Научная статья на тему 'Как стать эффективным менеджером?'

Как стать эффективным менеджером? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА / COMPETENCE APPROACH / ECONOMIC COMPETENCE OF STUDENTS / ECONOMIC GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравчук Ольга Евгеньевна

Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, обществознанием, правом и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина, равного партнёра в сообществе, а не потребителя, выпрашивающего подачки у государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как стать эффективным менеджером?»

КАК СТАТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ менеджером?

Ольга Евгеньевна Кравчук,

заместитель директора по воспитательной работе школы № 143 г. Красноярска

• компетентностный подход • экономическая компетентность учащихся

• экономическая игра

Нужно ли новому поколению, входящему в самостоятельную жизнь, знать основы поведения тех, кто будет его окружать и с кем он будет взаимодействовать? Экономически безграмотный человек ныне изначально обречён на более сложный жизненный путь, и его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Однако, как показывает опыт последних лет, винить в этих ошибках люди будут органы власти всех уровней. Но главное, что не хватает сегодня россиянам, так это всё-таки предпринимательского духа. Экономика — это машины, сырьё, налоги, законы. Но за всем этим стоит энергия человека, его желание и готовность пуститься в плавание по непредсказуемому океану нашей нынешней экономики.

Сегодня понятия «собственность» и «бизнес» становятся неразрывными, создавая тем самым

механизмы деятельности рыночной экономики.

Но не секрет, что среднестатистический родитель нынешнего школьника — это порождение буйных 90-х, когда понятие «бизнес» более ассоциировалось с понятиями «мафия» и «теневая экономика», а вчерашние «челноки» и «быки» пришли в рыночную экономику, мягко говоря, незаконными путями. При этом они желают своим детям быть успешными в семейном бизнесе, получить престижное образование и, естественно, быть в ладах с законом, чтобы продолжить уже семейное дело. Но где и как учиться этому, если сами родители, да и теоретики от экономики не всегда знают, что такое рыночная экономика?

В полюбившейся российским интеллектуалам вопрошающей фразе «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» содержится, может быть, одна из наиболее ярких историко-философских сентенций: мало быть знающим, чтобы суметь достойно обеспечить потребности своей семьи и своего общества. К знанию,

не закрепленному в навыках, к знанию, не дающему потенцию к самообучению, богатство не пристанет.

А эту мысль не так давно удалось найти у М.А. Булгакова: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам».

От реального понимания этой, казалось бы, простой мысли в действительности зависит очень многое, и прежде всего сама парадигма образовательного процесса. Есть два ее крайних варианта: 1) трансляция ученику большого объема информации (знания) при «непередаче», «нетрансляции» навыков закрепления получаемой информации и самообучения и 2) синтез трансляции несколько меньшего объема информации с трансляцией навыков самообучения. Результаты этих двух крайностей могут давать (и давали) разные исторические траектории развития целых народов.

В американской школе (а я посетила в мае этого года четыре средних школы штата Нью-Йорк) понятие частной собственности и рационального поведения на рынке, как и полное признание законов, формируется на уровне генотипа, это и понятно. Рыночная экономика всегда была в США неотъемлемой частью развития государства, но при этом и школа делает все, чтобы экономические знания имели практический характер. Экономическая наука — это наука о выборе, это наука о том, как жить в мире людей.

Интернационализация экономики, универсальное признание ценностных ориентаций, называемых общечеловеческими ценностями, вызвали к жизни и новые явления в образовании на глобальном уровне. Согласно ГОС НРК, «одним из основных целевых приоритетов региональной образовательной политики является достижение социальной компетенции обучающихся. Она выражается в способности, основанной на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию, обнаруживать процедуры той или иной проблемы». Приоритетной ориентацией является ком-

петентностный подход. Как путь реализации компетентностного подхода, является развитие экономической компетенции учащихся.

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, общество-знанием, правом и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся, адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина, равного партнёра в сообществе, а не потребителя, выпрашивающего подачки у государства.

В 1991 году подобные цели развития личности поставили перед собой два замечательных человека — Евгений Юрьевич и Ольга Кимовна Зимины, они открыли собственную школу — НП «ООО (объединение оптимистов образования) — школу менеджеров», где ведущим стало именно экономическое образование, ориентированное на социальную практику. Тогда ещё не было учебников по экономике, в школе работали специалисты из вузов, студенты экономических факультетов. Уже почти двадцать лет школа живёт и процветает. С первого по одиннадцатый классы они получают здесь полный объём знаний по экономике (ведутся такие курсы, как «Основы потребительских знаний», «Эффективный менеджер», «Экономика» (авторская программа Ирины Васильевны Дерезко и др.), правоведению, для развития логики введён предмет «Шахматы», преподаётся во всех классах психология, хореография, театральное искусство. Выпускники школы отличаются высоким интеллектом, они коммуникабельны, открыты, владеют управленческими компетенциями, а главное, они знают толк в бизнесе и готовы работать на благо и своей семьи, и Отечества.

О.Е. Кравчук. Как стать эффективным менеджером?

Огромное значение имеет проведение различных тренингов, деловых игр, открытых дебатов на актуальные экономические проблемы. Подобные мероприятия способствуют закреплению получаемых знаний, формированию самостоятельного мышления и повышению заинтересованности предметом. На уроках «Основы проектной деятельности» ребята в игровой форме создают собственные фирмы, просчитывают смету, уровень эффективности предприятий, учатся рассчитывать налоговые вычеты, выбирать помещения для фирм, составляют прайсы, придумывают логотипы, подписывают различные договоры, начиная от аренды и заканчивая трудовыми, создают фандрайзинго-вые группы. Каждый проект проходит экспертную оценку в разных классах. Кроме того, в нашей школе ежегодно проходят экономические игры («Бизнесград», «Фабрика пицц» и др.). Одна из них, «Шанс», проводится специально для начальной школы, но руководят ей старшеклассники. Педагоги — простые покупатели, все ошибки в теории и практике разбираются после игры в детской организации и на уроках экономики. Доходы, полученные от игр, ребята, как правило, направляют или на благотворительные цели, или на необходимые для детской организации нужды.

Экономическая игра «Шанс»

Игра проводится каждый год для того, чтобы поставить участников в реальные экономические условия и научить их быть успешными в рыночной модели экономики. Каждый класс или отдельные ребята создают собственные фирмы по производству товаров и услуг. Заранее им сообщается курс школьной валюты «менжика» по отношению к рублю. Парламент издаёт приказ о начале игры и составе центробанка, который работает в течение недели непосредственно перед игрой. За неделю юные предприниматели должны зарегистрировать фирму, представить в центробанк устав фирмы, купить места, определить название, вид услуги или

товара, создать собственный логотип, провести рекламную кампанию и т.д.

В день проведения самой ярмарки в школе работает налоговая полиция, контролирующая, чтобы фирмы не нарушали правила торговли и оказания услуг населению (приходят на ярмарку не только ученики, учителя и родители, но и жители микрорайона, в котором находится школа), следят за чистотой на территории ярмарки, выбирают будущих лидеров по номинациям. Каждый год парламент старается объявить победителей по разным направлениям. Например, «Самая богатая фирма», «Самый удачливый продавец», «Самая креативная реклама», «Оригинальные услуги» и другие.

Кстати, каждый ученик школы или фирма могут открыть сберегательную книжку и положить свои деньги в банк до следующего года, они будут не только сохранены, но и принесут дивиденды их владельцу. Так, фирма «Обжорка» (4-й класс) за три года существования накопила 12 тысяч только на сберкнижке, а прибыли получила около 30 тысяч. Деньги, которые получает класс или фирма, обычно тратятся на познавательные экскурсии, выезд на природу или вкладываются в бизнес на следующий год игры.

Товары и услуги могут быть самыми разнообразными: продукты питания, фотостудия, парикмахерские услуги, тату-салон, обучение каким-либо видам деятельности (например, игра на гитаре, боевые искусства и т.д.). Естественно, большую роль в подготовке ярмарки играют родители и представители бизнеса. После самой ярмарки проходит интеллектуальное казино (вроде игры «Что, где, когда»), правила те же самые, ставки в рамках разумного. Интеллектуалы получают выигрыш и могут его тратить по своему усмотрению. Деньги, которые заработал центробанк (на штрафах за какие-либо нарушения, на курсе менжика, на продажах лицензий и мест торговли, на налогах), обычно идут на значимые акции и мероприятия, проводимые парламентом в школе.

Так, в прошлом году, на деньги, заработанные на игре, мы сшили и подарили шторы в детский дом № 59, над которым шефствуем уже 10 лет, а также мы на эти деньги покупаем ребятам из детского дома всё необходимое для школы, проводим акции «Умывай-ка» (товары гигиены и бытовой химии), «Подарок от Деда Мороза» и т.д. В этом году мы смогли поставить спектакль на тему профилактики СПИДа и наркомании (сшили костюмы, купили реквизит, создали видеоверсию спектакля «Олимп в огне»). Часть денег каждый год мы тратим на выездную школу актива «Лидер», обычно мы выезжаем на турбазу, там сутки живём в режиме погружения в проектную деятельность. Деньги, таким образом, тратятся на транспорт, проживание на турбазе, питание, канцтовары и приглашение специалистов. Все расходы контролирует

парламент, составляет смету проектов, мероприятий, акций.

Игра «Шанс» — это не просто игра, это реальный мир, позволяющий испытать экономический успех и вложить заработанные средства в полезное дело, которое мы делаем вместе!

Таким образом, практическое воплощение в школе образа успешного управленца, бизнесмена, экономиста, юриста, банкира наряду с мощным теоретическим багажом позволяет нам выпускать в мир активных граждан, профессионалов в своём деле, людей, стремящихся к постоянному совершенствованию. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.