Научная статья на тему 'Как вывести ключевой сектор Российской экономики на траекторию устойчивого роста?'

Как вывести ключевой сектор Российской экономики на траекторию устойчивого роста? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ГОРНОЕ ДЕЛО / ГОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / MINING / MINING INDUSTRY / RAW MINERAL-MATERIAL COMPLEX / FUEL AND ENERGY COMPLEX / MINERALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глинина О.И.

Как вывести ключевой сектор российской экономики на траекторию устойчивого роста? Таким вопросом задались делегаты VI Всероссийского съезда горнопромышленников, который прошел в ноябре 2016 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. На Съезде были обсуждены планы преодоления последствий финансово-экономического кризиса, инновационно-технологического развития, вопросы законодательного обеспечения отраслей минерально-сырьевого сектора экономики страны, работа Некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России» и ряд других тем. Определены основные направления деятельности горного сообщества на несколько лет вперед и проведены выборы руководящих органов Партнерства. Представлена информация о съезде и приводятся выдержки из выступлений участников съезда. Обзор сопровождается фотоиллюстрациями. Представлено Обращение съезда горнопромышленников к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How can we bring the key segment of the Russian economy to the sustainable growth path?

How can we bring the key segment of the Russian economy to the sustainable growth path? This is the question, raised by the delegates of the VI All-Russian Congress of Mining Operators, held in November 2016 in the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation. The plans for financial and economic crisis consequences overcoming, innovation and technological development, the aspects of legislative support for mineral raw resources segment of the domestic economics, non-profit partnership “Mining Operators of Russia” performance and other issues were discussed by the congress. The major trends of the mining community activities during the next years to come were established and partnership steering committee was elected. The details of the congress and abstracts from the congress participants’ speeches are presented herewith. The digest comes with illustrative photos. The Congress Mining Operators’ appeal to the President, the Government and the Federal Assembly of the Russian Federation is presented.

Текст научной работы на тему «Как вывести ключевой сектор Российской экономики на траекторию устойчивого роста?»

УДК 061.3:622.3(470) © О.И. Глинина, 2017

Как вывести ключевой сектор российской экономики на траекторию устойчивого роста?

Таким вопросом задались делегаты VI Всероссийского съезда горнопромышленников, который прошел в ноябре 2016 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. На съезде были обсуждены планы преодоления последствий финансово-экономического кризиса, инновационно-технологического развития, вопросы законодательного обеспечения отраслей минерально-сырьевого сектора экономики страны, работа Некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России» и ряд других тем. Определены основные направления деятельности горного сообщества на несколько лет вперед и проведены выборы руководящих органов Партнерства.

Материалы подготовила Ольга Глинина

В работе съезда приняли участие: заместитель министра энергетики Российской Федерации А.Б. Яновский, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации С.А. Цыб, председатель Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» Ю.К. Шафраник, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме ФС РФ, Почетный председатель Высшего горного совета С.М. Миронов, заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.В. Шатиров, почетный президент НП «Горнопромышленники России» Ю.Н. Малышев, заместитель директора Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России С.И. Шумков, исполнительный вице-президент РСПП В.М. Черепов, а также руководители предприятий минерально-сырьевого комплекса (МСК), научных и образовательных организаций.

Открывая заседание, председатель Высшего горного совета (ВГС) Юрий Константинович Шафраник напомнил, что НП «Горнопромышленники России» объединяет 8 отраслей: геологов, угольщиков, золотопромышленников, химиков, нефтяников, газовиков, металлургов и производителей стройматериалов. Хотя общая численность занятых в минерально-сырьевом комплексе нашей страны относительно невелика - 1,5 млн человек, значение их продукции трудно переоценить - это около 70% экспорт-

ных поступлений, 44% доходов федерального бюджета. Иными словами, минерально-сырьевой комплекс играет по-прежнему определяющую роль в развитии российской экономики и росте благосостояния населения.

Значение МСК в жизни страны было отмечено и в приветствиях съезду горнопромышленников от Председателя Правительства Российской Федерации, председателей Госдумы и Совета Федерации, руководств министерств и ведомств, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Патриарха Московского и всея Руси.

Председатель партии Справедливая Россия, руководитель фракции «СР» в Госдуме, Почетный председатель Высшего горного совета Сергей Михайлович Миронов в своем выступлении отметил, что необходимо выходить на мировые рынки с конечным продуктом, не теряя при этом уже завоеванные сырьевые и энергетические рынки.

«Геополитическое положение и роль России в мировом сообществе и сегодня, и в перспективе будут опреде-

ляться ее минерально-сырьевым потенциалом, - подчеркнул он. - Все ведущие страны мира рассматривают доступ к минеральному сырью как важнейшее условие экономического развития. Около 20 государств ведут настоящую борьбу за ресурсы континентальных шельфов и глубоководных районов мирового океана. Все понимают: чтобы контролировать цены, нужно контролировать и крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Россия является прямым конкурентом по добыче минерально-сырьевых ресурсов для США, Канады, Австралии и стран третьего мира», - убежден С.М. Миронов.

Также он подчеркнул, что на первый план в РФ выходят проблемы горного машиностроения. Износ оборудования, на его взгляд, скоро станет критическим, а рассчитывать на импорт в сегодняшних реалиях уже нельзя.

«Решать проблему воспроизводства основных фондов отрасли придется с помощью создания полного цикла производства горного оборудования, - пояснил Сергей Михайлович. - Это долгий, сложный и дорогой путь, но при этом самый эффективный, учитывая значение отрасли для обеспечения экономической безопасности нашей страны».

Говоря о системных рисках отрасли, выступающий отметил, что не должно быть самоизоляции, также необходимо использовать экспортные возможности и переходить к построению длительных партнерских отношений по совмест-номуфинансированиюи продвижениюпродукции на рынки.

С.М. Миронов сообщил, что Госдума уделяет повышенное внимание горнопромышленному комплексу. «Государство должно обеспечить рациональное недропользование, создать нормальные условия для развития отрасли, - сказал Сергей Михайлович. - Важным шагом будет приведение системы классификации запасов в соответствие с международными стандартами», а главной задачей законодателей станет разработка четкой системы нормативно-правового обеспечения работы горнопромышленной отрасли, опираясь на опыт ее представителей, знающих ситуацию изнутри.

Председатель Высшего горного совета Юрий Константинович Шафраник в своем выступлении отметил, что в последнем обзоре МВФ, вышедшем в октябре 2016 г., рост мировой экономики будет на уровне трех с небольшим процентов и на следующий год. Это немного, к тому же все подчеркивают недостаточную устойчивость этих цифр в зависимости от регионов. Хроническая стагнация в странах с

Заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Владимирович Шатиров отметил, что минерально-сырьевой комплекс России относится к сфере особого внимания Совета Федерации. В постоянном режиме осуществляется мониторинг реализации действующего законодательства, проводятся встречи с представителями отрасли, федеральными органами исполнительной власти с целью выработки оптимальных решений.

развитой экономикой, предупреждает МВФ, может вызвать усиление настроений противников мировой торговли. Для нас, подчеркнул председатель ВГС, это означает вероятность увеличения торговых барьеров для отечественной продукции и дальнейшее ужесточение борьбы за рынки сбыта. На длительную перспективу многие авторитетные центры прогнозирования мировой экономики предполагают сокращение потребления углеводородов, за исключением природного газа, сокращение потребления металлов, кроме меди, никеля, свинца и алюминия. Иными словами, внешняя конъюнктура складывается для горнопромышленников неблагоприятно.

Не менее тревожно для продукции предприятий МСК складываются и условия внутри страны. Внутренними причинами экономического спада Ю.К. Шафраник назвал: снижение инвестиций и сокращение потребительского спроса; падение объема строительства жилья и коммерческой недвижимости; частичное свертывание экономических связей с Западом; уход с российского рынка ряда иностранных компаний; рост издержек производства, в первую очередь из-за роста тарифов государственных монополий и девальвации рубля и др.

Между тем исторически горнопромышленный комплекс России составляет ядро отечественной экономики, являясь основным донором федерального бюджета и источником валютных поступлений. К сожалению, принятие последнего варианта федерального бюджета предусматривает дальнейшее сокращение расходов, что, несомненно, приведет к еще большему сокращению внутреннего спроса на продукцию горной промышленности. При правильной политике наши отрасли могли бы показать еще больший эффект, особенно сейчас.

Ю.К. Шафраник обратил внимание делегатов съезда, что наибольший рост среди отраслей промышленности в 2015 г. - 6% - показали химия и нефтехимия. При правильной политике эти отрасли плюс газохимия имеют наилучшие перспективы как с точки зрения удовлетворения внутреннего спроса и импортозамещения, так и с точки зрения мировой конъюнктуры. Китай, например, являясь крупным импортером нефти и природного газа, за последние 20 лет построил огромное количество предприятий нефте- и газохимии, значительная часть продукции которых идет на мировой рынок. Если учесть, что сегодня средняя зарплата в КНР примерно равна нашей, то наши предприятия, работая на отечественном сырье, должны иметь преимущество на мировом рынке.

В качестве положительного примера на российской почве председатель ВГС привел производство минеральных удобрений. Более тридцати специализированных предприятий производят более 6% мирового выпуска удобрений. Занять 4-е место на мировом рынке, выстоять в период кризиса и продолжать выпускать конкурентоспособную продукцию стало возможно благодаря достаточно современному оборудованию и технологиям. Наличие природного сырья, прежде всего газа и калийсодержащих руд, обеспечило весомый для нашей экономики экспорт наиболее востребованных за рубежом калийных удобрений.

Ю.К. Шафраник отметил, что очень важно инновационно-технологическое развитие наших отраслей, и, безусловно, первое - это повышение эффективности, второе - это снижение издержек, третье - это передовые технологии. И четвертое - это содействие экспорту всего, что только мы производим. И, безусловно, последняя позиция, учитывая сложности с заимствованием зарубежных источников, - это другая, более гибкая работа институтов кредитования. Еще одна задача - учитывая санкционные дела и ограничения, о внутреннем рынке нужно говорить с позиций того, как насытить рынок энергетикой и при этом остановить рост тарифов.

Заканчивая выступление, Юрий Константинович подчеркнул, что хотя ближайшие прогнозы для отечественной экономики становятся таким напряженным элементом и выглядят достаточно драматично, но за прошедшие годы большинство отечественных отраслей накопили запас

Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Анатольевич Цыб рассказал делегатам съезда о действующих и планируемых мерах по финансовому стимулированию разработки и производства горного оборудования. Он считает, что одним из важнейших условий повышения эффективности горнодобывающих предприятий является модернизация оборудования для горных работ. В последние годы эта проблема обострилась в связи с введением санкций. Заместитель министра подчеркнул, что укрепление связей между машиностроителями и потребителями их продукции для добывающих, перерабатывающих и металлургических предприятий Министерство рассматривает как одну из важнейших задач и планирует дальнейшее расширение программы по финансированию отечественного производства новейшего оборудования в 2020-2030 годах. При министерстве действует научно-технический совет по развитию тяжелого машиностроения, в составе которого пять экспертных групп, включающих представителей горнопромышленников.

прочности, опыт, знания, модернизировали, свои предприятия, и совместными усилиями можно успешно преодолеть текущие проблемы. Сейчас не так важны великие законодательные акты, как важны конкретные действия. Задача из задач - не снизить в 2017 г. в наших отраслях по отношению к 2016 г. производственную программу горнопромышленного комплекса.

Генеральный директор НП «Горнопромышленники России» Александр Петрович Вержанский в своем выступлении рассказал о работе партнерства за период, прошедший после V Всероссийского съезда горнопромышленников. За это время было инициировано проведение регулярных Национальных горнопромышленных форумов. Первые такие два форума состоялись, соответственно в 2014 и 2015 гг., следующий запланирован на 2017 г.

На прошедших форумах обсуждались актуальные вопросы развития горнодобывающей отрасли: повышение конкурентоспособности и перспективы минерально-сырьевого комплекса России; стратегии развития минерально-сырьевого комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока; планы развития российского горного машиностроения; технологическая независимость и основные направления импортозамещения в горном деле; стратегии развития горной промышленности Арктической зоны и промышленного освоения минеральных ресурсов Мирового океана, проблемы и пути их решения.

А.П. Вержанский привел примеры рекомендаций, которые были приняты на национальных горнопромышленных форумах и были поддержаны органами исполнительной власти:

- Минприроды РФ, в соответствии с поручениями Правительства РФ, внесло изменения в объемы финансирования под программы по опережающему развитию Дальнего Востока, предусматривающие увеличение доли ассигнований на геологическое изучение недр Дальневосточного округа не менее чем до 40% от общих ежегодных расходов;

- приказом Минприроды России установлен заявительный принцип на получение лицензий в отношении участков недр с низкой степенью геологической изученности, на которых отсутствуют данные о наличии запасов и прогнозных ресурсов категорий П-1 и П-2;

- для участников региональных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе установлена нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет. Субъектам Российской Федерации законом мо-

жет быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль организаций, перечисляемая в региональный бюджет;

- субъектам Российской Федерации также предоставляется право снижения ставки налога на прибыль вплоть до ее обнуления на первые пять лет реализации инвестиционного проекта и установления ставки налога на прибыль организаций в размере не менее 10% в течение последующих 10 лет;

- Минпромторгом РФ сформированы перечни приоритетных и критичных видов продукции импортоза-мещения, включающие в том числе горношахтное оборудование;

- Минфином РФ для организаций, реализующих инвестиционные проекты, в том числе по добыче всех видов твердых полезных ископаемых на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Тыва и Красноярского края, в течение 2014-2029 гг. установлен ряд налоговых льгот при начислении уплаты НДФИ, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Аналогичные льготы предусмотрены для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с законом;

- Минприроды РФ разработало и направило в Правительство Российской Федерации проект стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 г.;

- в Минфине и в Минэкономразвития проходят согласование проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты, направленные на стимулирование использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;

- Минпромторгом России разработан и реализуется проект программы государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-промышленных работ в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с перечнем машин и оборудования, комплектующих, программного обеспечения и услуг для проведения геологоразведочных и добычных работ, подлежащих импортозамещению в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах;

- Минтранс России утвердил комплексный проект развития Северного морского пути, который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому, аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории Северного морского пути, строительству новых ледокольных судов, развитию мор-

Заместитель директора Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России Сергей Иванович Шумков оценил текущее состояние и перспективы угольной промышленности страны. Он отметил прогресс отрасли с точки зрения роста добычи и обогащения угля. Сегодня в стране 99% кокса и 55% энергетических углей продаются обогащенными. В то же время, несмотря на рост физического объема экспорта, доходы компаний сокращаются. Общая задолженность отрасли составляет 620 млрд руб., а прибыль в 2016 г. упала до 60 млрд руб. Себестоимость производства угля в период с 2011 по 2015 г. выросла на 32%. 30% экспортных цен составляют издержки по транспортировке и перевалке угля. В 2016 г. доля транспортных издержек в продажной цене угля удвоилась. Это ставит под угрозу весь экспорт российских углей. Минэнерго сейчас обсуждает эту проблему с Минтранспорта и РЖД.

Вторую серьезную опасность для продолжения работы угольных предприятий представляют вводимые сейчас экологические платежи. По оценке С.И. Шумкова, некоторые экологические нормативы «просто недостижимы» для действующих предприятий. Общий вывод докладчика: для сохранения отрасли в нынешних внутренних и внешних условиях предприятиям нужны государственные субсидии.

ских портов, разработке и строительству морской техники, систем и средств связи и навигации, а также по вопросам обороны, которые позволяют обеспечить хозяйственное освоение Арктической зоны Российской Федерации и поддержание требуемого уровня военной безопасности;

- Федеральная антимонопольная служба в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг., одобренным Правительством Российской Федерации, установила индексы к ставкам соответствующего прейскуранта на 2016-2018 гг. на железнодорожные тарифы.

Партнерство активно поддерживает процесс создания морской горнодобывающей отрасли России. Предложения и рекомендации, выработанные совместно с Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы шестого созыва были учтены в новой редакции Морской доктрины Российской Федерации на период до 2030 года, в которую был включен раздел, посвященный непосредственно добыче минерального сырья со дна Мирового океана, а не только геологоразведке.

Далее А.П. Вержанский рассказал о программе «Крымский студент», направленной на подготовку кадров из выпускников школ Крыма для российского горнопро-

Почетный президент НП «Горнопромышленники России», академик РАН Юрий Николаевич Малышев считает, что ослаблена не только отраслевая наука, но и разрушена вся система подготовки квалифицированных кадров для горнопромышленного комплекса и надо выстраивать новую систему подготовки кадров от средней школы до университета.

мышленного комплекса на средства компаний. Для пилотной работы этого проекта в качестве базовых предприятий и вузов были выбраны Сибирская сервисная компания и Тюменский государственный нефтегазовый университет (ныне Тюменский индустриальный университет). Эта программа получила дальнейшее развитие. К ней присоединилась группа предприятий ЗУМК и Московский горный институт, НИТУ МИСИС. В Крыму также начинается реализация нового проекта, направленного на оздоровление работников минерально-сырьевого комплекса России и членов их семей. В ближайшее время там появится представительство партнерства.

Удалось дополнить перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, который утвержден распоряжением Правительства от 6 января 2015 г. № 7. Теперь в него включено направление 2106.01 «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» в раздел подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Также НП «Горнопромышленники России» выступило соучредителем Национальной ассоциации горных инженеров, созданной в 2015 г. Партнерство активно поддерживает программу развития промышленной переработки техногенного сырья России. Рекомендации по развитию промышленной переработки техногенных отходов были направлены в правительство, и уже имеются определенные основания говорить о положительных сдвигах в этом направлении.

ОБРАЩЕНИЕ

VI Всероссийского съезда горнопромышленников к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию

Российской Федерации

г. Москва, 25 ноября 2016 г.

VI Всероссийский съезд горнопромышленников, обращаясь к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, рекомендует:

1) усилить внимание к рекомендациям российских профессиональных сообществ, в том числе Некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России», выражающего позицию многих участников горнопромышленного бизнеса и отражающего потребности реальной экономики;

2) использовать межправительственные и межпарламентские связи с целью расширения и углубления международного сотрудничества и улучшения взаимопонимания в области добычи, транспортировки, переработки полезных ископаемых и рационального использования полученных продуктов;

3) обеспечить комплексную постановку стратегических целей для горного комплекса, определение сбалансированных экономических показателей и критериев, обеспечивающих стимулирование субъектов горного бизнеса -от геологоразведки до реализации добытых полезных ископаемых, с учетом долгосрочных прогнозов и вероятных сценариев социально-экономического развития при реализации решений по стратегическому планированию. Перейти от узкоотраслевых ресурсных стратегий к комплексной сырьевой стратегии, охватывающей полный жизненный цикл минерально-сырьевых ресурсов (от добычи до конечного использования, утилизации отходов

и оценки ресурсной эффективности, накопленного вреда окружающей среде и здоровью людей), закрепив указанный переход в законодательстве Российской Федерации о стратегическом планировании. В этой связи обратить внимание на новые подходы к стратегическому планированию энергопотребления и добыче энергоресурсов, базирующиеся на объективных физических законах развития;

4) включить в перечень основных направлений законотворческой деятельности разработку кодифицированного

закона - «Горного кодекса Российской Федерации», в котором комплекс норм гражданского и публичного права регламентирует систему горных отношений, возникающих на всех этапах и стадиях изучения, освоения и использования ресурсов недр, и на его основе свода институциональных федеральных законов прямого действия, обеспечивающих рациональное, комплексное и безопасное использование недр в государственных интересах и исключающих в максимальной степени систему подзаконных актов;

5) сформировать законодательную и нормативно-правовую основу для создания, функционирования и государственной поддержки научных и технологических полигонов по разработке, испытанию и внедрению эффективных и экологически безопасных технологий поиска, разведки, разработки и освоения трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, а также техногенных месторождений;

6) приступить к подготовке национального законодательства и актов нормативно-правового регулирования разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна на территориях действия международного правового режима открытого моря. Рассмотреть вопрос о создании институциональной структуры для управления и координации деятельности по исполнению контрактов между Россией и Международным органом по морскому дну;

7) доработать систему законодательного, нормативно-правового и имущественного регулирования использования техногенных месторождений;

8) обеспечить совершенствование и надлежащее правоприменение законодательства, направленного на защиту прав собственников и инвесторов, на борьбу с коррупцией, на совершенствование процедур и регламентов недропользования, в интересахустойчивого развития минерально-сырьевой базы и добывающей промышленности Российской Федерации;

9) выполнить сравнительные исследования законодательств (включая принятые стратегии, концепции, программы и разрабатываемые законопроекты) о недрах и недропользовании России,стран - участников Евразийского экономического союза и стран СНГ в части оценки степени привлекательности режимов недропользования для инвесторов и для сервисных компаний, работающих в сфере горной добычи, а также в части осуществления режимов открытых инноваций и трансфера наилучших технологий с целью сохранения конкурентоспособности и привлекательности для инвестиций российского минерально-сырьевого сектора;

10) рассмотреть более детально и дифференцированно проблемы, свя-

Советник Президиума РАН, академик РАН Климент Николаевич Трубецкой

считает, что проблемы избыточного госрегулирования и противоречивости законодательной базы можно было бы снять путем разработки Горного кодекса. «Многолетние усилия группы энтузиастов так и не нашли поддержки в Госдуме, а сейчас разработка этого важнейшего законодательного акта даже не стоит в плане работы Минприроды», - отметил академик.

Председатель Совета Союза старателей России, академик АГН Виктор Иванович Таракановский на примере анализа ситуации с добычей россыпного золота в стране показал необходимость передачи лицензирования мелких месторождений полезных ископаемых в ведение региональных властей. По его оценке, это должно касаться всех месторождений золота с запасами менее 10 т.

занные с невозможностью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых в водоохранных зонах, а также добычи золота, платины, серебра, алмазов, урана и других ценных полезных ископаемых на защитных и особо защитных участках лесов и вызывающие озабоченность регионов. Провести комплексную ревизию и модернизацию земельного, лесного, водного законодательства с целью упрощения получения разрешения на геологоразведку и разработку месторождений;

11) разработать программу реализации статьи 3.1 «Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» с целью повышения инвестиционной активности регионов и развития конкуренции в области использования природных ресурсов. В рамках указанной программы рассмотреть вопрос о передаче малых и средних месторождений в ведение субъектов Российской Федерации;

12) завершить разработку концепции привлечения к геологоразведке юниорных компаний и ускорить создание нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию их потенциала для воспроизводства минерально-сырьевой базы в условиях снижения бюджетного и частного финансирования геологоразведочных работ. При этом предусмотреть поддержку юниорного и венчурного бизнеса в геологоразведке через создание специального фонда и запуск биржевого механизма привлечения капитала;

13) ввести централизованное размещение заказов при специальной финансовой поддержке на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, производство и поставку отечественного горного и транспортного оборудования с возможностью его получения горнодобывающими предприятиями по лизинговой схеме с оплатой стоимости равными частями на весь срок его эксплуатации;

14) установить в документах стратегического планирования в качестве основной задачи освоение полного

цикла производства горного оборудования с целью воспроизводства основных фондов отрасли и создания конкурентоспособного сектора национальной экономики. Продолжать локализацию производства продукции мировых брендов, расширять международную кооперацию, обмен результатами научных исследований и технологиями. Оказывать содействие расширению экспортных возможностей российских производителей горного оборудования за счет государственной поддержки и кооперации предприятий;

15) обязать Минобрнауки России совместно с Минэнерго России, Минпромторгом России, Минприроды России, Ростехнадзором, представительными организациями горного сообщества и отраслевыми профсоюзами дать оценку последствий ранее принятых Минобрнауки России решений, касающихся реорганизации учреждений высшего и среднего горного образования, и в случае необходимости исправить ошибки. Данные решения принимались без учета мнения горного сообщества, в результате чего серьезно пострадала система подготовки кадров для горной промышленности. В этом отношении показателен пример присоединения Московского государственного горного университета к НИТУ «МИСиС» в качестве структурного подразделения;

В кулуарах съезда: Почетный президент НП «Горнопромышленники России», академик РАН Юрий Николаевич Малышев и заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Владимирович Шатиров обсуждают актуальные проблемы, стоящие перед горнопромышленным комплексом России

16) уделить особое внимание производству отечественного оборудования для добычи полезных ископаемых подземным способом при разработке и реализации программ Минпромторгом России по производству и импортозамещению оборудования для геологоразведочных и добычных работ;

17) ускорить принятие мер по совершенствованию законодательства и частно-государственных механизмов поэтапной ликвидации убыточных шахт и осуществления процедур банкротства шахт, особенно в части обеспечения промышленной безопасности, консервации опасных участков и решения возникающих в связи с этим социальных проблем;

18) поддержать разра ботку п рофессионал ьных ста нда ртов для отрасли и их гармонизацию с соответствующими стандартами профессионального образования в целях совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов для минерально-сырьевого комплекса;

19) стимулировать создание в минерально-промышленном комплексе высокотехнологических производств, а также высокопроизводительных и модернизированных рабочих мест;

20) ускорить формирование национальной индустрии редкоземельных металлов с локализацией всех стадий, включая рециклинг и переработку отходов;

21) создать устойчивый сектор утилизации и переработки отходов производства и потребления на основе передовых технологий и высокопроизводительного оборудования;

22) разработать механизмы сокращения сроков закупок (от принятия решения до оплаты контракта) и внести соответствующие изменения в действующее законодательство о закупках и антикоррупционной деятельности;

23) разработать механизмы предоставления в пользование частей крупных месторождений в случаях низкой активности инвесторов и временной неблагоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках;

24) разработать и реализовать пакет мер для обеспечения российским и иностранным компаниям благоприятных условий по созданию и расширению производства горного оборудования и запасных частей для него;

25) внести изменение в «Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2012 г. № 429, в части возможности неоднократного изменения границ участка недр в сторону его увеличения в связи с условиями залегания полезного ископаемого и способами его отработки;

26) внести изменение в Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 в части внесения дополнений, определяющих нормативное закрепление допустимых отклонений уровня ежегодной добычи от согласованного в техническом проекте и возможности уточнения уровня добычи при согласовании ежегодных планов развития горных работ, при условии соблюдения правил промышленной безопасности;

27) внести изменение в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ) в части дополнения Статьи 61.1 «Налоговые доходы муниципальных районов» и Статьи 61.2 «Налоговые доходы бюджетов городских округов» нормативами на зачисление налога на добычу полезных ископаемых в бюджет региона, на территории которого находятся предприятия по добыче полезного ископаемого;

28) внести изменение в Закон Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в части дополнения статьей 18.1 «Предоставление участков недр местного значения для строительства линейных объектов», предусматривающей предоставление на безлицензионной основе участка недр для обеспечения минерально-сырьевой базой общераспространенных полезных ископаемых (ОРПИ) действующего или вновь строящегося линейного объекта, если разработка месторождения ОРПИ предусмотрена проектом строительства этого линейного объекта, при условии утверждения запасов, оформления горного отвода и выполнения других требований законодательства о недропользовании;

29) сформировать законодательные механизмы для учета интересов недропользователей в части предоставления земельных участков, расположенных за границами

горного отвода и необходимых для размещения отвалов, очистных сооружений, технологических автодорог, трубопроводов и иных объектов инфраструктуры;

30) создать государственный временный фонд аккумуляции золота для защиты на период спада цен малых и средних золотодобывающих предприятий;

31) считать важным и актуальным на текущий момент участие российских проектных и машиностроительных организаций в программе модернизации угольной промышленности Республики Таджикистан на основе обеспечения угольных разрезов и шахт высокотехнологичным оборудованием российского производства. Просить Правительство Российской Федерации и АО «Российский экспортный центр» ускорить решение вопросов финансирования программы в рамках взаимовыгодного сотрудничества.

Со своей стороны, горнопромышленники России выражают готовность к всестороннему конструктивному сотрудничеству, в том числе в составе экспертно-консультативных советов и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти для разработки программных и нормативно-правовых актов и мониторинга процесса их реализации.

В рамках VI Всероссийского съезда горнопромышленников состоялась выставка «Инновации в горной промышленности», на которой были представлены проекты таких крупных корпораций, как Норильский никель, РИВС, Группа предприятий ЗУМК, Майкромайн и др.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.