Научная статья на тему 'Как законсервировать политическую карту России (некоторые шаги президента Башкирии М. Рахимова)'

Как законсервировать политическую карту России (некоторые шаги президента Башкирии М. Рахимова) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
28
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цуканова Любовь

"Новое время", М., 2002 г., № 43, с. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как законсервировать политическую карту России (некоторые шаги президента Башкирии М. Рахимова)»

Любовь Цуканова,

публицист

КАК ЗАКОНСЕРВИРОВАТЬ

ПОЛИТИЧЕСКУЮ КАРТУ РОССИИ

(НЕКОТОРЫЕ ШАГИ ПРЕЗИДЕНТА

БАШКИРИИ М.РАХИМОВА)

Федеральный закон о принципах устройства власти в регионах был принят 19 декабря 1999 г. Когда принимался вышеназванный закон, говорили о том, что он консервирует политическую карту минимум еще на десятилетие вперед. Никто лучше депутатов Государственной думы не знает, что такое административный ресурс в руках руководителей национальных республик и губернаторов, которые уже просидели в своих креслах по 9-10 лет. Тем не менее роковую поправку к закону приняли, посчитав, видимо, что административный ресурс Кремля тоже может быть задействован, когда дело дойдет до выборов в "неблагополучных" регионах. "Неблагополучных", конечно же, не столько с точки зрения интересов населения, сколько по критериям управляемости извне. (Иногда точки зрения населения и федеральной власти совпадают, но лишь постольку, поскольку сильные авторитарные руководители склонны править своим хозяйством без оглядки и не любят делиться властью не только "вниз", но и "наверх".)

Откуда эта самонадеянность президентской администрации, инициировавшей и поддержавшей продление губернаторских сроков, не очень понятно. Вся история выборов последних лет показывает, что побороть действующего главу, если он предусмотрительно задавил оппозицию, практически невозможно. Кремль может на пальцах одной руки пересчитать свои удачи, но параллельно ему придется подсчитывать грубые прегрешения против демократии, к которым при этом приходилось прибегать. Как правило, это было снятие с дистанции неугодного кандидата, наспех прикрытое судебным решением, то есть тот самый административный ресурс. Но главы регионов - люди тертые, их на кривой козе не объедешь.

Президент Башкирии Муртаза Рахимов, например, совершенно не обольщается по поводу своей возможности избраться еще дважды. Он уже точно знает, что Москва его в покое не оставит, и если другими способами с ним не справится, то пойдет на изменение федерального закона.

Чтобы легализовать "лишний" срок Шаймиева и расплатиться за лояльность Кремлю с Лужковым, приняли "разрешительную" поправку. Ради того, чтобы сделать открытой для столичных корпораций экономику Башкирии, чему сопротивляется (не хочет делиться) Муртаза Рахимов, примут другую поправку, противоположную. И в том, что это можно сделать, нет ни малейшего сомнения. Убедительных для публики аргументов - выше крыши, и все демократического свойства.

Поэтому Рахимов решил сыграть на опережение и недавно объявил, что Республика Башкортостан исправит свою конституцию. Но не для того, чтобы привести ее в соответствие с Основным законом Федерации, чего от него добиваются, а чтобы свести влияние Центра на свое будущее к минимуму. Вообще говоря, ход настолько дерзкий, что оторопь берет: нынешний башкирский президент решил поменять не больше не меньше как способ правления. Из президентской республики сделать парламентскую. Выбирать всенародным голосованием не президента, а главу правительства. Разница в том, что в отличие от президента подотчетен премьер будет не тем, кто его избрал, а парламенту республики. А главой парламента собирается стать Рахимов в 2003 г., когда истечет его очередной президентский срок. Расчет Рахимова состоит в том, что Госсобрание-то, родное его учреждение, которое он уже (в виде Верховного совета) возглавлял когда-то, точно выберет его своим спикером. Тем более что у президента есть возможность на ближайших (март 2003 г.) выборах Госсобрания сформировать депутатский корпус исключительно из своих сторонников.

Возможно, он прав в своем расчете на то, что обалдевшее от такой наглости кремлевское руководство не успеет помешать ему провести конституционную реформу в республике. Но в остальном Рахимов, скорее всего, переоценивает свои возможности. Точнее, недооценивает некоторые факторы. Как бы ни устал народ Башкирии от "бабая", у того еще достаточно мощный электоральный ресурс, который никаким кремлевским ресурсом не перебить. А вот что касается нескольких сотен депутатов... Республиканская элита вынуждена любить своего лидера, но зато уж и ненавидит его за это так, что под определенные гарантии из Москвы может прокатить своего благодетеля за милую душу.

Вообще, те главы регионов, которые сегодня выступают с инициативой отменить губернаторские выборы (это еще один модный сюжет), похоже, сами не понимают, в каких комфортных условиях они живут в пореформенной России. Прямая демократия - вещь суровая, но она же и защита, как оказалось, очень высокого порядка. Рассуждения о незрело-

сти электората, о желательности замены прямых выборов на многоступенчатые, а то и на назначение сверху, говорят о черной неблагодарности "народных избранников": хорошо, если бы один из десяти нынешних региональных начальников имел шанс очутиться в своем кресле не в результате всеобщих выборов, а по выбору Кремля. Ни одно законодательство не менялось так часто, как избирательное. Каждый новый цикл выборов начинался изменением закона о гарантиях избирательных прав, а следом - законов о выборах депутатов Госдумы и президента. Если говорить коротко, то тенденция направлена в сторону последовательного сужения политического пространства, в котором осуществляется выбор власти. Сначала повысили барьер прохождения в Думу с 3 до 5%. Потом разрешили участвовать в выборах только политическим партиям. Потом приняли жесткий закон о политических партиях с высоким порогом численности и регионального представительства. Теперь вносят поправки в закон о выборах президента, чтобы кандидата могли выдвигать только политические партии. Наконец, пытаются повысить барьер для партий, стремящихся в Думу.

Тем не менее околокремлевская политическая тусовка не унимается. "Единая Россия" прогремела в очередной раз, предложив повысить барьер прохождения в Думу до невиданной в мире высоты - 12%. Но за этой обманкой прячется еще более решительная идея - сохранить в России навсегда не только две (из всех) партии (почему-то они уверены, что войдут в это число), но и нынешнего президента. Не знаю, кто у кого украл идею, но, если верить Стране.ру, для Владимира Путина втайне готовят вариант, похожий на башкирский - с той лишь разницей, что президентские полномочия перераспределятся не в пользу парламента, а в пользу правительства. Под разговоры о повышении политической ответственности правительства предлагается все то же - отказ от прямых выборов ключевых политических фигур.

Видимо, у тех, кто сегодня занимается переделкой избирательного законодательства, сложилось стойкое убеждение, что выборы - это такая демократическая игрушка, с которой можно делать все, что захочется. И она никогда не сломается. А между тем сегодня осталось очень мало субъектов Федерации, где избиратели вам ответят, что они: а) идут голосовать, потому что верят в справедливость выборов; б) голосуют по совести, а не по принуждению; в) надеются, что избранник их не обманет. Поэтому все больше людей предпочитают на выборы не ходить вовсе. Если это цель избирательных экспериментов, то она будет достигнута

гораздо быстрее, чем вырастет электоральный опыт самых стойких сторонников прямой демократии.

"Новое время", М., 2002 г., № 43, с. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.