Научная статья на тему 'Как воспитать отзывчивость души'

Как воспитать отзывчивость души Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ТВОРЧЕСТВУ / ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ / СВЯЗЬ ИСКУССТВА С ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА / ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / СИНТЕЗ ВИДОВ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Ольга Владимировна

Автор знакомит с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», с методами и педагогическими приемами, средствами, которые помогают в реализации программы. Автор раскрывает понятие интегрированный урок. На примере урока во втором классе автор показывает приемы работы и методические разработки, которые помогают достичь цели урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как воспитать отзывчивость души»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Громова Ольга Владимировна

преподаватель изобразительного искусства МБОУ ДОД Лесногородская ДШИ пос. Лесной городок, Московская область E-mail: ovgromova.rus@gmail.com

J

V

КАК ВОСПИТАТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ДУШИ

л

г

Аннотация. Автор знакомит с программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», с методами и педагогическими приемами, средствами, которые помогают в реализации программы. Автор раскрывает понятие - интегрированный урок. На примере урока во втором классе автор показывает приемы работы и методические разработки, которые помогают достичь цели урока.

Ключевые слова: интерес к творчеству, приобщение к духовной культуре, связь искусства с жизнью человека, формирование внутреннего мира, интегрированный урок, синтез видов искусства.

Все виды искусств помогают нам лучше понимать жизнь.

Д.Б. Кабалевский

Дети от природы любознательны, творчески активны, талантливы. Задачи педагогов и родителей дать ребёнку «возможность пройти путь творца», не погубить на корню желание творить, создавать. Очень важно в начале творческого пути и так далее соприкосновение с настоящим искусством, побудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, в рисунке.

Когда мы говорим о раннем развитии, то, прежде всего, имеем в виду предметы эмоционального цикла (музыка, изобразительное искусство, литература). Оказывается, ребенок, развивая эмоциональную сферу, легче проходит обучение. Развитые эмоции помогают детям с желанием узнавать, познавать. Им интересно [1,2, 5, 8, 9].

После двадцати лет работы учителем изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского понимаешь, насколько эта программа неисчерпаема. Она помогает развиваться и ученику, и учителю [3]. Автор определяет задачи этой программы:

1. «отношенческое» приобщение учащихся к искусству, как духовной культуре;

2. развитие художественно-образного мастерства;

3. формирование внутреннего мира.

Художник и педагог Б.М. Неменский предлагает гармоничное «вживление души ребенка в эмоционально-ценностный опыт искусства», основанное на признании сосуществования в школьной педагогике двух «параллельных» форм познания мира: рационально-логической и эмоционально-образной, которые могут гармонично взаимодополнять друг друга.

В программе большое значение придается личности учителя, а так же его мастерству в драматургическом построении урока, дает возможность развивать творческий потенциал. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Самым удачным методическим приёмом и инновационным методом для достижения целей и задач программы является интегрированный урок, который объединяет все предметы эстетического цикла: изобразительное искусство, музыку, литературу и театр [5, 6, 7, 11]. Это позволяет:

1. Способствовать более глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков.

2. Формировать грамотную устную речь, развивать, обогащать её.

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

3. Развивать эстетический вкус, умение понимать, ценить произведения искусства.

4. Воздействовать на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих способностей ребёнка.

Пример интегрированного урока, это урок во втором классе «Выражение характера человека в изображении. Женский образ». Поскольку легче и понятнее на эту тему говорить на примерах сказочных персонажей, то лучше начинать урок с беседы о разных характерах сказочных героинь и одновременно знакомить с картинами художников. На фоне звучит музыка, тоже помогая лучше понять и увидеть характер. Звучит музыка Шуберта «Аве Мария», а перед глазами ребят на доске «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Царевна-Лебедь» Врубеля, русские красавицы Егунова. Во время беседы учитель цитирует стихи А.С. Пушкина из «Сказки о Царе Салтане».

Какие перед нами образы? Добрые? Злые? Обаятельные или неприятные?

Дети отвечают: «Добрые, красивые, ласковые, заботливые». Ребята активно включаются в беседу, потому что сказочные героини с очень яркими и контрастными характерами, понятны и знакомы всем. Выясняем, как же художнику удается в своих работах раскрыть и передать характер человека, с помощью каких средств [3]. Во всех работах присутствует больше теплых цветов, светлых тонов, мягкие и плавные линии. Одни героини спокойны и величавы, другие взволнованные. Их душевное состояние подчёркивает фон.

Дети сами отвечают на все вопросы, а учителю остается подвести итог.

Дайте ребенку сказочные образы, и он поймёт самые сложные темы, поймёт интуитивно и через собственную практическую деятельность. Такой путь чаще всего уже недоступен взрослому. Возможно, ни на каком другом уроке внутренний мир ребёнка не выступает таким открытым, как на умело построенных уроках искусства. Оказывается, что синтез видов искусства позволяет «достучаться» до самого главного - чувств ребёнка, и на этом этапе очень важно, что на него воздействует.

Знакомясь с картинами великих мастеров на уроках, обсуждая и высказывая своё отношение, выра-

жая свои чувства и переживания, мы затрагиваем те струнки души, те чувства, которые в обычной жизни редко используем. Так мы воспитываем отзывчивость на добро и зло, учим отличать прекрасное и безобразное. Пусть это сначала мир картин и сказок, а затем -действительность и жизнь.

Литература

1. Ермолинская Е.А., Коротеева Е.И., Медкова Е.С. и др. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: методическое пособие / под ред. Е.П. Кабковой. М.: Просвещение, 2009.

2. Загвязинский В. И. Как прорваться в современность? Образование и наука. 2012. № 7; с. 91-103.

3. Казначеева С.А., Бондарева С. А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников: описание опыта, конспекты уроков. Волгоград: Учитель, 2009.

4. Коротеева Е. И. Учебник для 2 класса «Искусство и ты» / под. ред. Б. М. Неменского. Москва: Просвещение, 2001.

5. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях позитивной направленности // Образование и наука. Изв. УрО РАО.2011 4; 119-125

6. Лукина А. К. Общая одаренность в детском возрасте: условия развития // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.25-29.

7. Окуненко Л. А. Система работы с художественно одаренными детьми в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.29-33.

8. Окуненко Л.А., Тагильцева Н.Г., Заплатина Е.А. Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4. С.15-22.

9. Панова В.М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.61-63.

10. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: 2005.

11. Тагильцева Н.Г Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука. 2013..№ 6; с.118-128.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.