ИТОГИ
ВТОРОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО
ФОРУМА
11 ноября 2015 г., г. Москва,
Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
1. Участники форума привлекли внимание к проблемам минерально-сырьевого комплекса страны и решению задач, поставленных государством, что подтверждается участием в форуме первых лиц профильных министерств, представителей зарубежных стран государственного уровня и крупного бизнеса.
В рамках Форума прошло обсуждение актуальных вопросов функционирования и развития минерально-сырьевого сектора экономики России по темам:
• «Повышение конкурентоспособности и перспективы развития минерально-сырьевого комплекса России»;
• «Технологическая независимость и основные направления импортозамещения в горном деле»;
• «Стратегия развития горной промышленности Арктической зоны»;
• «Промышленное освоение минеральных ресурсов Мирового Океана: проблемы и пути решения».
В адрес участников Форума поступили приветствия: от Президента Российской Федерации В.В. Путина; Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева; Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко; Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина; депутата Государственной Думы России, Почетного председателя Высшего горного совета С.М. Миронова.
Форум открыли: Председатель Высшего горного совета Ю.К. Шафраник; Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н. Катырин; член Совета Федерации России, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике С.В. Шатиров. С приветственным словом к участникам Форума обратился Посол Австралийского Союза в России Пол Майлер.
С докладами по основным вопросам обсуждаемых тем выступили: В.А. Язев — президент НП «Горнопромышленники России», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии; С.Н. Дяченко — первый заместитель генерального директора — операционный директор ГМК «Норильский никель»; Е.А. Киселев — врио Руководителя Федерального агентства по недропользованию; А.И. Варламов — генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт»; Ю.Н. Малышев — директор государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, президент Академии горных наук, академик РАН;
A.Б. Яновский — заместитель Министра энергетики Российской Федерации; В.Г. Мартынов — ректор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина; К.Н. Трубецкой — советник Президиума Российской академии наук, академик РАН; С.А. Цыб — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации; А.А. Позде-ев — президент ГП «ЗУМК»; Н.Н. Мельников — научный руководитель Горного института Кольского научного центра РАН, академик РАН; А.Н. Пилясов — директор Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил при Минэкономразвития России; С.И. Андреев — заведующий отделом геологии твердых полезных ископаемых океана ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга; Б.К. Ширяев — советник генерального директора ГНЦ ФГУП «Южморгеология»; Г.А. Черкашев — заместитель директора по научной работе ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга.
В обсуждении приняли участие: В.И. Таракановский — председатель Совета Союза старателей России; А.В. Зимин — генеральный директор ЗАО «РИВС»; В.А. Чантурия — советник РАН, академик РАН; В.А. Бурмистров — генеральный директор ООО «Сентябрь»; В.В. Данилин — генеральный директор ООО «Херренкнехт тоннельсервис»; В.Г. Соловьев — директор ООО «ТРАНСБЕЛТ»; В.И. Клишин — директор Института угля СО РАН, член-корреспондент РАН; Л.А. Пучков — член Президиума Совета учебно-методического объединения вузов России по высшему горному образованию, член-корреспондент РАН;
B.А. Волков — генеральный директор АО ЦКБ «Монолит»; А.В. Лагуткин — профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор юридических наук; И.Ю. Семенов — первый заместитель генерального директо-
ра АО «Первая горнорудная компания»; Д.Н. Гарбуз — председатель Совета директоров ЗАО «Завод гидромеханизации»;
A.А. Рогожин — первый заместитель генерального директора ФГУП ВИМС; Р.В. Голева — заведующий отделением геоэкологии и рационального недропользования ФГУП ВИМС; Ю.В. Кириченко — профессор кафедры геологии Горного института НИТУ «МИСиС»; Д.А. Юнгмейстер — профессор кафедры машиностроения Национального минерально-сырьевого университета «Горный»; С.Л. Ивановский — главный конструктор ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова»; А.И. Романчук — начальник отдела обогащения минерального сырья ЦНИГРИ.
В президиум Форума поступили предложения: Администраций Пермского и Камчатского краев, Кемеровской области; С.В. Корнилкова — директора Института горного дела Уральского отделения РАН, президента НП «Горнопромышленная ассоциация Урала»; Е.А. Козловского — вице-президента РАЕН;
B.П. Гурина — председателя Совета директоров ООО «Ростовги-прошахт»; В.И. Лукашова — президента ассоциации «Промышленные материалы»; И.И. Помельникова — вице-президента Союза горнопромышленников России; А.А. Гурьева — генерального директора ОАО «ФосАгро»; В.Н. Анисимова — президента НПЦ «Экоресурсы»; А.Г. Чернышова — вице-президента консорциума «КОДЭКС»; А.В. Колбецкого — заместителя директора ОАО «СОЮЗЦВЕТМЕТАВТОМАТИКА».
2. Участниками Форума было отмечено, что устойчивым развитием минерально-сырьевого комплекса во многом определяются перспективы всей отечественной экономики.
В своих выступлениях участники Форума высказали озабоченность состоянием дел в горных отраслях, отметив сокращение спроса на минерально-сырьевые ресурсы (как на внутреннем, так и на внешнем рынках), изменения в структуре их потребления, снижение цен и дестабилизирующее влияние на работу горных предприятий санкций западных государств.
По итогам 9 месяцев 2015 г. можно сделать вывод, что отечественная экономика достигла состояния «неустойчивого равновесия». С одной стороны, определенный спад в ряде горных и смежных отраслей продолжается, но, с другой стороны, в некоторых отраслях наблюдается рост производства.
Доля продукции горняков в экспорте России в августе 2015 г. составила 69,1%. При увеличении экспорта сырой нефти на 7,2% поступления в долларах составили лишь 57,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Поступление неф-
тегазовых доходов в федеральный бюджет в январе—августе 2015 г. составило 4033,2 млрд рублей (45,0% всех доходов федерального бюджета).
В целом индекс промышленного производства составил 96,8%, экспорт товаров в денежном выражении — 68,1%, инвестиции в основной капитал — 94,2%, добыча природного газа сократилась на 5,3%.
При этом рассчитывать на существенное увеличение внутреннего спроса на продукцию российских предприятий не приходится.
Не ясны перспективы экспорта продукции отечественного горного комплекса. Основной мировой потребитель сырья — экономика Китая, обеспечивавшая в последние годы около трети всего роста мировой экономики, замедляется. Более того, остановка накопившихся избыточных мощностей, потреблявших в том числе и российское сырье, может привести к существенному сокращению импорта.
На основном рынке продукции отечественных горных отраслей — в Евросоюзе, в этом году в лучшем случае будет незначительный рост. Наиболее оптимистично выглядят перспективы роста экономики США. Однако США не относятся к числу ведущих торговых партнеров России.
Согласно последнему прогнозу МВФ мировую экономику ждет длительный период низких цен практически на все виды сырья: от нефти и природного газа до руд металлов. После в целом стабильного второго квартала 2015 г. цены на нефть снижались на протяжении большей части третьего квартала. Хотя потребление было выше, чем ожидалось, но наблюдался также и рост добычи в странах-членах ОПЕК и в России. Очевидно, что для стабилизации нефтяных рынков потребуется больше времени, чтобы приспособиться к текущим условиям превышения предложения над спросом.
МВФ констатирует также значительное падение цен на неэнергетическое сырье и прогнозирует длительный период низких цен на все виды сырья с учетом замедления роста экономики КНР и в целом вступления мировой экономики в длительный период стагнации.
Падение спроса на минеральные ресурсы на мировом рынке привело к резкому обострению конкуренции на рынках сбыта нашей продукции. В результате на первый план выходит проблема снижения издержек производства и повышения производительности труда. Это первоочередная задача в отечественном минерально-сырьевом комплексе.
Например, в угольной промышленности США в среднем сейчас добывается около 5 т/час на одного занятого, а у нас — всего 2,7 т/час, хотя с 1994 по 2014 г. производительность выросла более чем в 4,4 раза.
Потенциал отечественной горной промышленности в настоящее время является хорошей основой для повышения конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивого развития в сложившихся социально-экономических и политических условиях.
Однако имеет место ряд сдерживающих факторов — неэффективное регулирование отраслями, недостатки в налоговом законодательстве и инвестиционной политике.
Остается несогласованность земельного, лесного и горного законодательств.
Сохраняется тенденция постоянного истощения минерально-сырьевой базы, ухудшения геологических и горнотехнических условий разработки месторождений, что оказывает негативное влияние на эффективность горного производства и требует увеличения капиталовложений и производственных затрат для реконструкции и модернизации горного производства.
В связи с естественной инерционностью горного производства во всех отраслях минерально-сырьевого комплекса для обеспечения его стабильной работы требуются серьезное внимание и значительные усилия как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.
Так, в настоящее время одной из наиболее серьезных проблем для обеспечения стабильности производства является постоянный рост тарифов естественных монополий.
По предварительным данным, в 2016 г. больше всего вырастут тарифы на грузоперевозки железнодорожным транспортом — 7,5%, электроэнергию для промышленных потребителей — на 5%, газ — на 6,7% и на транспортировку нефти и нефтепродуктов — на 5,7%.
Крайне негативное влияние тарифная политика естественных монополий оказывает на финансовое состояние металлургических компаний. На данный момент половину себестоимости металлургического сырья составляет железнодорожный тариф.
Аналогичным образом беспрерывный рост тарифов воздействует и на угольную промышленность, существенно подрывая ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Очевидно, что в сложившейся ситуации одной из основных задач естественных монополий должно стать смягчение отрицательного влияния рыночной стихии на производство наиболее важной продукции для национальной экономики. Для сохранения в стране реального производства естественные монополии должны принять участие в борьбе за сокращение издержек.
У отраслей минерально-сырьевого комплекса огромные потребности в новом высокоэффективном оборудовании, которые в условиях санкций будут только расти. При этом следует не только стимулировать локализацию производства горного оборудования, комплектующих и расходных материалов в России, но и создать действенный финансовый и административный механизм мотивации использования этого оборудования в стране.
Для снижения стоимости владения и эксплуатации, повышения эксплуатационной готовности и фондоотдачи от горного оборудования на горнодобывающих предприятиях необходим переход к управлению жизненным циклом изделий горного машиностроения в цепочке «предприятие горного машиностроения» — «горнодобывающее предприятие» и разработка импор-тонезависимой отечественной системы управления полным жизненным циклом изделий горного машиностроения.
В рамках модернизации отраслей минерально-сырьевого комплекса России необходимо внедрение на предприятиях горной промышленности современных бизнес-моделей послепродажного обслуживания изделий горного машиностроения и технологий поддержки этих бизнес-моделей, в том числе технологий управления жизненным циклом изделий.
В условиях естественного истощения минеральных ресурсов в освоенных промышленных регионах из-за интенсивной их добычи существует объективная необходимость расширения географии поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на Арктическую зону России, включая континентальный шельф. Кроме больших запасов углеводородного сырья, в российской Арктической зоне находится около 10% мировых запасов никеля, 19% металлов платиновой группы, 10% титана, более 3% цинка, кобальта, серебра, а также редкоземельных металлов.
Для освоения месторождений в условиях Арктики, где практически нет инфраструктуры, требуются серьезные инвестиции. Поэтому на первом этапе нужна государственная поддержка, особенно для разработки месторождений стратегического сырья, в том числе редких металлов.
В частности, одним из источников преодоления растущего дефицита многих видов стратегических полезных ископаемых (марганца, никеля, кобальта, молибдена и др.) для отечественной экономики должно стать освоение минеральных ресурсов Мирового океана, что является инновационной проблемой не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Если за решение вопросов добычи полезных ископаемых со дна морей и океанов взяться сейчас и серьезно, очевидно, что это приведет к технологическим прорывам в будущем, подобным тем, которые произошли в 40-60-х годах прошлого столетия при создании ракетно-космической и атомной отраслей промышленности. Мировое сообщество в полном объеме оценило значимость проблемы ресурсов Мирового океана в будущем развитии цивилизации. Более 20 стран имеют контракты с Международным органом по морскому дну (МОМД) на разведку твердых полезных ископаемых. Семь из них, включая Россию, в период 2016—2021 гг. готовятся к эксплуатации месторождений.
Достижение конкурентоспособных по сравнению с мировыми технических и экономических показателей добычи и глубокой переработки природного и техногенного сырья для производства продукции с высокой добавленной стоимостью во многом зависит от того, насколько эффективно будет проводиться реконструкция, модернизация и инновационное преобразование горного производства. Заметный прорыв в этом направлении может быть сделан в сотрудничестве с партнерами из стран БРИКС и АТЭС на базе российских технопарков.
Модернизация существующих и создание новых направлений развития отечественной горной промышленности невозможны без развития горной науки, которая, к сожалению, сейчас находится в значительной мере в состоянии стагнации. Работоспособными остаются лишь научные организации Российской академии наук и некоторые научные центры в составе крупных горнодобывающих холдингов. Отдача отраслевых научно-прикладных организаций крайне низка.
Существующая система подготовки кадров для минерально-сырьевого комплекса отстает от мирового уровня. Выпускники вузов и профессиональных образовательных учреждений, как правило, нуждаются в дополнительном профессиональном обучении для квалифицированного выполнения работы. Сохраняется дефицит кадров требуемых квалификаций и профиля практически по всем отраслям горной промышленности.
3. Участники Форума считают:
3.1. Основными задачами, стоящими перед минерально-сырьевым комплексом, являются создание конкурентоспособных производств, модернизация действующих предприятий на основе внедрения инноваций и импортозамещения, освоение новых районов добычи полезных ископаемых, обеспечение отраслевых проектов необходимой инфраструктурой, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рациональное и комплексное использование, охрана недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов России.
3.2. Для обеспечения развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации важнейшими направлениями становятся:
• концентрация поисковых и геологоразведочных работ, осуществляемых за счет средств федерального и местных бюджетов, в новых перспективных районах Арктической зоны, Восточной Сибири и Дальнего Востока;
• стимулирование добывающих компаний с целью направления ими собственных средств на расширение геологоразведочных работ и изучение недр;
• разработка и внедрение новых технологий, оборудования и программного обеспечения для поиска и разведки месторождений полезных ископаемых.
3.3. Для устойчивости минерально-сырьевой базы важно диверсифицировать добычу полезных ископаемых, осваивать месторождения в различных регионах страны. Для этого важно развитие инфраструктуры этих регионов, использование механизмов государственно-частного партнерства, внедрение особой тарифной системы естественных монополий, использование возможностей территорий опережающего развития для освоения уникальных и труднодоступных месторождений.
3.4. Необходимо устранить несогласованность земельного, лесного и горного законодательств в части предоставления участков недр и земельных отводов в пользование, а также решить вопросы определения прогнозных ресурсов полезных ископаемых и порядка их утверждения.
3.5. Для реализации курса на импортозамещение в минерально-сырьевом комплексе необходимо налоговое стимулирование капиталовложений в рост технологического уровня и производство продукции с высокой добавленной стоимостью для горных отраслей на территории России. Требуется также увеличение объема государственных гарантий по кредитам для создания новых высокотехнологичных производств.
3.6. Для вовлечения в разработку небольших месторождений полезных ископаемых, обеспечения более полного и комплексного использования ресурсов недр, включая техногенные месторождения, внедрение передовых прорывных технологий необходимо стимулировать регионы к решению этих задач, в том числе за счет совершенствования действующей системы налогообложения и делегирования им права выдачи лицензий на недропользование на малых месторождениях.
4. Для достижения целей, приведенных в п. 3, участники Форума рекомендуют:
4.1. Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:
4.1.1. Подготовить и представить на утверждение Кодекс о недрах Российской Федерации.
4.1.2. Учитывая оценку внешних и внутренних вызовов отраслям отечественного минерально-сырьевого комплекса в современных экономических условиях, рассмотреть вопрос создания в структуре Правительства Российской Федерации самостоятельного Министерства по науке, технике и инновациям, одной из основных функций которого должна являться координация работы академической, отраслевой, вузовской и корпоративной науки по всему комплексу задач, в том числе в области геологии и горного дела.
4.1.3. Подготовить и представить на утверждение Федеральный закон о банкротстве опасных производственных объектов.
4.1.4. Распространить действие Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» на всю Арктическую зону России с особым вниманием к Баренцево-Карскому и Лаптевскому регионам.
4.1.5. В целях упрощения порядка получения лицензии, привлечения инвестиций на ранних стадиях геологического изучения, создания поискового задела для открытия новых месторождений и расширения минерально-сырьевой базы цветных и драгоценных металлов России внести изменения в ст. 2.1. Федерального закона «О недрах» в части исключения участков недр, содержащих проявление стратегических видов полезных ископаемых, в том числе цветных и драгоценных металлов, из перечня участков недр федерального значения.
4.1.6. Внести изменения в Федеральный закон «О недрах», позволяющие держателю лицензии на право пользования недрами изменять в соответствии с экономической ситуацией на
рынке утвержденный проектом календарный график добычи полезного ископаемого.
4.1.7. Внести изменения в законодательные и правовые акты, предусматривающие изъятие и передачу недропользователям сельскохозяйственных земель, длительное время не используемых по назначению.
4.2. Правительству Российской Федерации с привлечением представителей горного бизнеса и горной науки:
4.2.1. Для осуществления комплексной стратегии развития минерально-сырьевого комплекса России объединить функции координации работы Минпромторга России, Минэнерго России и Минприроды России у одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации с целью:
• подготовки и совершенствования нормативно-правовой базы функционирования отраслей комплекса;
• кооперации усилий горного бизнеса различных отраслей минерально-сырьевого комплекса по комплексному освоению ресурсов недр и месторождений техногенного сырья, создания и внедрения новых технологий переработки полезных ископаемых;
• реализации политики импортозамещения.
4.2.2. Для концентрации полной информации по минерально-сырьевому комплексу создать единый специализированный информационный ресурс, включающий нормативно-правовые, нормативно-технические документы, справочные материалы, описание оборудования, с учетом потребности импортозаме-щения, унификации российских стандартов со стандартами организаций в рамках Евразийской экономической комиссии и международными стандартами.
4.2.3. Рассмотреть вопросы создания государственных корпораций по развитию:
• машиностроения для минерально-сырьевого комплекса;
• Арктической зоны Российской Федерации;
• ресурсной базы промышленных нерудных минералов и ее освоению.
4.2.4. При принятии стратегических решений по любой отрасли экономики страны учитывать опыт реструктуризации угольной промышленности России, обеспечившей рентабельность и безопасность производства в меняющихся в худшую сторону условиях и основанной на отказе от неперспективных, невосприимчивых к новой технологии мощностей.
4.2.5. Разработать стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации, сосредоточив усилия и ресурсы
на геологическом изучении и поисковых работах на нераспределенном фонде недр.
4.2.6. Разработать механизм экономического стимулирования проведения геологоразведочных работ путем вычетов расходов на геологоразведочные работы при исчислении новой облагаемой базы по налогу на прибыль.
4.2.7. Для увеличения роста бюджетных поступлений от добычи и переработки углеводородного сырья в ближайшие годы предусмотреть увеличение средств федерального бюджета на ведение геологоразведочных работ, что даст возможность обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы крупными перспективными месторождениями.
4.2.8. Решить вопрос передачи права лицензирования малых и средних предприятий по добыче нефти и газа региональным органам власти, включая право по сбору налогов и других платежей.
4.2.9. При разработке и реализации федеральных программ развития отечественной экономики предусматривать увеличение доли минерально-сырьевых ресурсов, добываемых, перерабатываемых и используемых внутри России.
4.2.10. При разработке государственной стратегии развития отраслей минерально-сырьевого комплекса предусматривать меры, направленные на максимальную поддержку выхода российских горнодобывающих компаний на зарубежные рынки и на первоклассные мировые минерально-сырьевые активы для обеспечения отечественной промышленности остродефицитными рудами.
4.2.11. Разработать и реализовать меры, направленные на увеличение переработки техногенного сырья и отходов горной промышленности до уровня 85—90%, достигнутого в развитых зарубежных странах, в том числе за счет системы санкций за загрязнение окружающей среды, отлаженного контроля за использованием земель и недр с применением космических средств наблюдения, а также системы поощрительных платежей.
4.2.12. Разработать программу развития и переработки руд редкоземельных элементов и легирующих металлов.
4.2.13. Для промышленного внедрения технологий замыкания ядерного топливного цикла, возвращения в производство черных и цветных металлов при выводе из эксплуатации и демонтажа АЭС осуществить разработку государственной стратегии и конкретных государственных программ, соответствующих законодательных и правовых актов, устанавливающих
необходимые преференции для участвующих в этой работе организаций, в том числе льготы по налогам.
4.2.14. Принять нормативные документы, устанавливающие единые требования:
• к составу проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых и предусматривающие упрощение порядка экспертиз, согласования технических проектов и сокращения продолжительности данных процедур;
• по проектированию горно-обогатительных предприятий и процессов на принципах «Наилучших доступных технологий».
4.2.15. Решить вопрос создания механизма стимулирования государством разработки и производства на отечественных машиностроительных предприятиях проходческой техники и горностроительного оборудования, в том числе:
• разработать законодательные и экономические механизмы ориентации металлургической и машиностроительной отрасли на внутреннего потребителя, включая модернизацию производства для повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке, а также программы кредитования малого и среднего бизнеса для налаживания выпуска горного оборудования и запасных частей (узлов) к нему, тем самым расширяя внутренний рынок потребления металла;
• освободить предприятия от налога на добычу полезных ископаемых на период строительства, реконструкции и ввода новых мощностей на действующих горнодобывающих предприятиях, адресно направив высвободившиеся денежные средства на строительство или реконструкцию;
• снизить налогооблагаемую базу для предприятий, использующих результаты реального внедрения интеллектуальной собственности, как минимум на величину затрат на НИОКР и на внедрение инновационных технологий;
• разработать механизмы сокращения сроков закупок (от принятия решения до оплаты контракта) и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство о закупках и об антикоррупционной деятельности;
• предусмотреть для научно-исследовательских и проектных организаций льготное налогообложение (снижение ставки налога на прибыль, освобождение от уплаты НДС) по работам, выполненным для горнодобывающих предприятий (НИОКР, технологические регламенты, проекты) при условии, что в этих работах регламентируется для данного предприятия использо-
вание передовых отечественных технологий, машин, оборудования и программного обеспечения.
4.2.16. Создать действенный финансовый и административный механизм мотивации использования оборудования национальных производителей при реализации Государственной программы по импортозамещению в минерально-сырьевом комплексе, в том числе за счет:
• таможенного регулирования;
• адресного государственного субсидирования;
• государственной поддержки экспорта и продвижения российской продукции на мировом рынке;
• государственной помощи в создании отраслевых информационных центров;
• мониторинга на предмет выявления и использования вредного для окружающей среды и неэффективного оборудования, не обеспечивающего комплексного извлечения полезных ископаемых;
• компенсации банковских процентов по лизингу отечественного оборудования.
4.2.17. С целью привлечения частных инвестиций в освоение минеральных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации предусматривать на начальный период меры государственной поддержки для доразведки месторождений, проектных и опытно-промышленных работ.
4.2.18. С учетом ограничений, обусловленных членством России в ВТО, при реализации мер государственной поддержки по освоению минерально-сырьевых ресурсов Арктики предусматривать:
• кластерный подход на основе инновационной реструктуризации предприятий;
• дифференцированную налоговую политику для уже освоенных регионов и территорий, освоение которых планируется в перспективе.
4.2.19. Принимая во внимание, что выполнение обязательств в рамках контрактов, подписанных Российской Федерацией МОМД по разведке железомарганцевых конкреций (ЖМК), глубоководных полиметаллических сульфидов (ГПС) и кобальтомарганцевых корок (КМК), определено «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве одной из долгосрочных задач национальной морской политики и в целях создания оптимальной комплексной системы успешного выполнения обязательств по всем контрак-
там в ближайшее время необходимо осуществить следующие меры:
• определить Морскую коллегию при Правительстве Российской Федерации в качестве координационно-организующего органа по выполнению обязательств по контрактам на разведку ЖМК, ГПС и КМК, для чего образовать при Морской коллегии рабочую группу. Возложить на нее в качестве первоочередной задачи подготовку детальной программы работ по реализации обязательств по каждому виду ресурсов. Программа должна взаимоувязывать все направления работ, в том числе геологоразведочные и экологические, которые предусмотрены условиями выполнения контракта. Также данная структура должна осуществлять контроль за реализацией программы;
• обеспечить программно-целевое финансирование работ по контрактам с МОМД. Предусматривать в ассигнованиях федерального бюджета отдельную строку затрат для обеспечения выполнений контрактных обязательств на финансирование геологоразведочных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Объемы финансирования по указанной статье и сроки их реализации устанавливать после рассмотрения и утверждения детальной программы работ по реализации контрактных обязательств по каждому виду ресурсов;
• разработать технические требования на создание необходимого технологического оборудования и технологии разведки и подготовки к эксплуатации глубоководных минерально-сырьевых ресурсов, определить генерального заказчика и головных подрядчиков на эти работы;
• определить критерии выделения полигонов для добычи трех разных типов полезных ископаемых (ЖМК, ГПС и КМК) в границах выделенных Российской Федерации участков морского дна;
• активизировать работу с группой первоначальных вкладчиков и другими контракторами, в том числе в рамках сессий МОМД, с целью подготовки совместных предложений для включения в решения МОМД;
• активно участвовать в разработке МОМД юридических и технических документов, регламентирующих деятельность контракторов;
• реанимировать взаимовыгодное сотрудничество с Государственной океанической администрацией Китая в рамках соглашения «О сотрудничестве в области исследований и использования Мирового океана» между правительствами Российской Федерации и КНР;
• подготовить и представить на утверждение проекты Федерального закона и нормативно-правовых документов, обеспечивающих интересы России в работах в Мировом океане по освоению твердых полезных ископаемых.
4.2.20. Внести изменения:
• в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» в части снятия ограничений по однократности изменения границы лицензионных участков, в том числе по результатам проведенных геологоразведочных работ;
• в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 849-р «О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», предусматривающее обязательное выделение земельных отводов для ведения горных работ недропользователями, имеющими лицензию на добычу полезных ископаемых.
4.2.21. Выработать на принципах государственно-частного партнерства для мощностей, введенных в эксплуатацию до 1990 г. и на которые не распространялись жесткие требования современного экологического законодательства, механизм взаимодействия с предприятиями, предусматривающий государственное стимулирование части капитальных вложений на их реструктуризацию.
4.2.22. Предусмотреть ограничение срока конфиденциальности на геологическую информацию.
4.2.23. С учетом неблагоприятной конъюнктуры цен и сложного финансового положения решить вопрос об отсрочке введения в действие после 2018 г. экологических платежей для предприятий угольной промышленности.
4.2.24. Принять решения, предусматривающие обязательное проведение общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области профессионального горного и геологического образования с целью выявления в них положений, ведущих к снижению качества подготовки кадров для отраслей минерально-сырьевого комплекса.
4.3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
4.3.1. Осуществить корректировку программы воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов в части
обеспечения концентрации средств федерального бюджета в реальных мероприятиях недропользователей по восполнению минерально-сырьевой базы на тех направлениях и на тех видах минерального сырья, которые действительно нуждаются в поддержке государства.
4.3.2. Для восполнения фонда месторождений углеводородного сырья сосредоточить усилия по их поиску и разведке в высокоперспективных зонах, в частности, на западном фланге впадины Дерюгина в Охотском море и Арктической зоне в море Лаптевых.
4.3.3. Предусматривать увеличение объема бурения скважин для недропользователей нефтегазовой отрасли в лицензионных обязательствах перед государством.
4.3.4. Провести ресурсную оценку в пределах экономических зон в Дальневосточных и Арктических морях запасов газовых гидратов и сульфидных руд.
4.3.5. Принять программу геологического изучения ближайшего шельфа Северного Ледовитого океана, в первую очередь руководствуясь положением современных и древних водотоков.
4.3.6. Внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, касающихся отмены запрета на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в водоохранных зонах.
4.3.7. Внести изменения:
• в приказ Минприроды России от 15.03.2005 № 61 в части установления возможности предоставления в пользование в целях геологического изучения по заявительному принципу участков недр, примыкающих к разрабатываемым месторождениям твердых полезных ископаемых и содержащих прогнозные ресурсы категории Р-1, Р-2, недропользователями, которые являются владельцами лицензий на данное месторождение;
• в «Правила охраны недр», утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 г. № 71, предусматривающие возможность отклонения фактически годовой добычи твердых полезных ископаемых от проектов для исключения необходимости ежегодной корректировки и согласования проектной документации.
4.3.8. Довести до курируемых служб и агентств механизм применения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окру-
жающей природной среды, размещение отходов, другие воды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1273) в части корректировки платы на величину фактически понесенных затрат на природоохранные мероприятия.
4.3.9. С целью реализации политики импортозамещения в геологоразведочной отрасли при проведении тендеров предусматривать преференции для российских разработчиков и производителей геологоразведочного оборудования, в том числе сейсмической аппаратуры.
4.4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
4.4.1. Разработать критерии инновационности для горнодобывающего и геологоразведочного оборудования для включения в программу государственной поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-промышленных работ в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
4.4.2. В целях обеспечения сервисного обслуживания при изготовлении запасных частей к импортной горнодобывающей технике российскими производителями привести отечественные стандарты на сталь системы ГОСТ Р к международным стандартам системы ИСО и национальным стандартам зарубежных государств.
4.4.3. Совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору решить вопрос создания региональных (межрегиональных) центров с испытательными полигонами и стендами для производимого отечественными предприятиями нового горнодобывающего и геологоразведочного оборудования.
4.4.4. Принять меры ликвидации экономических причин глубокой технической и сервисной зависимости горнодобывающей отрасли от иностранных компаний в первую очередь за счет создания и развития полнофункциональных инжиниринговых компаний, выполняющих разработку, изготовление, внедрение и сервис оборудования.
4.4.5. Включить в программу импортозамещения в горной промышленности мероприятия по созданию и внедрению на предприятиях и в интегрированных структурах горной промышленности импортонезависимой системы управления полным жизненным циклом изделий горного машиностроения.
4.4.6. Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями минерально-сырьевого комплекса подготовить реестр импортной техники, технологий и программного обеспечения, используемых на отечественных горнодобывающих предприятиях с целью определения приоритетных направлений политики в импортозамещении.
4.4.7. Включить в «Перечень машин, оборудования, комплектующих, программного обеспечения и услуг для проведения геологоразведочных и добычных работ, подлежащих им-портозамещению в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде», утвержденный приказом Минпромторга России № 654 от 31.03.2015 г., оборудование для циклично-поточной технологии на открытых горных работах.
4.4.8. С участием Министерства энергетики Российской Федерации и представителей горного бизнеса решить вопрос производства до 2020 г. на отечественных машиностроительных заводах двух тысяч буровых установок для нужд нефтегазовой и геологоразведочной отраслей, в том числе до ста установок наклонного направленного бурения.
4.5. Министерству образования и науки Российской Федерации и Федеральному агентству научных организаций:
4.5.1. Разработать и осуществить меры по восстановлению системы высокоэффективных отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов и учреждений в минерально-сырьевом комплексе, ориентированных на прикладные исследования и разработки, обеспечивающие ускорение технологического и инновационного развития предприятий комплекса.
4.5.2. Разработать и осуществить меры по увеличению привлекательности инженерных профессий горно-геологического профиля, в том числе предусмотреть увеличение доли обучающихся по данным специальностям за счет средств федерального бюджета.
4.5.3. Совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации:
• принять специальную программу по подготовке конструкторов-технологов для отечественных проектно-конструктор-ских организаций и машиностроительных предприятий по производству оборудования для минерально-сырьевого комплекса;
• решить вопрос прохождения студентами вузов горного профиля производственной практики на основании трехсторонних договоров: Вуз-Работодатель-Министерство.
4.5.4. Совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по проведению научных работ по обеспечению реализации импортозамещения в геологоразведке и добыче полезных ископаемых в увязке с приказом Минпромторга России № 654 от 31.03.2015 г.
4.5.5. Рассмотреть вопрос создания научно-технических кластеров на базе институтов Российской академии наук и вузов горного и геологического профиля без потери ими статуса юридических лиц.
4.5.6. Оказывать поддержку Межвузовскому академическому центру навигации по специальностям горно-геологического профиля, образованного по инициативе Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского РАН, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и Московского государственного университета геодезии и картографии.
4.6. Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в Ростовской области производственных мощностей по глубокой переработке углей, добываемых в Восточном Донбассе для получения продукции, приобретаемой в основном за рубежом, в том числе:
• термоантрацита для алюминиевой промышленности;
• металлургического термоантрацита, используемого в горной металлургии при производстве карбита кремния;
• гидроантрацита, применяемого в системах механической очистки питьевой воды и водоподготовки котельных;
• активированного угля;
• углеродных молекулярных сит для химической, пищевой промышленности и использования в системах газовых смесей и получения газов и воздуха.
4.7. Федеральной антимонопольной службе и Министерству транспорта Российской Федерации решить вопрос установления долговременных решений по железнодорожным тарифам на массовые грузоперевозоки по системе РЖД для предприятий минерально-сырьевого комплекса.
4.8. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации в це-
лях усиления мобилизации средств из различных источников финансирования минерально-сырьевого комплекса и обеспечения контроля за их целевым использованием создать специ-авизированный банк — Государственный акционерный банк по финансированию, кредитованию и расчетам минерально-сырьевого комплекса и инноваций.
4.9. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:
4.9.1. Переработать Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», предусмотрев в них четкое разграничение правил между типами месторождений, имеющих различные особенности и факторы опасности при ведении горных работ: опасные по газу и пыли; не опасные по газу и пыли; опасные по горным ударам; опасные по внезапным выбросам породы и газа; опасные по прорывам воды и другим.
4.9.2. В Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах» разработать и включить положение о порядке изготовления и учета эмульсионных взрывчатых веществ.
4.10. Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации с участием Министерства транспорта Российской Федерации с целью освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны принять программу восстановления и развития Северного морского пути с соответствующей инфраструктурой, в том числе за счет разработки и строительства унифицированных объектов производственной и социальной инфраструктуры на плавучих основаниях, таких как общежития, гостиницы, медицинские учреждения, административные учреждения, и др.
4.11. Государственной корпорации по атомной энергии «Рос-атом» принять специальную программу разработки и производства атомных электростанций малой мощности, в том числе на плавучих основаниях, для освоения минерально-сырьевых ресурсов в Арктической зоне и на морском шельфе Российской Федерации.
4.12. Зарубежным машиностроительным компаниям в целях развития международной кооперации в производстве передового высокотехнологичного оборудования для минерально-сырьевого комплекса использовать специальные инвестиционные контракты, порядок и условия заключения которых определены Постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 16 июля 2015 г. «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».
5. Одобрить создание Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Научно-технического совета при Межведомственной рабочей группе по снижению зависимости отрасли тяжелого машиностроения от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг (работ) иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию отрасли тяжелого машиностроения с участием предприятий-заказчиков и предприятий-производителей оборудования, а также представителей научно-технического блока экспертного сообщества.
Рекомендовать предприятиям-заказчикам горного и геологического оборудования обеспечить взаимодействие с указанной Межведомственной рабочей группой и ее Научно-техническим советом.