for example, the peasant and workers’ question). The «awakening» of the population was facilitated by agitation and propaganda activities organized by left-wing political parties, such as the Russian Social Democratic Labor Party and the Socialist Revolutionaries. At the same time, the spread of anti-government literature across the country was, as a rule, by rail. The study of the experience of agitation and propaganda work (on the example of a typical Russian province) will not only enrich the historical sphere of scientific knowledge, but also assess the effectiveness of the implemented mechanisms for the dissemination of revolutionary literature in the historical conditions. This is the purpose of this study. Materials and methods. In the process of working on the topic, the following methods of scientific cognition were used: analysis, synthesis, generalization, chronological and comparativehistorical methods. Results and Discussion. It is determined that oppositional political parties used railway lines as an effective «means» of delivering revolutionary literature to provincial regions. Conclusion. However, such propaganda and agitation activities did not always lead to the desired result, and the local population was wary of the discovered «finds» in the form of revolutionary leaflets, appeals, proclamations, pamphlets, etc.

Текст научной работы на тему «Как железнодорожное сообщение во второй половине XIX начале XX века помогало распространять революционерам антиправительственную литературу (на примере Курской губернии)»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 93/94

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-933-941

Как железнодорожное сообщение во второй половине XIX - начале XX века помогало распространять революционерам антиправительственную литературу (на примере Курской губернии)

Кристина Александровна ЗАРУБИНА

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 кш 1996z@mail.ru

Актуальность. Во второй половине XIX - начале XX века в России наблюдалась нестабильная внутриполитическая обстановка. Активизации оппозиционных политических сил способствовали нерешенные злободневные для общества вопросы (например, крестьянский и рабочий вопрос). «Пробуждению» населения же способствовала организованная левыми политическими партиями (в первую очередь, такими как Российская социал-демократическая рабочая партия и эсеры) агитационно-пропагандистская работа. При этом распространение антиправительственной литературы по стране происходило, как правило, с помощью железнодорожного сообщения. Исследование опыта агитационно-пропагандистской деятельности (на примере типичной российской провинции) поможет не только обогатить историческую сферу научного знания, но и оценить эффективность реализуемых механизмов распространения революционной литературы в конкретных исторических условиях, это и составляет цель данного исследования.

Материалы и методы. Использовались следующие методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, хронологический и сравнительно-исторический методы. Результаты исследования. Определено, что оппозиционно настроенными политическими партиями железнодорожные пути сообщения использовались как эффективное «средство» доставки в провинциальные регионы революционной литературы.

Выводы. Подобная пропагандистская и агитационная деятельность не всегда приводила к нужному результату, и местное население с опаской относилось к обнаруженным «находкам» в виде революционных листовок, воззваний, прокламаций, брошюр и т. п.

Ключевые слова: агитация, пропаганда, социал-демократы, эсеры, революционная литература, железнодорожный транспорт, пути сообщения

Благодарности: НИР подготовлена в рамках государственного задания на 2023 год «Трансформация частного и публичного права в условиях эволюционирующих личности, общества и государства» (№ 0851-20200033).

Для цитирования: Зарубина К.А. Как железнодорожное сообщение во второй половине XIX - начале XX века помогало распространять революционерам антиправительственную литературу (на примере Курской губернии) // Вестник Тамбовского университета. Серия:

© Зарубина К.А., 2023

933

Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 4. С. 933-941. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-933-941

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-933-941

How railway communication in the second half of the 19th - early 20th centuries helped to spread anti-government literature to revolutionaries (on the example of Kursk province)

Kristina A. ZARUBINA

Southwest State University 94 50 let Oktyabrya St., Kursk, 305040, Russian Federation kris 1996z@mail.ru

Importance. In the second half of the 19th - early 20th centuries, an unstable internal political situation was observed in Russia. The activation of the oppositional political forces was facilitated by unresolved topical problems for society (for example, the peasant and workers' question). The «awakening» of the population was facilitated by agitation and propaganda activities organized by left-wing political parties, such as the Russian Social Democratic Labor Party and the Socialist Revolutionaries. At the same time, the spread of anti-government literature across the country was, as a rule, by rail. The study of the experience of agitation and propaganda work (on the example of a typical Russian province) will not only enrich the historical sphere of scientific knowledge, but also assess the effectiveness of the implemented mechanisms for the dissemination of revolutionary literature in the historical conditions. This is the purpose of this study.

Materials and methods. In the process of working on the topic, the following methods of scientific cognition were used: analysis, synthesis, generalization, chronological and comparative-historical methods.

Results and Discussion. It is determined that oppositional political parties used railway lines as an effective «means» of delivering revolutionary literature to provincial regions. Conclusion. However, such propaganda and agitation activities did not always lead to the desired result, and the local population was wary of the discovered «finds» in the form of revolutionary leaflets, appeals, proclamations, pamphlets, etc.

Keywords: agitation, propaganda, Social Democrats, Social Revolutionaries, revolutionary literature, railway transport, communication routes

Acknowledgements: The research was prepared within the framework of the state task for 2023 "Transformation of private and public law in the conditions of evolving personality, society and the state" (No. 0851-20200033).

For citation: Zarubina, K.A. (2023). How railway communication in the second half of the 19th -early 20th centuries helped to spread anti-government literature to revolutionaries (on the example of Kursk province). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 4, pp. 933-941. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-933-941

АКТУАЛЬНОСТЬ

В конце XIX - начале XX века в России сложилась опасная революционная ситуация. Общенациональный кризис вверг в фарватер политической борьбы самые разнообразные политические силы. В отсутствие ощутимых для населения социально-экономических, политических преобразований недовольство общества действующей властью достигло предела. При этом антиправительственные настроения изрядно подогревались революционной агитацией и пропагандой, активно проводимой в этот период в России левыми политическими партиями, в первую очередь, российской социал-демократической партией (далее - РСДРП) и партией социалистов-революционеров (далее - эсеры).

Среди задач социал-демократов (по материалам I съезда РСДРП 1898 г.) в рассматриваемый период особо выделялась пропаганда и агитационная деятельность. В программных документах отмечалась важность организации кружков среди рабочих, устройства «правильных и конспиративных» отношений между ними и центральной группой социал-демократов, а также издания и распространения рабочей литературы, агитационных листков и прокламаций, организации корреспонденций из всех «центров рабочего движения». Особо подчеркивалось, что агитацию среди передовых слоев пролетариата необходимо проводить максимально активно, поскольку это «вернейший и единственный путь к пробуждению» всего русского пролетариата1. На Втором съезде РСДРП в 1903 г. была принята резолюция «О постановке пропаганды», на Третьем съезде РСДРП в 1905 г. - «О пропаганде и агитации» [1; 2, с. 20]. При этом, как отмечал В.И. Ленин, пропаганда и агитация должны были исходить из «местных, конкретных, наиболее назревших нужд» населения (цит. по: [3, с. 45]).

В протоколе первой Общепартийной конференции партии социалистов-револю-

1 Первый съезд РСДРП. Март 1898 г. Документы и материалы. М.: Госполитиздат, 1958. С. 26-27.

ционеров, прошедшей в августе 1908 г., также отмечалось, что партия эсеров должна была сосредоточить свои главные силы на таких задачах, как: организационное строительство, разрушение «престижа правительственной силы ударами центрального террора», а также углубление пропагандистской работы среди всех слоев населения, отвечающее «интенсивному духовному брожению в массах, стремлению интеллигенции разобраться в пережитых событиях» [4, с. 39; 5]. Так, деятельность эсеров заключалась в ведении письменной (литературной) и устной пропаганды и агитации среди учащихся, интеллигенции, крестьян и рабочих, издании прокламаций и брошюр, иной литературы, а также террористической борьбе [6, с. 503; 7]. При этом в условиях наступления реакции эсеры углубляли организационную и пропагандистскую работу среди местного населения, а также занимались поиском более эффективных путей воздействия на массы [8].

Так, среди методов политической борьбы у левых партий России в рассматриваемый период особо выделялась агитационная и пропагандистская деятельность. При этом реально ощутимым результатом данной работы чаще всего становилось распространение революционных листовок, прокламаций, воззваний и т. п., и помогало в распространении политически опасной литературы оппозиционерам в это время железнодорожное сообщение (особенно в провинциальных регионах). Исследование опыта агитационно-пропагандистской работы (на примере типичной российской провинции) поможет не только обогатить историческую сферу научного знания, но и оценить эффективность реализуемых механизмов распространения революционной литературы в исторических условиях второй половины XIX - начала XX века, это и составляет цель данного исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В процессе работы над темой использовались следующие методы научного позна-

ния: анализ, синтез, обобщение, хронологический и сравнительно-исторический методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Курская губерния находилась в территориальной близости от таких крупных столичных городов, как Москва и Санкт-Петербург, «заряженных» на антиправительственную борьбу. Именно из данных городов чаще всего в регион «доставляли» опасную в политическом отношении литературу. Железнодорожное сообщение пришло в курский край во второй половине XIX века. В 1866 г. началось строительство участка Московско-Курской железной дороги от г. Курск до г. Орел. В 1867 г. также началось строительство Курско-Киевской железнодорожной линии. Открытие движения по Московско-Курской железной дороге состоялось в 1868 г. Со следующего года железнодорожный состав стал курсировать из г. Курска в г. Харьков. Так, станция Курск стала крупным железнодорожным узлом. Ее пересекали две железные дороги: Москва-Курск-Харьков-Азов и Киев-Курск-Воронеж. Позднее железнодорожным сообщением были соединены с г. Курск ближайшие районы губернии, например, г. Обоянь. В конце XIX - начале XX века построенные железнодорожные линии соединяли курский регион и другие крупные города Российской империи [9; 10]. К началу XX века по территории курского региона проходило более 1,3 тысячи верст рельсовых путей [11]. По справедливому замечанию отдельных исследователей, густая транспортная сеть железнодорожных линий обеспечивала устойчивую связь курского региона с другими регионами России [12]. И именно благодаря развитию железнодорожного сообщения в Курскую губернию «приезжали» не только люди, необходимые товары, продовольствие, но и запрещенная литература.

С целью недопущения в рассматриваемый период распространения по территории губернии опасных в политическом отношении листовок, воззваний, прокламаций и т. п.,

Курскому губернскому жандармскому управлению (далее - КГЖУ) вверялось в обязанность следить за Курско-Харьковско-Севастопольской, Белгородско-Сумской, Московско-Киево-Воронежской, Московско-Курской железными дорогами. Правительствующий сенат в это время отмечал, что непрекращающиеся волнения и смуты «отражаются опасными замешательствами на железных дорогах и влекут за собой нарушение непрерывности и правильности движения на них». В случае необходимости Министр путей сообщения или начальник, управляющий этой дорогой, могли принимать чрезвычайные меры охраны2.

Для усиления контроля за железнодорожным сообщением с 1861 г. на некоторых участках создавались жандармские полицейские управления железных дорог [13] (например, Московско-Архангельское жандармское полицейское управление железных дорог, Московско-Ростовское жандармское полицейское управление железных дорог, Московское жандармское полицейское управление железных дорог (в ведении управления находилась, в том числе Московско-Курская железная дорога) [14], Московско-Камышинское жандармское полицейское управление железных дорог, Московско-Киевское жандармское полицейское управление железных дорог и др.). Отделение Московского жандармского отделения железных дорог обслуживало станцию Курск Московско-Курской железной дороги, отделение Харьковского жандармского управления железных дорог - станцию Белгород. Именно эти две станции находились на полпути между югом и севером [15], а Московско-Курская железная дорога играла большую роль в обеспечении работы всей системы железнодорожных сообщений России [16], следовательно, положение Курской губернии с точки зрения географии было достаточно удобным, и через данный регион политически опасная литература могла быстро «перемещаться» практически куда угодно.

2 ГАКО (Государственный архив Курской облас-

ти). Ф. 1642. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 125-126, 128-131.

Примечательны способы распространения прокламаций, воззваний, агитационных листков с помощью железнодорожного транспорта. В первую очередь, стоит отметить, что запрещенную литературу нередко просто привозили для дальнейшего распространения на местах. Как уже отмечалось ранее, опасная в политическом отношении литература поступала, как правило, из столичных городов.

Для перевозки антиправительственной литературы нередко задействовали дам, не привлекающих особо внимания жандармов и полицейских. К примеру, в распространении антиправительственных листовок в пределах Курской губернии (на разъезде № 34 Льговского уезда) по сообщениям местных жителей в 1902 г. была уличена молодая девушка. Расследованием по делу занималась полиция3.

Для того чтобы пресечь дальнейшее распространение антиправительственной литературы, найденной около железнодорожных путей сообщения, кондукторы поездов отчитывались перед жандармерией или полицией о пассажирском составе поезда, а также о наличии среди пассажиров представителей интеллигенции. Для того чтобы получить максимально полную информацию, необходимые сведения получали также от вспомогательного персонала (например, от горничных поезда) [17].

Также очень часто воззвания, прокламации, листовки просто выбрасывали из открытых окон поездов. На «выбрасывание» из вагонов книжек и брошюр революционного содержания указывали сообщения, поступающие из Департамента полиции. Замечалось, что данные книжки и брошюры нередко охотно читались сельским населением и без какого-либо умысла передавались дальше (от одного к другому). Наблюдались эпизоды публичного прочтения в избах такой литературы, после чего крестьяне размышляли о переделе отобранной у них в результате освобождения от крепостной зависимости 1861 г. земли. При этом также замечалось,

3 ГАКО. Ф. 1642. Оп. 1. Ед. хр. 160. Л. 125, 130.

что отбирание такой литературы у населения не приводило к необходимым результатам, поскольку распространители листовок, книжек, брошюр быстро перемещались в другую местность, и все усилия местной администрации по пресечению распространения революционных воззваний оказывались тщетными4. Отдельно стоит отметить, что чаще всего листовки выбрасывали именно в сельской местности, ведь именно сельские жители составляли большую часть населения региона [18, с. 27]. Однако крестьяне, как правило, сдавали «опасные находки» органам охраны правопорядка. Так, например, в Колоденской волости Курской губернии в 1902 г. крестьянин обнаружил на путевой стороне непонятный бумажный сверток, посчитал, что машинисты выбросили ему из окна поезда «бумагу на папироски», отнес их в свою «будку» и забыл. Однако, когда зашедший к нему товарищ А.М. Маркин, местный артельный староста, разъяснил крестьянину о настоящем предназначении этой «бумаги», листовки были сданы в полицию, а железнодорожные пути осмотрены на предмет обнаружения иной антиправительственной литературы5. Хотя нередко антиправительственные листовки, воззвания, прокламации находили и в самом г. Курске. Например, в 1902 г. на городской станции железной дороги крестьянином было обнаружено воззвание «Русские люди», однако виновные в распространении воззвания не были найдены6.

Также отметим, что нередко пропаганда велась среди самих рабочих-железнодорожников. К примеру, во второй половине XIX века в мастерских Курско-Харьковской железной дороги эмигрантом П. Федоровым, более известным как «рабочий Петро», или «Слесарь Николай», ранее привлекавшимся к дознанию по обвинению в политической пропаганде, активно распространялась запрещенная литература, привезенная из столицы. Его задержали в Новоузенском уезде

4 Там же. Ед. хр. 135. Л. 176-177.

5 Там же. Ед. хр. 160. Л. 44-45.

6 Там же. Ед. хр. 149. Л. 31.

Самарской губернии с поддельным паспортом на имя севского мещанина Н.Д. Федорова и выслали по приговору суда в Восточную Сибирь, откуда он вскоре бежал. Впоследствии преступника задержали в г. Иркутск вместе с бежавшими пересыльными государственными преступниками - Елизаветой Ковальской и Софьей Богомолец. В 1882 г. П. Федорова повторно осудили и приговорили к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Якутскую область, откуда он также бежал (по сообщениям полиции скрылся за границей)7. С началом первой русской революции 1905-1907 гг. железнодорожные станции Курской губернии также были охвачены рабочими выступлениями [19]. Так, уже в феврале 1905 г. на железнодорожной станции Курск рабочие организовали стачку и прекратили работу, выдвинув требования по улучшению условий своего труда.

ВЫВОДЫ

Таким образом, Курская губерния с точки зрения развития железнодорожного сообщения была расположена достаточно выгод-

7 ГАКО. Ф. 1642. Оп. 2. Ед. хр. 12. Л. 13-14; Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 3498 Л. 1-10.

но. Железнодорожные транспортные пути соединяли курский край как с крупными соседними городами, такими как Харьков, Белгород, Брянск, Орел и другими, так и со столичными. При этом оппозиционно настроенными политическими партиями железнодорожные пути сообщения использовались как эффективное «средство» доставки в провинциальные регионы революционной литературы. Ее как просто привозили в губернию, а затем распространяли через специально подготовленных лиц, так и «выбрасывали» из окон вагонов поездов, для того чтобы исключить возможность преследования преступников со стороны местных властей (в первую очередь, полиции и жандармов). Однако подобная пропагандистская и агитационная деятельность не всегда приводили к нужному результату, и местное преимущественно сельское население нередко сдавало «опасные находки» в виде листовок, прокламаций, воззваний властям. Вследствие этого значительного эффекта не было достигнуто, хотя среди рабочего такая агитационно-пропагандистская работа все же имела успех (подтверждение этому - активизация курских рабочих с началом Первой русской революции).

Список источников

1. Фадеичева М.А. Культурная политика большевиков: упущенные возможности «Мягкой» власти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. № 32 (291). С. 122-125. https://elibrary.ru/pcyhnn

2. Барашкова В. С. О научных основах партийной пропаганды. М.: Книга, 1971. 113 с.

3. Кузнецов Е.М. Политическая агитация: научные основы и практика. М.: Мысль, 1974. 318 с.

4. Партия социалистов-революционеров: документы и материалы (1900-1922 гг.): в 3 т. / сост., авт. предисл., введения, коммент. Н.Д. Ерофеев. М.: РОССПЭН, 2001. Т. 2. 1907-1917 гг. 582 с.

5. Прохорова Е.С. Эсеры в период Первой русской революции: борьба за влияние на массы // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2013. № 4. С. 25-34. https://elibrary.ru/reibvx

6. Линдер И.Б., Чуркин С.А. Спецслужбы мира за 500 лет. М.: РИПОЛ классик, 2016. 638 с.

7. Зарубина К.А. Пропагандистская и агитационная деятельность эсеров в Курской губернии в конце XIX - начале XX века как проявление политической преступности // Омский научный вестник. Серия. Общество. История. Современность. 2022. Т. 7. № 3. С. 34-39. https://doi.org/10.25206/2542-0488-2022-7-3-34-39, https://elibrary.ru/drpljx

8. Салтык Г.А. Социалисты-революционеры Черноземного центра России в условиях наступления реакции: 1907 год // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3 (11). С. 19-25. https://elibrary.ru/kvtrit

9. Терещенко А.А. Логистическая составляющая в хозяйственной инфраструктуре городов Курской губернии во второй половине XIX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 35-40. https://elibrary.ru/iozenc

10. Сидоров А.Д. Развитие хозяйства городов Российской провинции во второй половине XIX - начале XX в. (на примере Курской губернии) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 11 (79). С. 338-343. https://elibrary.ru/jxjqjx

11. Петрыкин Н.Н. Жандармская железнодорожная полиция в условиях противодействия эпидемиям на территории Курской губернии (1893-1914 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 187-194. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-187-194, https ://elibrary.ru/yqmshw

12. Петрыкин Н.Н. Жандармская железнодорожная полиция: опыт осуществления массовых перевозок на территории Курской губернии (1896-1914) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 187. С. 110-119. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-110-119, https ://elibrary.ru/pbllpj

13. Гурлев И.В. Обеспечение безопасности на транспорте в Российской империи (1797-1917) // Власть. 2020. Т. 28. № 3. С. 224-231. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i3.7348, https://elibrary.ru/rmvnqg

14. Петрыкин Н.Н. Архивная опись дел Курского жандармского полицейского отделения как источник изучения деятельности железнодорожной полиции (1869-1916 гг.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 179. С. 159-165. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-159-165, https://elibrary.ru/yzesih

15. Петрыкин Н.Н. Охрана экстренных поездов чрезвычайной важности при Высочайших путешествиях. Историческая ретроспектива (на материалах Курского губернского жандармского управления) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3. С. 71-77. https://elibrary.ru/zhruup

16. Шашкова Н.О. Значение Московско-Курской железной дороги в развитии системы железнодорожных сообщений России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 4. С. 83-107. https ://elibrary.ru/ucpopp

17. Зарубина К.А. Политическая пропаганда в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX в. // Via In Tempore. История. Политология. 2020. Т. 47. № 3. С. 552-558. https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-3-552-558, https://elibrary.ru/grvvse

18. Тройницкий Н.А. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Курская губерния. Спб., 1904. Т. 20. 320 с.

19. Евдокимова А.Г. Социальный протест различных слоев населения Курской губернии в условиях революции 1905 года // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: история и право. 2016. № 3 (20). С. 182-188. https://elibrary.ru/wrpjxn

References

1. Fadeicheva M.A. (2012). Bolshevik cultural policy: lost possibilities of soft power. Vestnik Yuzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial 'no-gumanitarnye nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities, no. 32 (291), pp. 122-125. (In Russ.) https://elibrary.ru/pcyhnn

2. Barashkova V.S. (1971). O nauchnykh osnovakh partiinoi propagandy [About the Scientific Foundations of Party Propaganda]. Moscow, Kniga Publ., 113 p. (In Russ.)

3. Kuznetsov E.M. (1974). Politicheskaya agitatsiya: nauchnye osnovy ipraktika [Political Agitation: Scientific Foundations and Practice]. Moscow, Mysl Publ., 318 p. (In Russ.)

4. Erofeev N.D. (complier). (2001). Partiya sotsialistov-revolyutsionerov: dokumenty i materialy (19001922 gg.): v 3 t. [Party of Socialist Revolutionaries: Documents and Materials (1900-1922): in 3 vols.]. Moscow, Russian Political Encyclopedia Publ., vol. 2, 582 p. (In Russ.)

5. Prokhorova E.S. (2013). Socialist-revolutionaries during the First russian revolution: the struggle for influence on the masses. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8. Istoriya = Moscow University Bulletin. Series 8: History, no. 4, pp. 25-34. (In Russ.) https://elibrary.ru/reibvx

6. Linder I.B., Churkin S.A. (2016). Spetssluzhby mira za 500 let [Intelligence Agencies of the World for 500 Years]. Moscow, RIPOL klassik Publ., 638 p.

7. Zarubina K.A. (2022). Propaganda and agitation activities of social revolutionaries in Kursk province in the late 19th - early 20th century as a manifestation of political criminality. Omskii nauchnyi vestnik. Seriya. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost = Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity, vol. 7, no. 3, pp. 34-39. (In Russ.) https://doi.org/10.25206/2542-0488-2022-7-3-34-39, https://elibrary.ru/drpljx

8. Saltyk G.A. (2009). Sotsialisty-revolyutsionery Chernozemnogo tsentra Rossii v usloviyakh nastupleniya reaktsii: 1907 god [Socialist-Revolutionaries of the Chernozem center of Russia in the conditions of the onset of reaction: 1907]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universi-teta [Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of the Kursk State University], no. 3 (11), pp. 19-25. (In Russ.) https://elibrary.ru/kvtrit

9. Tereshchenko A.A. (2021). Logistics component in the economic infrastructure cities of Kursk province in the second half of the 19th century. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of the Kursk State University], no. 4 (60), pp. 35-40. (In Russ.) https://elibrary.ru/iozenc

10. Sidorov A.D. (2009). Economical development of Russian provincial towns in the latter half of the 19th -the beginning of the 20th centuries (on an example of Kursk province). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, no. 11 (79), pp. 338-343. (In Russ.) https://elibrary.ru/jxjqjx

11. Petrykin N.N. (2020). Gendarme railway police in the context of countering epidemics in the territory of the Kursk governorate (1893-1914). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 25, no. 188, pp. 187-194. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-187-194, https://elibrary.ru/yqmshw

12. Petrykin N.N. (2020). Gendarme railway police: experience of mass transportation in the territory of the Kursk governorate (1896-1914). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 25, no. 187, pp. 110-119. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-110-119, https://elibrary.ru/pbllpj

13. Gurlev I.V. (2020). Ensuring transport security in the Russian Empire (1797-1917). Vlast', vol. 28, no. 3, pp. 224-231. (In Russ.) https://doi.org/10.31171/vlast.v28i3.7348, https://elibrary.ru/rmvnqg

14. Petrykin N.N. (2019). Arkhivnaya opis' del Kurskogo zhandarmskogo politseiskogo otdeleniya kak istoch-nik izucheniya deyatel'nosti zheleznodorozhnoi politsii (1869-1916 gg.). Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 24, no. 179, pp. 159165. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-179-159-165, https://elibrary.ru/yzesih

15. Petrykin N.N. (2017). The protection of emergency trains of extreme importance in the highest journeys. Historical retrospective (on the materials of the Kursk Gubernia gendarmerie). Problemy pravookhranite 'noi deyatel'nosti = Problems of Law-Enforcement Activity, no. 3, pp. 71-77. (In Russ.) https://elibrary.ru/zhruup

16. Shashkova N.O. (2016). Significance of the Moscow-Kursk railroad in the development of the railway communication system of Russia. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, no. 4, pp. 83-107. (In Russ.) https://elibrary.ru/ucpopp

17. Zarubina K.A. (2020). Political propaganda in the Kursk province in the second half of the 19th beginning of the 20th century. Via in Tempore. Istoriya. Politologiya = Via in Tempore. History and Political Science, vol. 47, no. 3, pp. 552-558. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2687-0967-2020-47-3-552-558, https://elib-rary.ru/grvvse

18. Troinitskii N.A. (1904). Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiiskoi imperii 1897 g. Kurskaya guberniya [The first General census of the population of the Russian Empire in 1897. Kursk Governorate]. Saint Petersburg, vol. 20, 320 p. (In Russ.)

19. Evdokimova A.G. (2016). The social protest among the diverse groups of population of Kursk province in the revolution 1905. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: istoriya i pravo = Proceedings of the Southwest State University. Series: History and Law, no. 3 (20), pp. 182-188. (In Russ.) https://elibrary.ru/wrpjxn

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарубина Кристина Александровна, преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация.

https://orcid.org/0000-0003-2725-6906 ResearcherID: AAF-4165-2022 kris1996z@mail.ru

Information about the author

Kristina A. Zarubina, Lecturer of Theory and History of State and Law Department, Southwest State University, Kursk, Russian Federation.

https://orcid.org/0000-0003-2725-6906 ResearcherlD: AAF-4165-2022 kris1996z@mail.ru

Поступила в редакцию 10.05.2023 Received 10.05.2023

Поступила после рецензирования 05.07.2023 Approved 05.07.2023

Принята к публикации 08.09.2023 Revised 08.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.