Научная статья на тему 'КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА: «СОГЛАШЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В ПРИДНЕСТРОВСКОМ РЕГИОНЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА»'

КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА: «СОГЛАШЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В ПРИДНЕСТРОВСКОМ РЕГИОНЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
320
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковальски Станислав Владимирович, Анточь Арина Михайловна, Скобиоалэ Надежда Никаноровна

Празднование 28-летия Независимости Республики Молдова в 2019 году омрачён «замороженным» приднестровским конфликтом, который остаётся пока неразрешённым. Непримиримая позиция конфликтующих сторон перечеркнула все результаты переговорного процесса, начатые ещё в 1990 году. На наш взгляд, особое значение для урегулирования приднестровского конфликта приобретает авторитет могущественных организаций ООН, ОБСЕ, а также заинтересованная позиция государств черноморского бассейна России, Турции, Румынии, как и отношения США и Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА: «СОГЛАШЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В ПРИДНЕСТРОВСКОМ РЕГИОНЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА»»



I

SCIENCE TIME

I

КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОИНА: «СОГЛАШЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В ПРИДНЕСТРОВСКОМ РЕГИОНЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА»

Ковальски Станислав Владимирович, Государственный аграрный университет Молдовы, г. Кишинев, Молдова

E-mail: kovstas@yandex.ru

Анточь Арина Михайловна, Государственный аграрный университет Молдовы, г. Кишинев, Молдова

E-mail: arinaantoci@mail.ru

Скобиоалэ Надежда Никаноровна, Государственный аграрный университет Молдовы, г. Кишинев, Молдова

E-mail: sdn81@inbox.ru

Аннотация. Празднование 28-летия Независимости Республики Молдова в 2019 году омрачён «замороженным» приднестровским конфликтом, который остаётся пока неразрешённым. Непримиримая позиция конфликтующих сторон перечеркнула все результаты переговорного процесса, начатые ещё в 1990 году. На наш взгляд, особое значение для урегулирования приднестровского конфликта приобретает авторитет могущественных организаций ООН, ОБСЕ, а также заинтересованная позиция государств черноморского бассейна России, Турции, Румынии, как и отношения США и Евросоюза.

Используемые методы и материалы. В подготовке статьи были использованы следующие методы исследования: исторический метод, метод анализа, синтеза, сравнительный метод. Были использованы научные материалы историков Молдовы, Приднестровья, России.

Изложение основного материала исследования: К нашему глубокому убеждению, в результате вооружённого конфликта c ноября 1990 по август 1992 года (хотя В. Зарницкий, последний сотрудник МВД Молдовы погиб от пули снайпера сепаратистов 2 декабря 1992 года), Республика Молдова потерпело

1 SCIENCE TIME 1

политический, военный, экономический и моральное поражения от сепаратистского, антигосударственного формирования в Восточных районах Республики Молдова (Приднестровья).

Уже тот факт, что на переговорах 21 июня 1992 года в Москве был допущен лидер сепаратистов, самозванец И. Смирнов, тому подтверждение. Однако не следует преувеличивать и победу сепаратистов.

Город Тигина (Бендеры) в результате боевых действии лета 1992 года, получил ввиду «особой сложности обстановки» статус повышенного режима безопасности, и фактически входит в т.н. «пмр», но потеря сёл Дубоссарского района на левом берегу Днестра (Кошница, Кочиеры, Пырыта и др.) вполне можно расценить как поражение. Кочиерский плацдарм «разрезает» т.н. «ПМР» практически пополам. В Левобережных районах действует Дубоссарский и Бендерский комиссариаты полиции, лицеи с румынским языком обучения, пенитенциарное заведение подчинённое Минюсту Республики Молдова и т.д.

В политическом смысле уступки в решении Приднестровского конфликта отразились в «Соглашении относительно принципов мирного урегулирования военного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова», подписанного 21 июля 1992 года в Москве Президентом Молдовы М. Снегур и Президентом России Б. Ельциным, завизированного Смирновым.

Соглашение представляет собой восемь статей, в которых обе стороны (Россия и Р. Молдова) выступают за «скорейшее и полное прекращение огня и урегулированию вооружённого конфликта в приднестровском районе мирными средствами. Подтверждая приверженность принципам Устава ООН и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» [1]. В рамках первой статьи Республика Молдова и Российская Федерация берут на себя обязательства использовать все необходимые меры к полному прекращению огня. Также предусматривается вывод всех вооружённых сил и иных формировании в течения семи суток и создание зоны безопасности между сторонами в конфликте. Соглашение определяет «Зону безопасности», протяжённость 225 км, шириной 12-24 км, разделяющие конфликтующие стороны и составляют 3 участка. «Зона безопасности» покрывает 60% территорию т.н. «пмр». В «Зоне» также определён район с повышенными мерами безопасности с центром в городе Тигина (Бендеры) и Дубоссары, где и располагаются военные комендатуры Миротворческих сил, которых обладают соответствующими полномочиями, утверждённые Объединённой Контрольной комиссии (ОКК). В пределах этих зон было размещено 40 миротворческих постов (сейчас их осталось 15).

Термин «...и иные формирования...» следует воспринимать как вывод групп волонтёров с молдавской стороны и всевозможных добровольческих-наёмнических формирований со стороны сепаратистов т.н. «ПМР». Однако, на наш взгляд, не рассматривался вопрос о привлечении к уголовной ответственности наёмников, принимавших участие в конфликте и не попадавшие под статус «волонтёры». Волонтёры с молдавской стороны которые принимали

1 SCIENCE TIME 1

участия в боевых действиях весной и летом 1992 года в районах боевых действии, рассматриваем как комбатантов, по причине, что они являлись гражданами Р. Молдова и не получали финансовые средства за своё участие в защите суверенитета и территориальной цельности своей страны. Следует ещё раз подчеркнуть, что наёмники, попавшие в плен, содержались в пенитенциарных учреждениях Р. Молдова на общих основаниях. К ним допускались сотрудники общественной организации «Мемориал», которым разрешалось общаться без присутствия сотрудников пенитенциарных учреждении [2]. Более того, согласно резолюции от 6 и 17 апреля 1992 года Министров Иностранных дел, Лиссабонского Соглашения, российским наёмникам предоставлялся безопасный выезд с территории Приднестровья по месту своей постоянной прописки. Однако большинство наёмников подались на театр военных действий в Югославию, Ичкерию, Абхазию, что подтверждает еще раз их статус наёмников и намерения воевать за деньги.

Согласно второй статье Соглашения, город Тигина (Бендеры) определён как место дислокации Объединённой Контрольной комиссии «созданная из представителей трёх сторон, участвующих в урегулировании» [2]. Также во второй статье Соглашения регламентируется численный состав, статус, условия ввода в зону конфликта миротворческих сил. Рассматривается вопрос финансирования деятельности ОКК.

Третья статья Соглашения регламентирует деятельность ОКК по обеспечения безопасности и правопорядка совместно с органами МВД Республики Молдова и т.н. «ПМР» в городе Тигина (Бендеры) в «силу особой сложности обстановки». В четвертой статье уделено внимание статусу 14-й армии, находившийся на территории Р. Молдова, а также соблюдению строгого нейтралитета. Также подчёркивается обязательство всех сторон конфликта «уважать нейтралитет и воздерживаться от любых противоправных действий в отношении военного имущества, военнослужащих этой армии и членов их семей» [2]. Пятая статья Соглашения посвящена вопросу возврата беженцев, оказания помощи населению пострадавших районов и восстановления хозяйственных и жилых объектов. «Российская Федерация окажет в этом необходимое содействие» [2]. Также регламентируется меры для беспрепятственного допуска международной гуманитарной помощи в зону урегулирования. В седьмой и восьмой статьях рассматриваются мирные, политические средства процесса урегулирования конфликта.

«Конфликтующие стороны обязались предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из «зоны безопасности» [2].

Однако, как и многие правовые документы, Соглашение имеет еще и ряд тонкостей. На наш взгляд, тот факт, что разъединение сторон вооружённого конфликта было достигнуто посредством подписания соглашения с Россией, говорит о том, что Россия на всем протяжении конфликта располагала достаточными дипломатическими и военными ресурсами, чтобы не допустить его перехода в вооружённое противостояние. В результате, которого погибли, к

»

44

1 SCIENCE TIME 1

нашему глубокому сожалению, тысячи граждан Молдовы и России.

Согласно договорённости, «миротворческие силы» состоят из войск вовлечённым в конфликт (Р. Молдова, т.н. «ПМР» и РФ), что противоречит международным стандартам по подержанию мира. В Соглашение от 21 июля 1992 года нарушались фундаментальные принципы миротворческой деятельности, что позволило создать миротворческие силы из вооружённых формирований, участвовавших в конфликте. По этой причине Республика Беларусь и Украина отказались участвовать в миротворческой операции, так как она проводится не под эгидой СНГ и с нарушением международного права.

Россия открыто встала на сторону Тирасполя в конфронтации. Приднестровье получило возможность сохранить свои вооружённые формирования и создать мнимую государственность, защищённую вооружёнными силами России.

В тексте документа подчёркивается срочность необходимых мер для прекращения военных столкновений. «Стремясь к скорейшему и полному прекращению огня и урегулированию вооружённого конфликта в приднестровских районах мирными средствами» [2].

Один из наиболее уязвимых и противоречивых вопросов Соглашения с точки зрения политических последствий является создание объединённой Контрольной Комиссия. Соглашение, на наш взгляд, содержит неудовлетворительное разъяснение, относившееся к структуре и Уставу Контрольной Комиссии, «состоящие из представителей трёх сторон, участвующих в урегулировании», а также «группы военных наблюдателей четырех стран».

На наш взгляд, ОКК не имеет цель способствовать действительному разрешению конфликта, но лишь установлению и укреплению контроля России над механизмом урегулирования, хотя решения принимаются «на основе консенсуса». В результате этой «капитуляции» Молдова понесла не только политические, но и серьёзные экономические потери. Кто будет входить в данные группы наблюдателей, Соглашение не уточняет. С другой стороны определяется совершенно чётко, состав миротворческого контингента «трёх сторон, участвующих в урегулировании». Однако почему-то созданный на добровольной основе. На каком международном правовом основании и почему? «В случае нарушения условий настоящего ОКК проводит расследование его обстоятельств и срочно принимает надлежащие меры» [2]. В этом контексте особенно важно отметить, что помимо отсутствия надлежащего международного мандата миссии по поддержанию мира, деятельность ОКК функционирует по российским правилам, утверждая свой статус миротворческой миссии.

Что касается групп «военные наблюдатели» и их полномочий, в Соглашении дается только одна ссылка на тот факт, что эти группы уже созданы по предварительному соглашению сторон. Имеется в виду, что ещё 3 июля между Президентами России и Молдовы, а также в «Соглашении о

»

45

1 SCIENCE TIME 1

прекращении огня», подписанное 7 июля 1992 года, вопрос о военных наблюдателях рассматривался при заключении предварительного соглашения о прекращении огня на аэродроме в Лиманское, Одесской области.

На наш взгляд, в Соглашении недостаточно уделено внимание судьбе 14-й армии. «Части 14-й армии будут строго соблюдать нейтралитет. Вопросы о статусе армии, порядке и сроках ее поэтапного вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова». Также в Соглашении нет чёткого понятия о мерах и сроках вывода российской армии из Приднестровья, есть лишь простое желание в данном отношении, о чем Р. Молдова жалеет и по сей день. Не дана правовая оценка, согласно Международному праву, участия 14-й армии в конфликте на стороне сепаратистов.

М. Снегур подписал Соглашение, которая не имеет ничего общего с текстом Соглашения выработанное Высшим Советом Безопасности Молдова. Российская сторона посчитала его идеализированным. Соглашение исключает из переговорного процесса участия Румынии и Украины, оставляя Молдову перед российским и Приднестровским прессингом.

Путём подписания соглашения 21 июля, Тирасполь приобрел право решать судьбу Приднестровского региона самостоятельно в случае изменения статуса унитарного государства.

В Преамбуле Соглашения территория, охваченная боевыми действиями, указывается как «приднестровский район». Однако уже во второй и третьей статьях идёт речь о город Тигина (Бендеры) и близлежащих сел правобережья Днестра. Мы считаем, что молдавская сторона допустила грубую ошибку, некомпетентность, когда позволила обсуждать как предмет спора правобережную (подчёркнутая нами) часть Р. Молдовы, город Тигину (Бендеры), часть сел Дубоссарского и Слободзейского районов, Кицканского плацдарма.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что можно сделать следующие выводы: была достигнута главная задача Соглашения: прекращение вооруженного столкновения. Две другие функции документа, а именно: «зоны безопасности и использование любых санкций и блокад, немедленное устранение всех препятствий для движения товаров, услуг и людей», не были выполнены. Соглашение не создает возможность для дальнейших детальных переговоров урегулирования приднестровской проблемы. Таким образом, мы считаем, что Соглашения составлено на скорую руку и навязано Молдове, не способствует урегулированию ситуации вокруг Приднестровского конфликта и по сей день.

«Жители Приднестровья должны чётко знать, что многие проблемы не решаются не потому, что Кишинёв не хочет, а потому, что некоторые политики и бизнесмены в Приднестровье живут на этом конфликте. Для решения проблемы Приднестровья необходимо договориться о нескольких вещах: нужна общая граница, единая судебная система, банковская система,

1 SCIENCE TIME 1

демилитаризация. В остальном - у Приднестровья должны быть все полномочия и прерогативы, которые есть сейчас» - считает Президент Республики Молдова И. Додон, [3] и мы согласны с его выводами.

Литература:

1. Совместные миротворческие силы в Зоне безопасности Приднестровья. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://structure.mil.ru/

2. Массовые и наиболее серьезные нарушения прав человека и положение в зоне Вооруженного конфликта в г. Бендеры за июнь-июль 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.memo.ru

9. Додон И.: Некоторые политики и бизнесмены в Приднестровье не хотят урегулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://noi.md/ru/ news id/228044

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.